Иштар из Арбелы
Иштар из Арбелы | |
---|---|
Богиня-покровительница Арбелы, защитница короля, пророческая богиня. | |
Главный культовый центр | доска |
Иштар из Арбелы или Леди Арбелы ( аккадский : д белый (гашан)- ценить arba-il ) была выдающейся богиней Неоассирийской империи . Она была богиней-покровительницей города Арбела (или Арбайль , современный Эрбиль ), а также богиней-покровительницей короля. Она явно отличалась от других Иштар богинь в религиозном поклонении. Например, в городе Ассуре у нее был храм, отдельный от Иштар Ассурской, а у Иштар Ниневийской был культ, отдельный от любого божества в Ассуре, а также присутствие в Арбеле. Точно так же их обычно отличают друг от друга в гимнах, пророческих текстах и договорах. В своем «Гимне Иштарам Ниневии и Арбелы » король Ашшурбанипал называет эту пару «моими Иштарами» и повсюду использует множественное число, а также приписывает им различные функции по поддержке царя. [1] [2] Однако некоторые поэтические и пророческие тексты, похоже, не проводят четких границ между их личностями и относятся к неуказанной «Иштар». [3] [4]
Иконография
[ редактировать ]В рассказе о ночном видении Иштар из Арбелы в анналах Ашшурбанипала богиня описывается как несущая оружие: «Вошла Иштар, которая обитает в Арбаиле. У нее были колчаны, свисающие слева и справа, и она держала в руке лук и острый меч, обнаженный для сражения». [5] В « Гимне Арбайлю » она описывается как сидящая на льве, под ней приседают львы, а вокруг нее съеживаются короли всех земель. Эти описания согласуются с изображением на посвященной стеле из Тиль Барсипа, показанной выше, где она стоит на льве и вооружена мечом и двумя колчанами. На ее головном уборе изображена звезда, возможно, из-за связи с планетой Венера , а позади нее виден круг с расходящимися линиями, обозначающий ее божественное сияние. [6]
Поклонение
[ редактировать ]Второе тысячелетие до нашей эры
[ редактировать ]Самое раннее известное появление эпитета «Леди Арбелы» происходит из ритуального текста четырнадцатого века до нашей эры, найденного в Нузи . [7] Упоминание о храме Эгашанкаламма сохранилось со времен правления Салманасара I (1273–1244 гг. до н.э.), который описывает, как он перестроил этот храм и его зиккурат для «богини Иштар, хозяйки города Арбайль, моей госпожи» вместе с другими храмы по всей империи. [8] Он утверждает, что перестроил эти «культовые центры (и) святыни лучше, чем раньше», подразумевая, что храм уже существовал до этой даты. Учитывая, что город, вероятно, никогда не существовал без храма, а его название известно из текстов третьего тысячелетия до нашей эры из Эблы и периода Ура III , ее культ мог существовать и в третьем тысячелетии до нашей эры. [9] [10] Царь Арбелы, побежденный Дадушой из Эшнунны , событие, отмеченное на стеле Дадуша, носил теофорное имя Буну-Иштар. [11] В культовых текстах XII века до н.э. упоминаются одежда и жертвоприношения для храма, а на бронзовой статуе (1178–1133 гг. до н. э.), найденной на озере Урмия царя Ашшур-Дана , имеется следующая надпись:
Богине Иштар, великой госпоже, живущей в Эгашанкаламме, хозяйке Арбаила, [его] госпоже: За жизнь Ашшур-дана, царя [Ассирии], его господина Шамши-бела, храмового писца, сына Нергала- Надин-ахи (который был) также писцом, ради своей жизни, своего благополучия и благополучия своего старшего сына, посвятил и посвятил (эту) медную статую весом х мин. Название этой статуи: «О богиня Иштар, к тебе обращено мое ухо!» [12]
