Ванда Ландовска
Ванда Ландовска | |
---|---|
![]() Ванда Ландовска в 1937 году. | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Ванда Александра Ландовска |
Рожденный | Варшава, Польша | 5 июля 1879 г.
Умер | 16 августа 1959 г. Лейквилл, Коннектикут , США | (80 лет)
Род занятий |
|
Инструмент(ы) | Клавесин |
Ванда Александра Ландовска (5 июля 1879 г. - 16 августа 1959 г.) [1] была польской клавесинисткой и пианисткой, чьи выступления, преподавание, сочинения и особенно ее многочисленные записи сыграли большую роль в возрождении популярности клавесина в начале 20 века. Она была первым человеком, записавшим Иоганна Себастьяна Баха в на клавесине «Гольдберг-вариации» 1933 году. В 1938 году она стала натурализованной гражданкой Франции . [2]
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Жизнь в Европе
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
![]() |
Ландовска родилась в Варшаве в еврейской семье. Ее отец был юристом, а мать — лингвистом, переводившим Марка Твена на польский язык . Она начала играть на фортепиано в четыре года и училась в Варшавской консерватории у старшего Яна Клечинского и Александра Михаловского . Ее считали вундеркиндом . [3]
Она изучала композицию и контрапункт у Генриха Урбана в Берлине и брала уроки в Париже у Морица Мошковского . Свою исполнительскую карьеру она начала в Париже, где ее сольные концерты в этом городе и других городах Европы получили высокую оценку критиков. [3] Ее интересовала музыка И. С. Баха , чьи произведения для клавесина вошли в ее сольные концерты к 1903 году, заслужив похвалу Альберта Швейцера . [3]
Она решила посвятить свою карьеру игре на клавесине, а не на фортепиано, вопреки желанию друзей, которые считали, что у нее многообещающее будущее как пианистки. [3] В 1908–09 годах она гастролировала по России с клавесином Плейеля , похожим на модель 1889 года, которую фирма демонстрировала на Парижской выставке . [4] После побега и брака с польским фольклористом и этномузыковедом Генри Лью в 1900 году в Париже она преподавала игру на фортепиано в Schola Cantorum (1900–1912). [5]
Позже она преподавала клавесин в Берлинской высшей школе музыки (1912–1919). Когда в 1914 году началась Первая мировая война, ее интернировали на том основании, что она была иностранкой. В апреле 1919 года, через несколько месяцев после окончания Первой мировой войны, ее муж погиб в автокатастрофе. Ее американский дебют состоялся в 1923 году, когда она гастролировала по крупным городам с четырьмя клавесинами Pleyel Grand Modele de Concert, огромными инструментами длиной семь с половиной футов и регистрами, управляемыми ножной педалью. [5] Это были большие, массивные клавесины с 16-футовой стопой (набор струн на октаву ниже нормального тона), во многом обязанные конструкции фортепиано. [6]

Глубоко интересуясь музыковедением , особенно произведениями Баха, Куперена и Рамо , она путешествовала по музеям Европы, рассматривая оригинальные клавишные инструменты; она приобрела старые инструменты и заказала новые, изготовленные компанией «Плейель и компания» по ее просьбе. Отвечая на критику со стороны коллеги-специалиста по Баху Пабло Казальса , она однажды сказала: «Вы играете Баха по-своему, а я сыграю его «по-его»». [7]
Для нее был написан ряд новых важных произведений: Мануэля де Фалья » «El retablo de maese Pedro ( «Кукольный спектакль мастера Петра» ) ознаменовало возвращение клавесина в современный оркестр. Позже Фалья написал для нее концерт для клавесина , а Франсис Пуленк сочинил для нее свой Concert champetre . [8]
Она преподавала в Музыкальном институте Кертиса с 1925 по 1928 год. В 1925 году она основала École de Musique Ancienne в Париже: [9] с 1927 года ее дом в Сен-Ле-ла-Форе стал центром исполнения и изучения старинной музыки. В это время Ландовска часто посещала салон Натали Клиффорд Барни , чтобы пообщаться и выступить. [10]
Жизнь в Америке
[ редактировать ]
Когда немецкая армия вторглась во Францию , Ландовска бежала со своей студенткой и сожительницей Дениз Рестаут . [10] Покинув Сен-Ле в 1940 году и побывав в Баньюль-сюр-Мер , коммуне на юге Франции ее друг, скульптор Аристид Майоль , где жил , они отплыли из Лиссабона в Соединенные Штаты . Полагая, что нацистская угроза носит временный характер, она уехала только с двумя чемоданами. [11] Она прибыла в Нью-Йорк 7 декабря 1941 года, в день нападения на Перл-Харбор . Ее дом в Сен-Леу был разграблен, а инструменты и рукописи украдены. [12] [13] [14] поэтому она прибыла в Соединенные Штаты практически без активов. [10]
Баха в 1942 году Ее исполнение Гольдберг-вариаций в ратуше Нью-Йорка было первым случаем в 20 веке, когда пьеса была исполнена на клавесине, инструменте, для которого она была написана. [15]
Она поселилась в Лейквилле, штат Коннектикут , в 1949 году и вновь зарекомендовала себя как исполнительница и преподаватель в Соединенных Штатах, много гастролируя. Ее последнее публичное выступление состоялось в 1954 году. [15] Ее партнерша, Дениз Рестаут, была редактором и переводчиком ее сочинений о музыке, в том числе «Musique ancienne» и «Landowska on Music» , опубликованных посмертно в 1964 году. [10]
Она умерла в Лейквилле 16 августа 1959 года.
