Jump to content

Великие восемнадцать хоральных прелюдий

Иоганн Себастьян Бах, 1746 г.

« Великие восемнадцать хоральных прелюдий» , BWV 651–668, представляют собой набор хоральных прелюдий для органа, подготовленных Иоганном Себастьяном Бахом в Лейпциге в последнее десятилетие его жизни (1740–1750) на основе более ранних произведений, написанных в Веймаре , где он был придворным органистом. Произведения представляют собой энциклопедическую коллекцию масштабных хоральных прелюдий в различных стилях, восходящих к прошлому столетию, которые Бах постепенно совершенствовал на протяжении своей карьеры. Вместе с Orgelbüchlein , Schübler Chorales , третьей книгой Clavier-Übung и Каноническими вариациями они представляют собой вершину духовной музыки Баха для органа соло. [1]

Придворная капелла замка в Веймаре , где Бах был придворным органистом. В верхней части изображения виден чердак органа.

Считается, что ранние версии почти всех хоральных прелюдий датируются 1710–1714 годами, в период 1708–1717 годов, когда Бах служил придворным органистом и концертмейстером (музыкальным руководителем) в Веймаре , при дворе Вильгельма Эрнста, герцога Саксенского. -Веймар . [2] Благодаря поддержке герцога, набожного лютеранина и любителя музыки, Бах разработал светские и литургические органные произведения во всех формах, что должно было стать его наиболее продуктивным периодом для органной композиции. Как упоминает его сын Карл Филипп Эмануэль Бах в своем некрологе или некрологе : «Удовольствие его светлости от игры побудило его попробовать все возможное в искусстве обращения с органом. Здесь он также написал большую часть своих органных произведений». [3] Во время пребывания Баха в Веймаре орган капеллы был значительно улучшен и расширен; Занимая чердак в восточной части часовни, чуть ниже крыши, он имел две ручные клавиатуры, педалборд и около дюжины остановок, включая по просьбе Баха ряд настроенных колоколов. Вполне вероятно, что составленные затем более длинные хоральные прелюдии выполняли какую-то церемониальную функцию во время служб в придворной часовне, например, сопровождали причастие. [4]

Когда Бах перешел на свои более поздние должности капельмейстера в Кетене году и кантора Томаскирхе в 1717 в Лейпциге в 1723 году, в его обязанности конкретно не входили сочинения для органа. Рукопись с автографом «Великих восемнадцати», хранящаяся в настоящее время под номером P 271 в Берлинской государственной библиотеке , документально подтверждает, что Бах начал готовить коллекцию около 1740 года, после завершения третьей части « Клавир-обунга» в 1739 году. Рукопись состоит из трех партии: шесть трио-сонат для органа BWV 525–530 (1727–1732); Канонические вариации на тему «Vom Himmel hoch da komm' ich her» BWV 769, добавленные одновременно с хоральными прелюдиями (1739–1750); и ранняя версия « Nun komm' der heiden Heiland» (1714–1717), добавленная после смерти Баха. [5]

Первые тринадцать хоральных прелюдий BWV 651–663 были добавлены самим Бахом между 1739 и 1742 годами, дополнены BWV 664 и 665 в 1746–1747 годах. В 1750 году, когда Бах перед своей смертью в июле начал страдать слепотой, BWV 666 и 667 были продиктованы его ученику и зятю Иоганну Кристофу Альтниколю и посмертно скопированы в рукопись. Сохранилась лишь первая страница последней хоральной прелюдии BWV 668, так называемого «хорала на смертном одре», записанная неизвестным переписчиком. [6] Произведение было посмертно опубликовано в 1751 году как приложение к «Искусству фуги » под названием «Wenn wir in höchsten Nöthen sein» (BWV 668a) вместо первоначального названия «Vor deinen Thron tret ich hiermit» («Перед вашим трон я теперь появляюсь»).

