Карл Таузиг
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( апрель 2024 г. ) |
Карл Таузиг | |
---|---|
Рожденный | Варшава, Польша | 4 ноября 1841 г.
Умер | 17 июля 1871 г. | (29 лет)
Занятия |
|
Карл Таузиг (иногда «Карл»; урожденный Кароль Таузиг ; 4 ноября 1841 — 17 июля 1871) — польский пианист- виртуоз , аранжировщик и композитор. Его обычно считают самым выдающимся учеником Ференца Листа и одним из величайших пианистов всех времен.
Жизнь
[ редактировать ]Таузиг родился в Варшаве в семье евреев и получил первые уроки игры на фортепиано у своего отца, пианиста и композитора Алоиса Таузига (1820–1885). [ 1 ] ученик Сигизмунда Тальберга . Его отец познакомил его с Ференцем Листом в Веймаре в возрасте 14 лет. Он быстро стал любимым учеником Листа, путешествуя с ним в концертных турах и изучая контрапункт , композицию и оркестровку в дополнение к урокам игры на фортепиано. [ 2 ] и даже взял одну из учениц Листа, Регину Уотсон , как свою собственную. В 16 лет он встретил Рихарда Вагнера , преданным последователем и другом которого стал. Он сделал аранжировки для фортепиано многих опер Вагнера. Он также представил Вагнеру своего друга Питера Корнелиуса , еще одного поклонника Вагнера. Хотя он также стал большим поклонником и другом консервативного последователя Бетховена Иоганна Брамса , Таузиг стал одним из самых стойких поборников «музыки будущего». [ 1 ] и Новая Веймарская школа, основанная Листом. [ 3 ] Он в одиночку собрал деньги на строительство Байройтского театра для постановок опер Вагнера. [ 1 ]
В 1858 году Таузиг дебютировал в Берлине на концерте под управлением Ганса фон Бюлова . В то время как некоторые критики восхищались его техническими навыками игры на клавишных, другие находили его игру шумной и властной. Даже те, кто более снисходительно относился к «листовской эксцентричности» Таузига, считали, что, когда он повзрослеет, он будет играть лучше. [ 4 ] Таузиг гастролировал по различным немецким городам в 1859–1860 годах, сделав Дрезден своей базой . Он переехал в Вену в 1862 году; там он давал концерты современной оркестровой музыки, в том числе некоторые из своих собственных симфонических стихотворений . [ 3 ] Эти концерты имели лишь частичный успех в художественном отношении и провалились в финансовом отношении.
Пробыв несколько лет вне поля зрения публики, в 1864 году он женился на пианистке Серафине фон Врабели (1841–1931), но вскоре после этого развелся с ней. [ 3 ] В следующем году он поселился в Берлине и возобновил концертную деятельность. В 1866 году вместе с двумя другими он открыл школу для пианистов-виртуозов «Schule des Höheren Klavierspiels». [ 1 ] известный как «Виртуозная академия», преподает там и иногда дает сольные концерты. [ 3 ] Some of his students were Rafael Joseffy, Alexander Michalowski, Andrey Schulz-Evler, Sophie Menter, Vera Timanoff, Amy Fay, and Gustav V. Lewinsky. [ 3 ] В конце концов, плотный гастрольный график Таузига, состоящий из концертов и сольных концертов, отнял у него большую часть времени вне школы, и в октябре 1870 года школа закрылась. [ 3 ]
Совершил несколько концертных туров по Германии и России. [ 1 ] и по всей Европе, и теперь считался пианистом широты и достоинства стиля. [ 4 ] Однако напряжение путешествия ослабило его здоровье. В июне 1871 года, ближе к концу жизни, когда он был слишком слаб, чтобы выступать на концертах, о нем заботилась его давняя подруга Мария фон Муханова-Калергис, пианистка, которая в юности была ученицей Шопена. [ 3 ] и кому Таузиг посвятил свою первую композицию «Экспромт». Он умер в Лейпциге в июле от брюшного тифа в возрасте 29 лет. [ 4 ]
Его могила сохранилась на протестантском Friedhof III der Иерусалимс- und Neuen Kirchengemeinde (Кладбище № III конгрегаций Иерусалимской церкви и Новой церкви ) в Берлине-Кройцберге , к югу от Халлеш-Тор . Вагнер написал эпитафию, начертанную на надгробии Таузига. [ 1 ]
