Jump to content

Стивен Доджсон

Стивен Катберт Вивиан Доджсон (17 марта 1924 — 13 апреля 2013) — британский композитор и телеведущий . Плодотворная музыкальная деятельность Доджсона охватывала большинство жанров, от оперы и крупномасштабной оркестровой музыки до камерной и инструментальной музыки, а также хоровых произведений и песен. Тремя инструментами, которым он уделял особое внимание, были гитара , клавесин и блокфлейта . Он писал преимущественно тональным , хотя иногда и нетрадиционным, языком. В некоторых его произведениях используются необычные комбинации инструментов.

Биография

[ редактировать ]

Стивен Доджсон родился в Челси, Лондон , в 1924 году, он был третьим ребенком Джона Артура Доджсона , художника- символиста и племянника Кэмпбелла Доджсона , и его жены, урожденной Маргарет Валентайн Пиз. [ 1 ] а еще художник. Он был дальним родственником Льюиса Кэрролла . Он получил образование в школе Берхамстед в Хартфордшире и в школе Стоу в Бакингемшире . В 1942 году он был призван в Королевский флот и принимал участие в противолодочной борьбе, сопровождая конвои в битве за Атлантику . [ 2 ]

Вернувшись в Лондон, он в течение года изучал композицию в частном порядке у Бернарда Стивенса, а затем поступил в Королевский музыкальный колледж в 1946 году, официально для изучения игры на валторне (под руководством Фрэнка Пробина), но на практике он смог сосредоточиться на композиции под руководством Р.О. Морриса , Патрика Хэдли и Энтони Хопкинса . [ 3 ] В то время как Моррис прививал интерес к контрапункту и музыке прошлых столетий, например, к музыке мадригалиста Томаса Морли , Хэдли и Хопкинс давали более практическое обучение. [ 2 ]

Ранние сочинения Доджсона получили несколько призов, в том числе Конкурс Коббетта для струнного квартета-фантазии (1948) и две премии Королевского филармонического общества : за «Вариации для оркестра» (1949) и «Симфонию ми-бемоль» (1953). В 1949 году он также выиграл туристическую стипендию Октавии, которая отправила его в Рим . После возвращения в Лондон весной 1950 года его музыка все чаще привлекала выступления и трансляции выдающихся исполнителей (в том числе флейтиста Джеффри Гилберта , гобоиста Эвелин Барбиролли , арфистки Марии Корчинской , скрипача Невилла Марринера , альтиста Уотсона Форбса , духового ансамбля Филипа Джонса ) и такие дирижеры, как Лесли Вудгейт , Пол Стейниц и композитор Джеральд Финци. . Первоначально зарабатывая на жизнь преподавательской работой в школах и колледжах, в 1956 году Доджсон смог вернуться в Королевский музыкальный колледж в качестве преподавателя (где он также дирижировал младшим оркестром). В 1965 году он был назначен профессором композиции и теории музыки и занимал эту должность до выхода на пенсию в 1982 году. [ 2 ]

Двумя инструментами, занимавшими особое место у Доджсона, были гитара и клавесин . Его знакомство с написанием клавесина произошло через одного из первых представителей этого инструмента в двадцатом веке, чешского музыканта и музыковеда Станислава Хеллера . В 1959 году, через четыре года после написания своих первых пьес для этого инструмента, он женился на Джейн Кларк, клавесинистке и знатоке Франсуа Куперена . Его жена способствовала растущему увлечению музыкой раннего периода и музыки барокко . [ 2 ]

Впервые он начал писать для гитары (инструмента, с которым, возможно, особенно ассоциируется Доджсон) в начале 1950-х годов, когда Алексей Чеснаков, русский актер, изгнанный в Великобританию, попросил некоторые настройки народных песен. Хотя Доджсону не хватало каких-либо практических знаний об этом инструменте, к моменту написания своего «Гитарного концерта № 1», завершенного в 1956 году, он начал писать для него идиоматически. Этот концерт был написан для Джулиана Брима, но в его отсутствие его премьеру исполнил 17-летний Джон Уильямс (с Королевским филармоническим оркестром под управлением Уолтера Гёра ), для которого он позже написал Гитарный концерт № 2 (1972). [ 2 ]

С 1957 года он регулярно вел передачи на BBC Radio и писал музыку для многих радиоспектаклей, часто (начиная с 1961 года) в дружеском сотрудничестве с продюсером Рэймондом Райксом . В 1986 году он стал председателем Национального молодёжного духового оркестра Великобритании, для которого написал несколько произведений. [ 3 ]

