Леош Яначек
Леош Яначек | |
---|---|
![]() Яначек в 1914 году | |
Рожденный | Гуквальды , маркграфство Моравия, Австрийская империя | 3 июля 1854 г.
Умер | 5 декабря 1928 г. Острава , Чехословакия | ( 74 года
Занятия |
|
Работает | Список композиций |
Подпись | |
![]() |
Леош Яначек (англ. Чешское произношение: [ˈlɛoʃ ˈjanaːtçek] , [ 1 ] [ 2 ] 3 июля 1854 — 12 августа 1928) — чешский композитор, теоретик музыки , фольклорист , публицист и педагог. На создание оригинального современного музыкального стиля его вдохновила моравская и другая славянская музыка, в том числе восточноевропейская народная музыка.
Яначек родился в Гуквальдах и с раннего возраста проявил музыкальный талант и получил образование в Брно , Праге, Лейпциге и Вене. Затем он вернулся жить в Брно, где женился на своей ученице Зденке Шульцовой и посвятил себя главным образом фольклорным исследованиям. На его более ранние музыкальные произведения повлияли такие современники, как Антонин Дворжак , но примерно на рубеже веков он начал включать свои ранние исследования национальной народной музыки, а также свои транскрипции «речевых мелодий» разговорного языка, чтобы создать современную музыку. , весьма оригинальный синтез. Смерть его дочери Ольги в 1903 году оказала глубокое влияние на его музыкальное творчество; эти заметные трансформации впервые проявились в опере «Енуфа» (часто называемой «Моравской национальной оперой»), премьера которой состоялась в 1904 году в Брно.
В последующие годы Яначек был разочарован отсутствием признания со стороны Праги, но это было окончательно облегчено успехом переработанного издания «Енуфы» в Национальном театре в 1916 году, который дал Яначеку доступ на великие оперные сцены мира. Более поздние работы Яначека являются его самыми знаменитыми. Среди них такие оперы, как «Катя Кабанова» и «Хитрая лисичка» , «Синфониетта» , «Глаголица» , рапсодия «Тарас Бульба », два струнных квартета и другие камерные произведения. Многие из более поздних работ Яначека были созданы под влиянием чешской и русской литературы, его панславистских настроений и его увлечения Камилой Стёсловой .
После его смерти в 1928 году творчество Яначека активно продвигалось на мировой оперной сцене австралийским дирижером Чарльзом Маккеррасом , который также восстановил некоторые из его композиций в их первоначальных, непереработанных формах. У себя на родине он вдохновил новое поколение чешских композиторов, в том числе нескольких своих учеников. Сегодня он считается одним из самых выдающихся чешских композиторов наряду с Дворжаком и Бедржихом Сметаной .
Биография
[ редактировать ]1854–1872: Молодость и семья.
[ редактировать ]
Леош Яначек, сын школьного учителя Иржи Яначека и Амалии (урожденной Грулиховой) Яначковой , родился в Гуквальдах , Моравия (тогда часть Австрийской империи ) 3 июля 1854 года. [ 3 ] Он родился с шестью выжившими братьями и сестрами и получил имя Лео Ойген. [ 4 ] Он был одаренным ребенком в семье с ограниченным достатком и рано проявил музыкальный талант в хоровом пении. Его отец хотел, чтобы он продолжил семейную традицию и стал учителем, но он уступил очевидным музыкальным способностям Яначека. [ 5 ]
В 1865 году молодой Яначек поступил под опеку фонда аббатства Святого Фомы в Брно , где участвовал в хоровом пении под руководством Павла Кржижковского и иногда играл на органе. [ 6 ] Один из его одноклассников, Франтишек Нойман , позже описал Яначека как «превосходного пианиста, который прекрасно играл симфонии Бетховена в фортепианном дуэте с одноклассником под руководством Кржижковского». [ 7 ] Кржижковский счёл его проблемным и своенравным учеником, но рекомендовал поступить в Пражскую органную школу. [ 8 ] Позже Яначек вспоминал Кржижковского как великого дирижера и педагога.
1873–1880: Образование и начало карьеры.
[ редактировать ]Первоначально Яначек намеревался изучать игру на фортепиано и органе, но в конечном итоге посвятил себя композиции. Первые вокальные произведения он написал, будучи хормейстером Святополковского ремесленного общества (1873–1876). [ 9 ] В 1874 году он поступил в Пражскую органную школу у Франтишека Скугерского и Франтишека Блажека. [ 10 ] Его студенческие годы в Праге были скучными; поскольку в его комнате не было пианино, ему приходилось довольствоваться клавиатурой, нарисованной на столе. [ 11 ] Его критика исполнения Скугерским григорианской мессы была опубликована в мартовском выпуске журнала «Цецили» 1875 года и привела к его исключению из школы, но Скугерский уступил, и 24 июля 1875 года Яначек окончил школу с лучшими результатами в своем классе. [ 12 ]
По возвращении в Брно он зарабатывал на жизнь учителем музыки и руководил различными любительскими хорами . С 1876 года преподавал музыку в Брненском учительском институте. Среди его учениц была Зденка Шульцова, дочь директора института Эмилиана Шульца. Позже она станет женой Яначека. [ 10 ] В 1876 году он также стал учеником Амалии Викенхаузеровой-Нерудовой по игре на фортепиано, вместе с которой он организовывал камерные концерты и выступал на концертах в течение следующих двух лет. В феврале 1876 года он был избран хормейстером Беседа Бренской филармонии . Если не считать перерыва с 1879 по 1881 год, он оставался его хормейстером и дирижером до 1888 года. [ 13 ]
С октября 1879 по февраль 1880 года он изучал фортепиано, орган и композицию в Лейпцигской консерватории . Там он сочинил Thema con variazioni для фортепиано си-бемоль с подзаголовком «Вариации Зденки» . [ 14 ] Недовольный своими учителями (среди них Оскар Поль и Лео Гриль) и отказ от учебы у Камиля Сен-Санса в Париже, Яначек перешел в Венскую консерваторию , где с апреля по июнь 1880 года изучал композицию у Франца Кренна . [ 15 ] Он скрывал свое несогласие с неоромантизмом Кренна, но бросил занятия Йозефа Дакса и дальнейшее обучение игре на фортепиано после того, как его критиковали за его стиль и технику игры на фортепиано. [ 16 ] Он представил на конкурс Венской консерватории сонату для скрипки (теперь утерянную), но судьи отклонили ее как «слишком академическую». [ 17 ] Яначек покинул консерваторию в июне 1880 года, разочарованный, несмотря на очень лестный личный отчет Франца Кренна. [ 18 ] Одним из его одноклассников и друга в Вене был композитор и пианист Йозеф Вайс . [ 19 ]
1881–1899: Фольклорное творчество и ранние композиции.
