Двенадцать стульев (фильм, 1970)
Двенадцать стульев | |
---|---|
Режиссер | Мел Брукс |
Автор сценария |
|
На основе | Двенадцать стульев от Ильфа и Петрова |
Продюсер: | |
В главных ролях | |
Кинематография | Джордже Николич |
Под редакцией | Алан Хейм |
Музыка | Джон Моррис |
Распространено | Снимки UMC (Universal Marion Corporation) |
Дата выпуска |
|
Время работы | 93 минуты [1] |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 1,5 миллиона долларов [2] |
«Двенадцать стульев» — американский комедийный фильм 1970 года, снятый и написанный Мелом Бруксом , с Фрэнком Ланджеллой , Роном Муди и Домом ДеЛуизом в главных ролях . Фильм является одной из как минимум восемнадцати экранизаций советского романа Ильфа и Петрова 1928 года стульев» « Двенадцать .
После выхода «Двенадцать стульев» были положительно восприняты критиками и стали одним из любимых фильмов Брукса, которые он снял.
Сюжет
[ редактировать ]В Советском Союзе в 1927 году Ипполита Матвеевича Воробьянинова, обедневшего аристократа из императорской России, ныне работающего местным деревенским бюрократом, вызывают к смертному одру его тещи. Перед смертью она рассказывает, что целое состояние в драгоценностях было спрятано от большевиков , будучи зашитыми в подушку сиденья одного из двенадцати стульев из семейного обеденного гарнитура. умирающей Выслушав исповедь , русский православный священник отец Федор, прибывший совершить отпевание , решает покинуть церковь и попытаться украсть сокровище для себя. Вскоре после этого в городе Старгороде, где расположен бывший особняк Воробьянинова, бездомный аферист Остап Бендер встречает раскулаченного дворянина и пытается заключить с ним партнерство в поисках семейного богатства.
Стулья, как и вся другая частная собственность, были присвоены государством после русской революции . Воробьянинов и Бендер вместе отправились искать стулья и вернуть состояние, но их загнала в тупик серия ложных зацепок и других тяжелых событий. Они обнаруживают, что стулья были разделены и проданы по отдельности. Поэтому их охота требует длительного путешествия, чтобы выследить и вскрыть каждую часть набора, чтобы исключить ее как возможное местонахождение добычи.
Выдавая себя за чиновника, отвечающего за Отдел кафедр, Бендер обманом заставляет отца Федора заманивать его в погоню, чтобы вернуть аналогичный набор из одиннадцати стульев, находившийся во владении инженера в Сибири . Отец Федор совершает долгий путь, но его выгоняют из дома инженера. Когда инженера перенаправляют на должность на Черное море , Федор следует за ним и покупает поддельные стулья (при условии, что инженер и его жена больше никогда его не увидят). Он обнаруживает, что ни на одном из стульев нет драгоценностей, и пытается покончить с собой. Позже он натыкается на Воробьянинова и Бендера после того, как они забрали один стул из цирка, и, преследуемый ими, отчаянно взбирается со стулом прямо на склон горы. Узнав, что в кресле нет драгоценностей, он обнаруживает, что не может снова спуститься без посторонней помощи. Воробьянинов и Бендер оставляют его на произвол судьбы.
Воробьянинов и Бендер возвращаются в Москву, где обнаруживают последний стул, который находится в Доме отдыха железнодорожников, что неудобно из-за присутствия такого количества свидетелей. Воробьянинов и Бендер возвращаются после закрытия и входят через окно, которое Бендер тайно открыл ранее. Бендер осторожно и тихо открывает подушку стула, но обнаруживает, что она пуста. Их находит сторож, и Воробьянинов требует знать, что случилось с драгоценностями. Сторож объясняет, что случайно найденные драгоценности пошли на строительство базы отдыха. Придя в ярость, Воробьянинов разбивает стул и нападает на офицера, которого вызвал сторож. Отругав его за то, что он ударил полицейского, Бендер идет вперед, и они убегают в ночь.
На следующий день Бендер предлагает им с Воробьяниновым разойтись, поскольку они уже преследуются властями. В отчаянной попытке не дать Бендеру уйти, Воробьянинов подбрасывает остатки последнего стула в воздух и падает на землю, симулируя эпилептический припадок - трюк, который они использовали во время своих путешествий. Привлеченный толпой и понимая, что делает Воробьянинов, Бендер привлекает внимание толпы и умоляет прохожих давать щедрые пожертвования. Простыми жестами двое мужчин закрепляют свое преступное партнерство.
