Утешения (Лист)
« Утешения » , S. 171a/172 (нем. Tröstungen ) — набор из шести сольных фортепианных произведений Ференца Листа . Композиции выполнены в музыкальном стиле ноктюрнов. [ 1 ] каждый из которых имеет свой неповторимый стиль. [ 2 ] Каждое «Утешение» написано либо в тональности ми мажор, либо в ре мажор . Ми мажор — тональность, которую Лист регулярно использует для обозначения религиозных тем. [ 3 ] [ 4 ]
Существуют две версии Утешений . Первый ( S. 171a ) был составлен Листом между 1844 и 1849 годами. [ 5 ] и опубликовано в 1992 году Г. Хенле Верлагом . [ 6 ] Второй ( С. 172 ) был написан между 1849 и 1850 годами. [ 7 ] и опубликовано в 1850 году издательством Breitkopf & Härtel и содержит знакомое «Утешение № 3» , Lento placido , ре ♭ мажор. [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ]
Заголовок
[ редактировать ]Источником названия « Утешения», возможно, послужило стихотворение Ламартина «Une larme, ou Consolation» из поэтического сборника Harmonies poétiques et religieuses («Поэтические и религиозные гармонии»). [ 3 ] Фортепианный цикл Листа «Поэтические и религиозные гармонии» основан на сборнике стихов Ламартина. [ 10 ] Другим возможным источником вдохновения для названия являются «Утешения» французского историка литературы Шарля Сент-Бёва . [ 7 ] [ 11 ] Сент-Бева «Утешения» , опубликованные в 1830 году, представляют собой сборник стихов эпохи романтизма , в которых дружба превозносится как утешение при утрате религиозной веры. [ 12 ]
« Утешения » также называют «Шесть поэтических мыслей» (Шесть поэтических мыслей), это название не использовалось для публикации Брайткопфа 1850 года, а для сборника, опубликованного вскоре после этого, в том же году, Центральным бюро музыки в Париже. [ 13 ]
Первая версия (С. 171а)
[ редактировать ]« Утешения » , С. 171а, состоят из шести сольных произведений для фортепиано. [ 14 ] [ 15 ]
- Andante con moto (ми мажор)
- Немного тронутее (ми мажор)
- Медленный, почти речитативный (ми мажор) [ 14 ] /до-диез минор [ 15 ] )
- Квази Адажио, кантабиле с преданностью (ре ♭ мажор)
- Андантино (ми мажор) – «Мадригал».
- Аллегретто (соль мажор)
Написано между 1844 и 1849 годами. [ 5 ] Листа это первая версия « Утешений» , впервые опубликованная в 1992 году Г. Хенле Верлагом . [ 16 ] Рукописи находятся в архивах Гете и Шиллера в Веймаре . [ 17 ]
Третье «Утешение» представляет собой аранжировку венгерской народной песни, которая позже будет повторно использована Листом в его «Венгерской рапсодии №1», S.244/1 . [ 18 ] Пятое «Утешение» является самым ранним из сочинений и датируется 1844 годом. В ранней рукописи пятое «Утешение» озаглавлено «Мадригал». [ 19 ] [ 20 ] Лист посвятил «Мадригал» своему другу, веймарскому интенданту по имени М. де Цигезер . [ 19 ]
Вторая версия (С. 172)
[ редактировать ]« Утешения » , С. 172, состоят из шести сольных произведений для фортепиано. [ 21 ] [ 22 ]
- Andante con moto (ми мажор)
- Немного тронутее (ми мажор)
- Медленный спокойный (ре ♭ мажор)
- Квази Адажио (ре ♭ мажор)
- Андантино (ми мажор)
- Allegretto semper cantabile (ми мажор)
Написано между 1849 и 1850 годами. [ 7 ] это вторая версия «Утешений» Листа . Эта версия «Утешений » более известна, чем первая версия, и была опубликована в 1850 году в Лейпциге издательством Breitkopf & Härtel . [ 6 ] По сравнению с первой версией « Утешений» , исходное третье «Утешение» (S. 171a/3) было заменено новым «Утешением» (Lento placido ре мажор ), а остальные «Утешения» были упрощены. [ 17 ]
Утешения № 1 и 2
[ редактировать ]Первое из «Утешений» написано ми мажор и первоначально имело обозначение Andante con moto . Самый короткий из набора, состоящий всего из 25 тактов, он имеет начало, идентичное другому произведению Листа, « Альбом-лист» (Премьерное утешение) , S. 171b. [ 23 ] Утешение № 2 также написано в ми мажоре и изначально имеет пометку Un poco più mosso . Часто в нее играют сразу после первой, без перерыва. [ 24 ]
Утешение №3
[ редактировать ]
Третье «Утешение» находится в ре ♭ мажоре и первоначально обозначается как Lento placido . Это самое популярное из Утешений. [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ] а также любимое произведение на бис. [ 25 ]
Его стиль похож на Шопена ; «Ноктюрны» [ 3 ] в частности, кажется, что он был вдохновлен Ноктюрном Шопена, соч. 27 № 2 . [ 11 ] Сходство между двумя произведениями было истолковано как дань уважения Шопену, который умер в 1849 году, за год до «Утешений» . публикации [ 17 ] Однако это третье «Утешение» — одно из нескольких произведений Листа, стиль которых напоминает Шопена; некоторые примеры включают «Полонезы» Листа, «Берсезу», блестящую мазурку и его баллады. [ 26 ]
