Аполлон и Марсий (Рибера, Неаполь)
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на итальянском языке . (Апрель 2024 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |

«Аполлон и Марсий» — картина Джузепе де Рибера , написанная маслом на холсте в 1637 году , сейчас находится в Национальном музее Каподимонте в Неаполе . [ 1 ] Под сильным влиянием Караваджо он создал еще одну версию , также в 1637 году, которая сейчас находится в Королевских музеях изящных искусств Бельгии в Брюсселе. [ 1 ]
Подпись и дата внизу справа, [ 2 ] Живопись Риберы демонстрирует его полный зрелый стиль, сочетающий в себе грубый и непосредственный караваджистский реализм с неаполитанским тенебризмом 17-го века с акцентом на драматические и жестокие фигуры. Видны его плохие зубы, [ 1 ] Марсий поворачивается к зрителю, делая нас свидетелями его мольбы о пощаде, в то время как Аполлон открывает глубокую рану без всякого выражения лица, за исключением, возможно, тонкой улыбки. [ 1 ] Лира и свирели висят справа над тремя товарищами-сатирами. Использование цвета особенно удачно, достигая своего апогея в одежде Аполлона, небе и теле Марсия. [ 1 ]
Предмет
[ редактировать ]Здесь показан отрывок из , Овидия «Метаморфоз» в котором после победы в музыкальном состязании у сатира Марсия бог музыки Аполлон сдирает кожу с проигравшего. Согласно этой работе, Афина изобрела свирель высмеял ее , но затем Эрос за то, что она надула щеки и покраснела во время игры на ней, и поэтому уронила инструмент на землю, где Марсий нашел его и настолько хорошо научился на нем играть, что подумал он был лучшим игроком, чем Аполлон. Бог вызвал его на состязание, и - хотя поначалу оно закончилось вничью - Аполлон затем хитро предложил играть на своих инструментах задом наперед, что произвело звук на его лире, но не на свирели Марсия. Это поражение привело к сдиранию кожи, а слезы Марсия образовали реку, носящую его имя. [ 2 ] [ 1 ]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Работа впервые упоминается в каталоге коллекции Авалос, датированном 1650–1700 годами. [ 2 ] по случаю перехода из коллекции Джованни д'Авалоса , вероятно, комиссара, к его сыну Андреа ди Монтесарчио . [ 1 ] [ 3 ] Это была одна из нескольких работ Риберы на эту тему — в своем «Форастиеро» Джулио Чезаре Капаччо 1630 или 1634 года упоминается работа Риберы на эту тему на Гаспара Румера частной вилле Бизиньяно у ворот Неаполя, вероятно, его самая первая трактовка это. [ 4 ]
До сих пор неясно, была ли работа, находящаяся сейчас в Каподимонте, частью коллекции Румера. [ 5 ] [ 6 ] поскольку и версия в Неаполе, и еще одна версия с автографом 1637 года, которая сейчас находится в Королевских музеях изящных искусств Бельгии, датируются текстом Капаччо после даты. [ 4 ] Наиболее вероятная теория состоит в том, что фламандский покровитель владел другой, ныне утерянной или не указанной версией «Аполлога и Марсия» Риберы, вероятно, современника его «Пьяного Силена» , [ 6 ] также сейчас в Неаполе. [ 4 ]
Связанные работы
[ редактировать ]Еще одна работа Риберы 1637 года также взята из «Метаморфоз» , а именно «Венера и Адонис» , которая сейчас находится в галерее палаццо Корсини в Риме, что тесно связано с работами Неаполя и Брюсселя, что позволяет предположить, что эти три работы были частью одной и той же комиссии. [ 4 ] записанная в доме Гаспара Румера около 1630 года, вероятно, является прототипом как для Неаполя, так и для Брюсселя. Работа художника на эту тему, [ 4 ] Работа его ученика Антонио Де Беллиса на эту тему находится в музее Сарасоты . Брюссельская версия немного больше неаполитанской, имеет Аполлона в профиль и розовое одеяние (а не лицо и фиолетовое одеяние, как в Неаполе), но в остальном очень на него похожа.
