Бернард Стивенс
Бернард (Джордж) Стивенс (2 марта 1916 г. - 6 января 1983 г.) был британским композитором, который впервые стал известен широкой публике, когда в послевоенном 1946 году выиграл газетный приз за сочинение за «Симфонию Победы». Более широкого успеха не было. выдержал, но Стивенс впоследствии стал уважаемым композитором и преподавателем в Королевском музыкальном колледже , используя традиционные формы для своих композиций, одновременно расширяя свой по сути тонально-гармонический язык в сторону сериализм. [ 1 ]
Жизнь
[ редактировать ]Стивенс родился в Стэмфорд-Хилле в Лондоне, вырос в Эссексе и получил свое первое музыкальное образование в средней школе Саутенда , где его учителем был Артур Хатчингс . [ 2 ] Он начал уроки игры на фортепиано в возрасте восьми лет. Пианист и специалист по Баху Гарольд Сэмюэл услышал его игру и поддержал его. Он продолжал изучать английский язык и музыку в колледже Святого Иоанна в Кембридже у Э. Дж. Дента и Сирила Рутэма , затем в Королевском музыкальном колледже у Р. О. Морриса (композиция) и Гордона Джейкоба (оркестровка) с 1937 по 1940 год. В колледже Артур Бенджамин научил его игре на фортепиано и дирижированию Константа Ламберта . [ 3 ]
Призванный на военную службу в 1940 году, он был отклонен для участия в боевых действиях из-за плохого зрения, поэтому служил в Корпусе заработной платы Королевской армии . Там он сочинил свое фортепианное трио и сонату для скрипки, соч. 1, написанная для его жены Берты, учительницы игры на скрипке, на которой он женился в 1941 году. Соната привлекла внимание Макса Росталя , который заказал Концерт для скрипки, который Стивенс также написал во время службы в армии. [ 2 ] В 1946 году его Первая симфония, озаглавленная «Симфония освобождения» , получила первый приз на конкурсе, спонсируемом газетой Daily Express , на «Симфонию Победы», посвященную окончанию войны громкой премьерой в Королевском Альберт-Холле . Судьями соревнований были Артур Блисс , Констант Ламберт и Малкольм Сарджент . Симфония была посвящена памяти его друга, художника и поэта Клайва Брэнсона , погибшего в бою в 1944 году. [ 4 ]
Успех симфонии привел к некоторым прибыльным работам по написанию музыки к фильмам в конце 1940-х годов, но после написания трех партитур Стивенс решил не продолжать писать музыку для фильмов. [ 5 ] В 1948 году он был назначен профессором композиции в Королевском музыкальном колледже, а с 1967 года эту должность он совмещал с профессорской должностью в Лондонском университете . В качестве экзаменатора он много путешествовал, особенно по Восточной Европе. Среди его учеников были Кейт Берштейн , Стивен Доджсон , Майкл Финнисси , Эрика Фокс , Малкольм Липкин , Карло Мартелли и Джон Уайт .
Стивенс был интеллектуально и эмоционально привержен левым и общался с другими социалистическими художниками и писателями, такими как его друзья Алан Буш , Мэри и Джеральдин Пеппин , Рэндалл Свинглер и Монтегю Слейтер , и был активным членом Рабочей музыкальной ассоциации. [ 6 ] В 1955 году в спорном деле о клевете, возбужденном Эдвардом Кларком против Бенджамина Франкеля (включающем обвинение в том, что Франкель растратил средства ISCM участвовали Бернард Стивенс и Кристиан Дарнтон ), в качестве свидетелей . Франкель обвинил их во лжи по указанию Коммунистической партии . [ 7 ] Это оказало на Стивенса разрушительное воздействие. Год спустя он вышел из партии, также в знак протеста против подавления Советским Союзом венгерского восстания 1956 года. Тем не менее он оставался приверженцем марксистских принципов.