Пианизм
[ редактировать ]Некоторые критики считали Таузига величайшим из учеников Листа и довели чистую фортепианную виртуозность до высот, предложенных только Листом. Мастер сказал, что у него «стальные пальцы». [ 1 ] Антон Рубинштейн называл его «непогрешимым». [ 5 ] Чем Таузиг отличался от своего учителя, так это отсутствием ярких жестов во время игры. Таузиг неподвижно сидел за фортепиано и ненавидел то, что он называл Спектакель . В то время как его пальцы творили чудеса на клавиатуре без каких-либо цифровых ошибок, единственным признаком напряжения Таузига было легкое поджатие уголка его рта. [ 6 ]
До его ранней смерти некоторые критики предполагают, что Таузиг, возможно, не имел себе равных в пианисте, сочетая силу и диапазон тонов Листа с интеллектуальностью его однокурсника Ганса фон Бюлова . Другой ученик Листа, Ойген д'Альбер , весьма благосклонно сравнивал Таузига со своим учителем. Он сказал, что, хотя музыкальные концепции Листа были грандиознее, Таузиг обладал лучшей и более точной техникой в сочетании с большим количеством поэзии. [ 7 ]
Репертуар
[ редактировать ]Репертуар Таузига был обширным; он мог играть по воспоминаниям, от Скарлатти до Листа. Он был особенно известен своими интерпретациями Шопена , Вебера и Бетховена , как фортепианной отделкой, так и интенсивностью эмоций. [ 4 ]
Работает
[ редактировать ]Результативность Карла Таузига как композитора весьма невелика. Помимо вполне оригинальных произведений, он переложил для фортепиано музыку ряда композиторов, а также педагогические произведения для обучения и практики.
В следующий список включены утраченные произведения, в основном оригинальные композиции, а также несколько транскрипций. Многие из них, в том числе несколько оркестровых произведений, были впервые публично исполнены Таузигом за фортепиано или дирижированием. За исключением Das Geisterschiff , оркестровые партитуры с тех пор не были найдены. Все они неопубликованы, за исключением пары сочинений, печатных копий которых не обнаружено, а оригинальные гравюры уничтожены.
Некоторые композиции незакончены в существующих рукописях, оставлены Таузигом незавершенными по неизвестным причинам, особенно ряд транскрипций симфонических стихотворений Листа. [ 8 ] По возможности приводятся подробные сведения о состоянии рукописи.
Все перечисленные произведения предназначены для фортепиано соло, если не указано иное.
Работы, отмеченные *, записаны.
Оригинальные композиции
[ редактировать ]Ранние работы
[ редактировать ]- Экспромт, фа минор, соч. 1 [1a] (посвящается Марии фон Мушанов-Калергис) (1855)*
- Интродукция и Тарантелла ля минор, соч. 2 [2а] (1855)*
- Надежда , Вариативный ноктюрн ля-бемоль мажор, соч. 3 [3а] (1856)*
- Серенада , соч. 4 [публикация утеряна] (1856)
- Мечтательность , Фантазия ля мажор, соч. 5 (1856)*
- Ле Рюиссо (Ручей), Этюд ля мажор, соч. 6 (около 1856 г.) *
Зрелые работы
[ редактировать ]- Корабль-призрак, Баллада (фортепианная версия) (Корабль-призрак), ля минор/ре мажор, соч. 1 [1б] (1860)*
- Воспоминания о Халке , Op. 2 [2b] (1860) [см. раздел «Парафразы»]*
- Эрнани-Галлоп , соч. 3 [3b] [утерян] (около 1860 г.)
- Корабль-призрак, Симфоническая баллада , для оркестра (Корабль-призрак, Симфоническая баллада по стихотворению Штрахвица) [неопубликовано] (c1862-63)
- Манфред , симфоническая поэма для оркестра (по мотивам Байрона) [утеряна] (c1862-63)
- Der Triumph der Liebe , симфоническая поэма для оркестра с хором и солистами на текст Шиллера [найдена только 1 страница, остальные утеряны] (c1862-63)
- Триумф любви (фортепианная версия) [найдена только 1 страница, остальные утеряны] (c1862-63)
- Одно или несколько других симфонических стихотворений для оркестра [все утеряны] (ок. 1862–63).
