Jump to content

Романтизм и экономика

Несколько экономических теорий первой половины 19-го века находились под влиянием романтизма , особенно те, которые были разработаны Адамом Мюллером , Симондой де Сисмонди , Иоганном Готлибом Фихте и Томасом Карлейлем . Майкл Лёви и Роберт Сэйр впервые сформулировали свой тезис о романтизме как антикапиталистическом и антимодернистском мировоззрении в статье 1984 года под названием «Деятели романтического антикапитализма». [1] Романтический антикапитализм представлял собой широкий спектр оппозиции капитализму , в конечном итоге уходящий своими корнями в романтическое движение начала 19 века, но получивший новый импульс во второй половине 19 века. [1]

Владимир Ленин писал еще в 1897 году, что «желания романтиков (как и народников ) очень благие . Признание ими противоречий капитализма ставит их выше слепых оптимистов, отрицающих существование этих противоречий». [2]

Карл Маркс в 1868 году также считал романтизм первой исторической тенденцией оппозиции капитализму, за которой последовала тенденция социализма : «Первой реакцией против Французской революции и периода Просвещения связанного с ней было, естественно, увидеть все будучи средневековыми и романтиками, даже такие люди, как Гримм, не свободны от этого. Вторая реакция — заглянуть за рамки Средневековья, в первобытный век каждой нации, и это соответствует социалистической тенденции, хотя эти ученые люди понятия не имеют, что двое имеют какую-то связь». [3] [4]

Рассматривая романтизм как отражение наступившей после Французской революции эпохи и присущих ей социальных противоречий, Маркс и Энгельс различали «революционный романтизм», отвергавший капитализм и стремившийся к будущему, и романтическую критику капитализма с точки зрения прошлое. Они также различали писателей-романтиков, идеализировавших феодальную социальную систему: они ценили тех, чьи произведения скрывали демократические и критические элементы под покровом реакционных утопий , и критиковали «реакционных романтиков», чьи симпатии к прошлому сводились к защите интересы дворянства . Маркс и Энгельс особенно любили произведения таких революционных романтиков, как Байрон и Шелли . [5]

Иоганн Готлиб Фихте

[ редактировать ]
Иоганн Готлиб Фихте

Экономический трактат немецкого идеалиста философа- Иоганна Готлиба Фихте 1800 года «Закрытое коммерческое государство» оказал глубокое влияние на экономические теории немецкого романтизма. В ней Фихте доказывает необходимость строжайшего, чисто цехового регулирования промышленности.

«Образцовое рациональное государство» ( Vernunftstaat ), утверждает Фихте, не должно допускать, чтобы кто-либо из его «подданных» занимался тем или иным производством, не пройдя предварительное испытание, не аттестовав правительственных агентов в их профессиональных навыках и ловкости. [6] По мнению Владимира Михайловича Шулятикова, «такого рода требование было характерно для Миттельштанда , немецкого мелкого среднего класса , класса ремесленников , надеявшихся путем создания искусственных барьеров остановить победоносное шествие крупного капитала и таким образом спасти себя от неминуемой гибели. спрос был навязан государству, как видно из трактата Фихте, немецкой «фабрикой» ( Fabrik ), точнее, мануфактурой начала XIX века». [7]

Фихте выступал против свободной торговли и безудержного капиталистического промышленного роста, заявляя: «Идет бесконечная война всех против всех... И эта война становится все ожесточеннее, несправедливее, опаснее по своим последствиям, чем больше растет население мира, тем больше Приобретений, совершаемых торговым государством, тем больше развивается производство и искусство (промышленность) и вместе с тем увеличивается число обращающихся товаров, а вместе с ними все более и более разнообразятся потребности. Что при простом образе жизни наций, совершавшееся прежде без великих несправедливостей и притеснений, превращается благодаря возросшим нуждам в вопиющую несправедливость, в источник великих зол. Покупатель пытается отобрать товар у продавца, поэтому он требует свободы торговли, т. е. свободы для покупателя; продавец скитается по рынкам, свобода не находить сбыта для товаров и продавать их значительно ниже их стоимости. Поэтому ему необходима сильная конкуренция между производителями ( Fabrikanten ) и торговцами». [6]

Единственное средство, которое могло бы спасти современный мир, которое уничтожило бы зло в корне, — это, по мнению Фихте, раскол «мирового государства» ( глобального рынка ) на отдельные самодостаточные тела. Каждый такой орган, каждое «закрытое торговое государство» сможет регулировать свои внутренние экономические отношения. Оно сможет как добывать, так и перерабатывать все, что необходимо для удовлетворения потребностей своих граждан. Оно осуществит идеальную организацию производства. [7] Фихте выступал за государственное регулирование промышленного роста, написав: «Только в результате ограничений определенная отрасль становится собственностью класса, который с ней имеет дело». [6]

Владимир Михайлович Шулятиков рассматривает экономику немецких идеалистов и романтиков как компромисс немецкой буржуазии начала XIX века с монархическим государством:

Французские физиократы провозгласили принцип: « Laissez faire !» С другой стороны, немецкие капиталисты 1800-х годов, идеологами которых были объективные идеалисты , исповедовали веру в спасительный эффект государственной опеки. [7]

Адам Мюллер

[ редактировать ]
Адам Мюллер

Адам Мюллер был первым интеллектуалом из рядов немецкого романтического движения, опубликовавшим комплексные исследования по экономике и государству под влиянием Фихте. Мюллер был писателем- консерватором , чьим видением государства была абсолютная власть, в отличие от теоретиков, которые подчеркивали права человека, таких как Монтескье и Руссо . [8]

Его позиция в политической экономии определяется его решительной оппозицией ) политической экономии Адама Смита системе материалистически- либеральной (так называемой классической или так называемой промышленной системе. Он порицает Смита за то, что он представляет одностороннюю материальную и индивидуалистическую концепцию общества и за то, что его взгляды являются слишком исключительно английскими. Таким образом, Мюллер также является противником свободной торговли . В отличие от экономического индивидуализма Адама Смита, он подчеркивает этический элемент национальной экономики, долг государства перед личностью и религиозную основу, которая также необходима в этой области. Значение Мюллера в истории политической экономии признается даже противниками его религиозно-политической точки зрения. Его реакция на Адама Смита, говорит Рошер ( «История национальной экономики» , стр. 763), «не слепа и не враждебна, но важна и часто действительно полезна». Некоторые из его идей, освобожденные от большей части их сплава, воспроизводятся в трудах Историческая школа немецких экономистов .

Реакционная . и феодальная мысль в сочинениях Мюллера, так мало согласовавшаяся с духом времени, не позволяла его политическим идеям оказать более заметное и продолжительное влияние на его эпоху, а их религиозный характер не позволял им справедливо оценить Однако учение Мюллера имело долгосрочный эффект, поскольку его снова подхватили теоретики корпоративизма и корпоративного государства 20-го века , например Отмар Спанн ( Der wahre Staat. Vorlesungen über Abbruch und Neubau der Gesellschaft , Вена, 1921).

Симонда де Сисмонди

[ редактировать ]
Симонда де Сисмонди

Первым критиком капитализма laissez-faire с точки зрения, не являющейся явно феодальной, был швейцарский экономист Симонда де Сисмонди , чьи теории известны как «экономический романтизм». Как экономист Сисмонди представлял гуманный протест против господствовавшей в его время ортодоксальности. В своей основной работе « Новые принципы политической экономики» (1819) он настаивал на том, что экономическая наука слишком много изучает средства увеличения богатства и слишком мало использования богатства для достижения счастья. Сисмонди противопоставлял мирную, простую торговлю товарами веку кризиса и массовой безработицы. Он писал: «Давайте остерегаться этой опасной теории равновесия, которая должна устанавливаться автоматически. Определенный вид равновесия , правда, восстанавливается в долгосрочной перспективе, но это происходит после ужасающих страданий». Хотя он и не был социалистом , протестуя против laissez faire и призывая государство «регулировать рост богатства», он был интересным предшественником немецкой политики. Историческая школа экономики европейские государства социального обеспечения социальных пособий. , на теориях которой основывались [9]

Владимир Ленин констатировал, что «реакционная точка зрения романтика Сисмонди заключается вовсе не в том, что он хотел вернуться в средние века, а в том, что он сравнивал настоящее с прошлым, а не с будущим, что он доказал вечные нужды общества руинами, а не тенденциями новейшего развития». [4] [2]

Томас Карлайл

[ редактировать ]
Томас Карлайл

Британский философ и математик Томас Карлайл , пропагандист немецкой романтической литературы в Британии, до 1848 года был ведущим представителем романтической экономической критики капитализма, которую Дьёрдь Лукач охарактеризовал как «одного из самых проницательных и проницательных критиков зарождающихся капиталистических отношений в Британии». производства, подчеркивая его разрушительное влияние на старые формы социальной организации в своих трудах о Французской революции ... [Карлейль] в своих работах до 1848 года вел неутомимую кампанию разоблачения против преобладающего капитализма, против тех, кто восхвалял его за его беспроблемной прогрессивности и против лживой теории, что этот прогресс служит интересам трудящихся». [10] Карлейль противопоставил упорядоченный и целенаправленный ремесленный труд в средние века разделению труда и эпохе анархии современного капитализма и пришел к выводу, что средневековье было лучше.

