Романтизм и экономика
Несколько экономических теорий первой половины 19-го века находились под влиянием романтизма , особенно те, которые были разработаны Адамом Мюллером , Симондой де Сисмонди , Иоганном Готлибом Фихте и Томасом Карлейлем . Майкл Лёви и Роберт Сэйр впервые сформулировали свой тезис о романтизме как антикапиталистическом и антимодернистском мировоззрении в статье 1984 года под названием «Деятели романтического антикапитализма». [1] Романтический антикапитализм представлял собой широкий спектр оппозиции капитализму , в конечном итоге уходящий своими корнями в романтическое движение начала 19 века, но получивший новый импульс во второй половине 19 века. [1]
Владимир Ленин писал еще в 1897 году, что «желания романтиков (как и народников ) очень благие . Признание ими противоречий капитализма ставит их выше слепых оптимистов, отрицающих существование этих противоречий». [2]
Карл Маркс в 1868 году также считал романтизм первой исторической тенденцией оппозиции капитализму, за которой последовала тенденция социализма : «Первой реакцией против Французской революции и периода Просвещения связанного с ней было, естественно, увидеть все будучи средневековыми и романтиками, даже такие люди, как Гримм, не свободны от этого. Вторая реакция — заглянуть за рамки Средневековья, в первобытный век каждой нации, и это соответствует социалистической тенденции, хотя эти ученые люди понятия не имеют, что двое имеют какую-то связь». [3] [4]
Рассматривая романтизм как отражение наступившей после Французской революции эпохи и присущих ей социальных противоречий, Маркс и Энгельс различали «революционный романтизм», отвергавший капитализм и стремившийся к будущему, и романтическую критику капитализма с точки зрения прошлое. Они также различали писателей-романтиков, идеализировавших феодальную социальную систему: они ценили тех, чьи произведения скрывали демократические и критические элементы под покровом реакционных утопий , и критиковали «реакционных романтиков», чьи симпатии к прошлому сводились к защите интересы дворянства . Маркс и Энгельс особенно любили произведения таких революционных романтиков, как Байрон и Шелли . [5]
Иоганн Готлиб Фихте
[ редактировать ]Экономический трактат немецкого идеалиста философа- Иоганна Готлиба Фихте 1800 года «Закрытое коммерческое государство» оказал глубокое влияние на экономические теории немецкого романтизма. В ней Фихте доказывает необходимость строжайшего, чисто цехового регулирования промышленности.
«Образцовое рациональное государство» ( Vernunftstaat ), утверждает Фихте, не должно допускать, чтобы кто-либо из его «подданных» занимался тем или иным производством, не пройдя предварительное испытание, не аттестовав правительственных агентов в их профессиональных навыках и ловкости. [6] По мнению Владимира Михайловича Шулятикова, «такого рода требование было характерно для Миттельштанда , немецкого мелкого среднего класса , класса ремесленников , надеявшихся путем создания искусственных барьеров остановить победоносное шествие крупного капитала и таким образом спасти себя от неминуемой гибели. спрос был навязан государству, как видно из трактата Фихте, немецкой «фабрикой» ( Fabrik ), точнее, мануфактурой начала XIX века». [7]
Фихте выступал против свободной торговли и безудержного капиталистического промышленного роста, заявляя: «Идет бесконечная война всех против всех... И эта война становится все ожесточеннее, несправедливее, опаснее по своим последствиям, чем больше растет население мира, тем больше Приобретений, совершаемых торговым государством, тем больше развивается производство и искусство (промышленность) и вместе с тем увеличивается число обращающихся товаров, а вместе с ними все более и более разнообразятся потребности. Что при простом образе жизни наций, совершавшееся прежде без великих несправедливостей и притеснений, превращается благодаря возросшим нуждам в вопиющую несправедливость, в источник великих зол. Покупатель пытается отобрать товар у продавца, поэтому он требует свободы торговли, т. е. свободы для покупателя; продавец скитается по рынкам, свобода не находить сбыта для товаров и продавать их значительно ниже их стоимости. Поэтому ему необходима сильная конкуренция между производителями ( Fabrikanten ) и торговцами». [6]
Единственное средство, которое могло бы спасти современный мир, которое уничтожило бы зло в корне, — это, по мнению Фихте, раскол «мирового государства» ( глобального рынка ) на отдельные самодостаточные тела. Каждый такой орган, каждое «закрытое торговое государство» сможет регулировать свои внутренние экономические отношения. Оно сможет как добывать, так и перерабатывать все, что необходимо для удовлетворения потребностей своих граждан. Оно осуществит идеальную организацию производства. [7] Фихте выступал за государственное регулирование промышленного роста, написав: «Только в результате ограничений определенная отрасль становится собственностью класса, который с ней имеет дело». [6]