[ редактировать ]
Яначек вернулся в Брно [ 20 ] где 13 июля 1881 года он женился на своей молодой ученице Зденке Шульцовой. [ 6 ]
В 1881 году Яначек основал и был назначен директором органной школы и занимал этот пост до 1919 года, когда школа стала Брненской консерваторией . [ 6 ] В середине 1880-х годов Яначек начал сочинять более систематически. Среди других произведений он создал « Четыре мужских хора» (1886), посвященные Антонину Дворжаку, и свою первую оперу «Шарка» (1887–1888). [ 21 ] В этот период он начал собирать и изучать народную музыку, песни и танцы. В первые месяцы 1887 года он резко раскритиковал комическую оперу «Женихи » чешского композитора Карела Коваржовича в обзоре журнала «Hudební listy» : «Какая мелодия запомнилась вам? Какой мотив? Это драматическая опера? Нет, я бы написал на афише: «Комедия исполняется под музыку», поскольку музыка и либретто не связаны друг с другом». [ 22 ] Рецензия Яначека, очевидно, привела к взаимной неприязни, а затем и к профессиональным трудностям, когда Коваржович, будучи директором Национального театра в Праге , отказался поставить оперу Яначека «Енуфа» . [ 23 ] [ 24 ]
С начала 1890-х годов Яначек возглавил основное направление фольклористской деятельности в Моравии и Силезии , используя репертуар народных песен и танцев в оркестровых и фортепианных обработках. Многие из использованных им мелодий были записаны им, но вторым источником была Ксавера Белхалкова , которая прислала ему от 70 до 100 мелодий, которые она собрала со всего региона Хана в центральной Моравии . [ 25 ]
Большинство его достижений в этой области были опубликованы в 1899–1901 годах, хотя его интерес к фольклору сохранялся на всю жизнь. [ 26 ] Его композиционное творчество все еще находился под влиянием декламационного, драматического стиля Сметаны и Дворжака . он выразил крайне негативное мнение о немецком неоклассицизме и особенно о Вагнере . В «Худебни листы» основанном им в 1884 году журнале [ 27 ] За смертью его второго ребенка, Владимира, в 1890 году последовала попытка написать оперу «Начало романса» (1891) и кантату «Амарус» (1897).
1900–1915: Трудные годы.
[ редактировать ]

В первом десятилетии 20-го века Яначек сочинил хоровую церковную музыку, в том числе «Отченаш» («Отче наш», 1901), «Конституции» (1903) и «Аве Мария» (1904). В 1901 году была опубликована первая часть его фортепианного цикла «По заросшей тропе» , который постепенно стал одним из наиболее часто исполняемых его произведений. [ 28 ] В 1902 году Яначек дважды посетил Россию. В первый раз он отвез свою дочь Ольгу в Санкт-Петербург , где она осталась изучать русский язык. Лишь через три месяца он вернулся в Санкт-Петербург с женой, потому что Ольга сильно заболела. Ее отвезли обратно в Брно , но ее здоровье ухудшилось. [ 29 ]
Яначек выразил свои болезненные чувства к дочери в новом произведении, своей опере «Енуфа» , в которой страдания его дочери преобразились в страдания Енуфы. [ 30 ] Когда в феврале 1903 года Ольга умерла, Яначек посвятил Енуфу ее памяти. Опера была исполнена в Брно в 1904 году. [ 31 ] с разумным успехом, но Яначек считал, что это не более чем провинциальное достижение. Он стремился к признанию со стороны более влиятельной пражской оперы, но Енуфе там отказали (до ее первого исполнения в Праге прошло двенадцать лет). [ 32 ] Удрученный и эмоционально истощенный, Яначек отправился на курорт Лугачовице , чтобы поправиться. послужила темой для его следующей оперы « Судьба» Урвалкову, история любви которой Там он встретил Камилу . [ 33 ]
В 1905 году Яначек присутствовал на демонстрации в поддержку чешского университета в Брно, где насильственная смерть Франтишека Павлика, молодого столяра, от рук полиции вдохновила его на создание сонаты для фортепиано 1. X. 1905 ( «С улицы» ). [ 34 ] Этот инцидент побудил его к дальнейшей пропаганде антигерманского и антиавстрийского духа Русского кружка , соучредителем которого он был в 1897 году. [ 35 ] и который будет официально запрещен австрийской полицией в 1915 году. [ 36 ] В 1906 году он обратился к чешскому поэту Петру Безручу , с которым позже сотрудничал, сочинив несколько хоровых произведений на стихи Безруча. В их число входили Кантор Хальфар (1906 г.), Маричка Магдонова (1908 г.) и 70 000 (1909 г.). [ 37 ]
Жизнь Яначека в первое десятилетие ХХ века была осложнена личными и профессиональными трудностями. Он все еще жаждал творческого признания в Праге. [ 38 ] Некоторые свои произведения он уничтожил, другие остались незавершенными. Тем не менее, он продолжал сочинять и создал несколько замечательных хоровых, камерных, оркестровых и оперных произведений, наиболее известными из которых являются кантата 1914 года, Věčné evangelium ( «Вечное Евангелие» ), Pohádka ( «Сказка ») для виолончели и фортепиано (1910), фортепианный цикл 1912 года V mlhách ( «В туманах» ), его скрипичная соната и его первая симфоническая поэма. Шумаржово дите ( Ребенок скрипача ). Его пятая опера, Výlet pana Broučka do měsíce , написанная с 1908 по 1917 год, была охарактеризована как самая «чисто чешская по сюжету и трактовке» из всех опер Яначека. [ 39 ]
1916–1928: прорыв и шедевры.
