Великие восемнадцать хоральных прелюдий
« Великие восемнадцать хоральных прелюдий» , BWV 651–668, представляют собой набор хоральных прелюдий для органа, подготовленных Иоганном Себастьяном Бахом в Лейпциге в последнее десятилетие его жизни (1740–1750) на основе более ранних произведений, написанных в Веймаре , где он был придворным органистом. Произведения представляют собой энциклопедическую коллекцию масштабных хоральных прелюдий в различных стилях, восходящих к прошлому столетию, которые Бах постепенно совершенствовал на протяжении своей карьеры. Вместе с Orgelbüchlein , Schübler Chorales , третьей книгой Clavier-Übung и Каноническими вариациями они представляют собой вершину духовной музыки Баха для органа соло. [1]
История
[ редактировать ]Считается, что ранние версии почти всех хоральных прелюдий датируются 1710–1714 годами, в период 1708–1717 годов, когда Бах служил придворным органистом и концертмейстером (музыкальным руководителем) в Веймаре , при дворе Вильгельма Эрнста, герцога Саксенского. -Веймар . [2] Благодаря поддержке герцога, набожного лютеранина и любителя музыки, Бах разработал светские и литургические органные произведения во всех формах, что должно было стать его наиболее продуктивным периодом для органной композиции. Как упоминает его сын Карл Филипп Эмануэль Бах в своем некрологе или некрологе : «Удовольствие его светлости от игры побудило его попробовать все возможное в искусстве обращения с органом. Здесь он также написал большую часть своих органных произведений». [3] Во время пребывания Баха в Веймаре орган капеллы был значительно улучшен и расширен; Занимая чердак в восточной части часовни, чуть ниже крыши, он имел две ручные клавиатуры, педалборд и около дюжины остановок, включая по просьбе Баха ряд настроенных колоколов. Вполне вероятно, что составленные затем более длинные хоральные прелюдии выполняли какую-то церемониальную функцию во время служб в придворной часовне, например, сопровождали причастие. [4]
Когда Бах перешел на свои более поздние должности капельмейстера в Кетене году и кантора Томаскирхе в 1717 в Лейпциге в 1723 году, в его обязанности конкретно не входили сочинения для органа. Рукопись с автографом «Великих восемнадцати», хранящаяся в настоящее время под номером P 271 в Берлинской государственной библиотеке , документально подтверждает, что Бах начал готовить коллекцию около 1740 года, после завершения третьей части « Клавир-обунга» в 1739 году. Рукопись состоит из трех партии: шесть трио-сонат для органа BWV 525–530 (1727–1732); Канонические вариации на тему «Vom Himmel hoch da komm' ich her» BWV 769, добавленные одновременно с хоральными прелюдиями (1739–1750); и ранняя версия « Nun komm' der heiden Heiland» (1714–1717), добавленная после смерти Баха. [5]
Первые тринадцать хоральных прелюдий BWV 651–663 были добавлены самим Бахом между 1739 и 1742 годами, дополнены BWV 664 и 665 в 1746–1747 годах. В 1750 году, когда Бах перед своей смертью в июле начал страдать слепотой, BWV 666 и 667 были продиктованы его ученику и зятю Иоганну Кристофу Альтниколю и посмертно скопированы в рукопись. Сохранилась лишь первая страница последней хоральной прелюдии BWV 668, так называемого «хорала на смертном одре», записанная неизвестным переписчиком. [6] Произведение было посмертно опубликовано в 1751 году как приложение к «Искусству фуги » под названием «Wenn wir in höchsten Nöthen sein» (BWV 668a) вместо первоначального названия «Vor deinen Thron tret ich hiermit» («Перед вашим трон я теперь появляюсь»).
