Jump to content

Эрнст фон Донаньи

(Перенаправлено с Эрно Донаньи )
Донаньи, гр. 1920-25

Эрнст фон Донаньи (венгерский: Dohnány Ernő , [ˈɛrnøː ˈdohnaːɲi] ; 27 июля 1877 — 9 февраля 1960) — венгерский композитор , пианист и дирижёр . Он использовал немецкую форму своего имени в большинстве опубликованных композиций. [ 1 ]

Биография

[ редактировать ]

Донаньи родился в Братиславе, Венгерское королевство (сегодня Братислава , Словакия). Он родился в старинной дворянской семье Донаньи и был сыном Фригеса Донаньи (1843–1909) и его жены Оттилии Слабей. [ 2 ] Сначала он изучал музыку у своего отца, профессора математики и виолончелиста-любителя, а затем, когда ему было восемь лет, у Карла Форстнера, органиста местного собора. В 1894 году он переехал в Будапешт и поступил в Королевскую национальную Венгерскую музыкальную академию , изучая игру на фортепиано у Иштвана Томана и композицию у Ганса фон Кесслера , двоюродного брата Макса Регера . [ 3 ]

Иштван Томан был любимым учеником Ференца Листа , а Ганс фон Кесслер был поклонником музыки Иоганнеса Брамса . Эти два влияния сыграли важную роль в жизни Донаньи: Лист на его игру на фортепиано и Брамс на его сочинения. [ 4 ] Первое опубликованное произведение Донаньи, его Фортепианный квинтет до минор, заслужило одобрение Брамса, который продвигал его в Вене. Донаньи проучился в Музыкальной академии недолго: в июне 1897 года он стремился сразу сдать выпускные экзамены, не доучившись. Разрешение было получено, и через несколько дней он сдал экзамен с высокими оценками как композитор и пианист, получив высшее образование в возрасте менее 20 лет. [ 4 ]

После нескольких уроков у Ойгена д'Альберта , еще одного ученика Листа, Донаньи дебютировал в Берлине в 1897 году и сразу был признан выдающимся исполнителем. Подобный успех последовал в Вене и во время последующего турне по Европе. Он дебютировал в Лондоне на концерте Рихтера в Куинс-холле , исполнив фортепианный концерт № 4 Бетховена . Он был одним из первых, кто дирижировал и популяризировал Бартока более доступную музыку .

В течение сезона 1898 года Донаньи посетил Соединенные Штаты, где он приобрел репутацию, играя Фортепианный концерт № 4 Бетховена для своего американского дебюта с Симфоническим оркестром Сент-Луиса . В отличие от большинства известных пианистов того времени, он не ограничивался сольными концертами и концертами, но выступал и в камерной музыке . В 1901 году он завершил Симфонию № 1 , свое первое оркестровое произведение. Хотя он находился под сильным влиянием признанных современников, особенно Брамса, он сам по себе продемонстрировал значительное техническое мастерство. [ 5 ]

Эрнст фон Донаньи, ок. 1900 г.

Донаньи женился на Элизабет «Эльзе» Кунвальд (также пианистке), и в 1902 году у них родился сын Ганс . Ганс должен был стать отцом немецкого политика Клауса фон Донаньи и дирижера Кристофа фон Донаньи , давнего музыкального руководителя оркестра. Кливлендский оркестр . Ганс отличился как лидер антинацистского сопротивления в Германии и в конечном итоге был казнен на заключительном этапе Второй мировой войны . Помимо Ганса, у Донаньи и Эльзы Кунвальд была еще дочь Грета. [ 6 ]

По приглашению скрипача Йозефа Иоахима , близкого друга Брамса, Донаньи преподавал в Высшей школе в Берлине с 1905 по 1915 год. Там он написал «Вуаль Пьеретты» , соч. 18 и Сюита фа-диез минор , соч. 19. Вернувшись в Будапешт, он появился в замечательном количестве выступлений в течение следующего десятилетия, особенно в год полуторасотлетия Бетховена, 1920/1921. [ 7 ]

