Jump to content

Утешения (Лист)

« Утешения » , S. 171a/172 (нем. Tröstungen ) — набор из шести сольных фортепианных произведений Ференца Листа . Композиции выполнены в музыкальном стиле ноктюрнов. [ 1 ] каждый из которых имеет свой неповторимый стиль. [ 2 ] Каждое «Утешение» написано либо в тональности ми мажор, либо в ре мажор . Ми мажор — тональность, которую Лист регулярно использует для обозначения религиозных тем. [ 3 ] [ 4 ]

Существуют две версии Утешений . Первый ( S. 171a ) был составлен Листом между 1844 и 1849 годами. [ 5 ] и опубликовано в 1992 году Г. Хенле Верлагом . [ 6 ] Второй ( С. 172 ) был написан между 1849 и 1850 годами. [ 7 ] и опубликовано в 1850 году издательством Breitkopf & Härtel и содержит знакомое «Утешение № 3» , Lento placido , ре мажор. [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ]

Заголовок

[ редактировать ]

Источником названия « Утешения», возможно, послужило стихотворение Ламартина «Une larme, ou Consolation» из поэтического сборника Harmonies poétiques et religieuses («Поэтические и религиозные гармонии»). [ 3 ] Фортепианный цикл Листа «Поэтические и религиозные гармонии» основан на сборнике стихов Ламартина. [ 10 ] Другим возможным источником вдохновения для названия являются «Утешения» французского историка литературы Шарля Сент-Бёва . [ 7 ] [ 11 ] Сент-Бева «Утешения» , опубликованные в 1830 году, представляют собой сборник стихов эпохи романтизма , в которых дружба превозносится как утешение при утрате религиозной веры. [ 12 ]

« Утешения » также называют «Шесть поэтических мыслей» (Шесть поэтических мыслей), это название не использовалось для публикации Брайткопфа 1850 года, а для сборника, опубликованного вскоре после этого, в том же году, Центральным бюро музыки в Париже. [ 13 ]

Первая версия (С. 171а)

[ редактировать ]

« Утешения » , С. 171а, состоят из шести сольных произведений для фортепиано. [ 14 ] [ 15 ]

  1. Andante con moto (ми мажор)
  2. Немного тронутее (ми мажор)
  3. Медленный, почти речитативный (ми мажор) [ 14 ] /до-диез минор [ 15 ] )
  4. Квази Адажио, кантабиле с преданностью (ре мажор)
  5. Андантино (ми мажор) – «Мадригал».
  6. Аллегретто (соль мажор)

Написано между 1844 и 1849 годами. [ 5 ] Листа это первая версия « Утешений» , впервые опубликованная в 1992 году Г. Хенле Верлагом . [ 16 ] Рукописи находятся в архивах Гете и Шиллера в Веймаре . [ 17 ]

Третье «Утешение» представляет собой аранжировку венгерской народной песни, которая позже будет повторно использована Листом в его «Венгерской рапсодии №1», S.244/1 . [ 18 ] Пятое «Утешение» является самым ранним из сочинений и датируется 1844 годом. В ранней рукописи пятое «Утешение» озаглавлено «Мадригал». [ 19 ] [ 20 ] Лист посвятил «Мадригал» своему другу, веймарскому интенданту по имени М. де Цигезер . [ 19 ]

Вторая версия (С. 172)

[ редактировать ]

« Утешения » , С. 172, состоят из шести сольных произведений для фортепиано. [ 21 ] [ 22 ]

  1. Andante con moto (ми мажор)
  2. Немного тронутее (ми мажор)
  3. Медленный спокойный (ре мажор)
  4. Квази Адажио (ре мажор)
  5. Андантино (ми мажор)
  6. Allegretto semper cantabile (ми мажор)

Написано между 1849 и 1850 годами. [ 7 ] это вторая версия «Утешений» Листа . Эта версия «Утешений » более известна, чем первая версия, и была опубликована в 1850 году в Лейпциге издательством Breitkopf & Härtel . [ 6 ] По сравнению с первой версией « Утешений» , исходное третье «Утешение» (S. 171a/3) было заменено новым «Утешением» (Lento placido ре мажор ), а остальные «Утешения» были упрощены. [ 17 ]

Утешения № 1 и 2

[ редактировать ]

Первое из «Утешений» написано ми мажор и первоначально имело обозначение Andante con moto . Самый короткий из набора, состоящий всего из 25 тактов, он имеет начало, идентичное другому произведению Листа, « Альбом-лист» (Премьерное утешение) , S. 171b. [ 23 ] Утешение № 2 также написано в ми мажоре и изначально имеет пометку Un poco più mosso . Часто в нее играют сразу после первой, без перерыва. [ 24 ]

Утешение №3

[ редактировать ]
Утешение № 3, первые несколько тактов

Третье «Утешение» находится в ре мажоре и первоначально обозначается как Lento placido . Это самое популярное из Утешений. [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ] а также любимое произведение на бис. [ 25 ]

Его стиль похож на Шопена ; «Ноктюрны» [ 3 ] в частности, кажется, что он был вдохновлен Ноктюрном Шопена, соч. 27 № 2 . [ 11 ] Сходство между двумя произведениями было истолковано как дань уважения Шопену, который умер в 1849 году, за год до «Утешений» . публикации [ 17 ] Однако это третье «Утешение» — одно из нескольких произведений Листа, стиль которых напоминает Шопена; некоторые примеры включают «Полонезы» Листа, «Берсезу», блестящую мазурку и его баллады. [ 26 ]

рояль В 1883 году, спустя годы после написания «Утешения», Лист получил от компании Steinway , конструкция которого включала педаль состенуто . [ 27 ] Лист начал переписывать это «Утешение» для новой педали состенуто и в письме в Steinway написал:

Что касается использования вашей педали для поддержания приветственного тона, я привожу два примера: «Танец Сильф» Берлиоза и № 3 из моих «Утешений» . Я сегодня записал только вступительные такты обеих пьес с той оговоркой, что, если вы того пожелаете, я с радостью завершу всю транскрипцию с точной адаптацией вашей педали, поддерживающей тон. [ 28 ]

Лист рекомендовал экономно использовать педаль состенуто при интерпретации «Утешения» и высказал мнение о положительном эффекте, который она окажет на более спокойные отрывки. [ 27 ]

Утешение № 4

[ редактировать ]
Утешение № 4, первые несколько тактов

Утешение № 4 находится в ре мажоре и изначально отмечено квази адажио . Сочиненный в 1849 году, [ 29 ] он также известен как « Штерн -Утешение» («Звезда утешения») из-за шестиконечной белой звезды, которая появляется на напечатанной партитуре. [ 3 ] «Утешение» было вдохновлено « Песнью», написанной Марией Павловной , великой герцогиней Саксен-Веймар-Эйзенахской. [ 30 ] [ 31 ] Настроение композиции охарактеризовали как «церковно-религиозное». [ 32 ] и «молитвенный». [ 33 ]

Позже Лист повторно использовал тему «Утешения» в разделе «Анданте состенуто/квазиадажио» своей Сонаты для фортепиано си минор . [ 31 ]

Утешение № 5

[ редактировать ]
Утешение № 5, первые несколько тактов

Утешение № 5 — ми мажор. Первоначально он имел обозначение Андантино . У The Consolation вокальный стиль кантилена . [ 8 ] [ 33 ] Это «Утешение» содержит старейшую генеалогию, которая была переработана из «Мадригала» более ранней пятой версии « Утешений » . [ 17 ] [ 19 ] [ 20 ] По сравнению с более ранним Мадригалом, это Утешение: [ 34 ]

  • короче, имеет 56 тактов по сравнению с 69 в Мадригале;
  • разделяет несколько разделов со схожими мелодиями;
  • использует более простые гармонии;
  • и ритмически менее жёсткий.

Утешение №6

[ редактировать ]
Утешение № 6, первые несколько тактов

Шестое и последнее «Утешение» — ми мажор. Первоначально он назывался Allegretto semper cantabile и является самым длинным из «Утешений», состоящим в общей сложности из 100 тактов. Это самый технически требовательный из Утешений . [ 8 ] , один из учеников Листа, описал это произведение Карл Лахмунд как более характерное для стиля Листа, чем более известная третья ре мажор « Утешение » . [ 35 ] Лахмунд дает представление о стиле, в котором Лист играл «Утешение», заявляя:

Он [Лист] играл каждую ноту мелодии, как если бы это было значимое поэтическое слово, и этот эффект усиливался тем, что он использовал большой палец для каждой из этих нот и при этом вяло опускал руку. Он немного задерживался здесь или там на ноте, как будто завороженный, а затем возобновлял движение, не оставляя ощущения, что время было нарушено. Я не помню конкретных мер, которыми он это сделал; но даже тогда я чувствовал, что каждый раз, когда он играет пьесу, он может делать это в другом месте. [ 36 ]

[ редактировать ]

Утешение №3 звучит в фильме «Человек по имени Отто» (2022).

Примечания

  1. ^ Лахмунд 1999 , с. 37.
  2. ^ Лист 1995 , с. 3.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Арнольд 2002 , с. 108.
  4. ^ Меррик 1987 , с. 297.
  5. ^ Перейти обратно: а б Экхардт 1992 , с. 450, 453.
  6. ^ Перейти обратно: а б Экхардт 1992 , с. 449.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Уокер 1993 , с. 145.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Маграт 1995 , с. 203.
  9. ^ Перейти обратно: а б Хинсон 2004 , с. 32.
  10. ^ Меррик 1987 , с. 9.
  11. ^ Перейти обратно: а б Хинсон 2003 , с. 12.
  12. ^ Сент-Бев 2004 , с. 980.
  13. ^ Лист 1850 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Мезё и Качмарчик 2011 , с. 86.
  15. ^ Перейти обратно: а б Ховард 1995 .
  16. ^ Лист 1992 .
  17. ^ Перейти обратно: а б с д Лист 1992 , с. В.
  18. ^ Ховард 1991 , с. 4.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Хелм 1963 , с. 102.
  20. ^ Перейти обратно: а б Ховард 1995 , с. 4.
  21. ^ Мезё и Качмарчик 2011 , с. 25.
  22. ^ Ховард 1991 .
  23. ^ Ховард 1995 , с. 7.
  24. ^ Мезё и др. 1981 , с. 102.
  25. ^ Лист 2006 , стр. 14.
  26. ^ Уокер 1993 , с. 146.
  27. ^ Перейти обратно: а б Бановец 1992 , стр. 217.
  28. ^ Хунекер 1911 , с. 394.
  29. ^ Сас 2010 , с. 10.
  30. ^ Сирл 2013 , с. 61.
  31. ^ Перейти обратно: а б Сас 2010 , с. 1.
  32. ^ Сас 2010 , с. 12.
  33. ^ Перейти обратно: а б Лист 1995 , с. 4.
  34. ^ Хелм 1963 , с. 103–105.
  35. ^ Лахмунд 1999 , с. 52.
  36. ^ Лахмунд 1999 , с. 53.

Источники


Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f66b8336323c0410bf0315195f41eb30__1719641640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/30/f66b8336323c0410bf0315195f41eb30.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Consolations (Liszt) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)