Ирнина
Ирнина | |
---|---|
Богиня победы или эпитет божеств |
Ирнина или Ирнини [ 1 ] была месопотамской богиней, считавшейся олицетворением победы . Это имя также могло быть применено как эпитет к другим божествам.
Имя и характер
[ редактировать ]Теоним Ирнина обычно писался клинописью как д ир-ни-на или д иди-ни-ни . [ 2 ] Дополнительное частично сохранившееся логографическое написание с использованием знака MUŠ известно из списка богов An = Anum . [ 3 ] Его можно перевести как «победа», и соответственно богиню можно понимать как олицетворение этого понятия, фигуру, подобную Виктории . [ 4 ] Джеремия Петерсон описывает ее как божество, связанное с подземным миром . [ 2 ] Маргарет Жак предлагает сравнить ее с Ирханом . [ 5 ] Она указывает, что первый появляется последовательно с Кумулмулом и Ушахарой, супругами Шары , в предшественнике Ан = Анум , а второй — в ектениях зи-пад . [ 6 ]
Как эпитет других божеств
[ редактировать ]Отдельное божество Ирнина следует отделить от использования этого титула для обозначения воинственного аспекта Иштар . [ 1 ] Маргарет Жак утверждает, что это имя первоначально относилось к первому, но стало использоваться как эпитет Иштар, возможно, из-за общих опасных и непредсказуемых характеристик этих двоих. [ 6 ] Ирнина также является эпитетом воинственного аспекта Иштар в поэме Агушая . [ 1 ] В « Гимне городу Арбеле» отождествляется Иштар из Арбелы с Ирниной. [ 7 ] Имя также может выступать в качестве титула. Имя также может выступать в качестве титула Наная. [ 8 ] и Дамкина . [ 9 ] Более того, синкретический гимн Мардуку , в котором в остальном присутствуют только мужские божества, включает Ирнину в число имен, приписываемых его аспектам. [ 10 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Ирнина хорошо засвидетельствована в литературных текстах, посвященных походам правителей Аккадской империи , особенно Саргона и Нарам-Сина . [ 4 ] В так называемом «Эпосе Нарам-Син» , описывающем противостояние одноименного правителя с царем Апишала и его союзниками, [ 11 ] Ирнина — одно из божеств, помогающих первому. [ 12 ]
Надпись ассирийского царя Ашур-реш-иши I, реконструкции храма Иштар в посвященная Ниневии . [ 13 ] перечисляет Ирнину среди божеств, благосклонных к этому царю, наряду с Энлилем , Ашуром , Ану и Эа . [ 14 ]
В списке богов Ан = Анум Ирнина встречается в окружении Нингишзиды (табличка V, строки 260-261). [ 5 ] Ее точная позиция при его дворе неизвестна. [ 3 ] Франс Виггерманн предполагает, что их ассоциация отражала способность Нингишзиды гарантировать победу, в чем он видит одну из особенностей своего характера как «надежного бога». [ 15 ] Он также предполагает, что Ирнину можно было рассматривать как ипостась его воинственного аспекта. [ 3 ] Ирнина также засвидетельствована в списке богов Вейднера , где она указана после Эрешкигаль , Аллатума и Иркаллы и перед Данниной, что может отражать связь с подземным миром . [ 5 ] Либо Ирнина, либо Иркалла могли присутствовать во фрагментарном нестандартном списке богов из древневавилонского Ниппура , хотя восстановление имени сомнительно. [ 2 ] Сохраняются только определитель и первый признак. [ 16 ]
В так называемом «стандартном вавилонском» издании « Эпоса о Гильгамеше » Нинсун упоминает, что она знает, что ее сыну Гильгамешу суждено быть связанным с такими божествами, как Ирнина и Нингишзида, в то время как она умоляет Шамаша помочь ему. [ 17 ] Этот отрывок отражает изображение Ирнины как божества подземного мира. [ 1 ] Позже Кедровый лес , куда отправляются герой и его спутник Энкиду , описывается как собственность «Ирнини», хотя, по мнению Эндрю Р. Джорджа, в этом контексте это имя может использоваться как общее обозначение богинь, а не как конкретное божество. , [ 1 ] поскольку это происходит параллельно с ili , «боги». [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Джордж 2003 , с. 815.
- ^ Jump up to: а б с Петерсон 2009 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б с Виггерманн 1998 , с. 369.
- ^ Jump up to: а б Вестенхольц 1997 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б с Жак 2004 , с. 220
- ^ Jump up to: а б Жак 2004 , стр. 220–221.
- ^ Аллен 2015 , с. 174.
- ^ Стрек и Вассерман, 2013 , с. 184.
- ^ Виггерманн 1997 , с. 42.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 113–114.
- ^ Вестенхольц 1997 , с. 173.
- ^ Вестенхольц 1997 , с. 174.
- ^ Грейсон 1987 , с. 309.
- ^ Грейсон 1987 , с. 310.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 371.
- ^ Петерсон 2009 , с. 94.
- ^ Джордж 2003 , с. 581.
- ^ Джордж 2003 , с. 822.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Спенсер Л. (2015). Расколотое божество: исследование Истара, Ваала и Яхве: божественные имена и божественная множественность на древнем Ближнем Востоке . Де Грюйтер. ISBN 978-1-61451-236-3 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814922-0 . OCLC 51668477 .
- Грейсон, А. Кирк (1987). Ассирийские правители 3-го и 2-го тысячелетий . Торонто: Университет Торонто Press. дои : 10.3138/9781442671065 . ISBN 978-1-4426-7106-5 .
- Жак, Маргарет (2004). «Инанна и Эбих: Новые тексты и замечания о лексике боя и победы». Zeitschrift für Assyrologie und vorderasiatische Archäologie (на французском языке). 94 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/zava.2004.94.2.202 . ISSN 0084-5299 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Стрек, Майкл П.; Вассерман, Натан (2013). «Больше света на Наная» (PDF) . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 102 (2). Де Грютер: 183–201. дои : 10.1515/za-2012-0010 . ISSN 1613-1150 . S2CID 163386405 .
- Вестенхольц, Джоан Гудник (1997). Легенды о царях Аккаде: Тексты . Айзенбрауны. дои : 10.1515/9781575065038 . ISBN 978-0-931464-85-0 . Проверено 12 марта 2022 г.
- Виггерманн, Франс AM (1997). «Транстигридийские змеиные боги» . В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . Публикации СТИКСА. ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Nin-ĝišzida» , Reallexikon der Assyriologie , получено 12 марта 2022 г.