- Фантазия в стиле полонеза для фортепиано с оркестром (иногда ошибочно называемая Концертом или Полонезом) [утеряна] (c1862-63)
- Пять новых венских вечеров (1862–1863 гг.) [см. раздел «Перефразы»]*
- Венгерские цыганские напевы (Фантазия на венгерско-цыганские темы), си минор/мажор (написаны для его жены венгерской пианистки Серафины фон Врабели и посвящены ей) (1864)*
- Ежедневные исследования для фортепиано Таузига (Ежедневные упражнения Таузига для фортепиано) (c1864-70?) [опубликовано в 1873 году] [американское исправленное издание с дополнительными упражнениями Генриха Эрлиха, опубликованное в 1880 году]:
- Том. 1:
- Упражнения с неподвижными руками. (№ 1–26)
- Упражнения с поступательными движениями рук. Повороты пальцев вверх и вниз. (№ 27–51)
- Том. 2:
- Исследования по аккордам. (№ 52–68)
- Упражнения на растяжку. (№ 69–76)
- Широкие прыжки. (№ 77–84)
- Двойные ноты. (№ 85–100)
- Гаммы по терциям во всех мажорных и минорных тональностях. Хроматические гаммы с двойными нотами. (№ 101–102)
- Шесть упражнений. [в американском исправленном издании они называются «Десять прелюдий» , последние четыре написаны «Х. Эрлихом»]*:
- № 103: Модерато ми-бемоль минор
- № 104: Аллегро ми-бемоль мажор.
- № 105: Аллегро модерато до минор.
- № 106: Аллегро ля мажор
- № 107: Анданте фа-диез мажор.
- Нет. 108: Модерато ре-бемоль мажор
- Октава-упражнение. (#109)
Поздние работы
[ редактировать ]- Два концертных этюда , Op.1 [1c] [опубликовано в 1871 году] (c1870-71)*:
- № 1: Страстное престо фа-диез мажор.
- № 2: Модерато ля-бемоль мажор
Парафразы, фантазии, разработки
[ редактировать ]- Берлиоз : Хор гномов и танец сильфид из оперы «Проклятие Фауста» (из оперы «Проклятие Фауста», соч. 24)
- Брамс : Вариации на тему Паганини (соч. 35), эскизы рукописи, доработанные (придающие более виртуозный оттенок) Таузигу и возвращенные Брамсу для завершения (около 1862–63).
- Шопен : Этюд (соч. 10 № 2) [реконструированный] (около 1862–63)
- Шопен: Этюд (соч. 25 № 2), транскрипция двойными нотами (шестая и третья в правой руке) [утеряна?] (c1862-63)
- Клементи : Gradus ad Parnassum (соч. 44), подборка этюдов, «переработанная» Таузигом
- Монюшко : Воспоминания о Галке , о Св. Монюшко. Концертная фантазия ( Fantasie Halka. Oper von Moniuszko ) (Концертная фантазия (Фантазия) на темы из оперы «Галка» Монюшко), соч. 2 [2б] (1860)*
- Шуман : Der Kontrabandiste (Контрабандист), из «Испанских песен» (соч. 74, № 10), «переложение для концертного исполнения»*
- Штраус : Новые вечера Вены: Вальсы-капризы д'Апре И. Штраус (Вальсы-каприсы на темы Иоганна Штрауса-младшего) (Вальсы-каприсы №№ 1–3 [Первая сюита]) (посвященные Листу) (1862)* :
- нет. 1: Nachtfalter («Вальсы мотыльков», соч. 157)
- Нет. 2: Человек живет только один раз («Живешь только один раз!», Вальсы, соч. 167)
- нет. 3: Вальстиммен (Предвыборные вальсы, соч. 250)
- Штраус: Новые вечера из Вены: Вальсы-капризы И. Штрауса (Вальсы-каприсы на темы Иоганна Штрауса-младшего) (Вальсы-каприсы №№ 4 и 5 [Вторая сюита, пост.]) (1862-63)* :
- Нет. 4: Всегда веселые вальсы, соч.
