Jump to content

Война романтиков

« Война романтиков » — термин, используемый некоторыми историками музыки для описания раскола среди выдающихся музыкантов второй половины XIX века. Музыкальная структура, пределы хроматической гармонии и программная музыка по сравнению с абсолютной музыкой были основными предметами разногласий. Противоборствующие партии сформировались в 1850-х годах. Наиболее видными представителями консервативного кружка были Иоганнес Брамс , Йозеф Иоахим , Клара Шуман и Лейпцигская консерватория , основанная Феликсом Мендельсоном . Их оппоненты, радикальные прогрессисты, главным образом из Веймара , были представлены Ференцем Листом и членами так называемой Новой немецкой школы (нем. Neudeutsche Schule ), а также Рихардом Вагнером . Споры имели немецкое и центральноевропейское происхождение; музыканты из Франции , Италии и России приняли лишь незначительное участие.

Консерваторы

[ редактировать ]

Клара Шуман , Йозеф Иоахим и Иоганнес Брамс были ранними ключевыми членами консервативной группы музыкантов. Это ядро ​​сторонников поддерживало художественное наследие Роберта Шумана , мужа Клары, умершего в 1856 году. [ нужна ссылка ] [1]

Хотя Роберт Шуман был прогрессивным критиком и редактором влиятельного музыкального журнала Neue Zeitschrift für Musik , который он основал в 1834 году, он никогда не был истинным поклонником Листа. [2] Однако, поскольку Шуман поддерживал исключительно восторженные и плодотворные в художественном отношении дружеские отношения с зарождающимся авангардом радикальных романтиков — в частности с Листом — а также с музыкальными консерваторами, такими как Мендельсон и Гаде , он поначалу оставался сердечным с Листом. Он похвалил игру Листа на фортепиано в Neue Zeitschrift и положительно отозвался о его концертах в Лейпциге в 1840 году. [2] Однако, когда после 1842 года по Европе распространилась листомания , и он, и Клара считали, что Лист впал в самообман. [3] После того, как Шуман продал « Новый журнал» Францу Бренделю в 1845 году, он стал горячим сторонником Листа и его окружения. [4] Он также открыто преуменьшал значение Мендельсона и других консервативных композиторов. [4] Хотя окончательный разрыв между Листом и Шуманами наступил только в 1848 году, редакционный поворот, предпринятый Neue Zeitschrift, окрасил их отношения на всю оставшуюся жизнь. [4] Хотя Лист оставался сердечным и временами щедрым на профессиональном уровне по отношению к Шуманам, они стали к нему открыто враждебны. [5]

Клара Шуман долгое время была более консервативным эстетом в браке Шуманов. Она восприняла редакционное изменение в Neue Zeitschrift как пренебрежение наследием своего мужа. [ нужна ссылка ] Молодой Брамс, который был очень близок к Шуманам во время упадка Роберта, также взялся за дело. [6] Иоахим, который был другом Клары и Брамса, присоединился к ним в его оппозиции Листу и Новой немецкой школе. Вундеркинд, Иоахим в 17 лет стал профессором скрипки в Лейпцигской консерватории, где установил тесные связи с Мендельсоном, Шуманами и Фердинандом Давидом. [7] Два года спустя он стал концертмейстером Веймарского придворного оркестра под руководством Листа. [8] Три года, проведенные в Веймаре, оставили у него плохое впечатление о дирижировании и сочинениях Листа. [8] Его мнение о музыке Листа и остальной части Новой немецкой школы было подкреплено его перепиской с Брамсом и Кларой. [9]

Личный опыт Брамса с Листом ограничился единственным визитом в Веймар в 1853 году, когда он представил некоторые из своих сочинений группе, в которую входили Лист, Петер Корнелиус и Иоахим Рафф . После того, как Лист сыграл некоторые произведения Брамса, он исполнил свою собственную сонату для фортепиано си-минор . [10] Брамса не впечатляла ни музыка Листа, ни музыка большинства остальных представителей Новой немецкой школы. [11] Исключением был Вагнер. [11]

Критик Эдуард Ханслик оказал большое влияние на консерваторов, поскольку его взгляд на музыку как на «форму, движущуюся в звуке», совпадал с их собственными. [12] С ними в то или иное время были связаны, среди прочих, Генрих фон Герцогенберг , Фридрих Гернсхайм , Роберт Фукс и Карл Гольдмарк .