Были разные версии обстоятельств создания этого хорала. Биографический отчет Иоганна Николауса Форкеля 1802 года о том, что Альтниколь копировал произведение на смертном одре композитора, с тех пор не принимается во внимание: во второй половине восемнадцатого века он стал апокрифической легендой, поощряемой наследниками Баха, Карлом Филиппом Эммануэлем Бахом и Вильгельм Фридман Бах . Однако сейчас это произведение считается запланированной переработкой более короткой хоральной прелюдии Wenn wir in höchsten Nöthen sein (BWV 641) из Orgelbüchlein (ок. 1715 г.). [7] [8] [9]
Композиционные модели
[ редактировать ]Широта стилей и форм, представленных «Великими восемнадцатью», столь же разнообразна, как и « Хорошо темперированный клавир» Баха для клавира. Пьесы имеют большой и часто эпический масштаб по сравнению с миниатюрной интимностью хоровых прелюдий Orgelbüchlein . Многие из хоральных прелюдий отдают дань уважения гораздо более старым моделям немецкой литургической традиции ( Георг Бём , Букстехуде и Пахельбель ), но параллельное влияние итальянской концертной традиции не менее заметно. Это дань уважения музыкальным традициям прошлого века. В отличие от третьей части Clavier-Übung , где Бах вывел свои композиционные приемы для органа на новые пределы, хоральные настройки «Великих восемнадцати» Баха представляют собой «самую квинтэссенцию всего, что он разработал в Веймаре в этой области искусства»; [11] они «по своей величине и глубине превосходят все предыдущие виды хоровой прелюдии»; [12] и они демонстрируют «настолько безупречное мастерство, насколько мы имеем право ожидать от человека». [13] Восемнадцать характеризуются свободно развитым и независимым аккомпанементом, заполняющим длинные интервалы между последовательными строками cantusfirmus , что является особенностью их большого масштаба, которая не понравилась всем комментаторам. [14]
Хоральный мотет
[ редактировать ]эпохи Возрождения Мотет в стиле мадригала образует модель хорального мотета, используемого в BWV 665 и 666. Каждая строка хорала создана как точка подражания различным частям, которые придерживаются общего ритма. Этот стиль, самый ранний, использованный Бахом, был использован в его кантатах Мюльхаузена , таких как похоронная кантата Actus Tragicus , BWV 106. Общей отличительной чертой является использование музыкальных фигур для иллюстрации отдельных строк или даже слов в тексте гимна. [15]
Хоральный матч
[ редактировать ]Хоральная партита представляет собой совокупность вариаций на хоральную мелодию. Обычно каждая вариация повторяет мелодию хорала и по сути представляет собой отдельную часть. Этот стиль восходит к голландскому композитору Свелинку и был перенят его немецкими учениками Шайдтом и Шейдеманом ; традицию продолжили на рубеже XVIII века Георг Бём и Пахельбель из Тюрингии , которые послужили образцом для Баха. [16] Бах, однако, нарушил норму в двух хоральных прелюдиях этого жанра, BWV 656 и 667, каждая из которых имеет лишь небольшое количество вариаций (3 и 2). Возможно, это дань уважения Дитериху Букстехуде , который написал подобные партиты и чья музыка и виртуозность игры на органе, как известно, оказали значительное влияние на Баха в юности. [17]
Орнаментальный хорал
[ редактировать ]В орнаментальном хорале, форме, изобретенной и популяризированной в Северной Германии Шейдеманом, мелодия хорала исполняется одним голосом в сложной и сильно украшенной форме. Букстехуде был одним из самых знаменитых его представителей с его индивидуальным выразительным «вокальным» орнаментом.