Магнитофон Джон Тернер вспоминает его как «энтузиаста, энергичного и сообразительного… чрезвычайно разговорчивого, с сильным, характерным голосом, вездесущей улыбкой, старинной вежливостью и своеобразной походкой». [ 2 ]

Стивен Доджсон умер 13 апреля 2013 года в возрасте 89 лет. Говорят, что он оставался чрезвычайно активным до последних нескольких месяцев своей жизни. [ 3 ]

Музыкальное творчество Доджсона охватывает большинство жанров: от оперы, крупномасштабной оркестровой музыки и произведений духовых оркестров до камерной и инструментальной музыки, а также хоровых произведений и песен. Он использовал необычайно широкий спектр сольных инструментов. Один из немногих современных композиторов, идиоматически писавших для клавесина, клавикорда и арфы. [ 4 ] возможно, он первый с восемнадцатого века, кто написал для баритонового трио. [ 5 ] Он писал концерты для инструментов от виолы да гамба до бас-тромбона . [ 3 ] Тремя инструментами, которым он уделил особое внимание, были гитара , клавесин и блокфлейта , а одна из его работ, High Barbaree (1999), фактически написана для всех трёх. [ 2 ]

Среди гитаристов, которым Доджсон посвятил произведения, - Джулиан Брим , Габриэль Эстареллас , Анджело Джилардино , Никола Холл , Джон Уильямс , дуэт Иден-Стелл и дуэт Франгнито-Матараццо. Помимо большого количества сольных произведений, среди которых шесть виртуозных фортепианных сонат , сюда входят ансамблевые пьесы и два концерта. Доджсон также сочинил дуэтные концерты для двух гитар и струнных, а также для скрипки, гитары и струнных. Его произведения для гитары используют множество различных инструментальных комбинаций, от двух, трех и четырех гитар до использования смешанных гитар с аккомпанементом и без него. Его вклад в основной репертуар сольной гитары включает четыре известные партиты и популярный набор Fantasy-Divisions. [ 2 ] [ 6 ]

Первая работа Доджсона для клавесина, набор из шести изобретений, была написана в 1955 году. Под влиянием научного и практического интереса его жены Джейн к истории инструмента, он создал еще четыре набора изобретений для клавесина, датированные 1961, 1970 и 1970 годами. 1985 и 1993 годы, серия из 30 пьес, отражающих музыкальный курс начала двадцатого века. от инструментов с металлическим каркасом до копий старинных инструментов с введением стилистических особенностей, заимствованных из исторически обоснованной исполнительской практики. [ 2 ]

В число многочисленных вкладов Доджсона в репертуар блокфлейты входит «Shine and Shade», джазовая виртуозная пьеса 1975 года, написанная для одного из его учеников, композитора Ричарда Харви . [ 2 ] Материал из музыки Доджсона для постановки на радио BBC в 1970 году Джона Форда пьесы «Перкин Уорбек» , в которой Дэвид Манроу с энтузиазмом играл на магнитофоне, вновь появился в 1972 году в последующей работе под названием « Танцы Уорбека» для блокфлейты и клавесина. [ 7 ] Его более поздние работы для этого инструмента включают Чаконский концерт (2000) со струнным оркестром и Концертное каприччио № 2 (2005) для необычного сочетания блокфлейты, клавесина и струнного оркестра. [ 2 ]

Доджсон любил театр и писал как для сцены, так и для многих драматических постановок BBC (см. «Музыка» ). Его единственная полномасштабная опера « Маргарет Кэтчпол – Два мира друг от друга » состоит из четырех действий и изображает героиню, которую окрестили «женщиной Диком Терпином ». Две его камерные оперы, фарсовая «Кадилли» и «Нэнси-водяная» , впервые были исполнены с куклами (в Purcell Room в 1969 году), а также были полностью поставлены (в Сент-Олбансе в 2002 и 2007 годах). [ 3 ]

Его музыка для духового оркестра включает четырехчастную Симфонию духовых инструментов (1974). [ 8 ] Его оркестровые произведения включают набор из девяти эссе для оркестра (пять из которых были записаны на Даттона компакт-диске Королевским шотландским национальным оркестром под управлением Дэвида Ллойда Джонса ), [ 3 ] каждый продолжительностью около четверти часа, в течение которого, по словам Доджсона, он стремился «относиться к оркестру смело, как к единому телу, с идеями, сконцентрированными и объединенными, а не контрастирующими», в соответствии с концепцией Фрэнсиса Бэкона об эссе как « рассеянные медитации». [ 9 ] Другие коммерческие записи циклов произведений Доджсона включают семь фортепианных сонат в исполнении Бернарда Робертса и восемь струнных квартетов в исполнении Струнного квартета Типпетта. [ 2 ]

