Jump to content

Jorge Bolet

Jorge Bolet
Bolet in 1975
Рожденный ( 1914-11-15 ) 15 ноября 1914 г.
Гавана , Куба
Умер 16 октября 1990 г. (16 октября 1990 г.) (75 лет)
Занятие Пианист

Хорхе Болет (15 ноября 1914 — 16 октября 1990) — американский концертирующий пианист, дирижёр и педагог кубинского происхождения. Среди его учителей были Леопольд Годовский и Мориц Розенталь — последний выдающийся ученик Ференца Листа . [1]

Боле родился в Гаване и учился в Музыкальном институте Кертиса в Филадельфии , где сам преподавал с 1939 по 1942 год. Среди его учителей были Леопольд Годовский , Йозеф Хофманн , Дэвид Сапертон , Мориц Розенталь и Фриц Райнер . [2]

В 1937 году он выиграл Наумбургский конкурс и дал свой дебютный сольный концерт. [3] В 1942 году Болет вступил в армию США. Его отправили в Японию в составе оккупационной армии. Там он дирижировал японской премьерой «Микадо» . [2] Он сделал свои первые записи для бостонского лейбла, который опубликовал записи сольных концертов в 1952 году. Он преуспел в исполнении Фортепианного концерта № 2 соч. 16-я песня Сергея Прокофьева с Симфоническим оркестром Цинциннати, записанная для лейбла Дона Габора Remington. Он также исполнил Четыре скерци Фредерика Шопена, также записанные Ремингтоном. Эти записи были сделаны осенью 1953 года.

Болет написал фортепианный саундтрек к биографическому фильму «Песня без конца » 1960 года , в котором Дирк Богард сыграл легендарного пианиста-виртуоза XIX века Ференца Листа . (Фильм получил премию «Оскар» за лучшую музыку .) Однако игра Боле на протяжении десятилетий осуждалась американскими музыкальными критиками как слишком сосредоточенная на романтической виртуозности. [4] поэтому его записи в 1960-х выпускались на довольно небольших и труднодоступных лейблах. Лишь в 1974 году он приобрел национальную известность, проведя в том же году потрясающий концерт в Карнеги-холле, закрепивший его репутацию. [5]

С 1968 по 1977 год Болет был профессором музыки (фортепиано) в Университете Индианы , где преподавал вместе со своими друзьями детства Эбби Саймоном и Сидни Фостером . В 1977 году Болет стал заведующим кафедрой фортепиано в Музыкальном институте Кертиса , сменив Рудольфа Серкина , но ушел с этого поста, чтобы сконцентрироваться на своей исполнительской карьере. [6]

В 1984 году канал A&E Network транслировал серию из трех программ под названием « Болет знакомится с Рахманиновым» , в которых было показано, как пианист дает мастер-классы на тему Рахманинова Сергея Фортепианного концерта № 3 . За этими мастер-классами в сериале последовало полное исполнение концерта Боле.

Звукозаписывающая компания Decca/Лондон заключила с ним контракт в 1978 году, дав 64-летнему Болету первое систематическое знакомство с жизнью на крупном международном лейбле. Записи ключевых разделов его репертуара делались с 1978 года до его смерти, но есть также записи многих живых концертов того времени, которые никогда не выпускались коммерчески, но их можно найти в архивах, в основном в Международном фортепианном архиве в Мэриленде. К таким выступлениям относится его специальность — «Концертный парафраз на темы из оперы Иоганна Штрауса « Летучая мышь » Леопольда Годовского », который он изучал у Годовского в студенческие годы.

Здоровье Боле начало ухудшаться в 1988 году, а в 1989 году он перенес операцию на мозге, от которой так и не оправился полностью. В СМИ сообщалось, что он умер от сердечной недостаточности в октябре 1990 года в своем доме в Маунтин-Вью, штат Калифорния . [7]

Внешний звук
значок аудио Вы можете услышать Хорхе Боле с Юлиусом Руделем и Стадионным симфоническим оркестром Нью-Йорка на стадионе Льюисон в Фортепианом концерте № 3 ре минор Рахманинова, соч. 30 в 1957 году
Здесь на wnyc.org

Боле особенно хорошо помнят за его исполнения и записи крупномасштабной романтической музыки , особенно произведений Ференца Листа , Сезара Франка и Фредерика Шопена . Он также специализировался на фортепианных транскрипциях и необычном репертуаре, включая невероятно сложные произведения Годовского, многие из которых Болет изучал у самого композитора. В интервью Элизе Мах ( «Великие современные пианисты говорят сами за себя» , «Дуврские книги о музыке») Боле подробно упомянул малоизвестную пьесу Йозефа Маркса, которая, по словам Боле, была его любимой среди виртуозных концертов из-за огромной зрелищности сила, требуемая от солиста. Его сценическая манера заключалась в полной концентрации на выступлении и минимальном движении тела.