В этом стиле написаны пять хоральных прелюдий «Великих восемнадцати»: BWV 652, 653, 654, 659 и 662. [18]
Твердая хоровая песня
[ редактировать ]Хоральный cantus Firmus : мелодия хорала звучит длинными нотами на протяжении всего произведения; она была создана и популяризирована в центральной Германии Пахельбелем. Одним из его учеников был Иоганн Кристоф Бах III , старший брат Баха, который, в свою очередь, обучал Баха клавишной технике. Существует шесть примеров хорала cantus Firmus: BWV 651, 657, 658, 661, 663.и 668. [19]
Хоральное трио
[ редактировать ]Хоральное трио представляет собой трио-сонату , в которой верхние партии исполняются на двух клавишах органа, а партия бассо континуо — на педалях. Бах возвел эту форму в статус современных итальянских трио-сонат или двойных концертов Антонио Вивальди и Джузеппе Торелли : это, вероятно, его единственное и самое оригинальное новшество в репертуаре органных хоралов. Три виртуозные хоральные прелюдии этого типа — BWV 655, 660 и 664. [20]
Хоральные прелюдии BWV 651–668
[ редактировать ]- Краткие описания хоральных прелюдий основаны на подробном анализе Уильямса (1980) и Стинсона (2001) .
- Чтобы прослушать MIDI- запись, нажмите на ссылку.
- BWV 651 Fantasia super Komm, Heiligen Geist cantofermo in Pedale (cantus Firmus Chorale)
- Над педальным хоралом проносится буйная токката, передающая «мчащийся могучий ветер». [21] Святого Духа; второй орнаментированный предмет символизирует Аллилуйю в кульминации гимна.
- BWV 652 Приди, Святой Дух, также модо на 2 клавы. на педалях (орнаментальный хорал)
- Витиеватая хоральная мелодия звучит поверх лирической и спокойной трехчастной сарабанды с плавными полукваверами, обозначающими аллилуйю коды , в этой самой длинной из хоральных прелюдий.
- BWV 653 An Wasserflüssen Babylon [У вод Вавилона], 2 клав. на педали (орнаментальный хорал)
- Гимн « An Wasserflüssen Babylon » представляет собой перефраз 137-го псалма , плача в изгнании в Вавилоне. Нежные ритурнели аккомпанирующих партий в двух верхних частях и педали этой сарабанды предвосхищают орнаментированный теноровый хорал, напоминая скорбный тон гимна, «органов и арф, подвешенных на ивах», по мотивам 137-го псалма. . На знаменитом концерте 1720 года на большом органе церкви Святой Екатерины в Гамбурге Бах почти полчаса импровизировал на одну и ту же мелодию гимна как дань уважения церковному органисту Иоганну Адаму Рейнкену и его знаменитой фантазии на ту же тему.
- BWV 654 Украшай себя , дорогая душа, 2 клавой. Электронные педали (орнаментальный хорал)
- Строго орнаментированный, но мелизматический хорал Schmücke dich, oliebe Seele в сопрано чередуется с танцевальными ритурнелями двух переплетающихся нижних частей над педальным басом; неземной контрапункт между четырьмя частями создает атмосферу великого умиротворения, «восторженного размышления» над обрядом причастия. [22] Украшение названия иллюстрируется орнаментом верхних частей во французском стиле.
- BWV 655 Trio super Herr Jesu Christ, dich zu uns wennd [Господь Иисус Христос, обратись к нам], a 2 Clav. Электронные педали (хоральное трио)
- Сходная по фактуре с частями из сонат органного трио , эта ликующая и живая концертная хоральная прелюдия перекликается с «вечной радостью и блаженным светом» последнего куплета. Развитие прелюдии хорала по тональностям соль, ре, ми минор, си минор, ре и, наконец, соль напоминает концерты Вивальди. Две партии ручного соло и педальное континуо основаны на элементах cantus Firmus, которые полностью слышны в педальной части рекапитуляции.
- BWV 656 О невинный Агнец Божий, 3 Versus (хоральная партита)
- Первый куплет этого гимна Страстной пятницы представляет собой приглушенную прелюдию из четырех частей, основанную на cantusfirmus, которая явно проявляется в линии сопрано поверх плавного дрожащего аккомпанемента; во втором куплете cantusfirmus переходит на линию альта, и дрожащие фигуры становятся более живыми; в заключительном куплете педаль наконец, кажется, поднимает cantusfirmus под четырехголосным фугальным контр-субъектом в триолях, сначала в прямой угловатой фигуре, затем в чеканных повторяющихся нотах, ведущих к мучительному хроматическому пассажу, указывающему на распятие и, наконец, мирная плавная дрожь.
