Ерунда


Los disparates ( «Безумие» ), также известная как Proverbios ( «Пословицы» ) или Sueños ( «Сны» ), представляет собой серию гравюр в технике офорта и акватинты , с ретушью сухой иглой и гравюрой , созданную испанским художником и гравёром Франсиско Гойей между 1815 и 1823 годами. Гойя создал серию, когда жил в своем доме недалеко от Мансанареса (Кинта-дель-Сордо), на стенах которого он написал знаменитые « Черные картины» . Когда он уехал во Францию и переехал в Бордо в 1824 году, он оставил эти работы в Мадриде явно незаконченными. При жизни Гойи сериал не публиковался из-за репрессивного политического климата и инквизиции .
Разрозненная серия была впервые опубликована Королевской академией изящных искусств Сан-Фернандо в 1864 году под названием Proverbios. [ 2 ] ( Пословицы ). В этом издании произведениям присвоены названия испанских пословиц. Серия представляет собой загадочный альбом из двадцати двух гравюр (первоначально восемнадцать; четыре работы были добавлены позже) и является последней крупной серией гравюр Гойи, созданной художником в последние годы жизни. Сцены Диспаратов , которые трудно объяснить, включают мрачные, похожие на сон сцены, которые ученые связали с политическими вопросами, традиционными пословицами и испанским карнавалом . [ 3 ]
Название и порядок
[ редактировать ]Хотя Гойя не назвал серию, Настоящая Академия изящных искусств Сан-Фернандо опубликовала в 1864 году восемнадцать гравюр под названием «Притчи». Висенте Кардерера и Хайме Машен, которые первыми работали над этими пластинами, называли их «Капричос» или «Фантастические каприсы». Позже появилось название «Притчи», а Кардерера в 1863 году назвал эту серию «Сны», возможно, из-за сказочного характера многих гравюр. Гойи Однако в корректурах художника многие гравюры содержат названия, в том числе «Диспараты», под которыми эта серия сегодня наиболее известна. [ 4 ]
В академическом издании 1864 года использовалась случайная последовательность, поскольку не было возможности установить предполагаемый порядок серий. [ 5 ] Позже, когда стали известны «государственные доказательства», подготовленные Гойей, выяснилось, что там были два числа, одно в левом верхнем углу, другое в правом верхнем, которые тоже не совпадали по порядку. Возможно, из-за этого нет единого мнения о логической непрерывности этого ряда. Наибольшее найденное число — 25, что позволило специалистам предположить, что это было общее количество запланированных отпечатков. [ 6 ]
Встречаться
[ редактировать ]Лос-Диспаратес датируется 1815-1824 годами, когда Гойя покинул Испанию. Считается, что в серии было двадцать пять отпечатков, из которых сохранилось только двадцать два. Первый должен был быть сделан сразу же после завершения «Тавромакии» , поскольку в альбоме рисунков, который был у критика Чиана Бермудеса и который хранится в Британском музее , государственных доказательств несоизмеримости нет. 13 ( Способ полета ) появляется после последней из La Tauromaquia . Кроме того, исследования Хесуса Веги подтверждают, что медные пластины и тип бумаги Диспаратов одинаковы и принадлежат к той же партии, что и те, которые использовались в Ла Тауромакии . [ 7 ]
Валериано Бозал и другие авторы, такие как сама доктор Вега, датировали серию 1815 или 1816 и 1819 годами. [ 8 ] [ 5 ] в котором из-за тяжелой болезни он прервал работу, которую не возобновил, и полностью посвятил себя Черным картинам на своей ферме в Кинта-дель-Сордо. [ 9 ] Хотя нельзя исключать, что Гойя продолжал работать над «Диспаратами» между 1819 и 1823 годами, утверждалось, что работа над обоими проектами одновременно потребовала бы непомерного бремени работы для художника, которому было более семидесяти лет. С другой стороны, сатирический заряд, насилие и скрытая сексуальность этих гравюр вступают в противоречие с фернандовским абсолютизмом реставрации между 1814 годом и либеральным трехлетием Рафаэля дель Риего в 1820 году. Все это заставляет критиков думать, что художник не был смог или не счел удобным их публиковать, он, должно быть, сохранил пластинки и отказался от продолжения серии. [ 10 ] В любом случае, такому произведению было трудно принести ему значительную экономическую выгоду, учитывая, что «Тавромакия» (сериал с более популярной темой и, следовательно, с большими коммерческими возможностями) продавалась не так хорошо, как ожидалось. [ 11 ]
Плиты Лос-Диспаратес оставались в руках потомков Гойи до середины XIX века. В 1854 году Роман Гаррета купил восемнадцать книг с целью их публикации. Два года спустя они оказались во владении Хайме Машена, который в 1856 году попытался продать их испанской администрации, чего удалось добиться только в 1862 году, когда эти восемнадцать были приобретены Королевской академией изящных искусств Сан-Фернандо, которые они опубликовали. в 1864 году тиражом триста шестьдесят экземпляров. [ 8 ] в мастерской Лауренсиано Подерно под названием «Притчи». [ 8 ] Еще четыре пластины, принадлежащие к той же серии и не изданные Академией, были собственностью Эухенио Лукаса Веласкеса по крайней мере с 1856 года; позже они отправились во Францию, где были опубликованы в журнале L'Art в 1877 году. [ 8 ] В июле 2011 года эти четыре медные пластины поступили в отдел гравюр и рисунков Лувра .