Были разные версии обстоятельств создания этого хорала. Биографический отчет Иоганна Николауса Форкеля 1802 года о том, что Альтниколь копировал произведение на смертном одре композитора, с тех пор не принимается во внимание: во второй половине восемнадцатого века он стал апокрифической легендой, поощряемой наследниками Баха, Карлом Филиппом Эммануэлем Бахом и Вильгельм Фридман Бах . Однако сейчас это произведение считается запланированной переработкой более короткой хоральной прелюдии Wenn wir in höchsten Nöthen sein (BWV 641) из Orgelbüchlein (ок. 1715 г.). [7] [8] [9]

Композиционные модели

[ редактировать ]
Единственная сохранившаяся страница рукописи «Vor deinen Thron tret ich», BWV 668, записанная неизвестным переписчиком в последний год жизни Баха. [10]

Широта стилей и форм, представленных «Великими восемнадцатью», столь же разнообразна, как и « Хорошо темперированный клавир» Баха для клавира. Пьесы имеют большой и часто эпический масштаб по сравнению с миниатюрной интимностью хоровых прелюдий Orgelbüchlein . Многие из хоральных прелюдий отдают дань уважения гораздо более старым моделям немецкой литургической традиции ( Георг Бём , Букстехуде и Пахельбель ), но параллельное влияние итальянской концертной традиции не менее заметно. Это дань уважения музыкальным традициям прошлого века. В отличие от третьей части Clavier-Übung , где Бах вывел свои композиционные приемы для органа на новые пределы, хоральные настройки «Великих восемнадцати» Баха представляют собой «самую квинтэссенцию всего, что он разработал в Веймаре в этой области искусства»; [11] они «по своей величине и глубине превосходят все предыдущие виды хоровой прелюдии»; [12] и они демонстрируют «настолько безупречное мастерство, насколько мы имеем право ожидать от человека». [13] Восемнадцать характеризуются свободно развитым и независимым аккомпанементом, заполняющим длинные интервалы между последовательными строками cantusfirmus , что является особенностью их большого масштаба, которая не понравилась всем комментаторам. [14]

Хоральный мотет

[ редактировать ]

эпохи Возрождения Мотет в стиле мадригала образует модель хорального мотета, используемого в BWV 665 и 666. Каждая строка хорала создана как точка подражания различным частям, которые придерживаются общего ритма. Этот стиль, самый ранний, использованный Бахом, был использован в его кантатах Мюльхаузена , таких как похоронная кантата Actus Tragicus , BWV 106. Общей отличительной чертой является использование музыкальных фигур для иллюстрации отдельных строк или даже слов в тексте гимна. [15]

Хоральный матч

[ редактировать ]

Хоральная партита представляет собой совокупность вариаций на хоральную мелодию. Обычно каждая вариация повторяет мелодию хорала и по сути представляет собой отдельную часть. Этот стиль восходит к голландскому композитору Свелинку и был перенят его немецкими учениками Шайдтом и Шейдеманом ; традицию продолжили на рубеже XVIII века Георг Бём и Пахельбель из Тюрингии , которые послужили образцом для Баха. [16] Бах, однако, нарушил норму в двух хоральных прелюдиях этого жанра, BWV 656 и 667, каждая из которых имеет лишь небольшое количество вариаций (3 и 2). Возможно, это дань уважения Дитериху Букстехуде , который написал подобные партиты и чья музыка и виртуозность игры на органе, как известно, оказали значительное влияние на Баха в юности. [17]

Орнаментальный хорал

[ редактировать ]

В орнаментальном хорале, форме, изобретенной и популяризированной в Северной Германии Шейдеманом, мелодия хорала исполняется одним голосом в сложной и сильно украшенной форме. Букстехуде был одним из самых знаменитых его представителей с его индивидуальным выразительным «вокальным» орнаментом.

В этом стиле написаны пять хоральных прелюдий «Великих восемнадцати»: BWV 652, 653, 654, 659 и 662. [18]

Твердая хоровая песня

[ редактировать ]

Хоральный cantus Firmus : мелодия хорала звучит длинными нотами на протяжении всего произведения; она была создана и популяризирована в центральной Германии Пахельбелем. Одним из его учеников был Иоганн Кристоф Бах III , старший брат Баха, который, в свою очередь, обучал Баха клавишной технике. Существует шесть примеров хорала cantus Firmus: BWV 651, 657, 658, 661, 663.и 668. [19]

Хоральное трио

[ редактировать ]

Хоральное трио представляет собой трио-сонату , в которой верхние партии исполняются на двух клавишах органа, а партия бассо континуо — на педалях. Бах возвел эту форму в статус современных итальянских трио-сонат или двойных концертов Антонио Вивальди и Джузеппе Торелли : это, вероятно, его единственное и самое оригинальное новшество в репертуаре органных хоралов. Три виртуозные хоральные прелюдии этого типа — BWV 655, 660 и 664. [20]

