Юдифь обезглавливает Олоферна
Рассказ об обезглавливании Олоферна Юдифи приведен во второканонической Книге Юдифи и является предметом многих картин и скульптур периодов Возрождения и Барокко . По сюжету Юдифь, красивая вдова, может войти в шатер Олоферна из-за его желания к ней. Олоферн был ассирийским полководцем, который собирался разрушить дом Юдифи, город Вифулию . Опьяненный, он теряет сознание, и обезглавливает Джудит его; его голову уносят в корзину (часто изображаемую, как ее несет пожилая служанка).
Художники в основном выбирали одну из двух возможных сцен (со слугой или без него): обезглавливание, когда Олоферн лежит на спине на кровати, или героиня, держащая или несущая голову, которой часто помогает ее служанка.
В европейском искусстве Юдифь очень часто сопровождает на плече ее служанка, что помогает отличить ее от Саломеи , которая также несет голову своей жертвы на серебряном блюде (тарелке). Однако сложилась северная традиция, согласно которой у Юдит была и служанка, и зарядное устройство, что Эрвин Панофски использовал как пример знаний, необходимых при изучении иконографии . [ 1 ] Для многих художников и ученых сексуализированная женственность Джудит иногда противоречиво сочеталась с ее мужской агрессией. Юдит была одной из добродетельных женщин, которых Ван Бевервейк упомянул в своей опубликованной апологии (1639 г.) за превосходство женщин над мужчинами. [ 2 ] и распространенный пример иконографической темы «Власть женщин» в Северном Возрождении .
Предыстория раннего христианства
[ редактировать ]Книга Юдифи была принята Иеронимом как каноническая и принята в Вульгате , на нее ссылался Климент Римский в конце первого века (1 Климент 55), и, таким образом, изображения Юдифи были так же приемлемы, как и изображения других библейских женщин. Однако в раннем христианстве образы Юдифи были далеки от сексуальных или жестоких: ее обычно изображали как «прообраз молящейся Девы или церкви или как фигуру, которая попирает сатану и терзает ад», то есть таким образом, что не выдавал никакой сексуальной амбивалентности: «фигура самой Юдит оставалась неподвижной и нереальной, отделенной от реальных сексуальных образов и, таким образом, защищенной». [ 3 ]
Изображения эпохи Возрождения
[ редактировать ]Юдифь и Олоферн , знаменитая бронзовая скульптура Донателло , несет в себе подразумеваемый аллегорический подтекст, который был неизбежен во Флоренции раннего Возрождения, а именно мужество коммуны против тирании. [ 4 ]
В эпоху позднего Возрождения Юдифь значительно изменилась, и это изменение описывается как «грехопадение» — из образа Марии она превращается в фигуру Евы . [ 5 ] Изображения Юдифи в раннем Возрождении, как правило, изображают ее полностью одетой и десексуализированной; Помимо скульптуры Донателло, это Юдифь, изображенная в Сандро Боттичелли картинах «Возвращение Юдифи в Бетулию» (1470–1472), Мантенья Андреа «Юдифь и Олоферн» (1495, с оторванной головой) и в углу скульптуры Микеланджело . Сикстинская капелла (1508–1512). Художники более позднего Возрождения, в частности Лукас Кранах Старший , который в своей мастерской нарисовал не менее восьми Юдифи , изображали более сексуализированную Юдифь, «соблазнительницу-убийцу»: «сама одежда, которая была введена в иконографию, чтобы подчеркнуть ее целомудрие, становится сексуальной». обвинена, когда она показывает окровавленную голову шокированному, но очарованному зрителю», - по словам искусствоведа Джонатана Джонса . [ 6 ] Этот переход от десексуализированного образа Добродетели к более сексуальной и агрессивной женщине обозначен в « ( » Джорджоне Юдифи около 1505 г.): «Джорджоне показывает героический пример, триумф победы, когда Юдифь наступает на отрубленную, разлагающуюся голову Олоферна. Но эмблема Добродетели несовершенна, поскольку одна голая нога, появляющаяся через специальную прорезь в платье, вызывает эротизм, указывает на двусмысленность и, таким образом, является первым намеком на будущие превращения Юдифи из Марии в Еву, из воина в роковую женщину . [ 5 ] Другие итальянские художники эпохи Возрождения, нарисовавшие эту тему, включают Боттичелли , Тициана и Паоло Веронезе .
