Стивен Доджсон
Стивен Катберт Вивиан Доджсон (17 марта 1924 — 13 апреля 2013) — британский композитор и телеведущий . Плодотворная музыкальная деятельность Доджсона охватывала большинство жанров, от оперы и крупномасштабной оркестровой музыки до камерной и инструментальной музыки, а также хоровых произведений и песен. Тремя инструментами, которым он уделял особое внимание, были гитара , клавесин и блокфлейта . Он писал преимущественно тональным , хотя иногда и нетрадиционным, языком. В некоторых его произведениях используются необычные комбинации инструментов.
Биография
[ редактировать ]Стивен Доджсон родился в Челси, Лондон , в 1924 году, он был третьим ребенком Джона Артура Доджсона , художника- символиста и племянника Кэмпбелла Доджсона , и его жены, урожденной Маргарет Валентайн Пиз. [ 1 ] а еще художник. Он был дальним родственником Льюиса Кэрролла . Он получил образование в школе Берхамстед в Хартфордшире и в школе Стоу в Бакингемшире . В 1942 году он был призван в Королевский флот и принимал участие в противолодочной борьбе, сопровождая конвои в битве за Атлантику . [ 2 ]
Вернувшись в Лондон, он в течение года изучал композицию в частном порядке у Бернарда Стивенса, а затем поступил в Королевский музыкальный колледж в 1946 году, официально для изучения игры на валторне (под руководством Фрэнка Пробина), но на практике он смог сосредоточиться на композиции под руководством Р.О. Морриса , Патрика Хэдли и Энтони Хопкинса . [ 3 ] В то время как Моррис прививал интерес к контрапункту и музыке прошлых столетий, например, к музыке мадригалиста Томаса Морли , Хэдли и Хопкинс давали более практическое обучение. [ 2 ]
Ранние сочинения Доджсона получили несколько призов, в том числе Конкурс Коббетта для струнного квартета-фантазии (1948) и две премии Королевского филармонического общества : за «Вариации для оркестра» (1949) и «Симфонию ми-бемоль» (1953). В 1949 году он также выиграл туристическую стипендию Октавии, которая отправила его в Рим . После возвращения в Лондон весной 1950 года его музыка все чаще привлекала выступления и трансляции выдающихся исполнителей (в том числе флейтиста Джеффри Гилберта , гобоиста Эвелин Барбиролли , арфистки Марии Корчинской , скрипача Невилла Марринера , альтиста Уотсона Форбса , духового ансамбля Филипа Джонса ) и такие дирижеры, как Лесли Вудгейт , Пол Стейниц и композитор Джеральд Финци. . Первоначально зарабатывая на жизнь преподавательской работой в школах и колледжах, в 1956 году Доджсон смог вернуться в Королевский музыкальный колледж в качестве преподавателя (где он также дирижировал младшим оркестром). В 1965 году он был назначен профессором композиции и теории музыки и занимал эту должность до выхода на пенсию в 1982 году. [ 2 ]
Двумя инструментами, занимавшими особое место у Доджсона, были гитара и клавесин . Его знакомство с написанием клавесина произошло через одного из первых представителей этого инструмента в двадцатом веке, чешского музыканта и музыковеда Станислава Хеллера . В 1959 году, через четыре года после написания своих первых пьес для этого инструмента, он женился на Джейн Кларк, клавесинистке и знатоке Франсуа Куперена . Его жена способствовала растущему увлечению музыкой раннего периода и музыки барокко . [ 2 ]