Бросать
[ редактировать ]- Ron Moody as Ippolit Matveyevich Vorobyaninov
- Фрэнк Ланджелла в роли Остапа Бендера
- Дом ДеЛуиз в роли отца Федора
- Андреас Вуцинас в роли Николая Сестрина
- Диана Купленд в роли мадам Брунс
- Дэвид Лендер, как инженер Брунс
- Влада Петрич в роли Севицкого
- Элейн Гарро в роли Клавдии Ивановны
- Роберт Бернал — куратор
- Уилл Стэмп — Ночной сторож
- Мел Брукс, как Тикон
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]На протяжении 1950-х и 60-х годов режиссер Мел Брукс встречался с обществом гурманов , состоящим из Марио Пьюзо , Джозефа Хеллера , Спида Фогеля каждый вторник вечером в китайском квартале , Джулиуса «Джули» Грина и Брукса . Брукса познакомил с клубом его основатель Фогель, который основал его вместе с Зеро Мостелом. [3] - который сотрудничал с Бруксом, сыграв главную роль Макса Бялистока в фильме Брукса 1967 года «Продюсеры» ; [4] а также работал с Фогелем в здании для ремесленников . Во время одной из встреч клуба, вероятно, в 1968 году, Грин дал Бруксу свой экземпляр русского романа « Двенадцать стульев» , первой из трех книг, написанных Ильфом и Петровым , и сказал Бруксу, что по нему, возможно, можно снять фильм. Брукс сначала отнесся к этому скептически, но после прочтения передумал. [5]
Брукс решил, что фильму нужна заглавная песня, и подумал о том, чтобы нанять автора песен для написания текста. Его жена, Энн Бэнкрофт , успешно убедила Брукса написать ее самому, что напомнило ему о том, что он создал «Продюсеров » и написал для них главные песни: «Весна для Гитлера» и «Узники любви». Идея названия песни «Надейтесь на лучшее, ожидайте худшего» пришла ему из русской обстановки фильма, а мелодию песни он взял из Иоганнеса Брамса композиции « Венгерские танцы номер 4 си минор» , которая была в очередь на основе чардаша «Бартфай эмлек», сочиненного Белой Келером . [6] Первые восемь тактов песни взяты непосредственно из композиции, но интерлюдия и релиз оригинальные. [5]
В романе Воробьянинов убивает Бендера, обнаружив последний стул. Брукс был твёрдо настроен изменить это, заявив в интервью онлайн-журналу Consequence , что он «никогда не будет этого придерживаться. Если вы собираетесь высидеть два часа фильма, вам лучше иметь удовлетворительный конец. Я не собираюсь оставлю у тебя неприятный привкус во рту, потому что попкорн и так плох. Не нужно впадать в депрессию после часа или двух просмотра фильма [...] Я всегда хотел, чтобы Остап увидел свет и. прийти на помощь и спасти бедного Воробьянинова. Так что это было мое решение. Для меня это сработало лучше». [5]
Кастинг
[ редактировать ]Брукс хотел Аластера Сима в роли Воробьянинова, Альберта Финни в роли Остапа Бендера и Питера Селлерса в роли отца Федора, но все они не смогли участвовать в фильме. [7] Брукс тогда хотел, чтобы Джин Уайлдер сыграл Воробьянинова. Уайлдер, однако, посчитал, что он слишком молод для этой роли, и сказал Бруксу, что роль Воробьянинова должен сыграть мужчина, выглядящий постаревшим. [5] В поисках замены Федору Бэнкрофт увидел по телевидению Дома ДеЛуиза и порекомендовал его Бруксу. Первая встреча двоих длилась четыре с половиной часа. Вспоминая об этом событии, ДеЛуиз сказал о нем: «Мистер Брукс сказал, что эту роль должен был сыграть Питер Селлерс, но даже если бы он это сделал, мы останемся друзьями навсегда». Бэнкрофт познакомил Брукс с Фрэнком Ланджеллой , который работал с ней над сценической драмой «Крик игроков» и экспериментальной сценической адаптацией « Кожи наших зубов» . Ланджелла помогла Бруксу с кастингом на роль Остапа, помогая ему назвать актеров, которые потенциально могут сыграть эту роль. В конце концов Брукс сдался и сказал Ланджелле: «Да черт с этим. Ты сделаешь это». Ланджелла взяла Брукса на показ Оливера! , в котором Рон Муди сыграл Феджина в главной роли. Ланджелла сказала Бруксу: «Вот ваш Воробьянинов». [8] [7]
Съемки
[ редактировать ]Основные съемки фильма проходили в Югославии , преимущественно в районе Белграда , включая современный хорватский город Дубровник , с 25 августа до середины ноября 1969 года. [9] [2] [5] [10] Производство началось на студии Kosutnjak Studios в Белграде, где Бруксу первоначально предоставили команду из восьмидесяти человек. [11] Брукс вел переговоры с югославским правительством, и ему была предоставлена команда из тысячи югославов для помощи. [12] Съемочная группа не могла понять, что скажет Брукс на съемочной площадке, потому что он знал только английский. [13] Во время съемок в Дубровнике сцены, где ДеЛуиз разрушает несколько стульев, Брукс, расстроенный сложным кадром, швырнул свое режиссерское кресло в Адриатическое море . Это возмутило съемочную группу, которая прекратила работу и пригрозила забастовкой. В замешательстве Брукс спросил оператора Джордже Николича, почему это происходит, на что Николич ответил шепотом: «Вы только что выбросили кресло народа в Адриатику. Это коммунистическая страна. Все принадлежит народу. Камеры , целлулоид. Ты делаешь народную картину». Брукс ответил: «Скажите им, что я глубоко извиняюсь за то, что швырнул кресло народа в Адриатику. Я никогда больше этого не сделаю. И я хотел бы выразить свои глубокие сожаления». Примирившись с командой, они все выпили за Винджака и напились, проведя остаток дня, кутя и целуя друг друга. [11] Брукс сказал, что он «научился уважать народное кресло». [5] [12]
