Клиффорд Керзон
Клиффорд Керзон | |
---|---|
![]() Клиффорд Керзон в 1960 году | |
Рожденный | |
Умер | 1 сентября 1982 г. | ( 75 лет
Альма-матер | Королевская музыкальная академия |
Род занятий | Композитор, пианист |
Супруг | Люсиль Уоллес (м. 1931–1977; ее смерть) |
Сэр Клиффорд Майкл Керзон CBE (урожденный Зиберг ; 18 мая 1907 — 1 сентября 1982) — английский классический пианист.
Керзон учился в Королевской музыкальной академии в Лондоне, а затем у Артура Шнабеля в Берлине и Ванды Ландовской и Нади Буланже в Париже. В начале своей карьеры он был известен своими исполнениями романтической и виртуозной музыки, а также поддержкой современных произведений. Позже он сосредоточился на таких композиторах, как Моцарт , Бетховен , Шуберт и Брамс . Он регулярно играл в континентальной Европе и Северной Америке, совершая гастроли в 1930-х годах и на протяжении большей части своей послевоенной карьеры.
Несмотря на то, что Керзон подписал контракт со звукозаписывающей компанией Decca на протяжении большей части своей карьеры, ему было не по себе в студии, и он наложил вето на выпуск многих своих записей, некоторые из которых были опубликованы после его смерти.
Он был женат на британской американской клавесинистке леди Люсиль Уоллес Керзон .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Керзон родился в Ислингтоне , Лондон, младший сын и второй из трёх детей Майкла Зигенберга, еврейского торговца антиквариатом, и его жены Констанс Мэри, урожденной Янг. [2] Фамилия была изменена на Керзон в августе 1914 года, вскоре после начала Первой мировой войны . [3] Семья была музыкальной: Мэри Керзон была талантливой певицей-любителем, сестра Майкла была профессиональной певицей, а его дядя, композитор Альберт Кетельби, был частым гостем, а его исполнения своей музыки на семейном фортепиано были самым ранним мюзиклом молодого Керзона. воспоминания. [2] Первое музыкальное образование мальчика было по классу скрипача, но вскоре он сосредоточился на игре на фортепиано. [2]
В 1919 году Керзон поступил в Королевскую музыкальную академию (RAM) в Лондоне, а два года спустя был принят в старшую школу академии в необычно раннем возрасте, в четырнадцать лет. Он учился у Чарльза Редди, чей учитель, Бернхард Ставенхаген , был учеником Ференца Листа . Керзон завоевал множество наград, в том числе золотую медаль Макфаррена RAM, а затем продолжил обучение у Кэтрин Гудсон , которая была ученицей Теодора Лешетицкого . [2] Сэр Генри Вуд был дирижером студенческого оркестра академии, и в 1924 году он дал Керзону его первое участие в Прогулочном концерте в качестве одного из солистов Тройного клавирного концерта ре минор Баха вместе с двумя другими студентами. [n 1] Примерно в то время, когда Керзон заканчивал учебу, его отец серьезно заболел, что повлияло на семейный бизнес; денег стало мало, и в 1926 году Керзон, хотя и не тянулся к преподаванию, принял оплачиваемую должность доцента в RAM. [5] Одной из его учениц в этот период была Констанс Уоррен , которая была на два года старше его. [6] Он продолжил карьеру солиста. Друг семьи познакомил его с сэром Томасом Бичемом , который был настолько впечатлен игрой Керзона, что пригласил его в качестве солиста в в концерт Коронационный Моцарта Королевском зале . [7]
В 1928 году Керзон временно покинул РАМ. Наследство матери коллеги позволило ему на два года переехать в Берлин, чтобы учиться у Артура Шнабеля . [5] [8] Затем он учился у Ванды Ландовской и Нади Буланже в Париже. Керзон считал, что его собственный фортепианный стиль во многом обязан примерам Шнабеля и Ландовской; хотя, по его словам, они не любили друг друга и были диаметрально противоположны в своей музыкальной эстетике, фразировке он научился у Шнабеля, а точности техники - у Ландовской. [7]
Еще находясь в Париже, Керзон женился на американской клавесинистке Люсиль Уоллес (1898–1977). [9] У них не было потомства, но они усыновили двух сыновей сопрано Марии Чеботарь после того, как она и ее муж умерли молодыми. [9]
Солист