Впервые он начал писать для гитары (инструмента, с которым, возможно, особенно ассоциируется Доджсон) в начале 1950-х годов, когда Алексей Чеснаков, русский актер, изгнанный в Великобританию, попросил некоторые настройки народных песен. Хотя Доджсону не хватало каких-либо практических знаний об этом инструменте, к моменту написания своего «Гитарного концерта № 1», завершенного в 1956 году, он начал писать для него идиоматически. Этот концерт был написан для Джулиана Брима, но в его отсутствие его премьеру исполнил 17-летний Джон Уильямс (с Королевским филармоническим оркестром под управлением Уолтера Гёра ), для которого он позже написал Гитарный концерт № 2 (1972). [ 2 ]
С 1957 года он регулярно вел передачи на BBC Radio и писал музыку для многих радиоспектаклей, часто (начиная с 1961 года) в дружеском сотрудничестве с продюсером Рэймондом Райксом . В 1986 году он стал председателем Национального молодёжного духового оркестра Великобритании, для которого написал несколько произведений. [ 3 ]
Магнитофон Джон Тернер вспоминает его как «энтузиаста, энергичного и сообразительного… чрезвычайно разговорчивого, с сильным, характерным голосом, вездесущей улыбкой, старинной вежливостью и своеобразной походкой». [ 2 ]
Стивен Доджсон умер 13 апреля 2013 года в возрасте 89 лет. Говорят, что он оставался чрезвычайно активным до последних нескольких месяцев своей жизни. [ 3 ]
Музыка
[ редактировать ]Музыкальное творчество Доджсона охватывает большинство жанров: от оперы, крупномасштабной оркестровой музыки и произведений духовых оркестров до камерной и инструментальной музыки, а также хоровых произведений и песен. Он использовал необычайно широкий спектр сольных инструментов. Один из немногих современных композиторов, идиоматически писавших для клавесина, клавикорда и арфы. [ 4 ] возможно, он первый с восемнадцатого века, кто написал для баритонового трио. [ 5 ] Он писал концерты для инструментов от виолы да гамба до бас-тромбона . [ 3 ] Тремя инструментами, которым он уделил особое внимание, были гитара , клавесин и блокфлейта , а одна из его работ, High Barbaree (1999), фактически написана для всех трёх. [ 2 ]
Среди гитаристов, которым Доджсон посвятил произведения, - Джулиан Брим , Габриэль Эстареллас , Анджело Джилардино , Никола Холл , Джон Уильямс , дуэт Иден-Стелл и дуэт Франгнито-Матараццо. Помимо большого количества сольных произведений, среди которых шесть виртуозных фортепианных сонат , сюда входят ансамблевые пьесы и два концерта. Доджсон также сочинил дуэтные концерты для двух гитар и струнных, а также для скрипки, гитары и струнных. Его произведения для гитары используют множество различных инструментальных комбинаций, от двух, трех и четырех гитар до использования смешанных гитар с аккомпанементом и без него. Его вклад в основной репертуар сольной гитары включает четыре известные партиты и популярный набор Fantasy-Divisions. [ 2 ] [ 6 ]
Первая работа Доджсона для клавесина, набор из шести изобретений, была написана в 1955 году. Под влиянием научного и практического интереса его жены Джейн к истории инструмента, он создал еще четыре набора изобретений для клавесина, датированные 1961, 1970 и 1970 годами. 1985 и 1993 годы, серия из 30 пьес, отражающих музыкальный курс начала двадцатого века. от инструментов с металлическим каркасом до копий старинных инструментов с введением стилистических особенностей, заимствованных из исторически обоснованной исполнительской практики. [ 2 ]
В число многочисленных вкладов Доджсона в репертуар блокфлейты входит «Shine and Shade», джазовая виртуозная пьеса 1975 года, написанная для одного из его учеников, композитора Ричарда Харви . [ 2 ] Материал из музыки Доджсона для постановки на радио BBC в 1970 году Джона Форда пьесы «Перкин Уорбек» , в которой Дэвид Манроу с энтузиазмом играл на магнитофоне, вновь появился в 1972 году в последующей работе под названием « Танцы Уорбека» для блокфлейты и клавесина. [ 7 ] Его более поздние работы для этого инструмента включают Чаконский концерт (2000) со струнным оркестром и Концертное каприччио № 2 (2005) для необычного сочетания блокфлейты, клавесина и струнного оркестра. [ 2 ]