Также во времена правления Ашшур-Дана в административных текстах упоминается о том, что овец готовили к жертвоприношению нуггат иппе Иштар из Арбелы, а доставка культовой одежды для богини упоминается в тексте времен правления Энлиля-кудурри-усура. ( ок. 1196–1192 до н. э.). [13]
Первое тысячелетие до нашей эры
[ редактировать ]Иштар из Арбелы достигла наибольшей известности в первом тысячелетии до нашей эры. Храм был построен в Милкии, недалеко от Арбелы, где Салманесар III (859–824 гг. До н. э.) сообщил о праздновании фестиваля акиту в ее честь. [7] Хотя письма предполагают, что город Арбела и храм Иштар внутри него находились в плохом состоянии во время правления Саргона II (722-705 гг. до н.э.), [14] последующие цари Саргонидов считали ее одной из своих главных сторонников и вкладывали средства в ее поклонение и ее город. Три водотока были построены для снабжения Арбелы водой во время правления Сеннахирима , который описал город как «жилище богини Иштар, возвышенной госпожи». [15] Асархаддон описал экстравагантные реконструкции, которые он произвел в храме, включая серебряные и золотые накладки: [16] и Ашшурбанипал также описал проведенные им ремонтные работы и усердную заботу, которую он проявлял о поддержке деятельности храма (РИНАП Ашшурбанипал 5 185:4, РИНАП Ашшурбанипал 7 v 98–106). [14] [17] Иштар из Арбелы была одним из богов, перечисленных в договоре о присоединении Асархаддона, договоре о престолонаследии и его договоре с царем Баалом из Тира в качестве их божественного гаранта. [18]
Победоносная кампания Ашшурбанипала против царя Элама Теумана началась с богослужения в храме Иштар в Арбеле. В версии его анналов «Призма B» Иштар из Арбелы является движущей силой повествования и непоколебимой сторонницей Ашшурбанипала. Она лишает Теумана разума, чтобы он захотел воевать против ассирийского царя. Ашшурбанипал идет в ее храм, кланяется ей и плачет, взывая к богине:
О госпожа Арбаила, я — Ашшурбанипал, царь Ассирии, творение твоих рук, которого желал Ашшур, царь богов, твой отец, и чье имя он призвал, чтобы восстановить святилища Ассирии и обновить их обряды, охранять их тайны и порадуйте их сердца. Я нашел твое святилище и пришел поклониться твоей божественности. Теперь этот теуманский царь Элама, который не ценит богов, приводит в движение всю свою армию, чтобы воевать с моими войсками. О ты, Госпожа Женщин, богиня войны, госпожа битвы, которая дает советы великим богам ее отцов, которые благосклонно говорили перед Ашшуром, отцом, породившим тебя, (так что), подняв свои чистые глаза, он выбрал меня быть царем: потому что Теуман, царь Элама, который восстал против Ашшура, царя богов, отца твоего, [удержал] дань, собрал свои войска, приготовился к битве и наточил свое оружие, чтобы идти походом на Ассирию: можешь ли ты О, героический среди богов, в разгар битвы прогони его, как вьючное животное! Вызовите против него бурю и злой ветер! [19]
Затем богиня является одному из провидцев Ашшурбанипала в ночном видении, полностью вооруженная, и утешает Ашшурбанипала, прежде чем обратить свою ярость на Теумана.Теуман потерпел поражение в битве при Улае . Когда ассирийские войска вернулись из своей кампании, они выставили Теумана и его жену в шейных чулках перед Мулиссу и Иштар из Арбелы, прежде чем обезглавить эламского царя. [20]
