Jump to content

Франсиско Гойя

(Перенаправлено с Жозефы Байю )
Франсиско де Гойя
Портрет Гойи работы Висенте Лопеса (1826), Музей Прадо , Мадрид
Рожденный
Франсиско Хосе де Гойя и Лусентес

( 1746-03-30 ) 30 марта 1746 г.
Умер 16 апреля 1828 г. (1828-04-16) (82 года)
Известный Живопись , рисунок
Заметная работа Список картин и гравюр
Движение Романтизм
Супруг Йозеф Байеу (м. 1773)
Подпись
Двор с сумасшедшими , гр. 1794 г.

Франсиско Хосе де Гойя и Люсиентес ( / ˈ ɡ ɔɪ ə / ; испанский: [ f ɾ a n ˈ θ i s k x   o o ˈ s e   ð e   ˈ ɣ o ʝ a   i   l u ˈ θ j e n t e s ] ; 30 марта 1746 — 16 апреля 1828) — испанский художник- романтик и гравер . Его считают самым выдающимся испанским художником конца 18 - начала 19 веков. [ 1 ] Его картины, рисунки и гравюры отражали современные исторические потрясения и оказали влияние на выдающихся художников 19 и 20 веков. [ 2 ] Гойю часто называют последним из старых мастеров и первым из современных . [ 3 ]

Гойя родился в семье среднего достатка в 1746 году в Фуэндетодосе в Арагоне . Он изучал живопись с 14 лет у Хосе Лусана-и-Мартинеса и переехал в Мадрид, чтобы учиться у Антона Рафаэля Менгса . Он женился на Жозефе Байе в 1773 году. Гойя стал придворным художником испанской короны в 1786 году, и этот ранний период его карьеры отмечен портретами испанской аристократии и членов королевской семьи, а также рококо, в стиле карикатурами на гобеленах созданными для королевского дворца.

Хотя письма и сочинения Гойи сохранились, о его мыслях мало что известно. В 1793 году у него была тяжелая и невыявленная болезнь, из-за которой он стал глухим , после чего его работы становились все более мрачными и пессимистичными. Его более поздние станковые и настенные картины, гравюры и рисунки, кажется, отражают мрачный взгляд на личный, социальный и политический уровни и контрастируют с его социальным восхождением. Он был назначен директором Королевской академии в 1795 году, когда Мануэль Годой заключил невыгодный договор с Францией. В 1799 году Гойя стал Primer Pintor de Cámara (главным придворным художником), высшим званием для испанского придворного художника . В конце 1790-х годов по заказу Годоя он завершил свою La maja desnuda , удивительно смелую для того времени обнаженную натуру, явно обязанную Диего Веласкесу . В 1800–01 годах он написал картину «Карл IV Испанский и его семья» , также написанную под влиянием Веласкеса.

В 1807 году Наполеон повел французскую армию в войну на полуострове против Испании. Гойя остался в Мадриде во время войны, которая, похоже, глубоко на него повлияла. Хотя он не высказывал своих мыслей публично, их можно вывести из его «Бедствия войны» серии гравюр (хотя и опубликованной через 35 лет после его смерти) и его картин 1814 года «Второе мая 1808 года» и «Третье мая 1808 года» . Другие работы его среднего периода включают «Капричос» и «Лос-Диспаратес» серии офортов , а также большое количество картин, посвященных безумию , психиатрическим больницам , ведьмам , фантастическим существам , религиозной и политической коррупции . судьбу и собственное психическое и физическое здоровье.

Кульминацией его позднего периода являются « Черные картины» 1819–1823 годов, нанесенные маслом на оштукатуренные стены его дома Quinta del Sordo ( «Дом глухого» ), где, разочарованный политическими и социальными событиями в Испании, он жил почти в изоляции. . В конце концов Гойя покинул Испанию в 1824 году и удалился во французский город Бордо в сопровождении своей гораздо более молодой горничной и спутницы Леокадии Вайс , которая, возможно, была его любовницей. Там он завершил серию «Тавромакия» и ряд других работ. После инсульта , в результате которого его правая сторона была парализована, Гойя умер и был похоронен 16 апреля 1828 года в возрасте 82 лет.

Ранние годы (1746–1771)

[ редактировать ]
Дом, где родился Франсиско Гойя, Фуэндетодос, Сарагоса

Франсиско де Гойя родился в Фуэндетодосе , Арагон, Испания 30 марта 1746 года . Семья переехала в том же году из города Сарагоса , но неизвестно, почему; вероятно, Джозефу было поручено работать там. [ 4 ] Они принадлежали к низшему среднему классу. Хосе был сыном нотариуса баскского происхождения , его предки были выходцами из Зерайна . [ 5 ] зарабатывал на жизнь позолотчиком , специализируясь на религиозных и декоративных ремеслах. [ 6 ] Он курировал позолоту и большую часть украшений во время восстановления базилики Богоматери Колонны ( Санта-Мария-дель-Пилар ), главного собора Сарагосы. Франциско был их четвертым ребенком после своей сестры Риты (р. 1737), брата Томаса (р. 1739) (который должен был продолжить дело своего отца) и второй сестры Хасинты (р. 1743). Было два младших сына, Мариано (1750 г.р.) и Камило (1753 г.р.). [ 7 ]