Анализ
[ редактировать ]подготовительные рисунки гуашью Сохранились пятнадцати гравюр, большая часть которых сохранилась в Прадо . [ 12 ] Известны также шесть других рисунков, которые не были превращены в гравюры, что дает в общей сложности двадцать один подготовительный рисунок Los Disparates . Изменения, внесенные между рисунком и окончательным отпечатком, больше, чем в остальной части графических работ Гойи. Например, на подготовительном рисунке к «Жестокому безумию» (#6): [ 13 ] появляется солдат, выгоняющий из винтовки группу людей у военной будки. На финальном снимке солдат — гражданский, будка исчезла, а винтовка превратилась в пику, которой она пронзает лицо человека.
-
Ерунда №6
-
Подготовительный рисунок к Los Disparates №6.
Для многих ученых загадка произведения заключается в возможных иконографических интерпретациях. [ 14 ] Критики, такие как Чарльз Ириарте (среди прочих), [ 15 ] видел в сериале продолжение «Лос-Капричос» и новейшие репродукции «Бедствий войны» , так называемых «решительных капризов». Помимо смысловой связи между «глупостью» и «капризом», подчеркивалось восстановление элемента политической и социальной сатиры как общего пространства. Однако почти все авторы подчеркивают в качестве характерных и в некоторой степени исключительных элементов «Диспаратов» высокую степень фантазии, представление кошмарных сцен, гротескный и чудовищный облик населяющих его персонажей вместе с отсутствием у них логики или по крайней мере, логика, отличная от традиционного здравомыслия. Все это позволило считать эту работу ближе к « Черным картинам» . [ 16 ] [ 17 ]
В 20 веке художники -авангардисты и экспрессионисты , такие как Пауль Клее или Эмиль Нольде , подчеркивали «современность» Диспаратов , хотя их интерпретации были весьма субъективными. Были предприняты попытки проанализировать Los Disparates в свете психоанализа . [ 18 ] подчеркивая их сексуальный и жестокий характер. Предлагалось также вернуться к названию «Пословиц» издания 1864 года, в этом смысле анализируя серию как «иллюстрацию пословиц или поговорок», как это происходит в сатирической живописи Нидерландов (Как, например, в творчестве Питер Брейгель Старший . [ 19 ]
Найджел Глендиннинг [ 20 ] связывает многие мотивы с традициями карнавала, [ 8 ] направление исследований, предложенное Рамоном Гомесом де ла Серна . [ 8 ] [ 21 ] Глендиннинг отмечает, что одной из черт карнавала является подрыв всего, что представляет власть. Такие институты, как брак, армия и духовенство. [ 22 ] Почти во всех Los Disparates показано, как свергается, унижается, игнорируется или высмеивается репрезентация власти. В «Ясной глупости» (#15) [ 23 ] мужчина в военной форме, кажется, выброшен из сцены, которую группа людей пытается накрыть брезентом. В женской глупости (№1) [ 24 ] брошенная женщинами кукла одета в военную форму. В «Страшной глупости» (#2) [ 25 ] солдат в ужасе убегает от кого-то, кто замаскировался в большие призрачные простыни. Несмотря на то, что выглядывающее из рукава лицо выдает его, военный этого не замечает. Эта сатира на истеблишмент, возможно, простая насмешка в стиле Гойеса, повторяется в «Карнавале» (№ 16), где в центре толпы виден спящий военный, возможно, пьяный или без сознания, но, несомненно, представленный как смешной.
Некоторые критики настаивают на ведущей роли высмеиваемого таинства бракосочетания и допускают возможные намеки на брак Леокадии Соррильи с мужем и на отношения, которые она поддерживала с Гойей вплоть до смерти художника. «Увещевания» (№ 16) были интерпретированы как размышления о неверности, в которых женщина держит уходящего мужчину, которому, в свою очередь, дает советы или упреки персонаж, одетый как священник. Женщину же тянет за руку старуха к двум персонажам с тройными и двойными лицами. Еще один эпизод побега или побега представлен в «Бедной глупости» (№11). [ 26 ] или, по крайней мере, бегство красивой молодой женщины от бледного персонажа, который был предложен как символ смерти , и другого персонажа с растрепанными волосами. Молодая женщина ищет убежища в крыльце церкви, где живут старухи, калеки и нищие. Фон между светлым и темным с полированной акватинтой кажется нереальным и придает отпечатку свет из другого мира. Отношения между женщинами и стариками вновь появляются в «Веселом безумии» (№12). [ 27 ] где старик с огромной фермой танцует в кругу с женщинами с большим декольте.