Перед началом Первой мировой войны Донаньи встретил и влюбился в немецкую актрису (также описываемую как певицу) [ 8 ] Эльза Галафрес , бывшая замужем за польским еврейским скрипачом Брониславом Губерманом . Они еще не могли пожениться, поскольку их супруги отказывались развестись с ними, но, тем не менее, в январе 1917 года у Донаньи и Эльзы Галафрес родился сын Мэтью. Оба позже получили развод, которого они добивались, и поженились в июне 1919 года. Донаньи также усыновил Йоханнеса, сына Эльзы. сын Губермана. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

Во время недолговечной Венгерской Советской Республики 1919 года Донаньи был назначен директором Будапештской академии, но несколько месяцев спустя новое временное правительство заменило его выдающимся скрипачом Йене Хубаем после того, как Донаньи отказался уволить педагога и композитора Золтана Кодая из Академии за свою якобы левую политическую позицию. [ 12 ] Однако в 1920 году, когда адмирал Хорти стал регентом Венгрии , Донаньи был назначен музыкальным руководителем Будапештского филармонического оркестра и, таким образом, продвигал музыку Белы Бартока. [ нужна ссылка ] Золтан Кодай , Лео Вайнер и другие современные венгерские композиторы. В том же сезоне 1920 года он исполнил все фортепианные произведения Бетховена и записал несколько своих произведений на Ampico аппарате игрока-пианино-ролла . Он получил известность как педагог. Среди его учеников были Андор Фёльдес , Миша Левицкий , Эрвин Ньиредьхази , Геза Анда , Энни Фишер , Хоуп Сквайр , Хелен Камилла Стэнли , Берта Тидеман-Виерс , Эдвард Килени , Балинт Вазсони , сэр Георг Шолти , Иштван Кантор , Жорж Чиффра и Людовит Райтер (дирижер). и крестник Донаньи). В 1933 году организовал первый Международный конкурс пианистов имени Ференца Листа . [ 13 ]

В 1937 году Донаньи встретил Илону Захар, которая была замужем и имела двоих детей. К этому времени он расстался со своей второй женой Эльзой Галафрес. Они с Илоной путешествовали по Европе как муж и жена, но не состояли в законном браке, пока не обосновались в США. После смерти Донаньи Илона в своей биографии начала кампанию по подавлению его репутации как сторонника нацизма. [ 14 ] Петер Халас продолжил это в статье под названием «Преследуемые музыканты в Венгрии в период 1919–1945 годов», в которой он был изображен как «жертва» нацизма. [ 15 ] и Джеймс Граймс, который в своей книге « Донаньи» увидел в нем «забытого героя сопротивления Холокосту». [ 16 ]

В 1934 году Донаньи снова был назначен директором Будапештской музыкальной академии и занимал эту должность до 1943 года. Согласно статье о Донаньи в «Словаре музыки и музыкантов New Grove» , сделанной в 2015 году , «с 1939 года большая часть времени [Донаньи] была посвящена борьба с растущим нацистским влиянием». К 1941 году он оставил свой директорский пост, вместо того чтобы подчиниться антиеврейскому законодательству. В его оркестре Будапештской филармонии [ 17 ] ему удавалось сохранить всех еврейских участников до двух месяцев после вторжения Германии в Венгрию в марте 1944 года, когда он распустил ансамбль. В ноябре 1944 года он переехал в Австрию, и это решение вызывало критику на протяжении многих лет. [ почему? ] Музыковед Джеймс А. Граймс защищал действия Донаньи во время войны, отмечая его солидарность с еврейскими коллегами и его действия по помощи некоторым людям бежать из оккупированных нацистами стран. [ 18 ]

С 1949 года Донаньи в течение десяти лет преподавал в Университета штата Флорида музыкальной школе в Таллахасси . Там он стал почетным членом отделения Эпсилон Йота братства Фи Му Альфа Симфония . Он и его жена Илона стали гражданами США в 1955 году. [ 19 ]

