Соната для фортепиано си минор (Лист)
Соната для фортепиано | |
---|---|
Ференц Лист | |
Ключ | си минор |
Каталог | С.178 |
Составленный | 1842 | –1853
Преданность | Роберт Шуман |
Выполненный | 27 января 1857 г Берлин .: |
Опубликовано | 1854 |
Продолжительность | 30 мин. |
Движения | 1 |
Соната для фортепиано си минор ( нем . Klaviersonate h-moll ), S.178 — соната для фортепиано Ференца Листа . Он был завершен в 1853 году и опубликован в 1854 году с посвящением Роберту Шуману .
История
[ редактировать ]Лист отметил в рукописи сонаты, что она была завершена 2 февраля 1853 года. [ 1 ] но к 1849 году он написал более раннюю версию. [ 2 ] [ 3 ] На этом этапе его жизни карьера Листа как путешествующего виртуоза склонившая его вести жизнь композитора, а не исполнителя . на него повлияла Каролина цу Сайн-Витгенштейн, почти полностью пошла на убыль, поскольку почти пять лет назад [ 4 ] [ не удалось пройти проверку ] Жизнь Листа началась в Веймаре , и он вел комфортный образ жизни, сочиняя, а иногда и выступая, исключительно по своему выбору, а не по необходимости. [ нужна ссылка ]
Соната была посвящена Роберту Шуману в обмен на посвящение Шуманом своей Фантазии до мажор, соч. 17 (опубликовано в 1839 году) Листу. [ 5 ] Копия произведения прибыла в дом Шумана в мае 1854 года, после того как он поступил в Эндених санаторий . Пианистка и композитор Клара Шуман не исполняла Сонату, несмотря на свой брак с Робертом Шуманом; по словам ученого Алана Уокера, она сочла это «просто слепым шумом». [ 6 ]
Прием
[ редактировать ]Соната была опубликована издательством Breitkopf & Härtel в 1854 году. [ 7 ] и впервые исполнен 27 января 1857 года в Берлине. [ 8 ] Ганс фон Бюлов . [ 9 ] На него напал Эдуард Ханслик , который сказал, что «любому, кто слышал это и находит это красивым, уже не помочь». [ 10 ] Иоганнес Брамс, по общему мнению, заснул, когда Лист исполнял произведение в 1853 году. [ 11 ] а также подвергся критике со стороны пианиста и композитора Антона Рубинштейна . [ нужна ссылка ] Однако Соната вызвала энтузиазм у Рихарда Вагнера после частного исполнения пьесы Карла Клиндворта 5 апреля 1855 года. [ 12 ] Отто Гумпрехт из немецкой газеты Nationalzeitung назвал это «приглашением к шипению и топанию». [ 4 ] Сонате потребовалось много времени, чтобы стать обычным явлением в концертном репертуаре из-за ее технической сложности и первоначального негативного восприятия из-за ее статуса «новой» музыки. Однако к началу двадцатого века это произведение стало вершиной репертуара Листа и с тех пор широко исполняется и широко анализируется. [ 13 ]
Музыка
[ редактировать ]Ни одно другое произведение Листа не привлекло такого внимания ученых, как Соната си минор. Оно спровоцировало появление широкого спектра теорий, расходящихся со мнениями тех его поклонников, которые чувствуют себя обязанными искать скрытые смыслы. Возможности включают в себя:
- Соната представляет собой музыкальный портрет легенды о Фаусте, в котором темы «Фауст», «Гретхен» и «Мефистофель» символизируют главных героев. [ 14 ]
- Соната автобиографична; его музыкальные контрасты проистекают из конфликтов внутри личности Листа. [ 15 ] [ цитата не найдена ]
- Соната о божественном и дьявольском; он основан на Библии и « Джона Мильтона » Потерянном рае . [ 16 ]
- Соната — это аллегория, действие которой происходит в Эдемском саду ; он посвящен грехопадению человека и содержит темы «Бога», «Люцифера», «Змея», «Адама» и «Евы». [ 17 ] [ цитата не найдена ]
- В Сонате нет программных аллюзий; это кусок «выразительной формы», не имеющий никакого смысла, кроме самого себя. [ 18 ] [ цитата не найдена ]
Уокер утверждает, что тихий финал «Сонаты» был запоздалой мыслью; оригинальная рукопись содержит перечеркнутый завершающий раздел, который вместо этого завершил бы работу громким росчерком. [ 19 ]
Анализ
[ редактировать ]Соната разворачивается примерно через 30 минут непрерывной музыки. Хотя его отдельные части объединены в одно, все произведение заключено в единую сонатную форму — экспозицию, развитие и перепросмотр. Лист эффективно сочинил сонату внутри сонаты, что является частью уникальности произведения, и он экономно относился к своему тематическому материалу. На первой странице содержатся три мотивационные идеи, которые составляют основу почти всего последующего, причем идеи постоянно трансформируются.