Гравюры, предполагающие сатиру на пороки, столь же загадочны и изобилуют отсутствием логических параметров, позволяющих расшифровать сюжет гравюр. «Летающая чепуха» изображает странное летающее мифологическое животное или существо, возможно, гиппогрифа . [ 28 ] на чьих задних сиденьях едут мужчина и женщина. Кажется, она борется так, как будто ее похитили против ее воли или она сбежала со своим возлюбленным, и ее беспокойство является аллегорией сексуального разврата. Еще одна притча о лошадях в «Похищении лошади» (№10): [ 29 ] [ 30 ] изображена женщина, укушенная лошадью, животным, символически связанным с сексуальной потенцией. [ 31 ]
Работы из серии
[ редактировать ]Отпечатки пластин, представленные ниже, были опубликованы в 1864 году (первое издание) и являются частью коллекции Национального музея Прадо. Указанные размеры относятся к размеру изображения (также называемого номерным знаком), а не листа, поскольку напечатанное изображение осталось того же размера, в то время как размер листа варьируется в разных версиях. [ а 1 ]
-
№ 1: Разные женщины
(Женская глупость)
24,3 х 35,3 см -
Нет. 2: Страшная чушь
(Страшная глупость)
24,4 х 35,3 см. -
Нет. 3: Несопоставимо смешно
(Смешная глупость)
24,5 х 35,3 см. -
№ 4: Бобаликон
(глупость Простака)
24,3 х 35,2 см. -
№ 5: Разные летающие
(Летающая глупость)
24,4 х 35,2 см. -
№ 6: Несопоставимая жестокость
(Жестокая глупость)
24,3 х 35,1 см. -
Нет. 7: Грязная ерунда
(Беспорядочная глупость)
24,4 х 35,2 см. -
Нет. 8: В мешках
(Безумие в мешках)
24,4 х 35,1 см. -
№ 9: Разнородный генерал
(Общая глупость)
24,1 х 35,1 см. -
Нет. 10: Лошадь-хищник
(Похищение лошади)
24,4 х 35,3 см. -
№ 11: Несопоставимые побре
(Бедная глупость)
24,4 х 35,2 см. -
№ 12: Несопоставимое качество
(Веселая глупость)
24,3 х 35,2 см. -
№ 14: Разные карнавалы
(Карнавальное безумие)
24,2 х 35,2 см. -
№ 15: Несопоставимый кларо
(Явная глупость)
24,3 х 35,2 см. -
Нет. 16: Увещевания
(Увещевания)
24,4 х 35,3 см. -
№ 17: Верность
(Верность)
24,4 х 35,1 см. -
№ 18: Разные похороны
(Похоронное безумие)
24,3 х 35,2 см.
4 работы, добавленные позже
[ редактировать ]-
Disparate de toritos , 24,3 х 35,5 см. (табличка)/30,6 х 44,5 см. (лист)
-
Disparate de bestia , 24,3 х 35,5 см. (табличка)/30 х 42,8 см. (лист)
-
Известная ерунда , 24,2 х 35,6 см. (табличка)/12 x 17 дюймов (лист)
-
Разнородный пунктуал , 24,6 х 35,6 см. (табличка)/30,2 х 43,8 см. (лист)
Подготовительные рисунки к серии
[ редактировать ]Гойя нарисовал гуашью пятнадцать гравюр. Все рисунки, кроме Модо де Волара , — из коллекции музея Прадо. [ 32 ]
-
Рисунок для разрозненных женщин
-
Рисунок для Страшной ерунды
-
Рисунок для нелепой ерунды
-
Рисунок для Бобаликона
-
Рисунок для несопоставимой жестокости
-
Рисунок для грязной ерунды
-
Рисунок для Los ensacados
-
Рисунок для разрозненного генерала
-
Рисунок лошади-раптора
-
Рисунок для Disparate pobre
-
Рисунок для Disparate alegre
-
Рисунок для режима полета
-
Рисунок для Disparate Claro
-
Рисунок для увещеваний
-
Рисунок на верность
Рисунки не превратились в отпечатки
[ редактировать ]-
Слоны (Звериный бред)
-
Отчаяние сатаны
-
Пожиратель огня
-
Два персонажа смотрят из светового выхода
-
Персонажи взбираются на лежащего великана
-
Тщеславный павлин
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Изображения доступны на сайте музея , который является источником размеров и испанских названий работ, упомянутых в этой статье. Источник английских названий — goya.unizar.es .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хьюз, (1990), 63
- ^ Айвз, Колта Феллер и Сьюзан Элисон Стейн (на английском языке): Гойя в Метрополитен-музее , стр. 26–8. Метрополитен-музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк) 1995. Метрополитен-музей . Проверено 7 мая 2017 г.
