Jump to content

Леош Яначек

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с Яначека )

Леош Яначек
Яначек в 1914 году
Рожденный ( 1854-07-03 ) 3 июля 1854 г.
Гуквальды , маркграфство Моравия, Австрийская империя
Умер 5 декабря 1928 г. ) ( 1928-12-05 ) ( 74 года
Острава , Чехословакия
Занятия
Работает Список композиций
Подпись

Леош Яначек (англ. Чешское произношение: [ˈlɛoʃ ˈjanaːtçek] , [ 1 ] [ 2 ] 3 июля 1854 — 12 августа 1928) — чешский композитор, теоретик музыки , фольклорист , публицист и педагог. На создание оригинального современного музыкального стиля его вдохновила моравская и другая славянская музыка, в том числе восточноевропейская народная музыка.

Яначек родился в Гуквальдах и с раннего возраста проявил музыкальный талант и получил образование в Брно , Праге, Лейпциге и Вене. Затем он вернулся жить в Брно, где женился на своей ученице Зденке Шульцовой и посвятил себя главным образом фольклорным исследованиям. На его более ранние музыкальные произведения повлияли такие современники, как Антонин Дворжак , но примерно на рубеже веков он начал включать свои ранние исследования национальной народной музыки, а также свои транскрипции «речевых мелодий» разговорного языка, чтобы создать современную музыку. , весьма оригинальный синтез. Смерть его дочери Ольги в 1903 году оказала глубокое влияние на его музыкальное творчество; эти заметные трансформации впервые проявились в опере «Енуфа» (часто называемой «Моравской национальной оперой»), премьера которой состоялась в 1904 году в Брно.

В последующие годы Яначек был разочарован отсутствием признания со стороны Праги, но это было окончательно облегчено успехом переработанного издания «Енуфы» в Национальном театре в 1916 году, который дал Яначеку доступ на великие оперные сцены мира. Более поздние работы Яначека являются его самыми знаменитыми. Среди них такие оперы, как «Катя Кабанова» и «Хитрая лисичка» , «Синфониетта» , «Глаголица» , рапсодия «Тарас Бульба », два струнных квартета и другие камерные произведения. Многие из более поздних работ Яначека были созданы под влиянием чешской и русской литературы, его панславистских настроений и его увлечения Камилой Стёсловой .

После его смерти в 1928 году творчество Яначека активно продвигалось на мировой оперной сцене австралийским дирижером Чарльзом Маккеррасом , который также восстановил некоторые из его композиций в их первоначальных, непереработанных формах. У себя на родине он вдохновил новое поколение чешских композиторов, в том числе нескольких своих учеников. Сегодня он считается одним из самых выдающихся чешских композиторов наряду с Дворжаком и Бедржихом Сметаной .

Биография

[ редактировать ]

1854–1872: Молодость и семья.

[ редактировать ]
Школа в Гуквальдах, дом, где родился Яначек.

Леош Яначек, сын школьного учителя Иржи Яначека и Амалии (урожденной Грулиховой) Яначковой , родился в Гуквальдах , Моравия (тогда часть Австрийской империи ) 3 июля 1854 года. [ 3 ] Он родился с шестью выжившими братьями и сестрами и получил имя Лео Ойген. [ 4 ] Он был одаренным ребенком в семье с ограниченным достатком и рано проявил музыкальный талант в хоровом пении. Его отец хотел, чтобы он продолжил семейную традицию и стал учителем, но он уступил очевидным музыкальным способностям Яначека. [ 5 ]

В 1865 году молодой Яначек поступил под опеку фонда аббатства Святого Фомы в Брно , где участвовал в хоровом пении под руководством Павла Кржижковского и иногда играл на органе. [ 6 ] Один из его одноклассников, Франтишек Нойман , позже описал Яначека как «превосходного пианиста, который прекрасно играл симфонии Бетховена в фортепианном дуэте с одноклассником под руководством Кржижковского». [ 7 ] Кржижковский счёл его проблемным и своенравным учеником, но рекомендовал поступить в Пражскую органную школу. [ 8 ] Позже Яначек вспоминал Кржижковского как великого дирижера и педагога.

1873–1880: Образование и начало карьеры.

[ редактировать ]

Первоначально Яначек намеревался изучать игру на фортепиано и органе, но в конечном итоге посвятил себя композиции. Первые вокальные произведения он написал, будучи хормейстером Святополковского ремесленного общества (1873–1876). [ 9 ] В 1874 году он поступил в Пражскую органную школу у Франтишека Скугерского и Франтишека Блажека. [ 10 ] Его студенческие годы в Праге были скучными; поскольку в его комнате не было пианино, ему приходилось довольствоваться клавиатурой, нарисованной на столе. [ 11 ] Его критика исполнения Скугерским григорианской мессы была опубликована в мартовском выпуске журнала «Цецили» 1875 года и привела к его исключению из школы, но Скугерский уступил, и 24 июля 1875 года Яначек окончил школу с лучшими результатами в своем классе. [ 12 ]

По возвращении в Брно он зарабатывал на жизнь учителем музыки и руководил различными любительскими хорами . С 1876 года преподавал музыку в Брненском учительском институте. Среди его учениц была Зденка Шульцова, дочь директора института Эмилиана Шульца. Позже она станет женой Яначека. [ 10 ] В 1876 году он также стал учеником Амалии Викенхаузеровой-Нерудовой по игре на фортепиано, вместе с которой он организовывал камерные концерты и выступал на концертах в течение следующих двух лет. В феврале 1876 года он был избран хормейстером Беседа Бренской филармонии . Если не считать перерыва с 1879 по 1881 год, он оставался его хормейстером и дирижером до 1888 года. [ 13 ]

С октября 1879 по февраль 1880 года он изучал фортепиано, орган и композицию в Лейпцигской консерватории . Там он сочинил Thema con variazioni для фортепиано си-бемоль с подзаголовком «Вариации Зденки» . [ 14 ] Недовольный своими учителями (среди них Оскар Поль и Лео Гриль) и отказ от учебы у Камиля Сен-Санса в Париже, Яначек перешел в Венскую консерваторию , где с апреля по июнь 1880 года изучал композицию у Франца Кренна . [ 15 ] Он скрывал свое несогласие с неоромантизмом Кренна, но бросил занятия Йозефа Дакса и дальнейшее обучение игре на фортепиано после того, как его критиковали за его стиль и технику игры на фортепиано. [ 16 ] Он представил на конкурс Венской консерватории сонату для скрипки (теперь утерянную), но судьи отклонили ее как «слишком академическую». [ 17 ] Яначек покинул консерваторию в июне 1880 года, разочарованный, несмотря на очень лестный личный отчет Франца Кренна. [ 18 ] Одним из его одноклассников и друга в Вене был композитор и пианист Йозеф Вайс . [ 19 ]

1881–1899: Фольклорное творчество и ранние композиции.

[ редактировать ]
Бывшая органная школа в Брно. Яначек жил в небольшом домике в саду виллы. Его садовый домик сегодня является мемориалом Леоша Яначека.