Могила Донаньи на кладбище Розлон, Таллахасси, Флорида

В США он продолжил сочинять и заинтересовался американской народной музыкой . Его последним оркестровым произведением (за исключением редакции Симфонии № 2 1957 года ) была «Американская рапсодия» (1953), написанная к полуторасотлетнему юбилею Университета Огайо и включавшая народный материал, например, « Индейка в соломе », « На вершине Старый Смоки » и « Я бедный путник ». [ 19 ]

Его последнее публичное выступление состоялось 30 января 1960 года в Университете штата Флорида, где он дирижировал университетским оркестром в Фортепианом концерте № 4 Бетховена со своим докторантом Эдвардом Р. Тейденом в качестве солиста. После выступления Донаньи отправился в Нью-Йорк, чтобы записать несколько фортепианных сонат Бетховена и более короткие фортепианные пьесы для Everest Records . [ 19 ] Ранее он записал концерт Моцарта в начале 1930-х годов в Венгрии (№ 17, соль мажор, К. 453, игра и дирижирование Будапештской филармонии), а также свои собственные «Вариации на детскую мелодию» , вторую часть его «Руралии». Венгерика (Цыганское Анданте) и несколько сольных произведений (но не сонат Бетховена) на 78 об/мин. [ нужна ссылка ] Он также записал различные другие произведения, в том числе «Буровую сонату» Бетховена и фа минорные вариации Гайдна, на ранних моно пластинках.

Донаньи умер от пневмонии 9 февраля 1960 года в Нью-Йорке , через десять дней после своего последнего выступления, и был похоронен в Таллахасси, Флорида , где он преподавал в университете в течение десяти лет. [ 19 ]

Влияние и наследие

[ редактировать ]
  • BBC выпустила пластинку, сделанную с одного из его последних концертов, прослушанного в 1959 году в Университете штата Флорида, на которой он сыграл Бетховена фортепианную сонату соч. 31 № 1 и соната Шуберта для фортепиано Д. 894 . Лейбл «Testament» переиздал концерт на компакт-диске в комплекте, который также включает в себя три собственных коротких пьесы пианиста, которые он сыграл там на бис, короткий концерт его произведений, которые он исполнил на Эдинбургском фестивале 1956 года , и несколько песен, которые транслировались по радио. на BBC в 1936 году.
  • Донаньи Три тома «Ежедневных упражнений для пальцев для продвинутого пианиста» были опубликованы издательством Mills Music в 1962 году.
  • Музыкальная библиотека Уоррена Д. Аллена Музыкального колледжа Университета штата Флорида хранит большой архив документов, рукописей и сопутствующих материалов Донаньи.
  • венгерское правительство посмертно наградило его высшей гражданской наградой — премией Кошута . В 1990 году [ 20 ]
  • В 2002 году в Университете штата Флорида прошел Международный фестиваль Эрнста фон Донаньи. Профессор ЛГУ Милтон Холлман был его студентом и в 1987 году записал компакт-диск под названием Works For Piano, содержащий некоторые из самых известных музыкальных произведений Донаньи.

Композиции

[ редактировать ]

Композиторский стиль Донаньи был личным, но очень консервативным. Его музыка во многом соответствует романтической идиоме. Хотя он использовал элементы венгерской народной музыки , он не использует народные традиции так, как это делают Барток или Кодай. Некоторые характеризуют его стиль как традиционный мейнстримный еврогерманский стиль в брамсовской манере (скорее структурно, чем в том, как на самом деле звучит музыка), а не конкретно венгерский, в то время как другие очень мало слышат о Брамсе в его музыке. Самым лучшим из его произведений, пожалуй, является его Серенада до мажор для струнного трио, соч. 10 (1902) и «Вариации на детскую мелодию» для фортепиано с оркестром, соч. 25 (1914). Его Вторая симфония — главное произведение, написанное им во время Второй мировой войны. Это нехарактерно мрачно, особенно в третьей части, которая гротескна и диссонансна.