Особенно в Германии развился интерес к « достойным » женщинам и героиням, которые соответствовали традиционным мужским наборам. Сюжеты, сочетающие секс и насилие, также пользовались популярностью у коллекционеров. Как и Лукреция , Юдифь была изображена на непропорционально большом количестве гравюр старых мастеров , иногда изображавшихся обнаженной. Бартель Бехам выгравировал три композиции на эту тему, а другие « Маленькие мастера » сделали еще несколько. Якопо де Барбери , Джироламо Мочетто (по эскизу Андреа Мантенья ) и Пармиджанино также сделали гравюры на этот предмет.
Изображения в стиле барокко
[ редактировать ]Юдифь оставалась популярной в период барокко , но около 1600 года изображения Юдит стали приобретать более жестокий характер, «и Юдит стала угрожающим персонажем для художника и зрителя». [ 3 ] Итальянские художники, в том числе Караваджо , Леонелло Спада и Бартоломео Манфреди, изображали Юдифь и Олоферна; а на севере — Рембрандт , Питер Пауль Рубенс и Эглон ван дер Неер. [ 7 ] использовал историю. Влиятельная композиция Кристофано Аллори (ок. 1613 г.), существующая в нескольких версиях, копирует тщеславие недавнего «Давида» Караваджо с головой Голиафа : голова Олоферна — портрет художника, Юдифь — его бывшая любовница, а служанка, ее мать. [ 3 ] [ 8 ] В Артемизии Джентилески картине «Юдифь, убивающая Олоферна» (Неаполь) она демонстрирует свое знание картины Караваджо «Юдифь, убивающая Олоферна» 1612 года; как и Караваджо, она предпочитает показать реальный момент убийства. [ 9 ] Другая композиция во дворце Питти во Флоренции представляет собой более традиционную сцену с головой в корзине.
Хотя многие из вышеперечисленных картин были созданы под частным патронажем, важные картины и циклы были созданы также по заказу церкви и были созданы для продвижения нового аллегорического прочтения истории - о том, что Юдифь побеждает протестантскую ересь. Это период Контрреформации , и многие изображения (в том числе цикл фресок в Латеранском дворце, заказанный папой Сикстом V и спроектированный Джованни Геррой и Чезаре Неббиа ) «декларируют ее риторическое присвоение католической или контрреформационной церковью против «ереси» протестантизма Юдит спасла свой народ, победив противника, которого она описала как не одного язычника, а «всех». неверующим» (Сдд 13:27); таким образом, она представляла собой идеального агента антиеретической пропаганды». [ 10 ]
Когда Рубенс начал заказывать репродукции своих работ, первой была гравюра Корнелиуса Галле Старшего , выполненная «несколько неуклюже». [ 11 ] о его жестокой Юдифи, убивающей Олоферна (1606–1610). [ 12 ] Другие гравюры были выполнены такими художниками, как Жак Калло .
