Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Брамс)
Концерт для фортепиано с оркестром ре минор | |
---|---|
№ 1 | |
Иоганнес Брамс | |
![]() Композитор в 1853 году | |
Опус | 15 |
Составленный | 1858 |
Выполненный | 22 января 1859 г Ганновер .: |
Движения | три |
Фортепианный концерт № 1 ре минор , соч. «15» — произведение для фортепиано с оркестром, написанное Иоганнесом Брамсом в 1858 году. В следующем году композитор представил это произведение публике в Ганновере . [ 1 ] Это было его первое оркестровое произведение, и (в третьем исполнении) его первое оркестровое произведение, исполненное с одобрением публики.
Форма
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Исполняет Кристиан Цимерман с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Саймона Рэттла. | |
![]() | |
![]() | |
![]() |
Этот концерт написан в традиционных трех частях и длится примерно 40–50 минут.
- Maestoso ( ре минор ) (ок. 20 минут)
- Первая часть написана в сонатной форме и разделена на пять частей: оркестровое вступление, экспозиция, развитие, реприза и кода. Это движение большое, продолжительностью от 20 до 25 минут. Хотя и без каденции, строгое следование формам, использовавшимся в классический период, принесло Брамсу репутацию музыкального «консерватора», но его новаторские гармонии и последовательности аккордов вряд ли были таковыми. В теме широко используются арпеджированные аккорды и трели. В рамках оркестрового вступления вводятся другие темы, а тематический материал развивается как оркестром, так и солистом.
- Адажио ( ре мажор ) (ок. 13 минут)
- Это движение имеет троичную форму , с темой скрипок в сопровождении фаготов .
- Рондо : Аллегро нон Тоо (ре минор → ре мажор) (ок. 11 минут)
- По своей структуре финал Рондо аналогичен рондо Бетховена Третьего фортепианного концерта . В этом рондо присутствуют три темы; вторую тему можно считать сильной вариацией первой. Третья тема представлена в эпизоде, но никогда не развивается солистом явно, вместо этого солист «интегрируется в оркестровый эффект». Каденция следует за основной частью рондо с обширной кодой, развивающей первую и третью темы, появляющиеся позже. Кода написана в параллельном мажоре ре мажор .
Инструментарий
[ редактировать ]Пьеса рассчитана для 2 флейт , 2 гобоя , 2 кларнетов (B ♭ и A), 2 фаготов , 4 валторн (первоначально 2 в D, 2 в B ♭ бас), 2 труб (D), литавр (D и A). , фортепиано и струнные . [ 2 ]
Обзор
[ редактировать ]Роли Иоахима и Клары Шуман
[ редактировать ]Брамс сам был пианистом профессионального уровня, который сначала произвел большое впечатление на ведущего скрипача Йозефа Иоахима , который дал ему рекомендательное письмо к Роберту Шуману . Брамс и Иоахим стали близкими друзьями на всю жизнь. В 1853 году Брамс вызвал величайшее восхищение Шумана и его жены Клары , что стало поворотным моментом в карьере Брамса, сыграв для них некоторые из своих сольных фортепианных пьес. Клара была ведущей концертирующей пианисткой и композитором. У них с Брамсом завязалась дружба на всю жизнь, которая стала еще более важной, когда Роберт был помещен в приют в 1854 году и умер в 1856 году. Клара, на 14 лет старше Брамса, написала о нем в своем дневнике в 1854 году: «Я люблю его как сына. " [ 3 ] Любовь Брамса к ней была уважительной, более сложной и противоречивой, но он очень дорожил ее мнением и советами.
