Jump to content

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Брамс)

Концерт для фортепиано с оркестром ре минор
№ 1
Иоганнес Брамс
Композитор в 1853 году
Опус 15
Составленный 1858  ( 1858 )
Выполненный 22 января 1859 г ( 1859-01-22 ) .: Ганновер
Движения три

Фортепианный концерт № 1 ре минор , соч. «15» — произведение для фортепиано с оркестром, написанное Иоганнесом Брамсом в 1858 году. В следующем году композитор представил это произведение публике в Ганновере . [ 1 ] Это было его первое оркестровое произведение, и (в третьем исполнении) его первое оркестровое произведение, исполненное с одобрением публики.

Внешний звук
Исполняет Кристиан Цимерман с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Саймона Рэттла.
значок аудио I. Maestoso - Чуть более умеренный
значок аудио II. Пословица
значок аудио III. Рондо (Аллегро нон танто)

Этот концерт написан в традиционных трех частях и длится примерно 40–50 минут.

  1. Maestoso ( ре минор ) (ок. 20 минут)
    Первая часть написана в сонатной форме и разделена на пять частей: оркестровое вступление, экспозиция, развитие, реприза и кода. Это движение большое, продолжительностью от 20 до 25 минут. Хотя и без каденции, строгое следование формам, использовавшимся в классический период, принесло Брамсу репутацию музыкального «консерватора», но его новаторские гармонии и последовательности аккордов вряд ли были таковыми. В теме широко используются арпеджированные аккорды и трели. В рамках оркестрового вступления вводятся другие темы, а тематический материал развивается как оркестром, так и солистом.
  2. Адажио ( ре мажор ) (ок. 13 минут)
    Это движение имеет троичную форму , с темой скрипок в сопровождении фаготов .
  3. Рондо : Аллегро нон Тоо (ре минор → ре мажор) (ок. 11 минут)
    По своей структуре финал Рондо аналогичен рондо Бетховена Третьего фортепианного концерта . В этом рондо присутствуют три темы; вторую тему можно считать сильной вариацией первой. Третья тема представлена ​​в эпизоде, но никогда не развивается солистом явно, вместо этого солист «интегрируется в оркестровый эффект». Каденция следует за основной частью рондо с обширной кодой, развивающей первую и третью темы, появляющиеся позже. Кода написана в параллельном мажоре ре мажор .

Инструментарий

[ редактировать ]

Пьеса рассчитана для 2 флейт , 2 гобоя , 2 кларнетов (B и A), 2 фаготов , 4 валторн (первоначально 2 в D, 2 в B бас), 2 труб (D), литавр (D и A). , фортепиано и струнные . [ 2 ]

Роли Иоахима и Клары Шуман

[ редактировать ]

Брамс сам был пианистом профессионального уровня, который сначала произвел большое впечатление на ведущего скрипача Йозефа Иоахима , который дал ему рекомендательное письмо к Роберту Шуману . Брамс и Иоахим стали близкими друзьями на всю жизнь. В 1853 году Брамс вызвал величайшее восхищение Шумана и его жены Клары , что стало поворотным моментом в карьере Брамса, сыграв для них некоторые из своих сольных фортепианных пьес. Клара была ведущей концертирующей пианисткой и композитором. У них с Брамсом завязалась дружба на всю жизнь, которая стала еще более важной, когда Роберт был помещен в приют в 1854 году и умер в 1856 году. Клара, на 14 лет старше Брамса, написала о нем в своем дневнике в 1854 году: «Я люблю его как сына. " [ 3 ] Любовь Брамса к ней была уважительной, более сложной и противоречивой, но он очень дорожил ее мнением и советами.

