Jump to content

Йозеф Вайс

Йозеф Вайс
Рожденный ( 1864-11-05 ) 5 ноября 1864 г.
Умер 1945 ( 1945 ) (80 лет)
Образование Будапештская консерватория
Венская консерватория
Занятия
  • Пианист
  • Композитор
  • Музыкальный педагог
Организации

Йозеф Вайс (также Вайс , 5 ноября 1864–1945) — венгерский композитор и пианист . Он начал свою карьеру концертного пианиста в 1877 году в возрасте 13 лет. Он выступал в концертных залах по всему миру до 1924 года, и особенно восхищался его исполнением произведений Иоганна Брамса , Фредерика Шопена и Ференца Листа ; последний из которых был его учителем. Он сделал несколько записей для берлинской компании Anker-Record [ de ] и берлинское музыкальное издательство Карл Саймон опубликовал ряд его композиций. В частности, он был первым композитором, написавшим музыку к фильму на немецком языке, написав музыку, которая сопровождала премьеру «Пражского студента» в 1913 году. Его фортепианная партитура к этому фильму позже была оркестрована для презентаций этого фильма на музыкальных фестивалях по всему миру в 2013. Жертва Холокоста , умер во время интернирования в Будапештском гетто в 1945 году. [ 1 ]

Вайс был одаренным концертирующим пианистом, который лучше всего играл в ситуациях с более низким давлением. Среда высокого стресса отрицательно сказалась как на его игре, так и на темпераменте. [ 2 ] произошел получивший широкую огласку инцидент между Вайсом и дирижером Густавом Малером В 1910 году во время репетиции Нью-Йоркского филармонического оркестра в Карнеги-холле . Некоторые источники утверждали, что Вайс напал на Малера во время ссоры с дирижером с его партитурой. [ 3 ] тогда как другие утверждали, что он просто бросил свою партитуру на землю [ 4 ] или захлопнул пианино во время горячего спора. [ 5 ] Источники сходятся во мнении, что Вайс покинул репетицию и что оркестр был вынужден в последнюю минуту найти другого музыканта для предстоящего концерта. [ 5 ] [ 6 ] [ 4 ] [ 3 ] Это широко разрекламированное событие оказало негативное влияние на репутацию Вайса, хотя Малер продолжал высоко ценить Вайса как концертирующего пианиста и поддерживал дружбу с пианистом после того, как это событие произошло. [ 6 ]

Ранняя жизнь и образование

[ редактировать ]

Йозеф Вайс родился в Кошице и был сыном венгерских евреев Эмиля и Шарлотты Вайс. Вундеркинд, он начал свою карьеру концертирующего пианиста в 13 лет. [ 1 ] Как и его брат, композитор Анри Берени , он был учеником Ференца Листа в Будапештской консерватории . [ 7 ] Среди других его учителей были Ференц Эркель и Роберт Фолькманн . Затем он изучал музыкальную композицию в Венской консерватории , где одним из его одноклассников и друзей был Леош Яначек . [ 1 ] После этого он учился игре на фортепиано в Германии у Морица Мошковского . [ 8 ]

Карьера пианиста, композитора и педагога

[ редактировать ]
1911 года, Пластинка из шеллака сделанная Anker-Record, на которой Вайс исполняет произведение Шопена.

Как и многие композиторы-музыканты своего времени, Вайс делил свое время между выступлениями, сочинением музыки и преподаванием. После окончания Венской консерватории он поступил на факультет музыкальной школы Теодора Куллака – Новой академии тонкунста. [ 8 ] Его первым успехом как композитора стал Фортепианный концерт, соч. 13 , в которой он был солистом на фортепиано на премьере с Берлинским филармоническим оркестром (предшественником Берлинской филармонии он снова исполнил это произведение в Веймаре под управлением Рихарда Штрауса . ) 30 декабря 1890 года . В следующем году [ 1 ]