Состав
[ редактировать ]В ходе композиции работа проходила через разные формы. В 1854 году она началась как соната для двух фортепиано. К 27 июля того же года она трансформировалась в четырехчастную симфонию. [ 4 ] Брамс обратился за советом к своему близкому другу Юлиусу Отто Гримму . «Брамс имел обыкновение показывать свои оркестровки Гримму, который, с его консерваторским образованием, был лучше обучен оркестровке». [ 4 ] Включив некоторые предложения Гримма, Брамс отправил оркестрованную первую часть Иоахиму. Очевидно, Иоахиму это понравилось. Брамс писал ему 12 сентября 1854 г.: «Вы, как обычно, рассматривали мою симфоническую часть через розовые очки – я определенно хочу ее изменить и улучшить; в композиции еще многого не хватает, и я даже не понимаю столько оркестровки, сколько присутствует в части, поскольку лучшим из нее я обязан Гримму». [ 5 ] К январю 1855 года Брамс сочинил вторую и третью части для фортепиано. [ 6 ] В конце концов, в 1855–1856 годах он решил превратить это произведение в концерт для фортепиано, своего любимого инструмента, все еще консультируясь с друзьями по поводу оркестровки. Авинс пишет, что «Во всех многочисленных томах переписки с Брамсом и обратно нет ничего, что могло бы сравниться с письмами, которыми он и Иоахим обменивались по поводу его Первого фортепианного концерта (их более двадцати)… Ответы Иоахима, длинные, подробные, вдумчивые и опыт, являются выдающимися свидетельствами его собственного таланта, а также трепета и восхищения, которые он испытывал к своему другу». [ 7 ] Брамс сохранил только оригинальный материал из первой части произведения; Остальные части были отброшены и были составлены две новые: адажио второй части, которое Ганс Галь назвал «спокойным и сказочным», и рондо третьей части, в котором Галь услышал «здоровое, буйное творчество». [ 8 ] Результатом стало произведение в более привычной трехчастной концертной структуре . Еще в начале февраля 1858 года Иоахим отправил рукопись обратно Брамсу «полностью переработанную», надеясь, что ему понравятся переработанные части. [ 9 ] Брамс завершил свою Симфонию № 1 только в 1876 году.
Версии фортепианного дуэта
[ редактировать ]Брамс также написал аранжировку для двух фортепиано, которая, по сути, была оригинальной партитурой до оркестровки. В 1853 году Роберт Шуман купил Кларе рояль, и в семье их было два. [ 10 ] В сентябре 1856 года Брамс отправил Кларе первую часть своего нового фортепианного концерта в партитуре для двух фортепиано. 1 октября 1856 года она написала в своем дневнике, что Брамс «сочинил превосходную первую часть» фортепианного концерта и «я восхищен величием его замысла и нежностью мелодий». [ 11 ] Затем, 18 октября, «Йоханнес закончил свой концерт - мы несколько раз играли его на двух фортепиано». [ 12 ]
В 1862 году Ритер-Бидерманн, издатель Концерта, попросил Брамса написать аранжировку для фортепиано в четыре руки. Издателям нравились аранжировки для фортепиано в четыре руки, которые можно было продавать клиентам, у которых есть только одно фортепиано. Однако Брамс отказался, заявив, что для него это «непрактично». [ 13 ] Два года спустя Брамс решил, что ему нужны деньги, которые он за это получит, и договорился. [ 14 ] [ 15 ]
Ранние выступления
[ редактировать ]Клара услышала репетицию концерта в Ганновере в марте 1858 года, за девять месяцев до премьеры, и написала другу, что она «прошла очень хорошо… Почти все звучит прекрасно, некоторые части гораздо красивее, чем сам Йоханнес». воображаемое или ожидаемое». [ 16 ] Концерт впервые был исполнен 22 января 1859 года в Ганновере, Германия , когда Брамсу было всего 25 лет. [ 17 ] Публика восприняла это холодно. [ 18 ] Второе выступление, пять дней спустя, состоялось в Лейпциге . [ 19 ] Лейпцигский оркестр Гевандхауса был ведущим в Германии. состоялась премьера концерта № 5 Бетховена Фортепианного («Император»). В 1811 году Феликс Мендельсон дирижировал Гевандхаусом с 1835 года до своей смерти в 1847 году. Во время его пребывания в должности оркестр исполнил премьеру № 9 Шуберта Симфонии («Великая симфония»). ) , после смерти Шуберта; Роберт Шуман раскопал рукопись в Вене и передал копию Мендельсону. Оркестр также представил премьеру Третьей симфонии Мендельсона («Шотландской») и скрипичного концерта . Похоже, что после кончины Мендельсона «стандарты в Лейпциге снизились». [ 20 ] Тем не менее, Гевандхаус оставался весьма престижным оркестром. Его концертмейстер Фердинанд Давид пригласил Брамса исполнить там свой концерт. [ 21 ] Брамс, выступавший в качестве солиста фортепиано, провел с оркестром две репетиции в Лейпциге. Он думал, что сыграл концерт «значительно лучше, чем в Ганновере, оркестр превосходно», но в конце лишь немногие из публики попытались аплодировать, и вскоре их заглушило шипение. [ 19 ] На концерт была только одна обнадеживающая рецензия в Neue Zeitschrift für Musik , бывшем журнале Роберта Шумана; его «раскритиковали» другие критики. [ 22 ] Брамс писал Иоахиму: «Я только экспериментирую и чувствую свой путь». [ 1 ] печально добавив: «Все равно шипение было слишком сильным». [ 1 ]
