Гордон Джейкоб
Гордон Джейкоб | |
---|---|
Имя при рождении | Гордон Персиваль Септимус Джейкоб |
Рожденный | Лондон, Англия | 5 июля 1895 г.
Умер | 8 июня 1984 г. Саффрон Уолден , Англия | ( 88 лет
Жанры | Оркестр, духовой оркестр, классика |
Род занятий | Композитор |
Инструмент | Фортепиано |
Гордон Персиваль Септимус Джейкоб CBE (5 июля 1895 — 8 июня 1984) — английский композитор и педагог. Он был профессором Королевского музыкального колледжа в Лондоне с 1924 года до выхода на пенсию в 1966 году и опубликовал четыре книги и множество статей о музыке. Как композитор он был плодовитым: список его произведений насчитывает более 700 произведений, в основном сочинения его собственного характера, но существенное меньшинство оркестровок и аранжировок произведений других композиторов. Те, чью музыку он оркестровал, варьируются от Уильяма Берда до Эдварда Элгара и Ноэля Кауарда .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Джейкоб родился в Аппер-Норвуде , Лондон, седьмой сын и младший из десяти детей Стивена Джейкоба и его жены Клары Лоры, урожденной Форлонг. Стивен Джейкоб, чиновник индийской государственной службы, базирующийся в Калькутте, умер, когда Гордону было три года. [ 1 ] Одним из его старших братьев был Арчибальд Джейкоб , хоровой композитор, аранжировщик и автор книги «Музыкальный почерк» (ОУП, 1937). [ 2 ]
Джейкоб получил образование в Далвич-колледже и был зачислен в Королевский полк (Западный Суррей) в начале Первой мировой войны. [ 3 ] [ 4 ] Он был взят в плен в 1917 году, будучи одним из 60 выживших из батальона численностью 800 человек. [ 5 ] В лагере он изучил в лагерной библиотеке учебник гармонии и начал сочинять. Он писал для оркестра своих сокамерников с разными инструментами. После войны он изучал журналистику, прежде чем заняться музыкой. Он прошел заочное обучение, получил диплом ARCM и в 1920 году был принят студентом дневного отделения Королевского музыкального колледжа (RCM). Там он был учеником Чарльза Вильерса Стэнфорда и Ральфа Воана Уильямса (композиция), Герберта. Хауэллса (теория музыки) и Адриана Боулта (дирижирование), у которых он научился «экономности и решительности» своей техники подиума. [ 1 ] [ 6 ]
По окончании студенческого курса в 1924 году Гордон стал преподавателем музыки, некоторое время в колледжах Биркбека и Морли , а затем в RCM, где он оставался до выхода на пенсию в 1966 году. [ 7 ] Он был профессором теории музыки, композиции и оркестровки. [ 3 ] Среди его студентов в RCM были Малкольм Арнольд , Рут Гиппс , Имоджен Холст , Сирил Смит , Филип Кэннон , Памела Харрисон , Джозеф Горовиц , Бернард Стивенс и Джон Уоррак . [ 4 ]
Помимо преподавательской деятельности, он был постоянным экзаменатором Ассоциированного совета Королевских музыкальных школ, а с 1947 по 1957 год был редактором журнала Penguin Musical Scores. [ 3 ] Он опубликовал статьи в музыкальных журналах и в «Словаре музыки и музыкантов» Гроува , а также написал четыре книги: «Оркестровая техника, пособие для студентов» (1931); Как читать партитуру (1944); Композитор и его искусство (1955); и «Элементы оркестровки» (1962). [ 3 ]
В 1959 году телевизионный документальный фильм BBC о Джейкобе был снят Кеном Расселом ; В последующие годы, под руководством музыкального руководителя Уильяма Глока , BBC стала восприниматься как все более враждебная по отношению к ныне живущим композиторам, писавшим тональную музыку. Всегда отрицалось, что у Глока был черный список, [ 8 ] но музыка неавангардных композиторов, в том числе Эдмунда Руббры , Арнольда Бакса , Джона Айрленда и даже Уильяма Уолтона , явно не пользовалась популярностью у BBC в 1960-е годы. [ 9 ] К этому десятилетию большая часть дохода композитора приходилась на гонорары за трансляции, и, как и другие представители его поколения, Джейкоб страдал от нежелания BBC воспроизводить его музыку. Ему повезло: он имел постоянный поток заказов из США, где его музыка пользовалась популярностью среди университетских духовых оркестров . [ 1 ] Он никогда не оставлял композиторскую деятельность и продолжал писать незадолго до своей смерти. [ 10 ]
