Jump to content

Теория жизни Кольриджа

Теория жизни Кольриджа — это попытка Сэмюэля Тейлора Кольриджа понять не просто инертную или неподвижную природу , но и витальную природу. Наиболее доходчиво он исследует эту тему в своей работе « Намеки на формирование более всеобъемлющей теории жизни» (1818). [ 1 ] Работа является ключом к пониманию взаимосвязи между романтической литературой и наукой .

Работы романтиков в области искусства и романтической медицины были ответом на общую неспособность применения метода инерциальной науки раскрыть основополагающие законы и действующие принципы жизненной природы. Немецкая романтическая наука и медицина стремились понять природу жизненного принципа, определенного Джоном Хантером, в отличие от самой материи, через Фридриха Блюменбаха Йохана Bildungstrieb и романтической медицины , Lebenskraft а также развитие Рёшлаубом бруноновской системы медицины . Джон Браун в своей теории возбуждения жизни (нем. Erregbarkeit theorie ), [ 2 ] Шеллинга работая также с «Натурфилософией» , работами Гете по морфологии и первой динамической концепцией физиологии Рихарда Сумареса . [ 3 ]

Просвещение разработало философию и науку, опирающиеся на огромные двойные столпы: первый - картезианское разделение разума и материи, второй - ньютоновская физика с ее завоеванием инертной природы, оба из которых фокусировали взгляд разума на вещах или объектах. Для картезианской философии жизнь существовала на стороне материи, а не разума; а для физических наук метод, столь продуктивный для раскрытия тайн инертной природы, должен быть столь же продуктивным и для исследования жизненной природы. Первоначальная попытка найти причину и принцип жизни в материи была оспорена Джоном Хантером, который считал, что принцип жизни не должен быть найден и не ограничен внутри материи, но существует независимо от самой материи, наполняет или оживляет ее. то есть, как он подразумевал, это была объединяющая или предшествующая причина вещей или то, что философия Аристотеля называла natura naturata .

Это сведение вопроса о жизни к материи и следствие того, что метод инерционных наук был способом понять само явление жизни, то есть самую ее природу и сущность как силы ( natura naturans ), а не как проявления через чувственно воспринимаемые явления ( natura naturata ) также сводили индивида к материально-механической «вещи» и, казалось, делали человеческую свободу несостоятельной концепцией. Именно этому бросил вызов романтизм, стремясь вместо этого найти подход к сущности природы как жизненной, а не просто инертной, посредством систематического метода, включающего не только физику, но и физиологию (живые функции). Для Кольриджа количественный анализ был антиреалистичным и должен был быть основан на качественном анализе («-ологии») (как это было в случае с . подходом Гете) [ 4 ]

В то же время романтикам приходилось иметь дело с идеалистическим представлением о том, что жизнь представляет собой «несколько» вне вещей, так что сами вещи теряют всякое реальное существование, поток, идущий через Юма и Канта , а также проникающий в немецкую натурфилософию. течение, немецкий идеализм и, в частности, натурфилософия , научно вытекающая в учение о « витализме ». Для романтиков жизнь независима от природы и предшествует ей, но также вселилась и подвешена в природе, а не отдельно от нее. Как выразил это Дэвид Бом в более современных терминах: «В природе ничто не остается постоянным… все происходит из других вещей и дает подъем к другим вещам. Этот принцип лежит в основе возможности нашего понимания природы рациональным способом». [ 5 ]

И, как объяснил Кольридж, «это предшествующее единство, или причину и принцип каждого союза, со времен Бэкона и Кеплера принято называть законом». [ 6 ] И как закон, «мы извлекаем из него прогрессивное понимание необходимости и возникновения явлений, законом которых он является». [ 7 ]

Теория жизни Кольриджа

[ редактировать ]

Кольридж был доминирующим умом по многим вопросам, связанным с философией и наукой в ​​свое время, как признавал Джон Стюарт Милль , а также другие, кто с тех пор изучал историю романтизма.