[ редактировать ]Керзон построил успешную карьеру солиста, что позволило ему уйти из RAM в 1932 году. [5] Помимо частых концертов в Британии, он гастролировал по Европе в 1936 и 1938 годах под эгидой Британского Совета . [10] и дебютировал в США в 1939 году, регулярно возвращаясь в течение многих лет после Второй мировой войны. [8] В первые годы своей карьеры в качестве звездного солиста Керзон исполнял более романтический и виртуозный репертуар, чем тот, который был связан с ним в его более поздней карьере. Известные пианисты того времени обычно игнорировали концертные произведения таких композиторов, как Игнаций Ян Падеревский , Винсент д'Инди и Фредерик Делиус , которыми Керзон оставил свой след. [2] [11] Он также был известен своей поддержкой новой музыки, давая премьеры и ранние исполнения произведений Жермен Тайлефер , Джона Айрлэнда , Алана Роусторна и Леннокса Беркли среди других. Во время войны нехватка времени помешала ему провести британскую премьеру Арама Хачатуряна Фортепианного концерта . [12] но его дружба с Бенджамином Бриттеном привела к множеству совместных концертов двух музыкантов. [2]
Керзон был очень самокритичным исполнителем, и хотя он подписал контракт со звукозаписывающей компанией Decca в 1937 году и оставался с ней на протяжении всей своей карьеры, он редко чувствовал себя непринужденно в студиях и часто отказывался разрешить выпуск записей, в которых он чувствовал себя недоволен своей работой. [13] [n 2]
После войны Керзон начал ограничивать свои выступления в концертном зале и студиях звукозаписи, посвятив себя длительным периодам частного обучения. [15] На протяжении всей своей карьеры он придерживался строгого режима тренировок, играя по несколько часов каждый день. [11]
Вместе с Джозефом Сигети Уильям Примроуз и Пьер Фурнье Керзон сформировали Фортепианный квартет Эдинбургского фестиваля в 1952 году. В The Manchester Guardian Невилл Кардус писал: «Они не совсем легкий ансамбль. Ухо постоянно привлекают отдельные штрихи прекрасной музыки. искусства, но у нас возникает ощущение, что каждый мастер играет, глядя на другого, чтобы не выйти за рамки скромности». [16] В качестве солиста Керзон совершил турне по Америке в период между 1948 и 1970 годами, играл на европейских музыкальных фестивалях и гастролировал по континенту с Симфоническим оркестром BBC и сэром Малкольмом Сарджентом в 1954 году. [10]
Начиная с послевоенных лет, Керзон все больше концентрировался на менее виртуозном репертуаре, чем до сих пор. Он прославился исполнением Моцарта, Бетховена, Шуберта и Брамса. Макс Лопперт, его биограф в «Словаре музыки и музыкантов Гроува» , писал, что в произведениях этих австро-немецких классических мастеров «ему не было равных по чувствительности и прямоте манеры, красоте тона и внутренней неподвижности. В таких произведениях, как Концерт Моцарта в B ♭ K595 его уникальное сочетание нервной энергии и олимпийского спокойствия принесло ему репутацию высшего моцартианца». Другой биограф Керзона, Уильям Манн , писал:
Достоинства, которые он применил к фортепианным концертам Моцарта (он считал их самой совершенной музыкой, когда-либо сочиненной), включали в себя рисование линий, которые сами по себе окрашиваются, и контроль структуры посредством гармонии и чувства ансамбля, что было подавляющим, когда дирижер проявлял симпатию. Он часто добивался этого с Бриттеном, а также с Дэниелом Баренбоймом и сэром Колином Дэвисом. [2]
На протяжении всей своей карьеры Керзон страдал от страха перед сценой и, в отличие от большинства звездных пианистов, играл на концертах не по памяти, а по партитуре на пюпитре. [2] В личной жизни, как пишет Манн, Керзон был «идеальным хозяином, живым рассказчиком, страстным знатоком живописи и литературы, ценившим другие страны и их культуру, еду, напитки и язык». [2]
Керзон умер в сентябре 1982 года в возрасте 75 лет. Он похоронен рядом со своей женой на кладбище Святого Патрика в Паттердейле , недалеко от их дома отдыха в Озерном крае . На его надгробии высечены вступительные слова стихотворения Франца фон Шобера «An die Musik»: «Du Holde Kunst» («О прекраснейшее искусство»), знакомого по творчеству Шуберта. [17]
