Jump to content

Менипповая сатира

Жанр менипповой сатиры — это форма сатиры , обычно в прозе , которая характеризуется атакой на психические установки, а не на конкретных людей или организации. [1] В общих чертах его описывают как смесь аллегорий , плутовских повествований и сатирических комментариев. [2] Другими чертами менипповой сатиры являются различные формы пародии и мифологического бурлеска . [3] критика мифов, унаследованных от традиционной культуры, [3] восторженный . характер, фрагментированное повествование, сочетание множества разных целей и быстрое перемещение между стилями и точками зрения [4]

Этот термин используется классическими грамматиками и филологами главным образом для обозначения сатир в прозе (ср. стихи « Сатиры» Ювенала и его подражателей). Социальные типы, нападающие и высмеиваемые менипповой сатирой, включают «педантов, фанатиков, чудаков, парвенусов , виртуозов, энтузиастов, хищных и некомпетентных профессиональных людей всех мастей», хотя к ним обращаются с точки зрения «их профессионального подхода к жизни в отличие от их социального подхода». поведение... как выразители идеи, которую они представляют». [1] [5] Характеристика в менипповой сатире скорее стилизована, чем натуралистична, и представляет людей как воплощение идей, которые они олицетворяют. [1] Термин «менипповая сатира» отличает ее от более ранней сатиры, впервые предложенной Аристофаном и основанной на личных нападках. [6]

Происхождение

[ редактировать ]

Форма названа в честь греческого циника- пародиста и полемиста , жившего в третьем веке до нашей эры Мениппа . [7] Его произведения, ныне утерянные, оказали влияние на произведения Лукиана (2 век нашей эры) и Марка Теренция Варрона (116–27 до н.э.), причем последний первым определил этот жанр, назвав свои собственные сатиры saturae menippeae ; такие сатиры иногда также называют варронской сатирой . По словам Михаила Бахтина , сам жанр существовал до Мениппа, с такими авторами, как Антисфен ( ок. 446 – ок. 366 до н. э.), Гераклид Понтийский ( ок. 390 до н. э. – ок. 390 до н. э. – ок. 310 до н. э.)) ок. 310 до н. э.)) и Бион Борисфен ( ок. 325 – ок. 250 до н. э.). [8]

Классическая традиция

[ редактировать ]

Собственные 150 книг менипповых сатир Варрона сохранились только благодаря цитатам. Жанр продолжился Сенекой Младшим , чей «Апоколоцинтоз» , или «Тыквификация», является единственной сохранившейся почти полной классической менипповой сатирой. Оно заключалось в непочтительной пародии на обожествление императора Клавдия. [7] Менипповая традиция очевидна и в » Петрония « Сатириконе , особенно в сцене пиршества «Цена Трималхионис», сочетающей в себе эпическую форму, трагедию и философию со стихами и прозой. И «Сатирикон» , и Апулея «Метаморфозы » («Золотой осел») представляют собой Мениппею, «расширенную до пределов романа». [9] Наиболее полную картину жанра в древности можно найти в сатирах Лукиана . [10] Влияние менипповой сатиры можно обнаружить в древнегреческих романах , в римских сатирах Гая Луцилия и Горация , а также в раннехристианской литературе, включая Евангелия. [11] [12] Более поздние примеры включают «Утешение философии Боэция ». [13] и «Цезари Юлиана Отступника» . [14]

Характеристики

[ редактировать ]

Бахтин выделяет ряд основных характеристик, отличающих менипповую сатиру от сопоставимых жанров античности: [15]

