Портрет мужчины с синей сопровождающей
Портрет мужчины с синей сопровождающей | |
---|---|
Художник | Ян ван Эйк |
Год | в. 14:30 |
Тип | Масло на панели |
Размеры | 22,5 см × 16,6 см (8,9 × 6,5 дюйма) |
Расположение | Национальный музей Брукенталя , Сибиу |
Портрет мужчины с синим шапероном (или «Портрет мужчины с синим капюшоном» , ранее «Портрет ювелира» или «Мужчина с кольцом» ) — очень маленький (22,5 см х 16,6 см с рамкой) [1] , масло. Панно Портрет неизвестного мужчины, приписываемый раннему нидерландскому художнику Яну ван Эйку .
Картина была заказана и завершена где-то около 1430 года. Она содержит ряд элементов, типичных для светских портретов ван Эйка, в том числе слегка увеличенную голову, темный и плоский фон, криминалистическое внимание к мелким деталям и текстурам лица мужчины, а также иллюзионистский стиль. устройства. [2] Художники не давали названий своим работам в период Северного Возрождения , и, как и любой портрет натурщика, личность которого утеряна, на протяжении многих лет картина получала общие названия. Долгое время считалось, что кольцо, которое мужчина держал в правой руке, означало его профессию ювелира или ювелира, и поэтому картина долгое время называлась по вариантам такого рода. В последнее время кольцо трактуется как символ обручения. [3] и названия, данные различными историками искусства и публикациями, обычно более описывают цвет или форму головного убора.
Картина была приписана Ван Эйку в конце 19 века, но некоторые искусствоведы неоднократно оспаривали это до тех пор, пока в 1991 году во время уборки инфракрасная фотография не выявила рисунок и методы обращения с маслом, которые безошибочно принадлежали Ван Эйку.
Описание
[ редактировать ]Мужчина показан в три четверти, его лицо резко освещено светом, падающим слева. Это устройство обеспечивает поразительный контраст света и тени. [2] и привлекает внимание зрителя к лицу мужчины. У него карие глаза, и хотя выражение его лица бесстрастно, в нем заметны следы меланхолии, особенно в опущенном уголке рта. Он явно принадлежит к знати: очень хорошо одет: коричневая куртка на меховой подкладке поверх черной нижней майки. Его головной убор, сопровождающий , состоит из двух крыльев, которые свисают с плеч мужчины и доходят до груди. Краям ткани придается растрепанный вид по краям шлейфов. Капюшон ярко и драматично окрашен с использованием пигмента ультрамарина , полученного из дорогого ляпис-лазури. драгоценного камня [4] чтобы придать ему яркий, насыщенный оттенок. Головной убор похож на тот, который можно увидеть на картине Ван Эйка ок. 1433 г. Портрет мужчины , носимый фигурой вдалеке в его ок. 1435 Мадонна канцлера Ролена . [5] Этот тип головного убора должен был выйти из моды к середине 1430-х годов, что позволяет удобно и окончательно датировать картину как завершенную до этого времени. [6]
Неизвестно, предназначено ли кольцо, которое он держал в правой руке, указывать на то, что натурщик был ювелиром или ювелиром – как считалось ранее до анализа Эрвина Панофски в середине века – или что картина была заказана в качестве обручения. портрет в знак предложения руки и сердца, предназначенный для невидимой невесты и ее семьи. [2] Эта последняя теория подтверждается почти миниатюрными размерами панели; такой небольшой размер можно было бы легко упаковать и перевезти семье предполагаемого человека. [6]
У него светлая борода, отросшая за один или два дня, что является общей чертой других мужских портретов Ван Эйка, где натурщик часто либо небрит, либо, по словам Лорна Кэмпбелла из Национальной галереи в Лондоне, «довольно неэффективно выбрит». [7] [8] Историк искусства Тилль-Хольгер Борхерт хвалит запись ван Эйка о щетине мужчины «с кропотливой точностью; ничто не идеализировано». [2] Тем не менее, интересно рассмотреть такой идеализированный портрет в контексте обручального портрета, где семья предполагаемой невесты, скорее всего, не встречалась с мужчиной и зависит исключительно от портрета как индикатора его средств и характера. Кэрол Ричардсон отмечает, что неидеализированное изображение было бы значительной новинкой и шоком в то время и что, в сочетании с очевидным мастерством художника, правдоподобие придало бы натурщику вес и авторитет. [6]
Панель содержит два иллюзионистских отрывка; кольцо и его правая рука кажутся выступающими из картины, в то время как подробно описанные пальцы его левой руки кажутся лежащими на парапете, расположенном на том месте, которое должно было быть нижней границей оригинальной, но теперь утраченной, рамы. [2] [7]