Записи
[ редактировать ]Ландовска много записывалась для Victor Talking Machine Company / RCA Victor и Gramophone Company / EMI/HMV .
Внешний звук | |
---|---|
![]() на archive.org | |
![]() на archive.org | |
![]() на archive.org |
- Бах , Гольдберг-вариации ( HMV ), Французская сюита № 6 (HMV), Итальянский концерт (HMV), Концерт № 1 ре мажор (HMV/ RCA Victor ), Концерт ре минор, Das Wohltemperierte Klavier I (HMV) , Das Wohltemperierte Klavier II (RCA Victor), Фантазия до минор, Хроматическая фантазия и фуга , Партита си-бемоль мажор, Токката ре мажор, Соната ми мажор с Иегуди Менухином, Прелюдия, Фуга и Аллегро ми -бемоль мажор, 15 « Инвенции для двух голосов », Паспье ми минор, Гавот соль минор, Фантазия до минор, Английская сюита ля минор, Французская сюита ми мажор.
- Диомед Катон , Польская Хорея.
- Шамбоньеры , Сарабанда ре минор
- Шопен , Мазурка Op 56 №2 до мажор
- Куперен , Air in Polish Taste (RCA Victor), L'Arlequine (HMV), The Mysterious Barricades (RCA Victor), Le Rossignol en Amour, Альбом: La Favorite
- Гендель , Гармоничный кузнец, Концерт си-бемоль мажор, Пять сюит: №№ 2, 5, 7, 10, 14
- Якоб Ле Полоне , Гальярда-польский танец
- Ванда Ландовска, Ублон (польская народная песня), Бурре д'Овернь
- Моцарт , Коронационный концерт K 537 для фортепиано с оркестром , Турецкий марш, Рондо in K 485, Менуэт in K 355, Соната in K 332, K 576, K 333 (фортепиано), K 311, K 282, K 283, Рондо in K 511, Вальсы K 605 (переложение Ландовской для фортепиано), Фантазия ре минор, K 397 (фортепиано), Менуэт из «Дон Жуана».
- Огинский, Полонезы (Ля минор, соль мажор)
- Перселл , Земля до минор
- Рамо , Дофин, Воздушная могила для двух Полоне, Сюита ми минор, Бубен, Ла Пуль, Ла Жуайез, Трикоте, Дикари, Два менуэта
- Скарлатти , 1-й альбом из 20 сонат, 2-й альбом из 20 сонат, Сонаты ре мажор, L 418, Сонаты ре минор, L 423
- Анон. - английский, Соловей
- Анон. – Польский, Два танца
- Люлли , Сны Атиса
- Пахельбель , Два Магнификата [16]
Композиции
[ редактировать ]
- Серенада . для струнных и несколько произведений для струнного оркестра
- Хор для женских голосов с оркестром
- «Еврейская поэма» для оркестра.
- Польские популярные песни - для сольного голоса, деревянных духовых инструментов и хора.
- Польские популярные песни - а капелла для Орфео Каталы, Барселона.
