Венгерские танцы (Брамс)
« Венгерские танцы » (нем. Ungarische Tänze ) Иоганна Брамса ( WoO 1) представляют собой набор из 21 живой танцевальной мелодии, основанный в основном на венгерских темах, завершенный в 1879 году. [ 1 ] Продолжительность их варьируется от минуты до пяти минут. Они входят в число самых популярных произведений Брамса и принесли ему наибольшую прибыль. Каждый танец аранжирован для самых разных инструментов и ансамблей . Первоначально Брамс написал версию для фортепиано в четыре руки , а позже аранжировал первые десять танцев для фортепиано соло. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]«Венгерские танцы» Брамса следует рассматривать в контексте интереса к народной музыке. И Гайдн, и Боккерини часто ссылаются на цыганскую музыку, но во времена Брамса именно Ференц Лист с его венгерскими рапсодиями вдохновлял Брамса как в художественном, так и в финансовом отношении ( несмотря на их различия в музыкальной философии ). В 1850 году Брамс познакомился с венгерским скрипачом Эде Ремени и сопровождал его на нескольких сольных концертах в течение следующих нескольких лет. Это было его знакомство с музыкой в «цыганском стиле», такой как чардаш , которая позже легла в основу его самых прибыльных и популярных композиций - двух сборников «Венгерских танцев» (опубликованных в 1869 и 1880 годах). [ 3 ] [ 4 ]
Лишь номера 11, 14 и 16 представляют собой полностью оригинальные композиции. [ 5 ] К наиболее известным венгерским танцам относятся Nos. 1 и 5, последний из которых был основан на « Bártfai emlék » («Воспоминания о Бартфе ») венгерского композитора Белы Келера , которую Брамс ошибочно считал традиционной народной песней. [ 6 ] В сноске к изданию Людвига-Мастерса современной оркестровки Венгерского танца № 1 говорится: «Считается, что материал для этого танца взят из Божественного Чардаша (ок. 1850 г.) венгерского композитора и дирижера Миски Борзо».
Список
[ редактировать ]Книга 1. (издана в 1869 г.)
- соль минор: Аллегро Молто
- ре минор (оркестр. Халлен, 1882): Allegro non assai - Vivace
- фа мажор: Аллегретто
- фа минор (фа ♯ минор в оркестровке Юона 1933 года): Немного продолжительный - Живой
- фа ♯ минор (соль минор в оркестровке Парлоу 1876 года): Аллегро - Vivace
Книга 2. (издана в 1869 г.)
- ре ♭ мажор (ре мажор в оркестровке Парлоу 1876 года): Vivace
- ля мажор (фа мажор в сольной фортепианной аранжировке Брамса): Аллегретто – Vivo
- ля минор: Престо
- ми минор: Аллегро ма нон танто
- ми мажор (фа мажор для оркестра): Престо
Книга 3. (опубликована в 1880 году; оркестровки этих шести Парлоу были сделаны в 1885 году без изменения тональности)
- ре минор: Poco andante
- ре минор: Престо
- ре мажор: Andantino grazioso – Vivace
- ре минор: Немного анданте
- си ♭ мажор: Allegretto grazioso
- фа минор: Con moto - фа мажор: Престо
Книга 4. (опубликована в 1880 году; оркестровки этих пяти произведений Дворжаком были сделаны в октябре и ноябре того же года без изменения тональности)
- фа ♯ минор : Андантино – Виваче
- ре мажор: Очень оживленно
- си минор: Аллегретто
- ми минор: Poco allegretto – Vivace
- ми минор: Vivace – ми мажор: быстрее
Аранжировки и влияния
[ редактировать ]Брамс написал оркестровые аранжировки для №№ 1, 3 и 10. [ 7 ] Остальные танцы оркестровали другие композиторы. В число этих композиторов входят Антонин Дворжак (номера с 17 по 21), Андреас Халлен (номера 2, 4 и 7), Пауль Юон (№ 4), Мартин Шмелинг (1864–1943) (номера с 5 по 7), Ханс Галь. (№ 8 и 9), Альберт Парлоу (№ 5, 6 в 1876 г.) [ 8 ] и с 11 по 16 в 1885 г.) и Роберт Шоллум (№ 4, 8 и 9). Совсем недавно Иван Фишер оркестровал весь сет.
