Йохан Петер Эмилиус Хартманн

Йохан Петер Эмилиус Хартманн (14 мая 1805 - 10 марта 1900) вместе со своим зятем Нильсом В. Гаде был ведущим датским композитором XIX века, периода, известного как Золотой век Дании . [ 1 ] По словам Альфреда Эйнштейна , он был «настоящим основателем романтического движения в Дании и даже во всей Скандинавии». [ 2 ] JPE Хартманн был представителем третьего поколения композиторов в датской музыкальной семье Хартманн.
Биография
[ редактировать ]Йохан Петер Эмилиус Хартманн родился и умер в Копенгагене , Дания. Он был сыном композитора Августа Вильгельма Гартмана (1775–1850) и Кристианы Петреа Фредерики Виттендорф (1778–1848) и внуком композитора Иоганна Хартмана (1726–1793), который первоначально эмигрировал в Данию из Силезии . Сам JPE Хартманн был в основном самоучкой. Выполняя пожелания своего отца (который хотел защитить его от неопределенностей жизни музыканта), он изучал право и работал государственным служащим с 1829 по 1870 год, одновременно делая обширную музыкальную карьеру. К 1824 году он стал органистом в Garnisons Kirke в Копенгагене, а в 1832 году произвел первое серьезное впечатление на публику оперой «Равнен» . [ 3 ] Опера получила длинную и положительную рецензию Роберта Шумана . Либретто было написано давним другом Хартмана Гансом Христианом Андерсеном, с которым он позже сотрудничал во многих других произведениях, кантатах, песнях, музыкальных произведениях и операх (среди прочего, в его популярной опере « Лиден Кирстен» , датской подвеске к « Проданной невесте » в исполнении Листа ). в Веймаре и которая по сей день остаётся самой часто исполняемой датской оперой). Хартманн также сотрудничал с другими важными датскими писателями своего времени, такими как Хенрик Герц в его опере «Корсарерн» или с Адамом Оленшлегером , написав музыку и увертюры к нескольким своим пьесам, а также музыку в форме как песен, так и мелодрам для некоторые из его стихотворений (например, «Галдхорнен» ) и участвовал в написании многочисленных кантат.
В 1836 году Гартман совершил ознакомительную поездку в Германию и Францию, где познакомился с Фредериком Шопеном , Джоаккино Россини , Луиджи Керубини , Гаспаре Спонтини и Луи Шпором . В начале его музыкальной жизни Шпор и датский композитор Кристоф Эрнст Фридрих Вейзе были самыми важными наставниками Хартмана, а также Генрих Маршнер . В последующие несколько лет последовали дальнейшие поездки в Германию, во время которых он познакомился с Мендельсоном , Шуманом , Листом , Брамсом и другими известными композиторами того времени. Он также основал Копенгагенское музыкальное общество ( Musikforeningen ) в 1836 году, оставаясь его председателем до конца жизни. В 1843 году он перешёл из Гарнисон-Кирке, чтобы играть на органе копенгагенского собора Vor Frue Kirke , и стал директором Студенческой хоровой ассоциации. Оба этих поста он занимал до своей смерти. [ 4 ] Его пресловутый мягкий характер сделал его очень популярным, его соотечественники из года в год устраивали многочисленные впечатляющие пиры в честь его дня рождения.
В 1867 году, после преподавания нескольких предметов в Датской музыкальной академии, которая первоначально была основана в 1825 году Джузеппе Сибони помог создать и также руководить Датской королевской музыкальной академией ( Københavns Musikkonservatorium ). (1780–1839), Хартманн вместе с Нильсом Гаде (1817–1890) и Хольгер Симон Паулли (1810–1891). [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]В 1829 году он женился на Эмме Софи Амалии Зинн (1807–1851), композиторе. Один из их сыновей, Эмиль Хартманн (1836–1898), также стал известным композитором, а их сын Карл Кристиан Эрнст Хартманн (1837–1901) стал скульптором. Две их дочери вышли замуж за композиторов; Эмма Софи (род. 1831) вышла замуж за Нильса Гаде , а Клара (род. 1839) вышла замуж за Августа Виндинга (1835–1899). [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Многие важные более поздние датские художники, такие как композитор Нильс Вигго Бентзон и режиссер Ларс фон Триер, происходят от Хартманна.