- BWV 657 «Спасибо всем нашему Богу » [ Спасибо всем нашему Богу ] ( Leuthen Chorale ), a 2 Clav. и Педале, canto Firmus в Сопрано (cantus Firmus Chorale)
- Эта хоральная прелюдия во многом следует модели Пахельбеля, с разнообразием подражательных элементов в нижних частях, под неукрашенным cantus Firmus линии сопрано.
- BWV 658 Бога не отпущу [Господа не оставлю], Canto Fermo in Pedale (cantus Firmus Chorale)
- Витиеватый трехголосный клавишный аккомпанемент заимствован из вступительных нот гимна и отдельного «мотива радости», пронизывающего произведение, изысканно «обвивающегося над [мелодией хорала], словно роскошная гирлянда из амаранта». [23] В педали тенора слышны только четыре строки cantusfirmus, прелюдия к хоралу завершается, казалось бы, вечной колоколообразной кодой над кончиком педали, возможно, иллюстрирующей последние строки гимна: «После смерти мы будем похоронены глубоко в землю; когда мы уснем, нас разбудит Бог». В этой «колокольной» коде нота до-диез звучит 7 раз подряд, в пределах четвертого голоса, за исключением трех голосов аккомпанемента. Это показательно для немецкого погребального колокола.
- BWV 659 Nun komm' der Heiden Heiland [Приди сейчас, Спасительница язычников], 2 клав. соль минор
- Под дрожи континуоподобного « шагающего баса » в педали две внутренние части медитативно продвигаются вперед в каноне, под витиеватый мелизматический cantus Firmus « Nun komm, der Heiden Heiland ». Прекрасная мелодия, бесконечно продолжительная и никогда полностью не уловимая среди свободно спиралевидных арабесок, напоминает о тайне воплощения ; этому соответствует совершенство аккомпанемента.
- BWV 660 Trio super Nun komm' der Heiden Heiland [Приди, Спасительница язычников],
- Эта прелюдия к хоралу необычно состоит из двух частей для педали и баса, при этом орнаментированный cantusfirmus в линии сопрано довольно близко следует оригинальной мелодии гимна. Вступительная ритурнель, имитирующая канон, содержит ноты cantus Firmus - g, g, f ♯, b ♭, a, g, a, g - распределенные между двумя басовыми партиями. [24]
- BWV 661 Nun komm' der Heiden Heiland [Приди, Спасительница язычников], в Organo Pleno, Canto Fermo in Pedale (cantus Firmus Chorale)
- Под трехчастной клавишной фугой, типичной для крупномасштабных свободных органных фуг Баха, с угловатой дрожащей темой, заимствованной из мелодии, в педали слышен cantus Firmus; фугальная тема, ее контрсюжет и их инверсии по-разному сочетаются по ходу произведения.
- BWV 662 Ein Gott in der Höh' sei Ehr [Только Богу в вышних да будет честь], 2-й Клав. e Pedal, Canto Fermo in Soprano (орнаментальный хорал)
- Эта хоральная прелюдия, необычно отмеченная адажио , основана на « Allein Gott in der Höh sei Ehr », немецкой версии гимна Gloria in excelsis Deo . Он имеет две богато украшенные фугальные внутренние части над педалью, напоминающей континуо, с витиеватым и мелизматическим cantusfirmus в сопрано, его фигура напоминает фигуру скрипки облигато или гобоя в веймарских кантатах (например, симфония BWV Ich Hatte Viel Bekümmernis, 21 ).
- BWV 663 Allein Gott in der Höh' sei Ehr [Только Богу вышнему честь], a 2. Clav. из Педале, Canto Fermo тенор (твердая хоровая песня)
- Сопровождающая ритурнель этой хоральной прелюдии принимает форму трио-сонаты, двух фантазийных верхних частей с их живыми, постоянно меняющимися контрапунктическими дрожащими фигурами, сочетающимися с твердым педальным континуо; В длинной партии тенора слышен арийно-орнаментированный cantusfirmus с его дрожащими мелизмами и вздохами.