- № 5: Винер Хроник ля мажор (Вальсы Венских хроник, соч. 268)
- Вагнер : Форшпиль (Прелюдия) к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» , для фортепиано соло*
- Вагнер: Форшпиль (Прелюдия) к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» , для фортепиано в четыре руки
- Вагнер: Размышление, Вступление к 3-му акту « Нюрнбергских мейстерзингеров» *
- Вагнер: Две «свободные транскрипции» из Die Walküre (1863)*:
- Зигмунда Песня о любви
- Поездка валькирий
- Вагнер: «Полет валькирий» Рихарда Вагнера , для фортепиано в четыре руки*
- Вагнер: Тристан и Изольда , Драй Парафразен (3 парафраза на оперу Вагнера) (около 1865 г.)*:
- Нет. 1: – Преображение Любовная сцена
- № 2: Brangänens Gesang - Matrosenlied (Песня Брангэна и матросская хижина)
- Нет. 3: Мелодия овцеводов
- Вагнер: Кайзер Марш (WWV 104) (1871)*
- Вебер : «Приглашение к танцу» , «С арабесками для концертной лекции» (Приглашение к танцу, соч. 65), «С арабесками для концертного исполнения», концертная обработка для фортепиано*
Транскрипции, обработки, партитуры, издания
[ редактировать ]- Бах : Токката и фуга ре минор (BWV 565), транскрипция для фортепиано («концертная аранжировка») (c1862-63)*
- Бах: Шесть хоральных прелюдий для органа (6 хоральных прелюдий), транскрипции для фортепиано (посвящаются Брамсу) (c1862-63):
- Нет. 1: Мы все верим в единого Бога-Творца (BWV 680)*
- Нет. 2: Старый год прошел (BWV 614)*
- Нет. 3: О человек, оплакивай свой великий грех (BWV 622)*
- Нет. 4: Агнец Божий, невинный (BWV 656)*
- Нет. 5: Отец наш в Царстве Небесном (BWV 737)
- Нет. 6: Душа моя превозносит Господа (BWV 648)
- Бах: Прелюдия, фуга и аллегро ми-бемоль мажор (BWV 998), транскрипция для фортепиано (около 1866 г.)
- Бах: 22 прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» в редакции и аппликатуре Таузига:
- №№ Баха. 1, 2, 5, 21, 25, 16, 30, 10, 11, 15, 6, 12, 3, 35, 36, 48, 34, 4, 8, 22, 28, 42.
- Бетховен : Шесть частей из струнных квартетов, транскрипции для фортепиано:
- Нет. 1: Адажио (соч. 59 № 1, 3-я часть)*
- Нет. 2: Скерцо (соч. 59 № 2, 3-я часть)*
- Нет. 3: Анданте (соч. 59 № 3, 2-й МВт)*
- № 4: Каватине (Каватина) (соч. 130, 5-й МВт)*
- Нет. 5: Престо (соч. 131, 5-я часть)
- Нет. 6: Скерцо (соч. 135, 2-я часть)
- Бетховен: Торжественная месса (соч. 123), редукция фортепиано [реконструированная]
- Бетховен: Sechs Minuetten (WoO 10), аранжировка на основе неопубликованной оркестровой рукописи Бетховена (ныне утерянной)
- Бетховен: Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (соч. 58), транскрипция для фортепиано соло, обработка и аппликатура Таузига.
