Jump to content

Йохан Петер Эмилиус Хартманн

Черно-белое фото мужчины в официальном платье, голова и плечи которого видны в половине правого профиля.
Йохан Петер Эмилиус Хартманн

Йохан Петер Эмилиус Хартманн (14 мая 1805 - 10 марта 1900) вместе со своим зятем Нильсом В. Гаде был ведущим датским композитором XIX века, периода, известного как Золотой век Дании . [ 1 ] По словам Альфреда Эйнштейна , он был «настоящим основателем романтического движения в Дании и даже во всей Скандинавии». [ 2 ] JPE Хартманн был представителем третьего поколения композиторов в датской музыкальной семье Хартманн.

Биография

[ редактировать ]

Йохан Петер Эмилиус Хартманн родился и умер в Копенгагене , Дания. Он был сыном композитора Августа Вильгельма Гартмана (1775–1850) и Кристианы Петреа Фредерики Виттендорф (1778–1848) и внуком композитора Иоганна Хартмана (1726–1793), который первоначально эмигрировал в Данию из Силезии . Сам JPE Хартманн был в основном самоучкой. Выполняя пожелания своего отца (который хотел защитить его от неопределенностей жизни музыканта), он изучал право и работал государственным служащим с 1829 по 1870 год, одновременно делая обширную музыкальную карьеру. К 1824 году он стал органистом в Garnisons Kirke в Копенгагене, а в 1832 году произвел первое серьезное впечатление на публику оперой «Равнен» . [ 3 ] Опера получила длинную и положительную рецензию Роберта Шумана . Либретто было написано давним другом Хартмана Гансом Христианом Андерсеном, с которым он позже сотрудничал во многих других произведениях, кантатах, песнях, музыкальных произведениях и операх (среди прочего, в его популярной опере « Лиден Кирстен» , датской подвеске к « Проданной невесте » в исполнении Листа ). в Веймаре и которая по сей день остаётся самой часто исполняемой датской оперой). Хартманн также сотрудничал с другими важными датскими писателями своего времени, такими как Хенрик Герц в его опере «Корсарерн» или с Адамом Оленшлегером , написав музыку и увертюры к нескольким своим пьесам, а также музыку в форме как песен, так и мелодрам для некоторые из его стихотворений (например, «Галдхорнен» ) и участвовал в написании многочисленных кантат.

В 1836 году Гартман совершил ознакомительную поездку в Германию и Францию, где познакомился с Фредериком Шопеном , Джоаккино Россини , Луиджи Керубини , Гаспаре Спонтини и Луи Шпором . В начале его музыкальной жизни Шпор и датский композитор Кристоф Эрнст Фридрих Вейзе были самыми важными наставниками Хартмана, а также Генрих Маршнер . В последующие несколько лет последовали дальнейшие поездки в Германию, во время которых он познакомился с Мендельсоном , Шуманом , Листом , Брамсом и другими известными композиторами того времени. Он также основал Копенгагенское музыкальное общество ( Musikforeningen ) в 1836 году, оставаясь его председателем до конца жизни. В 1843 году он перешёл из Гарнисон-Кирке, чтобы играть на органе копенгагенского собора Vor Frue Kirke , и стал директором Студенческой хоровой ассоциации. Оба этих поста он занимал до своей смерти. [ 4 ] Его пресловутый мягкий характер сделал его очень популярным, его соотечественники из года в год устраивали многочисленные впечатляющие пиры в честь его дня рождения.

В 1867 году, после преподавания нескольких предметов в Датской музыкальной академии, которая первоначально была основана в 1825 году Джузеппе Сибони помог создать и также руководить Датской королевской музыкальной академией ( Københavns Musikkonservatorium ). (1780–1839), Хартманн вместе с Нильсом Гаде (1817–1890) и Хольгер Симон Паулли (1810–1891). [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

В 1829 году он женился на Эмме Софи Амалии Зинн (1807–1851), композиторе. Один из их сыновей, Эмиль Хартманн (1836–1898), также стал известным композитором, а их сын Карл Кристиан Эрнст Хартманн (1837–1901) стал скульптором. Две их дочери вышли замуж за композиторов; Эмма Софи (род. 1831) вышла замуж за Нильса Гаде , а Клара (род. 1839) вышла замуж за Августа Виндинга (1835–1899). [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Многие важные более поздние датские художники, такие как композитор Нильс Вигго Бентзон и режиссер Ларс фон Триер, происходят от Хартманна.

