Фонтан жизни (живопись)
«Фонтан жизни» или «Фонтан благодати» и «Триумф церкви над синагогой» — это названия картины, написанной маслом на панели, завершенной около 1432 года. Большую часть своей истории картина находилась в Испании, а затем в Музее Прадо, который недавно представил его на специальной выставке. [1] Стилистически и тематически картина связана с работами Яна ван Эйка , но она не подписана, и существуют конкурирующие теории относительно того, написана ли она самим ван Эйком.
Сюжет картины представлял бы особый интерес в Испании 15 века, где проживала самая большая еврейская община в мире . Недавно появилось предположение, что картина была написана самим Ван Эйком, возможно, во время его дипломатической миссии на Пиренейском полуострове. Однако технический анализ показывает, что она была написана в Нидерландах, хотя, возможно, по заказу Испании, в мастерской ван Эйка. [1]
Фонтан Жизни очень напоминает отрывки из Гентского алтаря 1432 года, написанного Яном и его братом Губертом . [2] Хотя среди специалистов существует единое мнение, что это произведение мастерской, некоторые приписывают «Фонтан жизни» юному Яну, его брату Хуберту, [3] или гораздо позже, что менее вероятно, Петрус Кристус . [4]
Картина построена на трех уровнях. На верхней террасе изображен Деисус Бога -Сына , Богородицы и Иоанна Богослова . В средней части изображены четыре группы ангелов, а на нижнем уровне — две группы святых; с христианами во главе с Папой и князьями справа и евреями, возглавляемыми первосвященниками с завязанными глазами слева. Эти две группы представляют истинно верующих и неистинно верующих во Христа как Мессию соответственно. [5] Фонтан Жизни – это символ, относящийся к крещению и/или Евхаристии. Вода, текущая с вершины на нижнюю террасу, задумана как символ «Благодати, освещающей Торжествующую Церковь и ослепляющей Синагогу». [6]
Описание
[ редактировать ]Картина разделена на три горизонтальных уровня или плоскости, на каждом из которых изображена терраса, на которой расположены фигуры. [6]
Верхняя терраса
[ редактировать ]На верхнем уровне изображена сцена Деисуса с Богом-Отцом в центре, в окружении Девы Марии и Иоанна Богослова . Этот отрывок очень напоминает аналогичную сцену в Гентском алтаре . [4] Все три фигуры сидят перед развешенными коврами в восточном стиле .
Бог держит посох в левой руке и поднимает правую вверх, благословляя. Он восседает на троне в высоком, тщательно продуманном готическом архитектурном здании. Его трон украшен символами евангелистов , а балдахин вокруг и над ним украшен иллюзионистскими расписными рельефами ветхозаветных пророков , призванными выглядеть как скульптуры. Агнец сидит на пьедестале перед Богом, на сооружении, через которое течет вода благодати. [7] символизируя обряд крещения, течет, прежде чем достичь источника жизни на самой нижней террасе. [8]
Мэри сидит и читает красную книгу, вероятно, часослов . На ней синее платье, складки и ткань которого тщательно детализированы. У нее светлые волосы, расплетенные и ниспадающие на плечи. В отличие от ее изображения в Гентском алтаре , здесь ее платье простое, без вышивки и позолоченной подкладки, а ее книга не подпоясана . Джон одет в зеленое одеяние, у него светлые волосы, он сидит и пишет священную книгу.
Средняя терраса
[ редактировать ]На среднем уровне изображены две группы музыкальных ангелов, одетых в белые одежды и сидящих на траве. По обе стороны от них в башнях расположены хоры поющих ангелов. Этот раздел снова похож на панель Гентского алтаря . Инструменты включают арфу , разновидность скрипки и лютню .
Нижняя терраса
[ редактировать ]Нижняя часть представляет собой триумф Церкви над еврейской синагогой, изображая христиан собранными почти безмятежными, а евреев хаотичными, ослепленными и сопротивляющимися. Источник жизни расположен в центре, слева от него находится группа христиан, в том числе Папа Римский (возможно, Мартин V ), члены его службы и [8] император и различные князья. [7]
Справа — группа «отчаявшихся евреев», которые, кажется, бегут с места происшествия. [6] Фигура в крайнем левом углу этой группы — первосвященник с завязанными глазами. [4] символизируя его ослепление от истинного значения Иисуса. [9] Раввин на переднем плане держит свиток Торы с, по словам историка Нормана Рота, «тарабарщиной еврейского письма», в то время как другой «еврей показывает свиток человеку, очевидно христианину, который рвет свою одежду при виде этого». В отличие от христиан, евреи не носят парадных шляп или значков. [8]
Они несут разнообразные знамена , свитки и пергаменты , содержащие тексты, которые, хотя и неразборчивы, можно распознать как написанные в основном на иврите, с некоторыми буквами, которые почти бессмысленны. Тексты расположены в проходе беспорядочно, отражая беспорядок фигур и в целом внутри синагоги. [10] Это расположение следует контрастировать с местами на двух уровнях, где книги, которые держат Мэри и Джон, устойчиво лежат у них на коленях. [9]
Провенанс
[ редактировать ]Первая документальная запись о картине находится в Libro becerro (реестре приобретения пергамента) монастыря Парраль недалеко от Сеговии, где она записана как подарок короля Кастилии Генриха IV в 1454 году. Этот год также ознаменовал начало правления Генриха. в рамках программы строительства монастыря. Возможно, он унаследовал картину от своего отца Иоанна II .