Доджсон любил театр и писал как для сцены, так и для многих драматических постановок BBC (см. «Музыка» ). Его единственная полномасштабная опера « Маргарет Кэтчпол – Два мира друг от друга » состоит из четырех действий и изображает героиню, которую окрестили «женщиной Диком Терпином ». Две его камерные оперы, фарсовая «Кадилли» и «Нэнси-водяная» , впервые были исполнены с куклами (в Purcell Room в 1969 году), а также были полностью поставлены (в Сент-Олбансе в 2002 и 2007 годах). [ 3 ]
Его музыка для духового оркестра включает четырехчастную Симфонию духовых инструментов (1974). [ 8 ] Его оркестровые произведения включают набор из девяти эссе для оркестра (пять из которых были записаны на Даттона компакт-диске Королевским шотландским национальным оркестром под управлением Дэвида Ллойда Джонса ), [ 3 ] каждый продолжительностью около четверти часа, в течение которого, по словам Доджсона, он стремился «относиться к оркестру смело, как к единому телу, с идеями, сконцентрированными и объединенными, а не контрастирующими», в соответствии с концепцией Фрэнсиса Бэкона об эссе как « рассеянные медитации». [ 9 ] Другие коммерческие записи циклов произведений Доджсона включают семь фортепианных сонат в исполнении Бернарда Робертса и восемь струнных квартетов в исполнении Струнного квартета Типпетта. [ 2 ]
Стиль
[ редактировать ]В «Оксфордском справочнике по музыке » Пол Гриффитс отмечает, что Доджсон «оказался мастером создания приятной, хорошо написанной музыки на заказ, часто для необычных камерных ансамблей». [ 5 ] Критик Гай Рикардс резюмировал его стиль следующим образом: «Музыка Доджсона написана в основном в приятной, хотя иногда и сложной современной тональной идиоме, скорее космополитической, чем явно британской по стилю, находящейся под влиянием ранней музыки и музыки барокко и Яначека , а также английского пасторализма. Его зрелый стиль был утонченным, находящимся где-то между постромантизмом и неоклассицизмом , но отдельные работы часто имели причудливые, даже призрачные стороны». [ 10 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]Примечание. Более подробный список произведений этого плодовитого композитора см. в Mackenzie (2006) .
Опера
[ редактировать ]- Кадилли (1969)
- Нэнси Водяной (1969)
- Маргарет Кэтчпол (1979)
Хоровой
[ редактировать ]- Te Deum, для сопрано, тенора, баса, хора, органа и оркестра (1972)
- Магнификат, для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса, хора и оркестра (1974)
Песня
[ редактировать ]- Ирландия (четыре стихотворения Джозефа Кэмпбелла , 1949)
- Tideways (четыре стихотворения Эзры Паунда , 1950)
- Четыре стихотворения Джона Клера (1961)
- Баллады Буша (первая серия, 1974)
- Баллады Буша (вторая серия, 1998)
- Баллады Буша (третья серия, 2003)
Оркестровый
[ редактировать ]- Концерт № 1 для гитары с оркестром (1956)
- Русские пьесы для оркестра (1957)
- Вилланель (1960)
- Концерт для Виолы да гамба и камерного оркестра (1961)
- Микадо (увертюра) (1962)
- Концерт для фагота и камерного оркестра (1969)
- Концерт № 2 для гитары с оркестром (1972)
- Last of the Leaves , для баса, кларнета и струнных (1975)
- Очерк № 1 (1980)
- Эссе № 2 (1981)
- Очерк № 3 (1982)
- Очерк № 4 (1984)
- Очерк № 5 (1985)
- Симфония в одном движении (1988)
- Симфония «Троя-Нова».