рояль В 1883 году, спустя годы после написания «Утешения», Лист получил от компании Steinway , конструкция которого включала педаль состенуто . [ 27 ] Лист начал переписывать это «Утешение» для новой педали состенуто и в письме в Steinway написал:
Что касается использования вашей педали для поддержания приветственного тона, я привожу два примера: «Танец Сильф» Берлиоза и № 3 из моих «Утешений» . Я сегодня записал только вступительные такты обеих пьес с той оговоркой, что, если вы того пожелаете, я с радостью завершу всю транскрипцию с точной адаптацией вашей педали, поддерживающей тон. [ 28 ]
Лист рекомендовал экономно использовать педаль состенуто при интерпретации «Утешения» и высказал мнение о положительном эффекте, который она окажет на более спокойные отрывки. [ 27 ]
Утешение № 4
[ редактировать ]
Утешение № 4 находится в ре ♭ мажоре и изначально отмечено квази адажио . Сочиненный в 1849 году, [ 29 ] он также известен как « Штерн -Утешение» («Звезда утешения») из-за шестиконечной белой звезды, которая появляется на напечатанной партитуре. [ 3 ] «Утешение» было вдохновлено « Песнью», написанной Марией Павловной , великой герцогиней Саксен-Веймар-Эйзенахской. [ 30 ] [ 31 ] Настроение композиции охарактеризовали как «церковно-религиозное». [ 32 ] и «молитвенный». [ 33 ]
Позже Лист повторно использовал тему «Утешения» в разделе «Анданте состенуто/квазиадажио» своей Сонаты для фортепиано си минор . [ 31 ]
Утешение № 5
[ редактировать ]
Утешение № 5 — ми мажор. Первоначально он имел обозначение Андантино . У The Consolation вокальный стиль кантилена . [ 8 ] [ 33 ] Это «Утешение» содержит старейшую генеалогию, которая была переработана из «Мадригала» более ранней пятой версии « Утешений » . [ 17 ] [ 19 ] [ 20 ] По сравнению с более ранним Мадригалом, это Утешение: [ 34 ]
- короче, имеет 56 тактов по сравнению с 69 в Мадригале;
- разделяет несколько разделов со схожими мелодиями;
- использует более простые гармонии;
- и ритмически менее жёсткий.
Утешение №6
[ редактировать ]
Шестое и последнее «Утешение» — ми мажор. Первоначально он назывался Allegretto semper cantabile и является самым длинным из «Утешений», состоящим в общей сложности из 100 тактов. Это самый технически требовательный из Утешений . [ 8 ] , один из учеников Листа, описал это произведение Карл Лахмунд как более характерное для стиля Листа, чем более известная третья ре мажор « Утешение » . [ 35 ] Лахмунд дает представление о стиле, в котором Лист играл «Утешение», заявляя:
Он [Лист] играл каждую ноту мелодии, как если бы это было значимое поэтическое слово, и этот эффект усиливался тем, что он использовал большой палец для каждой из этих нот и при этом вяло опускал руку. Он немного задерживался здесь или там на ноте, как будто завороженный, а затем возобновлял движение, не оставляя ощущения, что время было нарушено. Я не помню конкретных мер, которыми он это сделал; но даже тогда я чувствовал, что каждый раз, когда он играет пьесу, он может делать это в другом месте. [ 36 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Утешение №3 звучит в фильме «Человек по имени Отто» (2022).
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Лахмунд 1999 , с. 37.
- ^ Лист 1995 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Арнольд 2002 , с. 108.
- ^ Меррик 1987 , с. 297.
- ^ Перейти обратно: а б Экхардт 1992 , с. 450, 453.
- ^ Перейти обратно: а б Экхардт 1992 , с. 449.
- ^ Перейти обратно: а б с Уокер 1993 , с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маграт 1995 , с. 203.
- ^ Перейти обратно: а б Хинсон 2004 , с. 32.
- ^ Меррик 1987 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Хинсон 2003 , с. 12.
- ^ Сент-Бев 2004 , с. 980.
- ^ Лист 1850 .
- ^ Перейти обратно: а б Мезё и Качмарчик 2011 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б Ховард 1995 .
- ^ Лист 1992 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Лист 1992 , с. В.
- ^ Ховард 1991 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б с Хелм 1963 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Ховард 1995 , с. 4.
- ^ Мезё и Качмарчик 2011 , с. 25.
- ^ Ховард 1991 .
- ^ Ховард 1995 , с. 7.
- ^ Мезё и др. 1981 , с. 102.
- ^ Лист 2006 , стр. 14.
- ^ Уокер 1993 , с. 146.
- ^ Перейти обратно: а б Бановец 1992 , стр. 217.
