Книга проклятия
Книжное проклятие было широко используемым методом предотвращения кражи рукописей в средневековый период в Европе . Использование книжных проклятий восходит к гораздо более древним временам, к дохристианским временам, когда гнев богов вызывался для защиты книг и свитков.
Обычно это угроза отлучения от церкви или анафемы . Чем больше творческих и драматичных деталей, тем лучше. Эти проклятия , обычно расположенные на первой или последней странице тома как часть колофона , часто считались единственной защитой для защиты столь желанных книг и рукописей. В частности, это было время, когда люди верили в проклятия, что имело решающее значение для их эффекта, поэтому верили, что если человек украл или вырвал страницу, ему суждено умереть мучительной смертью. [1] С появлением печатного станка эти проклятия превратились в «экслибрисы, [которые] позволяли пользователям заявлять о собственности посредством сочетания визуальных, вербальных и текстовых ресурсов. Впервые предупреждения, угрозы и проклятия стали мультимодальными». [2]
Книжное проклятие может звучать, например, так: «Если кто-нибудь отнимет эту книгу, пусть умрет смертью; пусть он поджарится на сковороде; пусть его охватят падучая болезнь и лихорадка; пусть его сломают на колесе и повесят. Аминь." [1]
История [ править ]
Древние проклятия [ править ]
Самое раннее известное книжное проклятие можно отнести к Ашшурбанипалу , царю Ассирии с 668 по 627 гг . библиотека: [3]
Я записал на табличках благородные плоды работы писца, которым не научился ни один из царей, живших до меня, вместе с мудростью Набу , насколько она существует [в письменной форме]. Я разложил их по классам, пересмотрел и поместил в своем дворце, чтобы я, даже я, правитель, знающий свет Ашура , царя богов, мог их читать. Кто бы ни унес эту табличку или напишет на ней свое имя рядом с моим собственным, пусть Ашур и Белит свергнут его в гневе и гневе, и пусть они уничтожат его имя и потомство на земле.
Другое проклятие из Ниневии гласит: «Кто уберет [табличку] и напишет свое имя вместо моего имени, пусть Ашур и Нинлиль , разгневанные и мрачные, свергнут его, сотрут его имя, его семя, на земле. [4] Другие книжные проклятия были более сдержанными: «Тот, кто боится Ану , Энлиля и Эа , в тот же день вернет ее в дом хозяина» и «Тот, кто боится Ану и Анту, будет заботиться о ней и уважать ее». [5] Поскольку эти таблички были сделаны из глины и поэтому легко подвергались вандализму, существовали специальные проклятия для защиты от таких действий, например: «Во имя Набу и Мардука не стирайте текст!» [5] Набу был вавилонским богом письменности и мудрости, сыном Мардука и Сарпаниту . [6] Более подробное проклятие для предотвращения вандализма выглядело следующим образом:
Тот, кто разобьет эту табличку, или положит ее в воду, или будет тереть ее до тех пор, пока вы не сможете ее узнать, [и] не сможете заставить ее понять, пусть Ашур, Син , Шамаш , Адад и Иштар , Бел, Нергал , Иштар из Ниневии, Иштар из Арбелы , Иштар Бит-Кидмурри, боги неба и земли и боги Ассирии , пусть все они проклянут его проклятием, от которого невозможно избавиться, ужасным и беспощадным, пока он жив, пусть они пусть его имя, его семя, будет унесен из земли, пусть положат мясо его в пасть собаке. [7]
Книжные проклятия восходят к созданию самих библиотек. Древние библиотекари исторически считали книжных воров наравне с убийцами и богохульниками. Древние библиотекари вызывали гнев богов на книжных воров и вандалов. Древние проклятия даже использовались, чтобы препятствовать давать книги другим. В одном из таких проклятий говорилось: «Тот, кто доверяет [эту книгу] в руки [другим], да проклянут его все боги, находящиеся в Вавилоне !» [8]
Средневековые проклятия [ править ]
В средневековом использовании многие из этих проклятий гласили, что суровые последствия будут наложены на любого, кто присвоит произведение у его надлежащего владельца. Наказания обычно включали отлучение от церкви , проклятие или анафему . [9] Отлучение от церкви было самым легким из проклятий, поскольку это обратимое состояние. И отлучение, и анафема требовали установления виновного, а также действий со стороны Церкви. Преимущество проклятия заключалось в том, что оно не требовало вмешательства человека, поскольку это было состояние, которое Создатель, а не Церковь, мгновенно обрушивал на душу преступника. Все три типа проклятий считались эффективным средством сдерживания книжного вора.