Нападки Карлейля на недуги индустриализации и классической экономики послужили важным источником вдохновения для прогрессистов США . [11] В частности, Карлайл раскритиковал экономические идеи Джона Стюарта Милля за поддержку эмансипации чернокожих, утверждая, что социально-экономический статус чернокожих зависит от экономических возможностей, а не от наследственности. [12] Карлейлем Расистское оправдание экономического этатизма превратилось в элитарную и евгеническую «разумную социальную инженерию», продвигаемую на ранних этапах прогрессивной Американской экономической ассоциации . [13]

Французский писатель Оноре де Бальзак , хотя и был реалистом по стилю письма и монархистом по политическим убеждениям, но описывал повседневную жизнь в период перехода Франции от феодализма к капитализму с позиций, близких к позициям экономистов-романтиков. В таких романах, как « Человеческая комедия » и особенно « Умершие иллюзии », с душераздирающим реализмом изображен бурный переход Франции от феодализма к капитализму и горести, которые они приносят многим народам и классам людей, а также радости, которые они приносят другим. Сочувствуя жертвам капитализма, Бальзак представляет исполнителей приговора, финансистов, представивших законопроект, чудовищами. Поскольку промышленники вообще появляются, они относятся к категории производительного труда в духе Сен-Симона . Паразитами и кровососами являются только банкиры и ростовщики , а не промышленники . [14]

В отрывке из « Грундриссе » Карл Маркс делает следующее замечание о романтической перспективе: «Стремиться к возвращению к этой первоначальной полноте так же нелепо, как и полагать, что из-за этой полной пустоты история зашла в тупик. буржуазная точка зрения никогда не выходила за пределы этой противоположности между собой и этой романтической точкой зрения, и поэтому последняя будет сопровождать ее как законную антитезу до ее благословенного конца». [15]

Владимир Ленин считал экономические теории русских народников ( народников ) второй половины XIX века отражением экономического романтизма, написав: «Экономическое учение народников есть лишь русская разновидность общеевропейского романтизма». [4] [16] [2]

  1. ^ Jump up to: а б Леви, Майкл и Сэйр, Роберт (1984). «Деятели романтического антикапитализма» . Новая немецкая критика . Нью-Йорк: Издательство Университета Дьюка для факультета немецких исследований Корнеллского университета. стр. 42–92. дои : 10.2307/488156 . JSTOR   488156 .
  2. ^ Jump up to: а б с Ленин, Владимир Ильич (1972) [1897]. «Реакционный характер романтизма в: Характеристика экономического романтизма (Сисмонди и наши родные сисмондисты)» (PDF) . Собрание сочинений, Том 2 . Перевод Сдобникова Юрия и Ханны Георгия. Москва: Издательство Прогресс.
  3. ^ Маркс, Карл (1942) [1868]. «Письмо Маркса Энгельсу в Манчестер» . Переписка Маркса-Энгельса 1868 г., в: Собрание сочинений Маркса и Энгельса . Лондон: Издательство Прогресс.
  4. ^ Jump up to: а б с Вишневский А. (1941). «Романтизм» . Большая советская энциклопедия, изд. 1, том. 49 . Москва. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Маркс, Карл и Энгельс, Фридрих (1976). «Предисловие» . Маркс и Энгельс о литературе и искусстве . Москва: Издательство Прогресс.
  6. ^ Jump up to: а б с Фихте, Иоганн Готлиб (1800). Закрытое коммерческое государство . Перевод Бландена, Энди.
  7. ^ Jump up to: а б с Shulyatikov, Vladimir Mikhailovich (1908). "Фихте, Шеллинг, Гегель." . Оправдание капитализма в западноевропейской философии . Moscow. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ Восточная Европа: Историческая география, 1815-1945, стр. 23.
  9. ^  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Сисмонди, Жан Шарль Леонард де ». Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 159.
  10. ^ Лукач, Дьёрдь (1980). «Маркс и проблема идеологического распада». Очерки реализма . Перевод Фернбаха, Дэвида. Лондон: Lawrence and Wishart Ltd.
  11. ^ Гуцке, Д. (30 апреля 2016 г.). Британия и транснациональный прогрессизм . Спрингер. ISBN  978-0-230-61497-0 .
  12. ^ Карлайл, Томас. Случайные беседы по негритянскому вопросу .
  13. ^ Леонард, Томас К. (12 января 2016 г.). Нелиберальные реформаторы: раса, евгеника и американская экономика в прогрессивную эпоху (переиздание). Издательство Принстонского университета.
  14. ^ Адорно, Теодор В. (1958). «Читая Бальзака» (PDF) . Примечания к литературе, Том 1 . Перевод Вебера Николсена, Ширри. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  15. ^ Маркс, Карл (1973) [1857]. «Планы этажей: Тетрадь I – Глава о деньгах» . Основы критики политической экономии . Перевод Николауса, Мартина. Лондон: Пингвин Пресс.
  16. ^ Ленин, Владимир Ильич (1972) [1897]. «Наследие, от которого мы отказываемся» . Собрание сочинений, Том 2 . Перевод Сдобникова Юрия и Ханны Георгия. Москва: Издательство Прогресс.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5401f4e87f0cf21daf8fd3d9526e944f__1716437040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/54/4f/5401f4e87f0cf21daf8fd3d9526e944f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Romanticism and economics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)