[ редактировать ]В 1916 году у него начались длительные профессиональные и личные отношения с театральным критиком, драматургом и переводчиком Максом Бродом . [ 40 ] [ 41 ] В том же году «Енуфа » в редакции Коваржовича была наконец принята Национальным театром. Его выступление в Праге в 1916 году имело большой успех и принесло Яначеку первое признание. [ 42 ] [ 43 ]

После пражской премьеры он завязал отношения с певицей Габриэлой Хорватовой, что привело к попытке самоубийства его жены Зденки и их «неформальному» разводу. [ 30 ] [ 44 ] Год спустя (1917) он встретил Камилу Стёслову , молодую замужнюю женщину на 38 лет моложе его, которая должна была вдохновлять его на оставшиеся годы его жизни. Он вел с ней одержимую и (по крайней мере, со своей стороны) страстную переписку, состоящую из почти 730 писем. [ 45 ] С 1917 по 1919 год, глубоко вдохновленный Штёсловой, он написал «Дневник исчезнувшего» . Завершив окончательную доработку, он приступил к своему следующему произведению «Камила» — опере «Катя Кабанова» . [ 46 ] [ нужна страница ]
В 1920 году Яначек ушел с поста директора Брненской консерватории, но продолжал преподавать до 1925 года. [ 47 ] В 1921 году он посетил лекцию индийского философа-поэта Рабиндраната Тагора и использовал стихотворение Тагора как основу для хора «Блуждающий безумец» (1922). [ 48 ] В начале 1920-х годов Яначек завершил свою оперу «Хитрая маленькая лисичка» , вдохновленную сериализованной новеллой Рудольфа Тесноглидека в газете Lidové noviny . [ 49 ]
дал ему интервью На 70-м году жизни Яначека (1924 г.) его биография была опубликована Максом Бродом, и Олин Даунс для The New York Times . [ 45 ] В 1925 году он ушел с преподавательской деятельности, но продолжил сочинять музыку и был удостоен первой степени почетного доктора Масариковского университета в Брно. Весной 1926 года он создал свою «Синфониетту» — монументальное оркестровое произведение, быстро получившее широкое признание критиков. В том же году он отправился в Англию по приглашению Розы Ньюмарч . Ряд его произведений был исполнен в Лондоне, в том числе его первый струнный квартет, духовой секстет « Юность » и соната для скрипки. [ 50 ] Вскоре после этого, еще в 1926 году, он начал составлять оправу к старославянскому тексту. Результатом стала масштабная оркестровая глаголическая месса . [ 51 ]
Яначека состоялась мировая премьера лирического Концертино для фортепиано, двух скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота В 1926 году в Брно . [ 52 ] Примерно в то же время Яначек начал работу над аналогичным камерным произведением для еще более необычного набора инструментов: Каприччио для фортепиано левой руки, флейты, двух труб, трех тромбонов и тенор-тубы, было написано для пианиста Отакара Холлмана , потерявшего использование правой руки во время Первой мировой войны. Премьера состоялась в Праге 2 марта 1928 года. [ 53 ]

В 1927 году – в год первых выступлений Симфониетты в Нью-Йорке, Берлине и Брно – он приступил к сочинению своего последнего оперного произведения « Из мертвого дома» , третий акт которого после его смерти окажется на его столе. В январе 1928 года он начал свой второй струнный квартет « Интимные письма» , свой «манифест о любви». Тем временем Симфониетта исполнялась в Лондоне, Вене и Дрездене. В последние годы жизни Яначек стал международной знаменитостью. Он стал членом Прусской академии художеств в Берлине в 1927 году вместе с Арнольдом Шенбергом и Паулем Хиндемитом . [ 54 ] [ 55 ]
Смерть и похороны
[ редактировать ]В августе 1928 года он отправился на экскурсию в Штрамберк с Камилой Стёсловой и ее сыном Отто, но простудился, переросший в пневмонию. Он умер 12 августа 1928 года в Остраве , в санатории доктора Л. Кляйна, в возрасте 74 лет. Ему устроили большие публичные похороны, на которых звучала музыка из последней сцены его « Лисички-хитрой» . Похоронен на Поле Почета Центрального кладбища Брно. [ 56 ]
Личность
[ редактировать ]

Яначек работал не покладая рук всю свою жизнь. Он руководил органной школой, был профессором педагогического института и гимназии в Брно, собирал транскрипции народных песен, разговоров и вокалов животных. [ 57 ] все время сочиняю. С раннего возраста он представлял себя индивидуалистом, и его твердо сформулированные мнения часто приводили к конфликтам. Он без колебаний критиковал своих учителей, которые считали его дерзким и антиавторитарным учеником, однако собственные ученики считали его строгим и бескомпромиссным. Вилем Тауский , один из его учеников, описал свои встречи с Яначеком как несколько тревожные для человека, не привыкшего к его личности, и отметил, что характерные отрывистые речевые ритмы Яначека были воспроизведены в некоторых из его оперных персонажей. [ 58 ] В 1881 году Яначек отказался от своей ведущей роли в Beseda brněnská в ответ на критику, но быстрое снижение Beseda привело к его отзыву в 1882 году. качества исполнения [ 59 ]
Его семейная жизнь, размеренная и спокойная в первые годы, становилась все более напряженной и трудной после смерти его дочери Ольги в 1903 году. Годы усилий в безвестности взяли свое и почти положили конец его амбициям как композитора: «Я был избит», - писал он позже, - «Мои собственные ученики давали мне советы – как сочинять, как говорить через оркестр». [ 44 ] Успех 1916 года, когда Карел Коваржович наконец решил исполнить «Енуфу» в Праге, принес свои проблемы. Яначек неохотно смирился с изменениями, навязанными его работе. Его успех привел его на музыкальную сцену Праги и внимание сопрано Габриэлы Хорватовой , которая вела его в пражском обществе. Яначек был ею очарован. По возвращении в Брно он, похоже, не скрывал своей новой страсти от Зденки, которая в ответ попыталась покончить жизнь самоубийством. [ 60 ] В то Рождество, после того как Яначек заподозрил Зденку в отправке Хорватовой анонимного письма, Зденка попыталась спровоцировать развод, но пара согласилась согласиться на «неформальный» развод. С тех пор и до смерти Яначека они жили отдельной жизнью в одном доме. [ 61 ] Со временем Яначек потерял интерес к Хорватовой. [ 62 ]
В 1917 году он начал свою пожизненную, вдохновляющую и безответную страсть к Камиле Стёсловой , которая не искала и не отвергала его преданности. [ 63 ] Яначек в своей переписке просил назвать имена. В 1927 году она наконец согласилась и подписалась « Тва Камила » (Твоя Камила) в письме, которое нашла Зденка. Это разоблачение спровоцировало яростную ссору между Зденкой и Яначеком, хотя их жилищные условия не изменились – Яначек, кажется, уговорил ее остаться. [ 63 ] В 1928 году, в год своей смерти, Яначек признался в намерении предать гласности свои чувства к Стёсслове. Максу Броду пришлось его отговаривать. [ 64 ] Современники и сотрудники Яначека описывали его как недоверчивого и сдержанного, но способного на навязчивую страсть к тем, кого он любил. Его непреодолимая страсть к Стёсловой была искренней, но граничила с саморазрушением. [ 64 ] Их письма остаются важным источником художественных намерений и вдохновения Яначека. Его письма к многострадальной жене, напротив, носят приземленный описательный характер. Зденка, кажется, уничтожила все свое Яначеку. Сохранилось лишь несколько открыток. [ 64 ]
Стиль
[ редактировать ]В 1874 году Яначек подружился с Антонином Дворжаком и начал сочинять музыку в относительно традиционном романтическом стиле. После оперы «Шарка» (1887–1888) его стиль впитал в себя элементы моравской и словацкой народной музыки .