Третье выступление состоялось 24 марта 1859 года на концерте Гамбургской филармонии, на котором также выступали Иоахим и ведущий баритон Юлиус Штокхаузен . Концерт имел большой успех. Каждого из трех ведущих исполнителей вызвали еще больше аплодисментов. Брамс писал Кларе, что Иоахим [как концертмейстер?] «репетировал мой концерт и сыграл его на удивление хорошо… Короче говоря, лейпцигские рецензии не принесли никакого вреда» [в Гамбурге]. Хеллер написал «очень похвальный обзор». [ 22 ]
Брамс отредактировал концерт (гораздо менее тщательно, чем раньше) и в августе 1859 года отправил исправленную рукопись Кларе, которая ответила, что получила от него «часы радости». [ 23 ] В сентябре она написала, что адажио «изысканно» и «прекрасно». Она сказала, что первая часть «доставила мне большое удовольствие», хотя ей не нравились «некоторые вещи в ней», которые она критиковала раньше, но Брамс не изменил их. Четвертое исполнение концерта (и первое исполнение в новой редакции) состоялось с Гамбургским филармоническим оркестром под управлением Георга Дитриха Оттена и не имело успеха. [ 24 ]
Еще одно выступление состоялось 3 декабря 1861 года, снова с Гамбургским филармоническим оркестром, на этот раз под управлением Брамса и Клары в качестве пианистки-соло. В своем дневнике она записала: «Я, конечно, была самым счастливым человеком во всем зале… радость от работы так охватила меня», но «публика ничего не понимала и ничего не чувствовала, иначе она должна была проявить должное уважение». [ 25 ] К тому времени концерт исполнялся концертно пять раз, имевший успех только у одной публики. Брамс и Клара отложили это дело на несколько лет.
Первое успешно исполненное оркестровое произведение.
[ редактировать ]Первая серенада , второе оркестровое произведение Брамса, исполненное на концерте, с успехом состоялась 3 марта 1860 года. До этого концерт исполнялся трижды, третий раз с успехом, 24 марта 1859 года, примерно за год до серенады.
Публикация
[ редактировать ]Летом 1860 года Брамс представил в издательства Breitkopf & Härtel пять пьес: Концерт, свою первую Серенаду , два хоровых произведения и «Восемь песен и романсов», соч. 14. Была принята только «Серенада». Концерт был отклонен из-за его плохого приема в Лейпциге. По остальным трем произведениям комментариев не было. [ 26 ] Затем Брамс представил четыре отклоненных произведения швейцарскому издателю Мельхиору Ритеру-Бидерману, который их принял, а позже опубликовал множество других произведений Брамса, включая « Немецкий Реквием» . [ 26 ]
Более поздние выступления
[ редактировать ]В ноябре 1865 года Брамс успешно исполнил концерт в Карлсруэ , и его «отозвали» из-за новых аплодисментов. [ 27 ] Группа «друзей музыки», некоторые из которых пропустили концерт, привлекла оркестрантов и организовала в воскресенье утром «частный концерт», на котором Фортепианный квартет № 2 также исполнялся Брамса. Брамс писал Кларе, что «музыканты были чрезвычайно преданы мне, так что все это было очень приятно». [ 28 ]
В 1874 году Клара исполнила сольную партию на концерте Гевандхауса в Лейпциге, первом исполнении концерта там после разгрома в январе 1859 года. [ 29 ] Сам Брамс был приглашен членом совета директоров Гевандхауса и исполнил концерт в Лейпциге 1 января 1878 года. Концерт «на этот раз прошел лишь немного лучше», чем в 1859 году. [ 30 ]
Ганс фон Бюлов был концертирующим пианистом и уважаемым дирижером. [ 31 ] Весной 1882 года он писал Брамсу: «Я буду участвовать в Рейнском музыкальном фестивале... в Аахене... Я планирую хорошо сыграть ваш ре минор [концерт] или, по крайней мере, сделать все возможное... с несколько дней уединения для подготовки». [ 32 ] Брамс ответил: «Вы... можете гордиться собой... привезти на музыкальный фестиваль такое произведение с дурной репутацией, как концерт ре минор». [ 33 ] Ни для кого не было секретом, что фон Бюлов восхищался Брамсом, назвав его третьим из « Трех Б» . В 1881 году Брамс закончил свой второй фортепианный концерт . После этого фон Бюлов совершил концертные туры «с обоими фортепианными концертами Брамса, иногда дирижируя с клавишных». [ 34 ]
Биографические моменты
[ редактировать ]Биографы Брамса часто отмечают, что первые наброски драматической вступительной части последовали вскоре после попытки самоубийства дорогого друга и наставника композитора Роберта Шумана в 1854 году, события, которое причинило Брамсу большую боль. Наконец он завершил концерт через два года после смерти Шумана в 1856 году.