Хоральные прелюдии BWV 651–668

[ редактировать ]
Рукопись с автографом BWV 651 с девизом Баха «JJ», Jesu juva.
Краткие описания хоральных прелюдий основаны на подробном анализе Уильямса (1980) и Стинсона (2001) .
Чтобы прослушать MIDI- запись, нажмите на ссылку.
Над педальным хоралом проносится буйная токката, передающая «мчащийся могучий ветер». [21] Святого Духа; второй орнаментированный предмет символизирует Аллилуйю в кульминации гимна.

  • BWV 652 Приди, Святой Дух, также модо на 2 клавы. на педалях (орнаментальный хорал) Игра
Витиеватая хоральная мелодия звучит поверх лирической и спокойной трехчастной сарабанды с плавными полукваверами, обозначающими аллилуйю коды , в этой самой длинной из хоральных прелюдий.

  • BWV 653 An Wasserflüssen Babylon [У вод Вавилона], 2 клав. на педали (орнаментальный хорал) Игра
Гимн « An Wasserflüssen Babylon » представляет собой перефраз 137-го псалма , плача в изгнании в Вавилоне. Нежные ритурнели аккомпанирующих партий в двух верхних частях и педали этой сарабанды предвосхищают орнаментированный теноровый хорал, напоминая скорбный тон гимна, «органов и арф, подвешенных на ивах», по мотивам 137-го псалма. . На знаменитом концерте 1720 года на большом органе церкви Святой Екатерины в Гамбурге Бах почти полчаса импровизировал на одну и ту же мелодию гимна как дань уважения церковному органисту Иоганну Адаму Рейнкену и его знаменитой фантазии на ту же тему.

  • BWV 654 Украшай себя , дорогая душа, 2 клавой. Электронные педали (орнаментальный хорал) играют
Строго орнаментированный, но мелизматический хорал Schmücke dich, oliebe Seele в сопрано чередуется с танцевальными ритурнелями двух переплетающихся нижних частей над педальным басом; неземной контрапункт между четырьмя частями создает атмосферу великого умиротворения, «восторженного размышления» над обрядом причастия. [22] Украшение названия иллюстрируется орнаментом верхних частей во французском стиле.

  • BWV 655 Trio super Herr Jesu Christ, dich zu uns wennd [Господь Иисус Христос, обратись к нам], a 2 Clav. Электронные педали (хоральное трио) играть
Сходная по фактуре с частями из сонат органного трио , эта ликующая и живая концертная хоральная прелюдия перекликается с «вечной радостью и блаженным светом» последнего куплета. Развитие прелюдии хорала по тональностям соль, ре, ми минор, си минор, ре и, наконец, соль напоминает концерты Вивальди. Две партии ручного соло и педальное континуо основаны на элементах cantus Firmus, которые полностью слышны в педальной части рекапитуляции.

  • BWV 656 О невинный Агнец Божий, 3 Versus (хоральная партита) пьеса
Первый куплет этого гимна Страстной пятницы представляет собой приглушенную прелюдию из четырех частей, основанную на cantusfirmus, которая явно проявляется в линии сопрано поверх плавного дрожащего аккомпанемента; во втором куплете cantusfirmus переходит на линию альта, и дрожащие фигуры становятся более живыми; в заключительном куплете педаль наконец, кажется, поднимает cantusfirmus под четырехголосным фугальным контр-субъектом в триолях, сначала в прямой угловатой фигуре, затем в чеканных повторяющихся нотах, ведущих к мучительному хроматическому пассажу, указывающему на распятие и, наконец, мирная плавная дрожь.

Эта хоральная прелюдия во многом следует модели Пахельбеля, с разнообразием подражательных элементов в нижних частях, под неукрашенным cantus Firmus линии сопрано.