Его музыкальная ассимиляция ритма, контура высоты тона и модуляций нормальной чешской речи (особенно моравских диалектов ) помогла создать очень характерные вокальные мелодии его оперы «Енуфа» (1904), успех которой в 1916 году в Праге стал поворотным моментом в его карьере. В Енуфе Яначек разработал и применил концепцию «речевых мелодий» ( чеш . nápěvky mluvy ), чтобы построить уникальный музыкально-драматический стиль, совершенно независимый от «вагнеровского» драматического метода. Он изучал обстоятельства, при которых менялись «речевые мелодии», психологию и темперамент говорящих, а также связность речи - все это помогало передать драматически правдивые роли его зрелых опер и стало одним из наиболее значительных маркеров его стиля. [ 57 ] [ 65 ] Яначек в своем вокале продвинул эти стилистические принципы гораздо дальше, чем Модест Мусоргский , и, таким образом, предвосхищает более поздние работы Белы Бартока . [ 66 ] Стилистическая основа его более поздних работ зародилась в период 1904–1918 годов, но большую часть своих произведений – и самые известные произведения – Яначек написал в последнее десятилетие своей жизни. [ 55 ]
Большая часть работ Яначека демонстрирует большую оригинальность и индивидуальность. В ней используется значительно расширенный взгляд на тональность , используются неортодоксальные интервалы и структуры аккордов, а часто и модальность : «нет музыки без тональности . Атональность отменяет определенную тональность и, следовательно, тональную модуляцию … Народная песня не знает атональности». [ 67 ] Яначек имеет фигуры и узоры аккомпанемента , с (по словам Джима Самсона ) «непрерывным движением его музыки... аналогичным образом достигаемым неортодоксальными средствами; часто речь состоит из коротких, «незаконченных» фраз, состоящих из постоянных повторений коротких мотивов , которые собираются импульс в кумулятивной форме». [ 66 ] Яначек в своих теоретических работах назвал эти мотивы « щасовками » (единственное число «щасовка »). « Щасовка » не имеет строгого английского эквивалента, но Джон Тиррел , ведущий специалист по музыке Яначека, описывает ее как «маленькую вспышку времени, почти своего рода музыкальную капсулу, которую Яначек часто использовал в медленной музыке как крошечные быстрые мотивы с удивительно характерные ритмы, которые должны наполнять музыкальный поток». [ 68 ] Использование Яначеком этих повторяющихся мотивов демонстрирует отдаленное сходство с композиторами-минималистами ( Чарльз Маккеррас назвал Яначека «первым композитором-минималистом»). [ 51 ]
Вдохновение
[ редактировать ]Фольклор
[ редактировать ]Яначек находился под глубоким влиянием фольклора и восточноевропейской народной музыки, в частности моравской народной музыки , но не повсеместного идеализированного варианта романтического фольклора XIX века. Он применил реалистичный, описательный и аналитический подход к материалу. [ 69 ] [ 70 ] Моравские народные песни по сравнению с чешскими аналогами гораздо свободнее и нерегулярнее по метрической и ритмической структуре, разнообразнее по мелодическим интервалам. [ 71 ] Изучая моравские лады, Яначек обнаружил, что крестьянские музыканты не знали названий ладов и имели свои собственные способы обращения к ним. Он использовал термин «Моравская модуляция» для описания гармонической прогрессии I – ♭ VII, [ 72 ] что он считал общей характеристикой народной музыки этого региона. [ 71 ]
Яначек частично написал оригинальные фортепианные аккомпанементы к более чем 150 народным песням, сохраняя их первоначальную функцию и контекст. [ 73 ] и отчасти использовал народное вдохновение в своих произведениях, особенно в зрелых сочинениях. [ 69 ] Его работы в этой области не были стилистически подражательными; вместо этого он разработал новую и оригинальную музыкальную эстетику, основанную на глубоком изучении основ народной музыки. [ 69 ]
Россия
[ редактировать ]Глубокая и пожизненная привязанность Яначека к России и русской культуре представляет собой еще один важный элемент его музыкального вдохновения. [ 74 ] В 1888 году он посетил пражское исполнение музыки Чайковского и познакомился со старшим композитором. Яначек глубоко восхищался Чайковским и особенно ценил его высокоразвитую музыкальную мысль в связи с использованием русских народных мотивов. [ 75 ] Русское вдохновение Яначека особенно заметно в его более поздних камерных, симфонических и оперных произведениях. [ 74 ] Он внимательно следил за развитием русской музыки с ранних лет и в 1896 году, после своего первого визита в Россию, основал Русский кружок в Брно. Яначек читал русских авторов на языке оригинала. Их литература стала для него огромным и надежным источником вдохновения, хотя это и не заслоняло от него проблемы российского общества. [ 74 ] Ему было двадцать два года, когда он написал свое первое произведение на русскую тему: мелодраму « Смерть » на стихотворение Лермонтова . В своих более поздних произведениях он часто использовал литературные модели с резко очерченными сюжетами. [ 74 ] Жуковского В 1910 году «Сказка о царе Берендее» вдохновила его на написание « Сказки для виолончели и фортепиано» . Он сочинил рапсодию «Тарас Бульба» (1918) на рассказ Гоголя , а пять лет спустя, в 1923 году, завершил свой первый струнный квартет, вдохновленный « Толстого Крейцеровой сонатой» . Две его поздние оперы были основаны на русские темы: «Катя Кабанова» , написанная в 1921 году по Александра Островского пьесе «Гроза» , и его последнее произведение « Из мертвого дома », превратившее Достоевского видение мира в захватывающее зрелище. коллективная драма. [ 74 ] : 7
Другие композиторы
[ редактировать ]Одним из первых людей, оказавших влияние на Яначека, был Антонин Дворжак. [ 70 ] которым он всегда глубоко восхищался и которому посвятил некоторые из своих произведений. Дворжака Он переработал часть Моравских дуэтов для смешанного хора в оригинальном фортепианном сопровождении. В первые годы 20 века Яначек все больше интересовался музыкой других европейских композиторов. Его опера «Судьба» стала ответом на другое значимое и известное произведение в современной богеме — «Луизу » французского композитора Гюстава Шарпантье . [ 76 ] Влияние Джакомо Пуччини особенно заметно в более поздних произведениях Яначека, например, в его опере « Катя Кабанова» . Хотя он внимательно наблюдал за развитием европейской музыки, его оперы оставались прочно связанными с чешскими и славянскими темами. [ 77 ]
Публикации
[ редактировать ]Яначек публиковал работы, эссе и статьи по теории музыки в течение пятидесяти лет, с 1877 по 1927 год. Он писал и редактировал журнал «Hudební listy» , а также сотрудничал со многими специализированными музыкальными журналами, такими как «Cecílie» , «Hlidka» и «Dalibor» . Он также завершил несколько обширных исследований, таких как « Полная теория гармонии» , «Построение аккордов и их связей» и «Основы музыкального ритма» . [ 78 ] В своих эссе и книгах Яначек исследовал различные музыкальные темы, формы, теории мелодии и гармонии, двойные и триадные аккорды, контрапункт (или «опора», что означает «опора») и посвятил себя изучению душевной композиции. [ 79 ] В его теоретических работах особое внимание уделяется чешскому термину «sčasování», специальному слову Яначека, обозначающему ритм, который имеет отношение ко времени ( час по-чешски), а также к обращению со временем в музыкальной композиции. [ 80 ] Он различал несколько видов ритма ( счасовки ): « znící » (звучание) – означает любой ритм, « читаци » (счет) – означает более мелкие единицы, измеряющие ход ритма; и « scelovací » (суммирование) – длинное значение, содержащее длину ритмической единицы. [ 81 ] Яначек широко использовал сочетание их взаимного действия в своих произведениях. [ 82 ]
Помимо публикаций в музыкальных журналах, Яначек также писал эссе, отчеты, обзоры, фельетоны, статьи и книги, регулярно публикуя такой контент в местных газетах Брно. [ 83 ] Его работы в этой области насчитывают около 380 отдельных произведений. Литературное наследие Яначека представляет собой важную иллюстрацию его жизни, общественной деятельности и искусства. [ 84 ]
Избранные произведения
[ редактировать ]Ниже представлена подборка многих публикаций Яначека. [ 85 ] [ 86 ]
- О идеальном образе диадного аккорда (1885–1886)
- Бедржих Сметана : О музыкальных формах (1886)
- Об идее ключа (1886–1887)
- О научности теорий гармонии (1887 г.)