В 2017–2018 годах лейбл Audite выпустил серию компакт-дисков с записями передач Боле из RIAS-Berlin, ранее не издававшихся, в основном 1970-х годов. Большая часть репертуара дублирует его коммерческие записи, но выступления демонстрируют дополнительную стимуляцию публики.

  • Бах, Дж. С., ПИАНИНО-ВИРТУОЗЫ — ЦИФФРА, МОИСЕЙВИЧ и БОЛЕТ , Жорж Цифрфра, Бенно Моисейвич и Хорхе Боле, Филармонический оркестр, Чарльз Гроувс, Medici Arts 1333, DVD
  • Шопен, Четыре баллады, соч. 23, 38, 47, 52; Баркарола соч. 60; Фэнтези соч. 49. Лондон 417 651–2. [Записано в актовом зале Уолтемстоу, 9/1986.]
  • Шопен, 24 прелюдии, соч. 28; Баллада № 2 фа мажор, соч. 38; Баллада № 4 фа минор, соч. 52; Фантазия фа минор, соч. 49. Красноречие 458 172-2 КД. [Баллады и фантазии такие же, как указано выше; Прелюдии записаны в 6/1987. Также выпущено на DECCA Eclipse.]
  • Шопен, 24 прелюдии, соч. 28; Ноктюрны соч. 27 № 1 и 2, соч. 55 № 1 и соч. 62 № 2. Лондон 421 363–2. [Записано в церкви Св. Варнавы, Лондон, 6/1987; фортепиано: Болдуин].
  • Шопен, Концерты для фортепиано с оркестром №№. 1 и 2. Монреальский симфонический оркестр, Шарль Дютуа. Лондон 425 859–2. [Записано в Сент-Эсташ, Монреаль, 5/1989.]
  • Шопен, Хорхе Боле на концерте, том 1 - Шопен Andante Spianato e Grande Polonaise Op. 22; Баркарола соч. 60; Экспромт 1, 2 и 4; Четыре скерцо; Полонез соч. 26; Ноктюрны соч. 9 нет. 3, соч. 15 нет. 2, соч. 27 нет. 2 и соч. 55 нет. 1; Соната №. 3 си минор, соч. 58; Распев «Полонез», соч. 74 нет. 12 «Радости мои» (аранж. Листа); Вальс нет. 14 ми минор, соч. Почта, Хорхе Болет, Марстон 52035-2 CD
  • Дебюсси, Клод, Прелюдии, книги 1 и 2 (избранное) , Хорхе Болет, Decca 425 518 2 компакт-диска
  • Григ, Эдвард, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 16 , Хорхе Болет, Симфонический оркестр Берлинского радио, Риккардо Шайи, Decca 417 112 2 CD [Записано в мае 1985 года]
  • Лист, Исследования трансцендентного исполнения , Ensayo 9711 CD. [Записано в Барселоне, 1970 год.]
  • Лист, вновь обнаруженный больет , Красная печать RCA: Либестраум № 3; Гноменрейген; Ун Соспиро; Похороны; Ла Кампанелла; Вальдесраушен; хроматический Гранд Галоп; Испанская рапсодия; Увертюра «Тангейзер». [Записано в RCA Studio A, 1972–73; все пьесы, кроме двух последних, позже перезаписаны для DECCA.]
  • Лист, ВЕЛИКИЕ ПИАНИСТЫ ХХ ВЕКА ТОМ 11: ХОРХЕ БОЛЕТ II , Мефисто Вальс № 1; Венеция и Неаполь; Похороны; Либестраум № 3; Легкость; Ла Кампанелла; Сонет 104 Петрарки; Гармонии вечера; Гноменрейнен; Источник Au bord d'une; Утешение № 3; Венгерская рапсодия № 12; Воспоминание; Réminiscences de Norma (Live), Хорхе Болет, компакт-диск Philips 456 814-2 [записано в 1978–88 годах для DECCA]
  • Лист, Парафразы , Ensayo CD-9742 [Записано в 1969 году]. Шуберт, «Форель и серенада» Шекспира ; Шопен, «Мои радости и девичьи желания »; Шуман, «Посвящение и весенняя ночь »; Лист, Любовный сон №1. 3; Доницетти, «Воспоминания о Люсии ди Ламмермур» [см. «Великие пианисты» , Том 10]; Вагнер, «Прядильщица» из «Летучего голландца» ; Верди, пересказ Риголетто.
  • Лист, Фортепианные произведения Том. 1 , Decca 410 257-2 Компакт-диск: Венгерская рапсодия № 12, Liebestraum № 3; Мефисто Вальс №1; Похороны; Риголетто - Концертный парафраз; Ла Кампанелла. [Записано в Кингсуэй-холле, Лондон, 2 и 9 сентября 1982 г.; фортепиано: Бехштейн].
  • Лист, Фортепианные произведения Том 2 , Decca 410 575-2 Компакт-диск: Транскрипции песен Шуберта: Die Forelle; Мельник и ручей; Где?; Прощание!; Походы; Липа; Слушай, слушай, жаворонок; Петь на воде; Пост; Оставаться; Похвала слез; Эрлкёниг. [Записано в Кингсуэй-холле, Лондон, 11/1981; фортепиано: Болдуин].
  • Лист, Фортепианные произведения, Том 3 , Decca 410 115-2 Компакт-диск: Соната си минор; Вальс-экспромт; Любовные сны №№. 1-3; Большой хроматический галоп. [Записано в Кингсуэй-холле, Лондон, 9/1982; фортепиано: Бехштейн].
  • Лист, Фортепианные произведения Том 4 , Decca 410 162-2 CD: Annees de Pelerinage: Deuxieme Annee: Italie (полное собрание, 7 пьес: Sposalizio, Il Penseroso, Canzonetta del Salvator Rosa, Сонеты 47, 104, 123 Петрарки, Данте Соната) ). [Записано в Кингсуэй-холле, Лондон, 9 и 12 декабря 1982 г.; фортепиано: Бехштейн].