- Дуэт-концерт для скрипки, гитары и струнных (1990)
- Концерт для флейты и струнных (1991)
- Концертино для 2-х гитар и струнных "Les Dentelles" (1998)
- Концерт для бас-тромбона с оркестром (1985)
- Очерк №6 (1991)
- Эссе №7 , для струнного оркестра (1992)
- Восстание Иова (1998)
- Эссе №8 (2000)
- Эссе №9
Случайная музыка
[ редактировать ]- Стратагема Красавцев Джорджа Фаркуара (1961)
- Любовь за любовь Уильяма Конгрива (1965)
- Наследие Пьера де Мариво (1965)
- «Старый холостяк» Конгрива (1966)
- Мостеллария («Призрак пьесы») Плавта (1969)
- Перкин Уорбек Джона Форда (1970)
- Генрих VI Уильяма Шекспира , в двух частях (1970)
- «Смерть Артура» ( Томаса Мэлори 1970)
- Женщины у власти Аристофана ( в переводе Патрика Дикинсона 1970)
- Макбет Шекспира (1971)
- Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь (1971)
- «Безмолвная женщина» Бена Джонсона (1974)
- Лондонские рогоносцы Эдварда Рэйвенскрофта (1974)
Духовой оркестр
[ редактировать ]- Симфония ветра (1974)
- Орел , тональная поэма (1976)
- Мателот: развлечение для духового оркестра (1977)
- Концертное каприччио для кларнета и духового оркестра (1984)
- Арлингтонский концерт (1986)
- Подножка (1991)
- Марчрайдер (1990)
- Цветы лондонского города , симфоническая последовательность Уильяма Блейка (1990)
Гитарный ансамбль
[ редактировать ]- Люди сегодня (1981)
- Дивертисмент (1983) для ансамбля скрипки и гитары
- Hymnus de Sancto Stephano (1983) для ансамбля сопрано и гитары
- История Селевана (1992) для флейты, скрипки, гитарного дуэта и гитарного ансамбля
- Уотерсмит (2002)
Камера
[ редактировать ]- Соната для альта и фортепиано (1952)
- Пасторальная соната для флейты, виолончели и гитары (1953; ред. 1959 и 1998)
- Сюита для духового септета (1957)
- Дуэт для флейты и арфы (1958)
- Четыре стихотворения Джона Клера для голоса и гитары (1962)
- Соната для духового квинтета (1963)
- Четыре фантазии для альта и фортепиано (1964)
- Струнное трио № 2 (1964)
- Фортепианное трио № 1 (1967)
- Концертный дуэт для гитары и клавесина (1968)
- Сюита ре мажор для гобоя и клавесина (1972)
- Фортепианное трио № 2 (1973)
- Квинтет для гитары и струнного квартета (1973)
- Дуэт для виолончели и гитары (1974)
- Shine and Shade для блокфлейты и клавесина/фортепиано (1975)
- Диалоги для гитары и клавесина (1976)
- Багатели для четырех кларнетов (1977)
- London Lyrics для голоса и гитары (1977)
- Каприс на тему Пака для альта соло (1978)
- Цирковой пони (1978)
- Следуй за звездой для трех гитар (1979)
- Каприччио для флейты и гитары (1980)
- Четыре рондо Шарля Орлеанского для сопрано и клавесина (1982)
- Соната для трех для флейты, альта и гитары (1982)
- В поисках безумия для флейты и гитары (1986)
- Фантазия для Six Brass (1987)
- Променад I для двух гитар (1988)
- Пастурель для двух гитар (1992)
- Риверсонг для двух гитар (1994)
- Пять пенни (1995)
- Дафна Аполлону для голоса и гитары (1997)
- Эхо осени для альта и гитары (1998)
- High Barbaree для блокфлейты, гитары и клавесина (1999)
- Фортепианное трио № 3 (2000)
- Венера музам для сопрано, блокфлейты, фагота и клавесина (2002)
- Трио Уорбека для блокфлейты, фагота и клавесина (2002)
Только гитара
[ редактировать ]- Матч №1 (1963)
- Исследования (1965)
- Фэнтези-подразделения (1969)
- Матч №2 (1976)
- Легенда (1977)
- Мерлин (1978)
- Этюд-Каприз (1980)
- Матч №3 (1981)
- Герб (1988 г.)
