Джордж Онслоу (композитор)

Андре Жорж Луи Онслоу (27 июля 1784 — 3 октября 1853) — французский композитор английского происхождения. Его богатство, положение и личные вкусы позволили ему следовать путем, незнакомым большинству его французских современников, более похожим на путь его современных немецких композиторов -романтиков ; его музыка также имела много поклонников в Германии и Англии. Его основным произведением была камерная музыка, но он также написал четыре симфонии и четыре оперы . Онслоу пользовался уважением критиков своего времени, но после его смерти его репутация быстро упала. Возродился он лишь в последние годы.
Жизнь
[ редактировать ]Джордж Онслоу родился в Клермон-Ферране в семье англичанина Эдварда Онслоу и матери-француженки Мари Розали де Бурдей де Брантом; его дедом по отцовской линии был Джордж Онслоу, 1-й граф Онслоу . [1] В собственной краткой автобиографии Онслоу (написанной от третьего лица) он отмечает, что в его детстве «занятия музыкой составляли лишь второстепенную часть его образования», но называет Яна Ладислава Дуссека и Иоганна Баптиста Крамера среди своих учителей игры на фортепиано. [2] Было высказано предположение, что он получил это обучение в Лондоне под эгидой своего деда графа. [1] Однако другие исследования показывают, что он, возможно, не учился у Душека до 1797–1798 годов в Гамбурге , где его семья жила в изгнании после того, как его отец оказался вовлеченным в контрреволюционную деятельность во Франции. Это исследование также показывает, что нет никаких доказательств, подтверждающих иногда выдвигаемые предположения о том, что Онслоу когда-либо посещал Вену или что он встречался или учился там с Людвигом ван Бетховеном . [2]

Онслоу заявляет в своей автобиографии, что его отношение к музыке изменилось после прослушивания увертюры к Этьена Меюля опере «Стратоника» в Париже в 1801 году. По более поздним словам Онслоу: «Услышав это произведение, я испытал такое живое волнение в глубина моей души, которую я ощущал, тотчас же пронизалась неведомыми мне ранее чувствами; оно стало источником моей самой сокровенной радости и верным спутником моей жизни». [3] Это побудило его сочинить свои первые струнные квинтеты (соч. 1, № 1–3) и струнные квартеты (соч. 4, № 1–3), хотя на этом этапе он не получал никакого обучения композиции. Они были опубликованы за его счет; Онслоу всегда был богат и не нуждался в критической или финансовой поддержке. Критик Франсуа-Жозеф Фетис отметил, что, несмотря на отсутствие подготовки, Онслоу «имел весь досуг, необходимый для преодоления этих препятствий». [1] научился играть на виолончели и играл камерную музыку Моцарта Гайдна , Онслоу и Бетховена с другими местными любителями. [3] Однако, осознавая необходимость развития своих технических музыкальных навыков, в 1808 году он начал изучать композицию у Антона Райха в Париже. В это время он также женился на французской наследнице Шарлотте Франсуазе Дельфин де Фонтанж, от которой у него должно было быть трое детей. [1]

Онслоу обосновался недалеко от Клермон-Феррана, первоначально в замке своего отца Шалендра в Мирефлёре (где в возрасте шести лет он посадил множество деревьев). [4] позже в Шато де Бельрив в Перинья, Ла-Рош-Нуар . Обычно он посещал Париж в зимний (концертный) сезон, когда его произведения часто исполняли музыканты, в том числе скрипачи Пьер Байо и Теофиль Тильман , а также братья Данкла , давшие квартетные концерты. [5] В 1824 и 1827 годах его первые две оперы, «Алькальд де ла Вега» и «Книжник» , были впервые показаны в театре Фейдо в Париже под эгидой Комической оперы . Le colporteur выпускался также в Германии и даже (в