Яначек вернулся в Брно [ 20 ] где 13 июля 1881 года он женился на своей молодой ученице Зденке Шульцовой. [ 6 ]

В 1881 году Яначек основал и был назначен директором органной школы и занимал этот пост до 1919 года, когда школа стала Брненской консерваторией . [ 6 ] В середине 1880-х годов Яначек начал сочинять более систематически. Среди других произведений он создал « Четыре мужских хора» (1886), посвященные Антонину Дворжаку, и свою первую оперу «Шарка» (1887–1888). [ 21 ] В этот период он начал собирать и изучать народную музыку, песни и танцы. В первые месяцы 1887 года он резко раскритиковал комическую оперу «Женихи » чешского композитора Карела Коваржовича в обзоре журнала «Hudební listy» : «Какая мелодия запомнилась вам? Какой мотив? Это драматическая опера? Нет, я бы написал на афише: «Комедия исполняется под музыку», поскольку музыка и либретто не связаны друг с другом». [ 22 ] Рецензия Яначека, очевидно, привела к взаимной неприязни, а затем и к профессиональным трудностям, когда Коваржович, будучи директором Национального театра в Праге , отказался поставить оперу Яначека «Енуфа» . [ 23 ] [ 24 ]

С начала 1890-х годов Яначек возглавил основное направление фольклористской деятельности в Моравии и Силезии , используя репертуар народных песен и танцев в оркестровых и фортепианных обработках. Многие из использованных им мелодий были записаны им, но вторым источником была Ксавера Белхалкова , которая прислала ему от 70 до 100 мелодий, которые она собрала со всего региона Хана в центральной Моравии . [ 25 ]

Большинство его достижений в этой области были опубликованы в 1899–1901 годах, хотя его интерес к фольклору сохранялся на всю жизнь. [ 26 ] Его композиционное творчество все еще находился под влиянием декламационного, драматического стиля Сметаны и Дворжака . он выразил крайне негативное мнение о немецком неоклассицизме и особенно о Вагнере . В «Худебни листы» основанном им в 1884 году журнале [ 27 ] За смертью его второго ребенка, Владимира, в 1890 году последовала попытка написать оперу «Начало романса» (1891) и кантату «Амарус» (1897).

1900–1915: Трудные годы.

[ редактировать ]
» Яначека. Единственная сохранившаяся страница рукописи с автографом «Енуфы
Яначек в 1904 году

В первом десятилетии 20-го века Яначек сочинил хоровую церковную музыку, в том числе «Отченаш» («Отче наш», 1901), «Конституции» (1903) и «Аве Мария» (1904). В 1901 году была опубликована первая часть его фортепианного цикла «По заросшей тропе» , который постепенно стал одним из наиболее часто исполняемых его произведений. [ 28 ] В 1902 году Яначек дважды посетил Россию. В первый раз он отвез свою дочь Ольгу в Санкт-Петербург , где она осталась изучать русский язык. Лишь через три месяца он вернулся в Санкт-Петербург с женой, потому что Ольга сильно заболела. Ее отвезли обратно в Брно , но ее здоровье ухудшилось. [ 29 ]

Яначек выразил свои болезненные чувства к дочери в новом произведении, своей опере «Енуфа» , в которой страдания его дочери преобразились в страдания Енуфы. [ 30 ] Когда в феврале 1903 года Ольга умерла, Яначек посвятил Енуфу ее памяти. Опера была исполнена в Брно в 1904 году. [ 31 ] с разумным успехом, но Яначек считал, что это не более чем провинциальное достижение. Он стремился к признанию со стороны более влиятельной пражской оперы, но Енуфе там отказали (до ее первого исполнения в Праге прошло двенадцать лет). [ 32 ] Удрученный и эмоционально истощенный, Яначек отправился на курорт Лугачовице , чтобы поправиться. послужила темой для его следующей оперы « Судьба» Урвалкову, история любви которой Там он встретил Камилу . [ 33 ]

В 1905 году Яначек присутствовал на демонстрации в поддержку чешского университета в Брно, где насильственная смерть Франтишека Павлика, молодого столяра, от рук полиции вдохновила его на создание сонаты для фортепиано 1. X. 1905 ( «С улицы» ). [ 34 ] Этот инцидент побудил его к дальнейшей пропаганде антигерманского и антиавстрийского духа Русского кружка , соучредителем которого он был в 1897 году. [ 35 ] и который будет официально запрещен австрийской полицией в 1915 году. [ 36 ] В 1906 году он обратился к чешскому поэту Петру Безручу , с которым позже сотрудничал, сочинив несколько хоровых произведений на стихи Безруча. В их число входили Кантор Хальфар (1906 г.), Маричка Магдонова (1908 г.) и 70 000 (1909 г.). [ 37 ]

Жизнь Яначека в первое десятилетие ХХ века была осложнена личными и профессиональными трудностями. Он все еще жаждал творческого признания в Праге. [ 38 ] Некоторые свои произведения он уничтожил, другие остались незавершенными. Тем не менее, он продолжал сочинять и создал несколько замечательных хоровых, камерных, оркестровых и оперных произведений, наиболее известными из которых являются кантата 1914 года, Věčné evangelium ( «Вечное Евангелие» ), Pohádka ( «Сказка ») для виолончели и фортепиано (1910), фортепианный цикл 1912 года V mlhách ( «В туманах» ), его скрипичная соната и его первая симфоническая поэма. Шумаржово дите ( Ребенок скрипача ). Его пятая опера, Výlet pana Broučka do měsíce , написанная с 1908 по 1917 год, была охарактеризована как самая «чисто чешская по сюжету и трактовке» из всех опер Яначека. [ 39 ]

1916–1928: прорыв и шедевры.

[ редактировать ]

В 1916 году у него начались длительные профессиональные и личные отношения с театральным критиком, драматургом и переводчиком Максом Бродом . [ 40 ] [ 41 ] В том же году «Енуфа » в редакции Коваржовича была наконец принята Национальным театром. Его выступление в Праге в 1916 году имело большой успех и принесло Яначеку первое признание. [ 42 ] [ 43 ]

Камила Стёслова с сыном Отто в 1917 году.