- Три аттических танца (1989)
- Матч №4 (1990)
- Середина жизни (1994)
Фортепиано
[ редактировать ]- Соната для фортепианного дуэта (1949)
- Турнир на двадцать пальцев , т. 1 и 2 для фортепианного дуэта (1952, 1954)
- Восемь причудливых пьес (1956)
- Соната для фортепиано № 1 (1959)
- Три экспромта (1962, переработка 1985 г.)
- Четыре настроения ветра (1968)
- Соната для фортепиано № 2 (1975)
- Соната для фортепиано № 3 (1983)
- Соната для фортепиано № 4 (1987)
- Соната для фортепиано № 5 (1992)
- Соната для фортепиано № 6 (1994)
- Соната для фортепиано № 7 (2003)
Другой сольный инструмент
[ редактировать ]- Инвенции для клавесина (1955)
- The Faery Beam On You для альтовой флейты (1994)
- Багатели для фортепиано (1998)
- Кор Леонис для валторны соло (1990)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оксфордшир, Англия, Браки и запреты англиканской церкви, 1754–1930 гг.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Тернер, Джон (15 апреля 2013 г.). «Некролог Стивена Доджсона» . Хранитель .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Форман, Льюис (1 мая 2013 г.). «Стивен Доджсон: композитор, прославленный своими гитарными произведениями» . Независимый . Архивировано из оригинала 25 мая 2022 года.
- ^ Миллер, Малькольм (2001). «Доджсон, Стивен». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.07915 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Jump up to: а б Гриффитс, Пол (2007). «Доджсон, Стивен (Катберт Вивиан)» . В Лэтэме, Элисон (ред.). Оксфордский спутник музыки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-957903-7 .
- ^ Маккензи (2006) .
- ^ Мэйс, Эндрю (январь 2003 г.). Карл Долмеч и репертуар блокфлейт ХХ века . Олдершот: Издательство Ashgate. стр. 119–121. ISBN 978-0-7546-0968-1 .
- ^ Рейниш, Тим (25 апреля 2013 г.). «Некролог: Стивен Доджсон (1924–2013)» . BASBWE — Британская ассоциация симфонических оркестров и духовых ансамблей . Архивировано из оригинала 2 августа 2013 года.
- ^ Варрак, Джон (2010), [примечания к Dutton CDLX 7236] , Dutton Vocalion
- ^ Рикардс, Гай (июнь 2013 г.). «Некрологи: Стивен Доджсон» . Граммофон . 91:25 .
Источники
[ редактировать ]- Маккензи, Джон Лоуренс (февраль 2006 г.). Гитарные произведения Стивена Доджсона (PDF) (докторская диссертация). Университета Лидса . Музыкальная школа
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дань уважения Карлосу Бонеллу
- Дань уважения Джулиану Перкинсу
- Стивен Доджсон в базе данных классических композиторов
- 1924 рождения
- смертей в 2013 г.
- Композиторы-классики XX века
- Композиторы-классики XXI века
- Английские композиторы-классики
- Люди, получившие образование в Берхамстедской школе
- Люди, получившие образование в школе Стоу
- Персонал Королевского флота Второй мировой войны
- Выпускники Королевского музыкального колледжа
- Композиторы из Лондона
- Академики Королевского музыкального колледжа
- Ведущие радио BBC
- Английские композиторы-классики мужского пола
- Английские композиторы XX века
- Британские музыканты-мужчины 20-го века
- Британские музыканты-мужчины XXI века