Некоторые анализы показывают, что Соната состоит из четырех частей. [ 20 ] [ цитата не найдена ] хотя между ними нет пропасти. На четыре части наложена большая структура сонатной формы, хотя точное начало и окончание традиционных разделов развития и перепросмотра уже давно является предметом споров. Другие утверждают, что это трехчастная форма. [ 21 ] одноходовая конструкция, [ 18 ] [ цитата не найдена ] и вращающееся трехчастное произведение с двойной экспозицией и перепросмотром. [ 22 ]
Первая тема представляет собой нисходящую гамму, отмеченную вполголоса ; полный зловещего подтекста. Он вновь появляется в решающих моментах структуры произведения. Это немедленно приводит к резкому, мощному мотиву в октавах. За этим быстро следует стук маркато в левой руке. Диалог следует с нарастающей энергией, пока не достигает благородного материала Grandioso ре мажор. Лист позднее преобразует мотив «маркато» в лирическую мелодию. Медленная часть, Анданте состенуто , является центральной частью Сонаты. Эта полноценная часть в сложной тройной форме включает в себя в быстрой последовательности ряд тем, услышанных ранее в Сонате, в проявлении тематической экономии. Заключительная часть перепросмотра начинается с мощного фугато, владеющего контрапунктическими навыками, что приводит к сжатому возврату вступительного материала. Задействуя все интеллектуальные ресурсы и полностью используя технический арсенал пианиста, именно на этом этапе концентрация исполнителя может ослабнуть. Каждый из разделов представляет собой примеры классических форм, а это означает, что это произведение является одним из первых примеров Форма с двойной функцией - музыкальное произведение, в котором одновременно звучат две классические формы; один содержит другие. Уже в 1851 году Лист экспериментировал с непрограммной формой «четыре части в одной» в расширенном произведении для фортепиано соло под названием Grosses Concert-Solo . Это произведение, которое в 1865 году было опубликовано в версии для двух фортепиано под названием Concerto pathétique , демонстрирует тематическую связь как с Сонатой, так и с более поздней Симфонией Фауста . [ 23 ]
Известные выступления
[ редактировать ]Соната – эталон фортепианного репертуара. Записи включают выступления Николаса Ангелича , Марты Аргерих , Клаудио Аррау , Эмануэля Акса , Хорхе Боле , Хатии Буниатишвили , Леона Флейшера , , Эмиля Гилельса Элен Гримо Владимира Горовица , Пола Льюиса , Маурицио Свиллини , Поллато Ривер , Артура , Ван Штейна , Юнди Ли , Даниил Трифонов , Тамаш Васари , Юджа Ванг , Андре Уоттс , Кристиан Цимерман , Бенджамин Гросвенор , Сон-Джин Чо и Игорь Левит .
Распоряжения
[ редактировать ]Камиль Сен-Санс , близкий друг Листа, сделал аранжировку Сонаты для двух фортепиано в 1914 году, но при его жизни она так и не была опубликована из-за проблем с правами. Впервые он был опубликован в 2004 году издательством Édition Durand в Париже под редакцией Сабрины Теллер Ратнер. Согласно письму Сен-Санса Жаку Дюрану от 23 августа 1914 года, аранжировка для двух фортепиано была чем-то, о чем Лист объявил, но так и не осознал. [ 24 ]
Лео Вайнер сделал оркестровую аранжировку Сонаты в 1955 году. Аранжировка не публиковалась и существует только в рукописной форме. Он был записан в 2006 году оркестром Высшей школы музыки имени Ференца Листа в Веймаре под управлением Николаса Паске . [ 25 ] и в 2009 году Северо-Венгерским симфоническим оркестром под управлением Ласло Ковача для лейбла Hungaroton (HCD 32634).
Хайнц Рёмхельд оркестровал Сонату, которую можно услышать в некоторых фильмах 1930-х годов, в том числе «Черная кошка» (1934) с Борисом Карлоффом и Белой Лугоши в главных ролях , «Ворон» (1935), а также в сериалах «Флэш Гордон» (1936) (главы 6–13). , «Лондонский оборотень» (1936) и «Марс атакует мир» (1938). [ нужна ссылка ]
Оркестровая версия лирических частей Сонаты появляется в голливудском фильме 1960 года о жизни Листа под названием «Песня без конца» .
есть оркестрованная версия сонаты В фильме 1952 года «Ганс Христиан Андерсен» в главной роли с Дэнни Кэем , где балетная сцена « Русалочки » танцуется ближе к концу фильма.
Фредерик Эштон использовал Сонату для своего балета 1963 года «Маргарита и Арман» , созданного для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуриева по мотивам « Дамы с камелиями » Александра Дюма-сына . В оригинальных исполнениях использовалась оркестровая транскрипция Сонаты Хамфри Сирла . [ 26 ] В 1968 году Королевский балет заказал новую аранжировку Гордона Джейкоба . [ 27 ]
Органная транскрипция Сонаты была сделана в 1984 году Бернхардом Хаасом . [ 28 ] Существуют и другие транскрипции органа, в том числе Натана Лаубе.
