Jump to content

Хроматическая фантазия и фуга , BWV 903

Хроматическая фантазия и фуга
Баха И. С.
Ключ Ре минор
Составленный в. 1720 г.
Движения
Подсчет очков Клавесин

Хроматическая фантазия и фуга ре минор , BWV 903 , — произведение для клавесина Иоганна Себастьяна Баха . Вероятно, Бах сочинил ее во время своего пребывания в Кетене с 1717 по 1723 год. Это произведение уже при его жизни считалось уникальным шедевром. Сейчас его часто играют на фортепиано.

Источники

[ редактировать ]

Автограф этой работы не известен. Музыковед Вальтер Зигмунд-Шульце относит это произведение к «кипящим произведениям Кётена» из-за его импровизационного и выразительного характера с использованием всех тональностей. [1]

Сохранилось более 30 различных рукописных копий произведения XVIII и начала XIX веков. Самая ранняя сохранившаяся копия фантазии датируется 1735 годом и написана неизвестным писцом - она ​​занесена в каталог отдельно как BWV-903a. Самая ранняя полностью развитая версия фантазии была написана учеником Баха Иоганном Тобиасом Кребсом и, вероятно, создана, когда Кребс учился у Баха в Веймаре (1714–1717). [2] Две другие версии появились около 1730 года и включают фугу ; возможно, они были написаны Готфридом Грюневальдом или Кристофом Граупнером . [ нужна ссылка ] Рукопись двойной работы принадлежит Иоганну Фридриху Агриколе и была написана между 1738 и 1741 годами. [3]

Полная копия Иоганна Николауса Форкеля ( ок. 1775 г. ) легла в основу первых печатных изданий произведения Франца Антона Хоффмейстера (1802 г.) и Фридриха Конрада Грипенкерля (1820 г.). [4]

Из-за значительных различий в деталях, которые невозможно свести к общей базовой форме, предполагается, что Бах сам сочинил различные версии произведения, находящиеся в обращении. [5]

Структура

[ редактировать ]

Из-за частого использования полутонов эта пьеса стала известна как хроматическая .

Фантастика

[ редактировать ]

Хроматическая фантазия начинается как токката с быстрыми скачками вверх и вниз по тридцатисекундным нотам (полукваверы) и ломаными аккордами в триолях шестнадцатых нот (полукваверы), которые часто представляют собой уменьшенные септаккорды, выстроенные в полутона. Вторая часть представляет собой серию очень четких и отдаленно модулирующих мягких ведущих аккордов, которые в самых старых экземплярах записаны как «Арпеджио», т. е. требуют расширенного аккорда. Третья часть называется «Речитатив» и включает в себя разнообразные орнаментированные, обогащенные, высоковыразительные мелодии. Эта часть содержит несколько энгармонических эквивалентов . [6] Речитатив заканчивается пассажами, которые хроматически погружаются в уменьшенные септаккорды выше точки педали на D.

Начало BWV 903 Fantasia из современной рукописной копии, выполненной рукой Иоганна Тобиаса Кребса.

Тема фуги начинается восходящей хроматической линией от пятой ре минор к седьмой, двигаясь от ля к до. В следующей фразе подчеркивается ре минор.

Затем тональный ответ, второй голос, соответственно начинается с ре, проходя через последовательность, которая берет ре минор и меняет его на ре мажор, ведя нас к соль минору, а затем обратно через ля мажор (доминанта) к ре минор.

\relative c'' { \key d \minor \time 3/4 a bes bc c8 b c4 e, f fis g g8 fis ga bes4 agf g8 Fed e4 a, cis d }

Подводя итог, можно сказать, что первые голосовые гармонии можно услышать как ре минор, ля минор, ре мажор, соль минор, а затем вернуться к тонике через ля мажор, ре минор.Гармонии второго голоса (тональный ответ) можно услышать как Ре минор соль минор соль мажор ля мажор ре минор.

Прием и устный перевод

[ редактировать ]

Виртуозный и импровизационный стиль токкаты-фантазии, в котором обе руки быстро чередуются, выразительный, тонально-экспериментальный характер и тональность ре минор ставят произведение в один ряд со знаменитыми Токкатой и фугой ре минор, BWV 565 . Оба произведения являются исключительными и потому особо популярными произведениями клавирной музыки Баха. Эту оценку разделяли современники Баха. Первый биограф Баха Иоганн Николаус Форкель писал: «Я приложил много усилий, чтобы найти еще одно произведение Баха такого типа. Но все было напрасно. Эта фантазия уникальна и всегда не имела себе равных». [1]

Интерпретации произведения XIX века являются образцами романтического подхода к произведениям Баха, принятого в тот период. Феликс Мендельсон , основатель возрождения Баха, исполнил эту фантазию в феврале 1840 и 1841 годов в серии концертов в лейпцигском Гевандхаусе и восхитил публику. Он объяснил этот эффект свободной интерпретацией арпеджио фэнтези. Он использовал звуковые эффекты рояля той эпохи посредством дифференцированной динамики, подчеркивая высокие ноты и удваивая басовые ноты педали. Эта интерпретация стала образцом для адажио второй сонаты Мендельсона для виолончели и фортепиано (соч. 58), написанной с 1841 по 1843 год. Это произведение придает верхним нотам фортепианных арпеджио хоральную мелодию, в то время как виолончель играет расширенный речитатив, напоминающий «Хроматической фантазии» и цитирует ее последний отрывок. [7]

Эта романтическая интерпретация имела определяющее значение; многие известные пианисты и композиторы, в том числе Ференц Лист и Иоганнес Брамс , использовали произведение как демонстрацию виртуозности и выразительности в своем концертном репертуаре. Он переиздавался во многих изданиях с поясняющими примечаниями и инструкциями по шкале. Макс Регер переработал пьесу для органа. Даже с момента появления исторически обоснованного исполнительского движения оно остается одним из самых популярных клавирных произведений Баха. [1]