  • BWV 658 Бога не отпущу [Господа не оставлю], Canto Fermo in Pedale (cantus Firmus Chorale) пьеса
Витиеватый трехголосный клавишный аккомпанемент заимствован из вступительных нот гимна и отдельного «мотива радости», пронизывающего произведение, изысканно «обвивающегося над [мелодией хорала], словно роскошная гирлянда из амаранта». [23] В педали тенора слышны только четыре строки cantusfirmus, прелюдия к хоралу завершается, казалось бы, вечной колоколообразной кодой над кончиком педали, возможно, иллюстрирующей последние строки гимна: «После смерти мы будем похоронены глубоко в землю; когда мы уснем, нас разбудит Бог». В этой «колокольной» коде нота до-диез звучит 7 раз подряд, в пределах четвертого голоса, за исключением трех голосов аккомпанемента. Это показательно для немецкого погребального колокола.

Под дрожи континуоподобного « шагающего баса » в педали две внутренние части медитативно продвигаются вперед в каноне, под витиеватый мелизматический cantus Firmus « Nun komm, der Heiden Heiland ». Прекрасная мелодия, бесконечно продолжительная и никогда полностью не уловимая среди свободно спиралевидных арабесок, напоминает о тайне воплощения ; этому соответствует совершенство аккомпанемента.

Эта прелюдия к хоралу необычно состоит из двух частей для педали и баса, при этом орнаментированный cantusfirmus в линии сопрано довольно близко следует оригинальной мелодии гимна. Вступительная ритурнель, имитирующая канон, содержит ноты cantus Firmus - g, g, f ♯, b ♭, a, g, a, g - распределенные между двумя басовыми партиями. [24]

  • BWV 661 Nun komm' der Heiden Heiland [Приди, Спасительница язычников], в Organo Pleno, Canto Fermo in Pedale (cantus Firmus Chorale) пьеса
Под трехчастной клавишной фугой, типичной для крупномасштабных свободных органных фуг Баха, с угловатой дрожащей темой, заимствованной из мелодии, в педали слышен cantus Firmus; фугальная тема, ее контрсюжет и их инверсии по-разному сочетаются по ходу произведения.

  • BWV 662 Ein Gott in der Höh' sei Ehr [Только Богу в вышних да будет честь], 2-й Клав. e Pedal, Canto Fermo in Soprano (орнаментальный хорал) пьеса
Эта хоральная прелюдия, необычно отмеченная адажио , основана на « Allein Gott in der Höh sei Ehr », немецкой версии гимна Gloria in excelsis Deo . Он имеет две богато украшенные фугальные внутренние части над педалью, напоминающей континуо, с витиеватым и мелизматическим cantusfirmus в сопрано, его фигура напоминает фигуру скрипки облигато или гобоя в веймарских кантатах (например, симфония BWV Ich Hatte Viel Bekümmernis, 21 ).

  • BWV 663 Allein Gott in der Höh' sei Ehr [Только Богу вышнему честь], a 2. Clav. из Педале, Canto Fermo тенор (твердая хоровая песня) пьеса
Сопровождающая ритурнель этой хоральной прелюдии принимает форму трио-сонаты, двух фантазийных верхних частей с их живыми, постоянно меняющимися контрапунктическими дрожащими фигурами, сочетающимися с твердым педальным континуо; В длинной партии тенора слышен арийно-орнаментированный cantusfirmus с его дрожащими мелизмами и вздохами.

  • BWV 664 Трио superEin Gott in der Höh' sei Ehr [Один перед Богом, да будет честь], 2-й Клав. Электронные педали (хоральное трио) играть
Это еще одна хоральная прелюдия, подобная частям из сонат органного трио , изобретательная, искрометная, радостная и концертная; две независимые сольные партии и педальное континуо основаны на элементах cantus Firmus, первые две фразы которого слышны только в самом конце пьесы в педали перед последней точкой педали и кодой. Прелюдия к хоралу состоит из трех частей: шесть фугальных высказываний ритурнели; ряд блестящих скрипичных эпизодов с приостановками , полукваверами и продолжительными трелями, дважды перемежающимися ритурнелью в минорном ладу; и возврат ритурнели через твердый кантус, заканчивающийся длинной педалью.

В этой хоровой прелюдии каждая из четырех строк cantus Firmus проходит через четыре разных голоса в сопровождении контр-темы, придающей музыкальную окраску, соответствующую этой строке: несение Креста; Божий гнев; горькие страдания Христа; и воскрешение от адских мук, для которого Бах представляет самую длинную и сложную педаль во всем сборнике.

  • BWV 666 Иисус Христос, наш Спаситель [Иисус Христос, наш Спаситель], alio modo (хоральный мотет) пьеса
Эта короткая хоральная прелюдия для клавишных представляет собой простую форму хорального мотета, в которой между частями снова проходит cantusfirmus, а для каждой из четырех строк гимна используется другой контртема.