Когда Ашурбанипал оставался в городе Арбела, он праздновал праздники богини в месяцы Абу (V, июль/август) и Аддару (XII, февраль/март) . [14] Текст, известный как «Обряды Эгашанкаламмы», описывает, насколько храмовые обряды были похожи на те, что совершались в Ниппуре . В тексте описывается, как отдельные обрядовые действия соотносятся с мифологическими событиями в ритуальном повествовании. Повествование ритуала начинается с того, что Иштар плачет из-за смерти Иштарана. Бел низвергает Эа в Абзу , Набу убивает чудовище Анзу , Бел побеждает Ану и отрубает ему голову, а бог спускается в подземный мир и затем возвращается из него. [21]
В административных текстах VII века упоминаются ссуды серебра, предоставленные купцами, связанными с храмом Иштар из Арбелы. [22] Контракты о продаже земли или рабов включали «пункты о штрафах», согласно которым сторона, нарушившая контракт, должна была заплатить храму штраф в дополнение к десятикратному возврату денег его владельцу. [23]
Источники об Иштар из Арбелы в нововавилонский и ахеменидский периоды ограничиваются единственным административным текстом времен правления Кира Великого , найденным в Сиппаре . В нем упоминаются десять бронзовых колец «Леди Арбайль», которые были перенесены на склад храма Шамаша . [24]
Первое тысячелетие нашей эры
[ редактировать ]Ассиролог доктор Стефани Дэлли предположила, что священство Иштар из Арбелы продолжалось, по крайней мере, до 4 века нашей эры. Она связывает богиню Ишшар-Бел, известную по надписям и теофорным именам в Хатре во II веке нашей эры, с Иштар из Арбелы на основании арамейских текстов, которые демонстрируют, что ассирийцы произносили Иштар как Ишшар, и ее связь с фестивалем Акиту. [25] Далее, согласно агиографическому тексту, известному как « Деяния Айталаха (языческого) священника и Хафсая диакона , священник «Шарбель-Арбелы», недавно принявший христианство, был замучен в 355 году во время гонений Сасанидов. король Шапур II . [26] Однако доктор Джоэл Уокер предостерегает от того, чтобы полагаться на этот изолированный рассказ о мученике, особенно с учетом того, что это художественная работа, созданная по образцу древней эдесской мартириологической литературы. Он отмечает, что до сих пор у нас нет надежных свидетельств существования культа Иштар из Арбелы, начиная с периода Ахеменидов, и эта ситуация может измениться в ходе дальнейших археологических раскопок. [27]
Храмы
[ редактировать ]Главным храмом Иштар из Арбелы был Эгашанкаламма ( é.gašan.kalam.ma или bēt šarrat māti , «Дом Царицы Земли»). [28] В городе Милькиа, недалеко от Арбелы, находился храм под названием «Дворец Степи» и дом Акиту Иштар. Торжества начнутся в Арбеле, а затем культовый образ богини перенесут в Милькию. Отсюда процессия Акиту направлялась в Балтил в городе Ассур, где король торжественно входил в ее присутствие. Культовый образ также путешествовал в Милькию во время военных кампаний, и, находясь здесь, богиню также называли именем «Шатру». Когда король вернется, здесь будут отмечать праздники победы. [29] [9]
Роль в пророчестве
[ редактировать ]Хотя пророчества других божеств сохранились с неоассирийского периода, пророчества, относящиеся к Иштар из Арбелы, являются самыми многочисленными, составляя 7 из 15 известных пророков. [30] Как божественная кормилица царя, она была связана с легитимностью и преемственностью, что вызывало серьезную озабоченность у таких царей, как Асархаддон и Ашшурбанипал , чья преемственность оспаривалась (SAA 9 1.6). Она также гарантировала его личную безопасность (SAA 9 1.10). Как богиня войны, она даровала королю победу над его врагами в кампании, как в SAA 9 1.1 i 6’–24’:
Какой ветер напал на тебя? Чье крыло я не сломал? Как спелое яблоко, ваши враги будут постоянно катиться у вас под ногами. Я Великая Госпожа, я Иштар из Арбелы, которая бросает ваших врагов к вашим ногам. Я сдеру кожу с твоих врагов и предам их тебе. Я Иштар из Арбелы, я иду перед тобой и позади тебя. Не бойтесь! Ты парализован, но среди горя я встану и сяду (рядом с тобой). [31] [32]
Помимо поддержки короля и обещаний будущего успеха, пророки также передавали рассказы о божественном заступничестве Иштар из Арбелы божественному собранию, которое возглавлял верховный бог Ашшур . Профессор Мартти Ниссинен предположил, что такие божественные собрания были не просто абстрактными событиями, а совершались церемониально пророками. Он подтверждает это отчетами о расходах, необходимых для собрания божественного совета, включая многочисленных пророчиц в списке фестивалей. [33]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Гимн городу Арбеле представляет город Арбелу как религиозный центр и называет его «городом храма ликования» и «вратами рая». Он связывает Иштар из Арбелы с двумя другими выдающимися богинями, Наная и Ирниной . [34] Гимны, такие как Гимн Ашшурбанипала Иштар Ниневии и Арбеле, связывают ее с Иштар Ниневии. Как совместные защитники царя, Иштар из Арбелы и Иштар из Ниневии часто появляются вместе в текстах и могут говорить как одно целое в пророчествах, например, в SAA 9 2.4. [35]
В текстах встречаются некоторые упоминания о семейных отношениях Иштар из Арбелы. В Призме B анналов Ашшурбанипала Иштар из Арбелы ходатайствует перед Ашшуром, «отцом, создавшим [ее]», от имени короля. [36] Ритуальный текст, известный как «Обряды Эгашанкаламмы», описывает Иштаран как Иштар брата Арбелы. [37]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Портер 2004 .
- ^ Аллен 2015 , с. 155-156.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 101-104.
- ^ Ниссинен 2020 , стр. 140.
- ^ МакГиннис 2014 , с. 75.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 102-103.
- ^ Jump up to: а б Аллен 2015 , с. 170.
- ^ Грейсон 1987 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б Ниссинен и Маттила 2021 .
- ^ МакГиннис 2014 , с. 46-52.
- ^ МакГиннис 2014 , с. 55.
- ^ Грейсон 1987 , с. 307.
- ^ МакГиннис 2014 , с. 57-60.
- ^ Jump up to: а б с Зая 2021 .
- ^ Грейсон и Новотны 2014 , с. 327.
- ^ Лейхти 2011 , с. 115.
- ^ Новотны и Джефферс 2018 .
- ^ Парпола и Ватанабэ 1988 , с. 22-59.
- ^ МакГиннис 2014 , с. 74-76.
- ^ МакГиннис 2014 , с. 77.
- ^ Ливингстон 1989 , с. 95-97.
- ^ МакГиннис 2014 , с. 84-89.
- ^ МакГиннис 2014 , с. 92.
- ^ МакГиннис 2014 , с. 120.
- ^ Далли 1995 , с. 145.
- ^ Далли 2007 , с. 203.
- ^ Уокер 2006 , с. 253.
- ^ Джордж 1992 , с. 180-181.
- ^ Ниссинен 2020 .
- ^ Ниссинен и Маттила 2021 , стр. 18.
- ^ Парпола 1997 .
- ^ Гордон и Барстад 2013 , стр. 73.
- ^ Ниссинен 2002 , стр. 17.
- ^ Ниссинен 2001 , стр. 177.
- ^ Парпола 1997 , с. 16.
- ^ Ниссинен 2002 , стр. 13.
- ^ Ливингстон 1989 , с. 95-96.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Спенсер Л. (2015). Расколотое божество: исследование Истара, Ваала и Яхве: божественные имена и божественная множественность на древнем Ближнем Востоке . Де Грютер. ISBN 978-1-61451-236-3 .
- Далли, Стефани (1995). «Бел в Пальмире и других местах парфянского периода». Арам . 7 (1): 137–151. дои : 10.2143/ARAM.7.1.2002224 .
- Дэлли, Стефани (2007). Месть Эстер в Сузах: от Сеннахирима до Артаксеркса . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-152712-8 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Издательство Питерс. ISBN 9789068314106 .