Джейкоб был дважды женат, первый раз в 1924 году на Сидни Грей, старшей дочери преподобного Артура Грея из Ипсвича. Она умерла в 1958 году, а в следующем году он женился на Маргарет Сидни Ханне Грей, племяннице своей первой жены. От второго брака были сын и дочь. [ 3 ]
Джейкоб умер в своем доме в Саффрон-Уолдене , Эссекс, в 1984 году в возрасте 88 лет. [ 1 ]
Награды и почести
[ редактировать ]Будучи студентом RCM, Джейкоб выиграл премию Артура Салливана за композицию. Он был удостоен докторской степени (DMus) Лондонского университета в 1935 году и стипендии Джона Колларда от Worshipful Company of Musicians в 1943 году. Он был избран членом Королевского музыкального колледжа в 1946 году и стал почетным членом Королевского музыкального колледжа. В следующем году член Королевской музыкальной академии. В 1968 году он был назначен CBE . [ 3 ]
Музыка
[ редактировать ]Композиции
[ редактировать ]Джейкоб был плодовитым композитором. Гроув перечисляет 16 его концертов для самых разных сольных инструментов, включая тромбон и литавры. На веб-сайте, посвященном Джейкобу, перечислено более 700 оригинальных композиций или аранжировок существующей музыки. [ 11 ] Его биограф (и бывший ученик) Эрик Уэзерелл пишет, что как композитор на Якоба больше повлияли французские и русские примеры начала 20-го века, чем немецкая традиция. Уэтерелл пишет о «ясности структуры и инструментального письма Джейкоба, которая показывает острое понимание возможностей и ограничений каждого инструмента». [ 4 ] В обзоре концерта его музыки, данного в 1939 году, газета «Таймс» написала: «В качестве общего описания к творчеству Джейкоба можно справедливо применить фразу «Хорошо, но немного суховато». [ 12 ]
В 1920-х и 1930-х годах Джейкоб сочинял музыку для хоровых обществ и школьных хоров, что приносило стабильный доход в перерывах между более амбициозными сочинениями. Из своих произведений 1920-х годов Уэзерелл выделяет концерт для альта (1926), последовавший за ним фортепианный концерт (1927) и Первую симфонию (1929), посвященную памяти любимого брата Якоба, погибшего в Первой мировой войне. Крупномасштабные произведения 1930-х годов включают концерт для гобоя Леона Гуссенса (1935) и «Вариации на оригинальную тему» (1937).
В 1930-х годах Джейкоб вместе с несколькими другими молодыми композиторами писал для балетной труппы Сэдлера Уэллса (ныне Королевский балет ). Его единственный оригинальный балет (кроме студенческой работы «Еврей в кустах» (1928)), [ 13 ] был «Дядя Ремус» (1934), написанный для них. Во время Второй мировой войны Джейкоб написал музыку к нескольким пропагандистским фильмам, а после войны написал музыку к художественному фильму «Эстер Уотерс» (1948). [ 14 ] Более личный взгляд на войну очевиден в строгой Симфонии для струнных (1943), написанной для оркестра Бойда Нила . [ 15 ]
Премьера Второй симфонии Джейкоба состоялась 1 мая 1946 года на студии BBC. [ 16 ] один рецензент назвал его «возможно, самым вдохновляющим произведением, которое когда-либо исходило от этого композитора». Рецензент отметил интенсивность чувств произведения, начиная от романтического волнения в первой части, остроты и ярости в двух средних частях и заканчивая настроением героизма в финальной пассакалье . [ 17 ] В 1951 году, в год Британского фестиваля , появились четыре новых произведения : «Музыка для фестиваля» (для духовых и военных оркестров), концерты для флейты и валторны и кантата «Доброе наследие» . [ 10 ]
Среди оригинальных композиций последних лет Джейкоба была музыка к театрализованной адаптации библейской Книги Иова , впервые исполненная на Фестивале искусств Саффрон Уолден, а затем транслировавшаяся BBC. [ 18 ]
Распоряжения