считались драгоценными произведениями В то время эти проклятия предусматривали серьезное социальное и религиозное наказание для тех, кто украл или испортил книги, которые до появления печатного станка . Как пишет Стивен Гринблатт в книге «Поворот: как мир стал современным» : «Книг было мало, и они были ценными. Они придавали престиж владевшему ими монастырю, и монахи не были склонны выпускать их из поля зрения. Иногда монастыри пытались обезопасить свое владение, накладывая проклятия на свои драгоценные рукописи». [10]
Один из часто цитируемых примеров книжного проклятия, предположительно из монастыря Барселоны , [8] на самом деле вымышленный, [11] взято из мистификации 1909 года «Альманах старого библиотекаря» : [12] [13]
И какое осуждение подобает проклятому негодяю (ибо он не может по праву претендовать на звание Человека), который ворует и похищает в своих корыстных целях такую драгоценную вещь, как Книга? Мне вспоминается «Предупреждающая витрина», выставленная в библиотеке папского монастыря Сан-Педро в Барселоне. Это версия, переведенная на английский язык сэром Мэтью Манханом, который видел ее написанной на латыни в монастыре, как он сам описывает в своей ученой книге « Путешествие по испанским странам» , 1712 год.Предупреждение гласит: «Для того, кто украдет Книгу из этой Библиотеки, пусть она превратится в Змею в его руке и разорвет его. Пусть его поразит паралич , и все его члены будут уничтожены. Пусть он томится от боли, громко крича во имя милосердия, и пусть не будет прекращения его агонии, пока он не погрузится в растворение. Пусть книжные черви прогрызут его внутренности в знак бессмертного червя, и когда он наконец пойдет на свое последнее наказание, пусть пламя ада поглотит его. навсегда и да».
книги Средневековые писцы написали большинство проклятий в колофоне . Это было единственное место в средневековой рукописи, где писец мог писать все, что пожелает, поэтому книжные проклятия, как правило, уникальны для каждой книги. [14] [15] [16] Иногда ловкий писец выражал проклятие в виде стишка:
Не кради эту книгу, мой честный друг.
Из страха, что виселица станет твоим концом,
И когда ты умрешь, Господь скажет
А где книга, которую ты украл? [17]
Книга Марка Дрогина « Анафема!» Средневековые писцы и история книжных проклятий . [1] сыграл первостепенную роль в дальнейшем понимании концепции книжных проклятий, особенно средневековых, поскольку на данный момент он собрал самую большую коллекцию проклятий. По мнению Дрогина, книжные проклятия являются свидетельством того, насколько ценными были книги для писцов и ученых того времени. Дрогин также подробно объясняет, как создавались книги в эпоху монастырских писцов, иллюминированных рукописей и пергамента. Физический труд и ресурсы, необходимые для создания одного тома, служат объяснением того, почему писцы были так склонны принимать решительные меры для своей защиты.
Пусть меч анафемы сразит
Если кто-нибудь украдет эту книгу.