сильно искаженном варианте, в 1831 году) в Лондоне. [1] В 1825 году в Париже он встретил 16-летнего Феликса Мендельсона , который наслаждался исполнением одного из квартетов Онслоу, но был удивлен, что не знал об опере Бетховена « Фиделио» . [6] Онслоу был одним из первых энтузиастов музыки Гектора Берлиоза , чьи «Восемь сцен из Фауста» (1829) и увертюра «Французы-судьи» (1830) он похвалил. [7] В 1829 году, после того как Онслоу начал свой квинтет op. В 38 лет (его пятнадцатый год) он был очень серьезно ранен в результате несчастного случая на охоте, в результате чего он частично оглох на одно ухо; После завершения квинтета он назвал заключительные части «Лихорадка», «Выздоровление» и «Выздоровление». Работа имела подзаголовок «De la Balle» («Пуля»). [1] [5] [8]
На протяжении 1820-х годов репутация Онслоу продолжала расти как во Франции, так и за рубежом, поскольку была опубликована серия трио, квартетов и квинтетов. Издателями Онслоу в Париже были Игнац и Камилла Плейель . В 1818 его произведения начали публиковаться в Германии издательством Breitkopf und Härtel и в Австрии издательством CF Peters ; в том же году о его творчестве появились первые публикации немецких музыкальных критиков. [9] В последующие годы за ним последовали и другие немецкие издатели, в том числе Hoffmeister, Steiner и Simrock . [10] В 1830-е годы квартеты Онслоу были в репертуаре квартета Мюллера , исполнявшего их при Майнингенском дворе герцога Бернхарда II , и пражского квартета Фридриха Пиксиса младшего. [11]
В 1831 году Онслоу был избран вторым почетным членом Лондонского филармонического общества ( Феликс Мендельсон ). первым был [1] Он написал для Общества свою Вторую симфонию, соч. 42 года, и продолжал поддерживать тесные отношения с ведущими лондонскими музыкантами, включая Джона Эллу и Джорджа Фредерика Андерсона . В 1834 году Фредерик Шопен и Ференц Лист сыграли Большую сонату Онслоу в четыре руки, соч. 22 на их дебютном совместном выступлении в Париже. [12] С 1835 по 1838 год Онслоу был президентом мюзикла Athenée в Париже, ассоциации, основанной в 1829 году «для пропаганды изучения и духа музыки» с целью объединения как любителей, так и профессионалов. [13] В 1837 году в Париже состоялась премьера третьей (и последней) оперы Онслоу «Герцог де Гиз» . В 1839 году Онслоу основал Филармоническое общество Клермона, польский скрипач-эмигрант Александр Тарновский в котором очень активно участвовал . Были даны исполнения собственной камерной музыки Онслоу, а также его оперы «Гиз» , включая отрывки, вырезанные из парижских представлений. По наущению Тарновского Онслоу также принял в Клермон-Ферране польско-еврейского ксилофониста и соперника Йозефа Гусикова Якубовского Санксона . [14]
В 1842 году богатство Онслоу увеличилось после смерти его тестя, владевшего обширной собственностью. В том же году его французский музыкальный престиж укрепился, когда он сменил Луиджи Керубини на посту члена Академии изящных искусств . [1] Приглашенный на музыкальный фестиваль в Аахене в 1846 году, в следующем году, во время своего последнего путешествия за пределы Франции, Онслоу дирижировал своей Четвертой симфонией в Кельне , на фестивале Niederrheinisches Musikfest . [5] В последние годы жизни он написал ряд пьес для большого камерного ансамбля с фортепиано, в том числе квинтеты, секстет (соч. 77б) и септет (соч. 79); он также написал нонет (соч. 77а) для струнных и деревянных духовых инструментов. [15] Онслоу неожиданно умер (хотя и после периода ухудшения здоровья) в Клермон-Ферране в 1853 году после утренней прогулки. [1]
Онслоу был удостоен звания кавалера Почётного легиона в 1837 году.