- BWV 664 Трио superEin Gott in der Höh' sei Ehr [Один перед Богом, да будет честь], 2-й Клав. Электронные педали (хоральное трио)
- Это еще одна хоральная прелюдия, подобная частям из сонат органного трио , изобретательная, искрометная, радостная и концертная; две независимые сольные партии и педальное континуо основаны на элементах cantus Firmus, первые две фразы которого слышны только в самом конце пьесы в педали перед последней точкой педали и кодой. Прелюдия к хоралу состоит из трех частей: шесть фугальных высказываний ритурнели; ряд блестящих скрипичных эпизодов с приостановками , полукваверами и продолжительными трелями, дважды перемежающимися ритурнелью в минорном ладу; и возврат ритурнели через твердый кантус, заканчивающийся длинной педалью.
- BWV 665 Иисус Христос, unser Heiland [Иисус Христос, наш Спаситель], при причастии на педалите (хоровой мотив)
- В этой хоровой прелюдии каждая из четырех строк cantus Firmus проходит через четыре разных голоса в сопровождении контр-темы, придающей музыкальную окраску, соответствующую этой строке: несение Креста; Божий гнев; горькие страдания Христа; и воскрешение от адских мук, для которого Бах представляет самую длинную и сложную педаль во всем сборнике.
- BWV 666 Иисус Христос, наш Спаситель [Иисус Христос, наш Спаситель], alio modo (хоральный мотет)
- Эта короткая хоральная прелюдия для клавишных представляет собой простую форму хорального мотета, в которой между частями снова проходит cantusfirmus, а для каждой из четырех строк гимна используется другой контртема.
- BWV 667 Приди , Боже, Творец, Святой Дух,
- Эта хоральная прелюдия к Мартина Лютера на гимну Пятидесятницу « Komm, Gott Schöpfer, Heiliger Geist » состоит из двух вариаций, связанных связующей интерлюдией: первая представляет собой миниатюрную хоральную прелюдию, почти идентичную BWV 631 в Orgelbüchlein , с непрерывным кантусом. фирма в линии сопрано; во втором - четыре строки cantusfirmus слышатся в педали под плавный имитирующий аккомпанемент ритурнели на клавиатуре.
- BWV 668 Настоящим я встаю перед твоим троном [Теперь я предстаю перед твоим троном] (фрагмент) (cantus Firmus Chorale)
- Трехчастный имитационный аккомпанемент на педали и нижней клавиатуре этой хоральной прелюдии основан на фигурах, полученных из 4 различных строк мелодии и их обращений; каждая линия самого cantusfirmus слышна в простой, лишенной каких-либо прикрас сопрано, после ее предварительной имитации в партиях ритурнели.