- ^ Хунекер 1911 , с. 394.
- ^ Сас 2010 , с. 10.
- ^ Сирл 2013 , с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Сас 2010 , с. 1.
- ^ Сас 2010 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Лист 1995 , с. 4.
- ^ Хелм 1963 , с. 103–105.
- ^ Лахмунд 1999 , с. 52.
- ^ Лахмунд 1999 , с. 53.
Источники
- Арнольд, Бен (2002). Товарищ Листа (иллюстрированный ред.). Издательская группа Гринвуд. ISBN 0313306893 .
- Бановец, Джозеф (1992). Руководство пианиста по педалированию (иллюстрировано, переиздание). Издательство Университета Индианы. ISBN 0253207320 .
- Экхардт, Мэри (1992). «Zur Entstehungsgeschichte der Consolations von Franz List». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук (на немецком языке). 34 (3/4): 449–457. дои : 10.2307/902295 . JSTOR 902295 .
- Хелм, Эверетт (1963). «Недавно обнаруженная рукопись Листа». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук . 5 (1/4): 101–106. дои : 10.2307/901533 . JSTOR 901533 .
- Хинсон, Морис (2003). Антология романтической фортепианной музыки: произведения 36 композиторов среднего и раннего уровня . Музыкальное издательство Альфреда. ISBN 0739032879 .
- Хинсон, Морис (2004). Словарь пианиста . Издательство Университета Индианы. ISBN 0253216826 .
- Ховард, Лесли (1991). Полное собрание сочинений для фортепиано соло, Vol. 9 – Соната, элегии и утешения (буклет). Ференц Лист. Гиперион Рекордс .
- Ховард, Лесли (1995). Полное собрание сочинений для фортепиано соло, Vol. 36 – Эксельсиор! (буклет). Ференц Лист. Гиперион Рекордс .
- Хунекер, Джеймс (1911). Ференц Лист . C. Сыновья Скрибнерса.
- Лахмунд, Карл (1999). Арнольд, Бен (ред.). Жизнь с Листом: Из дневника Карла Лахмунда, американского ученика Листа, 1882–1884 (иллюстрировано, исправленное издание). Пендрагон Пресс. ISBN 0945193564 .
- Лист, Франц (1850). Утешения. Шесть поэтических мыслей для фортепиано . Париж: Центральное музыкальное бюро. OCLC 498231708 .
- Лист, Франц (1992). Хайнеманн, Хайнеманн; Экхардт, Мария (ред.). Утешения - оригинальная версия и первое издание ранней версии (изд. Urtext). Г. Хенле Верлаг. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г. Проверено 19 января 2014 г.
- Лист, Франц (1995). Хинсон, Морис (ред.). Шесть утешений, S.172 (2-е изд.). Музыкальное издательство Альфреда. ISBN 1457443473 .
- Лист, Франц (2006). Бановец, Джозеф (ред.). Двадцать одно избранное фортепианное произведение . Музыкальное издательство Альфреда. ISBN 0739043455 .
- Маграт, Джейн (1995). Руководство для пианиста по стандартной литературе для обучения и исполнения . Музыкальное издательство Альфреда. ISBN 1457438976 .
- Меррик, Пол (1987). Революция и религия в музыке Листа . Архив Кубка. ISBN 0521326273 .
- Мезё, Имре; Гардони, Золтан; Селени, Иштван; Сулёк, Имре (1981). Новый Лист Аусгабе . Editio Musica Будапешт. OCLC 497313146 .
- Мезё, Имре; Качмарчик, Адриенн (2011). Новое издание Листа . Editio Musica Будапешт. Архивировано из оригинала 17 декабря 2021 г. Проверено 19 января 2014 г.
- Сент-Бёв, Шарль-Огюстен де (2004). Мюррей, Кристофер Джон (ред.). Энциклопедия эпохи романтизма, 1760–1850 гг . Том 1. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 157958361X .
- Сирл, Хамфри (2013). Музыка Листа . Курьерская корпорация. ISBN 978-0-486-78640-7 .
- Сас, Тибор (2010). «Соната си минор Листа и отпечаток пальца женщины-композитора: тема квази-адажио и песнь Марии Павловны (Романовой)» (PDF) . Журнал Общества Листа . 35 . ISSN 0141-0792 . Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 19 января 2014 г.
- Уокер, Алан (1993). Ференц Лист: Веймарские годы, 1848–1861, Том 2 . Издательство Корнельского университета. ISBN 0801497213 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ховард, Лесли (1999). Полное собрание сочинений для фортепиано соло, Vol. 56 – Раритеты, раритеты, альбомные листы и фрагменты (буклет). Ференц Лист. Гиперион Рекордс .
- Ламартин, Альфонс де (1836). Сочинения Ламартина Французской академии: полное издание в одном томе (на французском языке). Вален.
- Лист, Франц (1850). Утешения, 2-я версия, с.172 (Первое изд.). Брейткопф и Хертель.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Утешения , S. 172 : Партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Утешения в исполнении Хорхе Боле : №1 , №2 , №3 , №4 , №5 , №6.