Он был прикреплен к стене ризницы и постепенно вписывался в стену по мере того, как ризница на протяжении веков ремонтировалась, пока она не была удалена в 1838 году в рамках секуляризации монастырей : части границы были потеряны при удалении, но Картина в целом в хорошем состоянии. Картину перевезли в монастырь Тринидад напротив вокзала Аточа в Мадриде, который использовался в качестве хранилища собранных религиозных ценностей.
Картина была сфотографирована в 1859 году Жаном Лораном . [1] Его первая официальная атрибуция была сделана в 1870 году, когда он был перенесен в Прадо, датируя его 1454 годом на основании записи: однако стилистически он был анахронизмом, точная датировка должна была читаться как «до 1454 года», ошибка, которая не привела ни к какому результату. Конец путанице через 130 лет после того, как ученые попытались определить несуществующее ателье или ученика/последователя Ван Эйка. После дендрохронологического исследования, проведенного Прадо в конце 1990-х годов и датировавшего вырубку леса 1418 годом, оно было датировано «после 1428 года» с учетом стандартных десяти лет для выдержки: Прадо в настоящее время относит это к 1432 году. За время пребывания в Паррале он стал очень влиятельным и широко копировался, одна копия позже была размещена в соборе Паленсии . Сегодня он находится в коллекции Музея Прадо в Мадриде. [6] Версия Прадо стала звездой выставки ее переоценки в 2003 году, а ранее она была предметом докторской диссертации в Утрехте в 1957 году Джошуа Брюйна, который впоследствии стал профессором истории искусства в Амстердаме и основал Фонд Рембрандта.
Галерея
[ редактировать ]-
Бог с ягненком перед Ним
-
Готическая архитектура
-
Иоанн Евангелист
-
Ангелы поют или играют на музыкальных инструментах
-
Ангелы поют или играют на музыкальных инструментах
-
Христиане на нижней террасе
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с « La fuente de gracia» Ван Эйка вновь обретает славу» (на испанском языке). Октябрь 2018 года . Проверено 11 ноября 2018 г.
- ^ Риддербос и др., 58 лет.
- ^ Борхерт, 71 год.
- ^ Jump up to: а б с Феррари, 132
- ^ Девоншир Джонс и др., 213
- ^ Jump up to: а б с д Фонтан Благодати и Торжество Церкви над Синагогой . Музей Прадо . Проверено 22 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Колас, 61 год
- ^ Jump up to: а б с Рот, 56 лет
- ^ Jump up to: а б Бенджамин, 163 года
- ^ Бенджамин, 162 года.
Источники
[ редактировать ]- Бенджамин, Эндрю Э. О евреях и животных . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2010. ISBN 0-7486-4053-3
- Колас, Доминик. Гражданское общество и фанатизм: соединенные истории . Пало-Альто, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1997. ISBN 0-8047-2736-8
- Девоншир Джонс, Том; Мюррей, Линда; Мюррей, Питер (ред.). Оксфордский словарь христианского искусства и архитектуры . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2013. ISBN 0-1996-8027-2
- Феррари, Симона. Ван Эйк: Мастера искусства . Мюнхен: Престель, 2013. ISBN 3-7913-4826-4
- Риддербос, Бернхард; Ван Бюрен, Энн; Ван Вин, Хенк. Ранние нидерландские картины: повторное открытие, восприятие и исследование . Амстердам: Издательство Амстердамского университета, 2005. ISBN 0-89236-816-0
- Рот, Норман. Средневековая еврейская цивилизация . Рутледж, 2014. ISBN 978-1-136-77155-2
- Борхерт, Тилль-Хольгер . Ван Эйк . Лондон: Сумки, 2008. ISBN 3-8228-5687-8
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арендуйте, Отто. Ранняя нидерландская живопись от Рогира ван дер Вейдена до Жерара Давида . Нью-Йорк: Харви Миллер, 1997. ISBN 1-872501-84-2