Мадонна у фонтана

Мадонна у фонтана [1] — маслом на панели , написанная картина раннего нидерландского художника Яна ван Эйка в 1439 году . Она принадлежит к поздним работам ван Эйка и является его последней подписанной и датированной картиной. Он сохранил свою первоначальную рамку с надписью; "ALS IXH CAN", "JOHES DE EYCK ME FECIT + [COM]PLEVIT ANNO 1439"
Размером 19 х 12 см. картина лишь немногим больше открытки. Он расположен в закрытом помещении , где фонтан представляет собой источник жизни . [2] Мадонна поддерживаемым изображена одетой в синее, ее фигура обрамлена богато вышитым почетным покрывалом, двумя ангелами. Младенец Христос держит четки в левой руке, предлагая вместе с розовым кустом позади фигур четки . [2] В середине-конце 15 века четки становились все более популярными в Северной Европе. [2]
Это изображение необычно тем, что Мадонна носит синее одеяние; в Дрезденском триптихе , Луккской Мадонне и Мадонне канцлера Ролена ван Эйк изобразил ее одетой в красное. Использование красного цвета для одежды священных фигур было характерно для нидерландской живописи 15 века, поскольку кошениль был одним из самых дорогих пигментов, доступных для окраски текстиля. В отличие от этого, итальянские художники использовали ультрамарин для одеяний Мадонн. [3] Таким образом, выбор Ван Эйком синего цвета можно рассматривать как свидетельство итальянского влияния.
Византийское влияние
[ редактировать ]
Что касается Мадонны в церкви в Берлине , то обычно считается, что это одна из двух картин ван Эйка с изображением Мадонны с Младенцем, написанных в последние годы перед его смертью примерно в 1441 году. На обеих изображена стоящая Богородица, в отличие от его более ранних трактовок. предмета, и подавляющее большинство других нарисованных Дев. Модели стоящих Богородиц существовали в иконах византийского искусства , и обе картины также представляют собой модифицированную версию элеуса типа , иногда называемого по-английски Девой Умиления , где Богородица и Младенец соприкасаются щеками, а он протягивает руку. [4] Мадонна в церкви носит синий плащ поверх красного платья.
В начале 14 и 15 веков большое количество этих произведений было импортировано на Север и широко копировалось, в частности, первым поколением нидерландских художников. Иконография как поздней Византии, типичным примером которой является неизвестный художник, создавший Мадонну Камбре , так и его преемники 14-го века, такие как Джотто, отдавали предпочтение изображению Мадонны в монументальном масштабе, и историки искусства признают, что Ван Эйк впитал в себя эти влияния, хотя когда и посредством каких произведений оспаривается. Считается, что он непосредственно столкнулся с ними во время своего визита в Италию, который произошел либо в 1426, либо в 1428 году. Две панели Ван Эйка продолжили привычку к воспроизведению и сами часто копировались коммерческими мастерскими на протяжении 15 века. [5] [6]
Возможно, что византийский колорит этих изображений был связан и с современными попытками дипломатией добиться примирения с Греческой православной церковью , к которой живо интересовался покровитель ван Эйка Филипп Добрый. Ван Эйка На портрете кардинала Никколо Альбергати работы (около 1431 г.) изображен один из дипломатов, наиболее участвовавших в этих усилиях, действовавший от имени папства. [7]
Копии
[ редактировать ]Изображение было много скопировано, причем копия очень высокого качества была передана в мастерскую Ван Эйка сразу после оригинала (Частная коллекция, Маастрихт ). [8] имеется мастерской рисунок центральных фигур, сделанный Жераром Давидом примерно в 1500–1510 годах В Kupferstichkabinett Berlin , предположительно использованный для его версии фигур , теперь с четырьмя ангелами и панорамным пейзажным фоном Брюгге , сейчас в Метрополитен-музее. , Нью-Йорк. Планировалось, что это будет точная копия, но новые элементы добавлялись в процессе работы, как показывает современный научный анализ чертежа. [9]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Название носит описательный характер; Картина не была названа самим Яном ван Эйком. Таким образом, оно варьируется от «Мадонны с Младенцем у фонтана» (Харбисон) до «Мадонны у фонтана» (Снайдер) и т. д. В этой статье используется название, присвоенное холдинговым учреждением — Koninklijk Museum voor Schone Kunsten Antwerp.
- ^ Jump up to: а б с Снайдер 99
- ^ Брюнс 154-155
- ^ Харбисон (1991), с. 158–162
- ^ Веселый (1998), с. 396
- ^ Харбисон (1991), с. 159–163
- ^ Харбисон (1991), с. 163–167
- ^ Эванс, нет. 353
- ^ Эванс, нет. 354 и 355
Ссылки
[ редактировать ]- Маргарет Брунс (1997). Загадка цвета – материя и миф. Филипп Реклам мл. ГмбХ. ISBN 3-15-010430-0
- Эванс, Хелен К. (редактор), Византия, вера и сила (1261–1557) , 2004, Метрополитен-музей / Издательство Йельского университета, ISBN 1588391140
- Харбисон, Крейг, Ян ван Эйк, Игра реализма , Reaktion Books, Лондон, 1991, ISBN 0948462183
- Отто Пяхт (1989). Ван Эйк – основоположник ранней голландской живописи. Издательство Престель. ISBN 3-7913-1033-X
- Джеймс Снайдер (2005). Искусство Северного Возрождения: живопись, скульптура, графика с 1350 по 1575 год. 2-е изд. Прентис Холл. ISBN 0-13-150547-5
- Янош Вег (1984). Ян ван Эйк. Хеншельверлаг Искусство и общество.
- Весело, Пенни. «Итальянское паломничество Яна ван Эйка: чудесное флорентийское Благовещение и Гентский алтарь». Журнал истории искусств. 61-й том, №3, 1998 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Мадонна у фонтана на сайте Королевского музея изящных искусств