Jump to content

Тассо: плач и триумф

Тассо: lamento e trionfo ( Тассо: Плач и триумф ), S. 96, было сочинено Ференцем Листом в 1849 году, переработано в 1850–51 и снова в 1854 году. Оно имеет номер 2 в его цикле из 13 симфонических стихотворений. написанных во время его Веймарского периода. [ 1 ]

Первый набросок Листа к этой работе датирован 1 августа 1849 года. [ 1 ] Однако он услышал основную тему Тассо в Венеции , Италия , несколькими годами ранее, используя ее в версии 1840 года своей фортепианной пьесы «Chant do Goldolier » в «Венеции и Неаполе» . [ 2 ] Лист завершил версию «Тассо» 1849 года как увертюру, состоящую из двух частей, передав ее оркестровку Августу Конради . Эта версия была исполнена в Веймаре , Германия, к столетнему юбилею со дня рождения Иоганна Вольфганга фон Гете как увертюра к его драме «Торквато Тассо» . Позже Лист исправил счет Конради и поручил Иоахиму Раффу создать новый счет в 1850–51. Затем Лист тщательно переработал эту партитуру, добавив центральный раздел. Эта версия была исполнена 19 апреля 1854 года в Веймаре под управлением Листа. [ 1 ]

Программа

[ редактировать ]
«Тассо в больнице Святой Анны Феррары» Эжен Делакруа .

Гете В изображении Тассо основное внимание уделяется его положению придворного поэта семьи Эсте в Ферраре в политических интригах придворной жизни. Листа, однако, больше привлекали внутренние конфликты поэта и семь лет, которые он провел в больнице Святой Анны, приюте для умалишенных . На самом деле именно страдания и, в конечном итоге, торжествующий Тассо вдохновили воображение Листа. [ 3 ] В предисловии к «Тассо » Лист ссылается не только на Гете, но и на стихотворение лорда Байрона о Тассо, даже признавая, что находился под влиянием последнего. [ 1 ] Он добавляет:

Тассо любил и страдал в Ферраре, за него отомстили в Риме , и даже сегодня он живет в популярных песнях Венеции. Эти три момента неотделимы от его бессмертной славы. Чтобы воспроизвести их в музыке, мы сначала вызвали в воображении великую тень, которая даже сегодня бродит по лагунам Венеции; затем предстало нам его лицо, возвышенное и меланхоличное, когда он смотрит на празднества в Ферраре, где он создал свои шедевры; и, наконец, мы последовали за ним в Рим, Вечный город, который увенчал его славой и, таким образом, воздал ему должное и как мученику , и как поэту . [ 4 ]

Инструментарий

[ редактировать ]

В этом произведении используются пикколо , 2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета в B , бас-кларнет в B , 2 фагота , 4 валторны в B и C, 4 трубы в C, 2 теноровых тромбона , бас-тромбон , туба , треугольник. , малый барабан , тарелки , большой барабан , арфа и струны .

Структура

[ редактировать ]

Версия 1849 года имеет традиционную компоновку увертюры , разделенную на медленную часть («Плач») и быструю («Триумф»). Даже при таком разделении все произведение фактически представляло собой набор вариаций одной мелодии — народного гимна, исполненного Листу гондольером в Венеции в конце 1830-х годов. Среди наиболее значительных изменений, внесенных Листом, было добавление средней части в духе менуэта. Более спокойная, чем любая из внешних частей, она была призвана изобразить более стабильные годы Тассо на работе в семье д'Эсте в Ферраре. [ 3 ] В примечании на полях Лист сообщает дирижеру, что в этом разделе оркестр «берёт на себя двойную роль»: струнные играют одну самостоятельную пьесу, а деревянные духовые инструменты — другую. Это было во многом в манере итальянского композитора Пьетро Раймонди , чье контрапунктическое мастерство было настолько велико, что он написал три оратории — под названием «Иосиф» , «Потифар» и «Иаков» , — которые можно было исполнять как по отдельности, так и вместе. Лист изучил творчество Раймонди, но итальянский композитор умер прежде, чем Лист смог встретиться с ним лично. [ 5 ]

Тональность

[ редактировать ]

Романтики считали отчуждение, особенно само- и социальное отчуждение , важной характеристикой художественного гения. Обе эти формы отчуждения присутствуют в стихотворении Байрона и, по мнению некоторых критиков, возможно, повлияли на тональный и формальный план Листа «Тассо также ». Второстепенная тема - ми мажор , относительно отдаленная мажорная тональность повышенной трети в минорной пьесе. Он будет использовать те же самые отношения поднятой трети, возможно, с одинаковым намерением, как в «Прометее» , так и «Фауст» в симфонии . Тональные ожидания по-прежнему подрываются центральным менуэтом, написанным фа мажор и тонально далеким от тоники произведения, что усиливает ощущение разобщенности . [ 6 ]

[ редактировать ]

В фильме «Ганс Христиан Андерсен» с Чарльза Видора в главных ролях Дэнни Кеем , Фарли Грейнджером и Зизи Жанмером в музыке к климатическому балету по произведению писателя « Русалочка » используются большие части Тассо , особенно когда русалочка идет на бал к принцу.

Библиография

[ редактировать ]
  • ред. Гамильтон, Кеннет, Кембриджский компаньон Листа (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2005). ISBN   0-521-64462-3 (мягкая обложка).
    • Шульстад, Ривз, «Симфонические поэмы и симфонии Листа»
  • ред. Уокер, Алан, Ференц Лист: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Taplinger Publkishing Company, 1970). СБН 8008-2990-5
    • Сирл, Хамфри, «Оркестровые произведения»
  • Уокер, Алан, Ференц Лист, Том 2: Веймарские годы, 1848–1861 (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1989). ISBN   0-394-52540-X
  1. ^ Jump up to: а б с д Сирл, 287.
  2. ^ Шульстад, 207–8.
  3. ^ Jump up to: а б allmusic.com
  4. ^ Цитируется по Сирлу, 287.
  5. ^ Уокер, 317, 319.
  6. ^ Шульстад, 208.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 889594ffa623682df63135248df60130__1714379160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/30/889594ffa623682df63135248df60130.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tasso: lamento e trionfo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)