Семья его матери претендовала на дворянство, и дом, скромный кирпичный коттедж, принадлежал ее семье и, возможно, по причуде, носил их герб . [ 6 ] Около 1749 года Хосе и Грасия купили дом в Сарагосе и смогли вернуться жить в город. Хотя записей не сохранилось, предполагается, что Гойя, возможно, посещал школу Escuelas Pías de San Antonón, которая предлагала бесплатное обучение. Его образование, кажется, было адекватным, но не поучительным; он умел читать, писать и считать, а также имел некоторые знания классики. По словам Роберта Хьюза, художник «похоже, интересовался философскими или богословскими вопросами не больше, чем плотник, и его взгляды на живопись… были очень приземленными: Гойя не был теоретиком». [ 8 ] В школе у ​​него сложилась близкая и пожизненная дружба с одноклассником Мартином Сапатером ; 131 письмо, которое Гойя написал ему с 1775 года до смерти Сапатера в 1803 году, дают ценную информацию о ранних годах Гойи при дворе в Мадриде. [ 4 ] [ 9 ]

Визит в Италию

[ редактировать ]

В 14 лет Гойя учился у художника Хосе Лусана , где копировал марки. [ который? ] в течение 4 лет, пока не решил работать самостоятельно, как он написал позже «краска из моего изобретения». [ 10 ] Он переехал в Мадрид, чтобы учиться у Антона Рафаэля Менгса , популярного художника испанской королевской семьи. Он поссорился со своим учителем, и его экзамены были неудовлетворительными. Гойя подавал заявки в Настоящую академию изящных искусств Сан-Фернандо в 1763 и 1766 годах, но ему было отказано во входе в академию. [ 11 ]

Портрет Йозефа Байе (1747–1812).

Рим был тогда культурной столицей Европы и хранил в себе все прототипы классической античности, в то время как Испании не хватало последовательного художественного направления со всеми ее значительными визуальными достижениями в прошлом. Не сумев заработать стипендию, Гойя за свой счет переехал в Рим в соответствии со старой традицией европейских художников, восходящей как минимум к Альбрехту Дюреру . [ 12 ] В то время он был неизвестным, поэтому записи скудны и неопределенны. Ранние биографы сообщают, что он отправился в Рим с бандой тореадоров, где работал уличным акробатом , или у русского дипломата, или влюбился в красивую молодую монахиню, которую задумал похитить из ее монастыря. [ 13 ] Вполне возможно, что во время визита Гойя завершил две сохранившиеся мифологические картины: « Жертвоприношение Весте» и «Жертвоприношение Пану» , обе датированные 1771 годом. [ 14 ]

В 1771 году он выиграл вторую премию на конкурсе живописи, организованном городом Парма . В том же году он вернулся в Сарагосу и расписал элементы куполов Базилики Колонны (в том числе «Поклонение Имени Божиему »), цикл фресок для монастырской церкви Чартерхаус Аула Деи и фрески дворца Собрадиэль. . Он учился у арагонского художника Франсиско Байе-и-Субиаса , и в его картинах начали проявляться признаки нежных тональностей, которыми он прославился. Он подружился с Франсиско Байе и женился на своей сестре Жозефе (он дал ей прозвище «Пепа»). [ 15 ] 25 июля 1773 года. Их первый ребенок, Антонио Хуан Рамон Карлос, родился 29 августа 1774 года. [ 16 ] Из семи детей только один, сын по имени Хавьер, дожил до взрослого возраста. [ 17 ]

Мадрид (1775–1789)

[ редактировать ]
Охота с манком (1775 г.)
Зонтик , 1777 год.

Франсиско Байе (брат Жозефы Байе), членство в 1765 году в Настоящей академии изящных искусств Сан-Фернандо и руководство гобеленами с 1777 года помогло Гойе заработать комиссию за серию карикатур на гобелены для Королевской фабрики гобеленов. За пять лет он разработал около 42 узоров, многие из которых использовались для украшения и изоляции каменных стен Эль-Эскориала и Королевского дворца дель Пардо , резиденций испанских монархов. Хотя создание гобеленов не было ни престижным, ни хорошо оплачиваемым, его карикатуры в основном носили популистский характер в стиле рококо , и Гойя использовал их, чтобы привлечь к себе более широкое внимание. [ 18 ]

Карикатуры были не единственными его королевскими заказами и сопровождались серией гравюр, в основном копиями старых мастеров, таких как Маркантонио Раймонди и Веласкес . С последним художником у Гойи были сложные отношения; хотя многие из его современников считали безумием попытки Гойи копировать и подражать ему, он имел доступ к широкому спектру работ давно умершего художника, которые хранились в королевской коллекции. [ 19 ] Тем не менее, офорт был тем средством, которым предстояло овладеть молодому художнику, средством, которое должно было раскрыть как истинную глубину его воображения, так и его политические убеждения. [ 20 ] Его ц. 1779 года Офорт "Человек с задушкой " ("El agarrotado"). [ 21 ] ) была самой крупной работой, которую он создал на сегодняшний день, и очевидным предзнаменованием его более поздней « Бедствия войны ». серии [ 22 ]

Человек с задушкой , до 1780 года. Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия.