- О тройзвуку (О триаде) (1887–1888)
- Слово о контрапункте (1888)
- Новое течение в теории музыки (1894)
- О построении аккордов и их последовательности (1896 г.)
- Современная гармоническая музыка (1907)
- Мое мнение о «времени » (Ритм) (1907)
- О « тайминге » Из практики (1908)
- Вес реальных мотивов (1910)
- О ходе умственной композиционной работы (1916)
- Полная теория гармонии (1920)
Исследование народной музыки
[ редактировать ]
Яначек происходил из региона, характеризующегося глубоко укоренившейся народной культурой , которую он исследовал, будучи молодым студентом под руководством Павла Кржижковского. [ 87 ] Его встреча с фольклористом и диалектологом Франтишеком Бартошем (1837–1906) имела решающее значение в его собственном развитии как фольклориста и композитора и привела к их совместным и систематическим сборникам народных песен. [ 87 ] Яначек сам по себе стал важным коллекционером, особенно лахских , моравско-словацких , моравско-валахских и словацких песен. С 1879 года в его сборниках появились расшифровки речевых интонаций. [ 88 ] Он был одним из организаторов чешско-славянской фольклорной выставки , важного события в чешской культуре конца XIX века. С 1905 года он был президентом вновь созданного Рабочего комитета чешской национальной народной песни в Моравии и Силезии , филиала австрийского института Das Volkslied в Остеррайхе (Народная песня в Австрии), который был основан в 1902 году венским издательством Universal Edition . Яначек был пионером и пропагандистом этнографической фотографии в Моравии и Силезии. [ 89 ] В октябре 1909 года он приобрел фонограф Эдисона и стал одним из первых, кто использовал фонографическую запись в качестве инструмента исследования фольклора. Некоторые из этих записей сохранились и были переизданы в 1998 году. [ 90 ]
Критика
[ редактировать ]
Чешское музыковедение начала 20 века находилось под сильным влиянием романтизма, в частности стилей Вагнера и Сметаны. Практика исполнения была консервативной и активно сопротивлялась стилистическим инновациям. Карела Коваржовича При жизни Яначек неохотно уступил инструментальной аранжировке «Енуфы» , особенно заметно в финале, в котором Коваржович добавил более «праздничное» звучание труб и валторн, а также удвоил некоторые инструменты, чтобы поддержать «плохие» инструменты Яначека. [ 91 ] Партитура «Енуфы» была позже восстановлена Чарльзом Маккеррасом и теперь исполняется в соответствии с первоначальными намерениями Яначека. [ 92 ]
Другой крупный чешский музыковед, Зденек Неедлы , большой поклонник Сметаны, а затем министр культуры от коммунистов, осудил Яначека как автора, который мог накопить много материала, но не смог ничего с ним поделать. Он назвал стиль Яначека «неодушевленным», а его оперные дуэты «всего лишь речевыми мелодиями», без полифонической силы. [ 93 ] Неедлы считал Яначека скорее композитором-любителем, музыка которого не соответствовала стилю Сметаны. По словам Чарльза Маккерраса, он пытался уничтожить Яначека профессионально. [ 94 ] В 2006 году чешский эстетик и музыкальный критик Йозеф Бартош охарактеризовал Яначека как «музыкального эксцентрика», упорно цепляющегося за несовершенный импровизационный стиль, но Бартош ценил некоторые элементы творчества Яначека и оценивал его более положительно, чем Неедлы. [ 95 ]
Друг и соратник Яначека Вацлав Талич , бывший главный дирижер Чешской филармонии , иногда корректировал партитуры Яначека, в основном из-за их инструментов и динамики; некоторые критики резко напали на него за это. [ 96 ] Талич заново оркестровал «Тараса Бульбу» и сюиту из «Хитрой лисицы», оправдывая последнюю утверждением, что «невозможно было исполнить ее в Пражском национальном театре, если она не была полностью переработана». Перестановка Талича несколько ослабила специфические звуки и контрасты оригинала Яначека, но оставалась стандартной версией на протяжении многих лет. [ 97 ] Чарльз Маккеррас начал исследовать музыку Яначека в 1960-х годах и постепенно восстановил характерную музыку композитора. Критическое издание партитур Яначека издается чешским изданием Editio Janáček . [ 98 ]
Наследие
[ редактировать ]
Яначек принадлежит к волне композиторов двадцатого века , которые стремились к большему реализму и большей связи с повседневной жизнью в сочетании с более всеобъемлющим использованием музыкальных ресурсов. Его оперы, в частности, демонстрируют использование мелодических линий, полученных из «речи», народного и традиционного материала, а также сложного модального музыкального аргумента . [ 99 ] Он также вдохновил теоретиков музыки (среди них Ярослав Волек ) поставить развитие ладов на тот же уровень важности, что и гармония в музыке. [ 100 ] Наряду с Дворжаком и Сметаной его обычно считают одним из самых выдающихся чешских композиторов. [ 101 ]
Оперы его зрелого периода: «Енуфа» (1904), «Катя Кабанова» (1921), «Хитрая лисичка» (1924), «Дело Макропулоса» (1926) и «Из мертвого дома» (по роману Достоевского , премьера состоялась посмертно в 1930 году). ) считаются его лучшими произведениями. [ 102 ] Австралийский дирижер сэр Чарльз Маккеррас стал очень тесно связан с операми Яначека. [ 103 ]
Камерная музыка Яначека, хотя и не особенно объемна, включает произведения, которые широко считаются классикой двадцатого века, особенно два его струнных квартета : Квартет № 1, «Крейцерова соната», вдохновленная романом Толстого , и Квартет № 2». Интимные письма» . Милан Кундера назвал эти композиции вершиной творчества Яначека. [ 104 ]
Яначек основал в Брно композиторскую школу. Среди его известных учеников были Ян Кунц , Вацлав Капрал , Вилем Петржелка , Ярослав Квапил , Освальд Хлубна , Бржетислав Бакала и Павел Хаас . Большинство его учеников не подражали и не развивали стиль Яначека, что не оставило ему прямых стилистических потомков. По словам Милана Кундеры, Яначек разработал личный современный стиль в относительной изоляции от современных модернистских движений, но находился в тесном контакте с развитием современной европейской музыки. Его путь к новаторскому «модернизму» последних лет жизни был долгим и одиноким, и к 50-летию он достиг истинной индивидуальности как композитор. [ 104 ] [ 105 ]

