Стратонице (опера)
Стратонический | |
---|---|
Комическая опера Этьена Меюля | |
![]() Первая страница партитуры увертюры, 1792 г. | |
Либреттист | Франсуа-Бенуа Хоффман |
Язык | Французский |
На основе | De Dea Сирия , приписываемая Лукиану ) |
Премьера | 3 мая 1792 г. Комическая опера ( Театр Фавар ), Париж |
«Стратоника» — одноактная комическая опера Этьена Меюля на либретто Франсуа -Бенуа Хоффмана , впервые исполненная в театре «Фавар» в Париже 3 мая 1792 года. Сюжет взят из «Де Деа Сирия » («О сирийской богине»). приписывается Лукиану ) об инциденте из истории династии Селевкидов , правившей большей частью Среднего Среднего Востока. Восток в эллинистическую эпоху древнего мира.
История выступлений
[ редактировать ]«Стратоника» была популярной оперой, при жизни Меуля было представлено более 200 спектаклей. пародия Жана-Батиста Депре и Александра де Сегюра «Ницца» 6 июня 1792 года в Театре Водевиля появилась . В 1821 году племянник Меюля Жозеф Дауссуан-Меюль написал новые речитативы для возрождения оперы в Париже в Королевской академии музыки . [ 1 ] [ 2 ]
Роли
[ редактировать ]Роль | Тип голоса [ 3 ] | Премьера актерского состава, 3 мая 1792 г. (Дирижер: - ) |
---|---|---|
Стратонице , принцесса | сопрано | Луиза-Розали Лефевр (известная как мадам Дюгазон) |
Антиох , князь Сирии | высокий против | Луи Мичу |
Селевк , царь Сирии | размер ( баритенор ) | Филипп Кови (известный как «Филипп») |
Эрасистрат ( Erasistratus ), врач | баритон [ 4 ] | Жан-Пьер Солье |
Краткое содержание
[ редактировать ]
Антиох, сын царя Селевка, чахнет, но он скорее умрет, чем расскажет отцу причину своей болезни. Врач Эрасистрат подозревает, что за страданиями Антиоха стоит любовь. Он замечает, что частота пульса принца увеличивается, когда он видит Стратонику, молодую женщину, которая должна была стать невестой его отца, и дальнейшие тесты подтверждают его диагноз. Доктор тонко раскрывает правду царю, который согласен отдать Стратонику Антиоху, чтобы спасти жизнь и счастье своего сына.
Музыкальные номера
[ редактировать ]- Увертюра
- Припев: Небеса! Не будьте неумолимы
- Речитатив и ария Антиоху: Дурак, я загадываю желания... Да, свершилось!
- Речитатив и ария Селевку: Какое ужасное желание... Излить все свои печали в отцовское лоно
- Дуэт (Эрасистрат, Антиох): Говори, говори. Закончи меня учить
- Трио (Селевк, Эрасистрат, Антиох): Я не могу устоять перед своим нетерпением.
- Квартет (Стратоника, Селевк, Эрасистрат, Антиох): Я дрожу, сердце мое трепещет.
- Речитатив и ария для Эрасистрата: О судьбе сына... О божество-хранитель влюбленных
- Финал (Селевк, Антиох, Стратоника, Эрасистрат, хор): О сын мой, какое для меня мгновение.
Работа
[ редактировать ]Либретто
[ редактировать ]Хоффман назвал «Стратонику» , героической комедией что означает драму со счастливым концом (современные французские критики обычно избегали термина « трагикомедия », поскольку он предполагал произведение, сочетающее в себе трагические и комические элементы). Выбор классической темы был необычен для комической оперы того времени и определил моду на подобные произведения, в том числе на «Эпикур» и «Бион» Меуля . История Стратонице несколько раз появлялась на французской сцене в 17 и 18 веках. Особое влияние на Гофмана оказала Томаса Корнеля пьеса «Антиох » (1666). Французские оперные композиторы также обращались к этой теме: она составляет сюжет второго вступления в Рамо » «Праздниках Полимнии (1745). [ 5 ] [ 6 ]
Музыка
[ редактировать ]Друг и соперник Меуля, композитор Керубини, глубоко восхищался Стратоником : «Из всех произведений Меуля это лучшее от начала до конца... В Стратонице нет недостатка; это гениальное произведение, шедевр Меуля». [ 7 ] Выбор Хоффманом классической темы был необычен для Комической оперы, и музыка Меюля была столь же новаторской, на нее больше повлияла серьезная традиция лирической трагедии , чем более легкие комические оперы Гретри , которые были модны до того момента. Меюль изучал Глюка и Сальери на предмет их подхода к музыкальной драме, а также оркестровку Гайдна и мелодии Саккини и Пиччинни , итальянских композиторов, написавших трагические оперы для французской сцены в 1770-х и 1780-х годах. Но он соединил эти влияния со своим индивидуальным стилем, чтобы создать оригинальную работу. [ 8 ] Современные критики высоко оценили более мелодичный стиль «Стратоники» по сравнению с более ранними операми Меуля, «Ефрозиной» и «Корой» . [ 9 ] Самая яркая часть произведения - ансамбль Parlez, parlez, achevez de m'apprendre (номера 5, 6 и 7), развивающийся от дуэта к трио и, наконец, к квартету четырех главных героев. По словам критика Элизабет Бартлет, этот квартет произвел большое впечатление на художника Энгра , любителя музыки, владевшего копией партитуры, а позже написавшего произведение под названием «Антиох и Стратоника» , изображающее именно этот момент. [ 10 ]
Записи
[ редактировать ]- Стратонице : Патрисия Петибон (Стратоника), Ян Бойрон (Антиох), Этьен Лескроар (Селевк), Карл Даймонд (Эразистрат); Cappella Coloniensis , Corona Coloniensis, под управлением Уильяма Кристи (Erato, 1996; каталожный номер 0630-12714-2)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бартлет стр.xxxiii
- ^ Аделаида де Плейс стр.47
- ^ По партитурным ключам .
- ^ Солье начал свою карьеру как тенор , а позже превратился в высокий баритон: однако, поскольку баритоновый ключ вышел из употребления в начале восемнадцатого века, партия Erasistrate, как обычно, записывается в басовом ключе. .
- ^ Бартлет стр.xvi-xix
- ^ Аделаида де Плейс стр.48-49
- ^ Цитируется Бартлет в ее примечаниях к записи Christie, стр.9.
- ^ Бартлет стр.xxii и стр.xxxiii
- ^ Бартлет стр.xxiii
- ^ Бартлет стр.xxvii и далее.
Источники
[ редактировать ]- Печатная партитура: Stratonice. Героическая комедия в одном действии и стихах г-на Хоффмана, впервые исполненная обычными итальянскими комедийными актерами короля в четверг, 3 мая 1792 года. Положена на музыку г-на Меуля , Парса, Уге и без даты (доступно онлайн в Интернет-архиве )
- Аделаида де Пляс Этьен Николя Меюль (Bleu Nuit Éditeur, 2005)
- Путеводитель по опере викингов , изд. Аманда Холден (Викинг, 1993)
- Stratonice : введение к изданию М. Элизабет К. Бартлет (Pendragon Press, 1997).