Йозеф Вайс
Йозеф Вайс | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 1945 | (80 лет)
Образование | Будапештская консерватория Венская консерватория |
Занятия |
|
Организации |
|
Йозеф Вайс (также Вайс , 5 ноября 1864–1945) — венгерский композитор и пианист . Он начал свою карьеру концертного пианиста в 1877 году в возрасте 13 лет. Он выступал в концертных залах по всему миру до 1924 года, и особенно восхищался его исполнением произведений Иоганна Брамса , Фредерика Шопена и Ференца Листа ; последний из которых был его учителем. Он сделал несколько записей для берлинской компании Anker-Record и берлинское музыкальное издательство Карл Саймон опубликовал ряд его композиций. В частности, он был первым композитором, написавшим музыку к фильму на немецком языке, написав музыку, которая сопровождала премьеру «Пражского студента» в 1913 году. Его фортепианная партитура к этому фильму позже была оркестрована для презентаций этого фильма на музыкальных фестивалях по всему миру в 2013. Жертва Холокоста , умер во время интернирования в Будапештском гетто в 1945 году. [ 1 ]
Вайс был одаренным концертирующим пианистом, который лучше всего играл в ситуациях с более низким давлением. Среда высокого стресса отрицательно сказалась как на его игре, так и на темпераменте. [ 2 ] произошел получивший широкую огласку инцидент между Вайсом и дирижером Густавом Малером В 1910 году во время репетиции Нью-Йоркского филармонического оркестра в Карнеги-холле . Некоторые источники утверждали, что Вайс напал на Малера во время ссоры с дирижером с его партитурой. [ 3 ] тогда как другие утверждали, что он просто бросил свою партитуру на землю [ 4 ] или захлопнул пианино во время горячего спора. [ 5 ] Источники сходятся во мнении, что Вайс покинул репетицию и что оркестр был вынужден в последнюю минуту найти другого музыканта для предстоящего концерта. [ 5 ] [ 6 ] [ 4 ] [ 3 ] Это широко разрекламированное событие оказало негативное влияние на репутацию Вайса, хотя Малер продолжал высоко ценить Вайса как концертирующего пианиста и поддерживал дружбу с пианистом после того, как это событие произошло. [ 6 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Йозеф Вайс родился в Кошице и был сыном венгерских евреев Эмиля и Шарлотты Вайс. Вундеркинд, он начал свою карьеру концертирующего пианиста в 13 лет. [ 1 ] Как и его брат, композитор Анри Берени , он был учеником Ференца Листа в Будапештской консерватории . [ 7 ] Среди других его учителей были Ференц Эркель и Роберт Фолькманн . Затем он изучал музыкальную композицию в Венской консерватории , где одним из его одноклассников и друзей был Леош Яначек . [ 1 ] После этого он учился игре на фортепиано в Германии у Морица Мошковского . [ 8 ]
Карьера пианиста, композитора и педагога
[ редактировать ]
Как и многие композиторы-музыканты своего времени, Вайс делил свое время между выступлениями, сочинением музыки и преподаванием. После окончания Венской консерватории он поступил на факультет музыкальной школы Теодора Куллака – Новой академии тонкунста. [ 8 ] Его первым успехом как композитора стал Фортепианный концерт, соч. 13 , в которой он был солистом на фортепиано на премьере с Берлинским филармоническим оркестром (предшественником Берлинской филармонии он снова исполнил это произведение в Веймаре под управлением Рихарда Штрауса . ) 30 декабря 1890 года . В следующем году [ 1 ]
пригласил его В 1891 году Антон Рубинштейн поступить на факультет Санкт-Петербургской консерватории, где он преподавал до 1893 года. [ 1 ] В 1898–1899 годах он дал серию сольных концертов в Нью-Йорке в Мендельсон-холле , где получил особую похвалу от критиков за исполнение произведений Брамса. [ 9 ] Он периодически возвращался в Нью-Йорк, в частности, выступая аккомпаниатором Эммы Невады на выступлениях в Метрополитен-опера . [ 1 ] Он также дал серию фортепианных концертов в США, спонсируемых Steinway & Sons . [ 10 ]
Вайс поселился в Германии, живя как в Лейпциге, так и в Лейпциге. [ 10 ] и Берлин. [ 1 ] Как композитор, его произведения были написаны исключительно для фортепиано. [ 11 ] Несколько его композиций были опубликованы берлинским музыкальным издательством Carl Simon, а также он сделал несколько записей на берлинской звукозаписывающей компании Anker-Record . Он приобрел репутацию великого интерпретатора произведений Иоганна Брамса , Фредерика Шопена и Листа. [ 1 ] Листа Его изобретательные интерпретации «Венгерских рапсодий» , записанные для Anker-Record в 1910 году, вызвали особый интерес у историков музыки и коллекционеров пластинок. [ 12 ]
В 1913 году Вайс написал фортепианную партитуру к немому фильму «Пражский студент» ( Der Student von Prag ); новаторская работа, считающаяся первым немецким художественным фильмом . Это была первая музыка, написанная для немецкого фильма, и Вайс исполнил ее на премьере. Вайс намеревался оркестровать партитуру, но этого не произошло. К столетнему юбилею фильма его фортепианная партитура была представлена в аранжировке для камерного оркестра под управлением Бернда Тьюза и записана для презентации фильма на международных кинофестивалях в 2013 году. [ 1 ]
