Леаль Сувенир

Леаль Сувенир [ 1 ] (также известный как Тимофей или Портрет мужчины ) — небольшой написанный маслом на дубе панельный портрет, раннего нидерландского художника Яна ван Эйка , датированный 1432 годом. Натурщик не идентифицирован, но его весьма индивидуальные черты предполагают скорее историческую личность. чем гипотетический идеал, обычный в то время в портретной живописи Северного Возрождения ; [ 2 ] его тонкий и скромный торс контрастирует с утонченным выражением лица. Его черты лица были описаны как «простые и простоватые», но в то же время задумчивые и замкнутые. Ряд искусствоведов, в том числе Эрвин Панофски , уловили в его выражении лица скорбь. Натурщик, очевидно, был достаточно значимым членом круга бургундского герцога Филиппа Доброго , поэтому его изобразил придворный художник.
Мужчина сидит перед имитацией парапета с тремя наборами нарисованных надписей, каждая из которых выглядит так, как будто высечена или выцарапана на камне. [ 3 ] Ван Эйк не владел в полной мере ни классическим греческим , ни латынью и допускал ошибки, поэтому мнения современных ученых различаются. Первая надпись сделана на греческом языке и, по-видимому, пишется как «TYΜ.ωΘΕΟϹ», что не было удовлетворительно истолковано, но побудило некоторых назвать произведение «Тимофей» . В середине написано по-французски «Leal Souvenir» («Верная память») и указано, что портрет представляет собой посмертное воспоминание. На третьем записана подпись ван Эйка и дата казни. [ 4 ] Историк искусства XIX века Ипполит Фиренс-Геверт определил букву «TYΜ.ωΘΕΟC». [ 5 ] с греческим музыкантом Тимофеем Милетским . Панофски пришел к такому же выводу, исключив других греков, носивших имя Тимофей; они были религиозного или военного происхождения, профессии, которые не соответствуют гражданской одежде натурщицы. Панофски полагал, что этим человеком, вероятно, был высокопоставленный музыкант при дворе Филиппа, возможно, Жиль Беншуа . [ 6 ]
Более поздние исследования сосредоточены на законнических формулировках в одной из надписей, предполагающих, что он был каким-то образом связан с юридической профессией или был сотрудником Филиппа Доброго . [ 5 ] Панно было приобретено в 1857 году Национальной галереей в Лондоне, где оно находится в постоянной экспозиции.
Описание
[ редактировать ]Леаль Сувенир — один из самых ранних сохранившихся примеров светской портретной живописи в средневековом европейском искусстве и одно из самых ранних дошедших до нас неидеализированных изображений. Это проявляется в реалистичности и острой наблюдательности деталей повседневного облика человека. Ван Эйк работал в традициях раннего Возрождения и был пионером в использовании масляной краски. Масло позволяло создавать гладкие полупрозрачные поверхности, его можно было наносить разной толщины, и им можно было манипулировать во влажном состоянии, что позволяло создавать гораздо более тонкие детали, чем это было доступно предыдущим поколениям художников. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Парапет доминирует на портрете, а его голова кажется слишком большой по сравнению с верхней частью тела. [ 10 ] Некоторые историки искусства предполагают, что это результат тогдашней неопытности ван Эйка; это был только его второй известный портрет. [ 11 ] Мейсс предполагает, что ван Эйк, возможно, «потерял контроль над дизайном в целом, потворствуя своей поразительной виртуозности». [ 12 ]
Парапет
[ редактировать ]
Разрушенный парапет позволяет ван Эйку продемонстрировать свое мастерство в имитации долбежки и рубцевания камня. [ 3 ] и показывает влияние классического римского погребального искусства , особенно каменных памятников. Парапет придает работе серьезность , сколы и трещины передают ощущение почтенного или, по словам искусствоведа Элизабет Дханенс , ощущение «хрупкости жизни или самой памяти». [ 13 ]
Портрет
[ редактировать ]