Стиль
[ редактировать ]
Произведениям Гартмана свойственна художественная серьезность, драматическая жизненность и, в частности, национальный колорит. Нордические элементы, которые можно различить в темах, основанных на народных песнях , модуляциях и тенденции к довольно мрачным звукам, сильно проявились после 1830-х годов. Хартманн объединил эти романтические влияния с сильным контролем над формой и темой , приобретенным благодаря его классическому обучению. [ 11 ]
Жизнь Хартмана охватила весь XIX век, и его очень разнообразная деятельность не позволяет отнести его к какой-либо одной категории. Его ранние произведения, такие как Соната для флейты или Фортепианный квартет, были написаны еще при жизни Бетховена и, естественно, выполнены в стиле венского классицизма. влияние преобладающих в то время немецких моделей — Вебера , Шпора или Маршнера Также можно обнаружить . Большая часть его более поздних работ принадлежит поколению Роберта Шумана или Феликса Мендельсона . Тем не менее, его стиль продолжал развиваться с годами. Более поздние композиции, такие как монументальная фортепианная соната ля-минор или некоторые увертюры ( Yrsa ), имеют некоторое сходство с Брамсом. И во многих его последних произведениях присутствуют домодернистские акценты, особенно указывающие на Карла Нильсена . Его творчество оказало сильное влияние на скандинавских композиторов более поздних поколений, таких как Эдвард Григ , Питер Эразм Ланге-Мюллер или Карл Нильсен . Его постоянно растущая оригинальность дала ему прозвище « старик- вундеркинд » (« Vidunderolding »). В целом его музыка отличается большим разнообразием: от юмора и поэзии до драмы и трагедии. [ 12 ]
Работает
[ редактировать ]Оркестровый
[ редактировать ]- Симфония № 1 соль минор, соч. 17 (1835)
- Симфония № 2 ми мажор, соч. 48 (1847–48)
- Двенадцать увертюр
- Концерт-увертюра, соч. 3 (1825)
- Священная увертюра, соч. 9 (1827)
- Ворон, соч. 12 (1830–32)
- Корсары, соч. 16 (1832–35)
- Эрл Хакон , соч. 40 (1844)
- Маленькая Кирстен , соч. 44 (1844–46)
- Концерт-увертюра , соч. 51 (1852)
- Аксель и Вальборг , соч. 57 (1856)
- Корреджо , соч. 59 (1858)
- En Afteraarjagt , соч. 63 (1864, посвящен Нильсу В. Гаде )
- Йрса , соч. 78 (1883)
- Данте , соч. 85 (1888)
- Случайная музыка
- Олаф Святой, соч. 23 (1838) ( Адам Оленшлегер )
- Канут Великий, соч. 28 (1839) ( Адам Оленшлегер )
- Рыбак своих детей, соч. 29 (1840) ( Адам Оленшлегер )
- Семь дней, соч. 30 (12840 — переработано в 1872 г.) ( Йохан Людвиг Хейберг )
- Каменщики, соч. 32 (1840) ( Ганс Христиан Андерсен )
- Ундина , соч. 33 (1842) (Карл Боргаард)
- Эрл Хакон , соч. 40 (1844–57) ( Оленшлегер )
- Пустошь (1849) ( Фердинанд Раймунд )
- Эпизод (1852) ( Хр. Юул )
