Сумасшедший дом
Сумасшедший дом | |
---|---|
Русский: Сумасшедший дом | |
![]() | |
Художник | Франсиско Гойя |
Год | 1812–1819 |
Середина | Масло на панели |
Размеры | 46 см × 73 см (18 × 29 дюймов) |
Расположение | Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо , Мадрид |
Сумасшедший дом (исп. Casa de locos ) или Убежище (исп. Manicomio ) — , написанная маслом на панели картина Франсиско Гойи . Он создал его между 1812 и 1819 годами на основе сцены, свидетелем которой он стал в знаменитой тогда психиатрической больнице Сарагосы . [1] На нем изображена психиатрическая больница и ее обитатели, находящиеся в различных состояниях безумия . Создание картины появилось после бурного периода в жизни Гойи, когда он страдал от серьезной болезни и испытывал трудности в семье.
Состав
[ редактировать ]Картина отличается своей пиранезийской , клаустрофобной архитектурой, единственным источником света на картине является зарешеченное окно высоко на стене, предназначенное для подавления фигур внизу. Эти фигуры представляют собой отдельные персонажи и пограничные карикатуры , все ведут себя гротескно и жалко: один носит головной убор с дикими перьями, другой сражается в треуголке , третий делает жест благословения зрителю, в то время как многие из остальные голые. Некоторые фигуры также можно интерпретировать аллегорически, как галерею пародий на влиятельных фигур в обществе, таких как духовенство или армия (представленная человеком в треуголке). Он развивает тему «мира снов» (исп. « mundo al revés ») и связан с серией гравюр Гойи « Los disparates» .
Вдохновение
[ редактировать ]Примерно в то время психиатрические учреждения были популярной темой в салонах испанского Просвещения , особенно их практики, такие как надевание на пациентов наручников . [2] Психически больных считали одержимыми, и они часто становились объектами общественных развлечений. [2] Гойя имел непосредственный опыт безумия, поскольку от него страдали его тетя и дядя. [2] Ему также были знакомы страдания от болезней, так как он сильно заболел в 1792 году, изо всех сил пытаясь сохранить равновесие и ходить, а также страдал частичной слепотой и глухотой. [2] Хотя в конце концов он выздоровел, он оставался глухим на всю оставшуюся жизнь, и предполагалось, что он страдал синдромом Фогта-Коянаги-Харады , хотя неизвестно, чем он был на самом деле. [2] Во время выздоровления он страдал от приступов депрессии , заявляя, что «иногда бредит в настроении, которого я сам терпеть не могу». [1] Примерно в это же время он также пережил смерть своего зятя от болезни. [1] Этот период жизни Гойи вдохновил на изменение композиции его произведений в сторону более мрачных композиций, чем в начале его жизни. [1] [3] Говоря о серии картин, которыми завершился «Сумасшедший дом» , Гойя сказал; «Мне удалось провести наблюдения, для которых обычно нет возможности в заказных работах, которые не дают простора для фантазии и изобретений». [3]
Связанные работы
[ редактировать ]

Гойя уже затронул вопросы психических заболеваний и страданий в своей картине 1794 года «Двор с безумцами» . «Двор с безумцами» изображает маниакальных пациентов, которых выпускают во двор приюта, где центральные фигуры борются, а охранник пытается их удержать. [1] Это произведение должно было быть написано примерно в то время, когда Гойя выздоравливал от болезни. [1] «Двор с безумцами» уникален для своего времени благодаря изображению жителей, отклоняющемуся от стереотипных изображений безумных и вместо этого изображающему более реалистичное поведение и действия. [1]
«Сумасшедший дом» отличается от «Ярда с безумцами» тем, что субъектов помещают в темную комнату, изображая их при этом страдающими людьми, а не людьми, которых нужно сдерживать ради их же блага. Эти две работы, изображающие приюты, были не единственным исследованием страданий Гойи. За период 1810-1820 годов он создал восемьдесят три офорта , которые вошли в серию под названием «Бедствия войны» (исп. Los Desastres de la Guerra ). Этот сериал, не опубликованный до 1863 года, через тридцать пять лет после его смерти, показывает зверства, совершенные войсками Наполеона во время восстания Дос-де-Майо и войны на полуострове . В этих работах Гойя обнажает окружающие элементы, чтобы заставить зрителя сосредоточиться на шокирующем характере предмета. Кажется, что гравюры не имеют повествования, поскольку каждая из них изображает сцену, независимую от других. [4] Гойя стал известен своими изображениями этих предметов насилия и страданий благодаря своей готовности игнорировать красоту искусства и вместо этого создавать произведения, которые шокируют и тревожат зрителя.
Критический прием
[ редактировать ]Критики не пришли к единому мнению относительно смысла и цели «Сумасшедшего дома» (как и «Двора с сумасшедшими» ). Некоторые утверждают, что это пример того, как Гойя потерял связь с публикой (поскольку это не та работа, которую обычно висят дома), в то время как другие говорят, что она соответствует тому же рынку, что и произведения, изображающие насилие . [5] [6] [7] Также ведутся споры о том, насколько эффективна была эта работа (если вообще была) в движении за реформу приютов (возглавляемом Филиппом Пинелем и Уильямом Тьюком ), и пыталась ли она вообще вызвать изменения или вместо этого подтверждала веру в то, что психически больные люди следует заключить и заковать в кандалы. [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Харрис, Джеймс К. (1 ноября 2003 г.). «Двор с сумасшедшими (El Corral de Locos)» . Архив общей психиатрии . 60 (11): 1068. doi : 10.1001/archpsyc.60.11.1068 . ISSN 0003-990X . ПМИД 14609881 .
- ^ Jump up to: а б с д и Эмери, Алан Э.Х. (1 июня 2003 г.). «Сумасшедший дом Франсиско Гойи» . Практическая неврология . 3 (3): 178–183. дои : 10.1046/j.1474-7766.2003.09150.x . ISSN 1474-7758 .
- ^ Jump up to: а б «Франсиско Гойя | Биография и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 17 ноября 2020 г.
- ^ Зонтаг, Сьюзен (2003). «3». О боли других . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-374-24858-1 .
- ^ Лихт, Фред (1979). Гойя: Истоки современного темперамента в искусстве . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0876632949 .
- ^ Симмонс, Сара (1988). Гойя: В поисках покровительства . Фрейзер. ISBN 9780860920755 .
- ^ Кляйн, Питер К. (1998). «Безумие и возвышенное: эстетика и теории психических заболеваний во дворе Гойи с сумасшедшими и родственные работы» . Журнал Институтов Варбурга и Курто . 61 : 198–252. дои : 10.2307/751250 . ISSN 0075-4390 . JSTOR 751250 . S2CID 191948731 .
- ^ Хелд, Ютта (1980). Франсиско де Гойя: В личных показаниях и фотодокументах . Ровольт. ISBN 978-3499502842 .
- (на испанском языке) БОЗАЛ, Валериано, Франсиско Гойя, жизнь и творчество , Мадрид, Tf, 2005, 2 тома. (Увлечения, 5-6), вып. 2, страницы 171–172. ISBN 978-84-96209-39-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на испанском языке) Casa de locos на «Artehistoria.com».
СМИ, связанные с Домом безумия (Гойя) на Викискладе?