  • Покров Пьеретты , Мим в трех частях (либретто по мотивам Артура Шницлера ), соч. 18 (1909)
  • Танте Симона (Тетя Симона) , Комическая опера в одном действии (Либретто Виктора Хайндла), соч. 20 (1912)
  • А вайда торня (Башня воеводы) , Романтическая опера в трех действиях (либретто Виктора Лани по мотивам Ганса Хайнца Эверса и Марка Генри), соч. 30 (1922)
  • Тенор (The Tenor) , комическая опера в трех действиях (либретто Эрно Гота и Карла Штернгейма по мотивам «Бюргера Шиппеля» Карла Штернгейма), соч. 34 (1927)
  • Сегеди мизе (Сегедская месса, также месса посвящения церкви ), соч. 35 (1930)
  • Cantus vitae , Симфоническая кантата, соч. 38 (1941)
  • Stabat mater , соч. 46 (1953)

Оркестровый

[ редактировать ]

Сольный инструмент и оркестр

[ редактировать ]
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор, соч. 5 (1898) (вступительная тема навеяна Симфонией № 1 Брамса )
  • Konzertstück (Концертная пьеса) ре мажор для виолончели с оркестром, соч. 12 (1904)
  • » Вариации на тему «Детской мелодии для фортепиано с оркестром, соч. 25 (1914)
  • Концерт для скрипки № 1 ре минор, соч. 27 (1915)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 си минор, соч. 42 (1947)
  • Концерт № 2 для скрипки с оркестром до минор, соч. 43 (1950)
  • Концертино для арфы и камерного оркестра, соч. 45 (1952)

Камерно-инструментальная

[ редактировать ]
  • Струнный квартет ре минор, 1893 (неопубликовано, рукопись в Британской библиотеке) (Граймс, Эрнст фон Донаньи: Биобиблиография , стр. 32)
  • Струнный секстет си мажор, 1893 г. (переработка 1896 г., переработка и премьера 1898 г. Записано на Hungaroton, 2006 г.) (Граймс, стр. 32)
  • Менуэт для струнного квартета, 1894 г. (Граймс, стр. 32. Рукопись в Национальной библиотеке Сечени )
  • Фортепианный квартет фа минор (1894)
  • Фортепианный квинтет № 1 до минор, соч. 1 (1895)
  • Струнный квартет № 1 ля мажор, соч. 7 (1899)
  • Соната си минор для виолончели и фортепиано, соч. 8 (1899)
  • Серенада до мажор для струнного трио, соч. 10 (1902)
  • Струнный квартет № 2 ре мажор, соч. 15 (1906)
  • Соната до минор для скрипки и фортепиано, соч. 21 (1912)
  • Фортепианный квинтет № 2 ми минор, соч. 26 (1914)
  • Струнный квартет № 3 ля минор, соч. 33 (1926)
  • Секстет до мажор для фортепиано, струнных и духовых инструментов , соч. 37 (1935)
  • Ария для флейты и фортепиано, соч 48, № 1 (1958)
  • Пассакалия для флейты соло, соч. 48, № 2 (1959)