Современные изображения
[ редактировать ]Аллегорический и волнующий характер сцены Юдифи и Олоферна продолжает вдохновлять художников. В конце девятнадцатого века Жан-Шарль Казен написал серию из пяти картин, прослеживающих повествование и придающих ему традиционный финал девятнадцатого века; на последней картине она изображена «в почтенной старости» и «мы увидим, как она сидит в своем доме и прядет». [ 13 ]
Две известные картины Юдит были написаны Густавом Климтом . История была весьма популярна у Климта и его современников, и в 1901 году он нарисовал Юдит I как мечтательную и чувственную женщину в распахнутой рубашке. Его «Юдифь II» (1909) «менее эротична и более пугающая». Эти двое «предполагают «кризис мужского эго», страхи и жестокие фантазии, переплетенные с эротизированной смертью, которую женщины и сексуальность вызвали, по крайней мере, у некоторых мужчин на рубеже веков». [ 14 ]
Современные картины с изображением этой сцены часто изображают Юдит обнаженной, о чем уже говорил Климт. На картине Франца Штука » 1928 года « Юдифь «освободительница своего народа» стоит обнаженной и держит меч рядом с кушеткой, на которой лежит Олоферн, полупокрытый синими простынями. [ 15 ] - где текст изображает ее богобоязненной и целомудренной, «Юдифь Франца фон Штука в ослепительной наготе становится воплощением развратного соблазнения». [ 16 ]
В 1983 году русские художники Виталий Комар и Александр Меламед нарисовали на Красной площади картину «Юдифь» , в которой «Сталин играет роль Олоферна, покоренного молодой русской девушкой, которая созерцает его отрубленную голову со смесью любопытства и удовлетворения». [ 17 ] В 1999 году американская художница Тина Блонделл изобразила Джудит акварелью; ее я сделаю тебя короче на голову [ 18 ] Климта явно вдохновлен «Юдифи I» и входит в серию картин под названием «Падшие ангелы» . [ 19 ]
Галерея
[ редактировать ]-
XII века из слоновой кости Французский игровой предмет , найденный в Байе в 1838 году.
-
Джорджо Вазари – Юдифь и Олоферн
-
Донателло , Юдифь и Олоферн , 1457–1464 гг.
-
Сандро Боттичелли , «Возвращение Юдифи в Ветулию» , 1470 г.
-
Андреа Мантенья , Юдифь и Олоферн , 1490-е гг.
-
Ксилография к « Нюрнбергским хроникам» , 1493 год.
-
Алебастровая фигура работы Конрада Мейта , ок. 1525 г.
-
Юдифь с головой Олоферна, картина Ганса Бальдунга Гриена, ок. 1525, Германский национальный музей .
-
Гравюра Себальда Бехама 1547 года.
-
Микеланджело , Юдифь, уносящая голову Олоферна , в Сикстинской капелле (1508–1512)
-
Витраж, гр. 1510–1530 гг.
-
Феде Галиция , Юдифь с головой Олоферна , 1596 г.
-
Караваджо , Юдифь, обезглавливающая Олоферна (ок. 1598–1599)
-
Джованни Бальоне , Юдифь и голова Олоферна (1608 г.)
-
Артемизия Джентилески , Юдифь и ее служанка с головой Олоферна (ок. 1625 г.)
-
Карло Сарачени , Юдифь и голова Олоферна (ок. 1615 г.)
-
Antiveduto Grammatica , Юдифь с головой Олоферна (1620–1625)
-
Антонио Джионима , Юдифь, предстающая Олоферну (1720-е). Миннеаполисский институт искусств .
-
Франсиско Гойя , Юдит и Олоферн (1819–23)
-
Август Ридель , Юдит (1840)
-
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд (1860)
-
Пол Стек , Джудит (ок. 1900)
-
Густав Климт, Юдит I (1901)
-
Густав Климт, Юдит II (1909)
-
Раджа Рави Варма , Джудит, 1889 г.
-
Симон Вуэ , Юдифь с головой Олоферна
-
Юдифь с головой Олоферна , Лукас Кранах Старший , 1530 год.
-
Туанетта Ларше по мотивам Джорджоне, Джудит , 18 век, гравюра с офортом, Отдел коллекций изображений, Библиотека Национальной галереи искусств, Вашингтон, округ Колумбия
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Панофски, Эрвин (1939). Исследования по иконологии: гуманистические темы в искусстве Возрождения . Нью-Йорк: Харпер и Роу. стр. 12–14. ISBN 9780064300254 .
- ^ Лафман и Дж. М. Монтиас (1999), Общественные и частные помещения: произведения искусства в голландских домах семнадцатого века , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с Уиллс, Лоуренс Митчелл (1995). «Роман о Джудит» . Еврейский роман в древнем мире . Итака: Корнелл, UP. ISBN 978-0-8014-3075-6 .