Гойя был охвачен болезнью, и его состояние было использовано против него его соперниками, которые ревниво смотрели на любого художника, у которого наблюдался рост популярности. Некоторые из более крупных мультфильмов, такие как «Свадьба» , были размером более 8 на 10 футов и истощали его физические силы. Всегда находчивый, Гойя исправил это несчастье, заявив, что его болезнь дала ему возможность создавать произведения, которые были более личными и неформальными. [ 23 ] Однако он нашел формат ограниченным, поскольку он не позволял ему улавливать сложные цветовые сдвиги или текстуру и не подходил для техник импасто и лессировки, которые он к тому времени применял к своим нарисованным работам. Гобелены кажутся комментариями к человеческим типам, моде и причудам. [ 24 ]

Другие работы того периода включают холст для алтаря церкви Сан-Франциско Эль-Гранде в Мадриде, что привело к его назначению членом Королевской академии изящных искусств.

Придворный художник

[ редактировать ]

В 1783 году граф Флоридабланка , фаворит короля Карла III , поручил Гойе написать его портрет. Он подружился со сводным братом короля Луисом и провел два лета, работая над портретами Инфанте и его семьи. [ 25 ] В 1780-х годах круг его покровителей расширился, включив в себя герцога и герцогиню Осуна , короля и других известных людей королевства, которых он рисовал. В 1786 году Гойя получил оплачиваемую должность художника у Карла III.

Гойя был назначен придворным художником Карла IV в 1789 году. В следующем году он стал первым придворным художником с зарплатой в 50 000 реалов и пособием в 500 дукатов для кареты. Он писал портреты короля и королевы, премьер-министра Испании Мануэля де Годоя и многих других дворян. Эти портреты отличаются нежеланием льстить; его «Карл IV Испанский и его семья» представляет собой особенно жестокую оценку королевской семьи. [ А ] Современные интерпретаторы рассматривают портрет как сатирический; Считается, что это раскрывает коррупцию, стоящую за правлением Карла IV. Считалось, что во время его правления реальная власть принадлежала его жене Луизе , и поэтому Гойя поместил ее в центр группового портрета. Слева сзади картины можно увидеть самого художника, смотрящего на зрителя, а картина позади семьи изображает Лота и его дочерей, тем самым еще раз повторяя основное послание о разложении и разложении. [ 26 ]

Гойя получал награды от высших чинов испанской знати , в том числе Педро Теллес-Хирон, 9-го герцога Осуны и его жены Марии Хосефы Пиментель, 12-й графини-герцогини Бенавенте , Хосе Альвареса де Толедо, герцога Альбы и его жены Марии дель Пилар. де Сильва и Мария Ана де Понтехос-и-Сандовал, маркиза Понтехос . В 1801 году он нарисовал Годоя по заказу, посвященному победе в короткой войне апельсинов против Португалии. Они были друзьями, хотя портрет Гойи 1801 года обычно воспринимается как сатира. Однако даже после падения Годоя политик отзывался о художнике очень тепло. Годой считал, что сыграл важную роль в публикации «Капричос», и широко распространено мнение, что он заказал «Маху деснуду» . [ 27 ]

Портрет Мануэля Годоя , 1801 год. Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо.

Средний период (1793–1799)

[ редактировать ]
Обнаженная Майя, 1790–1800 гг.
Обнаженная Майя , 1790–1800 гг.
Одетая майя , 1800–1805 гг.

La Maja Desnuda ( La maja desnuda ) была описана как «первая совершенно нечестивая обнаженная женщина в натуральную величину в западном искусстве» без претензий на аллегорическое или мифологическое значение. [ 29 ] Личность Махаса неизвестна. Наиболее популярными моделями являются герцогиня Альба , с которой иногда считалось, что у Гойи был роман, и Пепита Тудо, любовница Мануэля де Годоя . Ни одна из теорий не была проверена, и вполне вероятно, что картины представляют собой идеализированную композицию. [ 30 ] Картины никогда не выставлялись публично при жизни Гойи и принадлежали Годою. [ 31 ] В 1808 году все имущество Годоя было конфисковано Фердинандом VII после его падения от власти и изгнания, а в 1813 году инквизиция конфисковала обе работы как «непристойные», вернув их в 1836 году в Академию изящных искусств Сан-Фернандо. [ 32 ]

В 1798 году он написал светлые и воздушные сцены для подвесок и купола Реальной Эрмиты (Часовни) Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде. Его изображение чуда святого Антония Падуанского лишено привычных ангелов и вместо этого трактует чудо так, как если бы оно было театральным действом, разыгранным обычными людьми. [ 33 ]

Сон разума порождает монстров , ок. 1797 , 21,5 см × 15 см ( 8 + 1 2 дюйма × 5 + 7 дюйма )