Сэр Чарльз Маккеррас , австралийский дирижер, который способствовал продвижению произведений Яначека на оперных сценах мира, описал его стиль как «... совершенно новый и оригинальный, отличный от всего остального... и его невозможно привязать к какому-либо одному стилю». [ 106 ] По словам Маккерраса, использование Яначеком целотоновой гаммы отличается от использования Дебюсси , его вдохновение в народной музыке совершенно не похоже на вдохновение Дворжака и Сметаны, а его характерно сложные ритмы отличаются от техник молодого Стравинского . [ 107 ]
Французский дирижер и композитор Пьер Булез , интерпретировавший оперы и оркестровые произведения Яначека, назвал его музыку удивительно современной и свежей: «Ее повторяющийся пульс меняется благодаря изменениям ритма, тона и направления». Он описал свою оперу « Из мертвого дома» как «примитивную в лучшем смысле этого слова, но в то же время чрезвычайно сильную, как картины Леже , где рудиментарный характер допускает очень энергичное выражение». [ 108 ]
Чешский дирижер, композитор и писатель Ярослав Фогель написал в 1958 году то, что долгое время считалось стандартной биографией Яначека. Впервые она появилась в немецком переводе: [ 109 ] и в чешском оригинале в 1963 году. Первый английский перевод вышел в 1962 году, а позже он был переиздан в версии, отредактированной Карелом Яновицким , в 1981 году. Чарльз Маккеррас считал его своей «библией Яначека». [ 110 ]
Жизнь Яначека была показана в нескольких фильмах. В 1974 году Ева Мария Канькова сняла короткометражный документальный фильм « Фотограф и музыка» о чешском фотографе Йозефе Судеке и его отношении к творчеству Яначека. [ 111 ] В 1983 году Братьев выпустила набережная анимационный фильм « Леош Яначек: Интимные экскурсии » о жизни и творчестве Яначека, а в 1986 году чешский режиссер Яромил Йиреш снял «Лев с белой гривой», который показал любовное вдохновение, лежащее в основе работ Яначека. [ 112 ] В поисках Яначека — чешский документальный фильм, снятый в 2004 году Петром Канькой и посвященный 150-летию со дня рождения Яначека. Анимационная версия мультфильма «Хитрая маленькая лисичка» была создана в 2003 году BBC с музыкой в исполнении Немецкого симфонического оркестра Берлина под управлением Кента Нагано . [ 113 ] Переаранжировка вступления Sinfonietta была использована прогрессив-рок-группой Emerson, Lake & Palmer для песни «Knife-Edge» на их дебютном альбоме 1970 года . [ 114 ]
Филармонический оркестр Яначека был основан в 1954 году. [ 115 ] Сегодня ансамбль из 116 человек ассоциируется преимущественно с современной музыкой, но также регулярно исполняет произведения из классического репертуара. Оркестр проживает в Доме культуры Витковице (Dům kultury Vítkovice) в Остраве , Чехия. Оркестр много гастролирует и выступал в Европе, США, Австралии, Японии, Южной Корее и на Тайване . [ 116 ]
астероид 2073 Яначек , открытый в 1974 году Любошем Когоутеком . В его честь назван [ 117 ] В Харуки Мураками романе «1Q84» (2009/2010) «Синфониетта» Яначека используется в качестве повторяющегося сюжета. был Остравы Международный аэропорт переименован в честь Яначека в ноябре 2006 года. [ 118 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Яначек» . Словарь Коллинза . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Тиррелл 2006–2007 , с. XXV, Том. 1.
- ^ Дрликова 2004 , с. 7.
- ^ Тиррелл 2006–2007 , стр. 30, 134, Vol. 1.
- ^ Тиррелл 2006–2007 , стр. 33–35, Vol. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с Дрликова 2004 , с. 33.
- ^ Сочельник 1946 года , стр. 24.
- ^ Рождество 1946 года , с. 29.
- ^ Дрликова 2004 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Чернушак, Штедронь и Новачек 1963 , с. 557.
- ^ Рождество 1946 года , с. 32.
- ^ Рождество 1946 года , с. 31.
- ^ Дрликова 2004 , с. 19.
- ^ Дрликова 2004 , стр. 27, 29.
- ^ Фиркушный 2005 , стр. 45.
- ^ Рождество 1946 года , с. 55.
- ^ Рождество 1946 года , с. 57.
- ^ Фиркушный 2005 , стр. 48.
- ^ Шиндлер, Агата (25 ноября 2020 г.). «Кошице братья Вайс и Берень в Берлине, Нью-Йорке, Париже и Будапеште» . Журнал «Опера Словакия» .
- ^ Дрликова 2004 , с. 31.
- ^ Вышел на пенсию в 2001 г. , с. 224.
- ^ Сочельник 1946 , стр. 111–112.
- ^ Рождество 1946 года , с. 112.
- ^ Дрликова 2004 , с. 41.
- ^ Симеоне, Тиррелл и Немцова 1997 , стр. 250.
- ^ Прохазкова 2006 , с. 380.
- ^ Фиркушный 2005 , с. 62.
- ^ Сад 2006 , с. XI.
- ^ Тиррелл 2006–2007 , стр. 525–542, Vol. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Пламли, Гэвин. «Яначек: краткая биография» . Архивировано из оригинала 18 сентября 2008 года . Проверено 15 сентября 2008 г.
- ^ Приобретено и заработано в 2001 г. , с. 183.
- ^ Тиррелл, Джон (1982). Катя Кабанова . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. Мистер. 2 . ISBN 978-0-521-29853-7 .
- ^ Тиррелл, Джон (1972). Яначека « Судьба ». Музыкальные времена . 113 (1547): 34–37. дои : 10.2307/957619 . JSTOR 957619 .
- ^ Дрликова 2004 , с. 67.
- ^ Чернушак, Штедронь и Новачек 1963 , с. 558.
- ^ Дрликова 2004 , с. 81.
- ^ Заводский, Артур (1981). «Петр Безруч и Леош Яначек» (PDF) . Труды философского факультета Брненского университета . Д (28): 32–33 . Проверено 24 августа 2023 г.
- ^ Вышел на пенсию в 2001 г. , с. 225.
- ^ Шоу-Тейлор, Десмонд (1958). «Оперы Леоша Яначека». Труды Королевской музыкальной ассоциации . 85 : 49–64. дои : 10.1093/jrma/85.1.49 . (требуется подписка)
- ^ Дрликова 2004 , стр. 83.
- ^ C Зюскинд, Яначек и Брод . Издательство Йельского университета, 1985, ISBN 0-300-03420-2
- ^ Штедронь, Милош (2006). Енуфа (Оперный хор и оркестр Брно Яначека, дирижер Франтишек Йилек ) (CD). Перевод Теда Ванга. Леош Яначек. Прага: Супрафон . СУ 3869-2.
- ^ Приобретено и заработано в 2001 г. , стр. 184, 185.
- ^ Перейти обратно: а б Пршибаньова 2007 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Дрликова 2004 , с. 99.