В 1914 году Вайс поступил на факультет консерватории Штерна в Берлине. С 1920 по 1924 год он много гастролировал как концертирующий пианист, выступая с концертами в Париже, Чикаго, Лондоне, Лиепциге, Будапеште, Вене и Нью-Йорке, а также в других местах, сохраняя при этом резиденцию в Берлине. [ 1 ] [ 11 ]
Репутация
[ редактировать ]
Репутация Вайса как пианиста была омрачена личными проблемами, связанными как с нервами, так и с его характером. Эрно Донаньи посетовал, что неспособность Вайса контролировать нервозность нанесла ущерб его игре. Он считал Вайса «величайшим пианистом в мире», когда тот играл на концертах с низким давлением, но отмечал, что в ситуациях с высоким давлением нервы Вайса делали его игру «преувеличенной и искаженной». [ 2 ] Временами его поведение на концертах демонстрировало эксцентричное и беспорядочное поведение, которое историк Грегор Бенко считал похожим на поведение концертирующего пианиста Владимира де Пахмана , но более агрессивным ; еще один пианист того периода, известный своим странным поведением на концертах. [ 3 ]
В 1910 году у Вайса произошел громкий взрыв на репетиции с Густавом Малером и Нью-Йоркским филармоническим оркестром в Карнеги-холле . [ 5 ] Сведения различаются: некоторые источники утверждают, что мужчины просто кричали и обменивались грубыми словами друг с другом, что закончилось тем, что Вайс захлопнул пианино и покинул репетицию. [ 5 ] Другие источники утверждают, что Вайс бросил и ударил Малера партитурой Фортепианного концерта Шумана , и перед уходом его пришлось насильно удержать от физического нападения на Малера. [ 3 ] Другие источники предполагают, что Вайс просто в гневе бросил свою партитуру на землю, но не в Малера. [ 4 ] Тем не менее, решение Вайса покинуть репетицию потребовало, чтобы оркестр в последнюю минуту нашел солиста для предстоящего концерта. [ 5 ] и это событие негативно отразилось на его репутации. [ 3 ]
Несмотря на этот инцидент, Малер считал Вайса «величайшим пианистом, которого он когда-либо слышал», и эти двое мужчин сохранили дружбу. [ 6 ]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]С приходом к власти нацистской Германии Вайс бежал из Берлина в 1936 году и направился в город Кошице . Он не мог взять с собой ничего сверх того, что мог унести в чемодане, у него было мало средств, и он был бездомным. В течение следующих нескольких лет он вел кочевой образ жизни, проводя время сначала в Италии, а затем в Швейцарии, а затем вернулся в Венгрию в 1939 году, где поселился в Будапеште. [ 1 ]
Вайс стал жертвой Холокоста . Он был принудительно интернирован в Будапештское гетто и был одним из первых 80 человек, помещенных в это нацистское гетто в ноябре 1944 года. Он умер в этом гетто в 1945 году при неизвестных обстоятельствах. Вполне возможно, что он погиб, выполняя принудительные работы или участвуя в марше смерти . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Шиндлер, Агата (25 ноября 2020 г.). «Кошице братья Вайс и Берень в Берлине, Нью-Йорке, Париже и Будапеште» . Журнал «Опера Словакия» .
- ^ Перейти обратно: а б Донаньи, Илона Фон (2002). Эрнст фон Донаньи: Песня жизни . Издательство Университета Индианы . п. 40. ИСБН 9780253109286 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бликштейн, Эдвард; Бенко, Грегор (2013). Пророк Шопена: Жизнь пианиста Владимира де Пахмана . Пугало Пресс . п. 138. ИСБН 9780810884977 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ла Гранж, Анри-Луи де (1995). «Малер и Нью-Йоркская филармония». В Риде, Филиппе (ред.). О Малере и Бриттене: очерки в честь Дональда Митчелла в день его семидесятилетия . Бойделл Пресс . п. 65.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «ПИАНИСТ ВЫШЕЛ СВОИМ НРАВОМ. Йозеф Вайс и г-н Малер поссорились, и был принят на работу новый игрок» . Нью-Йорк Таймс . 31 января 1910 г. с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б с Малер, Густав (1989). Роман, Золтан (ред.). Американские годы Густава Малера, 1907–1911: Документальная история . Пендрагон Пресс . п. 336. ИСБН 9780918728739 .
- ^ Генцль, Курт (1994). «БЕРЕНИ, Хенрик [он же БЕРЕНИ, Анри». Энциклопедия музыкального театра, Том 1 . Книги Ширмера . п. 110].
- ^ Перейти обратно: а б М. И. Алейников (2012). "ВЕЙС, ЙОЗЕФ (JOSEF WEISS) (1864–1945)" (in Russian). Saint Petersburg Conservatory .
- ^ «МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКОЕ: Выдающееся исполнение «Гугенотов» в Опере. ФОРТЕПИАННЫЙ СОВЕТ ЙОЗЕФА ВАЙСА «Миньон» в исполнении на английском языке в Американском театре - Новые законопроекты в другом месте». Нью-Йорк Таймс . 21 февраля 1899 г. с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б «Берлин; Йозеф Вайс, выдающийся пианист и интерпретатор Брамса». Музыкальный курьер : 6. 21 июня 1905 г.
- ^ Перейти обратно: а б Томпсон, Оскар, изд. (1943). «ВАЙС, Йозеф (род. Кашау, 1864)». Международная циклопедия музыки и музыкантов . Додд, Мид и Ко. с. 2039.
- ^ «Роберт Мэтью-Уокер о некоторых недавних открытиях». Музыкальное мнение . 117 : 283. 1994.