- Кильдерайс (1858) (Интермеццо Ганса Христиана Андерсена по пьесе Людвига Хольберга )
- Амброзиус (1878) ( Кристиан Кнуд Фредерик Молбех )
- Йрса , соч. 78 (1881–82) ( Адам Оленшлегер )
- Данте , соч. 85 (1888) ( Кристиан Кнуд Фредерик Молбех )
- Мелодрама
- Золотые рога, соч. 11 (1832, Адам Оленшлегер )
- Гора Юра , соч. 14 (1833, Адам Оленшлегер )
- Водолаз , соч. 21 (1837, Фридрих Шиллер )
- Пролог к празднованию Musikforening памяти Нильса В. Гаде (1891, на стихи Кристиана Рихардта )
- Балеты (все на постановку Огюста Бурнонвиля )
- Остров фантазий, первый акт (1838)
- Валькириена , ( Валькирия ) , соч. 62 (1860–61)
- Тримсквиден (Песнь о Триме) , соч. 67 (1867–68)
- Аркона , соч. 72 (1873–75)
- Et Folkesagn совместно с Нильсом В. Гаде
- Другой
- Три характерные пьесы для струнного оркестра, соч. 81
- Множественные марши и другие обстоятельства
Вокал
[ редактировать ]- Оперы
- Ворон , соч. 12 (1830–32) ( Ганс Христиан Андерсен )
- Корсарерн , ( « Корсар» ), соч. 16 (1832–35) ( Хенрик Герц )
- Лиден Кирстен , ( Маленькая Кирстен ), соч. 44 (1844–46) ( Ганс Христиан Андерсен )
- Саул (незаконченный) (1864–65) ( Ганс Христиан Андерсен )
- Концертная кантата
- Деревенская девушка, любящая музыку (1833) ( Адам Оленшлегер )
- Вторые капли росы (1844) ( Шак фон Стаффельт )
- Скорбящая еврейка (1844-1875) ( Ганс Христиан Андерсен )
- Приветствие монахам (1848) ( Б. С. Ингеманн )
- Фрагмент из «Нагорной проповеди Иисуса» Оленшлегера », соч. 49 (1848 г.)
- Летний ( день 1854) ( Хенрик Герц )
- Свадьба дриады , соч. 60 (1858) ( о. Палудан-Мюллер )
- Zigeunersang (1859) ( Гете , перевод Х. К. Андерсена )
- За горами (1865) ( Андреас Мунк )
- Я Прованс , соч. 68 (1868–69) (Карл Андерсен)
- Привет Норвегии (1869)
- Весенняя песня , соч. 70 ( Весенняя песня , 1870–71) ( Андерсен )
- Перед Сиденс Клостером (1871) ( Бьёрнстерн Бьёрнсон )
- Псалом Давида 115 (1871 г.)
- Вёльвенс Спаадом, соч. 71 ( Пророчество Вольвы , Поэтическая Эдда)
- Субботняя тишина , соч. 76 (1878–79) ( Андреас Мунк )
- Невеста , соч. 77(4) (1880) ( Эмиль Аареструп )
- Лютер в Вартбурге , соч. 79 (1884) ( Йохан Людвиг Хейберг )
- Мир тонов , соч. 82 (1885) ( Кристиан Ричардт )
- Четверостишие Святых Трех Королей (1893)
- Множество других хоровых песен с инструментальным сопровождением.
- Церковные кантаты и кантаты для особых случаев
- Когда жизнь идет на убыль (1820)
- Кантата «Новогодняя ночь» (1824–1825)
- Кантата в честь органа, соч. 5 (1825) ( Адам Оленшлегер )
- Мотет к празднику Юбилея (1826 г.)
- Мужество на рождественском пиру (1827)
- Небесные звуки (1828) ( Адам Оленшлегер )
- Пасхальная кантата (1828)
- Христианин, который любит прекрасные музы (1831)
- Песня ко дню рождения принца Кристиана (1832)
- На границе страны и города (1834 г.)