После пражской премьеры он завязал отношения с певицей Габриэлой Хорватовой, что привело к попытке самоубийства его жены Зденки и их «неформальному» разводу. [ 30 ] [ 44 ] Год спустя (1917) он встретил Камилу Стёслову , молодую замужнюю женщину на 38 лет моложе его, которая должна была вдохновлять его на оставшиеся годы его жизни. Он вел с ней одержимую и (по крайней мере, со своей стороны) страстную переписку, состоящую из почти 730 писем. [ 45 ] С 1917 по 1919 год, глубоко вдохновленный Штёсловой, он написал «Дневник исчезнувшего» . Завершив окончательную доработку, он приступил к своему следующему произведению «Камила» — опере «Катя Кабанова» . [ 46 ] [ нужна страница ]

В 1920 году Яначек ушел с поста директора Брненской консерватории, но продолжал преподавать до 1925 года. [ 47 ] В 1921 году он посетил лекцию индийского философа-поэта Рабиндраната Тагора и использовал стихотворение Тагора как основу для хора «Блуждающий безумец» (1922). [ 48 ] В начале 1920-х годов Яначек завершил свою оперу «Хитрая маленькая лисичка» , вдохновленную сериализованной новеллой Рудольфа Тесноглидека в газете Lidové noviny . [ 49 ]

дал ему интервью На 70-м году жизни Яначека (1924 г.) его биография была опубликована Максом Бродом, и Олин Даунс для The New York Times . [ 45 ] В 1925 году он ушел с преподавательской деятельности, но продолжил сочинять музыку и был удостоен первой степени почетного доктора Масариковского университета в Брно. Весной 1926 года он создал свою «Синфониетту» — монументальное оркестровое произведение, быстро получившее широкое признание критиков. В том же году он отправился в Англию по приглашению Розы Ньюмарч . Ряд его произведений был исполнен в Лондоне, в том числе его первый струнный квартет, духовой секстет « Юность » и соната для скрипки. [ 50 ] Вскоре после этого, еще в 1926 году, он начал составлять оправу к старославянскому тексту. Результатом стала масштабная оркестровая глаголическая месса . [ 51 ]

Яначека состоялась мировая премьера лирического Концертино для фортепиано, двух скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота В 1926 году в Брно . [ 52 ] Примерно в то же время Яначек начал работу над аналогичным камерным произведением для еще более необычного набора инструментов: Каприччио для фортепиано левой руки, флейты, двух труб, трех тромбонов и тенор-тубы, было написано для пианиста Отакара Холлмана , потерявшего использование правой руки во время Первой мировой войны. Премьера состоялась в Праге 2 марта 1928 года. [ 53 ]

Могила Яначека в Брно

В 1927 году – в год первых выступлений Симфониетты в Нью-Йорке, Берлине и Брно – он приступил к сочинению своего последнего оперного произведения « Из мертвого дома» , третий акт которого после его смерти окажется на его столе. В январе 1928 года он начал свой второй струнный квартет « Интимные письма» , свой «манифест о любви». Тем временем Симфониетта исполнялась в Лондоне, Вене и Дрездене. В последние годы жизни Яначек стал международной знаменитостью. Он стал членом Прусской академии художеств в Берлине в 1927 году вместе с Арнольдом Шенбергом и Паулем Хиндемитом . [ 54 ] [ 55 ]

Смерть и похороны

[ редактировать ]

В августе 1928 года он отправился на экскурсию в Штрамберк с Камилой Стёсловой и ее сыном Отто, но простудился, переросший в пневмонию. Он умер 12 августа 1928 года в Остраве , в санатории доктора Л. Кляйна, в возрасте 74 лет. Ему устроили большие публичные похороны, на которых звучала музыка из последней сцены его « Лисички-хитрой» . Похоронен на Поле Почета Центрального кладбища Брно. [ 56 ]

Личность

[ редактировать ]
Яначек с женой Зденкой, 1881 год.
Ольга Яначкова

Яначек работал не покладая рук всю свою жизнь. Он руководил органной школой, был профессором педагогического института и гимназии в Брно, собирал транскрипции народных песен, разговоров и вокалов животных. [ 57 ] все время сочиняю. С раннего возраста он представлял себя индивидуалистом, и его твердо сформулированные мнения часто приводили к конфликтам. Он без колебаний критиковал своих учителей, которые считали его дерзким и антиавторитарным учеником, однако собственные ученики считали его строгим и бескомпромиссным. Вилем Тауский , один из его учеников, описал свои встречи с Яначеком как несколько тревожные для человека, не привыкшего к его личности, и отметил, что характерные отрывистые речевые ритмы Яначека были воспроизведены в некоторых из его оперных персонажей. [ 58 ] В 1881 году Яначек отказался от своей ведущей роли в Beseda brněnská в ответ на критику, но быстрое снижение Beseda привело к его отзыву в 1882 году. качества исполнения [ 59 ]

Его семейная жизнь, размеренная и спокойная в первые годы, становилась все более напряженной и трудной после смерти его дочери Ольги в 1903 году. Годы усилий в безвестности взяли свое и почти положили конец его амбициям как композитора: «Я был избит», - писал он позже, - «Мои собственные ученики давали мне советы – как сочинять, как говорить через оркестр». [ 44 ] Успех 1916 года, когда Карел Коваржович наконец решил исполнить «Енуфу» в Праге, принес свои проблемы. Яначек неохотно смирился с изменениями, навязанными его работе. Его успех привел его на музыкальную сцену Праги и внимание сопрано Габриэлы Хорватовой [ cs ] , которая вела его в пражском обществе. Яначек был ею очарован. По возвращении в Брно он, похоже, не скрывал своей новой страсти от Зденки, которая в ответ попыталась покончить жизнь самоубийством. [ 60 ] В то Рождество, после того как Яначек заподозрил Зденку в отправке Хорватовой анонимного письма, Зденка попыталась спровоцировать развод, но пара согласилась согласиться на «неформальный» развод. С тех пор и до смерти Яначека они жили отдельной жизнью в одном доме. [ 61 ] Со временем Яначек потерял интерес к Хорватовой. [ 62 ]

В 1917 году он начал свою пожизненную, вдохновляющую и безответную страсть к Камиле Стёсловой , которая не искала и не отвергала его преданности. [ 63 ] Яначек в своей переписке просил назвать имена. В 1927 году она наконец согласилась и подписалась « Тва Камила » (Твоя Камила) в письме, которое нашла Зденка. Это разоблачение спровоцировало яростную ссору между Зденкой и Яначеком, хотя их жилищные условия не изменились – Яначек, кажется, уговорил ее остаться. [ 63 ] В 1928 году, в год своей смерти, Яначек признался в намерении предать гласности свои чувства к Стёсслове. Максу Броду пришлось его отговаривать. [ 64 ] Современники и сотрудники Яначека описывали его как недоверчивого и сдержанного, но способного на навязчивую страсть к тем, кого он любил. Его непреодолимая страсть к Стёсловой была искренней, но граничила с саморазрушением. [ 64 ] Их письма остаются важным источником художественных намерений и вдохновения Яначека. Его письма к многострадальной жене, напротив, носят приземленный описательный характер. Зденка, кажется, уничтожила все свое Яначеку. Сохранилось лишь несколько открыток. [ 64 ]

В 1874 году Яначек подружился с Антонином Дворжаком и начал сочинять музыку в относительно традиционном романтическом стиле. После оперы «Шарка» (1887–1888) его стиль впитал в себя элементы моравской и словацкой народной музыки .

