Нильс-стрит

Нильс Вильгельм Гаде (22 февраля 1817 — 21 декабря 1890) — датский композитор , дирижёр , скрипач , органист и педагог. Вместе с Йоханом Петером Эмилиусом Хартманном он был ведущим датским музыкантом своего времени в период, известный как « Золотой век Дании» . [1]
Биография
[ редактировать ]Гаде родился в Копенгагене в семье столяра и мастера по изготовлению инструментов. Он предназначался для профессии своего отца, но его страсть к карьере музыканта, очевидную из легкости и мастерства, с которыми он научился играть на ряде инструментов, нельзя было отрицать. Хотя он освоил игру на скрипке под руководством Фредерика Вексшалля , а также элементы теории под руководством Кристофа Вейзе и ученика Вейзе Андреаса Берггрина , он был в значительной степени самоучкой. [2]
Свою профессиональную карьеру скрипача он начал в Датском королевском оркестре , где в 1841 году состоялась премьера его концертной увертюры Efterklange of Ossian («Отголоски Оссиана »). Когда исполнение его первой симфонии пришлось отложить в Копенгагене, ее отправили в Феликс Мендельсон . Мендельсон воспринял эту работу положительно и провел ее в Лейпциге в марте 1843 года, вызвав восторженную реакцию общественности. [3] Его работа привлекла внимание короля, который предоставил композитору стипендию правительства Дании, которая позволила ему поехать в Лейпциг и Италию . [2] Переехав в Лейпциг, Гаде преподавал там в консерватории , работал помощником дирижера оркестра Гевандхауса и подружился с Мендельсоном , который оказал важное влияние на его музыку.
В 1845 году Гаде дирижировал премьерой Скрипичного концерта ми минор Мендельсона с Фердинандом Давидом за скрипкой. Он также подружился с Робертом Шуманом и Робертом Францем . [4] Роберт Шуман написал длинную восторженную статью, описывающую Гейда как исключительного молодого музыканта, внешне напоминающего Моцарта, и четыре буквы имени которого соответствовали четырем струнам скрипки. В своей переписке он говорит о Гаде как о редком таланте, которому он симпатизирует, как немногим. Одна из фортепианных пьес Шумана называется «Гаде» и основана на нотах ГАДЕ, а третье фортепианное трио Шумана посвящено Гаде. Гаде дирижировал первым исполнением фортепианного концерта Шумана с Кларой Шуман за фортепиано.
После смерти Мендельсона в 1847 году Гаде был назначен на его должность главного дирижера, но был вынужден вернуться в Копенгаген весной 1848 года, когда разразилась война между Пруссией и Данией . В Копенгагене Гаде познакомился с композитором Корнелиусом Гурлиттом , и они оставались друзьями до самой смерти Гаде. Гаде стал директором Копенгагенского музыкального общества ( Musikforeningen ), и занимал этот пост до своей смерти. Он основал новый оркестр и хор, одновременно сделав карьеру самого выдающегося музыканта Дании. Под его руководством Музыкальное общество достигло своего расцвета. Он также работал органистом; хотя он уступил престижную должность органиста в соборе Богоматери, сегодняшнем Копенгагенском соборе , в пользу Йохана Петера Эмилиуса Хартманна , он служил в церкви Холмен в Копенгагене с 1850 года до своей смерти. Гаде был совместным директором Копенгагенской консерватории с Хартманном (на дочери которого он женился в 1852 году) и Хольгером Симоном Паулли , стал придворным дирижером в 1861 году и получил от правительства пенсию в 1876 году. Он оказал большое влияние на ряд скандинавских композиторов. и преподавал Эдвард Григ , Карл Нильсен , Луис Гласс , Эльфрида Андре , Отто Маллинг , Август Виндинг и Асгер Хамерик . [5] [6]
Среди произведений Гаде — восемь симфоний, скрипичный концерт , камерная музыка , органные и фортепианные пьесы и ряд крупных кантат , среди них «Комала» (1846) и «Эльверскуд» (1853), которые он называл «концертными пьесами» ( koncertstykker ). Эти произведения, воспринятые после 1848 года как произведения романтического национализма , [7] иногда основаны на датском фольклоре . Судя по всему, Гейд никогда не ставил оценку «Свадебному вальсу» ( Брудевальсен ). Он был спасен Огюстом Бурнонвилем в его балете «Народная сказка» ( Et Folkesagn ) и стал неотъемлемой частью датских свадеб. [8] [9]
Личная жизнь
[ редактировать ]27 апреля 1852 года Гаде женился на Эмме Софи Амалии Хартманн, дочери Йохана Петера Эмилиуса Хартманна . Он посвятил ей свою «Весеннюю фантазию» в честь их помолвки и свою Пятую симфонию с концертом для фортепиано в качестве свадебного подарка. В 1855 году она умерла при родах, родив близнецов; только один из них, Йохан Феликс Гаде (1855–1928), выжил. Он стал отцом органиста и композитора Нильса Рудольфа Гаде .