Стивенс жил по адресу Паркхилл-Роуд, 71, Белсайз-Парк После войны , в доме, который он купил у Макса Ростала. В поисках более спокойной обстановки, где он мог бы сочинять музыку, он переехал в 1951 году в деревню в Эссексе, где его адрес был Фордж, Грейт-Мейплстед . Его музыкальная комната находилась в переоборудованной кузнице рядом с домом. В конце 1960-х годов он и Берта приобрели небольшой участок земли недалеко от Маона на острове Менорка и построили там виллу для отдыха, где в течение следующего десятилетия проводили много лет. Его последняя работа, Концерт для двух фортепиано (написанный для Изобель Бейер и Харви Дагула), была написана на вилле. Стивенс умер в январе 1983 года после того, как шесть лет назад у него диагностировали рак. У него остались жена Берта и дочь Кэтрин Стивенс (1952 г.р.), альтистка. [ 5 ]
Музыка
[ редактировать ]Под влиянием таких композиторов, как Эрнест Блох , Ферруччо Бузони , Шостакович , Алан Буш и Эдмунд Руббра , Стивенс также использовал фантазийные элементы формы, которые он взял у елизаветинцев Дауленда и Фарнеби . Он часто сочинял сильно сжатые произведения, такие как Соната для скрипки Opus 1 и более поздняя Соната для фортепиано, включающие три отдельные части в одном непрерывном промежутке. [ 8 ] Симфония № 1 (1945), крик об «Освобождении» после нацизма, могла показаться жестовой из-за более свободной структуры и программных элементов и не является типичной. Несмотря на это, он «полностью избегает риторики и помпезности многих других произведений «Победы». [ 9 ] его «Фугальной увертюры» Премьера состоялась на BBC Proms в 1948 году под управлением Малкольма Сарджента. [ 10 ]
В последующих произведениях, более обращенных внутрь себя, используется по существу диатонический, но все более индивидуальный гармонический язык. Примером может служить Концерт для виолончели с виолончелью 1952 года, написанный для Уильяма Плита , с его мрачной и выразительной центральной чаконой. [ 9 ] Более поздние произведения привлекли меньше внимания публики, но были высоко оценены музыкантами. [ 11 ] Стивенс начал исследовать очень личное применение 12-нотного сериализма. Лучше всего это иллюстрируют три ключевых произведения: Струнный квартет № 2 (1962), Симфония № 2 (1964) и Вариации для оркестра (1964). В этих работах все последующее заимствовано из вступительных материалов, и (как Малкольм Макдональд указал ) используемые 12 серий нот используются в контексте тонализма «для обеспечения трезвучий, гамма-сегментов, ведущих нот и других элементов тонального словаря». ". [ 1 ] О струнном квартете № 2 Макдональд говорит:
Язык Второго квартета не является ни неоэкспрессионистским, ни сериалистическим; скорее, он использует жестокую логику Шенберга, чтобы создать впечатление плавно разворачивающейся тональной песни, которая, создавая свой собственный запоминающийся, индивидуальный звуковой мир, привлекает слушателя своей эмоциональной силой. [ 12 ]
К концу своей жизни Стивенс исследовал новые методы тональной организации, включающие соответствие с « И Цзин» , что проявилось в его последнем произведении камерной музыки «Осенняя последовательность » (1980) для гитары и клавесина. [ 13 ] В последние годы было записано большинство его основных оркестровых, камерных и фортепианных произведений.
Список работ
[ редактировать ]Оркестровый
[ редактировать ]- Концерт для скрипки с оркестром, соч. 4 (1943)
- Рицеркар , соч. 6, для струнного оркестра (1944)
- Симфония освобождения , соч. 7 (1945)
- Эклога , соч. 8, для малого оркестра (1946)
- Фугальная увертюра , соч. 9, для оркестра (1947)
- Симфониетта, соч. 10, для струнного оркестра (1948) (посвящается Норману Фултону )
- Увертюра «Восток и Запад» , соч. 16, для духового оркестра (1950)
- Концерт для виолончели, соч. 18 (1952)
- Концерт для фортепиано с оркестром, соч. 26 (1955, ред. 1981)
- Танцевальная сюита , соч. 28, для оркестра (1957)
- Адажио и фуга, соч. 31а, для духового оркестра (1959)
- Прелюдия и фуга, соч. 31б, для оркестра (1960)
- Симфония № 2, соч. 35 (1964)
- Вариации, соч. 36, для оркестра (1964)
- Хориамб , соч. 41 (1968)
- Интродукция, вариации и фуга на тему Джайлза Фарнеби , соч. 47, для оркестра (1972)
Опера
[ редактировать ]- Мимоза , соч. 15, неоконченная опера в 3-х действиях на либретто Монтегю Слейтера (1950)
- Тень долины , соч. 50, опера в 1 действии на либретто Дж. М. Синджа (1978–79)
Хоровое и вокальное
[ редактировать ]- Месса для двойного хора без сопровождения (1938–39).