В «Оксфордском справочнике по музыке » Пол Гриффитс отмечает, что Доджсон «оказался мастером создания приятной, хорошо написанной музыки на заказ, часто для необычных камерных ансамблей». [ 5 ] Критик Гай Рикардс резюмировал его стиль следующим образом: «Музыка Доджсона написана в основном в приятной, хотя иногда и сложной современной тональной идиоме, скорее космополитической, чем явно британской по стилю, находящейся под влиянием ранней музыки и музыки барокко и Яначека , а также английского пасторализма. Его зрелый стиль был утонченным, находящимся где-то между постромантизмом и неоклассицизмом , но отдельные работы часто имели причудливые, даже призрачные стороны». [ 10 ]

Избранные произведения

[ редактировать ]

Примечание. Более подробный список произведений этого плодовитого композитора см. в Mackenzie (2006) .

  • Кадилли (1969)
  • Нэнси Водяной (1969)
  • Маргарет Кэтчпол (1979)
  • Te Deum, для сопрано, тенора, баса, хора, органа и оркестра (1972)
  • Магнификат, для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса, хора и оркестра (1974)
  • Ирландия (четыре стихотворения Джозефа Кэмпбелла , 1949)
  • Tideways (четыре стихотворения Эзры Паунда , 1950)
  • Четыре стихотворения Джона Клера (1961)
  • Баллады Буша (первая серия, 1974)
  • Баллады Буша (вторая серия, 1998)
  • Баллады Буша (третья серия, 2003)

Оркестровый

[ редактировать ]
  • Концерт № 1 для гитары с оркестром (1956)
  • Русские пьесы для оркестра (1957)
  • Вилланель (1960)
  • Концерт для Виолы да гамба и камерного оркестра (1961)
  • Микадо (увертюра) (1962)
  • Концерт для фагота и камерного оркестра (1969)
  • Концерт № 2 для гитары с оркестром (1972)
  • Last of the Leaves , для баса, кларнета и струнных (1975)
  • Очерк № 1 (1980)
  • Эссе № 2 (1981)
  • Очерк № 3 (1982)
  • Очерк № 4 (1984)
  • Очерк № 5 (1985)
  • Симфония в одном движении (1988)
  • Симфония «Троя-Нова».
  • Дуэт-концерт для скрипки, гитары и струнных (1990)
  • Концерт для флейты и струнных (1991)
  • Концертино для 2-х гитар и струнных "Les Dentelles" (1998)
  • Концерт для бас-тромбона с оркестром (1985)
  • Очерк №6 (1991)
  • Эссе №7 , для струнного оркестра (1992)
  • Восстание Иова (1998)
  • Эссе №8 (2000)
  • Эссе №9

Случайная музыка

[ редактировать ]

Духовой оркестр

[ редактировать ]
  • Симфония ветра (1974)
  • Орел , тональная поэма (1976)
  • Мателот: развлечение для духового оркестра (1977)
  • Концертное каприччио для кларнета и духового оркестра (1984)
  • Арлингтонский концерт (1986)
  • Подножка (1991)
  • Марчрайдер (1990)
  • Цветы лондонского города , симфоническая последовательность Уильяма Блейка (1990)