Его музыкальная ассимиляция ритма, контура высоты тона и модуляций нормальной чешской речи (особенно моравских диалектов ) помогла создать очень характерные вокальные мелодии его оперы «Енуфа» (1904), успех которой в 1916 году в Праге стал поворотным моментом в его карьере. В Енуфе Яначек разработал и применил концепцию «речевых мелодий» ( чеш . nápěvky mluvy ), чтобы построить уникальный музыкально-драматический стиль, совершенно независимый от «вагнеровского» драматического метода. Он изучал обстоятельства, при которых менялись «речевые мелодии», психологию и темперамент говорящих, а также связность речи - все это помогало передать драматически правдивые роли его зрелых опер и стало одним из наиболее значительных маркеров его стиля. [ 57 ] [ 65 ] Яначек в своем вокале продвинул эти стилистические принципы гораздо дальше, чем Модест Мусоргский , и, таким образом, предвосхищает более поздние работы Белы Бартока . [ 66 ] Стилистическая основа его более поздних работ зародилась в период 1904–1918 годов, но большую часть своих произведений – и самые известные произведения – Яначек написал в последнее десятилетие своей жизни. [ 55 ]

Большая часть работ Яначека демонстрирует большую оригинальность и индивидуальность. В ней используется значительно расширенный взгляд на тональность , используются неортодоксальные интервалы и структуры аккордов, а часто и модальность : «нет музыки без тональности . Атональность отменяет определенную тональность и, следовательно, тональную модуляцию … Народная песня не знает атональности». [ 67 ] Яначек имеет фигуры и узоры аккомпанемента , с (по словам Джима Самсона ) «непрерывным движением его музыки... аналогичным образом достигаемым неортодоксальными средствами; часто речь состоит из коротких, «незаконченных» фраз, состоящих из постоянных повторений коротких мотивов , которые собираются импульс в кумулятивной форме». [ 66 ] Яначек в своих теоретических работах назвал эти мотивы « щасовками » (единственное число «щасовка »). « Щасовка » не имеет строгого английского эквивалента, но Джон Тиррел , ведущий специалист по музыке Яначека, описывает ее как «маленькую вспышку времени, почти своего рода музыкальную капсулу, которую Яначек часто использовал в медленной музыке как крошечные быстрые мотивы с удивительно характерные ритмы, которые должны наполнять музыкальный поток». [ 68 ] Использование Яначеком этих повторяющихся мотивов демонстрирует отдаленное сходство с композиторами-минималистами ( Чарльз Маккеррас назвал Яначека «первым композитором-минималистом»). [ 51 ]

Вдохновение

[ редактировать ]

Фольклор

[ редактировать ]

Яначек находился под глубоким влиянием фольклора и восточноевропейской народной музыки, в частности моравской народной музыки , но не повсеместного идеализированного варианта романтического фольклора XIX века. Он применил реалистичный, описательный и аналитический подход к материалу. [ 69 ] [ 70 ] Моравские народные песни по сравнению с чешскими аналогами гораздо свободнее и нерегулярнее по метрической и ритмической структуре, разнообразнее по мелодическим интервалам. [ 71 ] Изучая моравские лады, Яначек обнаружил, что крестьянские музыканты не знали названий ладов и имели свои собственные способы обращения к ним. Он использовал термин «Моравская модуляция» для описания гармонической прогрессии I – VII, [ 72 ] что он считал общей характеристикой народной музыки этого региона. [ 71 ]

Яначек частично написал оригинальные фортепианные аккомпанементы к более чем 150 народным песням, сохраняя их первоначальную функцию и контекст. [ 73 ] и отчасти использовал народное вдохновение в своих произведениях, особенно в зрелых сочинениях. [ 69 ] Его работы в этой области не были стилистически подражательными; вместо этого он разработал новую и оригинальную музыкальную эстетику, основанную на глубоком изучении основ народной музыки. [ 69 ]

Глубокая и пожизненная привязанность Яначека к России и русской культуре представляет собой еще один важный элемент его музыкального вдохновения. [ 74 ] В 1888 году он посетил пражское исполнение музыки Чайковского и познакомился со старшим композитором. Яначек глубоко восхищался Чайковским и особенно ценил его высокоразвитую музыкальную мысль в связи с использованием русских народных мотивов. [ 75 ] Русское вдохновение Яначека особенно заметно в его более поздних камерных, симфонических и оперных произведениях. [ 74 ] Он внимательно следил за развитием русской музыки с ранних лет и в 1896 году, после своего первого визита в Россию, основал Русский кружок в Брно. Яначек читал русских авторов на языке оригинала. Их литература стала для него огромным и надежным источником вдохновения, хотя это и не заслоняло от него проблемы российского общества. [ 74 ] Ему было двадцать два года, когда он написал свое первое произведение на русскую тему: мелодраму « Смерть » на стихотворение Лермонтова . В своих более поздних произведениях он часто использовал литературные модели с резко очерченными сюжетами. [ 74 ] Жуковского В 1910 году «Сказка о царе Берендее» вдохновила его на написание « Сказки для виолончели и фортепиано» . Он сочинил рапсодию «Тарас Бульба» (1918) на рассказ Гоголя , а пять лет спустя, в 1923 году, завершил свой первый струнный квартет, вдохновленный « Толстого Крейцеровой сонатой» . Две его поздние оперы были основаны на русские темы: «Катя Кабанова» , написанная в 1921 году по Александра Островского пьесе «Гроза» , и его последнее произведение « Из мертвого дома », превратившее Достоевского видение мира в захватывающее зрелище. коллективная драма. [ 74 ] : 7 

Другие композиторы

[ редактировать ]

Одним из первых людей, оказавших влияние на Яначека, был Антонин Дворжак. [ 70 ] которым он всегда глубоко восхищался и которому посвятил некоторые из своих произведений. Дворжака Он переработал часть Моравских дуэтов для смешанного хора в оригинальном фортепианном сопровождении. В первые годы 20 века Яначек все больше интересовался музыкой других европейских композиторов. Его опера «Судьба» стала ответом на другое значимое и известное произведение в современной богеме — «Луизу » французского композитора Гюстава Шарпантье . [ 76 ] Влияние Джакомо Пуччини особенно заметно в более поздних произведениях Яначека, например, в его опере « Катя Кабанова» . Хотя он внимательно наблюдал за развитием европейской музыки, его оперы оставались прочно связанными с чешскими и славянскими темами. [ 77 ]

Публикации

[ редактировать ]

Яначек публиковал работы, эссе и статьи по теории музыки в течение пятидесяти лет, с 1877 по 1927 год. Он писал и редактировал журнал «Hudební listy» , а также сотрудничал со многими специализированными музыкальными журналами, такими как «Cecílie» , «Hlidka» и «Dalibor» . Он также завершил несколько обширных исследований, таких как « Полная теория гармонии» , «Построение аккордов и их связей» и «Основы музыкального ритма» . [ 78 ] В своих эссе и книгах Яначек исследовал различные музыкальные темы, формы, теории мелодии и гармонии, двойные и триадные аккорды, контрапункт (или «опора», что означает «опора») и посвятил себя изучению душевной композиции. [ 79 ] В его теоретических работах особое внимание уделяется чешскому термину «sčasování», специальному слову Яначека, обозначающему ритм, который имеет отношение ко времени ( час по-чешски), а также к обращению со временем в музыкальной композиции. [ 80 ] Он различал несколько видов ритма ( счасовки ): « znící » (звучание) – означает любой ритм, « читаци » (счет) – означает более мелкие единицы, измеряющие ход ритма; и « scelovací » (суммирование) – длинное значение, содержащее длину ритмической единицы. [ 81 ] Яначек широко использовал сочетание их взаимного действия в своих произведениях. [ 82 ]

