Тассо: плач и триумф
Тассо: lamento e trionfo ( Тассо: Плач и триумф ), S. 96, было сочинено Ференцем Листом в 1849 году, переработано в 1850–51 и снова в 1854 году. Оно имеет номер 2 в его цикле из 13 симфонических стихотворений. написанных во время его Веймарского периода. [ 1 ]
Обзор
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]Первый набросок Листа к этой работе датирован 1 августа 1849 года. [ 1 ] Однако он услышал основную тему Тассо в Венеции , Италия , несколькими годами ранее, используя ее в версии 1840 года своей фортепианной пьесы «Chant do Goldolier » в «Венеции и Неаполе» . [ 2 ] Лист завершил версию «Тассо» 1849 года как увертюру, состоящую из двух частей, передав ее оркестровку Августу Конради . Эта версия была исполнена в Веймаре , Германия, к столетнему юбилею со дня рождения Иоганна Вольфганга фон Гете как увертюра к его драме «Торквато Тассо» . Позже Лист исправил счет Конради и поручил Иоахиму Раффу создать новый счет в 1850–51. Затем Лист тщательно переработал эту партитуру, добавив центральный раздел. Эта версия была исполнена 19 апреля 1854 года в Веймаре под управлением Листа. [ 1 ]
Программа
[ редактировать ]
Гете В изображении Тассо основное внимание уделяется его положению придворного поэта семьи Эсте в Ферраре в политических интригах придворной жизни. Листа, однако, больше привлекали внутренние конфликты поэта и семь лет, которые он провел в больнице Святой Анны, приюте для умалишенных . На самом деле именно страдания и, в конечном итоге, торжествующий Тассо вдохновили воображение Листа. [ 3 ] В предисловии к «Тассо » Лист ссылается не только на Гете, но и на стихотворение лорда Байрона о Тассо, даже признавая, что находился под влиянием последнего. [ 1 ] Он добавляет:
Тассо любил и страдал в Ферраре, за него отомстили в Риме , и даже сегодня он живет в популярных песнях Венеции. Эти три момента неотделимы от его бессмертной славы. Чтобы воспроизвести их в музыке, мы сначала вызвали в воображении великую тень, которая даже сегодня бродит по лагунам Венеции; затем предстало нам его лицо, возвышенное и меланхоличное, когда он смотрит на празднества в Ферраре, где он создал свои шедевры; и, наконец, мы последовали за ним в Рим, Вечный город, который увенчал его славой и, таким образом, воздал ему должное и как мученику , и как поэту . [ 4 ]
Инструментарий
[ редактировать ]В этом произведении используются пикколо , 2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета в B ♭ , бас-кларнет в B ♭ , 2 фагота , 4 валторны в B ♭ и C, 4 трубы в C, 2 теноровых тромбона , бас-тромбон , туба , треугольник. , малый барабан , тарелки , большой барабан , арфа и струны .
Структура
[ редактировать ]Версия 1849 года имеет традиционную компоновку увертюры , разделенную на медленную часть («Плач») и быструю («Триумф»). Даже при таком разделении все произведение фактически представляло собой набор вариаций одной мелодии — народного гимна, исполненного Листу гондольером в Венеции в конце 1830-х годов. Среди наиболее значительных изменений, внесенных Листом, было добавление средней части в духе менуэта. Более спокойная, чем любая из внешних частей, она была призвана изобразить более стабильные годы Тассо на работе в семье д'Эсте в Ферраре. [ 3 ] В примечании на полях Лист сообщает дирижеру, что в этом разделе оркестр «берёт на себя двойную роль»: струнные играют одну самостоятельную пьесу, а деревянные духовые инструменты — другую. Это было во многом в манере итальянского композитора Пьетро Раймонди , чье контрапунктическое мастерство было настолько велико, что он написал три оратории — под названием «Иосиф» , «Потифар» и «Иаков» , — которые можно было исполнять как по отдельности, так и вместе. Лист изучил творчество Раймонди, но итальянский композитор умер прежде, чем Лист смог встретиться с ним лично. [ 5 ]
Тональность
[ редактировать ]Романтики считали отчуждение, особенно само- и социальное отчуждение , важной характеристикой художественного гения. Обе эти формы отчуждения присутствуют в стихотворении Байрона и, по мнению некоторых критиков, возможно, повлияли на тональный и формальный план Листа «Тассо также ». Второстепенная тема - ми мажор , относительно отдаленная мажорная тональность повышенной трети в минорной пьесе. Он будет использовать те же самые отношения поднятой трети, возможно, с одинаковым намерением, как в «Прометее» , так и «Фауст» в симфонии . Тональные ожидания по-прежнему подрываются центральным менуэтом, написанным фа ♯ мажор и тонально далеким от тоники произведения, что усиливает ощущение разобщенности . [ 6 ]
Использование в популярной культуре
[ редактировать ]В фильме «Ганс Христиан Андерсен» с Чарльза Видора в главных ролях Дэнни Кеем , Фарли Грейнджером и Зизи Жанмером в музыке к климатическому балету по произведению писателя « Русалочка » используются большие части Тассо , особенно когда русалочка идет на бал к принцу.
Библиография
[ редактировать ]- ред. Гамильтон, Кеннет, Кембриджский компаньон Листа (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2005). ISBN 0-521-64462-3 (мягкая обложка).
- Шульстад, Ривз, «Симфонические поэмы и симфонии Листа»
- ред. Уокер, Алан, Ференц Лист: Человек и его музыка (Нью-Йорк: Taplinger Publkishing Company, 1970). СБН 8008-2990-5
- Сирл, Хамфри, «Оркестровые произведения»
- Уокер, Алан, Ференц Лист, Том 2: Веймарские годы, 1848–1861 (Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1989). ISBN 0-394-52540-X
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Сирл, 287.
- ^ Шульстад, 207–8.
- ^ Jump up to: а б allmusic.com
- ^ Цитируется по Сирлу, 287.
- ^ Уокер, 317, 319.
- ^ Шульстад, 208.