Эта хоральная прелюдия к Мартина Лютера на гимну Пятидесятницу « Komm, Gott Schöpfer, Heiliger Geist » состоит из двух вариаций, связанных связующей интерлюдией: первая представляет собой миниатюрную хоральную прелюдию, почти идентичную BWV 631 в Orgelbüchlein , с непрерывным кантусом. фирма в линии сопрано; во втором - четыре строки cantusfirmus слышатся в педали под плавный имитирующий аккомпанемент ритурнели на клавиатуре.

  • BWV 668 Настоящим я встаю перед твоим троном [Теперь я предстаю перед твоим троном] (фрагмент) (cantus Firmus Chorale) играть
Трехчастный имитационный аккомпанемент на педали и нижней клавиатуре этой хоральной прелюдии основан на фигурах, полученных из 4 различных строк мелодии и их обращений; каждая линия самого cantusfirmus слышна в простой, лишенной каких-либо прикрас сопрано, после ее предварительной имитации в партиях ритурнели.

Варианты

[ редактировать ]

Оригинальные хоральные прелюдии, написанные в Веймаре, имеют номера BWV 651a, 652a и т. д. При наличии двух или трёх более ранних версий в нумерации используются другие буквы алфавита, например BWV 655a, 655b и 665c. Вариант BWV 668a представляет собой полную версию прелюдии к хоралу, которая была опубликована как приложение к « Искусству фуги» , возможно, чтобы компенсировать незаконченную финальную фугу Contrapunctus XIV . [25]

Публикация

[ редактировать ]

«Великие восемнадцать» были известны по всей Германии на рубеже девятнадцатого века, но только последняя прелюдия к хоралу была доступна в печати в нескольких изданиях благодаря своей репутации «хорала на смертном одре». До двух лейпцигских изданий Феликса Мендельсона в 1846 году (в которых не были BWV 664, 665, 666 и 668) и Грипенкерля и Ройча в 1847 году (которые были полными) единственной опубликованной хоральной прелюдией «Великих восемнадцати» было блестящее трио. Allein Gott BWV 664, появившийся в 1803 году как одна из 38 хоральных прелюдий в четырехтомной антологии И.Г. Шихта. Тем не менее, две хоральные прелюдии Nun komm' der heiden Heiland , BWV 659 и Schmücke dich, oliebe Seele , BWV 654, стали фаворитами. И Мендельсон, и Шуман почитали Schmücke dich : Шуман вспоминал, как Мендельсон признавался после одного выступления: «Если бы жизнь лишила меня надежды и веры, этот единственный хорал наполнил бы меня ими обоими». [26] После популяризации этих работ Мендельсоном в 1875 году в Лейпциге было опубликовано окончательное издание «Бах-Гезельшафт» под редакцией Вильгельма Руста . [27]

Транскрипции

[ редактировать ]
Аранжировщик и инструментарий Опубликованное название Оригинальная прелюдия к хоралу и номер BWV.
Карл Таузиг (фортепиано) Хоральные прелюдии для органа Иоганна Себастьяна Баха: Транспонирование для фортепиано Карла Таузига . Берлин (посвящен Брамсу ) О Агнец Божий, невинный, BWV 656
Ферруччо Бузони (фортепиано) Органные хоральные прелюдии Иоганна Себастьяна Баха: Транспонированные на фортепиано в камерном стиле Ферруччо Бенвенуто Бузони , Лейпциг, 1898 (посвящается Хосе Вианне да Мотта ) Приди, Спаситель из язычников, BWV 659 play ; Иисус Христос, наш Спаситель, BWV 665; Приди, Боже Творец, Дух Святой, BWV 667.
Макс Регер (фортепиано) Избранные хоральные прелюдии Джона Себастьяна. Бах: Для фортепиано в 2 руки в переложении Макса Регера , Вена, 1900 г. Приди, Дух Святой, Господь Бог, BWV 651; У рек водных Вавилон, BWV 653b; Украшай себя, о дорогая душа, BWV 654; Теперь все слава Богу, BWV 657; Настоящим я предстаю перед вашим троном, BWV 668.
Арнольд Шенберг (оркестр) Хоральные прелюдии Джо. Баха в оркестровке Арнольда Шенберга , Вена, 1925 г. Украшай себя, о дорогая душа, BWV 654; Приди, Боже Творец, Дух Святой, BWV 667.
Вильгельм Кемпф (фортепиано) Музыка барокко и рококо в переложении для фортепиано Вильгельма Кемпфа , Берлин, 1932 г. Ныне придет Спаситель из язычников, BWV 659.
Леопольд Стоковский (оркестр) неопубликовано, впервые исполнено 7 апреля 1934 г. Ныне придет Спаситель из язычников, BWV 659.
Ральф Воан Уильямс (виолончель и струнные) неопубликованный; впервые выступил в Лондоне 28 декабря 1956 года в честь 80-летия Пабло Казальса. Украшай себя, о дорогая душа, BWV 654