Где-то между концом 1792 и началом 1793 года недиагностированная болезнь оставила Гойю глухим. Он стал замкнутым и интроспективным, в то время как направление и тон его работы изменились. Он начал серию акватинированных офортов , опубликованных в 1799 году под названием « Капричос» , завершавшуюся параллельно с более официальными заказами портретов и религиозных картин. В 1799 году Гойя опубликовал 80 гравюр Капричо , изображающих то, что он описал как «бесчисленные слабости и безумия, которые можно найти в любом цивилизованном обществе, а также проистекающие из распространенных предрассудков и обманных практик, которые обычаи, невежество или корысть сделали обычным явлением». [ 34 ] Видения на этих гравюрах частично объясняются подписью: «Сон разума порождает чудовищ». Однако это не только мрачно; они демонстрируют острое сатирическое остроумие художника, как в «Капричо № 52» « На что способен портной!» [ 35 ]

Выздоравливая между 1793 и 1794 годами, Гойя завершил серию из одиннадцати небольших картин, написанных на олове, которые знаменуют собой значительное изменение тона и предмета его искусства и черпают вдохновение из темных и драматических царств фэнтезийного кошмара. Двор с безумцами – это видение одиночества, страха и социального отчуждения. Осуждение жестокости по отношению к заключенным (преступникам или безумцам) - это тема, которую Гойя исследовал в более поздних работах. [ 36 ] основное внимание уделялось деградации человеческой фигуры. [ 37 ] Это была одна из первых кабинетных картин Гойи середины 1790-х годов , в которой его ранние поиски идеальной красоты уступили место исследованию отношений между натурализмом и фантазией, которое будет занимать его до конца его карьеры. [ 38 ] У него случился нервный срыв и началась длительная физическая болезнь. [ 39 ] и признался, что сериал был создан, чтобы отразить его собственную неуверенность в себе, тревогу и страх, что он сходит с ума. [ 40 ] Гойя писал, что эти произведения «заняли мое воображение, измученное созерцанием моих страданий». [ 41 ] По его словам, серия состоит из картин, которые «обычно не находят места в заказанных работах». [ нужна ссылка ]

Физическое и психическое расстройство Гойи, судя по всему, произошло через несколько недель после объявления Францией войны Испании. Современник сообщил: «Шумы в его голове и глухота не улучшаются, однако его зрение намного лучше, и он снова контролирует свое равновесие». [ 42 ] Эти симптомы могут указывать на длительный вирусный энцефалит или, возможно, на серию миниатюрных инсультов, вызванных высоким кровяным давлением и поражающих центры слуха и равновесия головного мозга. Симптомы шума в ушах , эпизоды нарушения равновесия и прогрессирующей глухоты типичны для болезни Меньера . [ 43 ] Вполне возможно, что у Гойи было кумулятивное отравление свинцом , поскольку он использовал огромное количество свинцовых белил , которые измельчал сам. [ 44 ] — в его картинах и как грунтовка для холста, и как основной цвет. [ 45 ] [ 46 ]

Другие посмертные диагностические оценки включают синдром Сусака. [ 47 ] или может указывать на параноидальное слабоумие, возможно, вызванное травмой головного мозга, о чем свидетельствуют заметные изменения в его творчестве после выздоровления, кульминацией которых стали «черные» картины. [ 48 ] Историки искусства отмечают исключительную способность Гойи выражать своих личных демонов в виде ужасающих и фантастических образов, которые говорят универсально и позволяют его аудитории найти в изображениях собственный катарсис. [ 49 ]

Полуостровная война (1808–1814)

[ редактировать ]

Французская армия вторглась в Испанию в 1808 году, что привело к войне на полуострове 1808–1814 годов. Степень причастности Гойи ко двору «короля-злоумышленника» Иосифа I , брата Наполеона Бонапарта , неизвестна; он писал работы для французских покровителей и сочувствующих, но во время боевых действий сохранял нейтралитет. После восстановления испанского короля Фердинанда VII в 1814 году Гойя отрицал какую-либо связь с французами. К моменту смерти жены Жозефы в 1812 году он писал картины «Второе мая 1808 года» и «Третье мая 1808 года» , а также готовил серию офортов, позже известную как «Бедствия войны» ( Los desastres de la guerra ). Фердинанд VII вернулся в Испанию в 1814 году, но отношения с Гойей не были сердечными. Художник выполнял портреты короля для самых разных министерств, но не для самого короля.

Хотя Гойя не заявил о своих намерениях при создании «Бедствий войны» , историки искусства рассматривают их как визуальный протест против насилия восстания Дос де Майо 1808 года , последующей войны на полуострове и движения против либерализма после восстановления монархия Бурбонов в 1814 году. Сцены необычайно тревожные, иногда жуткие, в них изображен ужас поля боя, и они представляют собой возмущенную совесть перед лицом смерти и разрушения. [ 50 ] Они не были опубликованы до 1863 года, через 35 лет после его смерти. Вполне вероятно, что только тогда стало политически безопасным распространять серию произведений искусства, критикующих как французов, так и восстановленных Бурбонов. [ 51 ]