Бронзовая статуя сидящего человека, читающего книгу, на мраморном постаменте, в обрамлении растущих по обе стороны деревьев.
JPE Hartmann , Август Саабай , 1905, Санкт-Анна-Пладс , Копенгаген.

Произведениям Гартмана свойственна художественная серьезность, драматическая жизненность и, в частности, национальный колорит. Нордические элементы, которые можно различить в темах, основанных на народных песнях , модуляциях и тенденции к довольно мрачным звукам, сильно проявились после 1830-х годов. Хартманн объединил эти романтические влияния с сильным контролем над формой и темой , приобретенным благодаря его классическому обучению. [ 11 ]

Жизнь Хартмана охватила весь XIX век, и его очень разнообразная деятельность не позволяет отнести его к какой-либо одной категории. Его ранние произведения, такие как Соната для флейты или Фортепианный квартет, были написаны еще при жизни Бетховена и, естественно, выполнены в стиле венского классицизма. влияние преобладающих в то время немецких моделей — Вебера , Шпора или Маршнера Также можно обнаружить . Большая часть его более поздних работ принадлежит поколению Роберта Шумана или Феликса Мендельсона . Тем не менее, его стиль продолжал развиваться с годами. Более поздние композиции, такие как монументальная фортепианная соната ля-минор или некоторые увертюры ( Yrsa ), имеют некоторое сходство с Брамсом. И во многих его последних произведениях присутствуют домодернистские акценты, особенно указывающие на Карла Нильсена . Его творчество оказало сильное влияние на скандинавских композиторов более поздних поколений, таких как Эдвард Григ , Питер Эразм Ланге-Мюллер или Карл Нильсен . Его постоянно растущая оригинальность дала ему прозвище « старик- вундеркинд » (« Vidunderolding »). В целом его музыка отличается большим разнообразием: от юмора и поэзии до драмы и трагедии. [ 12 ]

Работает

[ редактировать ]

Оркестровый

[ редактировать ]
  • Оперы
  • Концертная кантата
  • Церковные кантаты и кантаты для особых случаев
    • Когда жизнь идет на убыль (1820)
    • Кантата «Новогодняя ночь» (1824–1825)
    • Кантата в честь органа, соч. 5 (1825) ( Адам Оленшлегер )
    • Мотет к празднику Юбилея (1826 г.)
    • Мужество на рождественском пиру (1827)
    • Небесные звуки (1828) ( Адам Оленшлегер )
    • Пасхальная кантата (1828)
    • Христианин, который любит прекрасные музы (1831)
    • Песня ко дню рождения принца Кристиана (1832)
    • На границе страны и города (1834 г.)
    • Песня ко дню рождения принца Кристиана (1835)
    • Кантата для Общества потомков , соч. 19 (1836) ( Адам Оленшлегер )
    • Кантата ко дню рождения принцессы Амалии (1839)
    • Канта памяти А.В. Хюльсе (1838) ( Адам Оленшлегер )
    • Похоронная кантата Его Величества короля Фредерика VI, соч. 27 (1839–40) ( Х. К. Андерсен )
    • Похоронная кантата Джузеппе Сибони (1839) ( Х. К. Андерсен )
    • Кантата к серебряной свадьбе короля Кристиана VIII и королевы Каролины Амалии (1840)
    • Кантата ко дню рождения короля Кристиана VIII (1841 г.)
    • Кантата ко дню рождения королевы Каролины Амалии (1842) ( Х. К. Андерсен )
    • Кантата памяти КЭФ Вейзе , соч. 36 (1842) ( Хенрик Герц )
    • Кантата к юбилею профессора Брорсона (1843) ( HC Andersen )
    • Кантата памяти Бертеля Торвальдсена , соч. 41 (1844) ( Хенрик Герц )
    • Похоронная кантата Его Величества короля Кристиана VIII , соч. 47 (1848) ( Йохан Людвиг Хейберг )
    • Когда тело умирает, соч. 15 (1850, для трех солистов, хора и оркестра)
    • Мемориальная песня павшим: Slumrer Södt i Schlesvigs Jord (1850, для хора и большого оркестра)
    • Кантата на свадьбу барона Билле-Браге (1852) ( Х. К. Андерсен )
    • Кантата к открытию нового здания Studentersangforeningen, соч. 64 (1863) ( Кристиан Ричардт )
    • Похоронная кантата Его Величества короля Фредерика VII , соч. 64 б (1863) ( Х.П. Хольст )
    • Кантата к открытию нового здания Копенгагенского университета (1866 г.) ( Кристиан Рихардт )
    • Кантата к свадьбе наследного принца Фредерика и принцессы Луизы (1869) ( Х. П. Хольст )
    • Кантата памяти Орлы Леманн (1870) ( Карл Плуг )
    • Кантата к открытию нового Королевского театра (1874) ( Карл Плуг )
    • Кантата к юбилею Копенгагенского университета, соч. 75 (1878–79) ( Карл Плауг )
    • Кантата к открытию школы Хенрика Смита (1882) (Карл Андерсен)
    • Кантата памяти Людвига Хольберга (1884) ( Кристиан Рихардт )
    • Кантата к юбилею Школы гражданской добродетели (1887) ( Кристиан Рихардт )
    • Кантата ко дню рождения Его Величества короля Кристиана IX (1888)
    • Кантата к открытию нового Концертного дворца (1889 г.)
    • Кантата на золотую свадьбу короля Кристиана IX (1891-982) ( Кристиан Рихардт )
    • Кантата к хиротонии во епископа Копенгагенского собора (1899 г.)
  • Песни и кантаты для a capella. хора
  • Песни и романсы для голоса и фортепиано.
    • Six Gesänge , для голоса и фортепиано, соч. 13 (1832)
    • Четыре Danske Sange , для голоса и фортепиано (среди которых популярные Flyv Fugl, Flyv over Furesøens Vove и Lille Cathrine ) (1838)
    • Шесть песен, для голоса и фортепиано, соч. 35
    • Например , «Песни» Б. С. Ингемана для голоса и фортепиано, соч. 45
    • Суламифь ог Саломон , девять песен для попеременных голосов и фортепиано, по мотивам Б.С. Ингемана , соч. 52 (1847–48)
    • Six Gesänge , для голоса и фортепиано, соч. 55а (посвящается Софи Гейд)
    • Фольмер Шпиллемандс Визер аф Хьортенс Флюгт , цикл мелодий для голоса и фортепиано, соч. 56
    • Пять песен , для голоса и фортепиано, соч. 63
    • Sange og Viser , песни для голоса и фортепиано, соч. 77
    • Солен и Сильедален , цикл мелодий для голоса и фортепиано
    • Сотни отдельных песен и романсов

