Jump to content

Ванда Ландовска

Ванда Ландовска
Ванда Ландовска в 1937 году.
Справочная информация
Имя при рождении Ванда Александра Ландовска
Рожденный ( 1879-07-05 ) 5 июля 1879 г.
Варшава, Польша
Умер 16 августа 1959 г. ( 1959-08-16 ) (80 лет)
Лейквилл, Коннектикут , США
Род занятий
Инструмент(ы) Клавесин

Ванда Александра Ландовска (5 июля 1879 г. - 16 августа 1959 г.) [1] была польской клавесинисткой и пианисткой, чьи выступления, преподавание, сочинения и особенно ее многочисленные записи сыграли большую роль в возрождении популярности клавесина в начале 20 века. Она была первым человеком, записавшим Иоганна Себастьяна Баха в на клавесине «Гольдберг-вариации» 1933 году. В 1938 году она стала натурализованной гражданкой Франции . [2]

Жизнь и карьера

[ редактировать ]

Жизнь в Европе

[ редактировать ]
Внешний звук
значок аудио Вы можете услышать, как Ванда Ландовска представляет и исполняет Иоганна Себастьяна Баха , «Инвенции и симфонии» BWV 722-801, в 1959 году на archive.org.

Ландовска родилась в Варшаве в еврейской семье. Ее отец был юристом, а мать — лингвистом, переводившим Марка Твена на польский язык . Она начала играть на фортепиано в четыре года и училась в Варшавской консерватории у старшего Яна Клечинского и Александра Михаловского . Ее считали вундеркиндом . [3]

Она изучала композицию и контрапункт у Генриха Урбана в Берлине и брала уроки в Париже у Морица Мошковского . Свою исполнительскую карьеру она начала в Париже, где ее сольные концерты в этом городе и других городах Европы получили высокую оценку критиков. [3] Ее интересовала музыка И. С. Баха , чьи произведения для клавесина вошли в ее сольные концерты к 1903 году, заслужив похвалу Альберта Швейцера . [3]

Она решила посвятить свою карьеру игре на клавесине, а не на фортепиано, вопреки желанию друзей, которые считали, что у нее многообещающее будущее как пианистки. [3] В 1908–09 годах она гастролировала по России с клавесином Плейеля , похожим на модель 1889 года, которую фирма демонстрировала на Парижской выставке . [4] После побега и брака с польским фольклористом и этномузыковедом Генри Лью в 1900 году в Париже она преподавала игру на фортепиано в Schola Cantorum (1900–1912). [5]

Позже она преподавала клавесин в Берлинской высшей школе музыки (1912–1919). Когда в 1914 году началась Первая мировая война, ее интернировали на том основании, что она была иностранкой. В апреле 1919 года, через несколько месяцев после окончания Первой мировой войны, ее муж погиб в автокатастрофе. Ее американский дебют состоялся в 1923 году, когда она гастролировала по крупным городам с четырьмя клавесинами Pleyel Grand Modele de Concert, огромными инструментами длиной семь с половиной футов и регистрами, управляемыми ножной педалью. [5] Это были большие, массивные клавесины с 16-футовой стопой (набор струн на октаву ниже нормального тона), во многом обязанные конструкции фортепиано. [6]

Польки, польки, женщины-полоны, польки, mujeres polacas
Леонид Пастернак . Концерт Ванды Ландовской в ​​Москве (1907), пастель из Третьяковской галереи.

Глубоко интересуясь музыковедением , особенно произведениями Баха, Куперена и Рамо , она путешествовала по музеям Европы, рассматривая оригинальные клавишные инструменты; она приобрела старые инструменты и заказала новые, изготовленные компанией «Плейель и компания» по ее просьбе. Отвечая на критику со стороны коллеги-специалиста по Баху Пабло Казальса , она однажды сказала: «Вы играете Баха по-своему, а я сыграю его «по-его»». [7]

Для нее был написан ряд новых важных произведений: Мануэля де Фалья » «El retablo de maese Pedro ( «Кукольный спектакль мастера Петра» ) ознаменовало возвращение клавесина в современный оркестр. Позже Фалья написал для нее концерт для клавесина , а Франсис Пуленк сочинил для нее свой Concert champetre . [8]

Она преподавала в Музыкальном институте Кертиса с 1925 по 1928 год. В 1925 году она основала École de Musique Ancienne в Париже: [9] с 1927 года ее дом в Сен-Ле-ла-Форе стал центром исполнения и изучения старинной музыки. В это время Ландовска часто посещала салон Натали Клиффорд Барни , чтобы пообщаться и выступить. [10]

Жизнь в Америке

[ редактировать ]
NYWTS/LOC cph.3c11230. Ванда Ландовска, 1953 год.