Помимо публикаций в музыкальных журналах, Яначек также писал эссе, отчеты, обзоры, фельетоны, статьи и книги, регулярно публикуя такой контент в местных газетах Брно. [ 83 ] Его работы в этой области насчитывают около 380 отдельных произведений. Литературное наследие Яначека представляет собой важную иллюстрацию его жизни, общественной деятельности и искусства. [ 84 ]

Избранные произведения

[ редактировать ]

Ниже представлена ​​подборка многих публикаций Яначека. [ 85 ] [ 86 ]

  • О идеальном образе диадного аккорда (1885–1886)
  • Бедржих Сметана : О музыкальных формах (1886)
  • Об идее ключа (1886–1887)
  • О научности теорий гармонии (1887 г.)
  • О тройзвуку (О триаде) (1887–1888)
  • Слово о контрапункте (1888)
  • Новое течение в теории музыки (1894)
  • О построении аккордов и их последовательности (1896 г.)
  • Современная гармоническая музыка (1907)
  • Мое мнение о «времени » (Ритм) (1907)
  • О « тайминге » Из практики (1908)
  • Вес реальных мотивов (1910)
  • О ходе умственной композиционной работы (1916)
  • Полная теория гармонии (1920)

Исследование народной музыки

[ редактировать ]
Яначек собирает народные песни 19 августа 1906 года в Страни.

Яначек происходил из региона, характеризующегося глубоко укоренившейся народной культурой , которую он исследовал, будучи молодым студентом под руководством Павла Кржижковского. [ 87 ] Его встреча с фольклористом и диалектологом Франтишеком Бартошем (1837–1906) имела решающее значение в его собственном развитии как фольклориста и композитора и привела к их совместным и систематическим сборникам народных песен. [ 87 ] Яначек сам по себе стал важным коллекционером, особенно лахских , моравско-словацких , моравско-валахских и словацких песен. С 1879 года в его сборниках появились расшифровки речевых интонаций. [ 88 ] Он был одним из организаторов чешско-славянской фольклорной выставки , важного события в чешской культуре конца XIX века. С 1905 года он был президентом вновь созданного Рабочего комитета чешской национальной народной песни в Моравии и Силезии , филиала австрийского института Das Volkslied в Остеррайхе (Народная песня в Австрии), который был основан в 1902 году венским издательством Universal Edition . Яначек был пионером и пропагандистом этнографической фотографии в Моравии и Силезии. [ 89 ] В октябре 1909 года он приобрел фонограф Эдисона и стал одним из первых, кто использовал фонографическую запись в качестве инструмента исследования фольклора. Некоторые из этих записей сохранились и были переизданы в 1998 году. [ 90 ]

Яначек с Карелом Коваржовичем и Яном Кунцом летом 1917 года.

Чешское музыковедение начала 20 века находилось под сильным влиянием романтизма, в частности стилей Вагнера и Сметаны. Практика исполнения была консервативной и активно сопротивлялась стилистическим инновациям. Карела Коваржовича При жизни Яначек неохотно уступил инструментальной аранжировке «Енуфы» , особенно заметно в финале, в котором Коваржович добавил более «праздничное» звучание труб и валторн, а также удвоил некоторые инструменты, чтобы поддержать «плохие» инструменты Яначека. [ 91 ] Партитура «Енуфы» была позже восстановлена ​​Чарльзом Маккеррасом и теперь исполняется в соответствии с первоначальными намерениями Яначека. [ 92 ]

Другой крупный чешский музыковед, Зденек Неедлы , большой поклонник Сметаны, а затем министр культуры от коммунистов, осудил Яначека как автора, который мог накопить много материала, но не смог ничего с ним поделать. Он назвал стиль Яначека «неодушевленным», а его оперные дуэты «всего лишь речевыми мелодиями», без полифонической силы. [ 93 ] Неедлы считал Яначека скорее композитором-любителем, музыка которого не соответствовала стилю Сметаны. По словам Чарльза Маккерраса, он пытался уничтожить Яначека профессионально. [ 94 ] В 2006 году чешский эстетик и музыкальный критик Йозеф Бартош охарактеризовал Яначека как «музыкального эксцентрика», упорно цепляющегося за несовершенный импровизационный стиль, но Бартош ценил некоторые элементы творчества Яначека и оценивал его более положительно, чем Неедлы. [ 95 ]

Друг и соратник Яначека Вацлав Талич , бывший главный дирижер Чешской филармонии , иногда корректировал партитуры Яначека, в основном из-за их инструментов и динамики; некоторые критики резко напали на него за это. [ 96 ] Талич заново оркестровал «Тараса Бульбу» и сюиту из «Хитрой лисицы», оправдывая последнюю утверждением, что «невозможно было исполнить ее в Пражском национальном театре, если она не была полностью переработана». Перестановка Талича несколько ослабила специфические звуки и контрасты оригинала Яначека, но оставалась стандартной версией на протяжении многих лет. [ 97 ] Чарльз Маккеррас начал исследовать музыку Яначека в 1960-х годах и постепенно восстановил характерную музыку композитора. Критическое издание партитур Яначека издается чешским изданием Editio Janáček . [ 98 ]

Наследие

[ редактировать ]
Рельеф Яначека работы Юлиуса Пеликана в Оломоуце

Яначек принадлежит к волне композиторов двадцатого века , которые стремились к большему реализму и большей связи с повседневной жизнью в сочетании с более всеобъемлющим использованием музыкальных ресурсов. Его оперы, в частности, демонстрируют использование мелодических линий, полученных из «речи», народного и традиционного материала, а также сложного модального музыкального аргумента . [ 99 ] Он также вдохновил теоретиков музыки (среди них Ярослав Волек ) поставить развитие ладов на тот же уровень важности, что и гармония в музыке. [ 100 ] Наряду с Дворжаком и Сметаной его обычно считают одним из самых выдающихся чешских композиторов. [ 101 ]

Оперы его зрелого периода: «Енуфа» (1904), «Катя Кабанова» (1921), «Хитрая лисичка» (1924), «Дело Макропулоса» (1926) и «Из мертвого дома» (по роману Достоевского , премьера состоялась посмертно в 1930 году). ) считаются его лучшими произведениями. [ 102 ] Австралийский дирижер сэр Чарльз Маккеррас стал очень тесно связан с операми Яначека. [ 103 ]

Камерная музыка Яначека, хотя и не особенно объемна, включает произведения, которые широко считаются классикой двадцатого века, особенно два его струнных квартета : Квартет № 1, «Крейцерова соната», вдохновленная романом Толстого , и Квартет № 2». Интимные письма» . Милан Кундера назвал эти композиции вершиной творчества Яначека. [ 104 ]