Камерная музыка

[ редактировать ]
  • Соната для скрипки и фортепиано № 1 соль минор, соч. 8 (1826)
  • Соната для скрипки и фортепиано № 2 до мажор, соч. 39 (1844)
  • Соната для скрипки и фортепиано № 3 соль минор, соч. 83 (1886)
  • Сюита для скрипки и фортепиано ля минор, соч. 66 (1864)
  • Фантази-Аллегро для скрипки и фортепиано ре мажор (1889)
  • Соната для флейты и фортепиано си-бемоль мажор, соч. 1 (1825 г.)
  • Анданте и вариации для фортепианного трио до мажор (1849)
  • Струнный квартет соль мажор (1848, последняя часть закончена только наполовину)
  • Струнный квартет ля мажор (1852, последняя часть только в эскизах)
  • Фортепианный квартет фа мажор, соч. 2

Фортепиано

[ редактировать ]
  • Соната для фортепиано № 1 ре минор, соч. 34 (1841)
  • Соната для фортепиано № 2 соль минор (1851)
  • Соната для фортепиано № 3 фа мажор (1853)
  • Соната для фортепиано № 4 ля минор, соч. 80 (1876–83)
  • Сонатина для фортепиано соль мажор, соч. 63а (1863)
  • Сонатина для фортепиано в четыре руки, соч. 4 (1826)
  • Два рондо для фортепиано, соч. 6 (1829)
  • Фантазия для фортепиано, соч. 7
  • Аллегро ди Бравура и Анданте для фортепиано, соч. 10 (1829)
  • Восемь каприсов для фортепиано, соч. 18 (1835, опубликовано в двух сборниках, посвященных соответственно Генриху Маршнеру и Феликсу Мендельсону )
  • Две характерные пьесы для фортепиано, соч. 25 (1839)
  • Интродукция и религия Андантино для фортепиано, соч.
  • Три жанровые пьесы для фортепиано, соч. 26
  • Восемь скетчей для фортепиано, соч. 31 (1840–41, посвящен Эмме Хартманн )
  • Шесть пьес в форме песни для фортепиано, соч. 37 (1842)
  • Три пьесы для фортепиано ( Военный танец, Элегическая песня, Allegro grazioso )
  • Шесть характерных пьес для фортепиано, соч. 50, со вступительными стихами Ганса Христиана Андерсена.
  • Три пьесы для фортепиано ( Свенское Хемвее, Каприччио, Андантино - Она сидит там и играет на фортепиано ) (1848–51)
  • Поучительные этюды для фортепиано, соч. 53 (1851°
  • Пьесы-фантазии для фортепиано, соч. 54, посвященный Кларе Шуман )
  • Новеллет из шести небольших пьес для фортепиано, соч. 55 (1852–55), со вступительными стихами Ганса Христиана Андерсена.
  • Четыре пьесы для фортепиано ( Рассказывает Гудфаер, Сон Викингефруэна, Тыс!, Джулетрёст )
  • Девять этюдов и новелл для фортепиано, соч. 65
  • Пьесы старинных и новейших времен для фортепиано, соч. 74 (посвящается Эмилю Хартманну )
  • Множество других более коротких частей
  1. ^ «Хартманн, Йохан Петер Эмилиус, 1805–1900» . Датский биографический лексикон . Проверено 1 января 2020 г.
  2. ^ Эйнштейн, Альфред (1947). Музыка эпохи романтизма . Нью-Йорк, США: WW Norton & Cy. стр. 317–318. ISBN  0-393-09733-1 .
