Купающая женщина (Ван Эйк)

Купающаяся женщина (или Женщина за туалетом , иногда Вирсавия за туалетом ) — утраченное панно начала XV века раннего нидерландского художника Яна ван Эйка . Он известен в двух копиях, которые различаются по важным аспектам; [1] одна в Антверпене и более успешная, но меньшая панель около 1500 года в Гарвардского университета , Музее Фогга которая находится в плохом состоянии. [2] Это уникальное произведение в известном творчестве ван Эйка, поскольку оно изображает обнаженную натуру в светской обстановке. [3] хотя в двух литературных источниках 17 века есть упоминание о других, ныне утраченных, но столь же эротичных панно Ван Эйка. [4]
Принадлежность любой панели оригиналу Ван Эйка обычно не оспаривается; хотя можно сомневаться в том, что какая-либо копия была завершена до одного или двух поколений после его ранней смерти c. 1441 г., считается, что это не подделка и не принятие желаемого за действительное. Историки искусства в целом считают вероятным, что оба были скопированы из одного источника, то есть одно не является копией другого, и оба относятся примерно к одному и тому же периоду. [4]
Оригинал Ван Эйка был нетипично смелым и необычайно эротичным для картины 1420-х – начала 1430-х годов, когда она предположительно была завершена. Помимо своих собственных качеств, он интересен историкам искусства из-за многих сходств гарвардского панно с его знаменитым лондонским портретом Арнольфини 1434 года . До появления копии Фогга примерно в 1969 году она была известна в основном благодаря ее появлению на обширной картине Виллема ван Хехта 1628 года «Галерея Корнелиса ван дер Геста» , представляющей собой вид на галерею коллекционера, в которой представлены многие другие опознаваемые старые мастера. Историки искусства тщетно пытались привязаться к библейскому или классическому источнику; об изнасилованиях Вирсавии или Сусанны выдвигались предположения , хотя Юдит иногда рассматривается как более вероятный источник, но подсказки применимы только к панели в Антверпене, [5] традиционно известный как «Юдит, украшающая себя».
Описание
[ редактировать ]
На нем изображена обнаженная женщина, принимающая ванну с губкой в интерьере, в сопровождении горничной в красном платье. Женщина сохраняет свою скромность, держа тряпку в левой руке, а правой тянется к раковине, стоящей на приставном столике. Выпуклое зеркало свисает с центральной перекладины окна со ставнями над раковиной и показывает отражение обеих фигур. [6] В традиции таких сцен зеркало символизирует добродетель и чистоту, а собака в нижнем центре у ног женщины – едва заметная на панно Фогга из-за потери краски, но более различимая в работах ван дер Геста – олицетворяет ее верность. . [7] Ее спальня богато детализирована; справа деревянная кровать, высокий складной стул у задней стены и деревянные балки, пересекающие потолок. На подоконнике лежит апельсин, а брошенные узоры . на полу в левом нижнем углу — [8]
Две другие возможные работы Ван Эйка в этом стиле известны только по описаниям. В 1456 году итальянский гуманист Бартоломео Фасио описал панно из коллекции Оттавиано делла Карда, племянника Федерико да Монтефельтро . На панно, иногда известном как « Купающаяся женщина» , женщину сопровождает одетая пожилая горничная, когда она выходит из ванны в вуали из тонкого льна, оставляющей открытыми только ее голову и грудь. Описание Фасио включает детали собаки, горящей лампы, похожей на ту, что на портрете Арнольфини , [9] и далекий пейзаж, видимый через открытое окно. Фасио упоминает новаторское использование зеркала, которое в работе имеет полный рост и отражает всю заднюю часть тела женщины. [4]
Портрет Арнольфини
[ редактировать ]
Есть много общего, особенно с панелью Фогга, со знаменитым лондонским портретом Арнольфини Ван Эйка . Хотя первый гораздо уже и намного меньше (27,2 х 16,3 см), он составляет примерно треть размера лондонского портрета (без рамы 82,6 х 60 см). [10] [11] Репродукция ван Хехта считается более близкой к реальному масштабу, чем панель Фогга, особенно с учетом того, что другие работы в Галерее Корнелиса ван дер Геста в целом очень близки к сохранившимся оригиналам или их размеры были записаны. Учитывая, что ван Хехт не отводил этой работе особенно заметного места в своей картине, маловероятно, что он преувеличивал ее важность, поэтому можно разумно заключить, что она была ненамного меньше этого изображения. [11]