[ редактировать ]Первый крупный успех Джейкоба был написан еще в студенческие годы: Сюита Уильяма Берда для оркестра по мотивам « Книги Фицуильяма Вирджинала» . Боулт дирижировал первым выступлением в феврале 1923 года. The Times назвала его «блестящей адаптацией» и выразила надежду, что его услышат снова. [ 19 ] Музыкальный критик The Times в 1932 году заметил, что было «что-то волшебное» в том, как аранжировки Джейкоба преобразовали оригинальную музыку в партитуры, что могло заставить слушателя думать, что новая версия - это то, что действительно задумал композитор. [ 20 ]
Большинство балетных партитур Якоба представляли собой аранжировки существующих произведений, таких как «Сильфиды» (1932, с использованием музыки Шопена ), «Карнавал» (1932, Шуман ), «Явления» (1936, Лист ) и «Мамзель Анго» (1947, Лекок ). В 1958 году Ноэль Кауард сочинил одноактное произведение « Лондонское утро» для Лондонского фестивального балета , которое оркестровал Джейкоб. В 1968 году Джейкоб заново оркестровал партитуру Фредерика Эштона балета «Маргарита и Арман» , заменив предыдущую оркестровку Хамфри Сирла на музыку Листа. [ 21 ]
Во время Второй мировой войны Джейкоб был одним из нескольких композиторов, сделавших аранжировки популярных мелодий для BBC комедийного шоу ITMA . Вскоре после войны, по рекомендации Боулта, музыкальное издательство поручило Джейкобу оркестровать Органную сонату Элгара (1946). После единственного выступления в 1947 году эта версия оставалась неигранной до 1988 года, когда Королевский филармонический оркестр Ливерпуля под управлением Вернона Хэндли записал ее на компакт-диск. Рассматривая запись, Эдвард Гринфилд заметил, что название оркестрованной версии «Симфония № 0 Элгара» вполне оправдано. [ 22 ]
под громкие фанфары Джейкоба Аранжировка государственного гимна использовалась на коронации королевы Елизаветы II в 1953 году, на ее похоронах в 2022 году и снова в 2023 году на коронации Карла III и Камиллы . [ 23 ] [ 10 ] [ 24 ]
Записи
[ редактировать ]Дискография на веб-сайте Гордона Джейкоба насчитывает более восьмидесяти записей его произведений, некоторые из которых представляют собой аранжировки музыки других композиторов, таких как Органная соната Элгара и Сюита английских народных песен Воана Уильямса , но в основном это оригинальные произведения Джейкоба. В их число входят: оркестровые произведения, такие как Первая и Вторая симфонии, Маленькая симфония и «Севильский цирюльник идет к дьяволу» ; два концерта для альта, а также концертные произведения для фагота, кларнета, флейты, валторны, фортепиано (два концерта), гобоя, тромбона и трубы; и камерные произведения для множества различных комбинаций инструментов. [ 25 ]
Неполный список работ
[ редактировать ]- Сюита Уильяма Берда (сочинена в 1922 г., опубликована в 1924 г.)
- Концерт для альта с оркестром (1925)
- Концерт для фортепиано и струнных (1927)
- Оригинальная сюита для военного оркестра (1928)
- Струнный квартет № 1 (1928)
- Симфония № 1 (1928–9).
- Вариации на тему Перселла (1930), струнный оркестр
- Пассакалия на известную тему (Апельсины и лимоны) (1931)
- Струнный квартет № 2 (1931)
- Концерт для гобоя и струнных (1933)
- Дядя Ремус (1934), балет
- Вариации на оригинальную тему (1936);
- Сюита № 1 фа мажор (1939)
- Кларнетовый квинтет (1940)
- Симфония для струнных (1943)
- Симфония № 2 (1945)
- Сонатина для кларнета (или альта) и фортепиано (1946)
- Концерт для фагота, струнных и ударных (1947)
- Сюита № 2 (1948–9);
- Сюита № 3 (1949)
- Фантазия на тему гимна Аллилуия (1949)
- Серенада (1950), октет деревянных духовых инструментов
- Рассказ монахини-священника (1951), хор и оркестр
- Музыка для фестиваля (1951), концертный ансамбль
- Концерт для валторны и струнных (1951)
- Концерт для флейты и струнных (1952)
- Скерцо для двух труб, валторны и тромбона (1952)
- Секстет для фортепиано и духовых инструментов «Памяти Обри Брэйна ».