- Гордон, Роберт П.; Барстад, Ганс (2013). «Так говорит Иштар из Арбелы»: пророчества в Израиле, Ассирии и Египте в неоассирийский период . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-1-57506-860-2 .
- Грейсон, АК (1987). Ассирийские правители третьего и второго тысячелетий до нашей эры (RIME1) . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-1-4426-7106-5 .
- Грейсон, АК; Новотный, Джейми (2014). Царские надписи Сеннахирима, царя Ассирии (704–681 до н.э.). Часть 2 (РИНАП 3:2) . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-242-6 .
- Лейхти, Эрл (2011). Царские надписи Асархаддона, царя Ассирии (680-669 до н.э.) (РИНАП4) . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-1-57506-646-2 .
- Ливингстон, Аласдер (1989). Придворная поэзия и литературный сборник: Государственный архив Ассирии (SAA III) . Издательство Хельсинкского университета. ISBN 978-0-520-24578-5 .
- МакГиннис, Джон Д.А. (2014). Город на заре истории . Оксфорд: Оксбоу. ISBN 978-1-78297-800-8 .
- МакГиннис, Джон Д.А. (2020). «Боги Арбайля». В контексте: Reade Festschrift . Издательство Археопресс. стр. 101–18. ISBN 978-1-78969-608-0 .
- Ниссинен, Маррти (2001). «Город, высокий, как небо: Арбела и другие города в неоассирийском пророчестве». «Каждый город будет покинут». Урбанизм и пророчество в древнем Израиле и на Ближнем Востоке . Шеффилд Академик Пресс. стр. 172–209. ISBN 978-1-84127-202-3 .
- Ниссинен, Маррти (2002). «Пророки и Божественный совет». Ни одна страна сама по себе: исследования культурных контактов в Ханаане, Израиле/Палестине и Эбирнари для Манфреда Вейпперта в день его 65-летия . Святой Павел. стр. 4–19. ISBN 978-3-525-53043-6 .
- Ниссинен, Маррти (2020). «Иштар из Арбелы» . Арбела Антиква . ISSN 0768-2506 . Проверено 3 ноября 2022 г.
- Ниссинен, Маррти; Маттила, Райя (2021). «Храм Иштар Арбелской» . Достижения в области древних, библейских и ближневосточных исследований . ISSN 2748-6419 . Проверено 3 ноября 2022 г.
- Новотны, Джейми; Джефферс, Джошуа (2018). Царские надписи Ашшурбанипала (668–631 до н. э.), Ашшур-этель-илани (630–627 до н. э.) и Син-шарра-ишкуна (626–612 до н. э.), Цари Ассирии, Часть 1 (RINAP5) . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-997-5 .
- Парпола, Симо (1997). Ассирийские пророчества: Государственный архив Ассирии (САА IX) . Издательство Хельсинкского университета. ISBN 9515701678 .
- Парпола, Симо; Ватанабэ, Кен (1988). Неоассирийские договоры и клятвы верности: Государственный архив Ассирии (SAA II) . Издательство Хельсинкского университета. ISBN 9515700337 .
- Портер, Барбара Н. (2004). «Иштар Ниневийская и ее соратница Иштар из Арбелы во время правления Ассурбанипала». Ирак . 66 (1): 41–44. дои : 10.2307/4200556 . JSTOR 4200556 .
- Уокер, Джоэл (2006). Легенда о Мар Карде: повествование и христианский героизм в позднеантичном Ираке . ISBN 978-0-520-24578-5 .
- Зая, Шана (2021). «Пусть восхваление Ашшура не будет забыто: храмовые гетерархии и пределы королевского покровительства в неоассирийской империи» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 21 (1): 92–129. дои : 10.1163/15692124-12341320 . ISSN 1569-2124 . S2CID 239634886 . Проверено 3 ноября 2022 г.