  • Здесь значительно усилен комический элемент, хотя есть и исключения (например, у Боэция).
  • Существует необыкновенная свобода сюжета и философских изобретений . Он не связан ортодоксальными легендами или потребностью в историческом или повседневном реализме, даже если его центральные персонажи основаны на легендарных или исторических личностях. Оно свободно действует в сфере «фантастического».
  • Безудержное использование фантастического внутренне мотивировано философской задачей: философская идея, воплощенная в искателе истины, подвергается проверке в чрезвычайных ситуациях .
  • Фантастические и мистические элементы сочетаются с грубым трущобным натурализмом : «проверка идеи» никогда не избегает дегенеративной или гротескной стороны земного существования. Человек идеи сталкивается с «мирским злом, развратом, подлостью и пошлостью в их самом крайнем выражении».
  • Проверяемые идеи всегда носят «окончательный» характер. Просто интеллектуальным или академическим проблемам или спорам не было места: на карту поставлен весь человек и вся его жизнь в процессе проверки его идеи. Повсюду есть «урезанные аргументы за и против главных жизненных вопросов».
  • Налицо трехплановая конструкция — Земля, Олимп и подземный мир. Действие и диалог часто происходят на «пороге» между планами.
  • Появляется экспериментальная фантастика в повествовательной перспективе, например «вид сверху» ( катаскопия ).
  • Экспериментирование с психопатологическими состояниями ума – безумием, раздвоением личности, безудержной мечтательностью, странными мечтами, крайними страстями, самоубийствами и т. д. Такие явления действуют в Мениппее с целью дестабилизировать единство человека и его судьбы – единство, которое всегда предполагается в других такие жанры, как эпос. Человек открывает иные возможности, чем те, которые, по-видимому, предопределены в нем самом и его жизни: «он теряет свое завершенное качество и перестает означать только одно, он перестает совпадать с самим собой». Этой незавершенности и несовпадения способствует рудиментарная форма «диалогического отношения к самому себе».
  • Для Мениппеи характерны нарушения общепринятого поведения и нарушения привычного хода событий. Скандалы и чудачества выполняют в «мире» ту же функцию, что и психические расстройства в «индивидуале» — они разрушают хрупкое единство и устойчивость установленного порядка и «нормального», ожидаемого хода событий. Неуместное, циничное слово, разоблачающее ложного идола или пустую социальную условность, также характерно.
  • Резкие контрасты, резкие переходы, оксюморонические сочетания, контринтуитивные сравнения и неожиданные встречи несвязанных друг с другом вещей существенны для «Мениппеи». Противоположности сведены воедино или объединены в одном персонаже – благородном преступнике, добродетельной куртизанке, императоре, ставшем рабом.
  • Часто присутствует элемент социальной утопии , обычно в форме мечты или путешествия в неизведанную страну.
  • Широкое использование вставных жанров, таких как повести, письма, речи, диатрибы, монологи, симпозиумы и поэзия, часто пародийного характера.
  • Острый сатирический акцент на широком спектре современных идей и проблем.

Несмотря на кажущуюся неоднородность этих характеристик, Бахтин подчеркивает «органическое единство» и «внутреннюю целостность» жанра. Он утверждает, что менипповая сатира является лучшим выражением и вернейшим отражением социально-философских тенденций эпохи ее расцвета. Это была эпоха упадка национальных легенд, распада связанных с ними этических норм и сопутствующего взрыва новых религиозных и философских школ, соперничающих друг с другом по «последним вопросам». «Эпическая и трагическая целостность человека и его судьбы» утратила свою силу как общественный и литературный идеал, и, следовательно, социальные «позиции» обесценились, превратились в «роли», разыгрываемые в театре абсурда. Бахтин утверждает, что родовая целостность менипповой сатиры в ее выражении децентрированной реальности — это качество, позволившее ей оказать огромное влияние на развитие европейской романной прозы. [16]

По мнению Бахтина, культурной силой, подкрепляющей целостность и единство менипповой сатиры как жанра, несмотря на ее крайнюю изменчивость и разнородность ее элементов, является карнавал . Жанр олицетворяет транспозицию «карнавального мироощущения» в язык и формы литературы, процесс, который Бахтин называет карнавализацией . Карнавал как социальное событие представляет собой « синкретическое зрелище ритуального типа»: его основные элементы были общими для самых разных времен и мест и со временем глубоко укоренились в индивидуальной и коллективной психике. Эти элементы вращались вокруг приостановления действия законов, запретов и ограничений, которые управляли структурой обычной жизни, а также принятия и даже прославления всего, что было скрыто или подавлено этой структурой. [17] Кажущаяся разнородность особенностей менипповой сатиры, в сущности, объясняется выработанными в карнавальной традиции «конкретно-чувственными формами» и выросшим из них единым «карнавальным мироощущением». [18]