В ходе композиции работа проходила через разные формы. В 1854 году она началась как соната для двух фортепиано. К 27 июля того же года она трансформировалась в четырехчастную симфонию. [ 4 ] Брамс обратился за советом к своему близкому другу Юлиусу Отто Гримму . «Брамс имел обыкновение показывать свои оркестровки Гримму, который, с его консерваторским образованием, был лучше обучен оркестровке». [ 4 ] Включив некоторые предложения Гримма, Брамс отправил оркестрованную первую часть Иоахиму. Очевидно, Иоахиму это понравилось. Брамс писал ему 12 сентября 1854 г.: «Вы, как обычно, рассматривали мою симфоническую часть через розовые очки – я определенно хочу ее изменить и улучшить; в композиции еще многого не хватает, и я даже не понимаю столько оркестровки, сколько присутствует в части, поскольку лучшим из нее я обязан Гримму». [ 5 ] К январю 1855 года Брамс сочинил вторую и третью части для фортепиано. [ 6 ] В конце концов, в 1855–1856 годах он решил превратить это произведение в концерт для фортепиано, своего любимого инструмента, все еще консультируясь с друзьями по поводу оркестровки. Авинс пишет, что «Во всех многочисленных томах переписки с Брамсом и обратно нет ничего, что могло бы сравниться с письмами, которыми он и Иоахим обменивались по поводу его Первого фортепианного концерта (их более двадцати)… Ответы Иоахима, длинные, подробные, вдумчивые и опыт, являются выдающимися свидетельствами его собственного таланта, а также трепета и восхищения, которые он испытывал к своему другу». [ 7 ] Брамс сохранил только оригинальный материал из первой части произведения; Остальные части были отброшены и были составлены две новые: адажио второй части, которое Ганс Галь назвал «спокойным и сказочным», и рондо третьей части, в котором Галь услышал «здоровое, буйное творчество». [ 8 ] Результатом стало произведение в более привычной трехчастной концертной структуре . Еще в начале февраля 1858 года Иоахим отправил рукопись обратно Брамсу «полностью переработанную», надеясь, что ему понравятся переработанные части. [ 9 ] Брамс завершил свою Симфонию № 1 только в 1876 году.

Версии фортепианного дуэта

[ редактировать ]

Брамс также написал аранжировку для двух фортепиано, которая, по сути, была оригинальной партитурой до оркестровки. В 1853 году Роберт Шуман купил Кларе рояль, и в семье их было два. [ 10 ] В сентябре 1856 года Брамс отправил Кларе первую часть своего нового фортепианного концерта в партитуре для двух фортепиано. 1 октября 1856 года она написала в своем дневнике, что Брамс «сочинил превосходную первую часть» фортепианного концерта и «я восхищен величием его замысла и нежностью мелодий». [ 11 ] Затем, 18 октября, «Йоханнес закончил свой концерт - мы несколько раз играли его на двух фортепиано». [ 12 ]

В 1862 году Ритер-Бидерманн, издатель Концерта, попросил Брамса написать аранжировку для фортепиано в четыре руки. Издателям нравились аранжировки для фортепиано в четыре руки, которые можно было продавать клиентам, у которых есть только одно фортепиано. Однако Брамс отказался, заявив, что для него это «непрактично». [ 13 ] Два года спустя Брамс решил, что ему нужны деньги, которые он за это получит, и договорился. [ 14 ] [ 15 ]

Ранние выступления

[ редактировать ]

Клара услышала репетицию концерта в Ганновере в марте 1858 года, за девять месяцев до премьеры, и написала другу, что она «прошла очень хорошо… Почти все звучит прекрасно, некоторые части гораздо красивее, чем сам Йоханнес». воображаемое или ожидаемое». [ 16 ] Концерт впервые был исполнен 22 января 1859 года в Ганновере, Германия , когда Брамсу было всего 25 лет. [ 17 ] Публика восприняла это холодно. [ 18 ] Второе выступление, пять дней спустя, состоялось в Лейпциге . [ 19 ] Лейпцигский оркестр Гевандхауса был ведущим в Германии. состоялась премьера концерта № 5 Бетховена Фортепианного («Император»). В 1811 году Феликс Мендельсон дирижировал Гевандхаусом с 1835 года до своей смерти в 1847 году. Во время его пребывания в должности оркестр исполнил премьеру № 9 Шуберта Симфонии («Великая симфония»). ) , после смерти Шуберта; Роберт Шуман раскопал рукопись в Вене и передал копию Мендельсону. Оркестр также представил премьеру Третьей симфонии Мендельсона («Шотландской») и скрипичного концерта . Похоже, что после кончины Мендельсона «стандарты в Лейпциге снизились». [ 20 ] Тем не менее, Гевандхаус оставался весьма престижным оркестром. Его концертмейстер Фердинанд Давид пригласил Брамса исполнить там свой концерт. [ 21 ] Брамс, выступавший в качестве солиста фортепиано, провел с оркестром две репетиции в Лейпциге. Он думал, что сыграл концерт «значительно лучше, чем в Ганновере, оркестр превосходно», но в конце лишь немногие из публики попытались аплодировать, и вскоре их заглушило шипение. [ 19 ] На концерт была только одна обнадеживающая рецензия в Neue Zeitschrift für Musik , бывшем журнале Роберта Шумана; его «раскритиковали» другие критики. [ 22 ] Брамс писал Иоахиму: «Я только экспериментирую и чувствую свой путь». [ 1 ] печально добавив: «Все равно шипение было слишком сильным». [ 1 ]