Мужчина расположен в неопределенном узком пространстве на плоском черном фоне. Типично для Ван Эйка голова большая по отношению к туловищу. Он одет в типично бургундском стиле: красная мантия и зеленый шерстяной шаперон с свисающими вперед бурреле и корнетом. Головной убор оторочен мехом, застегивается на две пуговицы и доходит до парапета. [ 15 ] Его правая рука, возможно, держит конец корнета. [ 16 ] Ни форма его головы, ни черты лица не соответствуют современным стандартным типажам, не говоря уже о канонах идеальной красоты. Натурщик выглядит лысым, хотя есть некоторые слабые следы светлых волос, что привело Эрвина Панофски к выводу, что его «лицо такое же «нордическое», как и его платье бургундское». [ 17 ] Хотя у него нет ни бровей, ни щетины, у него есть ресницы, которые, как полагают, были добавлены реставратором 19-го века. [ 16 ] Хладнокровное наблюдение Ван Эйка за узкими плечами мужчины, поджатыми губами и тонкими бровями распространяется и на детализацию влаги на его голубых глазах. [ 15 ]
В отличие от Рогира ван дер Вейдена , который уделял особенно пристальное внимание деталям при изображении пальцев своих моделей, для Ван Эйка руки часто были чем-то второстепенным. [ 18 ] Они визуализированы в общих чертах, не содержат много деталей и, возможно, были добавлены позже в мастерской. И все же они очень похожи на те, что были у натурщика в его ок. 1435 Портрет Бодуэна де Ланнуа . Мужчина держит свиток, который может быть юридическим документом, письмом или брошюрой. На его ранних портретах натурщики ван Эйка часто изображаются с предметами, характерными для их профессии. [ 10 ] Свиток содержит шесть строк неразборчивого письма. Сокращения более заметны и кажутся написанными на латыни, но могут быть народными. [ 5 ]

Свет падает слева, оставляя следы тени на лице мужчины - прием, обычно встречающийся на ранних портретах ван Эйка. [ 20 ] Он молод, и его лицо имеет мягкую мясистость, достигнутую за счет неглубоких изгибов и плавных, гармоничных мазков, создавая вид расслабленной, теплой и открытой личности, которую Мейсс описывает как вызывающую почти « рембрандтовскую теплоту и сочувствие». [ 20 ] Няня некрасива; у него плоское лицо, короткий, но заостренный нос и выдающиеся скулы, которые, по мнению Панофски, могли бы принадлежать « фламандскому крестьянину». [ 21 ] Дханенс описывает его как человека с честным выражением лица. [ 13 ]
Ряд искусствоведов отметили очевидное противоречие между простым взглядом человека и загадочным выражением лица. Мейсс описывает его как «простого и простоватого» и находит сходство между его довольно типичным лицом и рядом фигур в нижних частях панели «Поклонение Агнцу» Гентского алтаря . [ 22 ] Соглашаясь с Панофски, он наблюдает «задумчивость на высоком морщинистом лбу, дальновидную силу в мечтательных, но неподвижных глазах, [и] огромную силу страсти в широком, твердом рту». По словам Панофски, лицо этого человека не лицо интеллектуала, но он обнаруживает задумчивую и одинокую натуру, «лицо того, кто чувствует и производит, а не наблюдает и анализирует». [ 21 ]
Надписи и личность натурщика
[ редактировать ]
Парапет имеет три горизонтальных ряда надписей; в верхнем и нижнем рядах — более мелкие буквы, которые часто не видны на репродукциях. Местами греческие символы неясны и стали предметом многочисленных спекуляций историков искусства, не в последнюю очередь из-за иногда ошибочного написания Ван Эйка и необычного интервала. [ 3 ]
Верхняя надпись выполнена белым мелом и греческим шрифтом и гласит: «TYΜ.ωΘΕΟC» . Последний персонаж намеренно скрыт сколом в искусственном камне - штрих, который Панофски описал как «конечный эффект». [ 3 ] Это затрудняет понимание смысла надписи. Историки искусства сходятся во мнении, что последний символ представляет собой квадратный знак C или сигма . [ 23 ]