Есть романтические интерпретации Эдвина Фишера , Вильгельма Кемпфа , Самуила Файнберга и Альфреда Бренделя на рояле, а также Ванды Ландовской на клавесине. Неромантическая интерпретация с удивительными акцентами и без педалирования была представлена ​​Гленном Гулдом и оказала влияние на более поздних пианистов, таких как Андраш Шифф и Алексис Вайсенберг . Пианист Аги Джамбор соединил романтические звучания и цвета с четким голосовым сопровождением и подчеркнул структурные связи произведения. Примерно в 1944 году Кайхосру Шапурджи Сорабджи составил виртуозный парафраз фэнтези, ставший 99-м из его 100 трансцендентальных исследований . [8]

Транскрипции

[ редактировать ]

Произведение было переписано для альта соло Золтаном Кодаем в 1950 году. [ нужна ссылка ] Есть транскрипция для классической гитары Филиппа Хии, [9] [ нужен неосновной источник ] и Бузони сделали две транскрипции для фортепиано соло , а также для виолончели и фортепиано, которые занесены в каталог как BV B 31 и 38 соответственно. Жако Пасториус исполнил вступительные партии на электробасе в своем альбоме 1981 года Word of Mouth . Транскрипция для виолончели соло была сделана виолончелистом Иоганном Себастьяном Паетчем в 2015 году и опубликована Hofmeister Musikverlag в Лейпциге. [10] Транскрипция для кларнета фэнтези соло была сделана Стэнли Хэсти Рочестерского университета , почетным профессором Музыкальной школы Истмана , в 2002 году. [ нужна ссылка ] Транскрипция Chromatic Fantasia для кларнета соло B ♭ и фуги ре минор для трех кларнетов (два кларнета B ♭ и бас-кларнет B ♭) была сделана кларнетистом Ричардом Штольцманом в 2011 году и опубликована Lauren Keizer Music.

Литература

[ редактировать ]

Уртекстовое издание

  • Рудольф Стеглих (редактор): Иоганн Себастьян Бах: Хроматическая фантазия и фуга ре минор BWV 903: Уртекст без аппликатур. Г. Хенле, 2009 г., ИСМН 979-0-2018-1163-5
  • Генрих Шенкер: Хроматическая фантазия и фуга И.С. Баха: критическое издание с комментариями. Музыкальная серия Лонгмана, Книги Ширмера, 1984, ISBN   0028732405

Музыкальный анализ

  • Мартин Гек (редактор): Интерпретации Баха. Ванденхук и Рупрехт, 2-е издание, Геттинген, 1982 г., ISBN   3525332769 , с. 57–73 и 213–215
  • Ульрих Лейзингер , Михаэль Берингер (ред.): Иоганн Себастьян Бах: Хроматическая фантазия + фуга (BWV 903/903a). Фортепиано, клавесин. Венское издание Urtext, Schott Verlag, ИСМН 979-0-50057-191-9 ISBN   978-3-85055-597-5
  • Стефан Дрис: О разговоре инструментов: К истории инструментального речитатива. Питер Ланг, Франкфурт-на-Майне, 2007 г., ISBN   3631564783 , с. 75–78
  1. ^ Jump up to: а б с Кристоф Рюгер (редактор): «Иоганн Себастьян Бах» в путеводителе по фортепианной музыке Харенберга . Харенберг, Дортмунд, 1984 г., ISBN   3-611-00679-3 , стр. 85–86.
  2. ^ Лейзингер, Ульрих; Берингер, Майкл, ред. (1999). Хроматическая фантазия и фуга (2-е изд.). Вино: Шотт/Универсал. п. IX. ISBN  978-3-85055-597-5 .
  3. ^ Лейзингер и Берингер 1999 , с. 26.
  4. ^ Leisinger & Behringer 1999 , стр. X, 27.
  5. ^ Тамаш Зашкалички (ред.): Примечания редактора . В кн.: Фантазии и токкаты: для фортепиано, для фортепиано / Иоганн Себастьян Бах . Könemann Music, Будапешт, 2000, стр. 86f.
  6. ^ Герман Келлер : Исследования по гармоникам, себ. Баха . В: Ежегодник Баха . том. 41 (1954), стр. 50–65 ( онлайн- архивировано 13 декабря 2013 г. в Wayback Machine ), (файл PDF; 832 КБ), стр. 61.
  7. ^ Вольфганг Динглингер: «Арпеджио — главный эффект». Ноты к Адажио Второй сонаты для виолончели соч. 58 Феликса Мендельсона Бартольди . В: Кордула Хейманн-Вентцель, Йоханнес Лаас: Музыка и биография: Festschrift для Райнера Каденбаха . Кенигсхаузен и Нейман, 2004 г., ISBN   382602804X , стр. 65–68.
  8. ^ «100 трансцендентальных этюдов (1940–44) - Список» . Архив Сорабджи . Проверено 13 мая 2021 г.
  9. ^ «Бах: Новые транскрипции для гитары» . Аудио . 1996 год . Проверено 7 июня 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  10. ^ Лейпциг: Фридрих Хофмайстер Верлаг, FH 3021, 3 пьесы из BWV 565, 903, 1004, Лейпциг, 2015, (редактор/аранжировщик: Иоганн Себастьян Паетш), ИСМН 979-0-2034-3021-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d4a3863d8fbb700d8ff81c15d9780f0__1721262180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/f0/0d4a3863d8fbb700d8ff81c15d9780f0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chromatic Fantasia and Fugue, BWV 903 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)