- Песня ко дню рождения принца Кристиана (1835)
- Кантата для Общества потомков , соч. 19 (1836) ( Адам Оленшлегер )
- Кантата ко дню рождения принцессы Амалии (1839)
- Канта памяти А.В. Хюльсе (1838) ( Адам Оленшлегер )
- Похоронная кантата Его Величества короля Фредерика VI, соч. 27 (1839–40) ( Х. К. Андерсен )
- Похоронная кантата Джузеппе Сибони (1839) ( Х. К. Андерсен )
- Кантата к серебряной свадьбе короля Кристиана VIII и королевы Каролины Амалии (1840)
- Кантата ко дню рождения короля Кристиана VIII (1841 г.)
- Кантата ко дню рождения королевы Каролины Амалии (1842) ( Х. К. Андерсен )
- Кантата памяти КЭФ Вейзе , соч. 36 (1842) ( Хенрик Герц )
- Кантата к юбилею профессора Брорсона (1843) ( HC Andersen )
- Кантата памяти Бертеля Торвальдсена , соч. 41 (1844) ( Хенрик Герц )
- Похоронная кантата Его Величества короля Кристиана VIII , соч. 47 (1848) ( Йохан Людвиг Хейберг )
- Когда тело умирает, соч. 15 (1850, для трех солистов, хора и оркестра)
- Мемориальная песня павшим: Slumrer Södt i Schlesvigs Jord (1850, для хора и большого оркестра)
- Кантата на свадьбу барона Билле-Браге (1852) ( Х. К. Андерсен )
- Кантата к открытию нового здания Studentersangforeningen, соч. 64 (1863) ( Кристиан Ричардт )
- Похоронная кантата Его Величества короля Фредерика VII , соч. 64 б (1863) ( Х.П. Хольст )
- Кантата к открытию нового здания Копенгагенского университета (1866 г.) ( Кристиан Рихардт )
- Кантата к свадьбе наследного принца Фредерика и принцессы Луизы (1869) ( Х. П. Хольст )
- Кантата памяти Орлы Леманн (1870) ( Карл Плуг )
- Кантата к открытию нового Королевского театра (1874) ( Карл Плуг )
- Кантата к юбилею Копенгагенского университета, соч. 75 (1878–79) ( Карл Плауг )
- Кантата к открытию школы Хенрика Смита (1882) (Карл Андерсен)
- Кантата памяти Людвига Хольберга (1884) ( Кристиан Рихардт )
- Кантата к юбилею Школы гражданской добродетели (1887) ( Кристиан Рихардт )
- Кантата ко дню рождения Его Величества короля Кристиана IX (1888)
- Кантата к открытию нового Концертного дворца (1889 г.)
- Кантата на золотую свадьбу короля Кристиана IX (1891-982) ( Кристиан Рихардт )
- Кантата к хиротонии во епископа Копенгагенского собора (1899 г.)
- Песни и кантаты для a capella. хора
- Песни и романсы для голоса и фортепиано.
- Six Gesänge , для голоса и фортепиано, соч. 13 (1832)
- Четыре Danske Sange , для голоса и фортепиано (среди которых популярные Flyv Fugl, Flyv over Furesøens Vove и Lille Cathrine ) (1838)
- Шесть песен, для голоса и фортепиано, соч. 35
- Например , «Песни» Б. С. Ингемана для голоса и фортепиано, соч. 45
- Суламифь ог Саломон , девять песен для попеременных голосов и фортепиано, по мотивам Б.С. Ингемана , соч. 52 (1847–48)
- Six Gesänge , для голоса и фортепиано, соч. 55а (посвящается Софи Гейд)
- Фольмер Шпиллемандс Визер аф Хьортенс Флюгт , цикл мелодий для голоса и фортепиано, соч. 56
- Пять песен , для голоса и фортепиано, соч. 63
- Sange og Viser , песни для голоса и фортепиано, соч. 77
- Солен и Сильедален , цикл мелодий для голоса и фортепиано
- Сотни отдельных песен и романсов
Камерная музыка
[ редактировать ]- Соната для скрипки и фортепиано № 1 соль минор, соч. 8 (1826)
- Соната для скрипки и фортепиано № 2 до мажор, соч. 39 (1844)
- Соната для скрипки и фортепиано № 3 соль минор, соч. 83 (1886)
- Сюита для скрипки и фортепиано ля минор, соч. 66 (1864)
- Фантази-Аллегро для скрипки и фортепиано ре мажор (1889)
- Соната для флейты и фортепиано си-бемоль мажор, соч. 1 (1825 г.)