Яначек основал в Брно композиторскую школу. Среди его известных учеников были Ян Кунц , Вацлав Капрал , Вилем Петржелка , Ярослав Квапил , Освальд Хлубна , Бржетислав Бакала и Павел Хаас . Большинство его учеников не подражали и не развивали стиль Яначека, что не оставило ему прямых стилистических потомков. По словам Милана Кундеры, Яначек разработал личный современный стиль в относительной изоляции от современных модернистских движений, но находился в тесном контакте с развитием современной европейской музыки. Его путь к новаторскому «модернизму» последних лет жизни был долгим и одиноким, и к 50-летию он достиг истинной индивидуальности как композитор. [ 104 ] [ 105 ]

Звезда на Musik Meile Vienna [ Музыкальная миля Вена ]

Сэр Чарльз Маккеррас , австралийский дирижер, который способствовал продвижению произведений Яначека на оперных сценах мира, описал его стиль как «... совершенно новый и оригинальный, отличный от всего остального... и его невозможно привязать к какому-либо одному стилю». [ 106 ] По словам Маккерраса, использование Яначеком целотоновой гаммы отличается от использования Дебюсси , его вдохновение в народной музыке совершенно не похоже на вдохновение Дворжака и Сметаны, а его характерно сложные ритмы отличаются от техник молодого Стравинского . [ 107 ]

Французский дирижер и композитор Пьер Булез , интерпретировавший оперы и оркестровые произведения Яначека, назвал его музыку удивительно современной и свежей: «Ее повторяющийся пульс меняется благодаря изменениям ритма, тона и направления». Он описал свою оперу « Из мертвого дома» как «примитивную в лучшем смысле этого слова, но в то же время чрезвычайно сильную, как картины Леже , где рудиментарный характер допускает очень энергичное выражение». [ 108 ]

Чешский дирижер, композитор и писатель Ярослав Фогель написал в 1958 году то, что долгое время считалось стандартной биографией Яначека. Впервые она появилась в немецком переводе: [ 109 ] и в чешском оригинале в 1963 году. Первый английский перевод вышел в 1962 году, а позже он был переиздан в версии, отредактированной Карелом Яновицким , в 1981 году. Чарльз Маккеррас считал его своей «библией Яначека». [ 110 ]

Жизнь Яначека была показана в нескольких фильмах. В 1974 году Ева Мария Канькова сняла короткометражный документальный фильм « Фотограф и музыка» о чешском фотографе Йозефе Судеке и его отношении к творчеству Яначека. [ 111 ] В 1983 году Братьев выпустила набережная анимационный фильм « Леош Яначек: Интимные экскурсии » о жизни и творчестве Яначека, а в 1986 году чешский режиссер Яромил Йиреш снял «Лев с белой гривой», который показал любовное вдохновение, лежащее в основе работ Яначека. [ 112 ] В поисках Яначека — чешский документальный фильм, снятый в 2004 году Петром Канькой и посвященный 150-летию со дня рождения Яначека. Анимационная версия мультфильма «Хитрая маленькая лисичка» была создана в 2003 году BBC с музыкой в ​​исполнении Немецкого симфонического оркестра Берлина под управлением Кента Нагано . [ 113 ] Переаранжировка вступления Sinfonietta была использована прогрессив-рок-группой Emerson, Lake & Palmer для песни «Knife-Edge» на их дебютном альбоме 1970 года . [ 114 ]

Филармонический оркестр Яначека был основан в 1954 году. [ 115 ] Сегодня ансамбль из 116 человек ассоциируется преимущественно с современной музыкой, но также регулярно исполняет произведения из классического репертуара. Оркестр проживает в Доме культуры Витковице (Dům kultury Vítkovice) в Остраве , Чехия. Оркестр много гастролирует и выступал в Европе, США, Австралии, Японии, Южной Корее и на Тайване . [ 116 ]

астероид 2073 Яначек , открытый в 1974 году Любошем Когоутеком . В его честь назван [ 117 ] В Харуки Мураками романе «1Q84» (2009/2010) «Синфониетта» Яначека используется в качестве повторяющегося сюжета. был Остравы Международный аэропорт переименован в честь Яначека в ноябре 2006 года. [ 118 ]

