Вера Икона (ван Эйк)
Икона Веры (или Голова Христа ) — утерянный , написанный маслом на панели портрет раннего нидерландского художника Яна ван Эйка , который, вероятно, составлял половину уже разобранного диптиха . Оригинал известен по трем современным копиям из его мастерской. Они были завершены в 1438, 1439 и 1440 годах; с первым и последним в Брюгге и версией 1439 года в Мюнхене .
Из этих репродукций мы можем сделать вывод о ее небольшом размере и о том, что панель свидетельствует о обычном непоколебимом подходе мастера к физиогномике . О его происхождении или назначении мы ничего не знаем. Необычно он представляет идеализированный и прямолинейный иконографический образ Христа. [2] Несмотря на эмоциональность, панель следует очень традиционному изображению Христа в иератической манере, обращенному прямо из пространства. Обычное название « Икона Вера » отсылает к восточной традиции икон в конвенте « Безрукий ». [3] На каждой из сохранившихся канонических копий имеется подпись Ван Эйка. Надпись в Берлине гласит: «Johes de eyck me fecit et applevit anno 1438, 3 января». Версия в Брюгге гласит: «Йохес де Эйк… 1420, 30 января». [4]
И все же оно в двух отношениях отличается от изображений конца XIV и начала XV веков; в своей физиологической точности и иллюзионистских рамках. Как и многие из его сохранившихся работ, панель содержит вымышленную рамку с густой надписью, нарисованную вокруг портрета. [3] В каждой современной копии фон состоит из темно-зеленых цветов, Христос одет в малиновые одежды и имеет длинные темные волосы. [4] Надпись на вырезе его платья гласит «REX REGNUM», фраза, которая появляется на одежде Бога в Гентском алтаре .
Модель изображения взята из текста, а не из живописи. Считается, что ван Эйк опирался на «Жизнь Христа» Людольфа Саксонского XIV века и на то описание Христа как имеющего « благоговейное лицо, на которое те, кто смотрит, могут полюбить страх; незрелого лесного ореха... с пробором посередине головы по образцу назареев...; с густой бородой цвета его волос, недлинной, но немного раздвоенной на подбородке". [5]
Картина Петруса Кристуса » 1444–1445 годов «Голова Христа , которая сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, заимствована из панели ван Эйка, но менее традиционна и более эмоциональна; о чем свидетельствует терновый венец и капли крови, стекающие со лба на грудь. [3] Специфическая ван-эйковская прямая, но жалобная экспрессия и глубокие цветовые решения были переняты брюггским мастером легенды о святой Урсуле для ряда его портретов «Вуаль Вероники» .
Картина «Нью-Йорк» находится в относительно хорошем состоянии, учитывая ее возраст. Вокруг волос имеются следы ретуши, но в остальном краска цела. [4]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ А.М. Колдевей и П.М.Л. ван Влеймен (ред.) (1985): Казначейства Юга , стр. 156-158. Рейксмузеум, Катаринский монастырь, Утрехт. ISBN 9071240029 .
- ^ Харбисон, 162
- ^ Перейти обратно: а б с « Голова Христа Петрус Кристус ». Метрополитен-музей. Проверено 6 ноября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Конвей, 254
- ^ Эйнсворт, 286
Источники
[ редактировать ]- Эйнсворт, Мэриан Винн. От Ван Эйка до Брейгеля: ранние нидерландские картины в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2009. ISBN 0-8709-9870-6
- Борхерт, Тилль-Хольгер . Ван Эйк . Лондон: Сумки, 2008. ISBN 3-8228-5687-8
- Конвей, Мартин. «Голова Христа Джона ван Эйка». Журнал Burlington для ценителей , том 39, № 225, декабрь 1921 г.
- Харбисон, Крейг. Ян ван Эйк, «Игра реализма» . Лондон: Книги Реакции, 1991. ISBN 0-948462-18-3