Ostap Bender

Остап Бендер ( русский : Остап Бендер ) — вымышленный аферист и центральный антигеройский герой романов «Двенадцать стульев» (1928) и «Золотой теленок» (1931) советских писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова . Романы относятся к жанру плутовских романов редкому ранее в русской литературе . [ 1 ] В «Двенадцати стульях» он называл себя Остапом-Сулейманом-Бертой-Марией-Бендер- беем , в «Золотом тельце» он называл себя Бендер-Задунайским называл его Остапом Ибрагимовичем , а один из его товарищей .
Бендер — привлекательный, находчивый мошенник, полный энергии и при этом действующий в рамках закона («Бендер знал 400 относительно законных способов заставить население расстаться с деньгами»); его описание как « Великого комбинатора » стало крылатой фразой в русском языке.
Его подвиги наслаждались читателями во все советские времена и в современной России. В постсоветское время персонаж Бендера поднялся из статуса афериста до предпринимателя . [ нужна ссылка ] Его статуи можно найти в нескольких городах, а памятная доска установлена в Одессе , городе, где он родился. [ 2 ]
Появления
[ редактировать ]«Двенадцать стульев» вышли в январе 1928 года .
В первом романе Остап Бендер ищет тайник с бриллиантами, спрятанный в одном из двенадцати одноименных стульев. Действие происходит в Советском Союзе в 1927 году, в эпоху НЭПа . В конце романа Бендера убивает его напарник Ипполит Матвеевич Воробьянинов, который не желает делиться сокровищами, когда кажется, что они вот-вот достигнут своей цели.
Во втором романе «Золотой теленок предсказали смерть персонажа », опубликованном в 1931 году, Бендер жив, говорит он, потому что «хирурги едва спасли мне жизнь», а Ильф и Петров задним числом . Эта книга представляет собой расширенную сатиру на некоторые элементы советской жизни. Здесь Бендер следует за советским подпольным мультимиллионером Корейко, надеясь приобрести часть его богатств и таким образом накопить состояние. Бендер получает свои деньги, но вскоре обнаруживает, что не может потратить их в СССР. Он продолжает терять его, пытаясь бежать из страны, пересекая границу с Румынией.
Кинематографисты подготовили ряд экранизаций романов; см. «Двенадцати стульев» адаптации и «Маленького золотого теленка» адаптации . В разные годы роли на экране исполняли Фрэнк Ланджелла ( «Двенадцать стульев» (фильм 1970 года) ), Арчил Гомиашвили ( «Двенадцать стульев» (фильм 1971 года) ), Андрей Миронов (актер) ( «Двенадцать стульев» (фильм 1976 года) ), Сергей Юрский ( «Золотой теленок» (фильм, 1968 г.) ), Олег Меньшиков («Золотой теленок», 2006 г.) и др.
Характер
[ редактировать ]Происхождение Остапа Бендера загадочно; он упоминает лишь, что его отец был « турецким подданным», [ 3 ] его мать была «графиней и получала нетрудовой доход » и что его полное имя Остап - Сулейман - Берта - Мария -Бендер- бей (Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей). В комментариях М. Одесского и Д. Фельдмана к « Полному собранию сочинений Ильфа и Петрова» эта фраза объясняется как намек на его предполагаемое еврейское происхождение из портового города в Новороссии , скорее всего Одессы, где многие евреи претендовали на турецкое гражданство. уклоняться от дискриминации и призыва на военную службу . [ 4 ] Некоторые из них действительно имели турецкое гражданство, например Юлиус Мартов .
В «Золотом тельце » Остап Бендер также называется «Бендер-Задунайский», буквально: «Бендер-Задунайский » ) и «Остап Ибрагимович» (Остап Ибрагимович, где «Ибрагимович» — отчество , буквально означающее «сын Ибрагима»). "). Город Бендеры и река Дунай исторически и географически близки как к крупному областному городу Одессе, так и к бывшей Османской (Турецкой) империи.
Бендер мечтает поехать в Рио-де-Жанейро , «город своей мечты», признавая при этом тщетность этой навязчивой идеи.