- Польские популярные песни для клавесина и струнного ансамбля.
- Более сотни песен для голоса и фортепиано и несколько фортепианных пьес.
- Фанфары для военного оркестра «Освобождение»
- Каденции к концертам Моцарта и к концерту ре мажор Гайдна
- Транскрипции для фортепиано: Моцарт-Кантри, Ланнер-Венские вальсы, Шуберт -Шайн де Лендлер [16]
Литературные произведения
[ редактировать ]- La Musique Ancienne , 1909, Ванды Ландовской и Генри Лью (перевод Нью-Йорка, 1923) [16]
- Программа сериала « Камера три» , инсценировка некоторых произведений Ландовской, прочитанных актрисой Агнес Мурхед , под названием «Воспоминания о Ванде Ландовской» , вышла в эфир 17 марта 1963 года на канале CBS . [17]
Отзывы и мнения
[ редактировать ]- «Почти нет необходимости говорить, что игра полна энергичных жестов и индивидуальных идей. Она не уважала текст, и здесь и там есть небольшие повторы, которые указаны не больше, чем они необходимы. Однако такие вещи кажутся чем-то вроде неуместным, поскольку они лишь отражают позицию того времени, принятую знаменитым пионером возрождения клавесина в двадцатом веке. Нет, что меня очаровывает в концерте Ландовской, так это ее трогательное поэтическое проникновение в музыку Скарлатти, она не просто заново открывает правильное соединение композитора; и инструмент, она верит в это и остро это чувствует». [18]
- Сол Бабиц заявила, что «Она всегда играла музыку «как написано», в результате чего серия быстрых нот звучала не как «связки их» (North 1700), а как швейная машина. Благодаря ее широкому влиянию эта болезнь может быть услышанным в ее учениках и по сей день». [19]
- «Концерт Ванды Ландовской на клавесине прошлым вечером в Ратуше был таким же стимулирующим, как игольный душ. Действительно, звук этого королевского инструмента, когда на нем играют с искусством и яростью, заставляет задуматься о золотом дожде и о том, как должна выглядеть плоть Данаи. ее покалывало, когда она оказалась под таким ливнем… Она играла все лучше, чем кто-либо другой. То есть то, как она пишет музыку, настолько глубоко удовлетворительно, что возникает ощущение плода, плода. полнота одновременно интеллектуальная и чувственно-аудиальная, за пределами которой трудно себе представить что-либо дальнейшее». [18]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блог Ландовской
- Ванда Ландовска Britannica.com
- Ванда Ландовски Encyclepedia.com
- Смерть пионера старинной музыки Ванды Ландовской
- Ванда Ландовска и Метрополитен
- Ванда Ландовска Порта Полоника
- Ванда Ландовска 1879–1959 гг. [20]
- Ванда Ландовска Наксос
См. также
[ редактировать ]Иоганн Себастьян Бах
Франсуа Куперен
Жан-Филипп Рамо
Клавесин
Плейель и Ко.
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Шотт, Ховард (1979). «Ванда Ландовска: Оценка столетия» . Ранняя музыка . 7 (4): 467–472. дои : 10.1093/earlyj/7.4.467 .
- ^ «Крестовый поход за «звенящие котлы»: по стопам Ванды Ландовской, посвятившей всю свою жизнь совершенствованию техники и звука клавесина» (PDF) . Auditorium-wanda-landowska.fr . Проверено 15 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Коттик, Эдвард Л. История клавесина, Том 1 . Издательство Индианского университета, 2003. стр. 425
- ^ Коттик, Эдвард Л. История клавесина, Том 1 . Издательство Индианского университета, 2003. стр. 426
- ^ Jump up to: а б Коттик, Эдвард Л. История клавесина, Том 1 . Издательство Индианского университета, 2003. стр. 428
- ^ Ричард, Дж.А. (1979). «Плейель-клавесин» (PDF) . Британское общество клавесинов. Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2008 года . Проверено 13 апреля 2009 г.
- ^ «Re: Знаменитое неверно процитированное замечание Г.Г. и Ландовской» . Glenngould.org . Проверено 15 мая 2016 г.
- ^ Бонни Циммерман (21 августа 2013 г.). Энциклопедия лесбийских историй и культур . Рутледж. п. 435. ИСБН 9781136787508 .