Первые 47 листов серии посвящены инцидентам войны и показывают последствия конфликта для отдельных солдат и мирных жителей. Средняя серия (иллюстрации с 48 по 64) описывает последствия голода, поразившего Мадрид в 1811–1812 годах, до того, как город был освобожден от французов. Последние 17 отражают горькое разочарование либералов, когда восстановленная монархия Бурбонов, поощряемая католической иерархией, отвергла испанскую конституцию 1812 года и выступила против как государственной, так и религиозной реформы. С момента первой публикации сцены зверств, голода, деградации и унижения Гойи описывались как «потрясающий расцвет ярости». [ 52 ]

Его работы с 1814 по 1819 годы в основном представляют собой заказные портреты, но также включают алтарный образ Санта-Хуста и Санта-Руфина для Севильского собора , серию гравюр La Tauromaquia, изображающую сцены корриды , и, вероятно, гравюры Los Disparates . [ нужна ссылка ]

Кинта дель Сордо и черные картины (1819–1822)

[ редактировать ]
Сатурн, пожирающий своего сына , 1819–1823 гг.

Записи о дальнейшей жизни Гойи относительно скудны, и, будучи политически осведомленным, он скрыл ряд своих работ этого периода, работая вместо этого в частном порядке. [ 54 ] Его мучил страх старости и страх безумия. [ 55 ] Гойя был успешным художником, занимавшим королевское положение, но в последние годы своей жизни ушел из общественной жизни. С конца 1810-х годов он жил почти одиноко за пределами Мадрида в фермерском доме, переоборудованном в студию. Дом стал известен как «La Quinta del Sordo » (Дом глухого) по имени ближайшего фермерского дома, который по совпадению также принадлежал глухому человеку. [ 56 ]

Историки искусства предполагают, что Гойя чувствовал себя отчужденным от социальных и политических тенденций, последовавших за реставрацией монархии Бурбонов в 1814 году , и что он рассматривал эти события как реакционные средства социального контроля. В своих неопубликованных работах он, кажется, выступал против того, что он считал тактическим отступлением в средневековье . [ 57 ] Считается, что он надеялся на политические и религиозные реформы, но, как и многие либералы, разочаровался, когда восстановленная монархия Бурбонов и католическая иерархия отвергли испанскую конституцию 1812 года. [ 58 ]

В возрасте 75 лет, одинокий, в душевном и физическом отчаянии, он завершил работу «14 черных картин» . [ С ] все они были выполнены маслом прямо на оштукатуренных стенах его дома. Гойя не намеревался выставлять картины напоказ, не писал о них, [ Д ] и, вероятно, никогда о них не говорил. [ 59 ] Примерно в 1874 году, через 50 лет после его смерти, они были сняты и перенесены на холст владельцем бароном Фредериком Эмилем д'Эрланже . Многие работы были существенно изменены во время реставрации, и, по словам Артура Любова, то, что осталось, представляет собой «в лучшем случае грубое факсимиле того, что нарисовал Гойя». [ 60 ] Влияние времени на фрески в сочетании с неизбежными повреждениями, вызванными деликатной операцией по монтажу осыпающейся штукатурки на холст, привело к тому, что большинство фресок получили значительные повреждения и потерю краски. Сегодня они находятся в постоянной экспозиции Музея Прадо в Мадриде.

В гамме земляных цветов черный силуэт рогатой фигуры слева на переднем плане возглавляет и обращается к большому кругу плотно сбитой группы энергичных, пугающих, пожилых и непослушных женщин с широко открытыми глазами.
«Шабаш ведьм или Аквелар» — одна из 14 работ серии «Черные картины» .

Бордо (октябрь 1824–1828 гг.)

[ редактировать ]
«Доярка из Бордо» , 1825–1827 гг., — третий и последний портрет Гойи, на котором, возможно, изображена Леокадия Вайс. [ 61 ]

Леокадия Вайс (урожденная Соррилья, 1790–1856), [ 62 ] [ 63 ] горничная художника, моложе на 35 лет и дальняя родственница, [ 64 ] жил с Гойей и заботился о нем после смерти Байе. Она оставалась с ним на его вилле Кинта-дель-Сордо до 1824 года вместе со своей дочерью Розарио . [ 65 ] Леокадия, вероятно, была схожа чертами с первой женой Гойи Жозефой Байе, вплоть до того, что один из его известных портретов носит осторожное название Хозефа Байе (или Леокадия Вайс) . [ 66 ]

О ней мало что известно, кроме ее вспыльчивого темперамента. Вероятно, она была родственницей семьи Гойкоэчеа, богатой династии, на которой женился сын художника Хавьер. Известно, что Леокадия была несчастлива в браке с ювелиром Исидором Вейсом, но была разлучена с ним в 1811 году, после того как он обвинил ее в «незаконном поведении». До этого у нее было двое детей, а третьего, Розарио, она родила в 1814 году, когда ей было 26 лет. Исидор не был отцом, и часто высказывались предположения (хотя и без убедительных доказательств), что ребенок принадлежал Гойе. [ 67 ] Было много предположений, что Гойя и Вайс были романтически связаны; однако, скорее всего, привязанность между ними была сентиментальной. [ 68 ]