- ^ Тиррелл 2006–2007 , Том. 2.
- ^ Дрликова 2004 , с. 91.
- ^ Симеоне, Тиррелл и Немцова 1997 , с. 148.
- ^ Осборн, Чарльз (1983). Словарь оперы . Саймон и Шустер. п. 87 . ISBN 0-671-49218-7 .
- ^ Дрликова 2004 , стр. 109.
- ^ Перейти обратно: а б " Мша глагольская " . leosjanacek.com . Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года . Проверено 19 апреля 2012 г.
- ^ Тиррелл, Джон (2001). «Яначек, Леош». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.14122 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Симеоне, Тиррелл и Немцова 1997 , стр. 235–236.
- ^ Дрликова 2004 , с. 113.
- ^ Перейти обратно: а б Вышел на пенсию в 2001 году . 227.
- ^ Дрликова 2004 , с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б Сад, Иржи. «Как Яначек творил» . leosjanacek.eu . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ Тиррелл и Маккеррас 2003 , с. 16.
- ^ Фиркушный 2005 , с. 57.
- ^ Земанова 2002 , стр. 130–132.
- ^ Земанова 2002 , стр. 134–135.
- ^ Земанова 2002 , с. 236.
- ^ Перейти обратно: а б Пршибаньова 2007 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с Пршибаньова 2007 , с. 10.
- ^ Фиркушный 2005 , стр. 91–92.
- ^ Перейти обратно: а б Самсон 1977 , с. 67.
- ^ Холландер 1963 , с. 119 .
- ^ Тиррелл и Маккеррас 2003 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с Штедронь, Милош (1994). Яначек: Моравская народная поэзия в песнях (Мартина Пецкова, Томаш Крал, Иво Каганек) (CD) (на чешском и английском языках). Перевод Вомацкой Ивана. Прага: Супрафон . стр. 8. СУ 4183-2.
- ^ Перейти обратно: а б Приобретено и заработано 2001 г. , с. 175.
- ^ Перейти обратно: а б Земанова 2002 , с. 61.
- ^ Штайнмец 2021 , с. 42.
- ^ Яначек, Леош (1994). «Предисловие». народная поэзия в песнях ( Моравская на чешском и немецком языках). Прага: Беренрайтер . Н 4570.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Леош Яначек: Катя Кабанова (Пражский национальный театр, Ярослав Кромбгольц) (CD). Прага: Супрафон. Мистер. 6. 108016-2612.
- ^ Рождество 1946 года , с. 132.
- ^ Тиррелл 1991–1992 , с. 108.
- ^ Тиррелл 1991–1992 , с. 156.
- ^ Яначек 2007 , с. 677.
- ^ Яначек 2007 , стр. 677–678.
- ^ Яначек 2007 , стр. 676.
- ^ Яначек 2007 , стр. 676–677.
- ^ Штайнмец, Карел (2020). «Теоретические взгляды Яначека на тайминг и их проекции в его композиционной практике» . Музыковедение . 57 (3): 291–326. ISSN 0018-7003 . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ Яначек 1982 , с. 25.
- ^ Яначек 2003 , с. iii.
- ^ «Опубликованные произведения Леоша Яначека» . leosjanacek.eu . ТИЦ Брно . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ Тиррелл 2006–2007 , стр. 963–971, Vol. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Прохазкова 2006 , стр. 381.
- ^ Прохазкова 2006 , с. 382.
- ^ Прохазкова 2006 , с. 383.
- ^ «Старейшие записи моравского и словацкого пения 1909–1912 годов» (на чешском языке). Гносис Брно. Архивировано из оригинала 26 августа 2007 года . Проверено 18 марта 2012 г.
- ^ Орт 2005 , с. 60.
- ^ Тиррелл, Джон (2001). «Енуфа». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O006921 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Орт 2005 , с. 63.
- ^ Тиррелл и Маккеррас 2003 , с. 9.
- ^ Феномен Яначека вчера и сегодня (2006), стр. 219–220
- ^ «Яначек режет ножом; Сук рисует самым тонким пером». Леош Яначек; Йозеф Сук: Тарас Бульба, Созревание (CD). Прага: Супрафон. 2005. с. 8. СУ-3823-2.
- ^ Тиррелл и Маккеррас 2003 , с. 11.
- ^ «Издание Яначека» . Издание Яначек Проверено 10 июня 2024 г.
- ^ Приобретено и заработано в 2001 г. , стр. 174–177.
- ^ Штайнмец 2021 .
- ^ Чернушак, Штедронь и Новачек 1963 , с. 559.
- ^ Кундера 2004 , с. 43.
- ^ Мосс, Стивен (20 августа 2005 г.). «Скромный маэстро» . Хранитель . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кундера 1996 , с. 180.
- ^ Кундера 2004 , с. 70.
- ^ Тиррелл и Маккеррас 2003 , стр. 7–8.
- ^ Тиррелл и Маккеррас 2003 , с. 8.
- ^ «Яначек из мертвого дома » . Проверено 8 января 2009 г.
- ↑ Леош Яначек, Жизнь и работа , Артия, Прага, 1958.
- ^ Коул, Хьюго. «Путешествие к самопознанию» в журнале Country Life , 24 декабря 1981 г., стр. 2246.
- ^ «Обзор DVD: Йозеф Судек» . Ностальгия.cz . Проверено 8 января 2009 г.
- ^ «Лев с белой гривой» (на чешском языке). База данных чешских и словацких фильмов . Проверено 8 января 2009 г.
- ^ «Леош Яначек: Хитрая маленькая лисичка » . музыка web-international.com . Проверено 8 января 2009 г.
- ^ Макан, Эдвард (1996). Зажигаем классику: английский прогрессивный рок и контркультура . Издательство Оксфордского университета . п. 253, н. 35. ISBN 978-0-19-535681-6 .
- ^ «Филармонический оркестр Яначека, Острава» . официальный сайт. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 18 марта 2012 г.
- ^ «Остравский центр новой музыки» . Проверено 3 июля 2011 г.
- ^ Лутц Д. Шмадель (2013). «(2073) Яначек». Словарь названий малых планет . Springer Science+Business Media . стр. 274–275. ISBN 978-3-662-02804-9 .
- ^ «Основная информация | Аэропорт Острава, as» Airport-ostrava.cz .
Источники
[ редактировать ]- Чернушак, Грациан; Штедронь, Богумир; Новачек, Зденко, ред. Чехословацкий музыкальный словарь лиц и учреждений (на чешском и словацком языках) [ Чехословацкий музыкальный словарь лиц и учреждений ] (на чешском и словацком языках). Том. I. Прага: Государственное музыкальное издательство.
- Дрликова, Ева (2004). Леош Яначек, Жизнь и работа в данных и изображениях на ( чешском и английском языках). Брно: Opus Musicum. ISBN 978-80-903211-1-3 .
- Феномен Яначека вчера и сегодня. Материалы международной музыковедческой конференции (на чешском языке). Брно: Брненская консерватория. 2006. ISBN 978-80-87005-00-2 .