Нильс Гаде женился во второй раз в 1857 году на Матильде Штегер, выдающейся пианистке. К свадьбе он написал Fruehlingsbotschfaft, в котором выразил как свою любовь к ныне покойной первой жене, так и начало новой жизни и любви ко второй жене. Этот новый брак принес ему еще двоих детей – сына Акселя Вильгельма Гаде (1860–1921), который сам стал известным скрипачом, композитором и дирижером, и дочь Дагмар Гаде (1863–1952). Нильс Гаде умер в Копенгагене в рождественские дни 1890 года.
нет Семейной связи с композитором Якобом Гаде .
Подборка переписки Гаде с европейскими современниками была опубликована Ингер Сёренсен под названием Niels W. Gade og hans europäischen kreds - Обмен письмами 1836–1891 гг .
Работает
[ редактировать ]См. Список произведений Нильса Гаде.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Гаде, Нильс Вильгельм» . Разговорный словарь Salmonsens . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Jump up to: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Гаде, Нильс Вильгельм ». Британская энциклопедия . Том. 11 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 383. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Кьерульф, Чарльз (июль 1880 г.). «Нильс В. Стрит». Nordisk Musik-Tidende (на датском языке). Христиания.
- ^ 12 Gesange Роберта Франца, соч. № 4 (1845 г.) посвящен «Моему другу Нильсу В. Гаде».
- ^ «Корнелиус Гурлитт» . Немецкая цифровая библиотека . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Нильс Бо Фольтманн. «Нильс В. Стрит» . Немецкие доги, Гильдендаль . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ в книге Анны Селенцы «Ранние работы Нильса В. Гаде» , особенно в третьей части. Дополнительную информацию об источниках программ Гаде и их связи с датским национализмом см.
- ^ «Август Бурнонвиль» . Центр Кеннеди . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «Народная сказка (1854)» . bournonville.com . Проверено 1 января 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Селенца, Анна Харвелл. Ранние произведения Нильса В. Гаде: в поисках поэтического . Олдершот: Эшгейт, 2001.
- Ли, Джастин. Нильс Гаде в Wayback Machine (архивировано 5 декабря 2008 г.) Примечания к программе
- Вассерлоос, Ивонн: Культурные приливы. Нильс В. Гаде и CFE Хорнеман в Лейпциге и Копенгагене. Хильдесхайм, Цюрих и Нью-Йорк, 2004 г.
- Вассерлоос, Ивонн: «Формула не сковывает нас, наше искусство называется поэзией». Нильс В. Гаде и Роберт Шуман - Переходы между поэтическим и национальным», в Генриетте Хервиг/Фолькер Калиш/Бернд Кортлендер/Йозеф А. Крузе/Бернд Витте (ред.): Переходы. Между искусством и культурой. Международный конгресс, посвященный 150-летию со дня смерти Генриха Гейне и Роберта Шумана . Штутгарт и Веймар, 2007 г., стр. 521–540.
- Вассерлоос, Ивонн: «Слушать глазами, видеть ушами». Нация и пейзажи в творчестве Нильса В. Гаде, Эдварда Грига и Карла Нильсена», в Studia Musicologica Norvegica 33 (2007), стр. 42–52. http://www.griegsociety.org/filer/1139.pdf Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Нильса Гаде в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Нильса Гаде в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- Нильс Гаде: Новеллеттен для фортепианного трио, Op.29, звуковые фрагменты
- Октет фа мажор, соч. 17 (партии) Из коллекции цифровых партитур Музыкальной библиотеки Сибли
- 3 Тонстюке для органа, соч. 22 Из коллекции цифровых партитур Музыкальной библиотеки Сибли
- Нильс-стрит
- 1817 рождений
- 1890 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Классические скрипачи XIX века
- Дирижеры XIX века (музыка)
- Датские композиторы XIX века
- Датские писатели XIX века
- Органисты XIX века
- Композиторы для фортепиано
- Композиторы для органа
- Датские композиторы-классики
- Датские классические органисты
- Датские классические скрипачи
- Датские дирижеры (музыка)
- Датские композиторы-мужчины-классики
- Датские националисты
- Датские композиторы-романтики
- Директора Датской королевской музыкальной академии
- Почетные члены Королевского филармонического общества.
- Датские классические скрипачи-мужчины
- Датские мужчины-дирижеры (музыка)
- Датские классические органисты-мужчины
- Музыканты из Копенгагена
- Лауреаты Pour le Mérite (гражданский класс)
- Академический состав Лейпцигского университета музыки и театра
- Композиторы струнного квартета