- ^ Художественный музей Университета Аризоны
- ^ Бозал, (2005), Том. II, стр. 200-03
- ^ Jump up to: а б Бозал, (1994), с. 57
- ^ Бозал, Валериано (2009). Черные картины Гойи . Мадрид: Machado Distribution Group SL. ISBN 978-84-9114-038-2 .
- ^ Вега, Хесуса (2005). Торговля печатью в Мадриде во время войны за независимость. Жалкое человечество, это ваша вина: гравюры времен Войны за независимость . Мадрид: Национальная халькография и Каха де Астурия.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Гравюры Гойи – Введение» . Испанская национальная библиотека . Архивировано из оригинала 6 апреля 2010 г. Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Гаспар Гомес, (1969), стр. 239-41
- ^ Каррете Паррондо, Хуан; Сентеллас Саламеро, Рикардо; Фатас Кабеса, Гильермо (1996). Гойя Какая ценность! В. Ерунда . Сарагоса: Сберегательный банк Инмакулада. ISBN 84-88305-35-4 .
- ^ «Гравюры Гойи – Коррида» . Национальная библиотека Испании . Архивировано из оригинала 6 апреля 2010 г. Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ «ерунда» . Музей Прадо . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Камон Аснар, Хосе. «Яростная чушь. Франсиско де Гойя» . Ютуб . Архивировано из оригинала 28 августа 2020 г. Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Гаспар Гомес, (1969), с. 237
- ^ Ириарте, Чарльз. «ЗНАК ГОЙИ. Чепуха в школе» (PDF ) .foundationgoyaenaragon.co.uk . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2018 г. Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Бозал, (1994), стр. 57-58
- ^ Гаспар Гомес, (1969), стр. 240-41
- ^ Блас, Хавьер. "Ерунда" . Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Фуко, Мишель (2015). История безумия в классические времена, II . Фонд экономической культуры. ISBN 9786071631084 .
- ^ Глендиннинг, Найджел (1992). Гравер Франсиско де Гойя: снимки. Ерунда . Мадрид: Кассер/Тернер. ISBN 9788486633196 .
- ^ Рамон Гомес, (1958), стр. 95-101.
- ^ Глендиннинг, 1993.
- ^ «Ерунда, конечно» . Луговой музей . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Женская глупость» . Луговой музей . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Различное де миедо» . Гойя в Прадо . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Бедная ерунда» . Музей Прадо . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Разное алегре» . Музей Прадо . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Летающие разрозненные» . Музей Прадо . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Лошадь-хищник» . Музей Прадо . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Бозал, Валериано (2010). Гойя . Мадрид: Machado Distribution Group SL. п. 110. ИСБН 978-84-9114-112-9 .
- ^ Сирлот, Хуан-Эдуардо (1991). Словарь символов . Барселона: Редакционный труд. п. 110.
- ^ «Диспарты» . Гойя в Прадо . Проверено 15 июня 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бозал, Валериано (2005). Франсиско Гойя, Жизнь и II работа 2 тома. Мадрид: Издательство Tf. стр. 100-1 199-217. ISBN 84-96209-39-3 .
- Бозал, Валериано (1994). Гойя (издание 1994 г.). Мадрид: Редакционный альянс. стр. 57-60. ISBN 8420646539 .
- Каррете Паррондо, Хуан; Сентеллас Саламеро, Рикардо; Фатас Кабеса, Гильермо (1996). Гойя Какая ценность! В. Ерунда . Сарагоса: Сберегательный банк Инмакулада. ISBN 84-88305-35-4 .
- Глендиннинг, Найджел (1993). «Франсиско де Гойя», Искусство и его создатели . Тетради по истории 16 (30). ДЛ34276-1993.
- Гомес де ла Серна, Гаспар (1969). Гойя и его Испания . Мадрид: Редакционный альянс. ISBN 9788420611853 .
- Гомес де ла Серна, Рамон (1958). «ВИ.5». Гойя (Австралийское коллекционное издание). Меч Кальпе. стр. 95-101. ISBN 9788423909209 . «Желанная» и прочая ерунда» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гойя в Метрополитен-музее . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1995. ISBN 9780870997525 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гойя в Прадо, Ерунда
- Кушинг, Дуглас (23 февраля 2015 г.). «За пределами всякого разума: Гойя и его разнородные» . Художественный музей Блэнтона .
- Лаббок, Том (11 марта 1997 г.). «Культура: Несопоставимый Гойя» . Независимый .