Если кто-то рассердится ,
Он будет убит мечом анафемы . [1]
С тех пор, как Набу впервые использовал свое имя, чтобы вызвать книжное проклятие, эта практика получила развитие. Использование имени владельца книги изменилось со средневековья на современность как способ обозначить право собственности на книги. После изобретения печатного станка для защиты книг рукописные книжные проклятия превратились в печатные экслибрисы, которые приклеивались к обложкам книг, обычно в стиле экслибрис , а затем к имени владельца. [18] Эта практика снова изменилась и снова стала использовать рукописные имена на внутренней обложке книг.
Том о естественных науках · Аристотеля · монастыря Роффейса · Иоанна Приора Роффейса Тот, кто отчуждает эту книгу от этого монастыря · скрывает отчужденное · или удаляет этот титул обманным путем; подвергается наказанию в виде анафемы, издаваемой каждый год приором и всем капитулом Роффе.
Напротив, писец из аббатства Ившем написал: «Колофон, восхваляющий работу писца и требующий для него в награду высококачественное вино («vini nobilis haustum»), заканчивается проклятием, в котором желают похитителю книги «смерть от зла: пусть умрет вор этой книги» (Morteque Malorum: raptor libri moriatur)». [9]
Эдвардианские проклятия
Книжные проклятия продолжались и в эдвардианской Британии как аспект владения собственностью. Однако к этому времени проклятия стали считаться скорее традицией, чем реальной угрозой. [19]
Документальное проклятие [ править ]
Значительной разновидностью книжного проклятия является проклятие документов. Эти проклятия применялись почти так же, как и книжное проклятие, но с одним существенным отличием; в то время как книжные проклятия почти всегда защищали физическую книгу (или планшет), проклятия документов обычно создавались для защиты текста документа, который их содержал. Они часто встречались в завещаниях, грантах, уставах, а иногда и в приказах. [20] Документальные проклятия демонстрируют пересечение христианских верований, языческих обычаев и судебных разбирательств. [21]
Переписчик добавил проклятие в конец книги Откровения , которое гласит:
Предупреждаю всякого, кто слышит слова пророчества книги сей: если кто приложит к ним, на того наложит Бог язвы, описанные в книге сей, и если кто отнимет от слов книги пророчества сего, Бог отнимет свою долю от древа жизни в святом городе, о котором говорится в этой книге. [8]
В одном документе проклятие англосаксов, написанное в 1046 году нашей эры, гласит:
И тот, кто отступит от моей воли, которую я сейчас провозгласил в свидетельстве Божием, да будет лишен радости на этой земле, и пусть Всемогущий Господь, создавший и сотворивший все творения, исключит его из общения всех святых на земле. Судный день, и пусть он будет предан в бездну ада сатане дьяволу и всем его проклятым товарищам, и там будет страдать с противниками Божьими без конца и никогда не беспокоить моих наследников. [21]
Другой документальный проклятие от предоставления земли в 934 году нашей эры гласит:
Однако, если, не дай Бог, кто-нибудь, возгордившийся от гордыни и высокомерия, попытается уничтожить или нарушить этот маленький документ моего согласия и подтверждения, дайте ему знать, что в последний и страшный День Собрания, когда прозвучит труба архангела зов и тела покидают поганые кладбища, он сожжёт с Иудой, совершившим нечестивое предательство, а также с жалкими иудеями, хулящими кощунственными устами Христа, на крестном алтаре, в вечном смятении, в пожирающем пламени пылающих мук в наказаниях без конца. [21]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Дрогин, Марк (1983). Анафема!: Средневековые писцы и история книжных проклятий (Первое изд.). США: Алланхельд и Шрам. ISBN 0839003013 .
- ^ О'Хаган, Луизиана (2020). Не кради эту книгу, мой честный друг: Угрозы, предупреждения и проклятия в эдвардианской книге. Текстовые культуры: текст, контексты, интерпретация, 13 (2), 244–274. https://doi.org/10.14434/textual.v13i2.31604
- ^ Нортон, Джереми. «Знание как сила: самая ранняя систематически собираемая библиотека, отличная от архива (668 г. до н.э. – 627 г. до н.э.)» . История информации . Проверено 14 сентября 2014 г.