Более поздние примеры

[ редактировать ]

В серии статей Эдвард Миловицки и Роберт Родон Уилсон, опираясь на теорию Бахтина, утверждали, что мениппеан - это не термин, специфичный для определенного периода, как утверждали многие классицисты, а термин для дискурсивного анализа, который поучительно применим ко многим видам письма. из многих исторических периодов, включая современность. Как тип дискурса, «мениппей» означает смешанный, часто прерывистый способ письма, основанный на различных, многочисленных традициях. Обычно он высокоинтеллектуален и обычно воплощает идею, идеологию или образ мышления в образе гротескного, даже отвратительного комического персонажа.

Форма была возрождена в эпоху Возрождения Эразмом , Бертоном и Лоуренсом Стерном . [19] в то время как примеры 19-го века включают Джона Банкла Эмори Томаса и Доктора Роберта Саути . [19] В 20 веке возобновился критический интерес к этой форме: менипповая сатира значительно повлияла на постмодернистскую литературу . [3] Среди работ, которые современные ученые определили как выросшие из менипповой традиции, можно выделить:

По словам П. Адамса Ситни в «Визионерском фильме», меннипеа стала доминирующим новым жанром в авангардном кино на рубеже веков. Он назвал таких режиссеров, как Ивонн Райнер , Сидни Петерсон , Майкл Сноу и Холлис Фрэмптон . [36]

Для Бахтина менипповая сатира как жанр достигла своего апогея в новое время в романах и рассказах Достоевского. Он утверждает, что все черты древней Мениппеи присутствуют у Достоевского, но в высокоразвитой и более сложной форме. Это произошло не потому, что Достоевский намеренно принял и расширил ее как форму: его творчество ни в каком смысле не было стилизацией античного жанра. Скорее, это было творческое обновление, основанное на инстинктивном признании его потенциала как формы выражения философского, духовного и идеологического брожения своего времени. Можно сказать, что «не субъективная память Достоевского, а объективная память самого жанра, в котором он работал, сохранила своеобразные черты древней мениппеи». Родовые черты менипповой сатиры явились той почвой, на которой Достоевский смог построить новый литературный жанр, который Бахтин называет Полифонией . [37]

Определение Фрая

[ редактировать ]

Критик Нортроп Фрай сказал, что менипповая сатира быстро перемещается между стилями и точками зрения. [ нужна ссылка ] Такие сатиры имеют дело не столько с человеческими характерами, сколько с целеустремленными умственными установками или « юморами », которые они представляют: педант, хвастун, фанатик, скупец, шарлатан, соблазнитель и т. д. Фрай заметил:

Романист рассматривает зло и безумие как социальные болезни, а менипповый сатирик видит в них болезни интеллекта. [23]

Он проиллюстрировал это различие, представив Сквайра Вестерна (из Тома Джонса ) как персонажа, основанного на романном реализме, а наставников Твакама и Сквера как фигур менипповой сатиры.

