Jump to content

Ярослав Волек

Ярослав Волек (15 июля 1923, Тренчин — 23 февраля 1989, Прага ) — чешский музыковед , семиотик, разработавший теорию ладовой музыки . Его теория включала идеи полимодальности и изменения нот, которые он назвал «гибкостью», что привело к тому, что он назвал системой гибкой диатоники . Он применил эту теорию к работам Белы Бартока и Леоша Яначека . В 1968 году он написал «Общую теорию искусства», основанную на семиотических концепциях.

При жизни он был занесен в черный список властями коммунистического советского правительства Чехословакии , которое редко разрешало публикацию его работ. Результатом является нехватка биографических материалов, относящихся к тому времени, которые были получены на его родине, а большее количество доступно в немецких переводах или опубликовано на английском языке после его смерти. В конце жизни ему разрешили путешествовать, и в 1980-х годах он был гостем Американского университета .

Его особенно цитируют в отношении произведений европейских композиторов 20-го века, поскольку его теория непосредственно противопоставляет связь между мелодиями, основанными на речевых и модальных источниках, с гармонической традицией тональности классической музыки .

Краткое изложение музыкальной теории Волека

[ редактировать ]
Флексия — это мгновенная замена тона, который «представляет» в начале музыкального произведения или фразы определенную ноту гаммы, другой, нотой примерно на полтона ниже или выше. Оба тона равнозначны по своему положению в ладе, т. е. в диатоническом ладе они оба имеют диатонический характер (поэтому мы говорим здесь о «диатонической флексии»). В таком микроизменении нет хроматизма: обе высоты представляют ноты в текущем ладу. Диатонические флексии также появляются — и чаще — в «полноладовых» разделах, усиливая ладовый климат произведения.

Ярослав Волек Новые формы модальности в песенном цикле Леоша Яначека «Дневник исчезнувшего» , с. 37. Перевод Яна Вичара [1]

Основные музыкальные законы

[ редактировать ]

Волек утверждает, во-первых, что музыка — это не акустический феномен, а феномен понимания и включения акустического феномена в психологический. Исходя из этого, в структуралистской манере, он утверждает, что настоящие законы музыки проистекают из исторических и социальных сил, основанных на социальной практике музыки. Он утверждает, что музыковедение должно поэтому изучать конкретную историю музыкальной практики, чтобы она была эмпирической, а не просто звуковой. «Сплетение» звука, практики и психологии составляет музыку, и поэтому раскручивание этих сил и их изучение составляют музыковедение.

Поскольку музыка существует не только в восприятии, но и в памяти, Волек утверждал, что воспоминание о музыкальных событиях играет важную роль в интерпретации новых восприятий. Изучая музыкальную практику, он утверждал, что фундаментальной единицей музыкального запоминания является музыкальный шаг — секунда — и что на основе систем секунд создаются режимы, которые позволяют памяти структурировать расстояние между двумя тонами. Это расстояние не абсолютное, измеряемое коэффициентами вибрации, а относительное, основанное на режиме, который структурирует способ запоминания высоты звука.

Иерархия тональных функций

[ редактировать ]

Исходя из этого, он выстраивает иерархию линейных и вертикальных отношений, которые «связывают» ноты с ощущениями. Каждая связь имеет тональную функцию. Первая функция — это линейная связь, он называет ее мелодической связью и утверждает, что мелодическая связь является самой сильной. По звучанию мелодической связи вертикальные аккордовые связи запоминаются . Это вторая функция. Характеристики аккордовой связи можно определить по доминирующему интервалу мелодической связи, который объединяет первые две функции для создания третьей функции. Исходя из этого, он утверждает, что медиата и ее хроматическое изменение объединяют первые три, образуя четвертую тональную функцию.

Исходя из этого, он применил свою теорию к музыкальному искусству Европы ( классической музыке ). Он утверждал, что 12 тонов хроматической гаммы можно «колонизировать» (в теории музыки : сделать доступными посредством мелодических и гармонических средств) как гибкие ноты в исходной диатонической гамме из семи нот. Он назвал это гибким диатоником и дифференцировал флекс от хроматизма. Хроматические ноты — это ноты, которые слышны вне системы гамм. Измененные ноты слышны в системе модальных гамм.

Тектоничность

[ редактировать ]

По мнению Волека, компоненты произведения соединяются вместе, образуя «тектонику», построение большего из меньшего. Связь, то есть тональная функция, соединяющая два компонента, называется «ответственной связью», а тектоничность произведения — структурой связей. Это означает, что компоненты доминируют в своем моменте, но соединение компонентов — нот, аккордов, мелодических тем — создает форму и напряжение в произведении. Это похоже на идею Арнольда Шенберга о том, что отдельные ноты имеют структурную функцию.

По мнению Волека, ответственные элементы в значительной степени вынуждены действовать, тогда как индивидуальное выражение происходит за счет использования неответственных элементов. В классической музыке, утверждал Волек, гармония является доминирующей тектонической силой. В рамках этой общей силы индивидуальный выбор обеспечивает гибкость для индивидуального самовыражения.

См. также

[ редактировать ]
  • Яначек и чешская музыка. Материалы Международной конференции (Сент-Луис, 1988 г.), Майкл Беккерман, Глен Бауэр.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6d0331de0135bc67a62a201e08743f8d__1604139540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/8d/6d0331de0135bc67a62a201e08743f8d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jaroslav Volek - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)