Существует также транскрипция Сонаты для виолончели соло, сделанная виолончелистом Иоганном Себастьяном Паетчем в 2013 году. Она была опубликована Hofmeister Musikverlag в Лейпциге. [ 29 ]
Аранжировка для струнного квартета была сделана в 2021 году Луи Заутером . Он доступен на странице Соната для фортепиано си минор : партитуры Международного проекта библиотеки музыкальных партитур .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уокер (1989), с. 150
- ^ Джерард Картер, Мартин Адлер: Монографии Сонаты Листа для фортепиано. Соната-предшественница Ференца Листа 1849 года: пробное прохождение в ближайшем окружении Мастера. Wensleydale Press, Сидней, 2011 г., ISBN 978-3-8442-0842-9 .
- ^ Мария Экхардт, предисловие к Сонате для фортепиано си минор. Факсимиле рукописи . Хенле, Мюнхен, исправленное издание 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уокер, Алан и др. «Лист, Франц». Оксфордская музыка онлайн; Grove Music Online (требуется подписка)
- ^ Уокер (1989), с. 156
- ^ Уокер (1989), стр. 156–57.
- ^ Гамильтон (1996), с. 58
- ^ Уокер (1989), с. 157
- ^ Уокер (1989), с. 413
- ^ Гамильтон (1996), с. ix (предисловие)
- ^ Уокер (1989), с. 229
- ^ Лист, Франц, §17: Соната для фортепиано си минор в Oxford Music Online (требуется подписка)
- ^ Уокер, Алан. «Лист, Франц, §17: Соната для фортепиано си минор» . Grove Music Online (доступ только для подписчиков) . Издательство Оксфордского университета . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Там (1981); Уайтлоу (2017)
- ^ Раабе (1931)
- ^ Саксонский (1984)
- ^ Меррик (1987)
- ^ Перейти обратно: а б Винкльхофер (1980)
- ^ Алан Уокер , Ференц Лист: Веймарские годы, 1848–1861 , Итака: Издательство Корнельского университета, 1989, стр. 156. Это середина обширного анализа сонаты, стр. 149–57.)
- ^ Ньюман (1972)
- ^ Лонгйир (1973)
- ^ Уайтлоу (2017)
- ^ Уайтлоу, Брайан (2017). Соната для фортепиано си минор Ференца Листа: контекст, анализ и герменевтика . Белфаст: Королевский университет Белфаста.
- ^ Париж: Издание Durand, 2004. Табличка D.& F.15316.
«Я также хочу сделать аранжировку Сонаты Листа для двух фортепиано, аранжировку, анонсированную, но никогда не сделанную автором».
- ^ Кёльн: Ави-Сервис, 2008. LC 15080 (буклет)
- ^ Нуреев: Маргарита и Арман
- ^ «Маргарита и Арман» , база данных выступлений Королевского оперного театра. Проверено 16 января 2021 г.
- ^ Слушай, метка №. Слушай 20.009
- ^ Лейпциг: Фридрих Хофмейстер Верлаг, FH 2487, Соната си минор, 2014, (редактор/аранжировщик - Иоганн Себастьян Паетш), ISMN: 9790203424871
Источники
[ редактировать ]- Лонгйир, Р.М. «Соната си минор Листа: прецеденты для структурного анализа». Музыкальное обозрение , 34, вып. 3–4 (август – ноябрь 1973 г.): 198–209.
- Лонгйир, Р.М. «Текст Сонаты для фортепиано си минор Листа». Музыкальный ежеквартальный журнал , Vol. 60, № 3 (июль 1974 г.), стр. 435–50.
- Отт, Бертран. «Интерпретация сонаты си минор Листа». JALS: Журнал Американского общества Листа, 10 (декабрь 1981 г.): 30–38.
- Саффл, Майкл. «Соната Листа си минор: еще один взгляд на вопрос о «двойной функции». JALS: Журнал Американского общества Листа, 11 (июнь 1982 г.): 28–39.
- Сас, Тибор. «Символы божественного и дьявольского Листа: их раскрытие программы в сонате си минор». Журнал Американского общества Листа, 15 (1984): 39–95.
- Арнольд, Бен. «Речитатив в сольной фортепианной музыке Листа». JALS: Журнал Американского общества Листа, 24 (июль – декабрь 1988 г.): 3–22.
- Гамильтон, Кеннет. «Лист: Соната си минор». Издательство Кембриджского университета, 1996.
- Уайтлоу, Брайан А. «Соната для фортепиано си минор Ференца Листа: контекст, анализ и герменевтика». Белфаст: Королевский университет Белфаста, 2017.
- Уайтлоу, Брайан А. «Рассказы сонаты Ференца Листа: крупномасштабные формы при Веймарском дворе». Белфаст: Королевский университет Белфаста, 2021.
- Таннер, Марк. «Сила перформанса как альтернативный аналитический дискурс: Соната Листа си минор». Музыка XIX века, 24, вып. 2 (осень 2000 г.): 173–192.
- Браун, Дэвид. «Возвращение к Сонате си минор: расшифровка Листа». Музыкальные Таймс, Том. 144, № 1882 (весна 2003 г.), стр. 6–15.
- Уокер, Алан. «Фенц Лист: Веймарские годы, 1848–1861». Итака: Издательство Корнельского университета, 1989. ISBN 978-0801497216