Фрай счел термин «Менипповая сатира» «громоздким и, говоря современным языком, довольно вводящим в заблуждение», и предложил в качестве замены термин «анатомия» Бертона (взятый из «Анатомии меланхолии» ). В его теории художественной прозы она занимает четвертое место после романа , романса и исповеди. [23]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Фрай, Четвертое эссе, раздел «Особые непрерывные формы (проза)»
  2. ^ Jump up to: а б с Пол Зальцман, Нарративные контексты «Новой Атлантиды» Бэкона , стр. 39, в Бронуэн Прайс (редактор), «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона (2002).
  3. ^ Jump up to: а б с Бранхам (1997), стр. 18–9.
  4. ^ Бахтин, Михаил (1984). Проблемы поэтики Достоевского . Университет Миннесоты Пресс. стр. 108, 114–119.
  5. Теодор Д. Харпертян, Томас Пинчон и постмодернистская американская сатира, стр. 29–30, в «Харпертиане». Рука, которая повернёт время: менипповые сатиры Томаса Пинчона.
  6. ^ Мастромарко, Джузеппе (1994) Введение в Аристофана (шестое издание: Рим-Бари, 2004). ISBN   88-420-4448-2 стр. 21–22.
  7. ^ Jump up to: а б Бранхам (1997) стр.17
  8. ^ Бахтин (1984). стр.113
  9. ^ " Бахтин , Проблемы поэтики Достоевского , стр. 113, 115. Перевод Кэрил Эмерсон . Миннесота, UP 1984.
  10. ^ Бахтин (1984). п. 113
  11. ^ Бахтин (1984). п. 113
  12. ^ Джордж В. Янг, Подрывная симметрия: исследование фантастического в Марка 6:45-56
  13. ^ Редактор Дж. П. Салливана, Петрониус, Сатирикон (Пингвин, 1986), стр. 21
  14. ^ Изд. Х. Неттлшипа, Словарь классических древностей (Лондон, 1894 г.), стр. 558
  15. ^ Бахтин (1984). стр. 114–19.
  16. ^ Бахтин (1984). стр, 119
  17. ^ Бахтин (1984). стр. 122–25
  18. ^ Бахтин (1984). стр. 134
  19. ^ Jump up to: а б Н. Фрай, Анатомия критики (Принстон, 1971), с. 310-12
  20. ^ Бахтин (1984). стр. 136
  21. ^ Jump up to: а б с д и М. Х. Абрамс , Словарь литературных терминов (издание 1985 г.), статья о сатире, стр. 166–8.
  22. ^ Бахтин (1984). стр. 136
  23. ^ Jump up to: а б с д Нортроп Фрай , Анатомия критики (издание 1974 г.), стр. 309–12.
  24. ^ Бахтин (1984). стр. 116
  25. ^ Печи, Грэм (1979). «Брак рая и ада: текст и его конъюнктура» . Оксфордское литературное обозрение . 3 (3): 70. JSTOR   43974142 . Проверено 27 марта 2021 г.
  26. ^ Феллуга, Д. Франко (1995). «Новая одежда критика: Сартор Ресартус в роли холодного карнавала» . Критика . 37 (4): 586. JSTOR   23118254 . Проверено 27 марта 2021 г.
  27. ^ Бахтин, Михаил (1981). Холквист, Майкл (ред.). Диалогическое воображение (эпопея и роман) . Перевод Эмерсона, Кэрил. Издательство Техасского университета. п. 28.
  28. ^ Бахтин (1984). стр. 137–147.
  29. ^ Бахтин (1984). стр. 147–153
  30. ^ Маклюэн, Эрик (1997). Роль Грома в «Поминках по Финнегану» . Университет Торонто Пресс. стр. 3–13.
  31. ^ Донохью, Денис (1998). "Введение". У О'Брайена, Фланна (ред.). Третий полицейский . Архивное издательство Далки. п. ix. ISBN  9781564782144 .
  32. ^ Краснов, Владислав (1987). «Булгаковский «Мастер и Маргарита» в свете «Проблем поэтики Достоевского» Бахтина » . Русскоязычный журнал . 41 (138/139): 95. JSTOR   43909481 . Проверено 27 марта 2021 г.
  33. ^ Столарек, Джоанна (2011). «Повествование и рассказанное убийство»: видение современной цивилизации в постмодернистском детективе Мартина Эмиса (PDF) (докторская диссертация). Силезский университет . Проверено 1 сентября 2023 г.
  34. ^ Фройденбург, Кирк. Сатиры Рима: угрожающие позы от Луцилия до Ювенала. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2001. ISBN   0-521-00621-X .
  35. ^ Этвуд, Маргарет. «Когда конфиденциальность — это воровство» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 18 декабря 2013 г.
  36. ^ Ситни, П. Адамс (2002) [1974]. Визионерский фильм (3-е изд.). Оксфорд. п. 410. ИСБН  978-0-19-514885-5 .
  37. ^ Бахтин (1984). стр. 121–22
  • Бахтин Михаил. Проблемы поэтики Достоевского в переводе Кэрил Эмерсон. Миннесота, UP 1984
  • Бранхам, Р. Брахт и Кинни, Дэниел (1997) Введение в Петрония , Сатирику стр. xiii-xxvi.
  • Харпертян, Теодор Д. Рука, чтобы повернуть время: Менипповые сатиры Томаса Пинчона . Резерфорд: Фэрли Дикинсон, UP, 1990.
  • Миловицки, Эдвард Дж. и Роберт Родон Уилсон (2002) «Мера мениппового дискурса: пример Шекспира». Поэтика сегодня 23: 2 (лето 2002 г.). 291–326.
  • Уилсон, Роберт Родон и Эдвард Миловицки (1996) « Троил и Крессида : голоса во тьме Трои». Джонатан Харт, изд. Чтение Возрождения: культура, поэтика и драма. Нью-Йорк: Гарленд, 1996. 129–144, 234–240.
  • Уилсон, Роберт Родон (2002) Рассказ Гидры: представляя отвращение , U Alberta Press, 2002.
  • Уилсон, Роберт Родон (2007) О отвращении: менипповое интервью . Канадский обзор сравнительной литературы 34: 2 (июнь 2007 г.). стр. 203–213. Отвращение: менипповое интервью