- Шопен: Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор (соч. 11), транскрипция для фортепиано соло (около 1865?)*
- Шопен: Концерт для фортепиано с оркестром № 2 фа минор (соч. 21), 2-я часть, транскрипция для фортепиано соло [реконструированная]
- Клементи: Gradus ad Parnassum (соч. 44), редакция и аппликатура Таузига [см. также избранное в разделе «Парафраз»]
- Оставить : Альбомный лист [неполный]
- Лист : Фауст-Симфония [2-я часть «Гретхен» незакончена, остальные почти завершены; реконструирован]
- Лист: Симфония Данте [неопубликовано]
- Лист: 12 симфонических стихотворений в транскрипциях для фортепиано (1855-71):
- № 1: Что мы слышим на горе [неопубликовано]
- № 2: Тассо [по существу закончен, не закончены только последние 4 такта, мс в Библиотеке Конгресса; окончание реконструировано]*
- № 3: Прелюдии [опубликовано Editio Musica Будапешт]*
- № 4: Орфей [без фразировки, динамики и темпа; неопубликовано]*
- № 5: Прометей [реконструировано]
- № 6: Мазепа [утерян, возможно, так и не был написан]
- № 7: Festklänge [незаконченный; 3/4 реконструировано]
- Нет. 8: Heroide funèbre [без фразировки, динамики и темпа; неопубликовано]
- № 9: Венгрия [последние 13 тактов неполные; неопубликовано]
- № 10: Гамлет [неопубликовано]*
- Нет. 11: Хунненшлахт [реконструировано]
- № 12: Die Ideale [последние 25 тактов неполные; неопубликовано]
- Скарлатти : Пять сонат, «концертные обработки» для фортепиано из оригинальных пьес для клавесина:
- № 1: Пастораль (ми минор К. 9), транспонированная в ре минор*
- № 2: Каприччио (ми мажор К. 20)*
- № 3: (соль минор К. 12)*
- № 4: (соль минор К. 426)
- № 5: (фа минор К. 519)*
- Скарлатти: Соната для клавира до мажор (К. 487)*
- Шуберт : Четыре концертные аранжировки, транскрипции для фортепиано соло:
- Андантино с вариациями (соч. 84 № 1)*
- Рондо на французскую тему (соч. 84 № 2)*
- Меланхолический полонез д'Апре Ф. Шуберта (соч. 75 № 3)*
- Военный марш №1. 1 ре мажор (соч. 51 № 1)*
- Вагнер: Die Meistersinger von Nürnberg , фортепианная редукция полной оркестровой партитуры с вокальной партитурой [см. также избранное в разделе «Парафраз»]
Неправильно приписываемые произведения
[ редактировать ]- «Утренние листья», Вальс И. Штрауса, соч. 279 - Перефразировано для концертной лекции Карла Таузига - Oeuvre Posthume [опубликовано в 1878 году; на самом деле сочинено американской пианисткой Джули Риве-Кинг (1854-1937)]
- «Вальс поцелуев», Вальцер фон Й. Штрауса [записано Марком Гамбургом и Бенно Моисейвичем; на самом деле сочинено русским композитором и пианистом Эдуардом Шюттом (1856-1933) как «Концертные парафразы на мотивы вальса И. Штрауса»]
- Прелюдии №№. Таузига» 1880 года 7–10 из американского переработанного издания « Ежедневных упражнений , в которое были добавлены дополнительные упражнения Генриха Эрлиха. Из представленных «10 прелюдий» последние четыре на самом деле написаны Эрлихом. Таузиг написал только первые шесть, которые он назвал «6 пьес для упражнений», а не «Прелюдиями», хотя их до сих пор часто называют прелюдиями. [см. раздел «Зрелые работы»]
Записи
[ редактировать ]Майкл Понти был первым, кто записал полностью таузигский альбом в 1976 году на лейбле Candide LP. В него вошли «Два концертных этюда», «Корабль-призрак», «Надежда», «Живет только один раз» («Каприз-вальс № 2»), «Венгерские цыганские напевы», «Каприс-вальс № 4» и «Халка-фантазия». Позже Понти записал три аранжировки Вагнера Таузига: две из «Валькиры» и песню Брангэнеуса из «Тристана». Другой альбом всех Таузигов, недавно записанный в 1980 году и выпущенный на лейбле Wifon (доступен на кассете), содержал все пьесы, которые были на более раннем альбоме Candide, за исключением двух вальсов Caprice, но также добавлял Reverie op. 5.
Начиная с 1989 года Деннис Хенниг выпустил три альбома, полностью состоящих из Таузигов, на лейбле Etcetera. Все пять вальс-капризов и три транскрипции Шуберта (без Андантино-вариаций). Альбом некоторых транскрипций Вагнера Таузига: 3 пересказа Тристана, 2 из Валькиры, включая версию «Полёта Валькир» в четыре руки, и Марш Кайзера. Четыре транскрипции симфонических стихотворений Листа, сделанные Таузигом: нет. 3 прелюдии и номера. 2, 4 и 10, все ранее не публиковавшиеся.
В 2013 году Орацио Шиортино также записал альбом транскрипций Вагнера: 3 аранжировки Тристана, 2 Валькиры и 2 аранжировки Мейстерзингеров.
Артур Чимирро записал все сохранившиеся оригинальные фортепианные произведения Таузига для лейбла Acte Préalable CD в 2016 году. [ 9 ] Пианист намеревался записать все дошедшие до нас транскрипции и аранжировки, а также провести премьеру оркестровой версии «Корабля-призрака», но эти записи не осуществились.