Существовало несколько возможных прототипов Бендера, наиболее известный из которых Остап (Осип) Шор (1899–1978), друг авторов, который провел свою юность в Одессе, зарабатывая деньги в качестве афериста, а затем — в качестве инспектора ВЧК . Он был хорошим рассказчиком, и многие его рассказы послужили вдохновением для приключений Остапа Бендера. [ 5 ] [ 6 ] В качестве другого прототипа назван Валентин Катаев , автор идеи романа (который, в свою очередь, посвящен ему); он также вел авантюрную жизнь и был известен как литературный мистификатор, внеся много оригинальных штрихов в биографию Осипа Шора, который, по его мнению, соответствовал ожиданиям читателей от «реального комбинатора». [ 7 ]
Еще одним предполагаемым влиянием стал персонаж Александра Аметистова из Михаила Булгакова пьесы «Зойкина квартира» , написанной и поставленной в 1926 году, работы над «Двенадцатью стульями» еще до начала . Кроме того, элегантный мошенник со многими именами и профессиями, он рассматривается многими современными исследователями как прямой источник вдохновения, вплоть до того, что некоторые из них полагают, что оба романа были написаны Булгаковым-призраком. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Бендерское руководство
[ редактировать ]Предпринимательские способности Бендера привлекли внимание исследователей менеджмента. [ 1 ] Были проведены параллели схем Бендера с неудачами предприятий в ранней постсоветской России, периоде, сравниваемом с периодом НЭПа , когда действовали Бендеры. [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ] Бендер образован и обладает аналитическим складом ума; полон энергии; в случае неудачи сохраняет оптимизм и способен переоценить ситуацию; имеет сочувствие к своим подчиненным, противникам и « отметкам »; обладает исключительными организаторскими способностями, даже когда ограничен ограниченными ресурсами. [ 12 ]
Хотя Бендер наделен многими чертами харизматического лидера , был сделан вывод, что основной причиной его неудач было отсутствие ясного понимания собственных целей и потребностей, а также краткосрочной перспективы. [ 1 ] [ 12 ] Серьезным недостатком Бендера как лидера является его патернализм . Кроме того, хотя он осознает недостатки своих товарищей, он не прилагает никаких усилий для их улучшения. [ 12 ] Хотя временами он может быть мотивационным оратором , его не заботит долгосрочная мотивация своих подчиненных; вместо этого он предпочитал манипулировать ими или просто заставлять их. [ 12 ]
Культурное влияние
[ редактировать ]Глава в «Золотом тельце» называлась «Великий комбинатор» («Великий комбинатор», «Великий комбинатор»). Это был один из вариантов названия книги. С тех пор выражение «великий комбинатор» стало обозначать в русской культуре либо мошенника, либо предприимчивого человека. [ 13 ]
Одной из достопримечательностей Бендеров является остроумный язык романов, породивший множество крылатых фраз : [ 14 ]
- "Maybe I should also give you the key to the flat where I keep my money?" ("Может быть, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?") – it became a cliche rebuke to unreasonable requests. [ 15 ]
- "Stay strong. The West will help us." ("Крепитесь. Запад нам поможет.") – now an ironical hint that a situation is hopeless. [ 15 ] С распадом Советского Союза иронический смысл стал почти буквальным.
- "Money in the morning, chairs in the evening." ("Утром деньги, вечером стулья.") – now a jocular hint to payment in advance. [ 15 ]
- "The task of helping the drowning people is in the hands of the drowning people themselves." ("Спасение утопающих — дело рук самих утопающих".) – "not our business" [ 15 ] Примечательно, что эта цитата прозвучала в ситуации, когда Россия пыталась привлечь иностранных инвесторов, а собственный капитал покидал страну. [ 11 ]
- "The ice has broken, ladies and gentlemen of the jury!" ("Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!") – said to declare the onset of a progress in something after a period of deadlock, uncertainty, or stagnation. [ 15 ]
- Для прикрытия своей деятельности Бендер создал фейковую контору «Рога и копыта». Это название на русском языке используется для описания подставных компаний и других мелких сомнительных организаций.

См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д "Остап Бендер" , Radio Liberty , transcript of a talk from cycle "Heroes of the Time", host:Петр Вайль, guests: culturologist Мариэтта Чудакова and actors Archil Gomiashvili (Bender – 1971) and Sergey Yursky (Bender – 1993)
- ^ Ольга Федина, с. 36–38.
- ^ цитаты:
- Из своей биографии он обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа, — говорил он, — был турецко-подданный»
- Не оскорбляйте меня, — кротко заметил Бендер. — Я сын турецко-подданного и, следовательно, потомок янычаров.
- ^ "Илья Ильф, Евгений Петров. Двенадцать стульев. "Вагриус", М., 2003"
- ↑ «Великого комбинатора приняли за украинского националиста» , Комсомольская правда ( украинское издание), 30 мая 2008 (на русском языке)
- ^ «Герой входит (Часть II)»
- ^ Sergei Belyakov. Lonely Sail of Ostap Bender from Novy Mir № 12, 2005 (in Russian)
- ^ Ирина Амлинская (2013) . 12 стульев от Михаила Булгакова . – Берлин: Kirschner Verlag, 328 страниц. ISBN 978-3-00-043284-2
- ^ Ася Крамер. Так что же нам со всем этим делать? статья с Русского базара №27, июль 2015 г. ISSN 1520-4073 (на русском языке)
- ↑ Что нужно знать о Михаиле Булгакове , Дмитрий Галковский , 1 сентября 2016 г. (на русском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Кари Кетола, Тимо Вихавайнен, «Меняющаяся Россия?: История, культура и бизнес», стр. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Рубинский, Шекшня
- ^ Словарь крылатых слов и выражений , item Великий комбинатор
- ^ Ольга Федина, с. 36-39.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ольга Федина, с. 39.
Источники
[ редактировать ]- Ольга Федина, «Что знает (а не ты) каждый россиянин» , 2013, ISBN 1901990125 , Глава «Двенадцать стульев»
- Мирон ПЕТРОВСКИЙ, "УЖЕ НАПИСАН БЕНДЕР..." , «Первое сентября» newspaper, no. 13, 1997 (retrieved June 13, 2015)
- Yu. I Rubinsky, S.V. Shershnya, "Was Ostap Bender an Efficient Leader?" Был ли Остап Бендер эффективным лидером? / Ю. И. Рубинский, С. В. Шекшня // Экономика и организация производства ЭКО – 15/04/2003 . – N 4 . – с. 167-181 . ( Part 1 , Part 2 , retrieved June 14, 2015)
Внешние ссылки
[ редактировать ]