- ^ Кассон, Л. (2001). Библиотеки в древнем мире . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 12.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кассон, 2001, стр.13.
- ^ Люркер, Манфред (2004). Словарь богов, богинь, дьяволов и демонов Рутледжа . Рутледж. п. 131. ИСБН 9780203685259 .
- ^ Кассон, 2001, стр. 13-14.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мюррей, Стюарт (2009). Библиотека: иллюстрированная история. Издательство Скайхорс. п. 41. ISBN 9781602397064 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дришен, Кларк. «Сковороды, вилки и лихорадка: проклятия средневековой книги» . Блог средневековых рукописей . Проверено 27 января 2021 г.
- ^ Гринблатт, Стивен (2011). Поворот: как мир стал современным . WW Нортон и компания. п. 30 . ISBN 9780393064476 .
- ^ Хиггинс, Колин (8 июня 2011 г.). «Маркс, Пандора и порнография» . Высшее образование Таймс . Проверено 1 января 2012 г.
- ^ Виганд, Уэйн А. (1979). История мистификации: Эдмунд Лестер Пирсон, Джон Коттон Дана и Альманах старого библиотекаря . Бета Пхи Му.
- ^ Дана, Джон Коттон; Кент, Генри В. (1909). Альманах старого библиотекаря . Проверено 3 августа 2021 г. Проклятие мистификации находится на странице 27.
- ^ Сайрус, Синтия Дж. (2009). Писцы женских монастырей в позднесредневековой Германии . Университет Торонто Пресс. п. 162. ИСБН 9780802093691 .
- ^ Даунтон, Дон Рэй (13 декабря 2013 г.). Маленькая книга проклятий и проклятий для повседневного использования . Скайхорс Паблишинг, Инк.
- ^ Гудспид, Эдгар Джонсон (1935). Проклятие в Колофоне . Уиллетт, Кларк и компания.
- ^ Мюррей, Стюарт (2009). Библиотека: иллюстрированная история . Издательство Скайхорс. п. 41 . ISBN 9781602397064 .
- ^ « Книжные проклятия ». (2016). Американский музей переплетчиков. Проверено 27 ноября 2019 г.
- ^ О'Хаган, Лорен Алекс (2020). «Не кради эту книгу, мой честный друг: Угрозы, предупреждения и проклятия в эдвардианской книге». Издательство Университета Индианы . 13 : 244–245 – через JSTOR.
- ^ Данет, Бренда и Богох, Брина Богох (весна 1992 г.). « Кто бы это ни изменил, пусть Бог отвернется от него в Судный день»: проклятия в англосаксонских юридических документах». Журнал американского фольклора . 105 (416): 132–165, стр. 142. дои : 10.2307/541083 . JSTOR 541083 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Данет, Бренда; Богоч, Брина (1992). « Кто бы это ни изменил, пусть Бог отвернется от него в Судный день»: проклятия в англосаксонских юридических документах». Журнал американского фольклора . 105 (416): 132–165. дои : 10.2307/541083 . JSTOR 541083 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Андерсон, Сандра (2003). «Библиомания и средневековое книжное проклятие» . Архивировано из оригинала 6 июля 2011 года . Проверено 3 мая 2008 г.
- Басбейнс, Николас А. (1995). Нежное безумие: библиофилы, библиоманы и вечная страсть к книгам . Книги совы. п. 35. ISBN 0-8050-6176-2 .
- Дрогин, Марк (1983). Анафема! – Средневековые писцы и история книжных проклятий . Алланхельд и Шрам. ISBN 9780839003014 .
- Университетские библиотеки, Университет Колорадо в Боулдере (15 июля – 13 сентября 2002 г.). «Европейские рукописи средневековья, 500–1500 гг.» . Вспашка выставки «Пергамент» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2006 г. Проверено 2 марта 2006 г.