Избранные записи

[ редактировать ]
  • Мишель Шапюи , Баха - Полное собрание сочинений для органа (1966–1970)
  • Бернар Фоккруль, Лейпцигские хоралы, Ricercar, RIC212 (2 диска). Записано в 2002 году на большом органе Зильбермана во Фрайбергском соборе , Германия, датируемом 1714 годом. Запись также включает прелюдии и фуги BWV 546 и 547, а также канонические вариации на тему "Vom Himmel hoch", BWV 769a.
  • Андре Исуар , L'Oeuvre pour Orgue (15 дисков), Calliope, CAL 3703–3717 (бюджетное издание на 2008 г.). Хоральные прелюдии, записанные в 1990 году на органе Г. Вестенфельдера в Фер-ан-Тарденуа , содержатся на двух последних дисках, которые доступны отдельно.
  • Тон Купман , Шюблер и Лейпцигские хоралы, Teldec, 1999 (2 диска). Записано на органе Кристиана Мюллера в Леувардене с вкраплениями а капелла хоралов в исполнении Амстердамского барочного хора .
  • Саймон Престон, в книге И. С. Баха: Органные произведения · Das Orgelwerk, Deutsche Grammophon. Записано на органе Мецлера Тринити-колледжа в Кембридже в декабре 1999 года.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  • Бах, Иоганн Себастьян (1999), «Восемнадцать великих органных хоралов BWV 651–668 и канонические изменения к «Vom Himmel Hoch» BWV 769. Факсимиле оригинальной рукописи с предисловием под редакцией Питера Волльни , Laaber-Verlag . Факсимиле оригинальной рукописи, стр. 271, в Берлинской государственной библиотеке.
  • Бах, Иоганн Себастьян (1970), Органная музыка. Издание Bach-Gesellschaft , Дувр, ISBN  0-486-22359-0
  • Лихи, Энн (2011), Хоральные прелюдии И.С. Баха «Лейпциг»: музыка, текст, теология , контекстуальные исследования Баха, том. 3, Scarecrow Press, ISBN  978-0-8108-8181-5
  • Стинсон, Рассел (2001), Великие восемнадцать органных хоралов Дж. С. Баха , Oxford University Press, ISBN  0-19-516556-Х
  • Стинсон, Рассел (2006), Прием органных произведений Баха от Мендельсона до Брамса , Oxford University Press , ISBN  0-19-517109-8
  • Уильямс, Питер (1980), Органная музыка Дж. С. Баха, Том II: BWV 599–771 и др. , Кембриджские исследования в области музыки, Cambridge University Press, ISBN  0-521-31700-2
  • Уильямс, Питер (2003), Органная музыка Дж. С. Баха (2-е изд.), Cambridge University Press , стр. 336–386, ISBN  0-521-89115-9
  • Уильямс, Питер (2007), Дж. С. Бах: жизнь в музыке , издательство Кембриджского университета, ISBN  978-0-521-87074-0
  • Вольф, Кристоф (1993), Хорал на смертном одре: разоблачение мифа , Бах. Очерки его жизни и музыки, издательство Гарвардского университета.
  • Вольф, Кристоф (2000), Иоганн Себастьян Бах. Учёный музыкант , Oxford University Press
  • Годсли, Дэвид (2002), Бах и значения контрапункта , Cambridge University Press, ISBN  0-521-80346-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d120d469c0591d5b04a7f90a36c0fca__1707055260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/ca/0d120d469c0591d5b04a7f90a36c0fca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Great Eighteen Chorale Preludes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)