Когда немецкая армия вторглась во Францию , Ландовска бежала со своей студенткой и сожительницей Дениз Рестаут . [10] Покинув Сен-Ле в 1940 году и побывав в Баньюль-сюр-Мер , коммуне на юге Франции ее друг, скульптор Аристид Майоль , где жил , они отплыли из Лиссабона в Соединенные Штаты . Полагая, что нацистская угроза носит временный характер, она уехала только с двумя чемоданами. [11] Она прибыла в Нью-Йорк 7 декабря 1941 года, в день нападения на Перл-Харбор . Ее дом в Сен-Леу был разграблен, а инструменты и рукописи украдены. [12] [13] [14] поэтому она прибыла в Соединенные Штаты практически без активов. [10]

Баха в 1942 году Ее исполнение Гольдберг-вариаций в ратуше Нью-Йорка было первым случаем в 20 веке, когда пьеса была исполнена на клавесине, инструменте, для которого она была написана. [15]

Она поселилась в Лейквилле, штат Коннектикут , в 1949 году и вновь зарекомендовала себя как исполнительница и преподаватель в Соединенных Штатах, много гастролируя. Ее последнее публичное выступление состоялось в 1954 году. [15] Ее партнерша, Дениз Рестаут, была редактором и переводчиком ее сочинений о музыке, в том числе «Musique ancienne» и «Landowska on Music» , опубликованных посмертно в 1964 году. [10]

Она умерла в Лейквилле 16 августа 1959 года.

Ландовска много записывалась для Victor Talking Machine Company / RCA Victor и Gramophone Company / EMI/HMV .

Внешний звук
значок аудио Вы можете услышать, как Ванда Ландовска исполняет в Генделя «Гармоничного кузнеца» 1948 году.
на archive.org
значок аудио Вы можете услышать, как Ванда Ландовска исполняет Иоганна Себастьяна Баха » «Гольдберг-вариации , BWV 988, в 1945 году.
на archive.org
значок аудио Вы можете услышать, как Ванда Ландовска исполняет Рондо» Моцарта « Турецкий марш , К. 485, в 1948 году.
на archive.org

Композиции

[ редактировать ]
Ландовская играет на фортепиано
  • Серенада . для струнных и несколько произведений для струнного оркестра
  • Хор для женских голосов с оркестром
  • «Еврейская поэма» для оркестра.
  • Польские популярные песни - для сольного голоса, деревянных духовых инструментов и хора.
  • Польские популярные песни - а капелла для Орфео Каталы, Барселона.
  • Польские популярные песни для клавесина и струнного ансамбля.
  • Более сотни песен для голоса и фортепиано и несколько фортепианных пьес.
  • Фанфары для военного оркестра «Освобождение»
  • Каденции к концертам Моцарта и к концерту ре мажор Гайдна
  • Транскрипции для фортепиано: Моцарт-Кантри, Ланнер-Венские вальсы, Шуберт -Шайн де Лендлер [16]

Литературные произведения

[ редактировать ]
  • La Musique Ancienne , 1909, Ванды Ландовской и Генри Лью (перевод Нью-Йорка, 1923) [16]
  • Программа сериала « Камера три» , инсценировка некоторых произведений Ландовской, прочитанных актрисой Агнес Мурхед , под названием «Воспоминания о Ванде Ландовской» , вышла в эфир 17 марта 1963 года на канале CBS . [17]

Отзывы и мнения

[ редактировать ]
  • «Почти нет необходимости говорить, что игра полна энергичных жестов и индивидуальных идей. Она не уважала текст, и здесь и там есть небольшие повторы, которые указаны не больше, чем они необходимы. Однако такие вещи кажутся чем-то вроде неуместным, поскольку они лишь отражают позицию того времени, принятую знаменитым пионером возрождения клавесина в двадцатом веке. Нет, что меня очаровывает в концерте Ландовской, так это ее трогательное поэтическое проникновение в музыку Скарлатти, она не просто заново открывает правильное соединение композитора; и инструмент, она верит в это и остро это чувствует». [18]
  • Сол Бабиц заявила, что «Она всегда играла музыку «как написано», в результате чего серия быстрых нот звучала не как «связки их» (North 1700), а как швейная машина. Благодаря ее широкому влиянию эта болезнь может быть услышанным в ее учениках и по сей день». [19]
  • «Концерт Ванды Ландовской на клавесине прошлым вечером в Ратуше был таким же стимулирующим, как игольный душ. Действительно, звук этого королевского инструмента, когда на нем играют с искусством и яростью, заставляет задуматься о золотом дожде и о том, как должна выглядеть плоть Данаи. ее покалывало, когда она оказалась под таким ливнем… Она играла все лучше, чем кто-либо другой. То есть то, как она пишет музыку, настолько глубоко удовлетворительно, что возникает ощущение плода, плода. полнота одновременно интеллектуальная и чувственно-аудиальная, за пределами которой трудно себе представить что-либо дальнейшее». [18]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Любимый инструмент Ландовской, Pleyel Grand Modele de Concert (1927), Берлин: Musikinstrumentenmuseum.