Лист, Вагнер и их последователи.

[ редактировать ]

Ключевой фигурой на стороне Веймара («Новой Германии») был Ференц Лист. Другим ведущим композитором группы был Рихард Вагнер . Другими известными фигурами, выступавшими на стороне Листа, были критик Рихард Пол и композиторы Феликс Дрезеке , Юлиус Ройбке , Карл Клиндворт , Уильям Мейсон и Питер Корнелиус . Композитор и пианист Ганс фон Бюлов поддерживал сторону Листа-Вагнера, пока его жена, дочь Листа Козима , не ушла от него к Вагнеру; затем он перешел на сторону Брамса. [13] [а 1] [а 2] Именно Бюлов назвал Брамса третьим из « Трех Б» симфонию этого композитора и назвал Первую «Десятой» в честь девяти Бетховена. [14] Поль, которого Лист пригласил в качестве неофициального постоянного критика Веймара, в печати защищал Листа, Берлиоза и Вагнера. [15] Он также отчитал Эдуарда Ханслика за то, что он утверждал, что музыка не может быть программной. [16]

Было несколько попыток с Листом в центре создать прочное и формальное общество. Ной -Веймар-Ферайн был одной из попыток создать клуб. Оно продолжалось несколько лет и публиковало протоколы их встреч. Tonkünstler -Versammlung (Конгресс музыкальных исполнителей), который впервые собрался в Лейпциге в июне 1859 года, был более успешной попыткой создания организации. (См. « Новая немецкая школа ».) В конечном итоге это привело к основанию в 1861 году Allgemeine Deutsche Musikverein ( ADMV ), «Объединенного немецкого музыкального союза», который поддержал музыкальный энтузиазм Листа.

Хотя австрийский композитор Антон Брукнер не принимал участия в дебатах между консерваторами и прогрессистами, его симфонии рассматривались как часть последних из-за их развитой гармонии, массивной оркестровки и расширенного временного масштаба. [17] Его преклонение перед Вагнером, включая посвящение его Третьей симфонии и включенные в это произведение цитаты из опер Вагнера, помогло закрепить это впечатление. [17]

Основные разногласия

[ редактировать ]

Центральным пунктом разногласий между этими двумя группами музыкантов были вопросы между традиционными и новыми музыкальными формами. Это было результатом дебатов о жизнеспособности симфонического жанра , который в руках Людвига ван Бетховена превратился из жанра, предназначенного для развлечения, в форму, включающую социальные, моральные и культурные идеалы. [18] Лист и его окружение предпочитали новые стили письма и формы, в которых музыка сочеталась бы с повествовательными и изобразительными идеями. [19] С этой целью и с девизом «Новое вино требует новых бутылок» Лист разработал симфоническую поэму . [20] Лейпцигская /Берлинская школа отстаивала формы, используемые классическими мастерами, формы, систематизированные музыковедами, такими как Адольф Бернхард Маркс в начале 19 века.

Достоверность программной музыки также была предметом споров. В своей книге 1854 года «Vom Musikalisch-Schönen» Ханслик заявил, что музыка не представляет и не может представлять собой что-то конкретное, кроме самой себя. [12] Это могло бы предложить реалистичные впечатления в манере Гектора Берлиоза , а также впечатления и чувства, такие как те, которые представлены заголовками частей в партитуре Шестой симфонии Бетховена . [а 3] Эта точка зрения сама по себе не считалась новой. [12] «Что было новым, — по словам музыковеда и биографа Листа Алана Уокера , — так это то, что [Ханслик] был музыкантом, обращающимся к музыкантам, и он нашел большую аудиторию». [12] Между первым и вторым из девяти изданий этой книги были опубликованы первые шесть симфонических стихотворений Листа, а Симфонии «Фауст» . под управлением Листа состоялась премьера [12] Ханслик отредактировал свой текст, упомянув конкретно Листа и эти произведения. [12]

Манифест консерваторов

[ редактировать ]