- Фиркушный, Леош (2005). Жизнь Яначека (на чешском языке). Прага: мечта
- Холландер, Ганс (1963). Яначек . Перевод Пола Гамбургера . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
- Яначек, Леош (1982). Тауски, Вилем ; Тауски, Маргарет (ред.). Леош Яначек: Листья из его жизни . Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 978-0800842994 .
- Яначек, Леош (2003). Стракова, Теодора; Дрликова, Ева (ред.). произведения Литературные . (на чешском языке) Том. 1. Брно: Эдитио Яначек. ISBN 978-80-238-7250-7 . (примечания основаны на кратком изложении на английском языке)
- Яначек, Леош (2007). Леош Фалтус; Ева Дрликова; Сватава Прибанова; Иржи Заградка (ред.). труды Теоретические I (на чешском языке). Том. 2. Брно: Эдитио Яначек. ISBN 978-80-904052-0-2 . (примечания основаны на кратком изложении на английском языке)
- Кундера, Милан (1996). Преданные Заветы . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-17337-2 .
- Кундера, Милан (2004). Мой Яначек (на чешском языке). Брно: Атлантида. ISBN 978-80-7108-256-9 .
- Орт, Иржи (2005). Поздний Сэвидж. Любовь и жизнь Леоша Яначека в операх и письмах [ Поздний дикарь. Любовь и жизнь Леоша Яначека в операх и письмах ] (на чешском языке). Прага: Молодой Фронт. ISBN 978-80-204-1256-0 .
- Пршибаньова, Сватава, изд. (2007). Тема с вариациями. Леош Яначек, переписка с женой Зденкой и дочерью Ольгой [ ... переписка с женой Зденкой и дочерью Ольгой ] (на чешском языке). Прага: Editio Bärenreiter. ISBN 978-80-86385-36-5 .
- Прохазкова, Ярмила (2006). Записи музыкального и танцевального фольклора Яначека I [ Записи музыкального и танцевального фольклора Яначека I ] (на чешском языке). Прага, Брно: Институт этнологии Академии наук Чехии, Приложение. ISBN 978-80-85010-83-1 . (примечания основаны на кратком изложении на английском языке)
- Самсон, Джим (1977). Музыка в переходный период: исследование тонального расширения и атональности, 1900–1920 . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 978-0-393-02193-6 .
- Сенал, Иржи; Выслужил, Иржи (2001). История музыки в Моравии. Властиведа Моравска [ История музыки в Моравии. Моравский фольклор ] (на чешском языке). Брно: Музей и общество национальной истории. ISBN 978-80-7275-021-4 .
- Симеоне, Найджел; Тиррелл, Джон ; Немцова, Алена (1997). Работы Яначека. Каталог музыки и произведений Леоша Яначека . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-816446-3 .
- Штайнмец, Карел (2021). « Модальность Яначека с точки зрения чешских и словацких музыковедов». Музыкологика Бруненсия . 56 (2): 39–47. дои : 10.5817/MB2021-2-4 . hdl : 11222.digilib/144817 . S2CID 247336720 . Проверено 25 августа 2023 г.
- Штедронь, Богумир (1946). письмах Яначек в воспоминаниях и (на чешском языке). Прага: издание Топича.
- Тиррелл, Джон (1991–1992). Чешская опера (на чешском языке). Брно: Opus Musicum. ISBN 978-80-900314-1-8 .
- Тиррелл, Джон; Маккеррас, Чарльз (2003). «Моя жизнь с музыкой Яначека (сэр Чарльз Маккеррас в беседе со специалистом по Яначеку Джоном Тирреллом)». Хитрая маленькая лисичка, Симфониетта, Schluck und Jau, Jealousy... (CD). Леош Яначек (Чешский филармонический оркестр, Карл Маккеррас). Прага: Супрафон. Мистер. 13. СУ 3739-2.
- Тиррелл, Джон (2006–2007). Яначек: Годы жизни. Двухтомная биография композитора . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-17538-3 . (Том 1 – Одинокий дрозд), (Том 2 – Царь лесной).
- Выслужил, Иржи (2001). Музыкальный словарь для всех II [ Музыкальный словарь для всех II ] (на чешском языке) Визовице: Линден. ISBN 978-80-86093-23-9 .
- Заградка, Иржи (2006). Предисловие. По заросшей тропе [ На заросшей тропе ]. Автор Яначек, Леош (Urtext). Перевод Сары Петерс-Графовой. Прага: Editio Bärenreiter . BA 9502. ISMN M-2601-0365-8 .
- Земанова, Мирка (2002). Яначек: Жизнь композитора . Бостон: Издательство Северо-Восточного университета. ISBN 978-1-55-553549-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беккерман, Майкл, изд. (2003). Яначек и его мир . Нью-Йорк: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-11676-1 .
- Беккерман, Майкл (1994). Яначек как теоретик . Стуйвесант, Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 978-0-945193-03-6 .
- Чисхолм, Эрик (1971). Оперы Леоша Яначека . Пергамон Пресс. ISBN 978-0-08-012854-2 .
- Яначек, Леош (2007). Леош Фалтус; Сватава Прибанова; Ева Дрликова (ред.). критического издания сочинений Леоша Яначека Собрание ( на чешском языке). Том. 1. Брно: Эдитио Яначек. ISBN 978-80-904052-0-2 .
- Штедронь, Милош (1998). Леош Яначек и музыка ХХ века . Брно: Фонд Университета Масарикианы. ISBN 80-210-1917-4 .
- Тиррелл, Джон (2005). Интимные письма: Леош Яначек Камиле Стёсловой . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-22510-1 .
- Тиррелл, Джон (1992). Оперы Яначека – Документальный отчет . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-09148-8 .
- Тиррелл, Джон, изд. (1998). Моя жизнь с Яначеком – Мемуары Зденки Яначковой . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 978-0-571-17540-6 – через Интернет-архив .
- Фогель, Ярослав (1997). Леош Яначек: биография . Прага: Академия. ISBN 978-80-200-0622-6 .
- Земанова, Мирка (1989). Несобранные очерки Яначека о музыке . Марион Боярс. ISBN 978-0-71452-857-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Леош Яначек
- 1854 рождения
- 1928 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Фольклористы Австро-Венгрии.
- Чешские музыканты-мужчины XIX века
- Композиторы-классики XX века
- Чехи 20-го века
- Чешские музыканты-мужчины ХХ века
- Композиторы балета
- Композиторы для фортепиано
- Композиторы для органа
- Сборщики чешских народных песен.
- Чешские оперные композиторы
- Чешские композиторы-романтики
- Смертность от пневмонии в Чехословакии
- Чешские оперные композиторы-мужчины
- Жители района Фридек-Мистек
- Музыканты Маркграфства Моравии
- Ученики Карла Райнеке
- Выпускники Лейпцигского университета музыки и театра
- Похороны на Центральном кладбище Брно
- Музыковеды XIX века
- Академический состав Брненской консерватории
- Композиторы Австро-Венгрии