Имя Кольриджа — одно из немногих английских имен нашего времени, которое, вероятно, будет произноситься чаще и станет символом более важных вещей по мере того, как внутренние действия эпохи будут все больше и больше проявляться во внешних фактах. [ 8 ]

Для Кольриджа, как и для многих его романтических современников, идея о том, что материя сама по себе может породить жизнь, имела дело только с различными изменениями в расположении частиц и не объясняла саму жизнь как принцип или силу, лежащую в основе материальных проявлений, natura naturans. или «производительная сила приостановлена ​​и как бы погашена в продукте». Пока это не было рассмотрено, по мнению Кольриджа, «мы еще не достигли науки о природе». [ 9 ]

Эта производительная сила находится выше чувственного опыта , но не выше самой природы, то есть сверхчувственна, но не сверхъестественна и, следовательно, не «оккультна», как это было в случае с витализмом . Витализм не смог провести различие между духом и природой, а затем внутри природы между видимыми явлениями и невидимыми, но вполне реальными, а не просто гипотетическим понятием, сущностью или мотивирующим принципом ( natura naturans ). Даже Ньютон говорил о вещах, невидимых сами по себе (хотя и не в своих проявлениях), таких как сила, хотя Конт, убежденный материалист, жаловался на использование таких терминов, как «сила тяжести», как на пережитки анимизма. [ 10 ]

Материя не была «данным» или вещью сама по себе, а, скорее, продуктом или следствием, и для Кольриджа, смотрящего на жизнь в ее самом широком смысле, она была продуктом полярности сил и энергий , но производным от единство, которое само по себе является силой, а не абстрактной или номинальной концепцией, то есть Жизнь, и эта полярная природа сил внутри силы Жизни является самим законом или «Идеей» (в платоновском смысле) Творения. [ 10 ]

Жизнь как полярность/функция/движение

[ редактировать ]

Для Кольриджа сущность Вселенной это движение, а движение приводится в движение динамической полярностью сил, которая одновременно присуща миру как потенциал и действует внутренне во всех проявлениях. Эта полярность является той самой динамикой, которая действует во всей природе, включая более частную форму «биологической жизни», а также разума и сознания.

Поскольку тенденция установлена, каков ее наиболее общий закон? Я отвечаю: полярность, или сущностный дуализм Природы, возникающий из ее продуктивного единства и все еще стремящийся подтвердить его либо как равновесие, безразличие или тождество. [ 11 ]

И эта полярность динамическая, то есть реальная, хотя и не видимая, а не просто логическая или абстрактная. Таким образом, полярность приводит к реальным проявлениям, поскольку противоположные силы не противоречат друг другу, а противодействуют и взаимопроникают.

... во-первых, следует представить себе две силы, которые противодействуют друг другу по своей сути; не только не вследствие случайного направления каждого, но как предшествующее всякому направлению, более того, как первичные силы, от которых производны и выводимы условия всех возможных направлений: во-вторых, что обе эти силы следует считать одинаковыми. бесконечна, обе одинаково неразрушимы... эта единая сила с двумя присущими ей неразрушимыми, но противодействующими силами, а также результаты или поколения, которым их взаимопроникновение дает существование, в живом принципе и процессе нашего собственного самосознания. [ 12 ]

Итак, сама Жизнь есть не вещь, самостоятельная ипостась , а действие и процесс... [ 12 ]

И в этом смысле Кольридж перефразирует вопрос «Что такое жизнь?» на «Чем не является Жизнь, которая есть на самом деле?» [ 13 ]

Эта динамическая полярная сущность природы во всех своих функциях и проявлениях является универсальным законом в порядке закона тяготения и других физических законов косной природы. И, что особенно важно, эта динамическая полярность составляющих сил жизни на всех уровнях находится не вне и не над природой, а внутри природы ( Natura naturans ), не как часть видимого продукта, а как скрытые естественные функции, производящие такие продукты. или вещи.

Сила, действующая посредством своего Продукта или Представителя с заранее определенной целью, является Функцией…
Первым продуктом его энергии является сама вещь... Но, однако, ее производительная энергия не исчерпывается в этом продукте, а переливается или вытекает, как и специфические силы, свойства, способности продукта. Короче говоря, оно вновь проявляется как функция тела. [ 14 ]

Именно эти функции обеспечили мост, который искали романтическая наука и медицина, в частности Андреас Рёшлауб и брунонская система медицины , между инерциальной наукой о инертной природе ( физикой ) и жизненной наукой о жизненной природе ( физиологией ) и ее терапевтическое применение или физика (область врача).

Романтизм и витализм

[ редактировать ]

Кольридж находился под влиянием немецкой философии , в частности Канта , Фихте и Шеллинга ( Naturphilosophie ), а также физиологии Блюменбаха и теории динамического возбуждения жизни Бруноновской системы. Он искал путь, который не был ни мистической тенденцией ранних виталистов , ни материалистическим редукционистским подходом к естествознанию, а был динамичным.

