Лукка Мадонна
Луккская Мадонна — картина маслом раннего нидерландского мастера Яна ван Эйка , написанная примерно в 1437 году. [1] На нем изображена Мария , сидящая на деревянном троне и увенчанная балдахином, кормящая грудью младенца Христа . [2] Его столярные работы позволяют предположить, что когда-то это была внутренняя панель триптиха, а его небольшой размер указывает на то, что он предназначался для частного поклонения. Картина находится в коллекции Штедельского музея во Франкфурте .
Она известна как Луккская Мадонна принадлежала коллекции Карла II, герцога Пармы и Лукки , поскольку в начале 19 века . Это одна из последних работ Яна ван Эйка. Богоматерь была идентифицирована как портрет жены художника Маргареты , из которой ван Эйк также сделал светский портрет. [3]
Иконография
[ редактировать ]Богородица восседает на деревянном престоле, увенчанном балдахином. [4] с четырьмя маленькими статуэтками львов из латуни. [2] Это ссылка на трон Соломона , у которого по бокам и на ступенях было двенадцать львов. [5] [6] Иконография сочетает в себе более ранний стиль « Мадонны-кормилицы » с « Престолом мудрости ». Как сказано в Speculum Humanae Salvationis : «Престол истинного Соломона есть Пресвятая Дева Мария, На которой воссел Иисус Христос, истинная мудрость». [7]
Как и во многих картинах ван Эйка и его современников, это сравнение дополнительно уточняется за счет изображения Марии, похожей на алтарь , в том смысле, что она поддерживает младенца Христа на своих коленях, показанного увеличенным и сплющенным, точно так же, как алтарь поддерживает присутствие Христа. в хозяине на мессе . Белая ткань под ним, поверх более богатой ткани платья Марии, а также ниша справа, напоминающая водоем, где хранилась вода для мытья рук священником, - все это способствует сравнению. [8] Необычная форма комнаты, очень узкой для такого большого кресла, наводит на мысль о маленькой часовне.
Два фрукта на подоконнике точно не идентифицированы, но это либо яблоки, либо апельсины, оба из которых были бы намеком на рай. Окно выполнено из корончатого стекла («яблочко»), заключенного в свинцовый решетчатый каркас. Правая боковая стена является зеркальным отражением окна, а на полке стоит пустой подсвечник и наполовину наполненный стеклянный графин или фляжка. На нижнем выступе стоит большая миска или раковина. Напольная плитка состоит из сине-белых геометрических узоров, в основном покрытых ковром вокруг основания трона.
Место в творчестве ван Эйка
[ редактировать ]Луккская Мадонна - одна из шести сохранившихся картин Мадонны ван Эйка, датированных периодом между завершением им Гентского алтаря и его смертью в июне 1441 года. Это:
- Дрезденский триптих 1437 года, где, как и в Луккской Мадонне , Мадонна носит два кольца на безымянном пальце левой руки. [9]
- Мадонна в церкви , Картинная галерея
- Мадонна канцлера Ролена , Лувр.
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Луккская Мадонна» . Артбл . 22 апреля 2011 года . Проверено 7 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Прием, Карин; те Хисен, Керстин (2016). На выставке: визуальная политика, материальная культура и образование . Ваксман Верлаг. п. 108. ИСБН 978-3-8309-8469-6 .
- ^ Харбисон, 97 лет.
- ^ Аптон, Джоэл Морган (1990). Петрус Кристус: его место во фламандской живописи пятнадцатого века . п. 40. ИСБН 0-271-04286-9 .
- ^ Общество исследований эпохи Возрождения (Великобритания) (1992). Козимо 'иль Веккьо' де' Медичи, 1389-1464: очерки, посвященные 600-летию со дня рождения Козимо де' Медичи: включая доклады, представленные на шестисотлетнем симпозиуме Общества исследований Возрождения в Институте Варбурга, Лондон, 19 мая 1989 года . Кларендон Пресс. п. 235. ИСБН 978-0-19-817394-6 .
- ^ 3 Царств 10:18-20 и Паралипоменон 9:17-19.
- ^ Переулок, 15
- ^ Переулок, 16
- ^ Пуртл, 110
Ссылки
[ редактировать ]- Галлвиц, Клаус (ред.). Посещение Штеделя – размышления над фотографиями . Издательство Insel в мягкой обложке, Франкфурт, 1986 г., ISBN 3-458-32639-1
- Харбисон, Крейг. «Ян ван Эйк: Игра реализма». Книги реакции, 1997. ISBN 0-948462-79-5
- Лейн, Барбара Г., Алтарь и алтарь, Сакраментальные темы в ранней нидерландской живописи . Харпер и Роу, 1984 г., ISBN 0-06-430133-8
- Арендуйте, Отто. Ван Эйк — основоположник ранней голландской живописи . Престель Верлаг, Мюнхен, 1989 г., ISBN 3-7913-1033-X
- Пёртл, Кэрол Дж. Марианские картины Яна ван Эйка . Издательство Принстонского университета, Принстон, Нью-Джерси, 1982 г.
- Сандер, Йохен (ред.). Ориентир на Яна ван Эйка: Мадонна Лукаса, около 1437/1438 (инв. № 944) . Издание Штедельского музея, 2006 г.
- Вег, Янош. Ян ван Эйк . Henschelverlag «Искусство и общество», Берлин, 1984 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эйк, Ян ван. «Луккская Мадонна» . Цифровая коллекция . Проверено 7 июля 2023 г.
- «Мадонна Ван Эйка Лукка» . ZDF (на немецком языке) . Проверено 7 июля 2023 г.
- «В центре внимания Ян ван Эйк» . Музей Штеделя (на немецком языке) . Проверено 7 июля 2023 г.