Третье выступление состоялось 24 марта 1859 года на концерте Гамбургской филармонии, на котором также выступали Иоахим и ведущий баритон Юлиус Штокхаузен . Концерт имел большой успех. Каждого из трех ведущих исполнителей вызвали еще больше аплодисментов. Брамс писал Кларе, что Иоахим [как концертмейстер?] «репетировал мой концерт и сыграл его на удивление хорошо… Короче говоря, лейпцигские рецензии не принесли никакого вреда» [в Гамбурге]. Хеллер написал «очень похвальный обзор». [ 22 ]

Брамс отредактировал концерт (гораздо менее тщательно, чем раньше) и в августе 1859 года отправил исправленную рукопись Кларе, которая ответила, что получила от него «часы радости». [ 23 ] В сентябре она написала, что адажио «изысканно» и «прекрасно». Она сказала, что первая часть «доставила мне большое удовольствие», хотя ей не нравились «некоторые вещи в ней», которые она критиковала раньше, но Брамс не изменил их. Четвертое исполнение концерта (и первое исполнение в новой редакции) состоялось с Гамбургским филармоническим оркестром под управлением Георга Дитриха Оттена и не имело успеха. [ 24 ]

Еще одно выступление состоялось 3 декабря 1861 года, снова с Гамбургским филармоническим оркестром, на этот раз под управлением Брамса и Клары в качестве пианистки-соло. В своем дневнике она записала: «Я, конечно, была самым счастливым человеком во всем зале… радость от работы так охватила меня», но «публика ничего не понимала и ничего не чувствовала, иначе она должна была проявить должное уважение». [ 25 ] К тому времени концерт исполнялся концертно пять раз, имевший успех только у одной публики. Брамс и Клара отложили это дело на несколько лет.

Первое успешно исполненное оркестровое произведение.

[ редактировать ]

Первая серенада , второе оркестровое произведение Брамса, исполненное на концерте, с успехом состоялась 3 марта 1860 года. До этого концерт исполнялся трижды, третий раз с успехом, 24 марта 1859 года, примерно за год до серенады.

Публикация

[ редактировать ]

Летом 1860 года Брамс представил в издательства Breitkopf & Härtel пять пьес: Концерт, свою первую Серенаду , два хоровых произведения и «Восемь песен и романсов», соч. 14. Была принята только «Серенада». Концерт был отклонен из-за его плохого приема в Лейпциге. По остальным трем произведениям комментариев не было. [ 26 ] Затем Брамс представил четыре отклоненных произведения швейцарскому издателю Мельхиору Ритеру-Бидерману, который их принял, а позже опубликовал множество других произведений Брамса, включая « Немецкий Реквием» . [ 26 ]

Более поздние выступления

[ редактировать ]

В ноябре 1865 года Брамс успешно исполнил концерт в Карлсруэ , и его «отозвали» из-за новых аплодисментов. [ 27 ] Группа «друзей музыки», некоторые из которых пропустили концерт, привлекла оркестрантов и организовала в воскресенье утром «частный концерт», на котором Фортепианный квартет № 2 также исполнялся Брамса. Брамс писал Кларе, что «музыканты были чрезвычайно преданы мне, так что все это было очень приятно». [ 28 ]

В 1874 году Клара исполнила сольную партию на концерте Гевандхауса в Лейпциге, первом исполнении концерта там после разгрома в январе 1859 года. [ 29 ] Сам Брамс был приглашен членом совета директоров Гевандхауса и исполнил концерт в Лейпциге 1 января 1878 года. Концерт «на этот раз прошел лишь немного лучше», чем в 1859 году. [ 30 ]