пригласил его В 1891 году Антон Рубинштейн поступить на факультет Санкт-Петербургской консерватории, где он преподавал до 1893 года. [ 1 ] В 1898–1899 годах он дал серию сольных концертов в Нью-Йорке в Мендельсон-холле , где получил особую похвалу от критиков за исполнение произведений Брамса. [ 9 ] Он периодически возвращался в Нью-Йорк, в частности, выступая аккомпаниатором Эммы Невады на выступлениях в Метрополитен-опера . [ 1 ] Он также дал серию фортепианных концертов в США, спонсируемых Steinway & Sons . [ 10 ]

Вайс поселился в Германии, живя как в Лейпциге, так и в Лейпциге. [ 10 ] и Берлин. [ 1 ] Как композитор, его произведения были написаны исключительно для фортепиано. [ 11 ] Несколько его композиций были опубликованы берлинским музыкальным издательством Carl Simon, а также он сделал несколько записей на берлинской звукозаписывающей компании Anker-Record . Он приобрел репутацию великого интерпретатора произведений Иоганна Брамса , Фредерика Шопена и Листа. [ 1 ] Листа Его изобретательные интерпретации «Венгерских рапсодий» , записанные для Anker-Record в 1910 году, вызвали особый интерес у историков музыки и коллекционеров пластинок. [ 12 ]

В 1913 году Вайс написал фортепианную партитуру к немому фильму «Пражский студент» ( Der Student von Prag ); новаторская работа, считающаяся первым немецким художественным фильмом . Это была первая музыка, написанная для немецкого фильма, и Вайс исполнил ее на премьере. Вайс намеревался оркестровать партитуру, но этого не произошло. К столетнему юбилею фильма его фортепианная партитура была представлена ​​в аранжировке для камерного оркестра под управлением Бернда Тьюза и записана для презентации фильма на международных кинофестивалях в 2013 году. [ 1 ]

В 1914 году Вайс поступил на факультет консерватории Штерна в Берлине. С 1920 по 1924 год он много гастролировал как концертирующий пианист, выступая с концертами в Париже, Чикаго, Лондоне, Лиепциге, Будапеште, Вене и Нью-Йорке, а также в других местах, сохраняя при этом резиденцию в Берлине. [ 1 ] [ 11 ]

Репутация

[ редактировать ]
Вырезка из прессы от 31 января 1910 года, освещающая инцидент между Вайсом (слева) и Малером (справа).

Репутация Вайса как пианиста была омрачена личными проблемами, связанными как с нервами, так и с его характером. Эрно Донаньи посетовал, что неспособность Вайса контролировать нервозность нанесла ущерб его игре. Он считал Вайса «величайшим пианистом в мире», когда тот играл на концертах с низким давлением, но отмечал, что в ситуациях с высоким давлением нервы Вайса делали его игру «преувеличенной и искаженной». [ 2 ] Временами его поведение на концертах демонстрировало эксцентричное и беспорядочное поведение, которое историк Грегор Бенко считал похожим на поведение концертирующего пианиста Владимира де Пахмана , но более агрессивным ; еще один пианист того периода, известный своим странным поведением на концертах. [ 3 ]

В 1910 году у Вайса произошел громкий взрыв на репетиции с Густавом Малером и Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Карнеги-холле . [ 5 ] Сведения различаются: некоторые источники утверждают, что мужчины просто кричали и обменивались грубыми словами друг с другом, что закончилось тем, что Вайс захлопнул пианино и покинул репетицию. [ 5 ] Другие источники утверждают, что Вайс бросил и ударил Малера партитурой Фортепианного концерта Шумана , и перед уходом его пришлось насильно удержать от физического нападения на Малера. [ 3 ] Другие источники предполагают, что Вайс просто в гневе бросил свою партитуру на землю, но не в Малера. [ 4 ] Тем не менее, решение Вайса покинуть репетицию потребовало, чтобы оркестр в последнюю минуту нашел солиста для предстоящего концерта. [ 5 ] и это событие негативно отразилось на его репутации. [ 3 ]