- Анданте и вариации для фортепианного трио до мажор (1849)
- Струнный квартет соль мажор (1848, последняя часть закончена только наполовину)
- Струнный квартет ля мажор (1852, последняя часть только в эскизах)
- Фортепианный квартет фа мажор, соч. 2
Фортепиано
[ редактировать ]- Соната для фортепиано № 1 ре минор, соч. 34 (1841)
- Соната для фортепиано № 2 соль минор (1851)
- Соната для фортепиано № 3 фа мажор (1853)
- Соната для фортепиано № 4 ля минор, соч. 80 (1876–83)
- Сонатина для фортепиано соль мажор, соч. 63а (1863)
- Сонатина для фортепиано в четыре руки, соч. 4 (1826)
- Два рондо для фортепиано, соч. 6 (1829)
- Фантазия для фортепиано, соч. 7
- Аллегро ди Бравура и Анданте для фортепиано, соч. 10 (1829)
- Восемь каприсов для фортепиано, соч. 18 (1835, опубликовано в двух сборниках, посвященных соответственно Генриху Маршнеру и Феликсу Мендельсону )
- Две характерные пьесы для фортепиано, соч. 25 (1839)
- Интродукция и религия Андантино для фортепиано, соч.
- Три жанровые пьесы для фортепиано, соч. 26
- Восемь скетчей для фортепиано, соч. 31 (1840–41, посвящен Эмме Хартманн )
- Шесть пьес в форме песни для фортепиано, соч. 37 (1842)
- Три пьесы для фортепиано ( Военный танец, Элегическая песня, Allegro grazioso )
- Шесть характерных пьес для фортепиано, соч. 50, со вступительными стихами Ганса Христиана Андерсена.
- Три пьесы для фортепиано ( Свенское Хемвее, Каприччио, Андантино - Она сидит там и играет на фортепиано ) (1848–51)
- Поучительные этюды для фортепиано, соч. 53 (1851°
- Пьесы-фантазии для фортепиано, соч. 54, посвященный Кларе Шуман )
- Новеллет из шести небольших пьес для фортепиано, соч. 55 (1852–55), со вступительными стихами Ганса Христиана Андерсена.
- Четыре пьесы для фортепиано ( Рассказывает Гудфаер, Сон Викингефруэна, Тыс!, Джулетрёст )
- Девять этюдов и новелл для фортепиано, соч. 65
- Пьесы старинных и новейших времен для фортепиано, соч. 74 (посвящается Эмилю Хартманну )
- Множество других более коротких частей
Орган
[ редактировать ]- Фантазия ля мажор (1826)
- Фантазия фа минор, соч. 20 (опубликовано в 1837 г.)
- Похоронный марш Торвальдсена . (1844 г.) с духовым ансамблем, опубликованный в сольной органной версии (1879 г.) Хартманна
- Траурный марш Оленшлегера (1850 г.) с духовым ансамблем
- Органная соната соль минор, соч. 58 (1855)
- Траурный марш Николая Петера Нильсена (1860)
- Музыка открытия к юбилею университета (1879 г.) с духовым ансамблем
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хартманн, Йохан Петер Эмилиус, 1805–1900» . Датский биографический лексикон . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Эйнштейн, Альфред (1947). Музыка эпохи романтизма . Нью-Йорк, США: WW Norton & Cy. стр. 317–318. ISBN 0-393-09733-1 .