И на панелях Фогга, и на лондонских панно изображен интерьер, в котором есть кровать и маленькая собачка (вероятно, ранняя форма породы, ныне известная как брюссельский грифон ), зеркало и его отражение, комод и сабо на полу, а Угол лица служанки, ее платье и очертания фигуры во многом похожи. Историк искусства Линда Зайдель предполагает, что она была создана как сопутствующее панно и что пара предназначалась как обручальные картины. Лондонское панно, как она отмечает, возможно, было «написано для стены Джованны Ченами дома отца , где она видела его в годы между помолвкой и замужеством… возможно… эротическая часть могла быть отдана ее будущему мужу в качестве гарантии того, что ему было обещано». [1] Зайдель считает, что узоры в левом нижнем углу панели, а также тот факт, что зеркало расположено под углом к точке зрения зрителя, усиливают идею о том, что предполагаемой аудиторией был будущий муж. Она отмечает необычно крутую перспективу работы и приходит к выводу, что «контролирующий взгляд панели совместил ее с зеркальным отражением обнаженного тела женщины». [1] Хотя варианты этой точки зрения поддерживаются уже давно, они осложняются тем фактом, что сходство применимо только к комиссии Гарварда.
Лорна Кэмпбелла из Национальной галереи не убеждает функциональная связь. Признавая сходство между работами, он отмечает, что «Арнольфини» не был окончательно признан свадебным портретом, и что даже если бы это было так, более вероятно, что лондонское панно изначально было покрыто крыльями, а не крыльями. одна панель. Он подкрепляет свою точку зрения тем, что утраченная работа отличается по двум важным аспектам: занавески на кровати не красные и зеркало не украшено. Кэмпбелл отвергает это сходство как «случайное». [12] хотя правильнее было бы утверждать, что утерянная работа была прототипом или исследованием. Джулиус С. Хелд считал, что панель Фогга была создана как обложка для лондонской картины, и эта идея сохраняла популярность до тех пор, пока не была отвергнута Кэмпбеллом в 1988 году, когда он утверждал, что такая картина, скорее всего, будет покрыта крыльями, чем цельное произведение. и что, кроме того, лондонская панель, вероятно, не изображает и не отмечает ни брак, ни помолвку. [12] [13]
Ссылки
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Зайдель, 38 лет
- ^ Шабакер; Джонс, 56 лет
- ^ Харбисон, 89 лет.
- ^ Jump up to: а б с Шабакер; Джонс, 59 лет
- ^ Шабакер; Джонс, 65 лет
- ^ Бон, Саслоу, 35 лет.
- ^ Шабакер; Джонс, 66 лет
- ^ Риддербос и др., 68
- ^ Кэмпбелл, 200
- ^ Кэмпбелл, 174
- ^ Jump up to: а б Шабакер; Джонс, 60 лет
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, 201 год
- ^ Риддербос и др., 412.
Источники
[ редактировать ]- Бон, Бабетта; Саслоу, Джеймс М. Спутник искусства эпохи Возрождения и барокко . Уайли-Блэквелл, 2013. ISBN 1-4443-3726-2
- Кэмпбелл, Лорн . Нидерландские картины пятнадцатого века , Лондон: Национальная галерея, 1998. ISBN 0-300-07701-7
- Харбисон, Крейг . Ян ван Эйк, «Игра реализма» . Лондон: Книги Реакции, 1991. ISBN 0-948462-18-3
- Держись, Юлиус. «Artis Pictoriae Amator. Меценат Антверпена и его коллекция». Gazette des Beaux-Arts , том 6, 1957 год.
- Риддербос, Бернхард; Ван Бюрен, Энн; Ван Вин, Хенк. Ранние нидерландские картины: повторное открытие, восприятие и исследование . Амстердам: Издательство Амстердамского университета, 2005. ISBN 0-89236-816-0
- Шабакер, Питер; Джонс, Элизабет. «Женщина Яна ван Эйка за туалетом ; предложения относительно ее темы и контекста». Годовой отчет, Художественный музей Фогга, 1974/1976.
- Зейдель, Линда. «Ценность правдоподобия в искусстве Яна Ван Эйка». «Йельский французский язык»; Контексты: стиль и ценности в средневековом искусстве и литературе , 1991.