Почести
[ редактировать ]В 1958 году Керзон был назначен кавалером Ордена Британской Империи (CBE), а в 1977 году был посвящён в рыцари . [10] В 1939 году он был избран членом RAM. [8] а в 1980 году он получил Королевского филармонического общества золотую медаль . Он был почетным членом Колледжа Святого Петра в Оксфорде (1981 г.) и был удостоен почетных докторских степеней университетов Лидса (1970 г.) и Сассекса (1973 г.). [10]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В Оксфордском национальном биографическом словаре указан 1922 год, а в Оксфордском музыкальном словаре — 1923. В архиве выпускного вечера BBC указана дата концерта — 3 октября 1924 года. [4]
- ↑ Среди записей, которые Керзон запретил к выпуску, были Первый фортепианный концерт Чайковского 1944 года под управлением Малкольма Сарджента , Wanderer Fantasy 1947 года , два концерта Моцарта под управлением Бриттена, Соната си минор Листа Моцарта. 1961 года и три разные записи Фортепианного концерта № 27 си-бемоль K595, сделанные в 1964, 1967 и 1970 годах. Некоторые из этих записей были выпущены после его смерти. [14]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ваггонер, Уолтер Х. (4 сентября 1982 г.). «Сэр Клиффорд Керзон умер в возрасте 75 лет; один из ведущих пианистов мира» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Манн, Уильям. «Керзон, сэр Клиффорд Майкл (1907–1982)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2011 г., получено 17 декабря 2015 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ↑ Уведомление , The London Gazette , 14 августа 1914 г., стр. 6434
- ^ "Выпускной 48" , Променады, BBC, получено 17 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Блит, Алан . «Клиффорд Керзон», Граммофон , март 1971 г., стр. 1764 г.
- ^ Джон Франс. « Констанс Уоррен и ее Хизер Хилл для струнного оркестра » на MusicWeb International (2022)
- ^ Jump up to: а б Де Йонг, Николас. «Клиффорд Керзон, величайший пианист Великобритании», The Guardian , 26 мая 1976 г., стр. 12
- ^ Jump up to: а б с Лопперт Макс. «Керзон, сэр Клиффорд» , Grove Music Online , Oxford University Press, получено 17 декабря 2015 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б «Люсиль Уоллес», The Times , 23 марта 1977 г., с. 18
- ^ Jump up to: а б с д «Керзон, сэр Клиффорд (Майкл) , Who Was Who , Oxford University Press, 2014 г., получено 17 декабря 2015 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б Саммерс, Джонатан. "Клиффорд Керзон" , список пианистов от А до Я, Наксос, получено 17 декабря 2015 г.
- ^ Примечания к компакт-диску Ivory Classics 64405-70906. Архивировано 14 февраля 2019 г. в Wayback Machine (1999), OCLC 43556430.
- ^ Калшоу, с. 172
- ^ Стюарт, Филип. Decca Classical, 1929–2009 , Центр истории и анализа записанной музыки, получено 18 декабря 2015 г.
- ^ "Сэр Клиффорд Керзон", The Times , 3 сентября 1982 г., стр. 12
- ^ Кардус, Невилл. «Ограничения фестивальной атмосферы», The Manchester Guardian , 3 сентября 1952 г., стр. 5
- ^ "Надгробие концертирующего пианиста сэра Клиффорда Майкла Керзона" , Алами, получено 17 декабря 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Калшоу, Джон (1981). Вносим ясность . Лондон: Секер и Варбург. ISBN 978-0-436-11802-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1907 рождений
- 1982 смертей
- Английские музыканты-мужчины 20-го века
- Британские пианисты XX века
- Классические пианисты 20 века
- Английские музыканты 20-го века
- Выпускники Королевской музыкальной академии
- Бенджамин Бриттен
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Английские композиторы-классики
- Английские классические пианисты
- Рыцари Бакалавр
- Английские классические пианисты мужского пола
- Еврейские классические пианисты
- Музыкантам присвоено рыцарское звание
- Люди из Хайгейта
- Ученики Артура Шнабеля
- Золотые медалисты Королевского филармонического общества