  3. ^ Ингер Соренсен (1999). «Дж. П. Е. Хартманн» . Музей Тускуланум Получено 1 января ,
  4. ^ Сорен Берг Расмуссен, Ричард Хоув. «Дж. П. Е. Хартманн» . Датский биографический лексикон, Гильдендаль . Проверено 1 января 2020 г.
  5. ^ «О консерватории» . Королевская датская консерватория музыки . Проверено 1 января 2020 г.
  6. ^ Бендт Вийнхольт Нильсен. «Музыкальная ассоциация Копенгагена» . Немецкие доги, Гильдендаль . Проверено 1 января 2020 г.
  7. ^ Нильс Шёрринг (18 июля 2011 г.). «HS Паулли» . Немецкие доги, Гильдендаль . Проверено 1 января 2020 г.
  8. ^ «Эмма Хартманн» . Королевский Библиотека . Проверено 1 января 2020 г.
  9. ^ «Улица Нильса Вильгельма» . Разговорный лексикон Салмонсена . Проверено 1 января 2020 г.
  10. ^ «Намотка, Август Хенрик» . Разговорный лексикон Салмонсена . Проверено 1 января 2020 г.
  11. ^ Соеренсен, Ингер (1999). Хартманн. Династия датских композиторов (на датском языке). Копенгаген: Гильдендаль. ISBN  87-00-34688-8 .
  12. ^ Соеренсен, Ингер (1999). Хартманн. Династия датских композиторов (на датском языке). Копенгаген: Гильдендаль. ISBN  87-00-34688-8 .

Другие источники

[ редактировать ]
  • «Гартманн 3) Иоганн Петер Эмилиус» в Meyers Kommunikations-Lexikon , Лейпциге и Вене: Verlag des Bibliografiens Instituts, 1885–92, 4-е изд., том. 8, стр. 185–86. (на немецком языке)
  • Уильям Беренд, JPE Хартманн: биография , Гилдендал, 1918, 93 страницы.
  • Вигго Битч, JPE Hartmann , книжный магазин Olsens, 1954 г.
  • Лотар Брикс, Фортепианная музыка Йохана Петера Эмилиуса Хартмана: вклад в музыкальный романтизм в Скандинавии , диссертация, Геттинген, 1971 г.
  • Дэн Фог, Каталог Хартманна: Список печатных композиций JPE Hartmann , Копенгаген, Дэн Фог Musikforlag, 1991, 189 страниц.
  • Ангул Хаммерих, Дж. П. Е. Хартманн, Биографические очерки , Г. Е. Гадс форлаг, 1916, 184 страницы.
  • Ричард Хоув, JPE Hartmann , Копенгаген, Dansk Musiktidskrift, 1934, 172 страницы
  • Ингер Серенсен, Хартманн, династия датских композиторов , Гильдендаль, 656 страниц
  • Ингер Соеренсен, JPE Хартманн и Ханс Кредс , 4 тома, Museum Tusculanum Forlag, 1999–2002, 2452 страницы.
  • Ингер Соеренсен, Дж. П. Хартманн, Тематически-библиографический каталог его произведений , 2 тома, Датский центр музыкальных публикаций, 1019 страниц.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 94772043372fb662327d0a757ce99ce1__1723165560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/e1/94772043372fb662327d0a757ce99ce1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johan Peter Emilius Hartmann - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)