Первые десять танцев были аранжированы для фортепиано соло самим Брамсом. Остальные танцы (№№ 11-21) были аранжированы для фортепиано соло Теодором Киршнером . №№ 11–16 также переложены для упрощенного фортепиано Робертом Келлером .
«Венгерские танцы» также были аранжированы для скрипки и фортепиано, в первую очередь Паулем Кленгелем (№ 1–3, 5–8, 13, 17, 19–21) и Фрицем Крейслером (№ 17).
Брамса Венгерские танцы оказали влияние на развитие рэгтайма . [ 9 ] как отмечено в роли немецко-американского учителя игры на фортепиано Джулиуса Вайса в ранней жизни и карьере композитора рэгтайма Скотта Джоплина .
Венгерский танец № 4 фа ♯ минор был использован композитором Джоном Моррисом в качестве основной темы в его партитуре к Мела Брукса комедийному фильму «Двенадцать стульев » (1970), действие которого происходит в Советском Союзе в 1920-х годах. Сюда входила как инструментальная партитура к фильму, так и песня Hope for the Best, Expect the Worst на слова Мела Брукса, все они основаны на композиции Иоганнеса Брамса.
Записи
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
Самая ранняя известная запись какой-либо части венгерских танцев была сокращенной фортепианной версией Венгерского танца № 1 1889 года, исполненной самим Брамсом, и, как известно, была записана Тео Вангеманном , помощником Томаса Эдисона . В самой записи до начала музыки можно услышать следующий диалог:
- Тео Вангеманн: «Декабрь 1889 года».
- Иоганнес Брамс: «В доме доктора Феллингера с доктором Брамсом, Иоганнес Брамс». (На английском языке: «В доме доктора Феллингера с доктором Брамсом, Иоганнесом Брамсом».)
Йозеф Иоахим , близкий друг Брамса, в сотрудничестве с неназванным аккомпанирующим пианистом записали собственные исполнения Венгерских танцев №№ 1 и 2.
Самые первые записи Леопольда Стоковского с Филадельфийским оркестром были посвящены венгерским танцам №№ 5 и 6. Они были записаны компанией Victor Talking Machine в Камдене, штат Нью-Джерси, в 1917 году.
Бостонский поп-оркестр под руководством Артура Фидлера записал венгерские танцы №№ 5 и 6 в Симфоническом зале Бостона . Венгерский танец № 5 был записан 25 июня 1950 года. Он был выпущен RCA Victor под каталожным номером 10-3254B (в США) и EMI на лейбле His Master's Voice под каталожным номером B 10631. Венгерский танец № 6 был записан 16 июня 1950 года. Он был выпущен RCA Victor Records под каталожным номером 10-3244B (в США) и EMI на лейбле His Master's Voice под каталожным номером B 10631. Это были диски со скоростью 78 об / мин. Аранжировки произведений сделал Альберт Парлоу.
Юлиус Катчен и Жан-Пьер Марти записали полный набор в 1960-х годах как часть записи Катченом полного собрания фортепианных произведений Брамса. Алоис и Альфонс Контарски записали их в 1976 году для Deutsche Grammophon , первоначально выпущенных на пластинке под каталожным номером 2530 710. Французские сестры-дуэты-пианистки Катя и Мариэль Лабек записали полный набор танцев для Philips в 1981 году под каталожным номером 4164592.
Танцы № 17, 19 и 21 были записаны в 1966 году Голливудским симфоническим оркестром для их альбома Orchestral Fireworks , выпущенного в Великобритании на лейбле Music For Pleasure .
