Иксион (Рибера)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2020 г. ) |

«Иксион» — картина маслом 1632 года, подписанная и датированная Хузепе де Рибера . На нем показана сцена из классической мифологии , где Иксион подвергается пыткам как вечному наказанию, назначенному Зевсом . Это одна из серии из четырех картин Риберы, посвященных четырем «Фуриям» или «Осужденным» из греческой мифологии. Он хранится в Музее Прадо в Мадриде вместе с картиной Риберы « Титиос» ; два других, Сизифа и Тантала , потеряны.
Фон
[ редактировать ]Иксион был царем лапифов , а затем отцом кентавров . Он был объявлен вне закона после убийства своего тестя Деионея . Помилованный Зевсом, он был встречен на горе Олимп , но предал гостеприимство Зевса, попытавшись соблазнить жену своего хозяина Геру . В наказание Зевс приговорил Иксиона к вечно вращающемуся огненному колесу в Тартаре .
Тициан Подобную серию из четырех картин выполнил в 1548–1549 годах для дворца Бинч , резиденции Марии Венгерской в Габсбургских Нидерландах , где Мария была губернатором в течение 24 лет. После ее смерти в 1558 году серия была унаследована Филиппом II Испанским и выставлена в Королевском Алькасаре Мадрида , где они, возможно, повлияли на аналогичную серию Риберы. Тициана «Иксион и Тантал» были потеряны во время катастрофического пожара в Королевском Алькасаре в 1734 году, но в Прадо хранятся «Сизиф и Тиций» Тициана (хотя считается, что « Титий» является более поздней версией Тициана, датированной примерно 1565 годом, а не оригиналом 1540-х годов). . Композиция утраченной картины Тициана «Тантал» известна по гравюрам Джулио Сануто .
Иоахим Сандрарт писал в 1675 году, что Рибера написал более раннюю серию из четырех картин «Фурий», аналогичную серии Тициана, для Лукаса ван Уффелена , которую Ван Уффелен отверг, потому что его жена сочла их тревожными. Оригинальные версии Риберы утеряны, но серия известна по более поздним копиям в Музее Прадо .
Описание
[ редактировать ]На картине осужденный изображен лицом вниз, его агония выражена в искривленном положении и напряженных мышцах, а драматическое напряжение усиливается освещением. Большое тело Иксиона появляется на черном фоне и, кажется, падает на зрителя, внимание которого также привлекает яростный жест палача в левом нижнем углу. Его мучитель — мужская фигура с рогами и заостренными ушами, возможно, сатир . Этот персонаж — выдумка художника; В классической мифологии мучениями Аида управляли фурии , все из которых были женщинами: Алекто , Мегера и Тисифона . Художника, возможно, вдохновила на это эпическая поэма «Адонис » ( «Адонис» ) Джамбаттисты Марино , опубликованная в 1632 году, в которой персонаж с ослиными ушами олицетворяет жадность и невежество. [ 1 ] В тени справа внизу появляется вторая дьявольская фигура.
Размеры этой работы 220 × 301 см (87 × 119 дюймов). Это была часть серии из четырех картин, известных как Лас Фуриас (исп. «Фурии», также известная как «Осужденные»): остальные три изображали пытки Сизифа , Тантала и Титиоса . Только две из серии Риберы — картина Иксиона и картина Титиоса — сохранились до наших дней, обе сейчас находятся в Музее Прадо .
Прием
[ редактировать ]
Неизвестно, кто заказал Рибере серию «Фурий», хотя ее большой формат и тема пыток, которым подвергаются повстанцы против справедливой власти, позволяют предположить, что это был королевский заказ. Все четыре картины были проданы в 1634 году маркизой де Чарела (матерью Марии де Чарела, которая была любовницей Филиппа IV Испанского и матерью его недолговечного внебрачного сына Фернандо Франсиско Исидро де Австрия) и куплены Херонимо де Вильянуэва. , протонотарий Совета Арагона , для испанской королевской коллекции . Они были выставлены в Королевском Алькасаре Мадрида , а Иксион и Титиус были перевезены во дворец Буэн-Ретиро , где оставались до тех пор, пока не были переведены в Прадо после его основания в 1819 году. [ 1 ] Картины Риберы, изображающие Сизифа и Тантала, утеряны, возможно, среди 500 работ, уничтоженных во время пожара 1734 года в Королевском Алькасаре.
Историк искусства Джонатан Браун предположил, что картина Иксиона должна была отображаться в вертикальном формате, поэтому сатир выглядит в более нормальном вертикальном положении, а композиция кажется более сбалансированной, но размещение подписи предполагает горизонтальный формат.
-
Рибера, Титиос , 1632, Прадо
-
» Риберы. Более поздняя копия более ранней версии «Титиуса
-
Риберы. Более поздняя копия более ранней версии « Сизифа»
-
Тициан, Титиус , 1565, Прадо
-
Тициан, Сизиф , 1548–1549, Прадо
-
Гравюра Тициана «Тантал», работа Джулио Сануто , около 1565 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Иксион» . Луговой музей . Проверено 12 июля 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Хусепе де Рибера 1591–1652: Выставка в Метрополитен-музее, Нью-Йорк, 18 сентября - 29 ноября 1992 г. , Альфонсо Э. Перес Санчес, Никола Спиноза, Андреа Байер, стр.95-98.
- Хусепе де Рибера по прозвищу Ло Спаньолетто, Прометей , Sotheby's, 8 июля 2009 г.
- Рибера: Искусство насилия , Картинная галерея Далвича
- «Фурии». От Тициана до Риберы , Национальный музей Прадо. Мадрид, 21 января – 4 мая 2014 г.
- Тантал , подражание Рибере, Музей Прадо
- Титьюс , имитация Риберы, Музей Прадо
- Сизиф , подражание Рибере, Музей Прадо