Ганс фон Бюлов был концертирующим пианистом и уважаемым дирижером. [ 31 ] Весной 1882 года он писал Брамсу: «Я буду участвовать в Рейнском музыкальном фестивале... в Аахене... Я планирую хорошо сыграть ваш ре минор [концерт] или, по крайней мере, сделать все возможное... с несколько дней уединения для подготовки». [ 32 ] Брамс ответил: «Вы... можете гордиться собой... привезти на музыкальный фестиваль такое произведение с дурной репутацией, как концерт ре минор». [ 33 ] Ни для кого не было секретом, что фон Бюлов восхищался Брамсом, назвав его третьим из « Трех Б» . В 1881 году Брамс закончил свой второй фортепианный концерт . После этого фон Бюлов совершил концертные туры «с обоими фортепианными концертами Брамса, иногда дирижируя с клавишных». [ 34 ]

Биографические моменты

[ редактировать ]

Биографы Брамса часто отмечают, что первые наброски драматической вступительной части последовали вскоре после попытки самоубийства дорогого друга и наставника композитора Роберта Шумана в 1854 году, события, которое причинило Брамсу большую боль. Наконец он завершил концерт через два года после смерти Шумана в 1856 году.

Трудно оценить, в какой степени личный опыт Брамса отражен в концерте, поскольку на музыкальное выражение произведения повлияли и другие факторы. Эпическое настроение явно связывает произведение с традицией симфонии Бетховена , которой Брамс стремился подражать. Финал концерта, например, явно создан по образцу последней части Третьего фортепианного концерта концерта Бетховена, тогда как тональность ре минор такая же, как и в Девятой симфонии Бетховена , и Моцарта в драматическом Фортепианном концерте № 3 . 20 .

Симфонические и камерные техники

[ редактировать ]

Произведение отражает попытку Брамса объединить фортепиано с оркестром как равных партнеров в структуре симфонического масштаба, подражая классическим концертам Моцарта и Бетховена. Таким образом, он отличается от более ранних романтических концертов, где оркестр эффективно аккомпанировал пианисту. Даже для молодого Брамса концерт-показ не имел особой привлекательности. Вместо этого он привлек как оркестр, так и солиста на службу музыкальным идеям; технически сложные отрывки концерта никогда не бывают беспричинными, а расширяют и развивают тематический материал. Такой подход полностью соответствует художественному темпераменту Брамса, но также отражает симфоническое происхождение и амбиции концерта. Его усилия основывались как на технике камерной музыки , так и на доклассическом барочном концерте гроссо Брамса - подходе, который позже был полностью реализован в Фортепианом концерте № 2 . Этот первый концерт также демонстрирует особый интерес Брамса к партитуре для литавр и валторны , обе партии которых сложны и заметны.

Хотя этот концерт был написан Брамсом в юности, он представляет собой зрелое произведение, которое указывает на его более поздние концерты и его Симфонию № 1 . Наиболее примечательны его масштаб и величие, а также захватывающие технические трудности, которые он представляет. Со временем популярность произведения росла, пока его не признали шедевром. Биограф Брамса Стайра Эвинс называет это произведение «великим». [ 35 ] Альфред Брендель считает его одним из «самых чистых произведений Брамса», заявляя, что «...особенно Концерт ре минор мне очень нравится». [ 36 ]

Избранные спектакли

[ редактировать ]

Использование в фильме

[ редактировать ]

Первая часть концерта была использована для усиления особо драматических моментов британского фильма «Г-образная комната » (1963) в записи Питера Катина .