Фортепиано

[ редактировать ]
  • Четыре пьесы, соч. 2 (1897, опубл. 1905)
  • Вальсы фа минор для четырех рук, соч. 3 (1897)
  • Вариации и фуга на тему Э[мма].Г[рубер]., Op. 4 (1897)
  • Гавот и Мюзет (WoO, 1898)
  • Альбомный лист (WoO, 1899 г.)
  • Пассакалия ми минор, соч. 6 (1899)
  • Четыре рапсодии, соч. 11 (1903)
  • Зимний Рейген , соч. 13 (1905)
  • Юмореска в форме сюиты, соч. 17 (1907)
  • Три пьесы, соч. 23 (1912)
  • Фуга ре минор для левой руки (WoO, 1913)
  • Сюита ля минор «Сюита в старинном стиле», соч. 24 (1913)
  • Шесть концертных этюдов, соч. 28 (1916)
  • Вариации на тему венгерской народной песни, соч. 29 (1917)
  • Пастораль на тему венгерской рождественской песни (WoO, 1920)
  • Дворянские вальсы, концертная обработка для фортепиано (по Шуберту, Д. 969) (WoO, 1920)
  • Венгерская Руралия , соч. 32-я (1923)
  • Вальс для фортепиано из оперы Делиба «Коппелия» (WoO, 1925)
  • Шесть пьес, соч. 41 (1945)
  • Вальс-сюита, ​​для двух фортепиано, соч. 39а (1945),
  • Хромающий вальс для фортепиано соло, соч. 39б (1947)
  • Три единственные пьесы, соч. 44 (1951)
  • Двенадцать коротких этюдов для продвинутого пианиста (1951)

Примечания

  1. ^ Донаньи 2002 , с. 2. Дебора Кисели-Папп. «Ежегодник Донаньи, 2002 г. - Тезисы» . Архивировано из оригинала 8 июля 2004 г. Проверено 17 января 2013 г. «Фон» подразумевает дворянство, и согласно биографии его третьей жены Илоны, его семья была облагорожена в 1697 году и получила герб, который она описывает.
  2. ^ «Эрнё (Эрнст) фон Донаньи» . www.geni.com . 27 июля 1877 года . Проверено 1 сентября 2022 г.
  3. ^ На протяжении многих лет он также назывался Музыкальным колледжем (1919–1925), а с 1925 года - Музыкальной академией Ференца Листа , его нынешнее название.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Граймс 2005 , с. 4.
  5. ^ «Полный обзор» . www.gramophone.co.uk . Проверено 21 июня 2020 г.
  6. ^ «Упоминание Греты» . blog.sharmusic.com . Проверено 21 июня 2020 г.
  7. ^ «Стол у Илоны Ковача: Фортепианная карьера Эрнста Донаньи. Часть I» (PDF) . zti.hu. п. 65 . Проверено 21 июня 2020 г.
  8. ^ «Эльза Галафрес: Huberman.info» . Архивировано из оригинала 16 января 2014 г. Проверено 4 января 2013 г.
  9. ^ Эльза Галафрес: Жизни... Любит... Потери (Ванкувер: Универсальный, 1973)
  10. ^ Карнес 2002 , с. 146 .
  11. ^ Граймс 2005 , с. 6.
  12. ^ Граймс 2005 , с. 7.
  13. ^ Граймс 2005 , с. 10.
  14. ^ Донаньи 2002 , с. [ нужна страница ] .
  15. ^ Петер Халас (2007). Österreichische Musik-Zeitung . Вена. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  16. ^ Граймс 2005 , с. [ нужна страница ] .
  17. ^ Будапештский симфонический оркестр , или, как его называют в Венгрии, Симфонический оркестр Венгерского радио.
  18. ^ «Донаньи и венгерский Холокост» . jamesagrymes.com . 17 марта 2014 года . Проверено 14 октября 2017 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Куш 2020 , стр. 75–76
  20. ^ Граймс 2005 , с. xiv.
  21. ^ Граймс, Джеймс А. (1999). «Редакция Эрно Донаньи Его симфонии ми мажор, соч. 40». Музыковедческие исследования Венгерской академии наук . 40 (1/3). Будапешт, Венгрия: Венгерская академия наук: 71–84. дои : 10.2307/902553 . JSTOR   902553 .

Источники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Уильям Лайнс Хаббард и др., ред., Американская история и энциклопедия музыки , том. 1 (Лондон: Ирвинг Сквайр, 1908), стр. 183–184 доступно в Интернете.
[ редактировать ]

Ноты

Видео

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ff2271db87ea07128958c2088d55cfd3__1718538600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ff/d3/ff2271db87ea07128958c2088d55cfd3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ernst von Dohnányi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)