Гитарный ансамбль

[ редактировать ]
  • Люди сегодня (1981)
  • Дивертисмент (1983) для ансамбля скрипки и гитары
  • Hymnus de Sancto Stephano (1983) для ансамбля сопрано и гитары
  • История Селевана (1992) для флейты, скрипки, гитарного дуэта и гитарного ансамбля
  • Уотерсмит (2002)
  • Соната для альта и фортепиано (1952)
  • Пасторальная соната для флейты, виолончели и гитары (1953; ред. 1959 и 1998)
  • Сюита для духового септета (1957)
  • Дуэт для флейты и арфы (1958)
  • Четыре стихотворения Джона Клера для голоса и гитары (1962)
  • Соната для духового квинтета (1963)
  • Четыре фантазии для альта и фортепиано (1964)
  • Струнное трио № 2 (1964)
  • Фортепианное трио № 1 (1967)
  • Концертный дуэт для гитары и клавесина (1968)
  • Сюита ре мажор для гобоя и клавесина (1972)
  • Фортепианное трио № 2 (1973)
  • Квинтет для гитары и струнного квартета (1973)
  • Дуэт для виолончели и гитары (1974)
  • Shine and Shade для блокфлейты и клавесина/фортепиано (1975)
  • Диалоги для гитары и клавесина (1976)
  • Багатели для четырех кларнетов (1977)
  • London Lyrics для голоса и гитары (1977)
  • Каприс на тему Пака для альта соло (1978)
  • Цирковой пони (1978)
  • Следуй за звездой для трех гитар (1979)
  • Каприччио для флейты и гитары (1980)
  • Четыре рондо Шарля Орлеанского для сопрано и клавесина (1982)
  • Соната для трех для флейты, альта и гитары (1982)
  • В поисках безумия для флейты и гитары (1986)
  • Фантазия для Six Brass (1987)
  • Променад I для двух гитар (1988)
  • Пастурель для двух гитар (1992)
  • Риверсонг для двух гитар (1994)
  • Пять пенни (1995)
  • Дафна Аполлону для голоса и гитары (1997)
  • Эхо осени для альта и гитары (1998)
  • High Barbaree для блокфлейты, гитары и клавесина (1999)
  • Фортепианное трио № 3 (2000)
  • Венера музам для сопрано, блокфлейты, фагота и клавесина (2002)
  • Трио Уорбека для блокфлейты, фагота и клавесина (2002)

Только гитара

[ редактировать ]
  • Матч №1 (1963)
  • Исследования (1965)
  • Фэнтези-подразделения (1969)
  • Матч №2 (1976)
  • Легенда (1977)
  • Мерлин (1978)
  • Этюд-Каприз (1980)
  • Матч №3 (1981)
  • Герб (1988 г.)
  • Три аттических танца (1989)
  • Матч №4 (1990)
  • Середина жизни (1994)

Фортепиано

[ редактировать ]
  • Соната для фортепианного дуэта (1949)
  • Турнир на двадцать пальцев , т. 1 и 2 для фортепианного дуэта (1952, 1954)
  • Восемь причудливых пьес (1956)
  • Соната для фортепиано № 1 (1959)
  • Три экспромта (1962, переработка 1985 г.)
  • Четыре настроения ветра (1968)
  • Соната для фортепиано № 2 (1975)
  • Соната для фортепиано № 3 (1983)
  • Соната для фортепиано № 4 (1987)
  • Соната для фортепиано № 5 (1992)
  • Соната для фортепиано № 6 (1994)
  • Соната для фортепиано № 7 (2003)

Другой сольный инструмент

[ редактировать ]
  • Инвенции для клавесина (1955)
  • The Faery Beam On You для альтовой флейты (1994)
  • Багатели для фортепиано (1998)
  • Кор Леонис для валторны соло (1990)
  1. ^ Оксфордшир, Англия, Браки и запреты англиканской церкви, 1754–1930 гг.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Тернер, Джон (15 апреля 2013 г.). «Некролог Стивена Доджсона» . Хранитель .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Форман, Льюис (1 мая 2013 г.). «Стивен Доджсон: композитор, прославленный своими гитарными произведениями» . Независимый . Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года.
  4. ^ Миллер, Малькольм (2001). «Доджсон, Стивен». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.07915 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  5. ^ Jump up to: а б Гриффитс, Пол (2007). «Доджсон, Стивен (Катберт Вивиан)» . В Лэтэме, Элисон (ред.). Оксфордский спутник музыки . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-957903-7 .
  6. ^ Маккензи (2006) .
  7. ^ Мэйс, Эндрю (январь 2003 г.). Карл Долмеч и репертуар блокфлейт ХХ века . Олдершот: Издательство Ashgate. стр. 119–121. ISBN  978-0-7546-0968-1 .
  8. ^ Рейниш, Тим (25 апреля 2013 г.). «Некролог: Стивен Доджсон (1924–2013)» . BASBWE — Британская ассоциация симфонических оркестров и духовых ансамблей . Архивировано из оригинала 2 августа 2013 года.
  9. ^ Варрак, Джон (2010), [примечания к Dutton CDLX 7236] , Dutton Vocalion
  10. ^ Рикардс, Гай (июнь 2013 г.). «Некрологи: Стивен Доджсон» . Граммофон . 91:25 .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f3e419d1d77f18cb1e421b2058674789__1716782340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f3/89/f3e419d1d77f18cb1e421b2058674789.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stephen Dodgson - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)