Шаги к Парнасу
Латинская фраза gradus ad Parnassum означает «ступени к Парнасу». Иногда его сокращают до gradus . Парнас — это выступ горного хребта в центральной Греции, в нескольких километрах к северу от Дельф, две вершины которого в классические времена назывались Тифореей и Ликореей . В греческой мифологии одна из вершин была посвящена Аполлону и девяти музам , вдохновляющим божествам искусств, а другая — Дионису . [1] Эту фразу стали использовать авторы различных учебных пособий, с помощью которых добиваются постепенного прогресса и овладения искусством или научной дисциплиной.
Классика
[ редактировать ]Первое применение этой фразы - это своего рода латинский или греческий словарь , в котором в словах отмечено количество гласных , чтобы помочь новичкам понять принципы составления латинских стихов в зависимости от значений метрических стоп. . Первый «шаг» или урок содержится в самой заглавной фразе, поскольку «gradus», будучи существительным четвертого склонения (шаг), с коротким «-us» в единственном числе, превращается в «gradus» с удлиненным «-us». -ус', во множественном числе (шаги). Разница в значении учит наблюдать разницу в количестве гласных между двумя формами, внешне одинаковыми, но имеющими разные грамматические свойства, и таким образом правильно произносить название словаря. Тогда «Парнас» — это поэтическая фигура, намекающая на Музу (поэзии), и вторая функция Тезауруса — иллюстрировать такие фигуры. Поэтому все выражение Gradus ad Parnassum — это не просто название, а воплощение самого произведения, сочетающее в себе склонение , построение, скан и рисунок .
Gradus ad Parnassum , прославившийся под именем иезуита Пауля Алера (1656–1727), [2] школьный учитель, опубликованный в 1686 году, заново представил более ранний тезаурус, приписываемый Пьеру Жуле, сьеру де Шастильону (1545–1621). [3] Это был не общий словарь, а тезаурус синонимов , эпитетов , стихов и фраз в классическом поэтическом употреблении. Работа в форме Алерса существовала до XIX века с определениями и записями, написанными на латыни. Англоговорящие школьники XIX века, известные многим поколениям студентов по всей Европе и выдержавшие многочисленные издания, знали редакцию доктора Джона Кэри (1756–1826) 1818 года. [4] просто как «Выпускник Кэри». Он был специально предназначен для изучения и понимания латинской поэзии классического периода, а также для помощи студентам в сочинении стихов. Существует также латинский диплом К. Д. Йонга (1850 г.); английский-латынь А. К. Эйнгера и Х. Г. Винтла (1890 г.); Латино-французский язык Ф. Ж. М. Ноэля (1810 г.); Греческий Томаса Морелла (1762 г., новая редакция Э. Молтби, епископа Дарема, 1815 г.); Джон Брасс (1828).
Большие общие словари греческого и латинского языков приняли эту модель информации. Например, греко-английский лексикон Лидделла-Скотта-Джонса (1843 г.) и его нынешние производные дают количественную информацию там, где она имеет решающее значение и где она доступна; то же самое можно сказать и Чарльтона Т. Льюиса и Чарльза Шорта о Латинском словаре (1879 г.) и его производных. Синонимы, эпитеты, поэтические выражения и отрывки стали объединены в более важные рубрики.
Йонге
[ редактировать ]Чарльз Дьюк Йонг опубликовал в 1850 году работу «Gradus ad Parnassum: для использования в школах Итона, Вестминстера, Харроу и Чартерхауса, Королевского колледжа, Лондона и колледжа Мальборо», работу, которая к тому времени еще печаталась в 1902 году и к тому времени называлась «...Для» использование школ Итона, Вестминстера, Харроу, Чартерхауса и Регби, Королевского колледжа, Лондона и колледжа Мальборо и связано со «Словарем эпитетов: классифицировано в соответствии с их английским значением» .
Музыка и искусство
[ редактировать ]Работы под названием Gradus ad Parnassum включают:
- основополагающий учебник по контрапункту, написанный Иоганном Йозефом Фуксом в 1725 году, который до сих пор используется для обучения музыкальной теории и композиции ; Говорят, что Леопольд Моцарт обучал своего сына Вольфганга по ее страницам. Бетховен очень уважал ее, а Гайдн тщательно прорабатывал каждое ее упражнение.
- сборник из 100 учебных пьес для фортепиано Муцио Клементи.
- сборник учебных пьес для фортепиано Карла Черни.
- сборник учебных этюдов по игре на скрипке Эрнста Хайма
- серия педагогических произведений для скрипки Якоба Донта
- сборник из 24 этюдов для контрабаса Франца Симандла
- сборник педагогических этюдов для скрипки Эмиля Соре
- сборник педагогических исследований для фисгармонии Зигфрида Карг-Элерта
- Сонатина для фортепиано Ганса Эйслера
- компакт-диск с альбомом или потоковая трансляция 2023 года клавесиниста Жана Рондо [5]
Doctor Gradus ad Parnassum — сатирическая фортепианная композиция Клода Дебюсси из его сюиты «Детский уголок» , высмеивающая тот или иной из этих комплексов упражнений (Черни по примечаниям Мириам Химен к версии Артуро Бенедетти Микеланджели ).
Сэмюэл Кольридж-Тейлор написал нонет, свою соч. 2 с подзаголовком Gradus ad Parnassum не как педагогическая работа, а как демонстрация композиторских навыков, когда он был студентом лондонского Королевского музыкального колледжа . [6]
Ad Parnassum — значительная картина в дивизионистском стиле Пауля Клее . [7]
С 2000 года название Gradus ad Parnassum было включено в название небольшой музыкальной школы в Нью-Джерси Gradus ad Parnassum Inc.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уоррингтон, Джон. (1961) Классический словарь обывателя, JM Dent & Sons Ltd., Лондон. См. также Дж. Кэри, Gradus ad Parnassum (Канцелярские товары, Лондон, 1914), 404.
- ↑ Ранние издания работы Алера Gradus ad Parnassus: новый тезаурус синонимов, эпитетов, стихов и поэтических фраз содержит репродукцию Imprimatur Роберта Миджли от 30 сентября 1686 года .
- ^ Пьер Жуле , Тезаурус синонимов и эпитетов (Париж, 1652 г.): см. А. де Беккер, Publications de la Compagnie de Jésus (Somervogel), Vol. I (1890), столбцы 164–166. см. Хью Чизхолм, в Британской энциклопедии (1910) VIII, стр. 192.
- ^ Кэри опирался на версию Алера Томаса Морелла (1703–1784), которая была дополнительно улучшена Адамом Дикинсоном (С. Дойг и А. Стирлинг, Эдинбург, 1813).
- ^ Жан Рондо - Официальный сайт
- ^ Сэмюэл Кольридж-Тейлор: Нонет, Фортепианное трио, Фортепианный квинтет Apple Music , 27 мая 2022 г., дата обращения 27 мая 2022 г.
- ^ Архив
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 12 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 314.