Юлиус Вайс
Юлиус Вайс (1840 или 1841 – после 1889) был профессором музыки немецкого происхождения американским еврейским , наиболее известным как первый учитель игры на фортепиано Скотта Джоплина , который стал известен как «король рэгтайма ». [ 1 ]
Вайсу приписывают признание таланта Джоплина и то, что он в детстве давал ему уроки музыки и игры на фортепиано, знакомя его с европейской музыкой и моделями. Вайс эмигрировал в США из Германии около 1870 года и какое-то время работал в северной части штата Нью-Йорк. В 1877 году он поселился в Тексаркане , штат Техас, где работал школьным учителем, репетитором и учителем музыки. Он бесплатно преподавал Джоплину музыку и другие предметы в течение нескольких лет, начиная с одиннадцати лет. Родители Джоплина, бывшие рабыни и прислуга, не имели возможности платить за частные уроки. Последние годы жизни Вайса, похоже, были омрачены финансовым скандалом.
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Вайс родился в еврейской семье в Саксонии , Германия. Там он получил большую часть начального образования и учился в Саксонском университете. [ 2 ] Мало что было известно о Вайсе до 60 лет после смерти Джоплина. [ 2 ] : 98–99
Он эмигрировал в США около 1870 года. По словам исследователя Марчелло Пираса, к 1874 году он поселился в Порт-Джервисе , штат Нью-Йорк, где преподавал в школе и руководил общественным хором. Он покинул Порт-Джервис в 1877 году, оставив различные невыплаченные долги. [ 3 ] В том же году Вайс был нанят для частного обучения детей богатого землевладельца, занимающегося лесной промышленностью, Роберта Роджерса в Тексаркане , штат Техас. Он преподавал детям Роджерса такие предметы, как немецкий язык, астрономию, математику и игру на скрипке. Он также взял на работу других студентов в городе, указав свою профессию в городском диктофоне как «Профессор музыки». [ 2 ] : 93 Музыковед Эдвард А. Берлин отмечает, что один из детей Роджерса выразил благодарность Вайсу за то, что он на протяжении всей жизни вдохновлял его ценить оперу и любить ее. [ 1 ] : 7
По словам биографа Джоплина Руди Блеша, Вайс, которому тогда было около 39 лет, «слушал игру молодого Джоплина и в результате дал ему бесплатные уроки игры на фортепиано, чтения с листа и принципов, которые расширили и подтвердили его природный инстинкт гармонии». [ 2 ] : 90 Родители Джоплина, бывшие рабыни и прислуга, не имели возможности платить за частные уроки. [ 4 ] Хотя, как говорят, молодой Джоплин получил некоторое начальное руководство от местных учителей, именно Вайс первым познакомил Джоплина «с европейской художественной музыкой» и «европейскими мастерами». [ 1 ] Блеш пишет, что «профессор, как говорят, играл для него классику и говорил о великих композиторах, особенно о знаменитых операх». [ 1 ] : 90 Берлин говорит, что Вайс своим преподаванием оказал «глубокое влияние на молодого Джоплина». [ 1 ] : 7 и что «суть того, чего достиг Вайс, заключалась в том, чтобы привить Скотту понимание музыки как искусства, а также развлечения. Вайс помог сформировать стремления и амбиции Джоплина в отношении высоких художественных целей», познакомив его с теориями музыкальной композиции, европейской культурой. и преимущества образования. [ 1 ] : 7
За это время отец Джоплина оставил жену и шестерых детей. Его матери пришлось подрабатывать домработницей, чтобы заработать. [ 4 ] Чтобы юная Джоплин могла продолжать заниматься, Вайс нашел подержанное пианино у другого ученика и помог матери Джоплина купить его. Вайс продолжал бесплатно преподавать Джоплину в течение пяти лет примерно до 1884 года, пока его работа в семье Роджерса не закончилась. Историк музыки Теодор Альбрехт предположил, что в отсутствие отца молодой Джоплин «возможно, нашел замену в лице своего учителя -« интеллектуального родителя »». [ 2 ] : 104 Джоплин поступил в музыкальный колледж, когда ему было около 20 лет. [ 1 ] : 31 Ларри Вольц из Исторической ассоциации штата Техас заключает, что «Вайс, безусловно, вдохновил Джоплина на стремление продолжить свое музыкальное образование». [ 5 ]
Предполагаемое влияние на Тримонишу
[ редактировать ]В 1911 году Джоплин опубликовал одно из важнейших своих произведений — оперу « Тримониша» . Берлин и другие историки музыки, а также вдова Джоплина указали на сходство между историей Тримониши и собственными уроками Джоплина с Вайсом. [ 1 ] : 193–207 Тримониша, главный герой оперы, — чернокожий подросток, получивший образование у белой женщины, «точно так же, как Джоплин получил образование у белого учителя музыки». [ 1 ] : 205 » очевидно «влияние немецкого оперного стиля середины девятнадцатого века» Вольц, кроме того, утверждает, что в «Тримонише . [ 5 ]
Спустя годы и скандал
[ редактировать ]Пирас идентифицирует Вайса как того самого Юлиуса Вайса, который после службы в Техаркане «учителем музыки, затем смотрителем школы» работал ростовщиком и ювелиром в Техаркане и в конечном итоге стал президентом Сберегательного банка Тексарканы и крупным держателем акций HS. Компания Мэтьюз Пиломатериалы. В 1889 году он покинул Тексаркану, скрывшись с более чем 30 000 долларов, и сбежал в Хьюстон , штат Техас, где возобновил свое ломбардное и ювелирное агентство, а также по совместительству был музыкантом. [ 3 ]
По словам Альбрехта, вдова Джоплина сказала, что в последние годы жизни Джоплин поддерживал связь с Вайсом и, узнав, что Вайс болен и беден, время от времени посылал ему «денежные подарки», пока Вайс не умер. [ 2 ] : 102 Пирас, написанный более чем через 30 лет после Альбрехта, ставит под сомнение это утверждение. [ 3 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Берлин, Эдвард А. Король регтайма: Скотт Джоплин и его эпоха , Оксфордский университет. Пресс (1996)
- ^ Jump up to: а б с д и ж Альбрехт, Теодор. «Юлиус Вайс: первый учитель игры на фортепиано Скотта Джоплина», 19. Case Western Univ. Музыкальный симпозиум колледжа (1979), стр. 89–105.
- ^ Jump up to: а б с Пирас, Марчелло. « Тримониша , или Der Freischütz Upside Down» , Current Research in Jazz , 4 (2012), по состоянию на 24 ноября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Уолдо, Терри. Это Рэгтайм , Hawthorn Books, Inc. (1976), с. 49
- ^ Jump up to: а б Вольц, Ларри. «Юлиус Вайс» , Справочник Texas Online , Историческая ассоциация штата Техас, по состоянию на 24 ноября 2018 г.