«TYΜ.ωΘΕΟC» было интерпретировано в 1857 году Чарльзом Истлейком как «Тимофей», имя собственное. [ 17 ] [ 24 ] [ 25 ] Кэмпбелл отмечает, что ван Эйк «похоже, систематически использовал греческий алфавит» и всегда использовал квадратную сигму C для латинской «S» и большую омегу ω (в унциальной форме) для латинской «O». [ 23 ] Надпись может означать «Почитай Бога» или «Почитайся, Боже», как написано в пассивном повелительном наклонении . [ 26 ] Панофски рассматривает гипотезу о том, что последняя буква — это « N » и что эта буква образует два слова, а не одно. В этой интерпретации буквы составляют TYΜω ΘΕΟN, что означает «Почитай Бога». Хотя это было бы проще, чем «Тимофей», он отвергает такую возможность. Он пишет, что «наличие более короткой горизонтальной линии, соединяющейся со слегка суживающейся вершиной вертикальной черточки и завершающей ее в форму Г ... очевидно, исключает букву « Н ». [ 27 ] Дханенс предполагает, что надпись можно прочитать как « Time Deum » («Бойся Бога»), известный девиз семьи Вилен . [ 28 ]

Перевод Истлейка общепринят. Возможность того, что это вариант слова «Тимофей», не учитывалась, поскольку это слово не использовалось в Северной Европе до Реформации . Не существует германского имени, которое могло бы подразумевать гуманистическую имитацию греческого слова. [ 29 ] поэтому историки искусства попытались идентифицировать этого человека из греческой истории или легенд. Хотя некоторые предлагали некоторых афинских и сирийских генералов, они не были приняты во внимание, поскольку натурщик не носит военной одежды. [ 17 ] Святой Тимофей , первый епископ Эфесский и сподвижник святого Павла , был предложен, но исключен, поскольку этот человек не одет как священнослужитель. [ 17 ]

Большая средняя надпись написана на французском языке шрифтом XII века. На нем написано « ЛЕАЛ СОВВЕНИР » ( Верная память , или Верный сувенир ). [ 30 ] [ 31 ] и раскрашен так, что создается впечатление, что он был вырезан на парапете. [ 6 ] В 1927 году Ипполит Фиренс Геварт выдвинул кандидатуру Тимофея Милетского , греческого музыканта и дифирамбического поэта, родившегося ок. 446. Геверт считал, что портрет был данью памяти придворному художнику, который недавно умер, и что классическая ссылка была призвана польстить его памяти. Панофски в основном придерживался этой позиции в 1949 году. Он предположил, что натурщиком был знаменитый музыкант Жиль Биншуа , который к 1430 году стал каноником собора Святого Донациана в Брюгге. [ 14 ] Кэмпбелл настроен скептически, заявляя, что натурщица «не одета как священнослужитель». [ 32 ] Другие теории включают в себя, что этот человек был греческим или луккезским купцом, Генрихом Мореплавателем , Жаном де Кро или, что менее вероятно, что это автопортрет. Хотя существует много разногласий, вполне вероятно, что он был носителем французского языка, нотариусом, поэтом или членом Compagnie du Chapel Vert («Общества зеленой шляпы») в Турне . [ 32 ] Дханенс отвергает теорию о том, что этот человек был музыкантом, на том основании, что ван Эйк ясно дал это понять, изобразив его держащим в руках устройство или эмблему, явно символизирующую музыку. Она приходит к выводу, что он бухгалтер или юрист, имеющий юридический или финансовый документ. [ 28 ]
Судя по первым двум надписям, панно принято считать посмертным портретом. На римских надгробиях часто изображалось изображение умершего за парапетом с резной надписью, и ван Эйк, возможно, знал о них из путешествий по Франции. [ 2 ] Нижняя надпись гласит: «Actu[m] an[n]od[omi]ni.1432.10.die Octoberbris.a.ioh[anne] de Eyck» ( Завершено в год нашего Господа 1432, 10 октября, Ян Ван Эйк ). [ 30 ] Кэмпбелл отмечает, что формулировка этой расширенной подписи удивительно напоминает юридический язык , и что ван Эйк, похоже, укрепляет идею о том, что этот человек был профессиональным юристом. [ 23 ] который, возможно, работал на герцогов Бургундских . [ 30 ] Жак Павио отмечает, что оно написано готическим курсивом бастарда , который в то время пользовался популярностью среди юристов. [ 5 ] В любом случае, хотя он не был роскошно одет и, вероятно, принадлежал к среднему классу, он, должно быть, пользовался большим уважением при дворе Филиппа, учитывая, что на таких портретах редко изображались недворяне. [ 20 ]
Состояние