- Жатва мира , соч. 19, кантата для оратора, сопрано, баритона, смешанного хора и струнного оркестра на текст Рэндалла Свинглера (1952)
- Палатинский берег: Три народные песни , соч. 21, для высокого голоса и фортепиано (1952)
- Паломники надежды , соч. 27, кантата для сопрано, баритона, смешанного хора и оркестра на текст Уильяма Морриса (1956, ред. 1968)
- Два поэтических очерка , соч. 32, для женских голосов и струнных на текст Уильяма Блейка (1961)
- День Благодарения , соч. 37, мотет для смешанного хора и струнного оркестра (или органа) на текст Рабиндраната Тагора (1965)
- И воскресение , соч. 43, кантата для альта, тенора, смешанного хора и оркестра на тексты Экклезиаста и Рэндалла Свинглера (1969)
- Гимн Свету , соч. 44, гимн для смешанного хора, органа, духовых инструментов и ударных на текст Рабиндраната Тагора (1970)
- Вращающийся мир , соч. 46, мотет для баритона, смешанного хора, оркестра и фортепиано на текст Рэндалла Свинглера (1971)
- Настоящая тьма , соч. 49, цикл песен для бариона и фортепиано на текст Рэндалла Свинглера (1974)
Камерно-инструментальная
[ редактировать ]- Соната для скрипки, соч. 1 (1940)
- Тема и вариации для фортепиано, соч. 2 (1941)
- Фортепианное трио, соч. 3 (1942)
- Тема с вариациями, соч. 11, для струнного квартета (1949) (неявно Струнный квартет № 1)
- Две фанфары, соч. 12, для четырех натуральных труб (1949)
- Фантазия на тему «Ирландского Хо-Хоана» , соч. 13, для фортепианного дуэта (1949)
- Пять инвенций для фортепиано, соч. 14 (написано для Джеймса Гибба )
- Баллада № 1, соч. 17 для фортепиано соло
- Фантазия на тему Даулэнда, соч. 23, для скрипки и фортепиано (1953)
- Две импровизации на тему народных песен, соч. 24, для духового квинтета (1954)
- Соната для фортепиано в одной части, соч. 25 (1954)
- Введение и Аллегро, соч. 29, для фортепианного дуэта (1957)
- Лирическая сюита , соч. 30, для струнного трио (1958)
- Два танца , соч. 33, для фортепианного дуэта (1962)
- Струнный квартет № 2, соч. 34 (1962)
- Валторническое трио, соч. 38 (1966)
- Фантазия для органа, соч. 39 (1966)
- Сюита, соч. 40, для флейты, гобоя, скрипки, виолы да гамба или альта, виолончели и клавесина или фортепиано (1967)
- Баллада № 2, соч. 42 для фортепиано соло (1969, премьера Рональда Стивенсона )
- Баллада (Ежевичный шиповник), Op.45 для гитары (1971)
- Фугетта для органа (1974)
- Осенняя секвенция , соч. 52 для гитары и клавесина (1980)
- Элегическая фуга на имя Джеральдин (1981) (памяти Джеральдин Пеппин )
- Концерт для двух фортепиано, Op.55 (1982)
Фильм
[ редактировать ]- Перевернутый стакан (1947) (концертная оркестровая композиция в аранжировке Адриана Уильямса)
- Знак Каина (1947) (концертная оркестровая композиция в аранжировке Адриана Уильямса)
- Однажды веселый свагмен (1948)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Макдональд, Малькольм. «Стивенс, Бернард (Джордж)» в Grove Music Online (2001)
- ^ Jump up to: а б Хатчингс, Артур. «Представляем Бернарда Стивенса» в The Listener , выпуск 901, 18 апреля 1946 г., стр. 28
- ^ «Университетские новости», The Times , 19 июня 1936 г., стр. 18.
- ^ Эндрю Берн. Примечания к Classic Widows , Chandos CD 7008 (1995)
- ^ Jump up to: а б BBC Radio 3, Композитор недели (2016)
- ^ Бюллетень Рабочей музыкальной ассоциации (1983), № 4, мемориальный выпуск Стивенса
- ^ Мейрион и Сьюзи Харрис. Душа-пилигрим: жизнь и творчество Элизабет Лютьенс (1989), с. 176-7
- ^ Колин Мейсон. «Музыка Бернарда Стивенса» в журнале «Слушатель» , выпуск 1563, 12 марта 1959 г., с. 50
- ^ Jump up to: а б Стивен Джонсон. 'Концерт Стивенса для виолончели с оркестром; Симфония освобождения», в Gramophone , март 1987 г.
- ↑ Архив выступлений BBC Proms, 13 августа 1948 г.
- ^ Рональд Стивенсон : «Бернард Стивенс», в The Musical Times № 1504, июнь 1968 г., стр. 525-527.
- ^ Примечания к «Камерной музыке Бернарда Стивенса», компакт-диск Unicorn-Kanchana DKPCD9097 (1991)
- ^ Стивенс, Берта (ред.). Бернард Стивенс и его музыка: симпозиум (1989), стр.70
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1916 рождений
- 1983 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Английские композиторы-классики
- Британские музыкальные преподаватели
- Выпускники колледжа Святого Иоанна в Кембридже
- Выпускники Королевского музыкального колледжа
- Академики Лондонского университета
- Композиторы из Лондона
- Английские композиторы XX века
- Английские композиторы-классики мужского пола
- Британские музыканты-мужчины 20-го века
- Персонал британской армии Первой мировой войны
- Солдаты британской армии
- Военнослужащие из лондонского района Хакни
- Английские композиторы музыки к фильмам
- Английские композиторы-музыканты к фильмам
- Люди из Стэмфорд-Хилла