  • Лист, Фортепианные произведения Том. 5 , Decca 410 160-2 Компакт-диск: Годы паломничества: Первый год: Швейцария (полное собрание, 9 пьес: Часовня Вильгельма Телля, У озера Валленштадт, Пастораль, Буря, Долина Обермана, Эклога, Тоска по дому, Женевские колокола). [Записано в Кингсуэй-холле, Лондон, 3/1983; фортепиано: Бехштейн].
  • Лист, Фортепианные произведения Том. 6 , Decca 410 803-2 CD: Венеция и Неаполь (3 пьесы: Гондольера, Канцоне, Тарантелла); Водные игры на вилле д'Эсте; Божье благословение в уединении; Баллада нет. 2. [Записано в Кингсуэй-холле, Лондон, 10 октября 1983 г.; фортепиано: Бехштейн].
  • Лист, Фортепианные произведения, Том VII , Лондон 414 601-2 Компакт-диск: Трансцендентальные исследования, S. 161 (полное): Прелюдия; Очень живой; Пейсаж; Мазепа; Feux фоллиты; Зрение; Героический; Уайльд Ягд; Воспоминание; Аллегро очень возбуждено; Гармонии дю Суар; Шассе-неж. [Записано в церкви Св. Варнавы, Лондон, 3/1985; фортепиано: Бехштейн].
  • Лист, Концертные этюды, S144 и S145; Утешения S172 [все циклы выполнены, всего 11 штук]; Воспоминания о Дон Жуане, S418. ДЕККА 417 523-2 CD. [Записано в Кингсуэй-холле, Лондон, 12/1978; за исключением «Утешений»: записано в церкви Св. Варнавы, Лондон, 3/1985.]
  • Лист, Танец смерти S126; Проклятие S121; Венгерская фантазия S123. Лондонский симфонический оркестр, Иван Фишер. ДЕККА 417 079-2 CD. [Записано в актовом зале Уолтемстоу, Лондон, 3/1984; фортепиано: Бехштейн.]
  • Лист, Фортепианные произведения , DECCA 467 801-2 9CD. Лондонский симфонический оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Иван Фишер, Георг Шолти. Все девять компакт-дисков Листа сверху плюс оркестровка Листа «Странника-фантазии» Шуберта (с LPO и Шолти).
  • Лист, Любимые фортепианные произведения , двойной компакт-диск DECCA 444 851-2. Прекрасная подборка времен DECCA. ТТ 139,51 минут. Включает Сонату си минор, «Воспоминания о Дон Жуане», «Эрлконига» и многие другие.
  • Лист, Различные произведения , Хорхе Болет RCA 63748-2 CD
  • Рахманинов, Концерт для фортепиано с оркестром No. 3 ре минор соч. 30 [Записано вживую, 1969; Симфонический оркестр Университета Индианы]; Лист, Форель (Шуберт); «Желание девушки» (Шопен); Посвящение (Шуман); Воспоминания о Лючии ди Ламмермур (Доницетти); Песня паука из оперы «Летучий голландец» (Вагнер); Парафраз Риголетто (Верди) [Запись в студии, 1969]. Палекса 0503 CD. Дирижер не указан на компакт-диске.
  • Рахманинов, Концерт для фортепиано с оркестром № 2 до минор, соч. 18, Симфонический оркестр Монреаля, Шарль Дютуа, Decca 421 181-2, записан в Сент-Эсташ (Квебек), Канада, май 1987 г.
  • Рахманинов, Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30. Лондонский симфонический оркестр, Иван Фишер. Лондон 414 671–2. [Записано в Кингсуэй-холле, Лондон, 9/1982; фортепиано: Бехштейн.]
  • Рахманинов, Вариации на тему Шопена, соч. 22; Прелюдии соч. 3 № 2, соч. 23 № 5 и 10, соч. 32 № 7 и 12; Мелодия соч. 3 № 3; Либеслейд и Либесфрейд. Лондон 412 061–2. [Записано в церкви Св. Варнавы, Лондон, 1/1986 (вариации) и в актовом зале Уолтемстоу, Лондон, 1/1987 (остальные); фортепиано: Бехштейн.]
  • Шуман, Роберт, Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 54 , Хорхе Болет, Симфонический оркестр Берлинского радио, Риккардо Шайи, Decca 417 112 2 CD
  • Чайковский, Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, соч. 23, Симфонический оркестр Монреаля, Шарль Дютуа, Decca 421 181-2, запись в Сент-Эсташ (Квебек), Канада, май 1987 года.
  • Лист, Франц, заново открытый Болет: Концерт Листа , Хорхе Болет, RCA 63748, 03.04.2001
  • Дж. Брамс; Р. Шуман: Клаус Теннстедт Хорхе Болет, Лондонский филармонический оркестр; Клаус Теннштедт, BBC Legends, BBCL42512
  • ВЕЛИКИЕ ПИАНИСТЫ ХХ ВЕКА ТОМ 10: ХОРХЕ БОЛЕТ I.
    • Концерт в Карнеги-холле (25 февраля 1974 г.): Бах-Бузони, Чакона; Шопен, 24 прелюдии; Штраус-Таузиг, «Живешь только один раз и мотыльки »; Шульц-Эвлер, «Арабески на Голубом Дунае»; Вагнер-Лист, Увертюра «Тангейзер»; Мошковски, Ла-Жонглёз ; Рубинштейн, Стаккато-этюд.
    • Транскрипции и парафразы Рахманинова (7/1973, RCA Studios, Нью-Йорк): Римский-Корсаков, «Полет шмеля»; Крейслер, Либеслейд и Либесфрейд ; Мендельсон, Скерцо из «Сна в летнюю ночь» ; Бах, Прелюдия (из Партиты № 3 для скрипки); Мусоргский, Гопак; Бер, Полька де WR; Чайковский, Колыбельная соч. 16 № 1; Бизе, Менуэт из «Арлезианки» .
    • Лист-Доницетти, Воспоминания о Люсии де Ламмермур , 'зап. дата неизвестна», - указано, но это запись 1969 года, сделанная для Ensayo.