- Концерт для скрипки и струнных (1954)
- Концерт для виолончели и струнных (1955)
- Прелюдия и Токката (1955), оркестр
- Концерт для тромбона с оркестром (1955)
- Фортепианное трио (1956)
- Дивертисмент для губной гармошки и струнного квартета (1956)
- Концерт для гобоя № 2 (1956)
- Фортепианный концерт № 2 (1957)
- Пять пьес (в форме сюиты) для губной гармоники и фортепиано (1957)
- Старое вино в новых бутылках (1958), Для духового ансамбля: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы
- Прелюдия, медитация и фанфары (1958), орган
- Крысолов , 2 пьесы без аккомпанемента для флейты/пикколо соло: «Заклинание» (флейта соло) и «Марш к реке Везер» (соло пикколо) (1958)
- Увертюра Fun Fare (1960)
- «Севильский цирюльник идет к дьяволу» ), полный оркестр ( бурлеск на увертюру Россини ( 1960 к «Севильскому цирюльнику »)
- Увертюра для струнных (1964)
- Дивертисмент (1968), 8 духовых инструментов
- Сюита для фагота и струнного квартета (1968) для Уильяма Уотерхауса
- Сюита для четырех тромбонов (1968)
- Концерт для фортепианного дуэта (в 3 руки) и оркестра (1969)
- Йоркский симфонический оркестр (1970), для духового оркестра
- Концерт для оркестра (1970), концертный ансамбль
- Партита для фагота (1970) для Уильяма Уотерхауса
- Интродукция и Рондо (1972), хор кларнетов
- Сюита для тубы и струнных (1972)
- Вариации на дорийскую тему (1972)
- Пять пьес для кларнета (без аккомпанемента) (1973)
- Суонси Таун , вариации для духового ансамбля (1973)
- Фантазия для эуфониума и духового оркестра (1974)
- Двойной концерт для кларнета и трубы (1975)
- Сюита для 8 альтов (1975), премьера состоялась в 1976 году, в честь Лайонела Тертиса . 100-летия
- Pro Corda Suite (1977), струнный квартет и струнный оркестр
- Концертино для тромбона и духового оркестра (1977)
- Симфония AD 78 (1978), концертный оркестр
- Фантазия на тему английской народной песни (Умчавшись утюгом) (опубликовано около 1984 г.), концертный ансамбль
- Соната для альта и фортепиано (1978)
- Камеи для бас-тромбона (1978)
- Соната для тромбона и фортепиано (1979)
- Концерт для альта № 2 (1979) ( [2] )
- Мини-концерт для кларнета и струнного оркестра (1980), посвященный Тее Кинг и впервые исполненный ею.
- Фанфары, Паван и Фугетта для альтовых, теноровых и бас-тромбонов (1980)
- Тромбон-октет (1981)
- Серенада для виолончели (опубликовано в 1984 году) по заказу Росса Попла , при финансовой поддержке Ассоциации восточных искусств.
- Концерт для литавр и духового оркестра (1984)
- Денби-сюита для струнного оркестра (или струнного квартета) (1929) для школы Хауэлла, Денби
- Концертино для кларнета (в переложении из двух скрипичных сонат Джузеппе Тартини )
- Два мадригала для хора тромбонов (рукопись)
Книги
[ редактировать ]- Оркестровая техника (1931)
- Как читать партитуру (1944)
- Композитор и его искусство (1955)
- Элементы оркестровки (1962)
См. также
[ редактировать ]- Гордон Джейкоб , короткометражный британский биографический фильм Кена Рассела 1959 года о Гордоне Джейкобе.