Одним из многих значительных событий стало подписание Манифеста против предполагаемой предвзятости Neue Zeitschrift für Musik . Эта попытка, автором которой почти наверняка был Брамс, сначала получила четыре подписи, в том числе Брамса и Иоахима, хотя были собраны и другие подписи, и в конечном итоге было получено еще больше. Однако прежде чем те, кто подписал документ, смогли поставить свои имена под документом, он попал в редакцию Berliner Musik-Zeitung Echo , а оттуда просочился в саму Neue Zeitschrift, которая 4 мая 1860 года его пародировала. Два дня спустя [21] он официально появился также в Berliner Musik-Zeitung Echo с более чем двадцатью подписями, в том числе Вольдемаром Баргелем , Альбертом Дитрихом , Карлом Райнеке и Фердинандом Хиллером .

Манифест гласил:

Нижеподписавшиеся уже давно с сожалением следят за действиями одной партии, органом которой является «Zeitschrift für Musik» Бренделя. Вышеупомянутый журнал постоянно распространяет мнение, что музыканты более серьезного направления в основном согласны с тенденциями, которые он представляет, что они признают в сочинениях лидеров этой группы произведения, имеющие художественную ценность, и что в целом, и особенно в северной Германии, разногласия за и против так называемой «Музыки будущего» завершены, и спор решен в ее пользу . Протестовать против такого неправильного толкования фактов нижеподписавшиеся считают своим долгом и заявляют, что, по крайней мере, в той мере, в какой это их касается, принципы, изложенные в журнале Бренделя, не признаются и что они относятся к произведениям вождей и ученики так называемой Новой немецкой школы, которые частью просто закрепляют эти принципы на практике, а частью вновь насаждают новые и неслыханные теории, противоречащие сокровенному духу музыки, заслуживающие решительного сожаления и осуждения. . [22]

Подписание манифеста могло причинить Иоахиму некоторую душевную боль. Хотя его не интересовала музыка Листа или продвижение Новой немецкой школы, он ограничил свои комментарии своими друзьями и музыкальными коллегами. [23] Он не делился ими с Листом до 1857 года, через четыре года после того, как покинул Веймар. [24] Манифест стал катализатором распространения конфликта в немецкой прессе в целом. [25] Лист, со своей стороны, не обсуждал манифест; вместо этого он позволил своей музыке донести до него свою точку зрения. [6]

«Война» велась через композиции, слова и даже сцены на концертах. На премьере первого фортепианного концерта Брамса в Лейпциге произошла своего рода перемена. Концерт, ставший его первым оркестровым произведением, исполненным публично, был встречен шипением. Консервативные критики возненавидели эту пьесу, а те, кто поддерживал Новую немецкую школу, хвалили ее. [26]

На карту была поставлена ​​репутация, и партизаны стремились поставить своих противников в неловкое положение публичным оскорблением; Веймарская школа провела празднование годовщины Neue Zeitschrift , где родился Шуман в Цвиккау , и явно не пригласила членов противоположной партии (включая Клару Шуман). Музыканты, с одной стороны, рассматривали спор как противопоставление эффективной и экономичной сонаты и классических форм Брамса некоторым произведениям Листа, которые по сравнению с ними казались почти бесформенными. С другой стороны, сторонники Листа считали, что музыкальная форма лучше всего соответствует музыкальному содержанию и противопоставляется произведениям, повторно использующим старые формы без какого-либо чувства их развития и причины. [ нужна ссылка ]

Вагнер высмеивал консервативную сторону в своем эссе «О дирижировании» , изображая их как «общество музыкального воздержания», ожидающее Мессию. [ нужна ссылка ]

Позиции веймарской стороны также часто были непоследовательными. К 1859 году сам Лист стал более заинтересован в написании церковной музыки и принял консервативные идеалы католической церкви . Он сохранил увлечение музыкой Мейербера (сочинившего фортепианные транскрипции музыки из своих опер), композитора, презираемого как Новой немецкой школой, так и Вагнером (чье эссе 1850 года « Еврейство в музыке» , переизданное и расширенное в 1868 году, представляет собой - Диатриба Мейербера). Листа Более того, концепции программной музыки (например, в его симфонических стихах ) были диаметрально противоположны идеалам музыкальной драмы Вагнера, выраженным в эссе последнего «Произведение будущего» . [ нужна ссылка ]