Первые полные оркестровые версии были записаны Марио Росси, дирижирующим оркестром Венской государственной оперы, в 1956 году и выпущены на Vanguard Records. Оркестровки №№ Роберта Шоллума. 4, 8 и 9 были заказаны Vanguard для этой записи.
Они снова были записаны Гансом Шмидтом-Иссерштедтом, дирижирующим Симфоническим оркестром радио NDR в Гамбурге в 1967 году, и выпущены в США на лейбле Vanguard. Первый цифровой альбом Клаудио Аббадо и Венского филармонического оркестра для Deutsche Grammophon был записан в 1982 году и выпущен на LP под номером 410 615-1 и на компакт-диске под номером 410 615-2 . (Цитата: https://www.discogs.com/release/11730199-Brahms-NDR-Symphony-Orchestra-Of-Hamburg-Hans-Schmidt-Isserstedt-Hungarian-Dances-Complete )
Они снова были записаны в цифровом формате Иштваном Богаром и Будапештским симфоническим оркестром Наксоса в 1988 году и выпущены на компакт - диске под номером 8.550110. Эта запись была награждена розеткой журнала The Penguin Guide . В их обзоре эта запись названа «полным восторгом от начала до конца… абсолютным победителем среди доступных версий». [ 10 ]
Другой набор полных оркестровых версий был записан в 1998 году Иваном Фишером, дирижирующим Будапештским фестивальным оркестром , на лейбле Philips Records и выпущен как компакт-диск 289 462 589-2 .
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Бозарт, Джордж. «Брамс, Иоганнес» . Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн . Оксфорд . Проверено 26 сентября 2011 г.
- ^ Лопрайтс, Элизабет (2008). Венгерский цыганский стиль в духе Листа: две транскрипции Жоржа Циффры «Пятого венгерского танца» Брамса . п. 33. ISBN 978-0-549-55607-7 .
- ^ Сваффорд 1999 , стр. 56, 62.
- ^ Масгрейв 1999 , с. 45.
- ^ Бэнкс, Джон (2021). «Венгерские танцы Брамса и ранние записи Чардаша» . Музыка и письма . 102 (4): 758–782. ISSN 1477-4631 .
- ^ Уокер, Алан (1987). Ференц Лист: Виртуозные годы, 1811–1847 . Издательство Корнельского университета. п. 341. ИСБН 9780801494215 .
Венгерский капельмейстер Бела Келер обвинил Брамса в том, что он опубликовал под своим именем два «Венгерских танца», сочиненных самим Келером — №№. 5 и 6. Фактически, Пятый венгерский танец Брамса основан на «Чардаш Бартфай эмлек» Келера .
- ^ Уилсон, Конрад (2005). Заметки о Брамсе: 20 важнейших произведений . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 42. ИСБН 978-0-8028-2991-7 .
- ^ «Гофмейстер: Музыкально-литературный ежемесячный отчет» . Австрийские газеты в Интернете . 1876. с. 98 . Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ «Венгерский танец Брамса № 5 на сайте Билла Эдвардса» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2009 года.
- ^ Путеводитель по пингвинам , 2006 г., с. 254
Источники
[ редактировать ]- Масгрейв, Майкл (1999). «Переходные годы: Брамс и Вена 1862–1875». Кембриджский компаньон Брамса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521485814 .
- Сваффорд, январь (1999). Иоганнес Брамс: Биография . Лондон: Макмиллан. ISBN 978-0333725894 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 21 венгерский танец для четырех рук : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- 21 венгерский танец (оркестр) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Брамс: записи 1889 года и запись Иоахима 1903 года на YouTube
- Венгерский танец № 2 на YouTube, Йозеф Иоахим, записанный на цилиндр фонографа.
- Урок игры на фортепиано по венгерскому танцу №5 на YouTube, Норико Огава
- Венгерский танец № 5 на YouTube, Ченьинь Ли и Яго Нуньес