Гойя умер 16 апреля 1828 года. [ 69 ] Леокадии по завещанию Гойи не осталось ничего; любовницы при таких обстоятельствах часто упускались из виду, но вполне вероятно также, что он не хотел останавливаться на своей смертности, размышляя или пересматривая свое завещание. Она написала нескольким друзьям Гойи, чтобы пожаловаться на ее исключение, но многие из ее друзей тоже были друзьями Гойи и к тому времени уже были стариками или умерли, и не ответили. отдала свой экземпляр « Капричос» . Будучи в значительной степени обездоленной, она переехала в съемное жилье, а позже бесплатно [ 70 ]

Позже тело Гойи было перезахоронено в Real Ermita de San Antonio de la Florida в Мадриде. Череп Гойи отсутствовал, и об этом испанский консул немедленно сообщил своему начальству в Мадриде, которое телеграфировало в ответ: «Отправьте Гойю с головой или без». [ 71 ]

Влияние Гойи на современных художников и писателей

[ редактировать ]

Гойю часто называют последним из старых мастеров и первым из современных . [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] Среди художников 20-го века, на которых оказал влияние Гойя, — испанские мастера Пабло Пикассо и Сальвадор Дали , которые черпали влияние «Капричос» и « Черных картин Гойи». [ 75 ] В 21 веке американские художники-постмодернисты, такие как Майкл Зански и Брэдли Рубинштейн, черпают вдохновение в «Сне разума порождает монстров» (1796–98) и « Черных картинах » Гойи . В крупномасштабных картинах и резьбе по дереву Занкси (1990–2002) использованы образы Гойи. [ 76 ] [ 77 ]

Влияние Гойи вышло за пределы изобразительного искусства:

прошла обширная выставка офортов Гойи . В 2024 году в музее Нортона Саймона в Южной Калифорнии [ 81 ]