То, чего добивался Кольридж, определенно не было анимизмом или наивным витализмом, основанным на жизненной субстанции, или механической философией, основанной на материальной субстанции. Он пытался найти общий закон... который бы объяснял внутреннюю силу саморегулирования. [ 15 ]

Задача Кольриджа заключалась в том, чтобы описать нечто динамичное не в мистических и не материалистических терминах, а посредством аналогии, опираясь на примеры инерциальной науки. Как объясняет один писатель, он использует примеры электричества, магнетизма и гравитации не потому, что они подобны жизни, а потому, что они предлагают способ понять силы, силы и энергии, лежащие в основе жизни. И используя эти аналогии, Кольридж стремится продемонстрировать, что жизнь — это не материальная сила, а продукт отношений между силами. Жизнь — это не линейный и статический, а динамический процесс саморегуляции и эмерджентной эволюции , приводящий к возрастающей сложности и индивидуализации. [ 15 ] Это спиральное, восходящее движение (ср. с идеями Гете ) создает силу организации, которая объединяет, и наиболее интенсивна и мощна в том, что наиболее сложно и наиболее индивидуально, - в саморегулирующемся, просвещенном, развитом индивидуальном разуме. Но в то же время этот жизненный процесс увеличивает взаимозависимость (подобно закону сравнительного преимущества в экономике) и ассоциативные способности разума. Таким образом, он говорит не об изолированном, индивидуальном субъективном разуме, а об эволюции более высокого уровня сознания и мышления, лежащего в основе процесса жизни. [ 15 ]

Жизнь и свобода

[ редактировать ]

И направление этого движения — в сторону возрастающей индивидуации , то есть создания конкретных, индивидуальных единиц вещей. В то же время, учитывая динамическую полярность мира, всегда должна существовать равная и противоположная тенденция, в данном случае – связи. Итак, наш опыт показывает, что человек — это одновременно индивидуум, стремящийся в каждой жизни и в истории вообще ко все большей и большей индивидуализации, и социальное существо, стремящееся к взаимодействию и связи. Именно динамическое взаимодействие между индивидуацией и связующими силами ведет ко все более высокой индивидуации.

Под Жизнью я повсюду подразумеваю истинную Идею Жизни,… тенденцию к индивидуации… [которая] не может быть постигнута без противоположной тенденции к соединению, даже если центробежная сила предполагает центростремительную или как два противоположных полюса конституируют друг друга, и являются составляющими актами одной и той же силы в магните… Опять же, если тенденция заключается в одновременной индивидуализации и соединении, отделении, но так, чтобы сохранять или воспроизводить привязанность, то сама индивидуация должна быть тенденцией к конечному созданию высшей и наиболее всеобъемлющей индивидуальности. Это должна быть единственная великая цель Природы, ее конечная цель или каким бы другим словом мы ни обозначили то, что имеет с конечной причиной то же самое отношение, какое сама Природа имеет к Высшему Разуму. [ 12 ]

Творческая жизнь и витальная природа

[ редактировать ]

Кольридж проводит дальнейшее различие между математикой и жизнью, причем последняя является продуктивной или творческой, то есть жизнью, и первая — идеалом. Таким образом, математический подход, который так хорошо работает с косной природой, не подходит для живой природы.

В его производительной силе, единственной мерой которой является продукт, состоит его несовместимость с математическими исчислениями . Ибо полная применимость абстрактной науки прекращается в тот момент, когда начинается реальность.
Эта производительная или порождающая сила жизни существует во всех проявлениях жизни. Эти проявления являются конечным продуктом динамического взаимодействия бесконечных и неразрушимых сил, но силы не гасятся в продукте — они принимают на себя иную роль, а именно функцию. Таким образом, сама природа «данного» содержится в его проявлениях так, что целое содержится во всех частях.