Хотя реальная враждебность между двумя сторонами с годами утихла, «война» стала четким разграничением между тем, что считалось «классической музыкой» и «современной музыкой», категориями, которые все еще сохраняются (хотя и по-разному определяются) до настоящего времени. день. [ нужна ссылка ] [ оригинальное исследование? ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Взаимная привязанность к вальсам Иоганна Штрауса II помогла подготовить почву для их дружбы (Сваффорд, Брамс , 369).
  2. Несмотря на публичное унижение, которому подверг его Вагнер, и последующую поддержку Бюловым творчества Брамса, он продолжал дирижировать музыкой Вагнера. Он также отправил Козиме утешительную телеграмму после смерти Вагнера в 1883 году (Fifield, New Grove (2001), 4:600).
  3. Вагнер считал, что такое отношение было ближе к намерениям Листа, чем любые попытки точного графического изображения. См. «Открытое письмо Вагнера о симфонических стихотворениях Листа», 1857 г., Neue Zeitschrift Fur Musik от 10 апреля 1857 г., которое возникло как письмо от 15 февраля 1857 г. принцессе Марии фон Сайн-Витгенштейн (см. Уокер, примечание на стр. 231, издание в мягкой обложке). Предисловия Листа к произведениям, похоже, также подтверждают эту точку зрения.
  1. ^ Бургер, Эрнст (1999). Роберт Шуман . Майнц: Шотт. п. 334.
  2. ^ Jump up to: а б Уокер, Веймарские годы , 340.
  3. ^ Уокер, Веймарские годы , 340-1.
  4. ^ Jump up to: а б с Уокер, Веймарские годы , 341.
  5. ^ Уокер, Веймарские годы , 342-4.
  6. ^ Jump up to: а б Уокер, Веймарские годы , 351.
  7. ^ Уокер, Веймарские годы , 344-5.
  8. ^ Jump up to: а б Уокер, Веймарские годы , 345.
  9. ^ Сваффорд, 206; Уокер, Веймарские годы , 346.
  10. ^ Сваффорд, 67-8.
  11. ^ Jump up to: а б Сваффорд, 68.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж как цитируется Уокером, Веймарские годы , 361.
  13. ^ Сваффорд, Брамс , 369.
  14. ^ Сваффорд, Брамс , 443.
  15. ^ Уокер, Веймарские годы , 364-5.
  16. ^ Уокер, Веймарские годы , 365-6.
  17. ^ Jump up to: а б Бондс, Нью-Гроув (2001), 24:839.
  18. ^ Бондс, Нью-Гроув (2001), 24:835, 837.
  19. ^ Бондс, Нью-Гроув (2001), 24:838.
  20. ^ Цитируется по Уокеру, Веймарские годы , 309.
  21. ^ (Уокер, стр. 350)
  22. Цитируется по переводу с немецкого: Walker: The Weimar Years , стр.349.
  23. ^ Уокер, Веймарские годы , 345-6.
  24. ^ Уокер, Веймарские годы , 346-7.
  25. ^ Уокер, Веймарские годы , 348.
  26. ^ Сваффорд, 190.

Источники

[ редактировать ]
  • Бондс, Марк Эван, «Симфония: II. 19 век», Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001). ISBN   0-333-60800-3 .
  • Бозарт, Джордж С., «Брамс, Иоганнес (разделы 1–5, 10–11),» Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001). ISBN   0-333-60800-3 .
  • Файфилд, Кристофер, «Бюлов, Ганс фон», Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание (Лондон: Macmillan, 2001). ISBN   0-333-60800-3 .
  • Сваффорд, Ян, Иоганнес Брамс: Биография (Нью-Йорк: Alfred A. Knopf, Inc., 1997). ISBN   0-679-42261-7 .
  • Торп-Дэви, Седрик. Музыкальная структура и дизайн , Dover Publications, 1995, ISBN   0-486-21629-2 .
  • Уокер, Алан . Ференц Лист: Веймарские годы , Издательство Корнельского университета, 1993, ISBN   0-8014-9721-3 . С. 338–367 озаглавлены и посвящены конкретно «Войне романтиков» , но это тема в другом месте.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 99df46d9e4234dc252eb67becbdd48bd__1702830180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/bd/99df46d9e4234dc252eb67becbdd48bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
War of the Romantics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)