Варианты
[ редактировать ]Оригинальные хоральные прелюдии, написанные в Веймаре, имеют номера BWV 651a, 652a и т. д. При наличии двух или трёх более ранних версий в нумерации используются другие буквы алфавита, например BWV 655a, 655b и 665c. Вариант BWV 668a представляет собой полную версию прелюдии к хоралу, которая была опубликована как приложение к « Искусству фуги» , возможно, чтобы компенсировать незаконченную финальную фугу Contrapunctus XIV . [25]
Публикация
[ редактировать ]«Великие восемнадцать» были известны по всей Германии на рубеже девятнадцатого века, но только последняя прелюдия к хоралу была доступна в печати в нескольких изданиях благодаря своей репутации «хорала на смертном одре». До двух лейпцигских изданий Феликса Мендельсона в 1846 году (в которых не были BWV 664, 665, 666 и 668) и Грипенкерля и Ройча в 1847 году (которые были полными) единственной опубликованной хоральной прелюдией «Великих восемнадцати» было блестящее трио. Allein Gott BWV 664, появившийся в 1803 году как одна из 38 хоральных прелюдий в четырехтомной антологии И.Г. Шихта. Тем не менее, две хоральные прелюдии Nun komm' der heiden Heiland , BWV 659 и Schmücke dich, oliebe Seele , BWV 654, стали фаворитами. И Мендельсон, и Шуман почитали Schmücke dich : Шуман вспоминал, как Мендельсон признавался после одного выступления: «Если бы жизнь лишила меня надежды и веры, этот единственный хорал наполнил бы меня ими обоими». [26] После популяризации этих работ Мендельсоном в 1875 году в Лейпциге было опубликовано окончательное издание «Бах-Гезельшафт» под редакцией Вильгельма Руста . [27]
Транскрипции
[ редактировать ]Аранжировщик и инструментарий | Опубликованное название | Оригинальная прелюдия к хоралу и номер BWV. |
---|---|---|
Карл Таузиг (фортепиано) | Хоральные прелюдии для органа Иоганна Себастьяна Баха: Транспонирование для фортепиано Карла Таузига . Берлин (посвящен Брамсу ) | О Агнец Божий, невинный, BWV 656 |
Ферруччо Бузони (фортепиано) | Органные хоральные прелюдии Иоганна Себастьяна Баха: Транспонированные на фортепиано в камерном стиле Ферруччо Бенвенуто Бузони , Лейпциг, 1898 (посвящается Хосе Вианне да Мотта ) | Приди, Спаситель из язычников, BWV 659 | ; Иисус Христос, наш Спаситель, BWV 665; Приди, Боже Творец, Дух Святой, BWV 667.
Макс Регер (фортепиано) | Избранные хоральные прелюдии Джона Себастьяна. Бах: Для фортепиано в 2 руки в переложении Макса Регера , Вена, 1900 г. | Приди, Дух Святой, Господь Бог, BWV 651; У рек водных Вавилон, BWV 653b; Украшай себя, о дорогая душа, BWV 654; Теперь все слава Богу, BWV 657; Настоящим я предстаю перед вашим троном, BWV 668. |
Арнольд Шенберг (оркестр) | Хоральные прелюдии Джо. Баха в оркестровке Арнольда Шенберга , Вена, 1925 г. | Украшай себя, о дорогая душа, BWV 654; Приди, Боже Творец, Дух Святой, BWV 667. |
Вильгельм Кемпф (фортепиано) | Музыка барокко и рококо в переложении для фортепиано Вильгельма Кемпфа , Берлин, 1932 г. | Ныне придет Спаситель из язычников, BWV 659. |
Леопольд Стоковский (оркестр) | неопубликовано, впервые исполнено 7 апреля 1934 г. | Ныне придет Спаситель из язычников, BWV 659. |
Ральф Воан Уильямс (виолончель и струнные) | неопубликованный; впервые выступил в Лондоне 28 декабря 1956 года в честь 80-летия Пабло Казальса. | Украшай себя, о дорогая душа, BWV 654 |
Избранные записи
[ редактировать ]- Мишель Шапюи , Баха - Полное собрание сочинений для органа (1966–1970)
- Бернар Фоккруль, Лейпцигские хоралы, Ricercar, RIC212 (2 диска). Записано в 2002 году на большом органе Зильбермана во Фрайбергском соборе , Германия, датируемом 1714 годом. Запись также включает прелюдии и фуги BWV 546 и 547, а также канонические вариации на тему "Vom Himmel hoch", BWV 769a.
- Андре Исуар , L'Oeuvre pour Orgue (15 дисков), Calliope, CAL 3703–3717 (бюджетное издание на 2008 г.). Хоральные прелюдии, записанные в 1990 году на органе Г. Вестенфельдера в Фер-ан-Тарденуа , содержатся на двух последних дисках, которые доступны отдельно.
- Тон Купман , Шюблер и Лейпцигские хоралы, Teldec, 1999 (2 диска). Записано на органе Кристиана Мюллера в Леувардене с вкраплениями а капелла хоралов в исполнении Амстердамского барочного хора .
