Томас Корнель
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2014 г. ) |
Французская и франкоязычная литература |
---|
по категориям |
История |
Движения |
Писатели |
Страны и регионы |
Порталы |
Томас Корнель (20 августа 1625 — 8 декабря 1709) — французский лексикограф и драматург .
Биография
[ редактировать ]Тома родился в Руане примерно через девятнадцать лет после своего брата Пьера , «великого Корнеля», и, кажется, рано проявил себя как поэт. В возрасте пятнадцати лет он сочинил пьесу на латыни , которую поставили его однокурсники в иезуитской школе в Руане, Коллеж де Бурбон (ныне лицей Пьера Корнеля ). Его первая пьеса на французском языке , Les Engagements du Hasard , вероятно, была впервые исполнена в отеле de Bourgogne в 1647 году, но опубликована только в 1656 году. [1] Le Feint Astrologue , имитируемый испанским языком Педро Кальдерона де ла Барки и сам имитируемый в Драйдена «Вечерней любви» , вышел в следующем году.
После смерти брата Томас занял вакантное кресло во Французской академии . Затем он обратил свое внимание на филологию , выпустив новое издание «Ремарков К. Ф. Вогеласа» в 1687 году. Его «Словарь искусств и наук» впервые появился в 1694 году как дополнение к первому изданию «Словаря французской академии» — также опубликовано в том же году — и как конкурент 1690 » Фюретьера « Всемирному словарю года. [2] [3] [4] [5] Корнеля» «Словарь рассматривается Кафкером как одна из девяти выдающихся энциклопедий семнадцатого и восемнадцатого веков, предшествовавших Дидро и Даламбера » «Энциклопедии . [6] [7]
Полный перевод « ( Овидия Метаморфоз» он опубликовал шесть книг с «Героическими посланиями несколько лет назад ») последовал в 1697 году.
В 1704 году он потерял зрение и был удостоен звания «ветерана» — достоинства, которое давало ему привилегии академика, освобождая при этом его от повинностей. Однако он не позволил своей слепоте остановить его работу и в 1708 году выпустил большой вселенский географический и исторический словарь в трех томах. Это была его последняя крупная работа. Он умер в Ле-Андели в возрасте восьмидесяти четырех лет.
Список пьес
[ редактировать ]- Случайные обязательства (1647)
- Финт-астролог (1648 г.)
- Дон Бертран де Сигарраль (1650)
- Любовь в моде (1651)
- Очарование голоса (1653)
- Прославленные враги (1654)
- Геольер самого себя (1655)
- Тимократ (1656 г.)
- Беренис (1657)
- Смерть императора Коммода (1658 г.)
- Стиликон (1660 г.)
- Двойной галантный (1660)
- Кэм (1661)
- Максимиан (1662)
- Персей и Деметрий (1663 г.)
- Антиох (1666 г.)
- Лаодика (1668 г.)
- Барон д'Альбикрак (1668)
- Смерть Ганнибала (1669 г.)
- Графиня Гордость (1670)
- Ариана (1672)
- Смерть Ахилла (1673 г.).
- Дон Сезар Д'Авалос (1674)
- Цирцея (1675)
- Неизвестный (1675)
- Каменный пир (1677)
- Триумф дам (1676)
- Граф Эссекс (1678 г.)
- Прорицатель (1679)
- Брадаманте (1695)
Рабочий буклет
[ редактировать ]- Медея для Шарпантье (1693, по Пьера Корнеля одноименной пьесе и Еврипида )
Место во французской литературе
[ редактировать ]Тома Корнеля часто считали человеком, который, если бы не его фамилия, не заслуживал бы внимания. Другие считают, что ему не повезло с братом ( Пьером Корнелем ), который затмил его, как он затмил бы почти любого другого. В 1761 году Вольтер писал о Томе Корнеле: «Если не считать Расина , с которым никто не должен сравниваться, то он был единственным в свое время, кто был достоин быть первым после своего брата». [8] (если не считать Расина, с которым никто не может сравниться, он был первым в своем времени, кто был достоин стоять за своим братом).