У Брукса был энергичный режиссерский стиль. Дерево закрывало обзор кадра, поэтому он попытался вытащить его из земли. В сцене, где Ланджелле было поручено плыть на лодке по лунному свету, он зашел так далеко в океан, что в три часа ночи Бруксу пришлось самому войти в океан и плыть, чтобы найти его. [12] Будучи русским евреем по происхождению, Брукс наслаждался временем, проведенным в Югославии, и чувствовал себя так, словно вернулся домой. [8] и назвал съемки фильма «великим, великим приключением». [11]
Ланджелла упал, поднимая Муди во время съемок сцены, порезав ему ягодицы . Приходя в себя в постели, ДеЛуиз вошел в его комнату, одетый как медсестра , и сказал ему: «Как поживаешь? Я медсестра ДеЛуиз. Я здесь, чтобы залечить твои раны». [13] Ланджелле заплатили очень небольшую сумму денег, и он с юмором заявил, что ему заплатили «около 45 центов за работу в фильме». [12]
Выпускать
[ редактировать ]Прием
[ редактировать ]«Двенадцать стульев» получили в целом положительные отзывы критиков. На Rotten Tomatoes он имеет рейтинг одобрения 87% на основе 15 обзоров со средней оценкой 6,6 из 10. [14]
Винсент Кэнби из «Нью-Йорк Таймс» писал: «По какой-то причине такого рода комедия физического оскорбления показалась мне гораздо смешнее в бродвейском мире « Продюсеров» , который действительно агрессивен, противен и дешев, чем в России, которая не является слишком далеко от мира Шолом-Алейхема ». [15] Роджер Эберт из Chicago Sun-Times дал фильму четыре звезды из четырех и написал, что, хотя «вы действительно много смеетесь… Он рассчитан не только на смех. В нем есть что сказать о чести среди воров, и В конце фильма мы можем почувствовать связь между двумя главными героями, которая, как ни удивительно, даже человечна». [16] Джин Сискел из « Чикаго Трибьюн» также дал фильму четыре звезды из четырех, посчитав его не только забавным, но и замечательным «качеством режиссуры [Брукса], даже не учитывая, что «Двенадцать стульев» - всего лишь его второй фильм. полностью контролируя многие приемы кино — визуальные и драматические — он использует: замедленную съемку, ускорения и приколы, явно заимствованные из эпохи немого кино». [17] Чарльз Чамплин из Los Angeles Times писал, что «несмотря на некоторые мило фарсовые и стилизованные моменты — многие из них предоставлены самим Бруксом в эпизодической роли пьяного слуги — первая половина фильма недостаточно сильна, чтобы перевесить слабую и разочаровывающую вторую». половина." [18] Гэри Арнольд из The Washington Post нашел фильм «гораздо более последовательным и плавным, чем первый фильм Брукса, «Продюсеры» . Вы не так дико колеблетесь между вдохновляющими и посредственными фрагментами, но «дикие» фрагменты, исправленные идеи все еще остаются в силе. там, в блестящем исполнении Муди, ДеЛуиза и самого Брукса». [19] Ричард Комбс из «Ежемесячного кинобюллетеня» написал, что Дом ДеЛуиз «с большим эффектом жеманничает и торгует работоргом в роли набожного жадного отца Федора ... ДеЛуиз, по сути, значительно затмевает этих двух главных героев». [20] Джон Саймон сказал, что «Двенадцать стульев » «является образцом того, как не надо снимать комедию». [21]
Брукс назвал «Двенадцать стульев» своей исключительной работой, поставив ее в один ряд с «Продюсерами» и «Жизнь воняет» как фильмы, которыми он больше всего гордится. [7] и тот, который должен посмотреть больше людей. [22]
Театральная касса
[ редактировать ]Фильм открылся в Tower East в Нью-Йорке и в кинотеатре Beverly Cinema в Лос-Анджелесе, собрав за первую неделю 40 000 долларов. [23] [24]
Награды
[ редактировать ]Ланджелла получил награду Национального совета кинокритиков за лучшую мужскую роль второго плана. Брукс был номинирован Гильдией писателей Америки за лучшую комедию, адаптированную из другого материала.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕЙ (U)» . Британский совет классификации фильмов . 29 сентября 1970 года . Проверено 29 апреля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Уэйкман, Джон (1988). Мировые кинорежиссеры, 1945–1985 . Том. 2. Компания HW Wilson. стр. 162–7. ISBN 978-0-824-20763-2 .