Трудно оценить, в какой степени личный опыт Брамса отражен в концерте, поскольку на музыкальное выражение произведения повлияли и другие факторы. Эпическое настроение явно связывает произведение с традицией симфонии Бетховена , которой Брамс стремился подражать. Финал концерта, например, явно создан по образцу последней части Третьего фортепианного концерта концерта Бетховена, тогда как тональность ре минор такая же, как и в Девятой симфонии Бетховена , и Моцарта в драматическом Фортепианном концерте № 3 . 20 .
Симфонические и камерные техники
[ редактировать ]Произведение отражает попытку Брамса объединить фортепиано с оркестром как равных партнеров в структуре симфонического масштаба, подражая классическим концертам Моцарта и Бетховена. Таким образом, он отличается от более ранних романтических концертов, где оркестр эффективно аккомпанировал пианисту. Даже для молодого Брамса концерт-показ не имел особой привлекательности. Вместо этого он привлек как оркестр, так и солиста на службу музыкальным идеям; технически сложные отрывки концерта никогда не бывают беспричинными, а расширяют и развивают тематический материал. Такой подход полностью соответствует художественному темпераменту Брамса, но также отражает симфоническое происхождение и амбиции концерта. Его усилия основывались как на технике камерной музыки , так и на доклассическом барочном концерте гроссо Брамса - подходе, который позже был полностью реализован в Фортепианом концерте № 2 . Этот первый концерт также демонстрирует особый интерес Брамса к партитуре для литавр и валторны , обе партии которых сложны и заметны.
Хотя этот концерт был написан Брамсом в юности, он представляет собой зрелое произведение, которое указывает на его более поздние концерты и его Симфонию № 1 . Наиболее примечательны его масштаб и величие, а также захватывающие технические трудности, которые он представляет. Со временем популярность произведения росла, пока его не признали шедевром. Биограф Брамса Стайра Эвинс называет это произведение «великим». [ 35 ] Альфред Брендель считает его одним из «самых чистых произведений Брамса», заявляя, что «...особенно Концерт ре минор мне очень нравится». [ 36 ]
Избранные спектакли
[ редактировать ]- Вильгельм Бакхаус с сэром Адрианом Боултом и симфоническим оркестром BBC (28 ноября 1932 г.).
- Владимир Горовиц с Артуро Тосканини и Нью-Йоркским филармоническим оркестром (17 марта 1935 г.).
- Артур Шнабель с Джорджем Селлом и Лондонским филармоническим оркестром (1938)
- Артур Рубинштейн с Фрицем Райнером и Чикагским симфоническим оркестром (1954)
- Майра Хесс с Дмитрием Митропулосом и Нью-Йоркским филармоническим оркестром (1955)
- Юлиус Катчен с Пьером Монтё и Лондонским симфоническим оркестром (запись в актовом зале Уолтемстоу, 24–25 марта 1959 г.; выпущено на Decca LXT5546/SXL2172) [ 37 ]
- Леон Флейшер с Джорджем Селлом и Кливлендским оркестром (1958)
- Клиффорд Керзон с Джорджем Селлом и Лондонским симфоническим оркестром (1962)
- Гленн Гулд с Леонардом Бернстайном и Нью-Йоркским филармоническим оркестром (с концерта 6 апреля 1962 года , известного вступительным словом Бернштейна перед публикой, в котором он заявил, что не согласен с «удивительно широкими темпами и… частыми отклонениями от Динамические указания Брамса».