Братья были близки и практически жили вместе. Из сорока двух его пьес (наибольшего числа, присвоенного ему) последнее издание полного собрания его сочинений содержит только тридцать две драмы, но несколько он написал в соавторстве с другими авторами. Два из них обычно переиздаются как его шедевры в конце избранных произведений его брата. Это Ариана (1672 г.) и Граф Эссексский (Граф Эссексский (1678 г.)) , в первом из которых Рэйчел добилась успеха. (Картина маслом, изображающая сцену из «Графа д'Эссекса», находится в Эрмитаже .) А вот о «Лаодике» , «Камме» , «Стилико» и некоторых других произведениях сам Пьер Корнель говорил, что «ему хотелось бы написать их», и он не был привык говорить легкомысленно. «Камма» (1661 г., по той же истории, что и Теннисона » «Кубок Особого внимания заслуживает ).
Томас Корнель занимает выдающееся место в истории литературных сплетен своего времени. Его «Тимократ» мог похвастаться самым продолжительным тиражом (80 вечеров) среди всех пьес за столетие. За La Devineresse он и его соавтор Жан Донно де Визе , основатель Mercure galant (в котором Томас внес свой вклад), получили более 6000 ливров , самую крупную сумму, которая, как известно, была выплачена в тот период. Наконец, одна из его пьес ( «Барон де Фондриер ») претендует на честь быть первой, которую освистали со сцены. Томас Корнель также примечателен тем, что преуспел почти во всех драматических жанрах своего времени, включая новые и новаторские жанры, которые были частью машин и оперы в то время . Его машинная пьеса «Цирке» стала одной из самых успешных в столетии. Его три оперных либретто, «Психея» (1678), «Беллерофон» (1679) и «Меде» (1693), делают его, наряду с Филиппом Кино и Жаном Гальбером де Кампистроном , одним из самых важных французских либреттистов семнадцатого века.
В письме отцу, незадолго до казни, Шарлотта Корде цитирует Томаса Корнеля: «Le Crime fait la honte, et non pas l'échafaud!» (Преступление вызывает позор, а не эшафот!).
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Кларк 2007, стр. 8–11.
- ^ Корнель, Томас (1694). Словарь искусств и наук (1-е изд.). Париж: вдова Жана-Батиста Куаньара; и Жан Батист Куаньяр сыновья.
- ^ Французская академия (1694 г.). Словарь Французской академии (1-е изд.). Париж: Жан Батист Куаньяр fils.
- ^ Коллисон, Роберт (1964). Энциклопедии: их история на протяжении веков . Нью-Йорк: Издательство Хафнер. п. 95 .
- ^ Консидайн, Джон (2014). Словари Академии 1600-1800 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 58–59.
- ^ Кафкер, Фрэнк А. (1981). Известные энциклопедии семнадцатого и восемнадцатого веков: Девять предшественников Энциклопедии . Оксфорд: Фонд Вольтера.
- ^ Дидро, Дени; д'Аламбер, Жан ле Рон (1751–1772). Энциклопедия, или Обоснованный словарь наук, искусств и ремесел (1-е изд.). Париж: Антуан-Клод Бриассон; Мишель-Антуан Давид старший; Андре-Франсуа Ле Бретон; и Лоран Дюран.
- ^ Вольтер, «Комментарии к Корнелю», в Полном собрании сочинений Вольтера , LIII-LV, изд. Дэвид Уильямс (Банбери, Фонд Вольтера, 1973–1975), LV, с. 979.
- Источники
- свободном доступе : Сэйнтсбери, Джордж (1911). « Корнель, Томас ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 167. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Кларк, Январь (2007). Театр Генего в Париже (1673–1680). Том третий: Конец машинной игры . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс. ISBN 9780773453135 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Томаса Корнеля или о нем в Интернет-архиве
- Биография, Библиография, Анализ, Обзор сюжета (на французском языке)
- Статья о Томасе Корнеле на сайте French Studies.
- Цирсе (французская версия)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Коллинз, Дэвид А. (1966). Томас Корнель: изменчивый драматург . Гаага: Мутон. ОСЛК 337242 .
- Рейнье, Гюстав (1892). Томас Корнель, его жизнь и его театр . Париж: Хашетт. Копии 1 и 2 в Интернет-архиве . Перепечатка Слаткина 1970 года: OCLC 1909565 .
- Лангле, Жак (1904). Неопубликованные заметки Альфреда де Виньи о Пьере и Томасе Корнелях Париже: А. Колен. ОСЛК 38642210 .