Ярослав Волек
Ярослав Волек (15 июля 1923, Тренчин — 23 февраля 1989, Прага ) — чешский музыковед , семиотик, разработавший теорию ладовой музыки . Его теория включала идеи полимодальности и изменения нот, которые он назвал «гибкостью», что привело к тому, что он назвал системой гибкой диатоники . Он применил эту теорию к работам Белы Бартока и Леоша Яначека . В 1968 году он написал «Общую теорию искусства», основанную на семиотических концепциях.
При жизни он был занесен в черный список властями коммунистического советского правительства Чехословакии , которое редко разрешало публикацию его работ. Результатом является нехватка биографических материалов, относящихся к тому времени, которые были получены на его родине, а большее количество доступно в немецких переводах или опубликовано на английском языке после его смерти. В конце жизни ему разрешили путешествовать, и в 1980-х годах он был гостем Американского университета .
Его особенно цитируют в отношении произведений европейских композиторов 20-го века, поскольку его теория непосредственно противопоставляет связь между мелодиями, основанными на речевых и модальных источниках, с гармонической традицией тональности классической музыки .
Краткое изложение музыкальной теории Волека
[ редактировать ]- Флексия — это мгновенная замена тона, который «представляет» в начале музыкального произведения или фразы определенную ноту гаммы, другой, нотой примерно на полтона ниже или выше. Оба тона равнозначны по своему положению в ладе, т. е. в диатоническом ладе они оба имеют диатонический характер (поэтому мы говорим здесь о «диатонической флексии»). В таком микроизменении нет хроматизма: обе высоты представляют ноты в текущем ладу. Диатонические флексии также появляются — и чаще — в «полноладовых» разделах, усиливая ладовый климат произведения.
Ярослав Волек Новые формы модальности в песенном цикле Леоша Яначека «Дневник исчезнувшего» , с. 37. Перевод Яна Вичара [1]
Основные музыкальные законы
[ редактировать ]Волек утверждает, во-первых, что музыка — это не акустический феномен, а феномен понимания и включения акустического феномена в психологический. Исходя из этого, в структуралистской манере, он утверждает, что настоящие законы музыки проистекают из исторических и социальных сил, основанных на социальной практике музыки. Он утверждает, что музыковедение должно поэтому изучать конкретную историю музыкальной практики, чтобы она была эмпирической, а не просто звуковой. «Сплетение» звука, практики и психологии составляет музыку, и поэтому раскручивание этих сил и их изучение составляют музыковедение.
Поскольку музыка существует не только в восприятии, но и в памяти, Волек утверждал, что воспоминание о музыкальных событиях играет важную роль в интерпретации новых восприятий. Изучая музыкальную практику, он утверждал, что фундаментальной единицей музыкального запоминания является музыкальный шаг — секунда — и что на основе систем секунд создаются режимы, которые позволяют памяти структурировать расстояние между двумя тонами. Это расстояние не абсолютное, измеряемое коэффициентами вибрации, а относительное, основанное на режиме, который структурирует способ запоминания высоты звука.
Иерархия тональных функций
[ редактировать ]Исходя из этого, он выстраивает иерархию линейных и вертикальных отношений, которые «связывают» ноты с ощущениями. Каждая связь имеет тональную функцию. Первая функция — это линейная связь, он называет ее мелодической связью и утверждает, что мелодическая связь является самой сильной. По звучанию мелодической связи вертикальные аккордовые связи запоминаются . Это вторая функция. Характеристики аккордовой связи можно определить по доминирующему интервалу мелодической связи, который объединяет первые две функции для создания третьей функции. Исходя из этого, он утверждает, что медиата и ее хроматическое изменение объединяют первые три, образуя четвертую тональную функцию.
Исходя из этого, он применил свою теорию к музыкальному искусству Европы ( классической музыке ). Он утверждал, что 12 тонов хроматической гаммы можно «колонизировать» (в теории музыки : сделать доступными посредством мелодических и гармонических средств) как гибкие ноты в исходной диатонической гамме из семи нот. Он назвал это гибким диатоником и дифференцировал флекс от хроматизма. Хроматические ноты — это ноты, которые слышны вне системы гамм. Измененные ноты слышны в системе модальных гамм.
Тектоничность
[ редактировать ]По мнению Волека, компоненты произведения соединяются вместе, образуя «тектонику», построение большего из меньшего. Связь, то есть тональная функция, соединяющая два компонента, называется «ответственной связью», а тектоничность произведения — структурой связей. Это означает, что компоненты доминируют в своем моменте, но соединение компонентов — нот, аккордов, мелодических тем — создает форму и напряжение в произведении. Это похоже на идею Арнольда Шенберга о том, что отдельные ноты имеют структурную функцию.
По мнению Волека, ответственные элементы в значительной степени вынуждены действовать, тогда как индивидуальное выражение происходит за счет использования неответственных элементов. В классической музыке, утверждал Волек, гармония является доминирующей тектонической силой. В рамках этой общей силы индивидуальный выбор обеспечивает гибкость для индивидуального самовыражения.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Яначек и чешская музыка. Материалы Международной конференции (Сент-Луис, 1988 г.), Майкл Беккерман, Глен Бауэр.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- ВКЛАД ЯРОСЛАВА ВОЛЕКА В МУЗЫКОЛОГИЮ К десятилетию со дня его смерти - Ярослав Йиранек
- Материал на чешском языке на Волеке
- ХРОМАТИЧЕСКИЕ МЕДИАНТЫ КАК ЧЕТВЕРТАЯ ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ГАРМОНИИ Ярослав Волек в переводе Юдит Филер