Музыка
[ редактировать ]
Онслоу был плодовитым композитором камерной музыки (в том числе 36 струнных квартетов и 34 струнных квинтета). Он также написал 10 фортепианных трио , три исполненные оперы (ранняя опера, Les deux oncles , сохранилась в рукописи) и четыре симфонии, помимо различных произведений для фортепиано соло, фортепианного дуэта и сонат для струнных соло и фортепиано. [5] Из его струнных квинтетов первые три (соч. 1) были написаны для двух скрипок, двух альтов и виолончели, как и квинтеты Моцарта. Остальные почти все были написаны для двух скрипок, одного альта и двух виолончелей. Услышав, как виртуозный контрабасист Доменико Драгонетти играет в исполнении своего десятого квинтета, Онслоу начал предоставлять в своих последующих квинтетах возможность замены одной из виолончелей контрабасом. [16]
Акцент Онслоу на инструментальной музыке и его база в Клермон-Ферране отличали его от многих французских композиторов его эпохи, для которых опера была главным стремлением - в частности, период после 1830 года был временем, когда Париж лидировал в мире. грандиозная опера . Его интерес к камерным ансамблям и формам, казалось, более тесно сближал его с немецкими музыкальными традициями. Более того, обладая независимым состоянием, он мог писать для себя, а не потакать желаниям публики или импресарио. Фетис жаловался в 1830 году: «Напрасно природа старалась, чтобы Гайдн или Бетховен родились во Франции; такой талант был лучше скрыт в столице, чем алмазы глубоко в земле. То же самое было с камерной музыкой, такой как квартеты и квинтеты. Если М. Онслоу смог завоевать хорошую репутацию в этом жанре, то это потому, что его социальное положение делает его независимым... за рубежом он все еще более известен, чем во Франции. Отсутствие поддержки инструментальной музыки, склонность к тщетности. и другие второстепенные причины, детализировать которые было бы слишком утомительно, сделали нас нечувствительными ни к чему, кроме фантазий, вариаций и прочих пустяков». [17]
Такие комментарии позволили издателю Онслоу Камилле Плейелю в том же году продвигать композитора как « notre Beethoven français » («наш французский Бетховен») - эпитет, который критики часто повторяли. [18] а также послужил поводом для опровержения со стороны тех, кто не был так уверен в сходстве; как, например, Поль Скудо, который писал в 1854 году, что сравнивать Онслоу с Бетховеном было все равно, что сравнивать Казимира Делавиня (популярного либреттиста того времени) с Шекспиром . [19] Действительно, сам Онслоу отказался бы от сравнения с поздним стилем Бетховена, согласно его разговору, записанному музыкальным журналистом Жозефом д'Ортигом : « Последние квартеты Бетховена — это ошибки, нелепости, грезы больного гения… Я бы сожгите все, что я сочинил, если я когда-нибудь напишу что-нибудь похожее на такой хаос». [20] Однако интерес Онслоу к классическим формам и контрапункту, а также к стилям эмоциональной выразительности в его музыке приближает его музыку к произведениям его учителя Райхи, а также к немецким и австрийским современникам Онслоу ранней романтической музыки , таким как Мошелес , Хуммель и Шуберт . [5] По мнению Роберта Шумана , только Онслоу и Мендельсон приблизились к Бетховену в освоении квартетной формы. [21]
Спустя годы после его смерти репутация Онслоу постепенно падала. [5] Когда Рихард Вагнер дирижировал увертюрой к опере «Алькальд де ла Вега» в Лондоне для Филармонического общества в 1855 году, он счел это «тривиальным» и пригрозил расторгнуть контракт на оставшуюся часть серии концертов Общества. [22] Однако с конца двадцатого века стали появляться коммерческие записи его музыки. [23]
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бикли (Северная Дакота)
- ^ Jump up to: а б Нио (2004).
- ^ Jump up to: а б Фетис (1841), с. 90.
- ^ д'Ортиг (1833), с. 151.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Нио (2013).
- ^ Тодд (2003), стр. 142–143.
- ^ Кэрнс (1999), с. 324, 427.
- ^ Онслоу (1835).
- ^ Хейгелс (2009), стр. 3–5.
- ^ Хейгелс (2009), стр. 7–9.
- ^ Стоуэлл (2003), с. 45, 55.
- ^ Холл-Сведли (2011), с. 32.
- ^ Нио (2003), стр. 121–2.
- ^ Часы (2005).
- ^ «Джордж Онслоу Нонет» на веб-сайте Silvertrust Editions, по состоянию на 15 сентября 2014 г.
- ^ «Струнный квинтет № 19 до минор, Op.44» на веб-сайте Silvertrust Editions, по состоянию на 15 сентября 2014 г.
- ^ Цитируется в Niaux (2009), стр. 1–2.
- ^ Нио (2009), с. 2.
- ^ Нио (2009), с. 5.
- ^ д'Ортиг (1833), с. 154.
- ^ Соуэлл (2003), стр. 239–240.