- ^ «Ванда Ландовска» (на польском языке) . Проверено 26 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Смит, Патрисия Джулиана. «Ландовска, Ванда (1879–1959)» (PDF) .
- ^ « Бах в будущее с Вандой Ландовской» . Форвард.com . 17 мая 2011 года . Проверено 15 мая 2016 г.
- ^ Шапро, Карла (8 февраля 2020 г.). «Нацистская конфискация музыкальной коллекции Ванды Ландовской и ее последствия» . Полин: Исследования польского еврейства, Библиотека еврейской цивилизации Литтмана совместно с University of Liverpool Press . 32 : 429–449 – через Project Muse.
- ^ Новые результаты в документах Ванды Ландовской и Дениз Рестаут . 2022. Видео. Получено из Библиотеки Конгресса, <www.loc.gov/item/webcast-10328/> (авторы: Харттен, Крис; Шапро, Карла; Шиэн, Томас; Уорд-Бэмфорд, Кэрол Линн; Верб, Брет; Вольф, Барбара). ; Вольф, Томас).
- ^ Шапро, Карла и Уорд-Бэмфорд, Кэрол Линн (декабрь 2022 г.). «Провенанс и кураторское повествование — Плейель-клавесин Ванды Ландовской в Библиотеке Конгресса» (PDF) . Бюллетень CIMCIM. стр. 28–32.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б «Клавесинистка старинной музыки Ванда Ландовска играет Баха в ратуше Нью-Йорка» . Jwa.org . 21 февраля 1942 года . Проверено 15 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Гавоти, Бернар (1957). Ванда Ландовска . Женева, Швейцария: Рене Кистер. п. 32.
- ^ Воспоминания о Ванде Ландовской на IMDb
- ^ Jump up to: а б «Ванда Ландовска, Том V – Скарлатти (St Laurent Studio YSL 78-099» . Норбек, Питерс и Форд . Проверено 16 февраля 2020 г. ).
- ^ Сол Бабиц (11 марта 1965 г.). «Подход Ландовской» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 15 мая 2016 г.
- ^ ХОЛЬКМАН, ЯНВ. «ВАНДА ЛАНДОВСКА 1879 – 1959». Польское обозрение, том. 4, нет. 3, 1959, стр. 3–6. JSTOR, www.jstor.org/stable/25776247. По состоянию на 18 февраля 2020 г.
- ^ «Коллекция старинных инструментов Ганса Адлера: клавесин Ванды Ландовской» . Hansadlercollection.blogspot.ca . Проверено 15 мая 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Архивы на | ||||
---|---|---|---|---|
| ||||
Как использовать архивный материал |

- Смит, профиль Патрисии Джулианы Ландовской , GLBTQ.com (2002)
- «Биография Ванды Ландовской» , Naxos.com
- Интерпретация произведений Баха. Архивировано 26 мая 2016 года в Wayback Machine Вандой Ландовской (перевод Эдварда Берлингейма Хилла).
- Камера третья: Воспоминания о Ванде Ландовской (1963) на YouTube
- Веб-сайт Амстердамского издательства, посвященный переписке между Вандой Ландовской и Мануэлем де Фалья голландского музыковеда Лоэса Доммеринга-ван Ронгена. Переписка охватывает годы с 1922 по 1931 год , amsterdampublishers.com.
- 1879 рождений
- 1959 смертей
- Польские клавесинисты
- Польские женщины-музыканты
- Польские исполнители старинной музыки
- Польские эмигранты во Франции
- Польские евреи XIX века
- Еврейские классические музыканты
- Музыканты Баха
- Музыканты из Варшавы
- Преподаватели фортепиано
- Женщины-клавесинистки
- Женщины-исполнительницы старинной музыки
- Польские музыкальные преподаватели
- Польские женщины-преподаватели музыки
- Академический состав Парижской нормальной школы музыки
- Выпускники Музыкального университета имени Шопена
- Академический состав Schola Cantorum de Paris
- Классические музыканты ЛГБТ
- Французские музыканты-лесбиянки
- Польские музыканты-лесбиянки
- Евреи-лесбиянки
- Исполнители музыки и искусства
- Натурализованные граждане Франции
- Жители Лейквилля, Коннектикут
- Кавалеры ордена Polonia Restituta.
- Польские ЛГБТ XIX века
- Польские ЛГБТ 20-го века