[ редактировать ]Панель состоит из одной дубовой доски толщиной 8 миллиметров (0,3 дюйма), разрезанной вертикально вниз рядом с окрашенной поверхностью. В левом верхнем углу есть небольшая незакрашенная область. Облицовка опоры, вероятно, была изменена в XIX веке; сегодня четыре из восьми опор прикреплены к краям внутренних бордюров, образуя внутренние молдинги . Остальные четыре действуют как внутренние штифты. Лак сильно поврежден, ключевые участки краски и грунта либо удалены, либо закрашены. Инфракрасная фотография реверса показывает следы короткой вертикальной штриховки и нижних рисунков, но не дает никаких намеков на личность натурщика. Его грунт в основном состоит из мела; пигменты преимущественно черные, красно-озёрные и синие. Окончательный портрет во многом отличается от нижнего рисунка: пальцы короче, большой палец правой руки и парапет ниже, а правая рука когда-то вытянута на большую площадь. На финальном портрете ухо приподнято, а свиток занимает большее живописное пространство. Анализ пигмента показывает, что плоть его лица окрашена белилами и киноварь , прорисованная серыми, черными, синими и небольшим количеством ультрамарина на глазури красного озера. [ 16 ]
Портрет не особо хорошо сохранился. На лице желтоватые слои глазури, вероятно, более поздние. Лаки испортились и потеряли первоначальный цвет. Панель претерпела ряд вредных ретушей. В некоторых случаях это изменило внешний вид натурщика, особенно удаление прядей светлых волос под сопровождающим. Он получил структурные повреждения, особенно мрамор на реверсе. Национальная галерея отремонтировала некоторые «легкие травмы», когда она попала в их владение в 1857 году. Кэмпбелл отмечает, что ряд усилий более поздних реставраторов были несовершенными и «довольно обезображивающими», включая прикосновения к ноздрям и ресницам мужчины, а также к кончику его носа. . Над глазами желтоватая глазурь, похоже, то ли повреждение, то ли перекраска. Панель полностью обесцвечена и покрыта состарившимися и выродившимися лаками, из-за которых оригинальные пигменты трудно различить. [ 16 ]
Провенанс
[ редактировать ]
Картина широко копировалась и имитировалась в 15 веке. Почти современные медные репродукции известны из Бергамо и Турина . Петрус Кристус позаимствовал иллюзионистскую резьбу на парапете для своего «Портрета картезианца» 1446 года . [ 33 ] ц . Портрет венецианского дожа Марко Барбариго 1449–1450 годов , приписываемый последователю ван Эйка, также во многом обязан Леалю Сувениру , поскольку он также необычно высокий и узкий, с большим пространством над головой натурщика. [ 23 ]
Картина впервые упоминается в заметках Чарльза Истлейка , коллекционера, а затем директора Национальной галереи, в 1857 году, в год ее приобретения. Он упоминает, что «до 1854 года» он принадлежал шотландскому художнику-пейзажисту Карлу Россу (1816–1858). Как и многие работы ван картины Эйка и работ ранних нидерландских художников в целом, происхождение до XIX века неясно . Когда Национальная галерея проверяла атрибуцию, были отмечены две медные репродукции. Первый был найден Истлейком в коллекции семьи Лочис из Бергамо в Италии, второй — в Турине, принадлежавший графу Кастеллану Харраху. [ 34 ] и описан как меньший по размеру, чем оригинал, и «очень слабый». Оба теперь потеряны. [ 16 ]
Чернильные отметки на мраморной реверсе представляют собой небольшой крест, на котором может быть записан знак или эмблема купца. Хотя он неполный и идентификация не была сделана, WHJ . Weale обнаружил след «раннего итальянского, вероятно, венецианского владельца» [ 35 ] Раннее происхождение в Италии не означает, что этот человек прибыл из этой страны; Работы ван Эйка часто приобретали коллекционеры из этого региона. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя надпись на парапете не содержит диакритического знака на е.
- ^ Jump up to: а б Смит, 42 года
- ^ Jump up to: а б с д Панофского, 80
- ^ Бауман, 37 лет.
- ^ Jump up to: а б с д Павиот, 212
- ^ Jump up to: а б Вуд, 650
- ^ Смит, 61 год.
- ^ Джонс, 10–11
- ^ Борхерт, 22 года.