Ссылки и источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Уэзерелл, Эрик. «Джейкоб, Гордон Персиваль Септимус (1895–1984), композитор» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004. Получено 30 октября 2018 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Мэтью Уильям Фэй. Гордон Джейкоб: Предыстория и исследование его работ для Wind Octet , диссертация Университета штата Флорида (2010)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Джейкоб, Гордон (Персиваль Септимус)» , Кто есть кто и кто был кем , Oxford University Press, 2007. Проверено 2 ноября 2018 г. (требуется подписка)
- ^ Перейти обратно: а б с Уэтерелл, Эрик. «Джейкоб, Гордон» , Grove Music Online, Oxford University Press, 2001. Проверено 2 ноября 2018 г. (требуется подписка)
- ^ Фаркас, Рут (веб-мастер) [1] «Биографическое резюме»
- ^ «Прогулочные концерты», The Times , 25 сентября 1926 г., стр. 12
- ^ «Гордон Джейкоб» , Бузи и Хоукс. Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ Морли, Кристофер. «Маккейб в разговоре» , Music and Vision, 1999. Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ Кеннеди, с. 200
- ^ Перейти обратно: а б с Ограм, Джефф. «Гордон Джейкоб (1895–1984) », Music Web. Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «Работы» , Гордон Джейкоб. Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «Концерты выходного дня», The Times , 6 февраля 1939 г., стр. 8
- ^ «Королевский музыкальный колледж», The Times , 13 марта 1928 г., стр. 14
- ^ «Гордон Джейкоб» , Британский институт кино. Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «Британская музыка для струнных, том 1», CPO 555 382-2 (2020), рецензия MusicWeb International
- ^ Уэзерелл, Эрик. Примечания к компакт-диску Lyrita LYO315 (2007)
- ↑ Доктор Гордон Джейкоб: Вторая симфония», The Times , 1 июля 1948 г., стр. 6
- ^ «Гордон Джейкоб» , Геном BBC. Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ «Концерты выходного дня», The Times , 19 февраля 1923 г., стр. 7
- ^ «Аранжировка для оркестра», The Times , 30 января 1932 г., стр. 8
- ^ «Маргарита и Арман» , база данных выступлений Королевского оперного театра. Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ Гринфилд, Эдвард. «Потерянная симфония Элгара», The Guardian , 12 октября 1989 г., стр. 31
- ^ «Орден службы на государственных похоронах Ее Величества Королевы» . royal.uk . 18 сентября 2022 года. Архивировано из оригинала 27 августа 2023 года . Проверено 27 августа 2023 г.
- ^ «Коронационный порядок службы в полном объеме» . Новости Би-би-си . 5 мая 2023 г. Проверено 6 мая 2023 г.
- ^ «Записи» , Гордон Джейкоб. Проверено 2 ноября 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Кеннеди, Майкл (1989). Портрет Уолтона . Оксфорд: ОУП. ISBN 978-0-90-521084-1 .
- Уэзерелл, Эрик (1995). Гордон Джейкоб: столетняя биография . Лондон: Издательство Темзы. ISBN 978-0-19-816705-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт: gordonjacob.net.
- Гордон Джейкоб, британский композитор из Wayback Machine (архивировано 26 октября 2009 г.)
- Колыбельная песенка из пяти пьес (в форме сюиты) для губной гармошки и фортепиано
- Гордон Джейкоб на IMDb
- 1895 рождений
- 1984 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Английские композиторы XX века
- Английские музыканты-мужчины 20-го века
- Академики Королевского музыкального колледжа
- Выпускники Королевского музыкального колледжа
- Композиторы духового оркестра
- Персонал британской армии Первой мировой войны
- Британские военнопленные времен Первой мировой войны
- Кавалеры Ордена Британской Империи
- Композиторы из Лондона
- Концертная группа композиторов
- Английские композиторы-классики
- Английские композиторы легкой музыки
- Английские композиторы-классики мужского пола
- Стипендиаты Королевского музыкального колледжа
- Люди, получившие образование в Далвичском колледже
- Ученики Чарльза Вильерса Стэнфорда
- Военнопленные Первой мировой войны, удерживаемые Германией