Фильмы и телевидение

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Даже если принять во внимание тот факт, что испанская портретная живопись часто реалистична до эксцентричности, портрет Гойи все равно остается уникальным в своем резком описании человеческого банкротства». Лихт (1979), 68 лет
  2. Теофиль Готье описал фигуры как «пекаря на углу и его жену после того, как они выиграли в лотерею». [ 28 ]
  3. В современном описи, составленной другом Гойи, художником Антонио де Бругада, записано 15. См. Любов, 2003.
  4. Как и в сериалах « Капричос » и « Бедствия войны ». Лихт (1979), 159
  1. ^ Вурхис, Джеймс (октябрь 2003 г.). «Франсиско де Гойя (1746–1828) и испанское Просвещение» . www.metmuseum.org . ХЕЙЛБРУНН ХРОНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА. Отдел европейской живописи Метрополитен-музея . Проверено 17 апреля 2021 г.
  2. ^ Харрис-Франкфорт, Энрикета (12 апреля 2021 г.). «Франсиско Гойя – Наполеоновское вторжение и период после реставрации» . Британская энциклопедия . Проверено 18 апреля 2021 г.
  3. ^ «Коллекция Фрика: Выставки» . www.frick.org . Проверено 18 апреля 2021 г.
  4. ^ Jump up to: а б Хьюз (2004), 32 года
  5. ^ «БОЛЬНИЦА ЗЕРЕЙНГО: Франсиско де Гойя » Zerain.com . из оригинала 22 октября. Архивировано Получено 21 октября.
  6. ^ Jump up to: а б Коннелл (2004), 6–7
  7. ^ Хьюз (2004), 27
  8. ^ Хьюз (2004), 33
  9. ^ " Письма Гойи Мартину Сапатеру . Музей Прадо. Проверено 13 декабря 2015 г.".
  10. ^ Коннелл (2004), 14
  11. ^ Хаген и Хаген, 317
  12. ^ Хьюз (2004), 34
  13. ^ Хьюз (2004), 37
  14. ^ Эйтнер (1997), 58
  15. ^ Батикл (1994), 74
  16. ^ Симмонс (2004), 66
  17. ^ Гойя Ф., Степанек С.Л., Ильчман Ф., Томлинсон Дж.А., Экли К.С., Браун Дж.Э., Мена М., Маурер Г., Полидори Э., Рид С.В., Вайс Б., Уилсон-Баро Дж. и Музей изящных искусств Бостон. (2014). Гойя: Порядок и беспорядок (Первый). Публикации МИД. п. 14. ISBN   9780878468089 .
  18. ^ Хаген и Хаген, 7
  19. ^ Хьюз (2004), 95
  20. ^ Сад; Хаген (1999), 7
  21. ^ «Этюд печати | Британский музей» . Британский музей . Проверено 7 ноября 2022 г.
  22. ^ Хьюз (2004), 96
  23. ^ Хьюз (2004), 130
  24. ^ Хьюз (2004), 83
  25. ^ Томлинсон (2003), 147
  26. ^ Хаген и Хаген, 29.
  27. ^ Томлинсон (1991), 59
  28. ^ Чокано, Карина. « Призраки Гойи ». Los Angeles Times , 20 июля 2007 г. Проверено 18 января 2008 г.
  29. ^ Свет (1979), 83
  30. ^ « Обнаженная Маха, Прадо. Архивировано 3 января 2010 года в Wayback Machine ». Проверено 17 июля 2010 г.
  31. ^ Непоколебимый глаз. . The Guardian , октябрь 2003 г.
  32. ^ Музей Прадо, Каталог картин . Министерство образования и культуры, Мадрид, 1996 г. 138. ISBN   84-87317-53-7
  33. ^ Хаген и Хаген, 70–73.
  34. ^ Сон разума. Архивировано 22 ноября 2018 года в Wayback Machine Линды Саймон (www.worldandi.com). Проверено 2 декабря 2006 г.
  35. ^ Хаген и Хаген, 35–36.
  36. ^ Кроу, Томас (2007). «3: Напряженность Просвещения, Гойя». Стивен Эйзенман (ред.). Искусство девятнадцатого века: Критическая история (PDF) (3-е изд.). Нью-Йорк: Темза и Гудзон . Проверено 12 октября 2013 г.
  37. ^ Свет (1979), 156
  38. ^ Шульц, Эндрю. «Выразительное тело в картине Гойи «Святой Франциск Борджиа у смертного одра нераскаянного». Художественный бюллетень , 80.4 1998.
  39. ^ Неизвестно, почему Гойя заболел, существует множество теорий: от полиомиелита или сифилиса до отравления свинцом. И все же он дожил до восьмидесяти двух лет.
  40. ^ Хьюз, Роберт. « Непоколебимый глаз ». The Guardian , 4 октября 2003 г. Проверено 30 января 2010 г.
  41. ^ «Чтобы занять оскорблённое воображение размышлениями о моих пороках» 4 января 1794 г. MS . Эгертон 585, лист 74. Отдел рукописей Британского музея. Воспроизведено в Gassier, Wilson, Приложение IV, с. 382.
  42. ^ Хустведт, Сири (10 августа 2006 г.). Тайны прямоугольника: Очерки живописи . Принстонская архитектурная пресса. п. 63. ИСБН  978-1-56898-618-0 .
  43. ^ Мэри Мэтьюз Гедо (1985). Психоаналитические взгляды на искусство: PPA . Аналитическая пресса. п. 82. ИСБН  978-0-88163-030-5 .
  44. ^ Историческая клинико-патологическая конференция (2017). Архивировано 11 августа 2020 года в Wayback Machine в Мэриленде, дата обращения 27 января 2017 года. Медицинской школе Университета
  45. ^ Джеймс Г. Холландсворт (31 января 1990 г.). Физиология психологических расстройств: шизофрения, депрессия, тревога и злоупотребление психоактивными веществами . Спрингер. стр. 3–4. ISBN  978-0-306-43353-5 .
  46. ^ Коннелл (2004), 78–79
  47. Загадочная болезнь Гойи: почти 200 лет спустя у врачей есть диагноз
  48. ^ Петра тен-Дуэсшате Чу; Лауринда С. Диксон (2008). Перспективы искусства девятнадцатого века XXI века: очерки в честь Габриэля П. Вайсберга . Ассошиэйтед Юниверсити Пресс. п. 127. ИСБН  978-0-87413-011-9 .
  49. ^ Уильямс, Пол (3 февраля 2011 г.). Психоаналитическая терапия тяжелых нарушений . Карнакские книги. п. 238. ИСБН  978-1-78049-298-8 .
  50. ^ Уилсон-Баро, 45 лет.
  51. ^ Джонс, Джонатан. « Посмотрите, что мы сделали ». The Guardian , 31 марта 2003 г. Проверено 29 августа 2009 г.
  52. ^ Коннелл (2004), 175
  53. ^ Фремонт-Барнс, Грегори. «Наполеоновские войны: полуостровная война 1807–1814 гг.». Оксфорд: Osprey Publishing, 2002. 73. ISBN   1-84176-370-5