Неизвестно, почему Рибера написал несколько работ на одну и ту же тему одновременно и были ли некоторые или все из них предназначены для одного и того же или связанных покровителей. Тем не менее, все еще можно предположить, что художник завершил (вероятно, утерянную) работу, упомянутую в коллекции Румера, и она сразу же оказалась настолько успешной, что другие покровители захотели получить работу на ту же тему и что эти покровители либо базировались в Неаполе (возможно, происхождение работы Каподимонте) или жил за границей, но имел возможность восхищаться работами из коллекции Румера (возможное происхождение брюссельской работы). Одним из потенциальных кандидатов на пост комиссара не из Неаполя является Фердинанд ван ден Эйнде , друг Румера и, как и он, торговец произведениями искусства и коллекционер, активный в Неаполе, который, как известно, заказал Джордано копию своего «Аполлона и Марсия» , которая находилась в Коллекция ван ден Эйнде после его смерти в 1688 году.
-
Аполлон и Марсий (1637 г., брюссельская версия)
-
Венера и Адонис (1637, Рибера - музей Палаццо Корсини, Рим)
-
Аполлон и Марсий (1637–40, Энтони Де Беллис (аттр.) - Художественный музей, Сарасота)
Влияние на Джордано
[ редактировать ]
Работы в Брюсселе и Неаполе оказали большое влияние на учеником Риберы Лукой Джордано в трактовку этой темы 1659–1660 годах . [ 7 ] хотя у Джордано более темные тона, более быстрые и тонкие мазки, чему Джордано научился во время пребывания в Венеции. [ 7 ] Оба построены на диагональных композициях, в обоих на заднем плане разбросаны сатиры, в обоих изображен кричащий Марсий, в обоих два музыкальных инструмента находятся в верхнем конце диагонали, в обоих показано начало сдирания кожи, в обоих на переднем плане изображен Аполлон. пурпурное одеяние, на обоих изображены ноги Марсия, привязанные к дереву. [ 7 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]Аполлон и Марсий оставались в коллекции Авалос в Неаполе до 1862 года, когда Альфонсо V д'Авалос передал ее недавно объединенному итальянскому государству. [ 8 ] Тогда его оценили в 800 дукатов , что на тот момент было самой высокой стоимостью среди всех работ в коллекции (хотя каждый из гобеленов в битве при Павии оценивался в 5500 дукатов). [ 4 ] С 1957 по начало 1990-х годов она и версия Джордано выставлялись в Чертоза -ди-Сан-Мартино , а затем были перенесены в Каподимонте. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г (на итальянском языке) «Кьяра Маталони, 71 год: Аполлон и Марсий» .
- ^ Перейти обратно: а б с Музей Каподимонте , Милан, Touring Club Italiano, 2012 г.
- ^ (на итальянском языке) Р. Контини и Ф. Солинас, Артемизия Джентилески . История страсти , 24 часа культуры, выставка Palazzo Reale в Милане 22 сентября. 2011-29 января. 2012, ISBN 978-88-6648-001-3
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж (на итальянском языке) Пьерлуиджи Леоне Де Кастрис, Сокровища д'Авалос: заказ и коллекционирование большой неаполитанской семьи , Неаполь, издательство Fausto Fiorentino, 1994, стр. 86.
- ^ (на итальянском языке) «Винченцо Соррентино, От Рубенса до Риберы, вот великое возвращение коллекции Ванденейндена в Неаполь » .
- ^ Перейти обратно: а б (на итальянском языке) «Криштиану Лукини, Гаспар Румер, прославленный фламандский банкир, меценат и коллекционер произведений искусства, связанный с Неаполем » .
- ^ Перейти обратно: а б с (на итальянском языке) «Кьяра Маталони, 73 года: Аполлон и Марсий» .
- ^ Перейти обратно: а б (на итальянском языке) Исторический архив неаполитанских провинций , Неаполь, опубликованный Società napoletana di storia e patria, 2015.
Библиография (на итальянском языке)
[ редактировать ]- Исторический архив неаполитанских провинций , Неаполь, под редакцией Неаполитанского общества истории и родины, 2015.
- Музей Каподимонте , Милан, Touring Club Italiano, 2012, ISBN 978-88-365-2577-5 .
- Пьерлуиджи Леоне Де Кастрис, Сокровища д'Авалос: заказ и коллекционирование большой неаполитанской семьи , Неаполь, издательство Fausto Fiorentino, 1994.
- О. Феррари и Дж. Скавицци, Лука Джордано. Полное собрание сочинений , Электа, Неаполь.
- Н. Спиноза, Рибера. Полное собрание сочинений , Электа, Неаполь, 2003 г.