- Ван Клиберн с Эрихом Лейнсдорфом и Бостонским симфоническим оркестром (1964)
- Бруно Леонардо Гельбер с Францем-Полем Декером и Мюнхенским филармоническим оркестром (июнь 1965 г.), обладатель Гран-при Du Disque
- Клаудио Аррау с Бернаром Хайтинком и Королевским оркестром Консертгебау (1970)
- Эмиль Гилельс [ 38 ] с Ойгеном Йохумом и Берлинским филармоническим оркестром (1972)
- Артур Рубинштейн с Бернаром Хайтинком и Королевским оркестром Консертгебау (1973, видео)
- Алексис Вайсенберг с Карло Марией Джулини и Лондонским симфоническим оркестром (1973, EMI Electrola)
- Раду Лупу с Эдо де Ваартом и Лондонским симфоническим оркестром (1975)
- Артур Рубинштейн с Зубином Метой и Израильским филармоническим оркестром (1976)
- Роджер Вудворд с Куртом Мазуром и Новым филармоническим оркестром (1976, RCA Red Seal)
- Маурицио Поллини с Клаудио Аббадо и Берлинским филармоническим оркестром (1977, Deutsche Grammophon)
- Шандор Фалвай с Анталом Янчовичем и Венгерским государственным оркестром (1978)
- Владимир Ашкенази с Бернаром Хайтинком и Королевским оркестром Консертгебау (1983)
- Эмануэль Акс с Джеймсом Левином и Чикагским симфоническим оркестром (1984)
- Стивен Ковачевич с сэром Колином Дэвисом и Лондонским симфоническим оркестром (1985)
- Кристиан Цимерман с Леонардом Бернштейном и Венским филармоническим оркестром (1985, Deutsche Grammophon)
- Орасио Гутьеррес с Андре Превеном и Королевским филармоническим оркестром (1991)
- Кристиан Цимерман с сэром Саймоном Рэттлом и Берлинским филармоническим оркестром (2005)
- Элен Гримо с Михаэлем Гиленом и Симфоническим оркестром Юго-Западного немецкого радио ( Sinfonieorchester SWR Баден-Бадена и Фрайбурга ) (17 апреля 2005 г.)
- Нельсон Фрейре с Риккардо Шайи и оркестром Гевандхауса (2006, Decca ) [ 39 ]
- Норман Кригер с Джоанн Фалеттой и Симфоническим оркестром Вирджинии (2008)
- Маурицио Поллини с Кристианом Тилеманом и Государственной капеллой Дрездена (14 октября 2011 г., Deutsche Grammophon)
- Элен Гримо с Андрисом Нельсонсом и Симфоническим оркестром Баварского радио (2013, Deutsche Grammophon)
- Даниэль Баренбойм с Густаво Дудамелем и Государственной капеллой Берлина (2015, Deutsche Grammophon)
- Пол Льюис с Симфоническим оркестром Шведского радио (2016, Harmonia Mundi)
Использование в фильме
[ редактировать ]Первая часть концерта была использована для усиления особо драматических моментов британского фильма «Г-образная комната » (1963) в записи Питера Катина .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Юэн, Дэвид (март 2007 г.). Музыка для миллионов . п. 108. ИСБН 978-1-4067-3926-8 . Проверено 18 декабря 2009 г.
- ^ «Фортепианный концерт № 1 (Иоганнес Брамс)» . Лос-Анджелес Фил . Проверено 29 ноября 2022 г.
- ^ Лицманн, с. 94
- ^ Перейти обратно: а б Брамс и Авинс, с. 50, примечание 44
- ^ Брамс и Авинс, с. 61
- ^ Брамс и Авинс, с. 85
- ^ Брамс и Авинс, стр. 146–147.
- ^ Гал, стр. 114–117
- ^ Брамс и Авинс, с. 164
- ^ Лицманн, с. 39
- ^ Лицманн, с. 146
- ^ Лицманн, с. 147
- ^ Брамс и Авинс, с. 245
- ^ Фортепианный концерт № 1 ре мажор; Оригинальная переложение композитора для фортепиано в четыре руки Брамса, переиздание издания 1864 года.