  1. ^ «Яначек» . Словарь Коллинза . Проверено 29 августа 2023 г.
  2. ^ Тиррелл 2006–2007 , с. XXV, Том. 1.
  3. ^ Дрликова 2004 , с. 7.
  4. ^ Тиррелл 2006–2007 , стр. 30, 134, Vol. 1.
  5. ^ Тиррелл 2006–2007 , стр. 33–35, Vol. 1.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Дрликова 2004 , с. 33.
  7. ^ Сочельник 1946 года , стр. 24.
  8. ^ Рождество 1946 года , с. 29.
  9. ^ Дрликова 2004 , с. 13.
  10. ^ Перейти обратно: а б Чернушак, Штедронь и Новачек 1963 , с. 557.
  11. ^ Рождество 1946 года , с. 32.
  12. ^ Рождество 1946 года , с. 31.
  13. ^ Дрликова 2004 , с. 19.
  14. ^ Дрликова 2004 , стр. 27, 29.
  15. ^ Фиркушный 2005 , стр. 45.
  16. ^ Рождество 1946 года , с. 55.
  17. ^ Рождество 1946 года , с. 57.
  18. ^ Фиркушный 2005 , стр. 48.
  19. ^ Шиндлер, Агата (25 ноября 2020 г.). «Кошице братья Вайс и Берень в Берлине, Нью-Йорке, Париже и Будапеште» . Журнал «Опера Словакия» .
  20. ^ Дрликова 2004 , с. 31.
  21. ^ Вышел на пенсию в 2001 г. , с. 224.
  22. ^ Сочельник 1946 , стр. 111–112.
  23. ^ Рождество 1946 года , с. 112.
  24. ^ Дрликова 2004 , с. 41.
  25. ^ Симеоне, Тиррелл и Немцова 1997 , стр. 250.
  26. ^ Прохазкова 2006 , с. 380.
  27. ^ Фиркушный 2005 , с. 62.
  28. ^ Сад 2006 , с. XI.
  29. ^ Тиррелл 2006–2007 , стр. 525–542, Vol. 1.
  30. ^ Перейти обратно: а б Пламли, Гэвин. «Яначек: краткая биография» . Архивировано из оригинала 18 сентября 2008 года . Проверено 15 сентября 2008 г.
  31. ^ Приобретено и заработано в 2001 г. , с. 183.
  32. ^ Тиррелл, Джон (1982). Катя Кабанова . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. Мистер. 2 . ISBN  978-0-521-29853-7 .
  33. ^ Тиррелл, Джон (1972). Яначека « Судьба ». Музыкальные времена . 113 (1547): 34–37. дои : 10.2307/957619 . JSTOR   957619 .
  34. ^ Дрликова 2004 , с. 67.
  35. ^ Чернушак, Штедронь и Новачек 1963 , с. 558.
  36. ^ Дрликова 2004 , с. 81.
  37. ^ Заводский, Артур (1981). «Петр Безруч и Леош Яначек» (PDF) . Труды философского факультета Брненского университета . Д (28): 32–33 . Проверено 24 августа 2023 г.
  38. ^ Вышел на пенсию в 2001 г. , с. 225.
  39. ^ Шоу-Тейлор, Десмонд (1958). «Оперы Леоша Яначека». Труды Королевской музыкальной ассоциации . 85 : 49–64. дои : 10.1093/jrma/85.1.49 . (требуется подписка)
  40. ^ Дрликова 2004 , стр. 83.
  41. ^ C Зюскинд, Яначек и Брод . Издательство Йельского университета, 1985, ISBN   0-300-03420-2
  42. ^ Штедронь, Милош (2006). Енуфа (Оперный хор и оркестр Брно Яначека, дирижер Франтишек Йилек ) (CD). Перевод Теда Ванга. Леош Яначек. Прага: Супрафон . СУ 3869-2.
  43. ^ Приобретено и заработано в 2001 г. , стр. 184, 185.
  44. ^ Перейти обратно: а б Пршибаньова 2007 , с. 8.
  45. ^ Перейти обратно: а б Дрликова 2004 , с. 99.
  46. ^ Тиррелл 2006–2007 , Том. 2.
  47. ^ Дрликова 2004 , с. 91.
  48. ^ Симеоне, Тиррелл и Немцова 1997 , с. 148.
  49. ^ Осборн, Чарльз (1983). Словарь оперы . Саймон и Шустер. п. 87 . ISBN  0-671-49218-7 .
  50. ^ Дрликова 2004 , стр. 109.
  51. ^ Перейти обратно: а б " Мша глагольская " . leosjanacek.com . Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года . Проверено 19 апреля 2012 г.
  52. ^ Тиррелл, Джон (2001). «Яначек, Леош». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.14122 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  53. ^ Симеоне, Тиррелл и Немцова 1997 , стр. 235–236.
  54. ^ Дрликова 2004 , с. 113.
  55. ^ Перейти обратно: а б Вышел на пенсию в 2001 году . 227.
  56. ^ Дрликова 2004 , с. 119.
  57. ^ Перейти обратно: а б Сад, Иржи. «Как Яначек творил» . leosjanacek.eu . Проверено 25 августа 2023 г.
  58. ^ Тиррелл и Маккеррас 2003 , с. 16.
  59. ^ Фиркушный 2005 , с. 57.
  60. ^ Земанова 2002 , стр. 130–132.
  61. ^ Земанова 2002 , стр. 134–135.
  62. ^ Земанова 2002 , с. 236.
  63. ^ Перейти обратно: а б Пршибаньова 2007 , с. 9.
  64. ^ Перейти обратно: а б с Пршибаньова 2007 , с. 10.
  65. ^ Фиркушный 2005 , стр. 91–92.
  66. ^ Перейти обратно: а б Самсон 1977 , с. 67.
  67. ^ Холландер 1963 , с. 119 .
  68. ^ Тиррелл и Маккеррас 2003 , с. 13.
  69. ^ Перейти обратно: а б с Штедронь, Милош (1994). Яначек: Моравская народная поэзия в песнях (Мартина Пецкова, Томаш Крал, Иво Каганек) (CD) (на чешском и английском языках). Перевод Вомацкой Ивана. Прага: Супрафон . стр. 8. СУ 4183-2.
  70. ^ Перейти обратно: а б Приобретено и заработано 2001 г. , с. 175.
  71. ^ Перейти обратно: а б Земанова 2002 , с. 61.
  72. ^ Штайнмец 2021 , с. 42.
  73. ^ Яначек, Леош (1994). «Предисловие». народная поэзия в песнях ( Моравская на чешском и немецком языках). Прага: Беренрайтер . Н 4570.
  74. ^ Перейти обратно: а б с д и Леош Яначек: Катя Кабанова (Пражский национальный театр, Ярослав Кромбгольц) (CD). Прага: Супрафон. Мистер. 6. 108016-2612.
  75. ^ Рождество 1946 года , с. 132.
  76. ^ Тиррелл 1991–1992 , с. 108.
  77. ^ Тиррелл 1991–1992 , с. 156.
  78. ^ Яначек 2007 , с. 677.
  79. ^ Яначек 2007 , стр. 677–678.
  80. ^ Яначек 2007 , стр. 676.
  81. ^ Яначек 2007 , стр. 676–677.
  82. ^ Штайнмец, Карел (2020). «Теоретические взгляды Яначека на тайминг и их проекции в его композиционной практике» . Музыковедение . 57 (3): 291–326. ISSN   0018-7003 . Проверено 25 августа 2023 г.
  83. ^ Яначек 1982 , с. 25.
  84. ^ Яначек 2003 , с. iii.
  85. ^ «Опубликованные произведения Леоша Яначека» . leosjanacek.eu . ТИЦ Брно . Проверено 25 августа 2023 г.
  86. ^ Тиррелл 2006–2007 , стр. 963–971, Vol. 1.
  87. ^ Перейти обратно: а б Прохазкова 2006 , стр. 381.
  88. ^ Прохазкова 2006 , с. 382.
  89. ^ Прохазкова 2006 , с. 383.
  90. ^ «Старейшие записи моравского и словацкого пения 1909–1912 годов» (на чешском языке). Гносис Брно. Архивировано из оригинала 26 августа 2007 года . Проверено 18 марта 2012 г.
  91. ^ Орт 2005 , с. 60.
  92. ^ Тиррелл, Джон (2001). «Енуфа». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.O006921 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  93. ^ Орт 2005 , с. 63.
  94. ^ Тиррелл и Маккеррас 2003 , с. 9.
  95. ^ Феномен Яначека вчера и сегодня (2006), стр. 219–220
  96. ^ «Яначек режет ножом; Сук рисует самым тонким пером». Леош Яначек; Йозеф Сук: Тарас Бульба, Созревание (CD). Прага: Супрафон. 2005. с. 8. СУ-3823-2.
  97. ^ Тиррелл и Маккеррас 2003 , с. 11.
  98. ^ «Издание Яначека» . Издание Яначек Проверено 10 июня 2024 г.
  99. ^ Приобретено и заработано в 2001 г. , стр. 174–177.
  100. ^ Штайнмец 2021 .
  101. ^ Чернушак, Штедронь и Новачек 1963 , с. 559.
  102. ^ Кундера 2004 , с. 43.
  103. ^ Мосс, Стивен (20 августа 2005 г.). «Скромный маэстро» . Хранитель . Проверено 25 августа 2023 г.
  104. ^ Перейти обратно: а б Кундера 1996 , с. 180.
  105. ^ Кундера 2004 , с. 70.
  106. ^ Тиррелл и Маккеррас 2003 , стр. 7–8.
  107. ^ Тиррелл и Маккеррас 2003 , с. 8.
  108. ^ «Яначек из мертвого дома » . Проверено 8 января 2009 г.
  109. Леош Яначек, Жизнь и работа , Артия, Прага, 1958.
  110. ^ Коул, Хьюго. «Путешествие к самопознанию» в журнале Country Life , 24 декабря 1981 г., стр. 2246.
  111. ^ «Обзор DVD: Йозеф Судек» . Ностальгия.cz . Проверено 8 января 2009 г.
  112. ^ «Лев с белой гривой» (на чешском языке). База данных чешских и словацких фильмов . Проверено 8 января 2009 г.
  113. ^ «Леош Яначек: Хитрая маленькая лисичка » . музыка web-international.com . Проверено 8 января 2009 г.
  114. ^ Макан, Эдвард (1996). Зажигаем классику: английский прогрессивный рок и контркультура . Издательство Оксфордского университета . п. 253, н. 35. ISBN  978-0-19-535681-6 .
  115. ^ «Филармонический оркестр Яначека, Острава» . официальный сайт. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 18 марта 2012 г.
  116. ^ «Остравский центр новой музыки» . Проверено 3 июля 2011 г.
  117. ^ Лутц Д. Шмадель (2013). «(2073) Яначек». Словарь названий малых планет . Springer Science+Business Media . стр. 274–275. ISBN  978-3-662-02804-9 .
  118. ^ «Основная информация | Аэропорт Острава, as» Airport-ostrava.cz .