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Болл, Джон Клемент. Сатира и постколониальный роман. Психология Пресс, 2003.
  • Буду, Б., М. Дриол и П. Ламберси. «Карнавал и мир переворачивается». Исследования сатира Мениппея . Эд Фрэнк Лестрингант и Дэниел Менагер. Женева: Дроз, 1986. 105–118.
  • Кортни, Э. «Пародия и литературные аллюзии в менипповой сатире», Philologis 106 (1962): 86–100.
  • Фридман, Эми Л. Постколониальная сатира: индийская художественная литература и переосмысление менипповой сатиры. Лексингтон, 2019.
  • Харпертян, Теодор Д. «О моделях, путанице и посредниках: менипповая сатира и Пинчона V. . ». Примечания Пинчона 17 (осень 1985 г.): 3–14
  • Кирк, Юджин П. Менипповая сатира: аннотированный каталог текстов и критики . Нью-Йорк: Гарленд, 1980.
  • Корковский, Евгений. «Тристрам Шенди, отступления и менипповая традиция». Scholia Satyrica 1.4 (1975): 3–16.
  • Мартен, Марсьяль, «Предисловие» в «Сатире мениппии де ла Верту католикона Испании и де ла теню де статс де Париж» , МАРТИН Боевой (критическое издание), Париж, Х. Чемпион, 2007, «Тексты Возрождения», № 117, 944 с. ISBN   9782745314840
  • Масгрейв, Дэвид . Гротескная анатомия: менипповая сатира времен Возрождения . Ньюкасл-апон-Тайн: Cambridge Scholars Press, 2014.
  • Павлик, Катя. От Атлантиды до Замонии, от Мениппа до Мёрса: романы Уолтера Мёрса о Замонии в контексте менипповой сатиры . Вюрцбург: Кенигсхаузен и Нейман, 2016. 35–103. ISBN   978-3-8260-5899-8
  • Пейн, Ф. Энн. Чосер и менипповая сатира . Мэдисон: Университет Висконсина, 1981.
  • Релихан, Джоэл. Античная менипповая сатира . Балтимор, 1993 год.
  • Шерберт, Гарри. Менипповая сатира и поэтика остроумия: идеологии самосознания у Дантона, Д'Юрфея и Стерна. Питер Лэнг, 1996.
  • Вайнс, Жан. «Культура и история в сатирской мениппее». Исследования менниппового сатира . Эд Фрэнк Лестрингант и Дэниел Менагер. Женева: Дроз, 1985. 151–99.
  • Вайнброт, Говард Д. Переосмысление менипповой сатиры. Балтимор: Университет Джонса Хопкинса. Пресс, 2005.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 845266328e08d20c633d193470a9882e__1721130180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/2e/845266328e08d20c633d193470a9882e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Menippean satire - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)