- ^ «Едят с открытым ртом» . Нью-Йорк Таймс . 3 ноября 1985 года.
- ^ «Обзор фильма и краткое содержание фильма «Продюсеры» (1968) | Роджер Эберт» .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Легенда комедии Мел Брукс вновь посещает свой недооцененный шедевр «Двенадцать стульев» . 28 октября 2020 г.
- ^ Уокер, Алан (1987). Ференц Лист: Виртуозные годы, 1811–1847 . Издательство Корнельского университета. п. 341. ИСБН 9780801494215 .
Венгерский капельмейстер Бела Келер обвинил Брамса в том, что он опубликовал под своим именем два «Венгерских танца», сочиненных самим Келером — №№. 5 и 6. Фактически, Пятый венгерский танец Брамса основан на «Чардаш Бартфай эмлек» Келера .
- ^ Jump up to: а б с «В поисках давно потерянного сокровища среди «двенадцати стульев» » . Лос-Анджелес Таймс . 6 июля 1997 г.
- ^ Jump up to: а б Хорошо быть королем: очень забавная жизнь Мела Брукса . Джон Уайли и сыновья. 26 февраля 2008 г. ISBN. 9780470225264 .
- ^ «Мел Брукс обсуждает свой новый фильм «Двенадцать стульев» » . Архив радио Стадса Теркеля . Архивировано из оригинала 9 декабря 2020 года . Проверено 4 мая 2022 г.
- ^ Хорошо быть королем: очень забавная жизнь Мела Брукса . Джон Уайли и сыновья. 26 февраля 2008 г. ISBN. 9780470225264 .
- ^ Jump up to: а б с «На съемочной площадке тихо! — Мел Брукс» .
- ^ Jump up to: а б с д Хорошо быть королем: очень забавная жизнь Мела Брукса . Джон Уайли и сыновья. 26 февраля 2008 г. ISBN. 9780470225264 .
- ^ Jump up to: а б «Фрэнк Ланджелла разрушает свою карьеру: от «Дракулы» до «Американцев» | Ярмарка тщеславия» . Ютуб . 16 октября 2020 г.
- ^ «Двенадцать стульев (1970)» . Гнилые помидоры . Фликстер . Проверено 25 июля 2024 г.
- ↑ Кэнби, Винсент (29 октября 1970 г.). «Экран: Мел Брукс на Совете Проулина». Нью-Йорк Таймс . 58.
- ^ Эберт, Роджер (22 декабря 1970 г.). «Двенадцать стульев» . РоджерЭберт.com . Проверено 19 декабря 2018 г.
- ↑ Сискель, Джин (21 декабря 1970 г.). «Двенадцать стульев…» Чикаго Трибьюн . Раздел 2, с. 9.
- ↑ Чамплин, Чарльз (29 октября 1970 г.). «Открытие «Двенадцати стульев»». Лос-Анджелес Таймс . Часть IV, с. 12.
- ↑ Арнольд, Гэри (12 ноября 1970 г.). «Двенадцать стульев». Вашингтон Пост . С10.
- ^ Комбс, Ричард (октябрь 1975 г.). «Двенадцать стульев». Ежемесячный кинобюллетень . 42 (501): 227.
- ^ Саймон, Джон (1982). Обратный ракурс: десятилетие американского кино . Crown Publishers Inc. с. 145.
- ^ «Мел Брукс рассказывает о советах по свиданиям, новом сериале Hulu и советах по карьере с внучкой Самантой» . Ютуб . 28 ноября 2022 г.
- ^ «50 самых кассовых фильмов» . Разнообразие . 11 ноября 1970 г. с. 11.
- ^ «Картинные сборы» . Разнообразие . 11 ноября 1970 г. с. 9.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1970 года
- комедии 1970 года
- Американские комедийные фильмы
- Фильмы, написанные Джоном Моррисом
- Фильмы по мотивам «Двенадцати стульев»
- Фильмы Мела Брукса
- Фильмы, действие которых происходит в 1927 году.
- Фильмы, действие которых происходит в России.
- Фильмы по сценарию Мела Брукса
- Фильмы, снятые в Югославии.
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Американские фильмы 1970-х годов