Многие другие современные пианисты записали композиции Таузига, такие как Риан де Ваал, Карло Ломбарди, Джулио Драги, Стивен Хаф и Менахем Хар-Захав. На YouTube есть несколько записей фортепианной музыки Таузига. Сетрак Сетракян записал редкую транскрипцию концерта ми минор Шопена.
Исторически сложилось так, что аранжировка Таузига на вальс Штрауса « Живешь только один раз!» была записана Сергеем Рахманиновым и Игнацием Яном Падеревским . Рахманинов также сделал записи транскрипции Таузига « Контрабандиста» Шумана (также записанной Йозефом Левином , Йозефом Гофманом , Эмилем Гилельсом и многими другими) и «Пасторали» Таузига ми минор, адаптированной из Сонаты для клавесина Скарлатти, L 413, также ставшей популярной позже. несколько других пианистов той эпохи, в том числе Владимир Горовиц . Токката и фуга Баха в адаптации ре минор, а также Военный марш Шуберта/Таузига также были весьма популярны в записях, причем последнюю записали Ойген д'Альбер , Леопольд Годовский , Миша Левицкий , Левинн, Игнац Фридман , Эгон Петри , Вильгельм, Бакхаус. , Александр Браиловский , Горовиц и Дьёрдь Чиффра . Большинство этих пианистов записали и другие произведения Таузига, такие как редкая запись Левина «Венгерские цыганские танцы». Бенно Моисейвич записал фортепианную аранжировку Таузига оркестровой композиции Вебера «Приглашение на танец». Уинифред Кристи даже записала адаптацию Токкаты и Фуги ре минор Баха на изобретение своего мужа — фортепиано Moor-Duplex.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Карл Таузиг (Фортепиано) Веб-сайт кантат Баха
- ^ Данройтер, Нью-Гроув (2001) , 25: 125–126.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Неизвестный композитор №3: Карл Таузиг Статьи пианиста Артура Чимирро: Биография (отрывки 2010 г.), Список произведений (обновлен в 2017 г.), Некоторые записи.
- ^ Jump up to: а б с д Данройтер, Нью-Гроув (2001) , 25:126.
- ^ Цитируется по Шенбергу, 256.
- ^ Шенберг, стр. 256–59.
- ^ Шенберг, с. 261.
- ^ Деннис Хенниг: статья в журнале Общества Листа (Великобритания), том 17 (1992), стр.65
- ^ Кароль Таузиг - Полное собрание оригинальных фортепианных произведений ; Артур Чимирро, фортепиано; Acte Préalable AP0359; 2016.
Ссылки
[ редактировать ]- Данройтер, Эдвард, изд. Стэнли Сэди, «Таузиг, Карл [Карол]», Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание , 29 томов. (Лондон: Макмиллан, 2001). ISBN 1-56159-239-0 .
- Шенберг, Гарольд К. , Великие пианисты (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1987, 1963). ISBN 0-671-64200-6 .
- Мефистофель на Парнасе - Жизнь Карла Таузига - 1841-1871. Артур Чимирро. (2010)
- Кароль Таузиг Старый список композиций (2016) Артура Чимирро, но с более подробной информацией; Еще немного записей.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы Карла Таузига или о нем в Интернет-архиве
- Бесплатные партитуры Карла Таузига в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Исидор Зингер, Йозеф Зон: Таузиг, Еврейская энциклопедия Карла
- Джеймс М. Трейси: Этюды мира величайших пианистов
- Новая международная энциклопедия . 1905. .
- Американская энциклопедия . 1920. .
- Партитуры Карла Таузига в цифровой библиотеке Polona
- 1841 рождений
- 1871 смертей
- Музыканты Конгресса Польши
- Композиторы Российской Империи.
- Композиторы-классики XIX века
- Классические пианисты XIX века
- Польские композиторы XIX века.
- Польские композиторы-романтики
- Польские классические пианисты
- Польские классические пианисты-мужчины
- Польские евреи XIX века
- Еврейские композиторы-классики
- Еврейские классические музыканты
- Еврейские классические пианисты
- Ученики Ференца Листа
- Музыканты-мужчины XIX века
- Музыканты из Варшавы