- ^ Jump up to: а б Аренда, 110
- ↑ Хотя двойные портреты дарителей в его Гентском алтаре, вероятно, были завершены в 1431 году или в первые месяцы следующего года.
- ^ Мейс, 138
- ^ Jump up to: а б Дханенс, 182
- ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, 223 года
- ^ Jump up to: а б Кемпердик, 19 лет
- ^ Jump up to: а б с д и Кэмпбелл, 218 лет
- ^ Jump up to: а б с д Панофского, 82
- ↑ Кемпердик отмечает, что Ганс Гольбейн Младший «использовал одну и ту же пару рук для многих своих портретов, так что они выглядят почти одинаково на 70-летнем Уильяме Уорхэме и Энн Ловелл , на сорок лет моложе его». Кемпердик, 20 лет
- ^ Аптон, 27 лет.
- ^ Jump up to: а б с Мейсс, 137
- ^ Jump up to: а б Панофского, 88
- ^ Мейсс, 144
- ^ Jump up to: а б с д Кэмпбелл, 222 года
- ^ Однако, если бы это было предполагаемое значение, более правильным было бы читать «TIM.OΘEOC». См. Павиот, 214.
- ^ Павиот, 214
- ^ Павиот, 215
- ^ Панофски, 80–81.
- ^ Jump up to: а б Дханенс, 184
- ^ Панофски, 81
- ^ Jump up to: а б с Борхерт, 36 лет
- ^ Бауман, 35 лет.
- ^ Jump up to: а б с Кэмпбелл, 220 лет.
- ^ « Ян ван Эйк ». Метрополитен-музей . Проверено 18 октября 2014 г.
- ↑ Лоренцо Лотто » Портрет Лауры да Пола в Пинакотеке Брера также ранее находился в коллекции Кастеллана Харраха. Согласно [веб-сайту Пинакотеки Брера], «
- ^ Уил, 109
Источники
[ редактировать ]- Бауман, Гай. «Ранние фламандские портреты 1425–1525». Бюллетень Метрополитен-музея , том 43, № 4, весна 1986 г.
- Борхерт, Тилль-Хольгер . Ван Эйк . Лондон: Сумки, 2008. ISBN 3-8228-5687-8
- Кэмпбелл, Лорн . Нидерландская живопись пятнадцатого века . Лондон: Национальная галерея, 1998. ISBN 0-300-07701-7
- Дханенс, Элизабет. Хуберт и Ян ван Эйк . Нью-Йорк: Табард Пресс, 1980. ISBN 0-914427-00-8
- Харбисон, Крейг . Ян ван Эйк, «Игра реализма» . Лондон: Книги Реакции, 1991. ISBN 0-948462-18-3
- Джонс, Сьюзен Фрэнсис. Ван Эйк — Госсарту . Лондон: Национальная галерея, 2011. ISBN 978-1-85709-504-3
- Кемпердик, Стефан. Ранний портрет из собрания принца Лихтенштейна и Художественного музея Базеля . Мюнхен: Престель, 2006. ISBN 3-7913-3598-7
- Мейс, Миллард. «Николас Альбергати и хронология портретов Яна ван Эйка». Журнал Burlington Magazine , том 94, № 590, май 1952 г.
- Пяхт, Отто. Ван Эйк и основоположники ранней нидерландской живописи . 1999. Лондон: Издательство Харви Миллера. ISBN 1-872501-28-1
- Панофски, Эрвин . «Кто такой Тимофей Яна ван Эйка?». Журнал Институтов Варбурга и Курто , том 12, 1949 г.
- Павио, Жак. «Натурщик к «Леаль Соввенир» Яна ван Эйка». Журнал Институтов Варбурга и Курто , том 58, 1995 г.
- Смит, Джеффри Чиппс . Северное Возрождение . Лондон: Phaidon Press, 2004. ISBN 0-7148-3867-5
- Аптон, Джоэл Морган. Петрус Кристус: его место во фламандской живописи пятнадцатого века . Юниверсити-Парк, Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета, 1989 г. ISBN 0-271-00672-2
- Уил, WHJ Хьюберт и Джон Ван Эйк, их жизнь и творчество . Лондон: Компания J. Lane, 1908 г.
- Вуд, Венди. «Новая идентификация натурщика на портрете Тимофея Яна ван Эйка». The Art Bulletin , том 60, № 4, декабрь 1978 г.