См. также

[ редактировать ]

Иоганн Себастьян Бах
Франсуа Куперен
Жан-Филипп Рамо
Клавесин
Плейель и Ко.


Любимый клавесин Ландовской XVI века из ее коллекции с росписью на крышке, в настоящее время хранящийся в мемориальной музыкальной коллекции Ганса Адлера. [21]
  1. ^ Шотт, Ховард (1979). «Ванда Ландовска: Оценка столетия» . Ранняя музыка . 7 (4): 467–472. дои : 10.1093/earlyj/7.4.467 .
  2. ^ «Крестовый поход за «звенящие котлы»: по стопам Ванды Ландовской, посвятившей всю свою жизнь совершенствованию техники и звука клавесина» (PDF) . Auditorium-wanda-landowska.fr . Проверено 15 мая 2016 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Коттик, Эдвард Л. История клавесина, Том 1 . Издательство Индианского университета, 2003. стр. 425
  4. ^ Коттик, Эдвард Л. История клавесина, Том 1 . Издательство Индианского университета, 2003. стр. 426
  5. ^ Jump up to: а б Коттик, Эдвард Л. История клавесина, Том 1 . Издательство Индианского университета, 2003. стр. 428
  6. ^ Ричард, Дж.А. (1979). «Плейель-клавесин» (PDF) . Британское общество клавесинов. Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2008 года . Проверено 13 апреля 2009 г.
  7. ^ «Re: Знаменитое неверно процитированное замечание Г.Г. и Ландовской» . Glenngould.org . Проверено 15 мая 2016 г.
  8. ^ Бонни Циммерман (21 августа 2013 г.). Энциклопедия лесбийских историй и культур . Рутледж. п. 435. ИСБН  9781136787508 .
  9. ^ «Ванда Ландовска» (на польском языке) . Проверено 26 декабря 2020 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д Смит, Патрисия Джулиана. «Ландовска, Ванда (1879–1959)» (PDF) .
  11. ^ « Бах в будущее с Вандой Ландовской» . Форвард.com . 17 мая 2011 года . Проверено 15 мая 2016 г.
  12. ^ Шапро, Карла (8 февраля 2020 г.). «Нацистская конфискация музыкальной коллекции Ванды Ландовской и ее последствия» . Полин: Исследования польского еврейства, Библиотека еврейской цивилизации Литтмана совместно с University of Liverpool Press . 32 : 429–449 – через Project Muse.
  13. ^ Новые результаты в документах Ванды Ландовской и Дениз Рестаут . 2022. Видео. Получено из Библиотеки Конгресса, <www.loc.gov/item/webcast-10328/> (авторы: Харттен, Крис; Шапро, Карла; Шиэн, Томас; Уорд-Бэмфорд, Кэрол Линн; Верб, Брет; Вольф, Барбара). ; Вольф, Томас).
  14. ^ Шапро, Карла и Уорд-Бэмфорд, Кэрол Линн (декабрь 2022 г.). «Провенанс и кураторское повествование — Плейель-клавесин Ванды Ландовской в ​​Библиотеке Конгресса» (PDF) . Бюллетень CIMCIM. стр. 28–32. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  15. ^ Jump up to: а б «Клавесинистка старинной музыки Ванда Ландовска играет Баха в ратуше Нью-Йорка» . Jwa.org . 21 февраля 1942 года . Проверено 15 мая 2016 г.
  16. ^ Jump up to: а б с Гавоти, Бернар (1957). Ванда Ландовска . Женева, Швейцария: Рене Кистер. п. 32.
  17. ^ Воспоминания о Ванде Ландовской на IMDb
  18. ^ Jump up to: а б «Ванда Ландовска, Том V – Скарлатти (St Laurent Studio YSL 78-099» . Норбек, Питерс и Форд . Проверено 16 февраля 2020 г. ).
  19. ^ Сол Бабиц (11 марта 1965 г.). «Подход Ландовской» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 15 мая 2016 г.
  20. ^ ХОЛЬКМАН, ЯНВ. «ВАНДА ЛАНДОВСКА 1879 – 1959». Польское обозрение, том. 4, нет. 3, 1959, стр. 3–6. JSTOR, www.jstor.org/stable/25776247. По состоянию на 18 февраля 2020 г.
  21. ^ «Коллекция старинных инструментов Ганса Адлера: клавесин Ванды Ландовской» . Hansadlercollection.blogspot.ca . Проверено 15 мая 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 284075bc416604b7cd921d17e10760a6__1720616400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/a6/284075bc416604b7cd921d17e10760a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Wanda Landowska - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)