Атрибуция
[ редактировать ]Картина не подписана и не датирована Ван Эйком. [2] имеется имитация подписи «AD», связанной с Альбрехтом Дюрером Любопытно, что на панели вверху справа , и она датируется 1492 годом. Это более поздние дополнения, сделанные неизвестной рукой по неизвестным причинам. Работа получила свое нынешнее название в конце 19 века и была выставлена как таковая в Брюгге в 1902 году . Однако в начале и середине 20 века среди искусствоведов существовали разногласия и часто острые споры по поводу авторства. [9] Макс Дж. Фридлендер , как и Жорж Юлен де Лоо , был убежден, что это был Ван Эйк; Среди других факторов он увидел большое сходство с подписанным и датированным London Léal Souvenir ок. 1432. Фридлендер решительно и подробно опроверг утверждения немецкого историка искусства Карла Фолля о том, что панель была завершена в 1490-х годах последователем. Хотя позже Фолл пришел к выводу, что работа возникла в начале 1430-х годов, он оставался убежденным, что она не была написана рукой ван Эйка. Примерно 30 лет спустя его точку зрения разделил Панофски, который увидел слабость в портрете, который, по его мнению, был несовместим с таким опытным и опытным художником. [9]
Атрибуция Ван Эйка в настоящее время широко признана, поскольку исследование инфракрасной фотографии , проведенное во время реставрации 1991 года, выявило рисунок и обработку краски, очень похожие на те, что обнаружены в подтвержденных, подписанных работах художника. [9]
Провенанс
[ редактировать ]Картина попала в коллекцию Самуэля фон Брукенталя (1721-1803), габсбургского губернатора Трансильвании с 1774 по 1787 год. Вместе с остальной частью его коллекции в его барочном доме, дворце Брукенталь в Германштадте ( Сибиу ), она стала частью общественная коллекция, открывшаяся в 1817 году. До 1948 года панно принадлежало Национальному музею Брукенталя в Сибиу , Румыния . В том же году новый коммунистический режим конфисковал эту панель вместе с восемнадцатью другими, которые он считал наиболее ценными экспонатами музея, и передал ее Национальному художественному музею Румынии в Бухаресте . В конце 2006 года, ко времени пребывания Сибиу в качестве культурной столицы Европы , работы были возвращены в музей Брукенталя. [10] [11] [12] [13]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Размеры панели без рамы 19,1 x 13,2 см.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Борхерт, 35 лет
- ^ Борхерт, 42 года.
- ↑ То, что у него был доступ к этому пигменту, отражает его богатство и влияние на этом относительно раннем этапе его, к сожалению, короткой 21-летней карьеры.
- ^ Кэмпбелл, 217
- ^ Jump up to: а б с Ричардсон, 69 лет
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, 216 лет
- ^ Кэмпбелл перечисляет других натурщиков Ван Эйка, изображенных небритыми, как Йодокус Вейдт , Никколо Альбергати , Ян ван Эйк? , Йорис ван дер Паэле , Николя Ролен и Ян де Леув .
- ^ Jump up to: а б с Риддербос и др., 246
- ^ (на румынском языке) Дворец Брукенталь: II этаж постоянных выставок на территории Национального музея Брукенталя; по состоянию на 25 ноября 2012 г.
- ^ (на румынском языке) «Человек в синей рубашке возвращается в Сибиу» , Зиуа , 11 ноября 2006 г. (ведущий: 9AM News); по состоянию на 25 ноября 2012 г.
- ^ (на румынском языке) «Omul cu tichie ablastra, драгоценность из Брукенталя». Архивировано 10 февраля 2015 г. в Wayback Machine , Citynews, 17 января 2011 г.; по состоянию на 25 ноября 2012 г.
- ^ Шедевры коллекции Брукенталя, заархивированные 16 ноября 2020 г. в Wayback Machine , Национальный музей Брукенталя.
Источники
[ редактировать ]- Борхерт, Тилль-Хольгер . Ван Эйк . Лондон: Сумки, 2008. ISBN 3-8228-5687-8
- Кэмпбелл, Лорн . Нидерландская живопись пятнадцатого века . Лондон, Национальная галерея. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1998. ISBN 0-300-07701-7
- Ричардсон, Кэрол. Поиск искусства эпохи Возрождения: новый взгляд на искусство эпохи Возрождения . Издательство Йельского университета, 2007. ISBN 0-300-12188-1
- Риддербос, Бернхард; ван Бюрен, Энн; ван Вин, Хенк. Ранние нидерландские картины: повторное открытие, восприятие и исследование . Амстердам: Издательство Амстердамского университета, 2004. ISBN 90-5356-614-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мужчина в синей кепке , Ян ван Эйк, ок. 1430 , Google Arts & Culture