Инструменты

[ редактировать ]

Болет одобрял и выступал на фортепиано Baldwin и C. Bechstein по всему миру. [ нужна ссылка ]

  1. Мориц Розенталь в книге «Слово и музыка: наследие девятнадцатого века в Wayback Machine» (архивировано 13 октября 2020 г.)
  2. ^ Jump up to: а б «Боле, Хорхе» , Grove Music Online , 2007. По состоянию на 2 июня 2007 г.
  3. ^ Х. ГОВАРД ТАУБМАН (27 октября 1937 г.). «ХОРХЕ БОЛЕТ ДАТЬ ДЕБЮТНЫЙ СОЛТ» . Нью-Йорк Таймс .
  4. ^ ГАРОЛЬД К. ШОНБЕРГ (17 октября 1990 г.). «Хорхе Болет, пианист, умер в 75 лет; специалист по романтической литературе» . Нью-Йорк Таймс .
  5. ^ ГАРОЛЬД ШОНБЕРГ (27 февраля 1974 г.). «Романтический пианизм Боле вызывает воспоминания о гигантах прошлого» . Нью-Йорк Таймс .
  6. ^ «Хорхе Болет (Фортепиано) – Краткая биография» .
  7. ^ «Хорхе Болет, пианист, умер в 75 лет» , The New York Times , 17 октября 1990 г. По состоянию на 29 марта 2008 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3a7a26f4608f4504c5fbf2ee9527bcae__1721340780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/ae/3a7a26f4608f4504c5fbf2ee9527bcae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jorge Bolet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)