Владимир Михайлович Шулятиков рассматривает экономику немецких идеалистов и романтиков как компромисс немецкой буржуазии начала XIX века с монархическим государством:
Французские физиократы провозгласили принцип: « Laissez faire !» С другой стороны, немецкие капиталисты 1800-х годов, идеологами которых были объективные идеалисты , исповедовали веру в спасительный эффект государственной опеки. [7]
Адам Мюллер
[ редактировать ]Адам Мюллер был первым интеллектуалом из рядов немецкого романтического движения, опубликовавшим комплексные исследования по экономике и государству под влиянием Фихте. Мюллер был писателем- консерватором , чьим видением государства была абсолютная власть, в отличие от теоретиков, которые подчеркивали права человека, таких как Монтескье и Руссо . [8]
Его позиция в политической экономии определяется его решительной оппозицией ) политической экономии Адама Смита системе материалистически- либеральной (так называемой классической или так называемой промышленной системе. Он порицает Смита за то, что он представляет одностороннюю материальную и индивидуалистическую концепцию общества и за то, что его взгляды являются слишком исключительно английскими. Таким образом, Мюллер также является противником свободной торговли . В отличие от экономического индивидуализма Адама Смита, он подчеркивает этический элемент национальной экономики, долг государства перед личностью и религиозную основу, которая также необходима в этой области. Значение Мюллера в истории политической экономии признается даже противниками его религиозно-политической точки зрения. Его реакция на Адама Смита, говорит Рошер ( «История национальной экономики» , стр. 763), «не слепа и не враждебна, но важна и часто действительно полезна». Некоторые из его идей, освобожденные от большей части их сплава, воспроизводятся в трудах Историческая школа немецких экономистов .
Реакционная . и феодальная мысль в сочинениях Мюллера, так мало согласовавшаяся с духом времени, не позволяла его политическим идеям оказать более заметное и продолжительное влияние на его эпоху, а их религиозный характер не позволял им справедливо оценить Однако учение Мюллера имело долгосрочный эффект, поскольку его снова подхватили теоретики корпоративизма и корпоративного государства 20-го века , например Отмар Спанн ( Der wahre Staat. Vorlesungen über Abbruch und Neubau der Gesellschaft , Вена, 1921).
Симонда де Сисмонди
[ редактировать ]Первым критиком капитализма laissez-faire с точки зрения, не являющейся явно феодальной, был швейцарский экономист Симонда де Сисмонди , чьи теории известны как «экономический романтизм». Как экономист Сисмонди представлял гуманный протест против господствовавшей в его время ортодоксальности. В своей основной работе « Новые принципы политической экономики» (1819) он настаивал на том, что экономическая наука слишком много изучает средства увеличения богатства и слишком мало использования богатства для достижения счастья. Сисмонди противопоставлял мирную, простую торговлю товарами веку кризиса и массовой безработицы. Он писал: «Давайте остерегаться этой опасной теории равновесия, которая должна устанавливаться автоматически. Определенный вид равновесия , правда, восстанавливается в долгосрочной перспективе, но это происходит после ужасающих страданий». Хотя он и не был социалистом , протестуя против laissez faire и призывая государство «регулировать рост богатства», он был интересным предшественником немецкой политики. Историческая школа экономики европейские государства социального обеспечения социальных пособий. , на теориях которой основывались [9]
Владимир Ленин констатировал, что «реакционная точка зрения романтика Сисмонди заключается вовсе не в том, что он хотел вернуться в средние века, а в том, что он сравнивал настоящее с прошлым, а не с будущим, что он доказал вечные нужды общества руинами, а не тенденциями новейшего развития». [4] [2]
Томас Карлайл
[ редактировать ]Британский философ и математик Томас Карлайл , пропагандист немецкой романтической литературы в Британии, до 1848 года был ведущим представителем романтической экономической критики капитализма, которую Дьёрдь Лукач охарактеризовал как «одного из самых проницательных и проницательных критиков зарождающихся капиталистических отношений в Британии». производства, подчеркивая его разрушительное влияние на старые формы социальной организации в своих трудах о Французской революции ... [Карлейль] в своих работах до 1848 года вел неутомимую кампанию разоблачения против преобладающего капитализма, против тех, кто восхвалял его за его беспроблемной прогрессивности и против лживой теории, что этот прогресс служит интересам трудящихся». [10] Карлейль противопоставил упорядоченный и целенаправленный ремесленный труд в средние века разделению труда и эпохе анархии современного капитализма и пришел к выводу, что средневековье было лучше.