- Саймон Престон, в книге И. С. Баха: Органные произведения · Das Orgelwerk, Deutsche Grammophon. Записано на органе Мецлера Тринити-колледжа в Кембридже в декабре 1999 года.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Стинсон 2001
- ^ Уильямс 1980 , с. 124
- ^ Уильямс 2007 , с. 79.
- ^ Стинсон 2001 , стр. 55–58.
- ^ Стинсон 2001 , стр. 29–30.
- ^ Стинсон 2001 , с. 30
- ^ Стинсон 2001 , стр. 36–37.
- ^ Годсли 2002 , стр. 2–6.
- ^ Вольф 1993
- ^ Годсли 2002 , с. 4
- ^ Стинсон 2001 , с. 56, Филип Спитта
- ^ Стинсон 2001 , с. 55, Манфред Букофзер
- ^ Стинсон 2001 , с. 56, Харви Грейс
- ^ Стинсон 2001 , стр. 55–56, Альберт Швейцер.
- ^ Стинсон 2001 , стр. 4–5.
- ^ Стинсон 2001 , стр. 6–7.
- ^ Стинсон 2001 , стр. 6–8.
- ^ Стинсон 2001 , стр. 8–15.
- ^ Стинсон 2001 , стр. 16–20.
- ^ Стинсон 2001 , стр. 20–28.
- ^ Деяния 2:2
- ^ Стинсон 2001 , с. 80, Харви Грейс
- ^ Стинсон 2001 , с. 85, Филип Спитта
- ^ Уильямс 2003 , с. 365–366
- ^ Стинсон 2001
- ^ Стинсон 2001 , Глава 5
- ^ Бах 1970
Ссылки
[ редактировать ]- Бах, Иоганн Себастьян (1999), «Восемнадцать великих органных хоралов BWV 651–668 и канонические изменения к «Vom Himmel Hoch» BWV 769. Факсимиле оригинальной рукописи с предисловием под редакцией Питера Волльни , Laaber-Verlag . Факсимиле оригинальной рукописи, стр. 271, в Берлинской государственной библиотеке.
- Бах, Иоганн Себастьян (1970), Органная музыка. Издание Bach-Gesellschaft , Дувр, ISBN 0-486-22359-0
- Лихи, Энн (2011), Хоральные прелюдии И.С. Баха «Лейпциг»: музыка, текст, теология , контекстуальные исследования Баха, том. 3, Scarecrow Press, ISBN 978-0-8108-8181-5
- Стинсон, Рассел (2001), Великие восемнадцать органных хоралов Дж. С. Баха , Oxford University Press, ISBN 0-19-516556-Х
- Стинсон, Рассел (2006), Прием органных произведений Баха от Мендельсона до Брамса , Oxford University Press , ISBN 0-19-517109-8
- Уильямс, Питер (1980), Органная музыка Дж. С. Баха, Том II: BWV 599–771 и др. , Кембриджские исследования в области музыки, Cambridge University Press, ISBN 0-521-31700-2
- Уильямс, Питер (2003), Органная музыка Дж. С. Баха (2-е изд.), Cambridge University Press , стр. 336–386, ISBN 0-521-89115-9
- Уильямс, Питер (2007), Дж. С. Бах: жизнь в музыке , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-87074-0
- Вольф, Кристоф (1993), Хорал на смертном одре: разоблачение мифа , Бах. Очерки его жизни и музыки, издательство Гарвардского университета.
- Вольф, Кристоф (2000), Иоганн Себастьян Бах. Учёный музыкант , Oxford University Press
- Годсли, Дэвид (2002), Бах и значения контрапункта , Cambridge University Press, ISBN 0-521-80346-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Великие восемнадцать хоральных прелюдий : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Бесплатная загрузка полного собрания Лейпцигских хоралов («Великие восемнадцать»), записанного Джеймсом Кибби на органе Готфрида Зильбермана / Захариаса Хильдебрандта 1755 года в католической Хофкирхе : найдите отдельные произведения или загрузите всю коллекцию.