Оркестровая песня
Оркестровая песня (нем. Orchesterlied ) — поздний романтический жанр классической музыки для сольных голосов и оркестра.
История
[ редактировать ]То, что по сути было песней с инструментальным сопровождением – кантата и ария – было частью музыки со времен раннего барокко. Бетховен и Шуман тоже иногда обеспечивали инструментальное сопровождение некоторых песен. Полная оркестровка, позволяющая песне «выдерживать свои позиции» в концертной среде XIX века, разрабатывалась с 1840-х годов. [ 1 ] Среди самых ранних экспериментов с оркестровой песней — эксперименты Листа , который оркестровал несколько своих песен в 1840-х годах, но не опубликовал их. Примерно в 1848 году Лист также поручил композитору оперетты Огюсту Конради оркестровать свои «Странствующий человек» и «Жанна д'Арк» , но они тоже не были опубликованы и не исполнены. Спустя много времени после публикации Берлиозом своих оркестровок « Ночной ночи» в 1856 году, Лист наконец опубликовал свою собственную оркестровку « Жанны д'Арк в Бушере» как драматическую сцену для голоса и оркестра в 1874 году. [ 2 ] [ 3 ] Форма была реализована Малером до такой степени, что трудно сказать, где кончаются симфонии Малера и где начинаются его симфонические песни. [ 4 ]
Одиночные оркестровые песни
[ редактировать ]Жанр оркестровой песни имеет тенденцию к более длинным программным произведениям, чем песни в сопровождении фортепиано. По этой причине оркестровая песня может представлять собой либо более длинную одиночную песню, либо, что чаще, цикл . Пример одного длинного текста песни можно найти в Сибелиуса « тональной поэме Луоннотар » . [ 5 ] Другие примеры включают Грига » «Ден Бергтекне , соч. 32. Хьюго Вольф написал двадцать четыре свои песни для голоса и оркестра, включая «Прометей» . Макс Регер написал много песен, но только одну оркестровую песню «An die Hoffnung » ( «Надежде ») на стихи Гёльдерлина . Жанр повествовательной кантаты продолжается наряду с оркестровой песней, как « кантата Пуленка для Маскарадный бал» и «Человеческий голос» — одноактная опера одного персонажа.
Циклы оркестровых песен
[ редактировать ]Берлиоза Собственные оркестровки его Les nuits d'été песенного цикла (1841 г.) в оркестровые песни (1856 г.) часто рассматриваются как «первый оркестровый песенный цикл», хотя другие считают его первым хорошо известным прародителем оркестровой песни. [ 6 ] [ 7 ] Более поздние примеры во Франции включают Равеля второе произведение под названием «Шехерезада» , цикл песен на основе трех стихотворений Тристана Клингзора: «Азия», «Очарованная флейта» и «Индифферент» (1903), а также его цикл « Дон Кихот à Дульсине » и Шоссона » «Поэма де . любовь и море . Более поздние примеры включают оркестровые песни Жана Краса и Жака Ибера » « 4 песни Дон Кихота .
Известные примеры оркестрового песенного цикла в Германии и Австрии включают Рихарда Штрауса » «Четыре последние песни и несколько циклов Густава Малера : «Das Lied von der Erde» , «Des Knaben Wundernhorn» ; Песни странствующего подмастерья ; и детские песни смерти . Эти модели оказали влияние на Альму Малер-Верфель , Цемлинского , Йозефа Маркса , Арнольда Шёнберга , Макса Регера , Отмара Шёка , Пфицнера и Фрэнка Мартина : 6 монологов от каждого . Пауль фон Кленау « Путь любви и смерти» корнета Кристофа Рильке (1918) и «Беседы со смертью» .
Помимо Грига , скандинавские примеры включают Туре Рангстрема шведский цикл Häxorna («Ведьмы») (1938), Den Utvalda («Избранные»), Мадетойи серию Syksy (Цикл осенних песен) Селима Пальмгрена . , En sällsam fågel (Одинокая птица) и Aamun auterées (В утреннем тумане), датского композитора Питера Ланге-Мюллера оркестровки его песен Эрика Норби для и «Рильке-Лидер» меццо-сопрано с оркестром.