- ^ Шнайдер, Лори (1976). » Донателло «Некоторые неоплатонические элементы в «Гаттамелате , Юдифи и Олоферне ». Газета изящных искусств : 41–48.
- ^ Jump up to: а б Петерс, Рената (2001). «Метаморфозы Юдифи в литературе и искусстве: война другими средствами» . В Эндрю Монникендаме (ред.). Переодевание для войны: трансформации пола и жанра в дискурсе и военной литературе . Амстердам: Родопи. стр. 111–26. ISBN 978-90-420-1367-4 .
- ^ Джонс, Джонатан (10 января 2004 г.). «Юдифь с головой Олоферна, Лукас Кранах Старший (около 1530 г.)» . Хранитель . Проверено 9 сентября 2009 г.
- ^ « Юдит , около 1678 года, Эглон Хендрик ван дер Неер» . Национальная галерея, Лондон . Архивировано из оригинала 15 мая 2011 г. Проверено 9 сентября 2009 г.
- ^ Уитакер, Люси; Клейтон, Мартин (2007). Искусство Италии в Королевской коллекции; Ренессанс и барокко . Королевская коллекция. п. 270. ИСБН 978-1-902163-29-1 .
- ^ Саломон, Нанетт (2006). «Осуждение Артемизии: женщина в стиле барокко в истории современного искусства» . В Мике Бале (ред.). Файлы полыни: Артемизия Джентилески для феминисток и других мыслящих людей . Университет Чикаго, стр. 33–62. ISBN 978-0-226-03582-6 .
- ^ Чилетти, Елена (2010). «Образы Юдифи как католическое православие в контрреформационной Италии». Кевин Р. Брайн (ред.). Меч Юдит: исследования Джудит в разных дисциплинах . Елена Чилетти, Хенрике Ленеманн . Кембридж: Открытая книга. ISBN 978-1-906924-17-1 .
- ^ Дюплесси, Жорж (1886). Чудеса гравюры . К. Скрибнер и Ко. с. 135.
- ^ Рассел, Х. Дайан (1990). Ева/Аве; Женщины в гравюрах эпохи Возрождения и Барокко . Вашингтон: Национальная галерея искусств/Феминистская пресса. ISBN 978-0-89468-157-8 .
- ^ Чайлд, Теодор (май 1890 г.). «Некоторые современные французские художники» . Журнал Харпера . стр. 817–42 . Проверено 9 сентября 2009 г. п. 830.
- ^ Уэлен, Роберт Велдон (2007). Священная весна: Бог и рождение модернизма в Вене «Конец века» . Эрдманс. п. 81. ИСБН 978-0-8028-3216-0 .
- ^ «Фортуна в картинках в Художественном институте» . Милуоки Джорнал . 12 февраля 1928 г. стр. VII.2 . Проверено 7 декабря 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Шуман-Басия, Ева (8 декабря 2009 г.). «Саломея требует голову. Художественная книга: Иоахим Нагельс Роковая женщина – Очаровательные женщины » . Баденская газета . Проверено 7 декабря 2011 г.
Юдит, все еще богобоязненная и целомудренная в апокрифическом тексте, становится воплощением порочного соблазнения в ослепительной наготе Франца фон Штука.
- ^ Харрисон, Хелен А. (22 июня 1997 г.). «Работы, призывающие к христианскому ритуалу» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 сентября 2009 г.
- ^ Институт искусств Миннеаполиса. «Я сделаю тебя короче на голову (Юдит I)» . Миннеаполисский институт искусств . Проверено 14 августа 2015 г.
- ^ Сара Хенрих, «Жизнь снаружи своей кожи: Густав Климт и Тина Блонделл показывают нам Джудит», в Дженсен, Робин М.; Кимберли Дж. Врудный (2009). Визуальная теология: формирование и преобразование сообщества посредством искусства . Литургическая пресса. стр. 13–27. ISBN 978-0-8146-5399-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Юдифью и Олоферном, на Викискладе?