- ^ Ингер Соренсен (1999). «Дж. П. Е. Хартманн» . Музей Тускуланум Получено 1 января ,
- ^ Сорен Берг Расмуссен, Ричард Хоув. «Дж. П. Е. Хартманн» . Датский биографический лексикон, Гильдендаль . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «О консерватории» . Королевская датская консерватория музыки . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Бендт Вийнхольт Нильсен. «Музыкальная ассоциация Копенгагена» . Немецкие доги, Гильдендаль . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Нильс Шёрринг (18 июля 2011 г.). «HS Паулли» . Немецкие доги, Гильдендаль . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «Эмма Хартманн» . Королевский Библиотека . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «Улица Нильса Вильгельма» . Разговорный лексикон Салмонсена . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «Намотка, Август Хенрик» . Разговорный лексикон Салмонсена . Проверено 1 января 2020 г.
- ^ Соеренсен, Ингер (1999). Хартманн. Династия датских композиторов (на датском языке). Копенгаген: Гильдендаль. ISBN 87-00-34688-8 .
- ^ Соеренсен, Ингер (1999). Хартманн. Династия датских композиторов (на датском языке). Копенгаген: Гильдендаль. ISBN 87-00-34688-8 .
Другие источники
[ редактировать ]- «Гартманн 3) Иоганн Петер Эмилиус» в Meyers Kommunikations-Lexikon , Лейпциге и Вене: Verlag des Bibliografiens Instituts, 1885–92, 4-е изд., том. 8, стр. 185–86. (на немецком языке)
- Уильям Беренд, JPE Хартманн: биография , Гилдендал, 1918, 93 страницы.
- Вигго Битч, JPE Hartmann , книжный магазин Olsens, 1954 г.
- Лотар Брикс, Фортепианная музыка Йохана Петера Эмилиуса Хартмана: вклад в музыкальный романтизм в Скандинавии , диссертация, Геттинген, 1971 г.
- Дэн Фог, Каталог Хартманна: Список печатных композиций JPE Hartmann , Копенгаген, Дэн Фог Musikforlag, 1991, 189 страниц.
- Ангул Хаммерих, Дж. П. Е. Хартманн, Биографические очерки , Г. Е. Гадс форлаг, 1916, 184 страницы.
- Ричард Хоув, JPE Hartmann , Копенгаген, Dansk Musiktidskrift, 1934, 172 страницы
- Ингер Серенсен, Хартманн, династия датских композиторов , Гильдендаль, 656 страниц
- Ингер Соеренсен, JPE Хартманн и Ханс Кредс , 4 тома, Museum Tusculanum Forlag, 1999–2002, 2452 страницы.
- Ингер Соеренсен, Дж. П. Хартманн, Тематически-библиографический каталог его произведений , 2 тома, Датский центр музыкальных публикаций, 1019 страниц.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бесплатные партитуры Йохана Петера Эмилиуса Хартманна в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Валькириена; балет , автор JPE Hartmann, публикация 1861 года, датский, оцифровано BYU на archive.org
- Йохан Петер Эмилиус Хартманн
- 1805 рождений
- 1900 смертей
- Композиторы-классики XIX века
- Датские композиторы-классики
- Датские композиторы-романтики
- Датские оперные композиторы
- Композиторы балета
- Датские классические органисты
- Датские классические органисты-мужчины
- Композиторы струнного квартета
- Академический состав Датской королевской музыкальной академии
- Директора Датской королевской музыкальной академии
- Композиторы из Копенгагена
- Датчане немецкого происхождения
- Датские оперные композиторы-мужчины
- Датские композиторы XIX века
- Музыканты-мужчины XIX века
- Семья Хартманн
- Органисты XIX века
- Композиторы для фортепиано