Мусоргского В славянских землях примеры включают оркестровки Глазунова и Римского-Корсакова четырех «Песен и плясок смерти» , оркестровые песенные циклы Шостаковича , такие как «Из еврейской народной поэзии» , «Романсы на слова японских поэтов», «Сюита на стихи Микеланджело Буонарроти» (1974). , а также – в некоторой степени – его Тринадцатая «Бабий Яр» (1962) и Четырнадцатая симфонии. [ 8 ] Владислав Желеньский и Кароль Шимановский на польском языке, а также на чешском языке Мартину » « Волшебные ночи и «Ниппонари» . [ 9 ]
В британской и американской музыке примеры оркестровых песенных циклов включают Бриттена циклы « Ноктюрн » (1958), «Les Illuminations» и «Наши отцы-охотники» . Ральф Воган Уильямс участвовал в оркестровке его песни On Wenlock Edge , первоначально для голоса, фортепиано и, по желанию, струнного квартета. Другие английские оркестровые песни включают песни Делиуса , Хьюберта Парри , Чарльза Вильерса Стэнфорда , Финци , Джона Айрленда , а также посмертные оркестровки песен Айвора Герни в аранжировках Джеральда Финци и Герберта Хауэллса.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цикл песен , с. 64, Лора Танбридж (2011). «Оркестровая песня имеет сложную генеалогию. Были... Чтобы противостоять более масштабным произведениям, Лидер нужно было усилить; это автоматически достигалось за счет добавления инструментального сопровождения. Это бы...»
- ^ Товарищ Листа , с. 433, Бен Арнольд (2002). Сита заключила: «Хотя «Блуждающая женщина» никогда не была опубликована, а «Жанна д'Арк» - только в варианте конца 1874 года, эти две пьесы подтверждают, что еще во второй половине 1840-х годов Лист уже экспериментировал с жанром оркестровой песни. "
- ^ Немецкий Лидер в девятнадцатом веке , с. 299. Руфус Э. Холлмарк (2010). «Часто говорят, что с помощью Lieder eines fahrenden Gesellen Малер основал жанр оркестрового песенного цикла, но время этой идеи определенно пришло...»
- ↑ Афиша Симфонического оркестра Сан-Франциско , Симфонический оркестр Сан-Франциско (1999). «Жанр оркестровой песни вошел в моду по всей Европе незадолго до начала нового века. Малер, который придал таким композициям полный масштаб симфонических частей, представляет собой наиболее впечатляющие примеры, но французские композиторы были полны энтузиазма. Часто их мелодии сочинялись почти одновременно в двух...»
- ^ Ян Сибелиус , с. 311, Томи Мякеля (2011). «Единственным значительным вкладом Сибелиуса в оркестровую песню – модный на рубеже веков жанр, широко представленный Густавом Малером – стал «Луоннотар». Постановка «Серенады» Эрика Йохана Стагнелиуса для баритона и оркестра».
- ^ Цикл песен , с. 64, Лора Танбридж (2011). «Это было бы одним из способов объяснить происхождение того, что иногда называют первым оркестровым песенным циклом, но, возможно, лучше рассматривать его как одного из его прародителей: «Les Nuits d'été» («Летние ночи») Гектора Берлиоза, написанную для голоса и фортепиано в .."
- ^ Кембриджская история музыки девятнадцатого века , стр. 164, Джим Самсон (2001). «Эти песни позже были оркестрованы, и их иногда называют первым циклом оркестровых песен.10 Достижением Берлиоза, даже в оригинальных версиях с фортепиано, было объединение стихов, голоса и инструментов в однородную структуру».
- ^ Мусоргский, памяти, 1881–1981 , с. 221, Малкольм Хэмрик Браун (1982). «Поздний стиль Шостаковича характеризуется как строгий, экономный, скудный и «архаичный» по звучанию... такие произведения, как Тринадцатая (1962) и Четырнадцатая симфонии, скорее воспринимаются как оркестровые песенные циклы, чем как...».
- ^ Мартину и Симфония , с. 462, Майкл Крамп (2010). «В 1932 году Мартину получил заказ от певицы Магдалены Матеевской на песню из его раннего оркестрового песенного цикла «Волшебные ночи». Он переработал центральный номер цикла для альта и фортепиано, транспонировав его на кварту и ...»