- ^ Дэвисон (1912), с. 170.
- ^ «Дискография» на сайте Джорджа Онслоу, по состоянию на 18 сентября 2014 г.
- Источники
- Бикли, Диана (н. д.). «Онслоу, (Андре) Джордж Луи» , Оксфордский национальный биографический словарь онлайн, по состоянию на 9 сентября 2014 г. (требуется подписка)
- Кэрнс, Дэвид (1999). Берлиоз: Становление художника 1803-1832. Лондон: Аллен Лейн/The Penguin Press. ISBN 9780713993851 .
- Дэвисон, JW (1912). От Мендельсона до Вагнера: Мемуары . Лондон: Ум. Ривз.
- Фетис, Франсуа-Жозеф (1841). «Онслоу (Джордж)» в «Универсальной биографии музыкантов и общей музыкальной библиографии» , том. 7, с. 88–91. Брюссель: Melines, Cans и компания. Доступ через Google Книги , 15 сентября 2014 г. (на французском языке).
- Хейгелс, Берт (2009). «О приеме Онслоу в Германии до 1830 года» , Ассоциация Джорджа Онслоу , по состоянию на 11 сентября 2014 г. (на немецком языке)
- Холл-Свадли, Джанита Р. (2011). Собрание сочинений Ференца Листа: Ф. Шопен . Пугало Пресс. ISBN 978-1-4616-6409-3 .
- Джем, Бодим (2003). Джордж Онслоу , Клермон-Ферран: Les Éditions du Mélophile, ISBN 9782952007603 (на французском языке)
- Джем, Бодим (2005). «Джордж Онслоу и польские музыканты в Клермон-Ферране в XIX веке». , по состоянию на 11 сентября 2014 г. (на французском языке)
- Джем, Бодим (2011). Джордж Онслоу и Овернь , Ним: Les Éditions du Mélophile, ISBN 9782952007627 (на французском языке)
- Нио, Вивиан (2003). Джордж Онслоу: джентльмен-композитор, Клермон-Ферран: Presss Universitaire Blaise Pascal, ISBN 9782845162334 (на французском языке)
- Нио, Вивиан (2004). «Музыкальное обучение и путешествия Джорджа Онслоу с 1784 по 1807 год по источникам и документам XIX века» , Бюллетень Ассоциации Джорджа Онслоу , № 4, стр. 5–11. По состоянию на 9 сентября 2014 г. (на французском языке).
- Нио, Вивиан (2009). «Джордж Онслоу: французский Бетховен?» . Доклад, представленный на коллоквиуме « Источники французского романтизма: на перекрестке итальянских и германских влияний (1780–1830)» , Палаццетто Брю-Зане, Венеция. По состоянию на 11 сентября 2014 г. (на французском языке).
- Нио, Вивиан (2013). "Онслоу, Джордж" , Grove Music Online , по состоянию на 9 сентября 2014 г. (требуется подписка)
- д'Ортиг, Жозеф (1833). «Джордж Онслоу» в Paris Review , 1-я серия, LVI, ноябрь 1833 г., стр. 148–163. По состоянию на 11 сентября 2014 г. (на французском языке).
- Онслоу, Джордж (1835). Квинтет № 15 (PDF), Лейпциг: г-жа Кистнер. (На IMSLP , по состоянию на 10 сентября 2014 г.).
- Стоуэлл, Робин (редактор) (2003). Кембриджский компаньон струнного квартета . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521000420 .
- Тодд, Р. Ларри (2003). Мендельсон: Жизнь в музыке. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195110432 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Веб-сайт Ассоциации Джорджа Онслоу (на французском языке). Сайт под редакцией Вивиан Нио.
- Сайт «Джордж Онслоу – Французский Бетховен»
- Бесплатные партитуры Джорджа Онслоу в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1784 рождения
- 1853 смерти
- Композиторы-классики XIX века
- Французские композиторы XIX века.
- Французские музыканты-мужчины XIX века
- Рыцари Почетного легиона
- Французские оперные композиторы
- Французы английского происхождения
- Французские композиторы-романтики
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Французские оперные композиторы-мужчины
- Ученики Антона Райха
- Семья Онслоу
- Музыканты из Клермон-Феррана
- Композиторы струнного квартета
- Композиторы для фортепиано