Несмотря на этот инцидент, Малер считал Вайса «величайшим пианистом, которого он когда-либо слышал», и эти двое мужчин сохранили дружбу. [ 6 ]

Дальнейшая жизнь и смерть

[ редактировать ]

С приходом к власти нацистской Германии Вайс бежал из Берлина в 1936 году и направился в город Кошице . Он не мог взять с собой ничего сверх того, что мог унести в чемодане, у него было мало средств, и он был бездомным. В течение следующих нескольких лет он вел кочевой образ жизни, проводя время сначала в Италии, а затем в Швейцарии, а затем вернулся в Венгрию в 1939 году, где поселился в Будапеште. [ 1 ]

Вайс стал жертвой Холокоста . Он был принудительно интернирован в Будапештское гетто и был одним из первых 80 человек, помещенных в это нацистское гетто в ноябре 1944 года. Он умер в этом гетто в 1945 году при неизвестных обстоятельствах. Вполне возможно, что он погиб, выполняя принудительные работы или участвуя в марше смерти . [ 1 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Шиндлер, Агата (25 ноября 2020 г.). «Кошице братья Вайс и Берень в Берлине, Нью-Йорке, Париже и Будапеште» . Журнал «Опера Словакия» .
  2. ^ Перейти обратно: а б Донаньи, Илона Фон (2002). Эрнст фон Донаньи: Песня жизни . Издательство Университета Индианы . п. 40. ИСБН  9780253109286 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Бликштейн, Эдвард; Бенко, Грегор (2013). Пророк Шопена: Жизнь пианиста Владимира де Пахмана . Пугало Пресс . п. 138. ИСБН  9780810884977 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с Ла Гранж, Анри-Луи де (1995). «Малер и Нью-Йоркская филармония». В Риде, Филиппе (ред.). О Малере и Бриттене: очерки в честь Дональда Митчелла в день его семидесятилетия . Бойделл Пресс . п. 65.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и «ПИАНИСТ ВЫШЕЛ СВОИМ НРАВОМ. Йозеф Вайс и г-н Малер поссорились, и был принят на работу новый игрок» . Нью-Йорк Таймс . 31 января 1910 г. с. 1.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Малер, Густав (1989). Роман, Золтан (ред.). Американские годы Густава Малера, 1907–1911: Документальная история . Пендрагон Пресс . п. 336. ИСБН  9780918728739 .
  7. ^ Генцль, Курт (1994). «БЕРЕНИ, Хенрик [он же БЕРЕНИ, Анри». Энциклопедия музыкального театра, Том 1 . Книги Ширмера . п. 110].
  8. ^ Перейти обратно: а б М. И. Алейников (2012). "ВЕЙС, ЙОЗЕФ (JOSEF WEISS) (1864–1945)" (in Russian). Saint Petersburg Conservatory .
  9. ^ «МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОЕ: Выдающееся исполнение «Гугенотов» в Опере. ФОРТЕПИАННЫЙ СОВЕТ ЙОЗЕФА ВАЙСА «Миньон» в исполнении на английском языке в Американском театре - Новые законопроекты в другом месте». Нью-Йорк Таймс . 21 февраля 1899 г. с. 6.
  10. ^ Перейти обратно: а б «Берлин; Йозеф Вайс, выдающийся пианист и интерпретатор Брамса». Музыкальный курьер : 6. 21 июня 1905 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б Томпсон, Оскар, изд. (1943). «ВАЙС, Йозеф (род. Кашау, 1864)». Международная циклопедия музыки и музыкантов . Додд, Мид и Ко. с. 2039.
  12. ^ «Роберт Мэтью-Уокер о некоторых недавних открытиях». Музыкальное мнение . 117 : 283. 1994.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec1c0c1ef67aed22a68d09866f4c601f__1713214320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/1f/ec1c0c1ef67aed22a68d09866f4c601f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Josef Weiss - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)