Тогда противодействие двух предполагаемых сил не зависит от их встречи с противоположных направлений; сила, действующая в них, неуничтожима; поэтому он неисчерпаемо кипит; и как нечто должно быть результатом этих двух сил, одинаково бесконечных и одинаково неразрушимых; и поскольку покой или нейтрализация не могут быть этим результатом; невозможна никакая другая концепция, кроме того, что продукт должен быть третичной жидкостью, [третьей вещью] или конечным поколением . Следовательно, эта концепция необходима. Теперь эта tertium aliquid не может быть ничем иным, как взаимопроникновением противодействующих сил, причастным к обеим... Следовательно, «составляющие силы», которые дали начало телу, могут затем снова появиться в нем как его функция: " Сила, действующая посредством своего Продукта или Представителя с заранее определенной целью, является Функцией... первым продуктом ее энергии является сама вещь: ipsa se posuit et iam facta est ens positum. Однако его производительная энергия не исчерпывается в этом продукте, а переливается или вытекает, как специфические силы, свойства, способности продукта, короче говоря, как функция тела... Жизненно важные функции являются следствием Сила Жизни является Жизненным Принципом и предполагает Органы в качестве Функционеров. [ 12 ]

Жизнь, то есть сущностная полярность в единстве (множественность в единстве) в смысле Кольриджа, также имеет четырехтактный цикл, отличный от засушливой диалектики абстракции, - а именно напряжение самих полярных сил, заряд их синтеза, разрядка. своего продукта (безразличие) и состояния покоя этой новой формы (преобладание). Продуктом является не нейтрализация, а новая форма сущностных сил, причем эти силы остаются внутри, хотя теперь и как функции формы.

Но столь же мало мы можем представить себе единство, кроме как как середина, производящая себя с каждой стороны; то есть проявляя себя на двух противоположных полюсах. Таким образом, из тождества мы получаем двойственность, а из того и другого вместе получаем полярность, синтез, безразличие, преобладание. (БЛ)

Чтобы сделать его адекватным, мы должны заменить идею покоя или простой нейтрализации идеей положительного производства. Только для воображения это нулевая точка или ноль, но для разума это punctum saliens и сама сила в ее возвышении. [ 12 ]

Жизнь и материя

[ редактировать ]

Эта динамическая полярность, которая есть Жизнь, выражается на разных уровнях. По своей сути это Пространство-Время с его продуктом – движением. Взаимодействие того и другого дает нам либо линию, либо круг, и тогда в пределах данной формы или «преобладания» сил возможны разные степени. Геометрия немыслима иначе как как динамическое взаимодействие пространства (периферии) и времени (точки). Пространство, время и движение также геометрически представлены шириной, длиной (шириной) и глубиной. И это соответствие повторяется по всей шкале Жизни.

Таким образом, мы подробно высказались по этому вопросу, потому что эти простые идеи времени, пространства и движения, длины, ширины и глубины являются не только простейшими и универсальными, но и необходимыми символами всякого философского построения. Они являются первичными факторами и элементарными формами любого исчисления и каждой диаграммы алгебры и геометрии научной физиологии. Соответственно, мы будем узнавать те же формы под другими именами; но при каждом возвращении все более конкретно и интенсивно; и весь процесс повторяется с восходящей градацией реальности, exempli gratiâ: Время + пространство = движение; Tm + пробел = линия + ширина = глубина; глубина + движение = сила; Лф + Бф = Дф; LDf + BDf = притяжение + отталкивание = гравитация; и так далее, пока они не перейдут во внешние явления и не образуют промежуточное звено между производительными силами и фиксированными продуктами в виде света, тепла и электричества. [ 12 ]

Материя , таким образом, является продуктом динамических сил – отталкивания (центробежной) и притяжения (центростремительной); она сама по себе не является производительной силой. Это также масса данного тела.

Если мы перейдем к построению материи, мы обнаружим ее как продукт, или третичную жидкость, антагонистических сил отталкивания и притяжения. Удалите эти силы, и представление о материи исчезнет в пространстве; представьте себе только отталкивание, и вы получите тот же результат. Ибо бесконечное отталкивание, непротиворечивое и одно, равносильно бесконечному, безразмерному рассеянию, а это опять-таки бесконечной слабости; то есть в космос. Представьте себе только притяжение, и как бесконечное сокращение его продукт равен абсолютной точке, а именно времени. Представьте себе синтез того и другого, и вы получите материю как флюкционный предшественник, который в самом акте формирования переходит в тело под действием его гравитации, и тем не менее во всех телах он все еще остается их массой... [ 12 ]

Пониманию жизни Кольриджа противопоставляется материалистический взгляд, который по существу сводится к определению жизни как того, что противоположно не-жизни, или того, что сопротивляется смерти, то есть того, что есть жизнь.