- ^ Брамс и Авинс, с. Брамса 288. Позже «Венгерские танцы» для фортепиано в четыре руки принесли ему и его издателю Симроку большую прибыль .
- ^ Лицманн, с. 159
- ^ Сваффорд, январь (1997). Иоганнес Брамс: Биография . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 188. ИСБН 0-679-42261-7 .
- ^ Брамс и Авинс, с. 187
- ^ Перейти обратно: а б Сваффорд, январь (1997). Иоганнес Брамс: Биография . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 189. ИСБН 0-679-42261-7 .
- ^ Кэмпбелл, Маргарет (1981), Великие скрипачи , Даблдей, Гарден-Сити, Нью-Йорк, стр. 76
- ^ Брамс и Авинс, с. 180
- ^ Перейти обратно: а б Брамс и Авинс, с. 190
- ^ Лицманн, стр. 172–173.
- ^ Брамс и Авинс, стр. 217, 222–223; Эйвинс возлагает вину на Оттена.
- ^ Лицманн, стр. 200–201.
- ^ Перейти обратно: а б Брамс и Авинс, с. 224
- ^ Брамс и Авинс, с. 335
- ^ Брамс и Авинс, с. 337
- ^ Брамс и Авинс, с. 190; Авинс не комментирует, как был воспринят спектакль 1874 года.
- ^ Брамс и Авинс, с. 531
- ↑ В 1887–1892 годах он дирижировал Берлинской филармонией , получившей при нем известность. основанной незадолго до этого в 1882 году
- ^ Письма Ганса фон Бюлова Иоганнесу Брамсу: исследовательское издание , изд. Ханс-Йоахим Хинрихсен , пер. Синтия Клор, 2012, Scarecrow Press, Лэнхэм, Мэриленд, стр. 11
- ^ Брамс и Авинс, стр. 593–594.
- ^ Филип Хашер, «Об обложке», Гармония: Форум Института симфонического оркестра , 2012 [1]
- ^ Авинс, Стайра, «Иоганнес Брамс», в Oxford Companion to Music , изд. Элисон Лэтэм, издательство Оксфордского университета, 2003 г., ISBN 978-0-19-866212-9
- ^ Нью-Йоркское обозрение книг, 11 июля 2013 г.
- ^ Хант Дж. Галльское трио - Чарльз Мунк, Пол Рейн, Питер Монтё. Джон Хант, 2003, 2009, стр. 165.
- ^ Конрад Уилсон: Заметки о Брамсе: 20 важнейших работ (Эдинборо, Saint Andrew Press: 2005), с. 16
- ^ Хейвуд, Тони. "Фортепианные концерты БРАМСа Фрейре - обзор компакт-диска" . www.musicweb-international.com . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 17 февраля 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Брамс, Иоганнес; Авинс, Стайра (1997). Иоганнес Брамс: Жизнь и письма в Google Книгах . выбрано и аннотировано Стайрой Авинс, пер. Йозеф Эйзингер и С. Авинс, Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-924773-0 .
- Фриш, Уолтер и Карнес, Кевин С., ред., Брамс и его мир (пересмотренное издание) , Princeton University Press, 2009, книга Google.
- Галь, Ганс (1971), Иоганнес Брамс: его работа и личность , перевод Йозефа Штайна, Кнопф, Нью-Йорк.
- Лицманн, Бертольд (1913), Клара Шуман: Жизнь художника, основанная на материалах из «Дневников и писем» , переведенных и сокращенных из четвертого немецкого издания Грейс Э. Хадоу, Макмиллана, Лондон, и Брейткопфа и Хертеля, Лейпциг, 1913, том . 2. (Том 1 рассказывает о ее жизни до 1850 года, до встречи с Брамсом в 1853 году.)»
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Оркестровые произведения Брамса (доступна бесплатная партитура этого произведения. В свободном доступе.)
- Концерт для фортепиано с оркестром № 1 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Фортепианный концерт № 1 на YouTube в исполнении Артура Рубинштейна , Фрица Райнера , Чикагского симфонического оркестра ,
- Фортепианный концерт № 1 в исполнении Клаудио Аррау , Карло Марии Джулини , Филармонического оркестра