Орфей (Мука)
Орфей — симфоническая поэма, написанная Ференцем Листом в 1853–1854 годах. Он поставил ее под номером 4 в цикле из 12 произведений, которые он написал во время своего пребывания в Веймаре , Германия . Впервые оно было исполнено 16 февраля 1854 года под управлением композитора как вступление к первому веймарскому исполнению Кристофа Виллибальда Глюка оперы « Орфей и Эвридика» . [ 1 ] Представление помогло отпраздновать день рождения великой княгини Веймарской Марии Павловны , которая была музыкантом-любителем и убежденной сторонницей Листа в Веймаре. [ 2 ]
Обзор
[ редактировать ]
Программа
[ редактировать ]«Орфей» — одна из четырех симфонических поэм Листа, написанных как очерки персонажей творческих гениев, героистов или легенд. (Остальные три стихотворения — «Тассо» , «Прометей» и «Мазепа» .) [ 3 ] В предисловии Лист описывает этрусскую вазу с изображением Орфея , затем превозносит цивилизаторское воздействие на человечество. Эта ссылка на облагораживающий эффект Орфея и его искусства, возможно, произошла от Орфея, изображенного французским философом Пьером-Симоном Балланшем в «Орфее» в 1829 году. Вводя цивилизованные законы, Орфей этого девятитомного труда ведет человечество в современную эпоху. возраст; Балланш задумал это, чтобы обеспечить новую философию для всей Европы. Лист был знакомым и сторонником Балланша, и энтузиазм Листа разделяли члены французских салонов 1830-х годов, особенно Жорж Санд . [ 2 ]
Инструментарий
[ редактировать ]Произведение исполнено для пикколо, 2 флейт, 2 гобоя, английского рожка, 2 кларнетов, 2 фаготов, 4 валторн, 2 труб, 3 тромбонов, тубы, литавр, 2 арф и струнных.
Особого внимания заслуживает инструментарий Орфея , включающий две арфы ; их изображение лиры Орфея в первых 14 тактах сразу акцентирует внимание слушателя на этом инструменте. арфистка Жанна Поль, одна из новых виртуозных исполнительниц, которых Лист привез в Веймар для пополнения придворного оркестра. На написание этих эффектов композитора вдохновила [ 4 ]
Структура
[ редактировать ]«Орфей» - это недолгое произведение, оно представляет собой постепенное крещендо, за которым следует тихий финал, возвращающий настроение начала. [ 1 ] В отличие от многих других симфонических стихотворений Листа, музыка здесь остается во многом созерцательной. По этой причине оно стало любимым произведением зятя Листа, композитора Рихарда Вагнера . [ 5 ]
Формально «Орфей» представляет собой модифицированную сонатную форму со вторичной ключевой областью, содержащей две темы. Второй теме не хватает энергии первой, оставаясь статичным мотивом, парящим над колеблющимися мажорными и минорными гармониями. Тем не менее, в нем есть особенно острое качество. Эта тема представлена различными сольными инструментами под аккомпанемент преимущественно арфы. Оркестровка и стиль предполагают интерпретацию этой темы как голоса Орфея. [ 5 ]
Эфирное, хроматическое восхождение в последних тактах ослабляет любое решающее завершение, которого можно было бы ожидать от более традиционного гармонического разрешения. В сочетании с заключительной темой второй группы это завершает произведение как загадочное видение, напоминающее последние моменты истории Балланша. Там рассказчик истории, Фамирис, становится свидетелем того, как Орфей исчезает в облаках, оставляя человечеству задачу развивать свое учение о цивилизации. [ 5 ]
Библиография
[ редактировать ]- ред. Гамильтон, Кеннет, Кембриджский компаньон Листа (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2005). ISBN 0-521-64462-3 (мягкая обложка).
- Шульстад, Ривз, «Симфонические поэмы и симфонии Листа»
- ред. Уокер, Алан, Ференц Лист: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Taplinger Publkishing Company, 1970). СБН 8008-2990-5
- Сирл, Хамфри, «Оркестровые произведения»
- Уокер, Алан, Ференц Лист, Том 2: Веймарские годы, 1848–1861 (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1989). ISBN 0-394-52540-X
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сирл, 291.
- ^ Jump up to: а б Шульстад, 208.
- ^ Шульстад, 207.
- ^ Шульстад, 208-9.
- ^ Jump up to: а б с Шульстад, 209.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Симфоническая поэма № 4, Орфей : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур