Три концертных этюда
Три концертных этюда ( Trois études de concert ), S.144 , представляет собой набор из трех фортепианных этюдов Ференца Листа , написанных между 1845–49 и опубликованных в Париже как Trois caprices poétiques с тремя отдельными названиями, как они известны сегодня. [ 1 ]
Как видно из названия, они предназначены не только для приобретения более совершенной техники, но и для концертного исполнения. Лист сам был пианистом-виртуозом и мог легко играть многие сложные пьесы, которые обычно считались трудными. Итальянские субтитры, которые теперь ассоциируются с этюдами - Il lamento («Плач»), La leggierezza («Легкость») и Un sospiro («Вздох») - впервые появились во французском издании. [ 2 ]
Этюд №1, Плач
[ редактировать ]«Иль Ламенто» — первый из этюдов. Написанное ля-бемоль мажор , оно является одним из самых длинных произведений Листа в этом жанре. Он начинается с четырехнотной лирической мелодии, которая проходит через все произведение, за которой следует хроматический узор в стиле Шопена , который снова появляется в коде . Хотя пьеса начинается и заканчивается ля-бемоль мажор, в трех частях она смещается на множество других тональностей, ля , соль , ре-диез , фа-диез и си . в том числе [ 1 ]
Этюд №2, Легкость
[ редактировать ]La leggierezza (что означает «легкость») — второй этюд. Это монотематическая пьеса фа минор с очень простой мелодической линией для каждой руки под необычной маркировкой темпа Quasi allegretto , которую обычно игнорируют в пользу чего-то более неистового. [ 3 ] из шестнадцати хроматических нот, Он начинается с быстрого, но деликатного арпеджио разделенного на трети и шестые части с нерегулярным ритмическим разделением и каденцией , чтобы подчеркнуть атмосферу, заложенную в его названии. [ 3 ] Технические трудности, связанные с исполнением пьесы, включают быстрые легджеро хроматические партии оссии малых для правой руки, включающей блестящие пробежки в терциях , часто с нерегулярными ритмическими группами, а также отрывки в шестых и третях. Исполнители почти всегда отдают предпочтение .
Альтернативные концовки
[ редактировать ]La leggierezza часто включала альтернативный финал, написанный польским учителем Теодором Лешетицким . [ 4 ] Двое его учеников, Игнаций Ян Падеревский и Бенно Моисейвич , исполнили и записали эту вариацию. Запись Падеревского включает полную «концовку Лешетицкого», а запись Моисейвича включает его собственную сокращенную версию концовки Лешетицкого. [ 5 ] Саймон Барер записал произведение с сокращенной версией коды Лешетицкого, что вызвало критические отзывы в прессе. [ 6 ]
Номер исследования. 3. Вздох
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2017 г. ) |
Третий из Трех концертных этюдов находится в ре-бемоль мажоре и обычно известен как Un sospiro (по-итальянски «Вздох»). Однако вполне вероятно, что название принадлежит не Листу. Хотя нет никаких доказательств того, что он активно пытался удалить подзаголовок, ни в одном из изданий или последующих изданий «Трех концертных этюдов», опубликованных Кистнером при жизни Листа, они не использовались; в последующие годы он просто игнорировал такие субтитры, всегда обращаясь к фрагменту за ключом.

Этюд представляет собой этюд скрещивания рук, исполнения простой мелодии попеременными руками и арпеджио . Это также исследование того, как руки должны влиять на мелодию с ее многочисленными акцентами или фразировку с поочередным использованием рук. Мелодия весьма драматична, почти импрессионистична, местами радикально меняет динамику и вдохновила многих слушателей. Многие пианисты считают этот этюд одним из самых красивых произведений для фортепиано, когда-либо написанных. [ 7 ] [ не удалось пройти проверку ] Лист хранил этюд в своем репертуаре до последних лет своей жизни.
Un sospiro состоит из плавного фона, наложенного на простую мелодию, написанную третьим нотоносцем. Этот третий нотоносец — дополнительный скрипичный — написан с указанием исполнителю, что ноты с нотой вверху предназначены для правой руки, а ноты с нотой вниз — для левой руки. Фон чередуется между левой и правой руками таким образом, что на протяжении большей части пьесы, пока левая рука играет гармонию, правая рука играет мелодию, и наоборот, при этом левая рука пересекает правую, как он продолжает мелодию некоторое время, прежде чем снова регрессировать. В средней части произведения также есть небольшие части каденции, требующие тонкой работы пальцами.
Ближе к концу, после основной кульминации произведения, обе руки необходимо скрестить еще более сложным узором. Поскольку нужно быстро сыграть так много нот, и они находятся слишком далеко от других групп нот, которые также необходимо сыграть, рукам приходится скрещиваться несколько раз, чтобы достичь драматических нот ближе к концу пьесы на последней странице. .
Этот этюд, как и другие три концертных этюда, был написан посвящением дяде Листа, Эдуарду Листу (1817–1879), младшему сыну деда Листа и сводному брату его собственного отца. Эдуард занимался делами Листа более тридцати лет до своей смерти в 1879 году.
Записи
[ редактировать ]Un Sospiro был записан многими известными пианистами, включая Ван Клиберна , Хорхе Боле , Клаудио Аррау , Марка-Андре Амлена , Даниила Трифонова и Яна Лисецки .
Использование в кино и на телевидении
[ редактировать ]Произведение появилось в ряде фильмов и телесериалов, в том числе:
- Фильм Андре де Тота ( «Другая любовь» 1947), в котором его играет персонаж Барбары Стэнвик. [ 8 ]
- Фильм Пола Гордона « Концертная магия» (1948)
- Как повторяющаяся музыкальная тема в Макса Офюльса фильме «Письмо неизвестной женщины» (1948).
- В качестве основной темы биографического фильма Листа «Песня без конца» (1960).
- Фильм Скотта Хикса « Сияние» (1996), основанный на жизни Дэвида Хелфготта.
- Джуна Итикавы Фильм Зава-зава Симо-Китадзава (2000)
- Телешоу «Короли» , 2009 г. (дважды в пилотной серии)
- В фильме 2011 года «Зеленый шершень» , где персонаж Като играет на пианино с Ленор на их первом свидании.
- Телешоу 2016 года « Легко » (в первом сезоне, 5 серии, « Искусство и жизнь »)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Арнольд, Бен (2002). Товарищ Листа . Издательская группа Гринвуд. п. 103. ИСБН 0313306893 .
- ^ Не в первом (немецком) издании.
- ^ Jump up to: а б Говард, Лесли. «Полное собрание музыки для фортепиано соло, Том 38 – Прелюдии» . Гиперион Рекордс . Проверено 29 июня 2012 г.
- ^ «Три концертных этюда - три поэтических каприса, S144 - Hyperion Records - компакт-диски, MP3 и загрузка без потерь» . www.hyperion-records.co.uk .
- ^ Киммельман, Майкл (16 мая 1999 г.). «МУЗЫКА: Век фортепиано, который может длиться неделями» – через NYTimes.com.
- ^ «Мой отец Саймон Барер — продолжение» . www.jacquesleiser.ch .
- ^ Арнольд, Бен (2002). Товарищ Листа . Гринвуд. п. 104. ИСБН 0313306893 . Проверено 17 июня 2017 г.
- ^ «Другая любовь» . Классические фильмы Тернера . Проверено 11 апреля 2018 г.
Для саундтрека известная концертирующая пианистка Аня Дорфман [ sic ] записала классические произведения, которые персонаж Стэнвика «сыграла» в фильме, а также тренировала Стэнвик, чтобы она могла сопоставить свои действия с игрой Дорфмана в саундтреке. Де Тот, чей офис находился напротив бунгало Стэнвика, вспоминал, что Стэнвик в течение месяца занимался игрой на фортепиано по три часа в день, чтобы научиться играть правильно. Когда он, наконец, больше не мог выносить этот шум, он дал ей бесшумную клавиатуру. «В конце концов, она сама сможет сыграть соответствующие пьесы», — сказал он Элле Смит, написавшей книгу о карьере Стэнвик.