По простой логике каждое из двух подразделений было создано для определения остальных посредством простого утверждения их предполагаемой противоположности. Теоретик объяснил Y+X, сообщив нам, что это противоположность YX: и если мы спросим, ​​что же такое YX, нам ответят, что это противоположность Y+X! Взаимность добрых услуг... Я обращаюсь к работе выдающегося французского физиолога Биша, где нахожу такое определение: Жизнь есть сумма всех функций, с помощью которых можно противостоять смерти... то есть жизнь состоит в том, чтобы иметь возможность жить!.. как будто можно объединить еще четыре закоренелых абстракции, чем слова «жизнь», «смерть», «функция» и «сопротивление». [ 12 ]

Познание и жизнь

[ редактировать ]

Проблема для Кольриджа и романтиков заключалась в том, что интеллект , «предоставленный самому себе», как утверждал Бэкон, был способен воспринимать только внешние формы природы (natura naturata), а не самые сокровенные, живые функции (natura naturans), порождающие эти формы. формы. Таким образом, эффекты можно «объяснять» только с точки зрения других эффектов, а не причин. Требуется другая способность, чтобы «видеть» эти жизненные функции, что является творческой деятельностью. Для Кольриджа существует врожденное, примитивное или «первичное» воображение , которое невидимо преобразует чувственный опыт в восприятие, но рациональное восприятие , то есть восприятие, поднятое до уровня сознания и осознания и затем рационально представимое, требует более высокого уровня, который он назвал «вторичное воображение», которое способно соединиться с переживаемой вещью, проникнуть в ее суть с точки зрения живой динамики, поддерживающей ее внешнюю форму, а затем представить явления как и в пределах их естественного закона и далее, используя разум, развивать тот различные принципы его работы.

Эта когнитивная способность включала в себя то, что Кольридж называл «сокровенным чувством» или то, что Гете называл Gemüt. Это также включало в себя реактивацию древнегреческих умственных способностей и способность «видеть» или создавать теорию (греч. theoria от глагола «видеть») динамических полярностей, или естественных Законов, динамических трансцендентных (фундаментальных) сущностей, которые Платон называемые «идеями» ( эйдос ).

Поскольку natura naturata поддерживается natura naturans , а творческая сила natura naturans уникальна в своем роде с человеческим разумом, который сам по себе является творческим, то между разумом и вещами, которые мы воспринимаем , должно существовать соответствие или связь, чтобы мы могли преодолеть кажущееся разделение между объектом и представлением объекта в сознании, которое сбивало с толку мысль Просвещения (Юм, Кант). Как заметил один комментатор, «говорить вообще о единстве разума и природы — значит, конечно, категорически противоречить Декарту». [ 16 ]

Жизнь и эволюция

[ редактировать ]

Для Кольриджа сила жизни заключена в каждом семени как потенциале, раскрывающемся в результате взаимодействия с окружающей средой (тепло, свет, воздух, влага и т. д.), и это понимание позволило ему увидеть в бруноновской системе динамическую систему. полярность в теории возбуждения.

Кольридж также видел, что существует прогрессивное движение во времени и пространстве жизни или закон полярности, начиная с уровня физики (пространства и времени) и минеральной или инертной природы (закон гравитации , действующий через силы притяжения и отталкивания). , вплоть до человека, с его законом резонанса с точки зрения его врожденного желания быть самим собой (сила индивидуации), а также соединяться с единомышленниками (сила связи), как выразил Гете в своем романе « Избирательное сродство» ( Wahlverwandschaften ), а также на собственном жизненном опыте.

Эволюция произошла потому, что изначальная полярность творения, сам «Закон Творения», сам по себе порождает последующие полярности, поскольку каждый полюс сам по себе представляет собой единство, которое может быть далее поляризовано (то, что Вильгельм Райх позже назвал «оргономическим функционализмом » и то, что в биологический уровень составляет физиологию), [ 17 ] понимание, которое позже будет использовано в концепции эмерджентной эволюции, включая возникновение разума и сознания.

производительная сила, или vis naturans , которая в чувственном мире, или n atura naturata , есть то, что мы подразумеваем под словом природа, когда мы говорим о ней как о действующем средстве, по существу едина (то есть одного рода) с разумом, который в человеческом уме выше природы». [ 18 ]

И то, что это так, также является сокровенным и общим опытом всех людей, как это изложено в философии здравого смысла Рида. Как утверждает Кольридж

если бы не доверие, которое мы возлагаем на утверждения нашего разума и нашей совести, мы не могли бы иметь уверенности в реальности и фактической внешности материального мира. [ 19 ]

То, что природа развивается к определенной цели, а именно раскрытие человеческого разума и сознания на всех его уровнях и степенях, является не телеологическим, а функцией самой природы закона полярности или самого творения, а именно закона возрастающей индивидуализации первоначальное единство, то, что Кольридж назвал «множественностью в единстве». По его словам, «не приписывая природе как природе сознательной цели», мы все равно должны «отличать ее деятельность от слепого и безжизненного механизма». [ 18 ]

Хотя человек содержит в себе различные законы природы и подчиняется им, человек как самосознательное существо также является итогом процесса творения, ведущего к большему разуму и сознанию, то есть творческой способности воображения. Вместо того, чтобы быть творением обстоятельств, человек является их создателем или, по крайней мере, обладает таким потенциалом.

Наг и беспомощен приходит человек в мир. Такова была жалоба с давних времен; но мы жалуемся на нашу главную привилегию, наше украшение и родственный признак нашего суверенитета. Porphyrigeniti summus! …Отныне он отсылается к самому себе, отдается под свою ответственность… [ 20 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Левер, Тревор Х. (28 июня 1990 г.). «Кольридж и науки» . Архив КУБКА : 295–306. ISBN  9780521356855 . Проверено 31 октября 2014 г.
  2. ^ Перри, научный сотрудник и наставник, преподаватель английского факультета колледжа Баллиол Шеймус; Глазго), Симус (преподаватель английской литературы Перри, преподаватель английской литературы Университета; Перри, Симус (1999). Кольридж и использование подразделения . Clarendon Press. ISBN  978-0-19-818397-6 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  3. ^ Мужчина, Рой Р. младший (1954). «История теории жизни Кольриджа». Техасский университет изучает английский язык . 33 (Исследования Техасского университета на английском языке): 60–68. JSTOR   20776075 .
  4. ^ «Две метафоры в теории жизни Кольриджа» . Диссебия . WordPress . 17 октября 2013 года . Проверено 31 октября 2014 г.
  5. ^ Бом, Дэвид (25 февраля 1971 г.). Причинность и случайность в современной физике . 1957: Издательство Пенсильванского университета . п. 1. ISBN  0812210026 . Проверено 31 октября 2014 г. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  6. ^ Барфилд, Оуэн (1971). Что думал Кольридж . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета . п. 44, примечание 7.
  7. ^ Барфилд, Оуэн (1971). Что думал Кольридж . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. п. 45, сн 8.
  8. ^ Милль, Джон Стюарт. Собрание сочинений Джона Стюарта Милля (Том 10 изд.) . Проверено 31 октября 2014 г.
  9. ^ Барфилд, Оуэн (1971). Что думал Кольридж . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. п. 24.
  10. ^ Перейти обратно: а б Барфилд, Оуэн (1971). Что думал Кольридж . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. п. 25.
  11. ^ Кольридж, Сэмюэл Тейлор (1848). Подсказки к более всеобъемлющей теории жизни . Леа и Бланшар . Проверено 31 октября 2014 г. Теория жизни Кольриджа.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кольридж, Сэмюэл Тейлор (1834). Литературная биография . Ливитт, Лорд и компания . Проверено 31 октября 2014 г.
  13. ^ Барфилд, Оуэн (1971). Что думал Кольридж . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. п. 49.
  14. ^ Барфилд, Оуэн (1971). Что думал Кольридж . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. п. 34, сн 17.
  15. ^ Перейти обратно: а б с Ястреб, Байрон (2007). Контристория композиции: к методологии сложности . Издательство Питтсбургского университета. стр. 142–144. ISBN  9780822973317 . Проверено 31 октября 2014 г.
  16. ^ Барфилд, Оуэн (1971). Что думал Кольридж . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. п. 62.
  17. ^ Барфилд, Оуэн (1971). Что думал Кольридж . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. п. 53.
  18. ^ Перейти обратно: а б Барфилд, Оуэн (1971). Что думал Кольридж . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. п. 61.
  19. ^ Барфилд, Оуэн (1971). Что думал Кольридж . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. п. 64.
  20. ^ Барфилд, Оуэн (1971). Что думал Кольридж . Миддлтаун, Коннектикут: Издательство Уэслианского университета. п. 29, сн 29.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 04980318c355ba112a56d89efa3bbc77__1721662440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/77/04980318c355ba112a56d89efa3bbc77.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Coleridge's theory of life - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)