Источники

[ редактировать ]
  • Чернушак, Грациан; Штедронь, Богумир; Новачек, Зденко, ред. Чехословацкий музыкальный словарь лиц и учреждений (на чешском и словацком языках) [ Чехословацкий музыкальный словарь лиц и учреждений ] (на чешском и словацком языках). Том. I. Прага: Государственное музыкальное издательство.
  • Дрликова, Ева (2004). Леош Яначек, Жизнь и работа в данных и изображениях на ( чешском и английском языках). Брно: Opus Musicum. ISBN  978-80-903211-1-3 .
  • Феномен Яначека вчера и сегодня. Материалы международной музыковедческой конференции (на чешском языке). Брно: Брненская консерватория. 2006. ISBN  978-80-87005-00-2 .
  • Фиркушный, Леош (2005). Жизнь Яначека (на чешском языке). Прага: мечта
  • Холландер, Ганс (1963). Яначек . Перевод Пола Гамбургера . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина.
  • Яначек, Леош (1982). Тауски, Вилем ; Тауски, Маргарет (ред.). Леош Яначек: Листья из его жизни . Лондон: Кан и Аверилл. ISBN  978-0800842994 .
  • Яначек, Леош (2003). Стракова, Теодора; Дрликова, Ева (ред.). произведения Литературные . (на чешском языке) Том. 1. Брно: Эдитио Яначек. ISBN  978-80-238-7250-7 . (примечания основаны на кратком изложении на английском языке)
  • Яначек, Леош (2007). Леош Фалтус; Ева Дрликова; Сватава Прибанова; Иржи Заградка (ред.). труды Теоретические I (на чешском языке). Том. 2. Брно: Эдитио Яначек. ISBN  978-80-904052-0-2 . (примечания основаны на кратком изложении на английском языке)
  • Кундера, Милан (1996). Преданные Заветы . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN  978-0-571-17337-2 .
  • Кундера, Милан (2004). Мой Яначек (на чешском языке). Брно: Атлантида. ISBN  978-80-7108-256-9 .
  • Орт, Иржи (2005). Поздний Сэвидж. Любовь и жизнь Леоша Яначека в операх и письмах [ Поздний дикарь. Любовь и жизнь Леоша Яначека в операх и письмах ] (на чешском языке). Прага: Молодой Фронт. ISBN  978-80-204-1256-0 .
  • Пршибаньова, Сватава, изд. (2007). Тема с вариациями. Леош Яначек, переписка с женой Зденкой и дочерью Ольгой [ ... переписка с женой Зденкой и дочерью Ольгой ] (на чешском языке). Прага: Editio Bärenreiter. ISBN  978-80-86385-36-5 .
  • Прохазкова, Ярмила (2006). Записи музыкального и танцевального фольклора Яначека I [ Записи музыкального и танцевального фольклора Яначека I ] (на чешском языке). Прага, Брно: Институт этнологии Академии наук Чехии, Приложение. ISBN  978-80-85010-83-1 . (примечания основаны на кратком изложении на английском языке)
  • Самсон, Джим (1977). Музыка в переходный период: исследование тонального расширения и атональности, 1900–1920 . Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN  978-0-393-02193-6 .
  • Сенал, Иржи; Выслужил, Иржи (2001). История музыки в Моравии. Властиведа Моравска [ История музыки в Моравии. Моравский фольклор ] (на чешском языке). Брно: Музей и общество национальной истории. ISBN  978-80-7275-021-4 .
  • Симеоне, Найджел; Тиррелл, Джон ; Немцова, Алена (1997). Работы Яначека. Каталог музыки и произведений Леоша Яначека . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN  978-0-19-816446-3 .
  • Штайнмец, Карел (2021). « Модальность Яначека с точки зрения чешских и словацких музыковедов». Музыкологика Бруненсия . 56 (2): 39–47. дои : 10.5817/MB2021-2-4 . hdl : 11222.digilib/144817 . S2CID   247336720 . Проверено 25 августа 2023 г.
  • Штедронь, Богумир (1946). письмах Яначек в воспоминаниях и (на чешском языке). Прага: издание Топича.
  • Тиррелл, Джон (1991–1992). Чешская опера (на чешском языке). Брно: Opus Musicum. ISBN  978-80-900314-1-8 .
  • Тиррелл, Джон; Маккеррас, Чарльз (2003). «Моя жизнь с музыкой Яначека (сэр Чарльз Маккеррас в беседе со специалистом по Яначеку Джоном Тирреллом)». Хитрая маленькая лисичка, Симфониетта, Schluck und Jau, Jealousy... (CD). Леош Яначек (Чешский филармонический оркестр, Карл Маккеррас). Прага: Супрафон. Мистер. 13. СУ 3739-2.
  • Тиррелл, Джон (2006–2007). Яначек: Годы жизни. Двухтомная биография композитора . Лондон: Фабер и Фабер. ISBN  978-0-571-17538-3 . (Том 1 – Одинокий дрозд), (Том 2 – Царь лесной).
  • Выслужил, Иржи (2001). Музыкальный словарь для всех II [ Музыкальный словарь для всех II ] (на чешском языке) Визовице: Линден. ISBN  978-80-86093-23-9 .
  • Заградка, Иржи (2006). Предисловие. По заросшей тропе [ На заросшей тропе ]. Автор Яначек, Леош (Urtext). Перевод Сары Петерс-Графовой. Прага: Editio Bärenreiter . BA 9502. ISMN M-2601-0365-8 .
  • Земанова, Мирка (2002). Яначек: Жизнь композитора . Бостон: Издательство Северо-Восточного университета. ISBN  978-1-55-553549-0 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 18186a7d77aa1e1f634bbe0db747ec0f__1724322180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/0f/18186a7d77aa1e1f634bbe0db747ec0f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Leoš Janáček - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)