  54. ^ Коннелл, 175
  55. ^ Причина болезни Гойи неизвестна; теории варьируются от полиомиелита до сифилиса и отравления свинцом . См. Коннелл, 78–79.
  56. ^ Коннелл, 204; Хьюз, 372 года
  57. ^ Ларсон, Кей. «Темный рыцарь». Журнал New York Magazine , том 22, № 20, 15 мая 1989 г. 111.
  58. ^ Стоичита; Кодерч, 25–30
  59. ^ Свет (1979), 159
  60. ^ Любовь, Артур. « Тайна черных картин ». The New York Times , 27 июля 2003 г. Проверено 3 октября 2010 г.
  61. ^ Хьюз (2004), 402
  62. ^ Юнкера, 13
  63. ^ Стивенсон, Ян (2003). Европейские случаи типа реинкарнации (изд. 2015 г.). МакФарланд и Ко, стр. 243–244. ISBN  9781476601151 .
  64. ^ Гасье, 103
  65. ^ Бухгольц, 79
  66. ^ Коннелл (2004), 28
  67. ^ Хьюз (2004), 372
  68. ^ Юнкера, 68 лет.
  69. ^ Чилверс, Ян (январь 2004 г.). «Гойя, Франсиско де» . Оксфордский словарь искусств (онлайн-изд. 2014 г.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-860476-1 . Проверено 15 апреля 2019 г.
  70. ^ Коннелл (2004), 235
  71. ^ Карлос, Фуэнтес (1992). Захороненное зеркало: размышления об Испании и Новом Свете. Лондон . Андре Дойч ООО с. 230. ИСБН  978-02339-79953 .
  72. ^ «Непоколебимый глаз» . Хранитель . 4 октября 2003 г. ISSN   0261-3077 . Проверено 27 апреля 2024 г.
  73. ^ Любовь, Артур (27 июля 2003 г.). «Тайна черных картин» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 27 апреля 2024 г.
  74. ^ Данто, Артур К. (1 марта 2004 г.). «ФРАНЦИСКО ДЕ ГОЙЯ» . Артфорум . Проверено 27 апреля 2024 г.
  75. ^ «Картины Франсиско Гойи, биография, идеи» . История искусства . Проверено 26 апреля 2020 г. .
  76. ^ Куспит, Дональд (2014). Майкл Зански: Bosch сегодня . Милан: Хартия. стр. 7–19. ISBN  978-1-938922503 .
  77. ^ Куспит, Дональд. «Дональд Куспит о портретах Ван Гога Майкла Занского» . Журнал современного искусства White Hot .
  78. ^ Гишарно, Жак (1962). «Запретные игры: Аррабаль» . Йельские французские исследования (29): 116–119. дои : 10.2307/2929043 . JSTOR   2929043 . Проверено 27 июля 2020 г.
  79. ^ Андерсон, Раймонд Х (1 июня 2010 г.). «Андрей Вознесенский, русский поэт, умер в 77 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 июля 2020 г.
  80. ^ «Импасто в Steam» .
  81. ^ Христос, Эмма (24 июля 2024 г.). «ТУРЫ ПО ГАЛЕРЕЕ: Франсиско де Гойя» . Артиллерийский журнал . Проверено 26 июля 2024 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Батикль, Жаннин . Гойя: Художник ужасающего великолепия , « Открытия Абрамса серия ». Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1994 г.
  • Бухгольц, Эльке Линда. Франсиско де Гойя . Кёльн: Кенеманн, 1999. ISBN   3-8290-2930-6
  • Чиофало, Джон Дж. Автопортреты Франсиско Гойи. Издательство Кембриджского университета, 2002 г.
  • Коннелл, Эван С. Франсиско Гойя: Жизнь . Нью-Йорк: Контрапункт, 2004. ISBN   978-1-58243-307-3
  • Эйтнер, Лоренц . Очерк европейской живописи XIX века . Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1997. ISBN   978-0-0643-2977-4
  • Гасье, Пьер. Гойя: Биографическое и критическое исследование . Нью-Йорк: Скира, 1955.
  • Гасье, Пьер и Джульетта Уилсон. Жизнь и все творчество Франсиско Гойи . Нью-Йорк 1971.
  • Глендиннинг, Найджел. Гойя и его критики . Нью-Хейвен, 1977 год.
  • Глендиннинг, Найджел. «Странный перевод черных картин Гойи». Журнал Burlington Magazine , том 117, № 868, 1975 г.
  • Хаген, Роз-Мари и Хаген, Райнер. Франсиско Гойя, 1746–1828 гг . Лондон: Сумки, 1999. ISBN   978-3-8228-1823-7
  • Хавард, Роберт. «Возвращение к дому Гойи: почему глухой покрасил стены в черный цвет». Бюллетень испанских исследований , том 82, выпуск 5, июль 2005 г.
  • Хеннигфельд, Урсула (ред.). Гойя в диалоге медиа, культур и дисциплин. Фрайбург: Ромбах, 2013. ISBN   978-3-7930-9737-2
  • Хилт, Дуглас. «Гойя: Беспорядки патриота» History Today (август 1973 г.), Vol. 23, выпуск 8, стр. 536–545, онлайн.
  • Хьюз, Роберт . Гойя . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 2004. ISBN   978-0-394-58028-9
  • Хункера, Хуан Хосе. Черные картины Гойи . Лондон: Издательство Scala, 2008. ISBN   1-85759-273-5
  • Кравченко Анастасия. Мифологические сюжеты в творчестве Франсиско Гойи . 2019 год
  • Лихт, Фред С. Гойя в перспективе . Нью-Йорк 1973.
  • Лихт, Фред. Гойя: Истоки современного темперамента в искусстве . Книги Вселенной, 1979. ISBN   0-87663-294-0
  • Литрой, Джо. До смерти . Париж: Editions du Masque , 2013. ISBN   978-2702440193
  • Мартин-Эстудильо, Луис. Гойя и тайна чтения . Нэшвилл: Издательство Университета Вандербильта, 2023. ISBN   082-6505325
  • Симмонс, Сара. Гойя: Жизнь в письмах . Пимлико, 2004. ISBN   978-0-7126-0679-0
  • Томлинсон, Дженис. Франсиско Гойя-и-Люсентес 1746–1828 гг . Лондон: Файдон, 1994. ISBN   978-0-7148-3844-1
  • Томлинсон, Дженис. «Сожгите, спрячьте, выставьте напоказ: маха Гойи и цензурный разум». Художественный журнал , Том 50, № 4, 1991 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d84f2ce2a75d1d4674ef52f0fad5907__1722975180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/07/5d84f2ce2a75d1d4674ef52f0fad5907.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Francisco Goya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)