Нападки Карлейля на недуги индустриализации и классической экономики послужили важным источником вдохновения для прогрессистов США . [11] В частности, Карлайл раскритиковал экономические идеи Джона Стюарта Милля за поддержку эмансипации чернокожих, утверждая, что социально-экономический статус чернокожих зависит от экономических возможностей, а не от наследственности. [12] Карлейлем Расистское оправдание экономического этатизма превратилось в элитарную и евгеническую «разумную социальную инженерию», продвигаемую на ранних этапах прогрессивной Американской экономической ассоциации . [13]
Другие
[ редактировать ]Французский писатель Оноре де Бальзак , хотя и был реалистом по стилю письма и монархистом по политическим убеждениям, но описывал повседневную жизнь в период перехода Франции от феодализма к капитализму с позиций, близких к позициям экономистов-романтиков. В таких романах, как « Человеческая комедия » и особенно « Умершие иллюзии », с душераздирающим реализмом изображен бурный переход Франции от феодализма к капитализму и горести, которые они приносят многим народам и классам людей, а также радости, которые они приносят другим. Сочувствуя жертвам капитализма, Бальзак представляет исполнителей приговора, финансистов, представивших законопроект, чудовищами. Поскольку промышленники вообще появляются, они относятся к категории производительного труда в духе Сен-Симона . Паразитами и кровососами являются только банкиры и ростовщики , а не промышленники . [14]
В отрывке из « Грундриссе » Карл Маркс делает следующее замечание о романтической перспективе: «Стремиться к возвращению к этой первоначальной полноте так же нелепо, как и полагать, что из-за этой полной пустоты история зашла в тупик. буржуазная точка зрения никогда не выходила за пределы этой противоположности между собой и этой романтической точкой зрения, и поэтому последняя будет сопровождать ее как законную антитезу до ее благословенного конца». [15]
Владимир Ленин считал экономические теории русских народников ( народников ) второй половины XIX века отражением экономического романтизма, написав: «Экономическое учение народников есть лишь русская разновидность общеевропейского романтизма». [4] [16] [2]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Леви, Майкл и Сэйр, Роберт (1984). «Деятели романтического антикапитализма» . Новая немецкая критика . Нью-Йорк: Издательство Университета Дьюка для факультета немецких исследований Корнеллского университета. стр. 42–92. дои : 10.2307/488156 . JSTOR 488156 .
- ^ Jump up to: а б с Ленин, Владимир Ильич (1972) [1897]. «Реакционный характер романтизма в: Характеристика экономического романтизма (Сисмонди и наши родные сисмондисты)» (PDF) . Собрание сочинений, Том 2 . Перевод Сдобникова Юрия и Ханны Георгия. Москва: Издательство Прогресс.
- ^ Маркс, Карл (1942) [1868]. «Письмо Маркса Энгельсу в Манчестер» . Переписка Маркса-Энгельса 1868 г., в: Собрание сочинений Маркса и Энгельса . Лондон: Издательство Прогресс.
- ^ Jump up to: а б с Вишневский А. (1941). «Романтизм» . Большая советская энциклопедия, изд. 1, том. 49 . Москва.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Маркс, Карл и Энгельс, Фридрих (1976). «Предисловие» . Маркс и Энгельс о литературе и искусстве . Москва: Издательство Прогресс.
- ^ Jump up to: а б с Фихте, Иоганн Готлиб (1800). Закрытое коммерческое государство . Перевод Бландена, Энди.
- ^ Jump up to: а б с Shulyatikov, Vladimir Mikhailovich (1908). "Фихте, Шеллинг, Гегель." . Оправдание капитализма в западноевропейской философии . Moscow.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Восточная Европа: Историческая география, 1815-1945, стр. 23.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Сисмонди, Жан Шарль Леонард де ». Британская энциклопедия . Том. 25 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 159. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Лукач, Дьёрдь (1980). «Маркс и проблема идеологического распада». Очерки реализма . Перевод Фернбаха, Дэвида. Лондон: Lawrence and Wishart Ltd.
- ^ Гуцке, Д. (30 апреля 2016 г.). Британия и транснациональный прогрессизм . Спрингер. ISBN 978-0-230-61497-0 .
- ^ Карлайл, Томас. Случайные беседы по негритянскому вопросу .
- ^ Леонард, Томас К. (12 января 2016 г.). Нелиберальные реформаторы: раса, евгеника и американская экономика в прогрессивную эпоху (переиздание). Издательство Принстонского университета.
- ^ Адорно, Теодор В. (1958). «Читая Бальзака» (PDF) . Примечания к литературе, Том 1 . Перевод Вебера Николсена, Ширри. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- ^ Маркс, Карл (1973) [1857]. «Планы этажей: Тетрадь I – Глава о деньгах» . Основы критики политической экономии . Перевод Николауса, Мартина. Лондон: Пингвин Пресс.
- ^ Ленин, Владимир Ильич (1972) [1897]. «Наследие, от которого мы отказываемся» . Собрание сочинений, Том 2 . Перевод Сдобникова Юрия и Ханны Георгия. Москва: Издательство Прогресс.