  1. ^ Перейти обратно: а б с Юэн, Дэвид (март 2007 г.). Музыка для миллионов . п. 108. ИСБН  978-1-4067-3926-8 . Проверено 18 декабря 2009 г.
  2. ^ «Фортепианный концерт № 1 (Иоганнес Брамс)» . Лос-Анджелес Фил . Проверено 29 ноября 2022 г.
  3. ^ Лицманн, с. 94
  4. ^ Перейти обратно: а б Брамс и Авинс, с. 50, примечание 44
  5. ^ Брамс и Авинс, с. 61
  6. ^ Брамс и Авинс, с. 85
  7. ^ Брамс и Авинс, стр. 146–147.
  8. ^ Гал, стр. 114–117
  9. ^ Брамс и Авинс, с. 164
  10. ^ Лицманн, с. 39
  11. ^ Лицманн, с. 146
  12. ^ Лицманн, с. 147
  13. ^ Брамс и Авинс, с. 245
  14. ^ Фортепианный концерт № 1 ре мажор; Оригинальная переложение композитора для фортепиано в четыре руки Брамса, переиздание издания 1864 года.
  15. ^ Брамс и Авинс, с. Брамса 288. Позже «Венгерские танцы» для фортепиано в четыре руки принесли ему и его издателю Симроку большую прибыль .
  16. ^ Лицманн, с. 159
  17. ^ Сваффорд, январь (1997). Иоганнес Брамс: Биография . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 188. ИСБН  0-679-42261-7 .
  18. ^ Брамс и Авинс, с. 187
  19. ^ Перейти обратно: а б Сваффорд, январь (1997). Иоганнес Брамс: Биография . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. п. 189. ИСБН  0-679-42261-7 .
  20. ^ Кэмпбелл, Маргарет (1981), Великие скрипачи , Даблдей, Гарден-Сити, Нью-Йорк, стр. 76
  21. ^ Брамс и Авинс, с. 180
  22. ^ Перейти обратно: а б Брамс и Авинс, с. 190
  23. ^ Лицманн, стр. 172–173.
  24. ^ Брамс и Авинс, стр. 217, 222–223; Эйвинс возлагает вину на Оттена.
  25. ^ Лицманн, стр. 200–201.
  26. ^ Перейти обратно: а б Брамс и Авинс, с. 224
  27. ^ Брамс и Авинс, с. 335
  28. ^ Брамс и Авинс, с. 337
  29. ^ Брамс и Авинс, с. 190; Авинс не комментирует, как был воспринят спектакль 1874 года.
  30. ^ Брамс и Авинс, с. 531
  31. В 1887–1892 годах он дирижировал Берлинской филармонией , получившей при нем известность. основанной незадолго до этого в 1882 году
  32. ^ Письма Ганса фон Бюлова Иоганнесу Брамсу: исследовательское издание , изд. Ханс-Йоахим Хинрихсен , пер. Синтия Клор, 2012, Scarecrow Press, Лэнхэм, Мэриленд, стр. 11
  33. ^ Брамс и Авинс, стр. 593–594.
  34. ^ Филип Хашер, «Об обложке», Гармония: Форум Института симфонического оркестра , 2012 [1]
  35. ^ Авинс, Стайра, «Иоганнес Брамс», в Oxford Companion to Music , изд. Элисон Лэтэм, издательство Оксфордского университета, 2003 г., ISBN   978-0-19-866212-9
  36. ^ Нью-Йоркское обозрение книг, 11 июля 2013 г.
  37. ^ Хант Дж. Галльское трио - Чарльз Мунк, Пол Рейн, Питер Монтё. Джон Хант, 2003, 2009, стр. 165.
  38. ^ Конрад Уилсон: Заметки о Брамсе: 20 важнейших работ (Эдинборо, Saint Andrew Press: 2005), с. 16
  39. ^ Хейвуд, Тони. "Фортепианные концерты БРАМСа Фрейре - обзор компакт-диска" . www.musicweb-international.com . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 17 февраля 2019 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Брамс, Иоганнес; Авинс, Стайра (1997). Иоганнес Брамс: Жизнь и письма в Google Книгах . выбрано и аннотировано Стайрой Авинс, пер. Йозеф Эйзингер и С. Авинс, Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-924773-0 .
  • Фриш, Уолтер и Карнес, Кевин С., ред., Брамс и его мир (пересмотренное издание) , Princeton University Press, 2009, книга Google.
  • Галь, Ганс (1971), Иоганнес Брамс: его работа и личность , перевод Йозефа Штайна, Кнопф, Нью-Йорк.
  • Лицманн, Бертольд (1913), Клара Шуман: Жизнь художника, основанная на материалах из «Дневников и писем» , переведенных и сокращенных из четвертого немецкого издания Грейс Э. Хадоу, Макмиллана, Лондон, и Брейткопфа и Хертеля, Лейпциг, 1913, том . 2. (Том 1 рассказывает о ее жизни до 1850 года, до встречи с Брамсом в 1853 году.)»
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ac353cf7c518f7d6e6824396d9a6405__1712943600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/05/6ac353cf7c518f7d6e6824396d9a6405.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Piano Concerto No. 1 (Brahms) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)